какова основная направленность спортивной тренировки

Основные направления спортивной тренировки (техническая, тактическая, физическая и психическая подготовка)

какова основная направленность спортивной тренировки. Смотреть фото какова основная направленность спортивной тренировки. Смотреть картинку какова основная направленность спортивной тренировки. Картинка про какова основная направленность спортивной тренировки. Фото какова основная направленность спортивной тренировки какова основная направленность спортивной тренировки. Смотреть фото какова основная направленность спортивной тренировки. Смотреть картинку какова основная направленность спортивной тренировки. Картинка про какова основная направленность спортивной тренировки. Фото какова основная направленность спортивной тренировки какова основная направленность спортивной тренировки. Смотреть фото какова основная направленность спортивной тренировки. Смотреть картинку какова основная направленность спортивной тренировки. Картинка про какова основная направленность спортивной тренировки. Фото какова основная направленность спортивной тренировки какова основная направленность спортивной тренировки. Смотреть фото какова основная направленность спортивной тренировки. Смотреть картинку какова основная направленность спортивной тренировки. Картинка про какова основная направленность спортивной тренировки. Фото какова основная направленность спортивной тренировки

какова основная направленность спортивной тренировки. Смотреть фото какова основная направленность спортивной тренировки. Смотреть картинку какова основная направленность спортивной тренировки. Картинка про какова основная направленность спортивной тренировки. Фото какова основная направленность спортивной тренировки

какова основная направленность спортивной тренировки. Смотреть фото какова основная направленность спортивной тренировки. Смотреть картинку какова основная направленность спортивной тренировки. Картинка про какова основная направленность спортивной тренировки. Фото какова основная направленность спортивной тренировки

Физическая подготовка. Она направлена на развитие физическихкачеств и является базой для совершенствования техники, подразделяется на общую и специальную.

Общая физическая подготовка (ОФП) создает основу для овладения упражнениями, способствует развитию двигательных способностей, повышению общей работоспособности. Для представителей многих видов спорта она одинакова и содействует развитию качеств, необходимых спортсмену для успешного выступления на соревнованиях.

Специальная физическая подготовка (СФП) — основа поддержания спортивной формы, быстрого овладения техникой упражнений вида спорта, достижения высокого уровня функциональных возможностей спортсмена и способности переносить большие тренировочные, а также соревновательные нагрузки. Средствами специальной физической подготовки являются упражнения «своего» вида спорта, сходные по структуре с соревновательными действиями.

Техническая подготовка. Она связана с освоением техники упражнений, приемов, действий и необходимого достижения высокого технического мастерства в избранном виде спорта. Техническая подготовка спортсмена является основой спортивного совершенствования.

Под техникой понимается система элементов движений; способ выполнения соревновательных упражнений, доведенный до уровня технического мастерства; совершенное владение рациональной двигательной структурой спортивных упражнений, выполняемых в условиях спортивной борьбы.

Основа технической подготовки — рациональный, совершенный и эффективный двигательный навык. Технику спортивных упражнений рассматривают как целостную деятельность спортсмена в условиях постоянно изменяющейся среды. Она включает форму и содержание движений, требует проявления точных мышечных и волевых усилий, соответствующего ритма и темпа двигательного акта.

Задачами технической подготовки являются: овладение техникой двигательных действий в избранном виде спорта, закрепление и совершенствование их в сложной соревновательной обстановке.

В спорте существует огромное количество движений, которые делятся по своей структуре на простые и сложные действия. Однако современный уровень спортивной техники заставляет спортсменов изучать самые сложные упражнения, искать пути быстрого и эффективного их освоения. Чтобы добиться успеха, необходимо обладать высоким уровнем развития специализированных двигательных качеств, безукоризненно владеть рациональной техникой движений, успешное освоение которой зависит от правильного понимания ее сущности. Это дает возможность на основе учета общих принципов обучения и тренировки выбирать кратчайший путь совершенствования двигательных действий.

Тренировочный процесс направлен на совершенствование дви-гательной деятельности спортсмена. Он представляет собой дина-мическую систему, в которой объектом управления является спортсмен, а управляющей стороной (субъектом) — тренер.

Каждое спортивное упражнение является системой, в которой имеются подсистемы:

кинематическая, включающая пространственные и временные компоненты;

динамическая, связанная с силовыми характеристиками;

ритмическая, отражающая распределение силовых акцентов во времени;

анатомическая, определяющая взаимодействие мышц при движениях туловища и конечностей;

фазовая, позволяющая делить движения на части и элементы. Сложной системой, способной к саморегулированию, самообучению, является организм спортсмена с его многоуровневым управленческим аппаратом и переходом от сознательного управления движениями к автоматической их регуляции. Эти закономерности характеризуют и становление двигательного навыка, при освоении которого в начале обучения педагогические задачи решаются неуверенно, со значительными мышечными усилиями и напряжением отдельных мышечных групп. Затем движения стабилизируются, они осуществляются автоматизированно, затраты энергии уменьшаются, возбуждение ЦНС (сначала генерализованное) постепенно концентрируется и ограничивается, и наконец, движения выполняются эффективно, экономно, согласованно.

Выделяется общая техническая подготовка, создающая основную двигательную базу, и специальная, направленная на овладение техникой соревновательных действий избранного вида спорта, на постоянное их совершенствование и обновление.

какова основная направленность спортивной тренировки. Смотреть фото какова основная направленность спортивной тренировки. Смотреть картинку какова основная направленность спортивной тренировки. Картинка про какова основная направленность спортивной тренировки. Фото какова основная направленность спортивной тренировки

Средствами технической подготовки являются фи-зические упражнения, многообразие которых делят на:

общеподготовительные — для всесторонней подготовки спортсмена;

специально-подготовительные — схожие с соревновательными, подводящие к основам техники;

соревновательные — действия из избранного вида спорта. Методы технической подготовки делятся на словесные, наглядные и практические.

Словесные методы активизируют внимание занимающихся, создают образ изучаемого упражнения, выделяют существенные детали в технике, оценивают действие, вносят коррективы в тренировочный процесс.

Тренер в ходе обучения для оценки и коррекции действий постоянно применяет такие слова, как «хорошо», «правильно», «неверно», «быстрее», «раньше», «выше», «стоять», «держать». Корректируя действия спортсмена, тренер может сказать: «В следующей попытке сделай разбег на один шаг больше» или «Во время старта — толчок сильнее».

К словесным методам относятся: анализ техники движений, са-мооценка и самоанализ, идеомоторная тренировка (проговаривание про себя техники упражнений и элементов, образное мышление, мысленное представление будущей мышечной деятельности).

Наглядные методы включают показ упражнений и демонстрацию их с помощью технических средств.

Показ в спортивной тренировке может быть осуществлен, когда тренер в совершенстве владеет упражнением и способен его продемонстрировать (например: в стрельбе, метаниях, беге, ходьбе на лыжах). Показ должен быть идеальным по ритму, приложению сил, амплитуде и другим параметрам, осуществляться в «боевом» и замедленном темпе.

Когда показать упражнение невозможно, используется демонстрация его с помощью технических средств, показа фотографий, видеомагнитофонных записей. Эта методика позволяет в обычном и замедленном воспроизведении видеть упражнения, получать срочную информацию об отдельных параметрах движения с помощью стоп-кадров.

Практические методы являются основными в технической под-готовке спортсмена. Они включают ознакомление или начальное разучивание, углубленное разучивание и совершенствование дви-гательного действия.

Навык и его формирование опираются на уже имеющиеся связи, для чего необходимо учитывать закономерности переноса, которые могут быть положительными или отрицательными. Положительный перенос способствует эффективному обучению (например, в акробатике — правильное отталкивание ногами способствует выполнению любых элементов). Отрицательный перенос мешает, если мышечные усилия по ряду параметров не совпадают.

В процессе обучения при ознакомлении формируются основы техники упражнения; во время углубленного разучивания воспитывается умение выполнять действие в соответствии с его оптимальными параметрами; при совершенствовании закрепляется двигательный навык и упражнение выполняется на высоком качественном уровне.

Ознакомление или начальное разучивание включает создание предварительного представления о движении: рассказ, объяснение техники элемента, демонстрацию или разъяснение движения с помощью технических средств обучения, самостоятельное осмысливание, опробование, если это возможно, освоение ритма движения и его структуры, определение и устранение ошибок. Освоение двигательных действий, упражнений осуществляется в целом и по частям. В целом действия выполняются в точном соответствии с их основной структурой (например, несложный прыжок в гимнастике или укол в фехтовании), по частям изучаются сложные упражнения, приемы и действия (например, при обучении плаванию вначале осваиваются согласования движений руками и ногами на суше, затем в воде у бортика с доской, далее — с дыханием и только после этого — способ в целом).

В процессе начального разучивания применяются подводящие упражнения, сходные по характеру с основными. Например, в гимнастике для изучения ряда элементов на перекладине предлагаются упражнения с гимнастической палкой; в легкой атлетике — бег с высоким подниманием бедра; в плавании — отработка дыхания на суше.

Особую группу при обучении составляют такие приемы, как помощь и поддержка при выполнении подготовительных и подводящих упражнений. В гимнастике и акробатике, например, с помощью одного или двух тренеров осваивают такие сложнейшие элементы, как двойное сальто и сальто с винтами на 360° или 720° (вольные упражнения), большой оборот в висе сзади на перекладине, различные стойки, кресты.

Имитационные упражнения дают возможность прочувствовать и более глубоко осознать движения (например: имитация движений лыжника, прыгуна с трамплина, прыгуна в воду; бой боксера «с тенью»; выполнение комбинации на бревне, нарисованном на полу).

Углубленное разучивание способствует полному усвоению техники движений путем выполнения целостного упражнения и структурно-родственных изучаемых элементов, приемов. Для этого используются срочная информация и технические средства обучения.

Срочная информация с помощью звуковых, световых, а также других приборов создает возможность для точной ориентировки при выполнении упражнений, для получения быстрой и объективной информации о различных параметрах движения. В гимнастике применяются специальные тензоустройства на снарядах, позволяющие оценить усилия и время выполнения толчка ногами и руками. В фехтовании, боксе используются щиты, на которых после нанесения ударов или уколов фиксируются точность попаданий и величина усилия. Для оценки срочной информации применяются методы: телепульсометрия, электромиография, эхокар- диография, гониометрия, сигналы голосом и метрономом.

В спортивной тренировке для освоения техники сложных упражнений применяются технические средства обучения (современное оборудование и инвентарь, экипировка, различные сооружения), специально сконструированные тренажеры, которые повышают эффективность, ускоряют процесс освоения техники движений и позволяют создать точные представления о кинематической структуре действия; характере мышечных напряжений; ритмической основе, отражающей динамику си-ловых акцентов во времени. Тренажеры также помогают управлять суставными движениями спортсмена, фиксировать отдельные звенья тела (в некоторых случаях — и тело в различных положениях), «проводить» спортсмена по всему движению. При этом поступает информация о движении, обеспечивается надежная страховка.

В гимнастике тренажерные устройства применяются для изучения сложных больших оборотов на перекладине, перелетов и сальто на брусьях (у девушек); в волейболе — для совершенствования блокирования; в гандболе — для точности бросков; в тяжелой атлетике — при движении штанги для фиксирования положения ее над головой.

Техническая подготовка — одно из центральных звеньев системы обучения спортсменов. В процессе многолетней тренировки обеспечивается неуклонное совершенствование технического мастерства, что требует знания биомеханических основ техники спортивных действий, особенностей становления двигательного навыка и применения технических средств обучения и тренировки.

Тактическая подготовка. Она обеспечивает рациональное ис-пользование приобретенных физических качеств и технических данных для ведения борьбы и достижения максимального результата, направлена на воспитание у спортсменов умения выполнять спортивные действия в зависимости от ситуации, с использованием рациональных способов и приемов ведения состязаний. При этом необходимо учитывать силы и возможности конкретного соперника. Тактика ведения спортивной борьбы тесно связана с физической, технической и особенно психологической подготовкой. Не случайно в ряде видов спорта выделяется тактико-психологическая подготовка. Наибольшее значение она имеет в спортивных играх и единоборствах.

В зависимости от знания действий соперника и его подготовки, задач, стоящих перед спортсменами или командой, условий соревнований тактика может быть:

индивидуальной — характерной для спортсменов таких видов спорта, как фехтование, бокс, борьба, гимнастика;

групповой (командной) — характерной для спортсменов таких видов спорта, как футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, гандбол, где важно определить размещение игроков, уточнить элементы зонной защиты, прессинга, а также воспитать умение варьировать свои действия в зависимости от ситуации.

Общая специальная тактическая подготовка связана с изучением общих основ ведения тактической борьбы, воспитанием тактического мышления, основанного на общих закономерностях тактики; специальная — строится с учетом особенностей вида спорта и условий соревнований.

Приемы и средства тактической подготовки разнообразны. Они зависят от видов спорта, ситуаций, значимости соревнований, других обстоятельств. Для совершенствования тактического мастерства целесообразно проводить тренировки с условным соперником, моделировать обстановку будущих состязаний, создавать домашние заготовки, осваивать обманные движения, «ловушки».

План тактический действий спортсмена (команды) постоянно уточняется и осуществляется на тренировках, соревнованиях, от него не рекомендуется отступать на занятиях и во время выступления. Если такая необходимость возникает, то коррекция вносится в ходе соревнований.

Психологическая подготовка. Она способствует развитию психических, волевых качеств и созданию психической готовности спортсмена к соревнованиям, направлена на реализацию потенциальных возможностей человека и достижение высокого (легкая и тяжелая атлетика, стрельба) или оптимального (гимнастика, прыжки в воду) результата. Правильно организованная психологическая подготовка помогает спортсмену, имеющему хорошую физическую и техническую подготовленность, управлять своим психическим состоянием и регулировать эмоциональное возбуждение в условиях борьбы; быть уверенным в собственных силах; быть готовым выполнить спортивное упражнение (прием, действие); вести борьбу до конца; противостоять различным раздражителям и помехам; самостоятельно руководить своими действиями, чувствами и поведением.

Ученые внесли огромный вклад в развитие психологии спорта и помогли выявить особенности различных психических процессов (восприятия времени, мышечно-двигательных представлений), эмоционально-волевых проявлений, мотиваций, психологических характеристик отдельных видов спорта.

На соревнованиях участники испытывают чувство радости, огор-чения, удовлетворения, неудовольствия. Эмоции, с одной стороны, повышают работоспособность, с другой стороны, отрицательно сказываются на выступлении спортсменов. Положительные эмоции («боевая готовность») ведут к приливу сил, повышают сопротивляемость организма к утомлению, негативные — вызывают неуверенность, апатию или излишнюю напряженность. Эмоциональное возбуждение в большинстве случаев способствует достижению высоких результатов. Психологическая подготовка подразделяется на общую и специальную подготовку.

Общая психологическая подготовка включает: воспитание и изу-чение личности спортсменов, совершенствование у них волевых качеств.

Воспитание личности — важнейший вопрос психологической подготовки. Тренер должен воспитывать своих учеников в духе высокой морали, товарищества, коллективизма, формировать уважение и доверие, идейность и целеустремленность, чувство патриотизма. В коллективе необходимо создавать атмосферу единства взглядов, взаимоуважения, готовности подчинить свои интересы общественным.

Тренер, работая с учеником, оценивает его сильные и слабые стороны, типологические особенности нервной системы, а также общее развитие и способности, волевые качества, отношение к тренировке и учебе, стремления, мотивы, побуждающие заниматься спортом, интересы, увлечения; следит за его личной жизнью, успехами, анализирует их причины; сравнивает и сопоставляет эти данные, чтобы оказать влияние на формирование спортсмена как личности.

Для спортсмена тренер составляет психограмму, в которой отражает: уровень развития физических качеств; техническую подготовленность; точность мышечно-двигательных ощущений, восприятий и представлений; идеомоторные реакции, сосредото-ченность внимания и его концентрацию; эмоциональную устойчивость на тренировках и соревнованиях; другие качества.

В психограмме также отмечаются: сильные и слабые стороны спортсмена в физической, технической и психической подготовленности; состояние готовности к ответственным соревнованиям; рекомендации по устранению недостатков.

Составной частью общей психологической подготовки является волевая подготовка. Волевое действие включает постановку и определение цели, принятие решения и самое главное — его исполнение, что требует преодоление субъективных и объективных трудностей. К волевым действиям относятся: дисциплинированность, целеустремленность, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, смелость и решительность, инициативность и самостоятельность.

Специальная психологическая подготовка направлена на подготовку спортсмена к соревнованиям и включает накопление информации о будущих соревнованиях и спортивных соперниках, моделирование на тренировках условий соревнований, обучение технике настройки на выполнение соревновательных действий, управление поведением спортсмена в процессе выступлений, воспитание умения определять и регулировать эмоциональное состояние.

Накопление информации заключается в изучении условий, задач, сведений о графике, времени будущих соревнований. Оценивают подготовленность как собственную, так и предполагаемого соперника, что позволяет организовывать тренировки в соответствии с требованиями предстоящих соревнований.

Моделирование на тренировках условий соревнований — это точное повторение их компонентов. Оно включает оценку пред-полагаемого уровня физических нагрузок, технических и тактических действий, психического напряжения, предусматривает чередование нагрузки и отдыха. Например, в тяжелой атлетике на соревнованиях перерывы между подходами к штанге в 2 — 3 раза продолжительнее, чем на тренировках. В данном случае, моделируя условия соревнований, тренеры должны увеличивать паузы между подходами. Гимнастам во время соревнований приходится находиться на местах участников 20 — 30 мин, в то время как упражнение длится 20 — 70 с, а опробование — 30 с на человека. В процессе тренировок эту обстановку моделируют на отдельных видах гимнастического многоборья.

Для воспитания привычки к необычным условиям соревнований на тренировки целесообразно приглашать зрителей, судей, искусственно создавать шум, проводить занятия под музыку.

Обучение настройке на выполнение соревновательных действий является существенной частью моделирования соревнований. Боль-шинство спортсменов перед выполнением упражнений (игрой) задолго до старта и непосредственно перед ним мысленно воспроизводят технические действия. Сосредоточение внимания на предстоящей соревновательной деятельности способствует закреплению навыков целенаправленного выполнения основных приемов. Спортсмен может мысленно построить модель движения, заглянуть вперед и запрограммировать свои действия.

Мысленное воспроизведение действия обеспечивает четкое представление полного цикла деятельности, определяет характер выполнения отдельных ее элементов (ритм, скорость, время, амплитуду, «проговорить» отдельные детали).

Сосредоточение внимания, его концентрация непосредственно перед стартом (например, перед разбегом, подъемом штанги, прыжком) — важнейший элемент настройки. В это очень короткое время спортсмены должны думать о первом элементе; месте, где выполнить толчок ногой; как выполнить поворот и отдать само- приказ, например: «Толчок ногой — сильнее!»; «Рывок штанги — выше!»; «Поворот — резче!»; «Спуск — плавно!». В процессе тренировки спортсменам необходимо запомнить эти действия и неоднократно повторять их. Это способствует целесообразному мышлению на тренировках, увеличивает число продуктивных подходов для выполнения тренировочных и соревновательных действий.

Использованная литература:

1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического твоспитания и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2004. – 480 с.

2. Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е. Акмеология физической культуры и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – Академия, 2007. – 208 с.

3. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2006. – 528 с.

4. Туревский И.М., Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры по дисциплинам предметной подготовки: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2003. – 320 с.

5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов. физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

Источник

какова основная направленность спортивной тренировки. Смотреть фото какова основная направленность спортивной тренировки. Смотреть картинку какова основная направленность спортивной тренировки. Картинка про какова основная направленность спортивной тренировки. Фото какова основная направленность спортивной тренировки

ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Методическое пособие для тренеров-преподавателей, педагогов дополнительного образования в области физической культуры и спорта

Составлено: Семенютой Т.Н., заместителем директора МБУДО ДЮСШ по методической работе

ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Спортивная тренировка – планируемый педагогический процесс, включающий обучение спортсмена спортивной технике и тактике, развитие его физических способностей.

Цель спортивной тренировки – подготовка к спортивным состязаниям, направленная на достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности.

Задачи спортивной тренировки:

— освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины;

— совершенствование двигательных качеств и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательного упражнения и достижение планируемого результата;

— воспитание необходимых моральных и волевых качеств;

— обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовки;

— приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности.

Все задачи решаются комплексно и направлены на достижение наивысших спортивных показателей.

Результаты решения задач спортивной тренировки выражаются понятиями «тренированность», «подготовленность» и «спортивная форма».

Тренированность – степень функционального приспособления организма к предлагаемым тренировочным нагрузкам, возникающая в результате систематических физических упражнений, способствующая повышению работоспособности человека, всегда ориентирована на конкретный вид спорта.

Тренированность подразделяется на общую (повышение функциональных возможностей организма общеразвивающими, укрепляющими здоровье упражнениями) и специальную (конкретный вид спорта).

Подготовленность – комплексный результат физической, технической, тактической, психической подготовки. Каждая из сторон подготовленности зависит от степени совершенства других её сторон, определяется ими и в свою очередь, влияет на их уровень.

Спортивная форма — высшая степень подготовленности спортсмена. Характеризуется его способностью к одновременной реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности.

Средства спортивной тренировки

Основными средствами спортивной тренировки являются разнообразные физические упражнения.

Классификация физических упражнений:

Каждая из этих групп имеет свои признаки, но главным образом они различаются педагогическими возможностями. Специфическим назначением, а также методикой проведения.

С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений разминки.

скоростно-силовые упражнения, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.);

— упражнения циклического характера на выносливость (бег на средние и длинные дистанции, плавание, лыжные гонки и т.п.);

— упражнения, требующие высокой координации движений (акробатика, гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание и т.п.);

— упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в изменяющихся режимах двигательной деятельности и ситуаций (спортивные игры, борьба, бокс, фехтование и т.п.).

общеподготовительные; специально подготовительные и избранно соревновательные.

Общеподготовительные являются преимущественно средствами общей подготовки спортсменов, эффективно решающие задачи всестороннего физического развития. Недостаточный прирост результатов или даже прекращение их роста, а также повышенный травматизм спортсмена обусловлен недостаточным объёмом общеподготовительных упражнений, особенно на ранних этапах обучения.

Необходимо помнить, что общеподготовительные упражнения должны выражать специфику избранного вида спорта.

Специально подготовительные — определяются спецификой избранного вида спорта. Упражнения подбираются с таким расчётом, чтобы обеспечить более направленное и дифференцированное воздействие на совершенствование физических способностей и формирование навыков, необходимых спортсмену.

Специально-подготовительные упражнения подразделяются на подводящие и на развивающие.

Подводящие – способствуют освоению формы, техники движений.

Развивающие – направлены на развитие и совершенствование основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости).

Избранные соревновательные упражнения — целостные двигательные действия или совокупность двигательных действий, являющиеся средством ведения спортивной борьбы и выполняются по возможности в соответствии с правилами соревнований по избранному виду спорта.

Методы спортивной тренировки

Метод спортивной тренировки – способ применения основных средств тренировки, совокупность приёмов и правил деятельности спортсмена и тренера.

В тренировочном процессе используют две большие группы методов:

1.Общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы;

2.Практические, включающие метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.

Словесные методы: рассказ, беседа, анализ, обсуждение и др.

Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от знания терминологии, умелого использования указаний, замечаний, словесных оценок и разъяснений.

Наглядные методы:

— правильный методический показ спортсменом или тренером;

— демонстрация видеозаписей, фильмов, схем и т.д.;

— применение простейших ориентиров, ограничивающих направление движения, преодолеваемое расстояние;

— применение световых, звуковых и механических лидирующих устройств.

Методы строго регламентируемого упражнения:

— методы, направленные на освоение техники выполнения упражнения;

— методы, направленные на воспитание физических качеств.

целостно-конструктивный (разучивание несложных упражнений в целом)

расчленённо-конструктивный (разучивание более сложных упражнений по частям).

При применении вышеназванных методов большое значение отводится поводящим и имитационным упражнениям.

Непрерывные методы – однократное непрерывное выполнение тренировочной работы.

Интервальные методы – выполнение упражнений, как с регламентированными паузами, так и с непроизвольными паузами отдыха.

При использовании этих методов упражнения выполняются в равномерном и переменном режиме.

При равномерном режиме интенсивность работы – постоянна, при переменном режиме – варьируется.

Интенсивность работы от упражнения к упражнению может возрастать или неоднократно изменяться.

В режимах непрерывной и интервальной работы может применяться круговой метод (станционный), направленный на избирательное или комплексное совершенствование физических качеств.

Игровой метод – используется не только для начального обучения движениям или воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложнённых условиях.

В наибольшей степени он позволяет совершенствовать такие качества, как ловкость, находчивость, быстроту ориентировки, самостоятельность, инициативу.

Служит весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.

Методы (способы) организации деятельности занимающихся

Данный метод требует специальной подготовки помощников тренера-преподавателя из числа, наиболее подготовленных обучающихся и заблаговременного их инструктирования по выполняемому заданию.

Принципы спортивной тренировки

Принципы спортивной тренировки – наиболее важные педагогические правила рационального построения тренировочного процесса, в которых систематизированы научные данные и передовой практический опыт тренерской работы.

Принцип направленности на максимально возможные достижения, углубленную специализацию и индивидуализацию.

Установка на высшие показатели реализуется соответствующим построением спортивной тренировки, использованием наиболее действенных средств и методов, углублённой специализацией в избранном виде спорта.

Направленность к максимуму обусловливает все отличительные черты спортивной тренировки – повышенный уровень нагрузок, особую систему чередования нагрузок и отдыха, ярко выраженную цикличность и т.д.

Спортивная специализация характеризуется наиболее благоприятным распределением времени и усилий в процессе совершенствования спортивной деятельности в избранном виде спорта, но не является таковым для других видов.

В связи с этим чрезвычайно важен учёт индивидуальных особенностей занимающихся при построении спортивной тренировки.

Ошибочный, не отвечающий индивидуальным качествам спортсмена выбор специализации или определённого амплуа в команде зачастую сводит на нет усилия спортсмена и тренера.

Принцип индивидуализации требует построения и проведения тренировки с учётом возрастных особенностей спортсмена, уровня его подготовленности.

Принцип единства общей и специальной подготовки.

Объективные закономерности спортивного совершенствования требуют, чтобы спортивная тренировка. Являясь глубоко специализированным процессом, вела бы в то же время к всестороннему развитию. В соответствии с этим в спортивной тренировке неразрывно сочетаются общая и специальная подготовки.

Единство общей и специальной подготовки означает невозможность исключения из тренировочного процесса ни одной из сторон подготовки без ущерба для роста спортивного мастерства.

Единство общей и специальной подготовки взаимозависимо на каждом этапе спортивной подготовки от вида спорта, от этапа обучения.

Оптимальное соотношение общей и специальной подготовки закономерно изменяется на различных стадиях спортивного совершенствования.

Принцип непрерывности тренировочного процесса характеризуется следующими основными положениями:

— спортивная тренировка строится как круглогодичный и многолетний процесс, гарантирующий наибольший кумулятивный (накопительный) эффект в направлении спортивной специализации;

— воздействие каждого последующего тренировочного занятия как бы «наслаивается» на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их;

— интервал отдыха межу занятиями выдерживается в пределах, гарантирующих восстановление и повышение работоспособности, причём в рамках тренировочных мезо – и микроциклов при определённых условиях допускается проведение занятий на фоне частичного недовосстановления, в силу чего создаётся уплотнённый режим нагрузок и отдыха.

Необходимо так строить тренировочный процесс, чтобы в наибольшей степени обеспечить возможную в данных конкретных условиях преемственность положительного эффекта тренировочных занятий, исключить неоправданные перерывы и свести к минимуму регресс тренированности. В этом заключается основная суть принципа непрерывности спортивной тренировки.

Принципиальный методический смысл этого положения заключается в требовании не допускать излишне длительных интервалов между тренировочными занятиями, обеспечивать преемственность между ними и тем самым создавать условия для прогрессирующих достижений.

Принцип единства постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок. Увеличение функциональных возможностей организма закономерно зависит от предъявляемых тренировочных и соревновательных нагрузок. Постепенное и максимальное увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок обусловливает прогресс спортивных достижений.

Это обеспечивается повышением объёма и интенсивности тренировочных нагрузок, постепенным усложнением требований, предъявляемым к подготовке спортсмена.

Постепенность в тренировке должна соответствовать возможностям и уровню подготовленности спортсмена, особенно юного, обеспечивая неуклонный рост его спортивных достижений.

Принцип волнообразности динамики нагрузок.

Прогрессирующее повышение тренировочных нагрузок на определённых этапах подготовки вступает в противоречие с ходом приспособительных изменений в организме спортсмена. Это вызывает необходимость наряду с отдыхом временно снижать нагрузки, обеспечивая необходимы биологические перестройки в организме спортсмена. Поэтому динамика тренировочных нагрузок не может иметь вид прямой линии – она приобретает волнообразный характер.

Волнообразные изменения нагрузки характерны как для относительно небольших отрезков тренировочного процесса, так и для этапов и периодов годичного цикла тренировки.

Волнообразные колебания свойственны как динамике объёма, так и динамике интенсивности нагрузок, причём максимальные значения их в большинстве случае не совпадают.

Принцип цикличности тренировочного процесса.

Характеризуется частичной повторяемостью упражнений, занятий, этапов и целых периодов в рамках определённых циклов.

Каждый очередной цикл является частичным повторением предыдущего и одновременно выражает тенденции развития тренировочного процесса, т.е. отличается от предыдущего обновлённым содержанием, частичным изменением состава средств и методов, возрастанием тренировочных нагрузок и т.д.

Эффективность тренировочного процесса в решающей мере зависит от рационального сочетания повторяющихся и динамических моментов при построении тренировки.

Весь тренировочный процесс, от элементарных его звеньев до этапов многолетней подготовки, состоит из циклов (микро-,мезо-, макроциклов), составляющих неотъемлемую систему рационального построения тренировочного процесса.

Принцип единства и взаимосвязи структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности спортсмена.

Данный принцип отражает структуру, взаимосвязь и взаимообусловленность соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена.

Рациональное построение тренировочного процесса предполагает строгую направленность на формирование оптимальной структуры соревновательной деятельности, обеспечивающей эффективное осуществление соревновательной борьбы.

Этим принципом особо следует руководствоваться при создании системы управления тренировочным процессом, разработке перспективного планирования на относительно длительный период.

Принцип возрастной адекватности многолетней спортивной деятельности.

В процессе многолетней тренировки необходимо учитывать динамику возрастного развития спортсмена, позволяющую эффективно воздействовать на возрастную динамику способностей, проявляемых в спорте, в направлении ведущем к спортивному совершенствованию и в то же время не вступающем в противоречие с закономерностями онтогенеза (индивидуальное развитие) человека.

В детско-юношеском возрасте, когда происходит формирование и созревание организма, эффект тренировки зависит от учёта особо чувствительных (сенситивных) периодов, характеризующихся более высокими, чем в иные периоды темпами развития способностей.

В юношеском возрасте, до полного возрастного созревания основополагающим в тренировке должны быть общая физическая подготовка, формирование у каждого спортсмена всего комплекса физических способностей (силы, быстроты, выносливости и т.д.)

Основные стороны спортивной тренировки

Одним из важнейших методических условий совершенствования технического мастерства являются взаимосвязь и взаимозависимость структуры движений и уровня развития физических качеств.

Соответствие уровня физической подготовленности спортсмена уровню владения его спортивной техникой – важнейшее положение методики технической подготовки в спорте.

Условно различают общую техническую и специальную спортивно-техническую подготовку.

Задачи общей технической подготовки – расширение фонда двигательных умений и навыков (школа движений), а также воспитание двигательно-координационных способностей, которые содействуют техническому совершенствованию в избранном виде спорта.

Двигательное умение – это способность выполнять двигательное действие на основе определённых знаний о его технике.

Многократное повторение двигательных действий приводит к постепенной автоматизации движений, и двигательное умение переходит в навык.

Навык — степень владения техникой, при которой управление движением происходит автоматизировано, а действия отличаются надёжностью.

Она включает в себя изучение:

— общих положений тактики избранного вида спорта;

— приёмов судейства и положения о соревнованиях;

— тактического опыта сильнейших спортсменов или команд;

— освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях;

— моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями.

Тактическая подготовка неразрывно связана с использованием разнообразных технических приёмов.

Общая физическая подготовка (ОФП) в современной спортивной тренировке связывается не с разносторонним физическим совершенствованием вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта.

Средства ОФП – физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена (бег, ходьба на лыжах, спортивные игры, плавание упражнения с отягощениями и т.д.).

ОФП проводится в течение всего годичного цикла тренировки.

Специальная физическая подготовка (СФП) — характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.

Основными средствами СФП являются соревновательные упражнения и специально подготовительные упражнения.

Физическая подготовка тесно связана со спортивной специализацией.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *