каковы причины вхождения понятия педагогические технологии в теорию и практику педагогики
Современные педагогические технологии: признаки и классификация
Понятие педагогической технологии
Педагогическая технология – это специально продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности, направленная на совершенствование реализуемой воспитательно-образовательной деятельности, посредством использования эффективных методов и средств, а также создания благоприятных условий.
Педагогическая технология представляет собой систематизированный подход к созданию методов обучения и воспитания, их применения в образовательном процессе, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Таким образом, педагогическая технология отражает инновационные подходы и современные системные преобразования, которые происходят на данный момент в системе образования. Внедрение педагогических технологий в образовательный процесс обусловлено тем, что педагогика стремится соответствовать всем тем требованиями, которые предъявляются к ней со стороны общества и государства. Данные требования подразумевает подготовку нового поколения, на основании тех интеграций, которые происходят в постоянно меняющемся мире.
Реализация педагогической технологии на практике осуществляется в несколько этапов:
1. Целеполагание – постановка целей, которые необходимо достичь с помощью данной технологии. Первоначально педагогом ставятся диагностические цели, которые необходимы для определения проблемы.
2. Трансформация целей из диагностических в соответствующие им учебные задачи, которые педагог предъявляет учащимся в виде разнообразных учебных упражнений и заданий, которые и составляют основу образовательной деятельности.
3. Структурирование учебного процесса, наполнение его содержания инновационным инструментарием, организация эффективной управленческой деятельности.
Признаки педагогической технологии
Педагогические технологии необходимо отличать от методик. Именно поэтому рядом авторов были сформулированы основные признаки, которые присущи только педагогической технологии.
Признаки педагогической технологии (по Е. О. Ивановой):
1. Наличие конкретной педагогической идеи, которая имеет определенную философскую и методологическую позицию.
2. Строгая последовательность осуществления педагогических операций, действий и коммуникации, которые выстраиваются в соответствии с поставленными целями и ожидаемым результатом.
3. Процесс взаимодействия педагога с учащимися основа на учете их индивидуальных особенностей, возраста детей и традиционных принципов образования.
4. Возможность воспроизведения педагогической технологии любым педагогом, вне зависимости от его опыта, получение гарантированного результата.
5. Все диагностические процедуры, входящие в современные педагогические технологии содержат критерии, инструменты и показатели измерения эффективности полученных результатов.
К педагогическим технологиям предъявляются конкретные требования, которые были выделены Г. К. Селевко:
1) Концептуальность – каждая педагогическая технология должна иметь определенную опору на конкретную научную концепцию.
2) Системность – наличие всех признаков системы (логика, взаимосвязь элементов, целостность и т. д.).
3) Управляемость – возможность осуществления на всех этапах реализации педагогической технологии диагностики целей, составление плана, проектирование, варьирование методами и средствами, осуществление корректировки.
4) Эффективность – каждая педагогическая технология должна гарантировать получение конкретного педагогического результата, при минимальных затратах.
5) Воспроизводимость – педагогическая технология должна быть эффективна в применении, вне зависимости от вида учебного заведения, где ее воспроизводят или повторяют.
Классификация педагогических технологий
В настоящее время существует большое количество разнообразных классификаций педагогических технологий. Данные классификации разрабатывались время и разными авторами, в связи с чем, каждая из них несет в себе определенную авторскую особенность.
Педагогические технологии классифицируют по ряду оснований:
-в зависимости от вида педагогического воздействия на учащихся;
-в зависимости от возможности сочетания педагогической технологии с традиционной системой обучения;
-в зависимости от включенных в нее компонентов воспитания и обучения;
-в зависимости от технологии моделей обучения;
-в зависимости от профессиональной ориентации и др.
Кроме того, педагогические технологии могут быть классифицированы в зависимости от масштаба их применения и от необходимых для их реализации ресурсов.
Виды педагогических технологий в зависимости от масштабности:
-реализуемые только на определенных этапах учебного занятия;
-используемые в рамках отдельного урока или занятия;
-используемые в масштабах всей учебной дисциплины;
-требующие изменений и реорганизаций педагогического процесса.
Виды педагогических технологий в зависимости от потребностей используемых ресурсов:
-реализуемые при помощи специального оборудования, средств и технических устройств;
-реализуемые посредством разнообразных печатных материалов;
-требующие особенной расстановки мели в учебном кабинете.
В зависимости от целевой ориентации различают следующие педагогические технологии:
К современным педагогическим технологиям относятся:
1. Технологии проблемного обучения – предусматривается развитие и обучение детей посредством использования поисковых методов и средств.
2. Технологии модульного обучения – предусматривают гибкость учебного процесса, основанного на учете индивидуальных возможностей и потребностей учащихся.
3. Технологии развивающего обучения – направлены на всестороннее развитие личности через различные виды деятельности.
4. Технологии дифференцированного обучения – предполагает создание специальных условий, при которых выявляются и развиваются задатки учащихся.
5. Технологии активного обучения – используется моделирование социального и предметного содержания образовательной деятельности.
6. Технологии игрового обучения – использование в процессе обучения разнообразных игр и игровых ситуаций.
7. Обучение развитию критического мышления – обеспечение развития критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс с использованием интерактивных методов обучения.
«Современные технологии для развития речи дошкольников». Доклад для выступления на педсовете Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.
Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.
Календарный план недели «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению» в средней группе Тема недели: «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению»ПонедельникУтроУтренняя гимнастика Д/и «Найди что я назову»,Пальчиковая.
Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.
Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.
Современные педагогические технологии. Портфолио дошкольника Педагогическая технология Портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его.
История возникновения и развития понятия «педагогическая технология»
Исторически понятие «технология» возникло в связи с техническим прогрессом и согласно словарным толкованиям означает совокупность знаний о способах и средствах обработки материалов. Технология включает также и искусство владения процессом. Технологический процесс предусматривает определенную последовательность операций с использованием необходимых средств и условий.
Впервые термин «педагогическая технология» был упомянут в 20-ых гг. XX в. в работах И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, А.А. Ухтомского, С.Т. Шацкого. В это время распространилось понятие «педагогическая техника», которое в педагогической энциклопедии было определено как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий.
В 1940-1950-е гг. с внедрением в учебный процесс технических средств обучения появился термин «технология обучения», который в последующие годы под влиянием работ по методике применения различных технических средств обучения модифицировался в термин «педагогическая технология».
В середине 1960-х гг. содержание этого понятия подверглось широкому обсуждению в педагогической печати за рубежом и на международных конференциях, в результате чего было определено два направления его толкования. Сторонники первого настаивали на необходимости применения технических средств и средств программированного обучения. Представители второго направления главное видели в повышении эффективности организации учебного процесса и преодолении отставания педагогических идей от стремительного развития техники.
К началу 70-ых гг. XX в. была осознана модернизация различных видов учебного оборудования как условия применения прогрессивных методик и форм обучения. В этот период ученые расширили сферу составляющих процесса обучения, включив в понятие «технология обучения» планирование, анализ целей, научную организацию педагогического процесса, выбор методов, средств и материалов, соответствующих целям и содержанию обучения.
К концу 70-ых – началу 80-ых гг. XX в. вследствие развития техники и начавшейся за рубежом компьютеризации обучения понятия «технология обучения» и «педагогическая технология» стали осознаваться как система средств, методов организации и управления педагогическим процессом.
В 1990-е гг. понятие «педагогическая технология» было связано с технологизацией деятельности в различных областях человеческой жизни, в т.ч. и в сфере образования. Под давлением технологического опыта других отраслей педагогические технологии обретают новые возможности воздействия на традиционный процесс обучения и повышения его эффективности.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология». Несмотря на широкую распространенность термина и уже определившееся значение и место его в истории образования, содержание понятия, его объем постоянно подвергаются дискуссиям.
Понятие «педагогическая технология»: определения ведущих педагогов
Первоначально термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств.
На сегодняшний день понятие «педагогическая технология» не является общепринятым в педагогике. Существует множество интересных определений сущности педагогической технологии – термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие:
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве («Толковый словарь»).
Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М.А. Чошанов).
Педагогическая технология – это …
… совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
… содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
…описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).
… продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
… набор технологических процедур, обеспечивающих профессиональную деятельность педагога и гарантированность конечного планируемого результата (В.М. Монахов).
… системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
… последовательное и непрерывное осуществление взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников – педагогов и учащихся (В.С. Безрукова).
… упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижения прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса (В.А. Сластенин).
Анализируя различные определения педагогической технологии, их категориальные основы, можно сделать вывод, что технология в понимании разных исследователей выступает и как деятельность, и как система, и как процесс, и как совокупность методов и средств, и как управление.
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено в трех аспектах:
научным– так как она является областью или частью педагогической науки, изучающей и разрабатывающей цели, содержание и методы обучения;
процессуально-описательным – описание (алгоритм) процесса, задание совокупности целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
процессуально-действенным – в ходе осуществления педагогического процесса, функционирования всех личностных и методологических средств.
Таким образом, педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Она функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве объяснительной системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реально осуществляемого процесса обучения.
Сравнительный анализ понятий: «педагогическая технология», «технология обучения», «дидактическая технология», «дидактика», «методика обучения», «педагогическое мастерство», «педагогическая система», «педагогическая техника»
В педагогической литературе кроме понятия «педагогическая технология» можно встретить следующие термины: «образовательная технология», «технология обучения», «дидактическая технология», «технология воспитания» и др. Словосочетание «педагогическая технология» – это неточный перевод английского an educational technology – «образовательная технология». До недавних пор неточность не вызывала никакого дискомфорта. Английское слово technology имеет несколько значений: техника, технические и прикладные науки, технология. Разночтения возникают, как правило, из-за неадекватного перевода, а отчасти из-за того, что в русском языке, да и в английском, значения слов technology, technics, technique пересекаются.
Следует обратить внимание на то, что понятие «педагогическая технология» обозначает приемы работы в сфере обучения и воспитания. Поэтому понятие «педагогическая технология» шире, чем понятие «технология обучения» и «технология воспитания».
Можно применять термин «дидактическая технология», что наиболее точно соответствует изначальному смыслу.
Теперь разберемся во взаимодействии терминов «методика обучения» и «педагогическая технология». Выделим несколько точек зрения.
Одна из них заключается в том, что технологию от методики отличают два принципиальных момента: гарантированность конечного результата и проектирование образовательного процесса, т.е. выполнение системы процедур, указанных в технологии, всегда приводят к решению задач образовательной деятельности (В.В. Беспалько, В.М. Монахов и др.).
Вторая точка зрения: методика обучения – это приложение к теории обучения, цель этой методики – перевод теоретических положений в плоскость конкретных явлений, а технология же только способствует организационному упорядочиванию всех этапов процесса обучения (В.В. Гузеев, Г.И. Саранцев, А.И. Уман и др.). Так, В.В. Гузеев, являясь сторонником второй точки зрения, считает, что понятие «методика» шире понятия «технология». Методика включает вопросы образовательной политики, в том числе и выбор технологии для достижения целей. В частности, полагает он, одной из задач методики является выявление критериев применимости той или иной технологии.
Третья точка зрения заключается в том, что методика может входить в состав технологии, и наоборот – технология может входить в состав методики (Л.П. Крившенко и др.). В отдельных случаях, считает Л.П. Крившенко, методика может быть доведена и до уровня технологии. Например, имеется определенная методика оценки знаний. Если она отвечает требованиям объективности, валидности, то ее можно назвать педагогической технологией.
В целом, отличить методику обучения от педагогической технологии можно по степени выраженности, реализуемости критериев, приведенных в таблице 1.1.
Сравнительный анализ
методики обучения и педагогической технологии[1]
Критерии сравнения | Методика обучения | Педагогическая технология |
Определение | Система научно- обоснованных методов, правил и приемов обучения | Строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий |
Назначение | Рекомендует применение конкретных методов, организационных форм, средств обучения | Рекомендует процесс системы методов, организационных форм, средств обучения с учетом целей и управления обучением |
Фактические исходные предпосылки проектирования | Обоснование и процесс построения находит в технологии | Цели, ориентация и результат. Методологическая основа методики |
Парадигма | Совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса | Проект будущего учебного процесса |
Направленность | На конкретный предмет или на реализацию определенных целей | На универсализацию подходов к изучению учебного материала |
Новизна | Не всегда опирается на новейшие достижения педагогики и методики обучения | Опора на новейшие технические средства обучения |
Ориентация | На обучающих | На обучающихся |
Целенаправленность | Цели недостаточно определены | Четкость формулировки целей |
Концептуальность | Теория часто бывает не до конца разработана | Опора на разработанную теорию |
Системность | Не всегда достаточно высокая | Высокий уровень системного проектирования и применения целей, содержания, методов и средств обучения |
Диагностичность | Средняя, чаще всего низкая | Высокая |
Гарантированность качества обучения | Невысокая | Высокая |
Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть педагогическое мастерство. Одна и та же технология может осуществляться разными преподавателями, но в особенности ее реализации как раз и проявляется их педагогическое мастерство.
Особое место в структуре мастерства педагога занимает педагогическая техника. Педагогическая техника – совокупность умений и навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и на коллектив в целом. Владение основами педагогической техники – необходимое условие вооружения технологией.
Теперь о соотношении понятий «педагогическая технология» и «педагогическая система». Во многих подходах технология трактуется через понятие «педагогическая система». Между тем педагогическая технология имеет свои специфические черты. По большому счету технология может быть сама компонентом системы (но ей не является). Педагогическая система – это множество взаимосвязанных структур и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения. Педагогическая система, таким образом, отражает целостность педагогической действительности.
И, наконец, о дидактике. Традиционная дидактика ставит своей основной целью создание теории обучения, направленной на разработку методических приемов, а также организационных форм и методов обучения, которые оптимизируют процесс усвоения обучаемыми знаний, умений, навыков учебной деятельности. Таким образом, дидактика оперирует тем общим, что присуще различным частным методикам, а потому является еще более общим понятием.
Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 8463 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Понятие педагогической технологии в педагогике
Педагогическая технология – это сложная система, состоящая из методик, приёмов, которые объединяют концептуально связанные между собой образовательные цели, различные формы, средства, приёмы организации учебного и воспитательного процессов.
Все указанные элементы (составляющие) объединяются системным подходом и приводят в итоге к достижению поставленной цели, иногда – с некоторым допустимым отклонением.
Особенности понятия
В концептуальную часть педагогических технологий входит совокупность тех идей, которые являются научной базой, то есть заложены в фундамент конкретной педагогической технологии. Их содержание напрямую связано с целями, которые ставит перед собой и учениками любой педагог.
Что касается содержательной части, она связана с методикой обучения и другой деятельностью учителя по управлению и организации учебного процесса. Именно через выбранную и реализованную методику обучения можно увидеть уровень педагогического мастерства.
Профессиональный педагог может подобрать массу различных эффективных методик обучения, положительно воздействующих только на одну категорию учащихся. При этом он понимает, что аналогичные методы могут не повлиять на получение нужных знаний и навыков другими учащимися.
На правильное понимание наличия возможности применить ту или иную педагогическую технологию положительно влияет взаимодействие педагогов. При этом учителя делятся своим опытом друг с другом, внося новое понимание в уже существующие, сложившиеся методики обучения.
Сегодня учителям и преподавателям доступны конференции для педагогов, проводимые в разных удобных форматах. Отличная возможность опубликовать статью.
Каждая педагогическая технология может отличаться особенностями ее применения, но педагог должен всегда исключать личностный оттенок. Как считает Юдин В.В, учитель обязан следовать определённому алгоритму, который включает в себя последовательные шаги.
Муравьёв Г.Е. выделяет такие признаки педагогической технологии, которые должны иметь системную совокупность: эффективность, целостность, надёжность, обоснованность с точки зрения науки, нацеленность на результат. При этом Олешков М.Ю. добавляет, что педагогическая технология должна быть универсальной, тиражируемой и воспроизводимой.
Технология в педагогике
В современном мире наблюдаются тенденции поступательного развития в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности. То же касается и технологий в педагогической науке. Они направлены прежде всего на усовершенствование образовательного процесса.
Результатом правильно созданной и грамотно применённой педагогической технологии должно становиться достижение учащимся заранее запланированных результатов обучения. Для этого важно перейти от теоретической части к практическому применению разработанной технологии. Именно с её помощью ученик получает и осваивает те или иные знания, навыки, умения.
Так, в каждом конкретном образовательном учреждении реализуется педагогическая технология, охватывающая весь процесс. При этом у каждого педагога может быть авторская, уникальная, инновационная методика, которая коррелирует с общепринятой, а учащиеся по-своему принимают активное участие в обучении.
Какие бывают педагогические технологии?
Педагогические технологии в педагогике можно разделить на три глобальных группы. Это – педагогические способы:
Кроме указанного разделения, основные педагогические технологии можно классифицировать так:
Альтернативная классификация
Согласно определению Беспалько В. П., понятие «педагогическая технология» представляет собой технику реализации учебного процесса. Профессор оценивает учебные методики с помощью нескольких факторов управления ими: ручная или автоматизированная, разомкнутая или цикличная, направленная или рассеянная, система для малых групп или индивидуальная репетиторская.
Так, традиционное лекционное обучение в вузе по указанной классификации считается по управлению разомкнутой, ручной и рассеянной педагогической технологией. Обучение, использующее специальное учебное издание, является тоже разомкнутым, но в то же время направленным и автоматизированным.
Определения педагогических технологий могут отличаться у разных авторов, как и способы их классификации. Однако самым важным фактором, показывающим эффективность образовательного процесса, всегда будет оставаться степень усвоения учебных материалов учеником.