какова последовательность обучения детей дошкольного возраста трудовым действиям воспитатель
Организация и проведение трудовой деятельности в дошкольном возрасте (из опыта работы)
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Включение ребенка в трудовую деятельность обеспечивается существенными для него мотивами, он испытывает высокий эмоциональный подъем и радость от достигнутых результатов. Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества.
В труде дошкольника ярко обнаруживается связь с игрой. В игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые: в них присутствуют воображаемые трудовые операции. Но не только этим исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отражает труд взрослых. Принимая на себя роль взрослого,он проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам и т. д.
Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей:
1. Ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;
2. Обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;
3. Воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;
4. Воспитание общественно-направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.
В детском саду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами.Поначалу внимание детей привлекали лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволило сформировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость. Знания дошкольников о труде взрослых оказали большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду, не остались формальными, ведь ознакомление с трудовой деятельностью сочеталось с трудом самих детей.
В нормах ФГОС раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Так, например, формируя навыки и умения хозяйственно-бытового труда у детей 2 младшей группы, мы учили их протирать игрушки влажной тряпкой, в средней группе дети прополаскивали и отжимали тряпочку, которой протирались игрушки, намыливали кукольное белье, стирали его. В старшей группе дети мыли игрушки губкой с мылом, стирали мелкие вещи, готовили оборудование для занятий, труда, игры, приводили его затем порядок.
Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, мы учитывали особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно-гигиенические требования к его организации. В ходе обучения трудовым навыкам формировали у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходили на помощь всякий раз, когда дети нуждались в ней. Не допускали, чтобы дети испытывали огорчение от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях могла родиться неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Помнили о том, что труддолжен приносить детям радость: от достигнутых результатов и от своей полезности другим.
Также мы решали задачу формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходило это постепенно, путем объединения детей в процессе труда в небольшие с общим заданием (если у них уже есть опыт работы вдвоем- втроем, то общее задание может выполнять группа 6-7 участников).В процессе такого труда мы формировали у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащало детский опыт взаимоотношений в деятельности, придавало ему положительный характер.
Труд детей в детском саду разнообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных видов детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.).
Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий, навыки самообслуживания прочно усваивались детьми; самообслуживание начинало осознаваться как обязанность. Хозяйственно-бытовой труд детей необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание порядка и чистоты в помещении и на участке, на помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учились замечать любое нарушение порядка в группе или на участке и по собственной инициативе устраняли его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природе, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогал нам решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее). В процессе труда дети знакомились с простейшими техническими приспособлениями, учились бережно относиться к материалам, предметам труда. Дети на опытеусваивали элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать различные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги дети узнавали что ее можно складывать, резать, склеивать. Они приучались сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Работас природным материалом давала возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.
Труд детей в детском саду организуетсяв трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности. В младших группах поручения были индивидуальны, конкретны и просты, содержали в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку и т. д.) Такие элементарные задания включали детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могли организовать труд по своему побуждению. В средней группе поручали детям вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания сложны, содержали в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить ее последовательность). В старшей группе индивидуальные поручения организовывались в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда обучали их новым умениям. Индивидуальные поручения давались детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается, т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия. В подготовительной группе при выполнении общих поручений дети проявили необходимые навыки самоорганизации и поэтому к ним предъявлялись большие требования, мы переходили от разъяснения к контролю, напоминанию.
Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включались в разные виды дежурств, что обеспечивало систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходила ежедневно. В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными. Это позволило в средней группе ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работал один дежурный. Во второй половине года ввели дежурства по подготовке к занятиям. В старшей группе ввели дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменялись, каждый из детей систематически участвовал во всех видах дежурств.
Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко использовался в старшей и подготовительной группах. Дети уже имели достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности детей позволяли нам решать более сложные задачи трудового воспитания: приучали детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В подготовительной группе приобрел особое значение совместный труд, когда дети оказывались в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труддал нам возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.
Наша группа обеспечена оборудованием и материалами для организации детей. Для хозяйственно-бытового труда имеются фартуки, щетки, тазики, подносы; для труда в природе – лопаты, грабли, лейки.В наличие и различные материалы: семена для посева и посадки,природный материал: шишки, желуди и др. Все оборудование в достаточном количестве, хорошего качества, имеет привлекательный вид, соответствует возрасту детей. Оборудование размещено таким образом, чтобы им было удобно пользоваться и объединено по видам труда.
Заботясь о создании гигиенических условий для труда, предупреждали возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Так, работа, требующая напряжения зрения проходила при достаточном освещении. Наблюдали за тем, чтобы дети не работали длительное время в одной позе, обеспечивали регулярное проветривание помещения. Особо ценным является труд на воздухе.
Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок достаточно часто выполнял различные поручения, был дежурным, принимал участие в коллективном труде. При планировании трудовой деятельности мы постепенно усложняли воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывали, анализировали и оценивали работу по трудовому воспитанию.
«Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании» (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свой доклад на тему «Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании».
Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации Тема: «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации». Введение С древних времен.
Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Организация трудовой деятельности детей в ДОУ» В соответствии с годовым планом работы МБДОУ детский сад на 2017-2018 учебный год и приказом заведующего «О проведении оперативного контроля».
Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе на тему «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Коммуникативная.
Консультация для педагогов «Роль игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» Консультация для педагогов «Роль игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» В игре, как во всякой деятельности детей,.
Консультация «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Консультация на тему: «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» (из опыта работы).
Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.
Организация и методика проведения физкультурных занятий «Уголки» в старшем дошкольном возрасте Одной из нетрадиционных форм организации физического воспитания, рекомендуемых программой «Радуга», являются занятия «Уголки». Это универсальный.
Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возраста Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников. 2я группа раннего возраста. Труд становится великим воспитателем,.
План работы по самообразованию «Организация проектной деятельности в дошкольном возрасте» План работы по самообразованию воспитателя средней «Б» группы МБДОУ д/с №8 «Золотой ключик» Горбатовской Татьяны Владимировны Тема: «Организация.
Трудовое воспитание дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС
В настоящее время в детских садах незаслуженно забыто трудовое воспитание дошкольников. Трудовое воспитание дошкольников – это процесс взаимодействия воспитателя и ребёнка, направленный на формирование трудовых навыков, трудолюбия, творческого отношения к труду.
Считается, что это направление деятельности не современно и не относится к развивающему обучению. Однако, это не так.
Дошкольное образование, в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»,представлены следующие задачи:
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— формирование позитивных установок к различным видам труда.
-_ Взаимодействие детей друг с другом,детей и взрослых, педагогов и родителей.
Реализовать эти задачи возможно именно в процессе трудовой деятельности дошкольников.
В перечне целевых ориентиров ФГОС дошкольногообразования определены такие социально-нормативные возрастные характеристики:
— ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
— ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда;
— ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
Все учёные утверждают необходимость трудового воспитания с раннего возраста.
В «Концепции дошкольного воспитания» подчёркивается, что трудовая деятельность соответствует основному руслу психического развития ребёнка- дошкольника в связи с её привлекательностью и возможностью проявить свою автономность и независимость от взрослого использования технологий приобщения дошкольников к труду.
Трудовая деятельность детей состоит из четырёх компонентов:
1. Умение ставить цель.
2. Умение действовать под влиянием общественно значимых мотивов.
3. Умение планировать работу.
4. Умение достигать результата и оценивать его.
На основе классификации можно выделить две группы задач:
— помощь ребёнку в овладении трудовой деятельностью (в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков, умений);
— развитие личности ребёнка в труде (развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия).
В дошкольном учреждении используют следующие виды труда:
бытовой (хозяйственно- бытовой) труд,
труд в природе,
ручной труд.
Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, приём пищи, санитарно- гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.
Хозяйственно – бытовой труд- это второй вид труда, который ребёнок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда является труд по уборке помещения, мытьё посуды, стирка и т. д. Этот вид труда имеет общественную направленность. Ребёнок учиться создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду.
В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием этого вида труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде (огород на подоконнике, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.
Ручной труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца.
Работа над той проблемой, мы разработали перспективный план по трудовому воспитанию дошкольников. По плану про по созданию предметно развивающей среды в группе. водится серия мероприятий, посвященный ознакомлению детей с современными профессиями. Ведется планомерная работа по созданию предметно развивающей среды в группе. Группа обеспечена оборудованием и материалом для трудовой организации детей, имеется уголок дежурных, приобретены дидактические игры, детская художественная литература, изготовлены атрибуты по профессиям.
Формы организации труда детей дошкольного возраста.
Поручения – задания, которые воспитатель эпизодически даёт одному или нескольким детям, учитывая их возраст и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности.
Дежурство- труд одного или нескольких детей в интересах группы. В нём выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе. В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природе, по подготовке к занятиям.
Труд и родители.
Также важно трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС для родителей. Кроме того, от них в большей степени зависит результат «прививки» любви и хорошего отношения к труду. Те правила, которые присутствуют в дошкольном учреждении, должны использоваться и родителями в домашних условиях. В противном случае несовпадение требований может привести к недопониманию со стороны ребенка того, что от него требуют.Последствия таких разногласий разные: минимальное – ребенок будет постоянно не уверен в том, правильно ли он выполняет задание, максимальное – если в одном месте нужно делать так, а в другом так не нужно и нужно по-другому, то ребенок решит, что взрослые сами не знают, что ожидают от малыша и придумывают правила самостоятельно
Проблема трудового воспитания дошкольников решается только совместным трудом родителей и воспитателя. Только объединившись можно добиться положительных результатов!
Для того чтобы трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО имело положительный результат, обязательно нужно следить за гигиеной детей и чистотой предметов, с которыми они работают. Эффективность трудового воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС повышается, когда работа проходит на свежем воздухе. Если же дети трудятся в учреждении, то необходимо регулярно проветривать помещение и следить за чистотой предметов. Когда дети трудятся над какой-либо поделкой или рисуют, помещение должно быть хорошо освещено, дабы не навредить детскому зрению. Большое значение имеет поза для труда. Нельзя чтобы воспитанники больше часа находились в одной позе, так как это очень вредно для формирующегося позвоночника
Важность трудового воспитания дошкольников.
Человек должен обучаться труду, так как это единственный источник благополучного существования. Трудолюбие с ранних лет обеспечивает успех и достаток в будущем. Обученные труду с младенчества дети более самостоятельны, легко приспосабливаются к любым условиям и быстрее решают различного рода проблемы. Трудолюбие позволяет человеку обрести уверенность в себе и завтрашнем дне. Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС направлено на максимальное развитие знаний, умений и навыков ребенка, благодаря чему воспитанник детского сада сможет благополучно развиваться дальше и получать уважение близких, друзей и даже незнакомых людей.
Цели воспитания детей в дошкольномучреждении и в семье едины: и педагог, и родители хотят видеть своего ребенка трудолюбивым, обладающим навыками доступного им труда, с уважением относиться к труду людей, проявляющим бережное отношение к результатам труда, оказывающим помощь взрослым в семье.
Изготовления что-то в группе, ребенок с гордостью несет Это домой. И наоборот родители в семье могут ремонтировать игрушки, изготавливать атрибуты для детского сада. К такому труду можно привлечь и детей определив для них доступные операции. И какой гордостью наполняется ребенок!
Полезно организовывать совместную деятельность родителей, педагогов и детей в детском саду. Такой работой, обединяющейдетей и взрослых, может стать весенняя уборка участка, подготовка огорода к посадке….
Таким образом, организа ция разного рода совместных дел родителей и педагогов приближает семью к детскому саду.
Организация игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС. Игровые поля «Организация игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС» («Игровые поля») «Игра – это огромное светлое окно, через которое.
Интерактивное пособие «Лэпбук «Вода» как средство обучения дошкольников в соответствии с ФГОС Пособие будет интересно и полезно воспитателям ДОО, родителям для совместной деятельности с детьми по реализации той или иной лексической.
Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.
Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС «ФГОС ДО развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности.
Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС» Актуальность выбранной темы В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного.
Выступление на районном семинаре «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС до» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые коллеги, свой доклад мне хочется начать словами выдающегося советского педагога Василия Александровича Сухомлинского:.
Экологическое воспитание дошкольников в свете ФГОС Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.