каковы реальные возможности проектного метода обучения на уроках технологии
Доклад «Применение проектного метода на уроках технологии»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Применение проектного метода на уроках технологии
Мастерство и художественное совершенство-
Необходимый элемент прекрасного. Без него
Не возникает эстетическое чувство
Образовательная область « Технология» является составной частью общего образования и вносит свой вклад в достижение общей педагогической цели школы, обеспечивая подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни, осознанному выбору профессии и пути ее получения. Основу «Технологии» составляют самостоятельная проектная деятельность учащихся.Руководство проектной деятельностью школьников для учителя технологии дело, в общем- то не новое. Учитель технологии на своих уроках во многих случаях может быть даже и не осознавая того, руководит именно проектной деятельность. Это происходит тогда, когда они под его руководством решают всевозможные конструкторско-технологические задачи, связанные с изготовлением объектов труда.
В настоящее время, систематизировав проектную деятельность школьников и руководство ее со стороны учителя в программу по технологии, введен раздел «Проект».
Проектный метод обучения «Технологии» предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества.
Творческий проект- это учебно-трудовое занятие, активизирующее деятельность учащихся, в результате которой ими создается изделие, обладающее субъективной, а иногда и объективной новизной.
Есть вполне устоявщееся определение того, что ПРОЕКТ-ЭТО «БРОСОК МЫСЛЬЮ В БУДУЩЕЕ». Иначе говоря, это идеальное представление конечного результата деятельности, «конечный продукт в уме». То, что будет достигаться и строиться.
Чтобы выполнить или защитить проект, необходима большая подготовительная работа, как со стороны учителя, так и учащихся. Работа, в результате которой создается что-то новое, оригинальное, считается творческой. Поэтому проекты, которые выполняются на уроках технологии, также называются творческими.
Для того, чтобы учащиеся могли полно проявить свои знания, умения, способность при выполнении творческих проектов, нужно представить им больше самостоятельности.
Применение метода проектов способствует возникновению такого взаимодействия и отношений школьников между собой, с взрослыми, при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности, не только достигаются запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира растущего человека. Воспитательная роль проектирования зависит от отражения этих трудовых отношений в духовной жизни учащихся, в преломлении их в мыслях и чувствах, в широте и глубине волевых усилий личности. Воспитание любви к труду как стержень трудового воспитания в целом возможно только тогда, когда ребенок проникнется красотой отношений между людьми, возникающих в трудовом процессе.
Выполнение творческого проекта — одна из сторон воспитания. Оно нацелено на осознание детьми, подростками, юношеством нравственной ценности трудового начала в жизни. Материально-ценностное отношение к труду включает понимание не только общественной, но и личной его значимости как источника саморазвития и условия самореализации личности. При этом важным фактором становится сформированная способность человека испытать радость от процесса и результата труда.
При определении содержания проектного обучения принципиально важным и сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана со многими факторами: возрастные и индивидуальные особенности школьников, учебно-материальная база для выполнения творческих проектов и др.
Одним из наиболее важных требований в отборе проектов является его творческая направленность. При подборе творческих проектов необходимо учитывать индивидуальные особенности школьников, степень их подготовки, возрастные и физиологические возможности.
Учет возможностей и интересов учителя, материально-технических ресурсов школьных мастерских предполагает подбор проектов с позиции возможностей и интересов учителя технологии и наличие материальной базы.
Тематика проектных заданий должна охватывать, возможно, более широкий круг вопросов школьной программы трудового обучения «Технология», быть актуальной для практической жизни. Не каждая ученица способна сама выбрать тему проекта. В связи с этим я даю перечень возможных проектных заданий т. е. формирую банк проектов, где отражена сфера деятельности и примерное задание.
Учащиеся должны выбрать для себя объект проектирования, тему проекта, т.е. изделия, которое они действительно хотели бы иметь.
К выбору темы я предъявляю требования, которые должны быть ученицами почти как инструкция:
Изделие должно быть хорошо знакомым, понятным, и главное интересным.
Необходимо предчувствие, что изделие позволит ученицам реализовать себя в творчестве, что оно им по силам.
Не страшно, что если темы будут повторяться, в процессе проектирования ученицы поймут, что двух одинаковых изделий получиться не может.
Основными критериями выбора проектов являются:
Тест с ответами для учителей технологии
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1. Главной целью образовательной области “Технология” является:
1. подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики;
2. подготовка учащихся к трудовой жизни;
3. подготовка учащихся к семейной жизни;
4. подготовка учащихся к трудовой и семейной жизни в условиях рыночной экономики.
2. Система организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на человека опасных производственных факторов, это
1. эффективность производства;
2. профессиональная деятельность;
3. экологическое сознание;
4. техника безопасности.
3. Спецификация – это:
1. Характеристика изготовляемого изделия по некоторым параметрам;
2. Конкретное назначение изделия;
3. Конкретный перечень того, каким критериям должно соответствовать разрабатываемое изделие, чтобы быть качественным ;
4. Соответствие определенным условиям производства изделия.
4. Заключительное оценивание учителем творческих работ учащихся должно сводиться:
1) к визуальному осмотру эстетического оформления конечного продукта творчества школьников;
2) к учету фактора самостоятельного осмысления учеником выбранной проблемы и использования им дополнительной информации;
3) к тщательному анализу поэтапного оценивания всей творческой деятельности учащегося;
4) к критическому учету ошибочных шагов школьника, выявленных на этапах разработки творческой задачи.
6. Какое место в творческом проектировании ученика должна занимать проблема использования вторичного сырья
1) поощряется применение только покупных материалов;
2) допускается использование комбинации покупных и бывших в употреблении материалов в одной проектной работе ;
3) критикуется применение покупных материалов;
4) поощряется применение только вторсырья.
7. Каковы реальные возможности проектного метода обучения на уроках технологии:
1) процесс выполнения проектов должен охватывать 100% учащихся класса;
2) процесс выполнения проектов должен охватывать только заинтересованных учащихя;
3) процесс выполнения проектов должен охватывать только учебное время;
4) процесс выполнения проектов должен охватывать максимальное количество учащихся и дополнительное время, свободное от учебы.
8. Что такое сертификат продукции?
1) программа практических действий для достижения определенных результатов;
2) документ, удостоверяющий качество данной продукции и ее соответствие названию
3) система регистрации данных;
4) анализ сложившейся коньюктуры рынка;
5) главный инструмент маркетинга.
8. Самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга), выполненное под контролем учителя, называется:
9. Инструкции по безопасности труда учащихся в школьных мастерских пересматриваются:
1) По мере необходимости;
3) По мере необходимости, но не реже одного раза в три года ;
10. Вводный инструктаж учитель технологии дает:
2) Перед выполнением практической работы;
3) В начале урока и перед выполнением практической работы;
4) Во время выполнения практической работы.
11. Инструктаж – это:
1) объяснение и показ способов трудовых действий ;
2) демонстрация фрагмента фильма с последующей беседой;
3) поведение испытаний готовых изделий;
4) демонстрация иллюстративного материала.
12. Специальный охранный документ, свидетельствующий об авторстве изобретения, подтверждающий право исключительного пользования новшеством, называется:
13. Основной метод обучения на уроках технологии:
2) метод упражнений;
4) метод пооперационного диктанта.
14. Какие формы организации уроков технологии относятся к развивающему обучению:
1) работа под диктовку учителя ;
2) работа по инструкционно- технологическим картам;
3) работа над проектом ;
4) работа по образцу.
15 Основной метод усвоения умений и навыков на уроках технологии:
16. Заключительным этапом обучения на уроках технологии является:
17. Законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте, называется …
1) технологический переход;
2) технологическая операция ;
4) технологический прием.
18. При изучении предпринимательства на уроках технологии рекомендуется следующее соотношение теоретического обучения и практических работ
1) 30 % теории, 70% практики
2) 70% теории, 30% практики
4) Соотношение не имеет значения.
19. Суть личностно-деятельностного подхода в изучении основ предпринимательства на уроках технологии заключается
1) принцип «Делай как учитель, смотри и повторяй за ним»
2) в необходимости изготовления учащимся образца продукции будущего предприятия
3) учащийся должен вовлекаться в процесс предпринимательства, моделируя конкретную предпринимательскую деятельность
4) учащийся должен на практике знакомиться с предпринимательством, посещая работающие предприятия
20. Наиболее эффективный подход при изучении основ предпринимательства
1) изучение предпринимательства как прикладной дисциплины
2) изучение предпринимательства как части экономической науки
3) изучение предпринимательства как области какой-либо хозяйственной деятельности
21. Целью изучения основ предпринимательства на уроках технологии является:
1) формирование у школьников первоначальных знаний по основам предпринимательства
2) подготовить школьников к будущей предпринимательской деятельности
3) научить школьников разрабатывать простейший бизнес-план
4) ознакомить школьников с азами рыночной экономики
22. Заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью в РФ разрешено
1) только по достижении 18 лет
2) с 16 лет с согласия родителей и школы
3) с 14 лет с согласия родителей, если окончил основную школу и работаешь на постоянной основе
24. Указать определение (классическое) маркетинга:
— это вид рыночной экономики
1) это деятельность по разработке товаров и сбыту
2) это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена
3) организация по товарному производству (используют фирмы с широкой товарной номенклатурой)
25. С чего начинается предпринимательская деятельность?
1) с официальной регистрации бизнеса
2) с предпринимательской идеи
3) с общения с потенциальными клиентами
4) с уверенности в самом себе
26. Назовите четыре основные составляющие маркетинга?
1 ) продвижение, продукт, продажная цена и позиция
2) потенциал, основная сумма долга, продажная цена и планирование
3) население, планирование, товарищество, позиция и политика
27. Эффективность производства – это показатель, характеризующий
1) соотношение затрат и результатов
2) максимальные результаты при минимальных затратах
3) общий объем полученной прибыли
28. Проектирование – это:
1) рисование моделей одежды, машин, техники и т.д.
2) создание новых предметов, которыми пользуется человек
3) описание идей по созданию новых предметов
29. Техносфера – это …
1 ) совокупность машин и механизмов, созданных человеком в результате научно-технического прогресса
2) совокупность технических приспособлений, закрепленных на сферической конструкции
3) совокупность элементов окружающего мира, созданных из природных веществ трудом и сознательной волей человека и не имеющих аналогов в естественной природе
30. Все машины предназначаются для:
1) преобразования механического движения
2) облегчения труда человека и повышения производительности труда
3) обработки конструкционных материалов
4 обработки информации
31. Главная (экономическая) функция предпринимательства заключается в …
1) производстве товаров и услуг для удовлетворения потребностей людей
2) эффективной организации собственного дела
3) нацеленности на создании новых товаров и услуг, способов их производства и реализации.
32. Затратами денежных средств в процессе ведения домашнего хозяйства называют:
33. Выберите верное утверждение.
1) бизнес-план является рабочим документом, описывающим все основные аспекты создания и развития бизнеса
2) бизнес-план является конфиденциальным документом, содержание которого не должны знать партнеры по бизнесу
3) бизнес-план является основным и обязательным документом при организации собственного дела.
34. Безработица, которая часто является следствием научно-технического прогресса, это:
1) фрикционная безработица,
2) структурная безработица,
3) циклическая безработица,
4) скрытая безработица,
5) сезонная безработица.
35. Какое государственное учреждение осуществляет регулирование занятости населения:
2) налоговая инспекция,
4) учебные учреждения,
5) общественные организации.
36. Какую функцию выполняют налоги?
38. Что понимают под квалификацией специалиста?
1) уровень образования
2) состояние здоровья
3) большой стаж работы по специальности
4) образование и практический опыт
39. Что такое профессиональная пригодность?
1) хорошее здоровье
3) взаимное соответствие возможностей человека и его профессии
4) способность быстро приспосабливаться к объективным условиям бытия.
40. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка ребенком является каждое человеческое существо до достижения:
1) 16-летнего возраста.
3) 14-летнего возраста
4) 12-летнего возраста
41. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности:
42. Являются ли информационная компетентность, знание современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения обязательными требованиями квалификационной характеристики по должности «учитель»?
3. Требование предъявляется дифференцированно от предмета преподавания и стажа работы учителя
4. Единый квалификационный справочник по должностям работников образования данного требования не содержит
43. Разрешается ли привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей)?
3. В особых случаях, по распоряжению вышестоящих инстанций
4. Разрешается эпизодически в связи с производственной необходимостью.
44. Имеют ли право обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом?
3.) В особых случаях, при наличии уважительных причин
4.) Да, по согласованию с администрацией учреждения.
45. Какие виды аттестации обучающихся и выпускников предусмотрены Законом Российской Федерации «Об образовании»?
1) Текущая аттестация, аттестация по результатам четверти, годовая аттестация, итоговая аттестация
2) Аттестация по результатам изучения тем, учебных модулей, программ
3) Промежуточная аттестация, государственная (итоговая) аттестация
4) Текущая аттестация, промежуточная аттестация, государственная (итоговая) аттестация
46. Дополнить наименование документа: Федеральный закон РФ от 24.июня 1998 г. «Об основных гарантиях …………………… в Российской Федерации»
47. Новым подходом в воспитании детей является:
1. личностно-ориентированный подход
3. природосообразный подход
4. когнитивный подход
48. По методике О.С. Газмана, этапы деятельности по педагогической поддержке детей в системе личностно-ориентированной технологии воспитания включают:
2. анализ, моделирование, реализация, контроль
3. изучение ситуации, принятие решения, совместная деятельность по реализации решения, анализ и рефлексия
49. Воспитание как процесс помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении рассматривается в авторской концепции
50. Феликсология воспитания, по Н.Е. Щурковой, Е.П. Павловой, – научно-теоретическое рассмотрение содержательной характеристики воспитания, обеспечивающее в состав цели воспитания формирование способности ребёнка быть:
1. толерантным в жизни на этой земле
2. счастливым в жизни на этой земле
3. свободным в жизни на этой земле
51. Ответ на вопрос, в какую оптимальную воспитательную систему должен быть включен растущий человек, чтобы переход от кульминации развития в одной фазе состоялся в кульминации другой фазы развития человека, содержится в методологии;
… 1. герменевтического подхода;
2. акмеологического подхода;
52. Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий:
1. Один раз в 3 года
2. Один раз в пять лет
3. Через год после предыдущей аттестации, если работнику были даны рекомендации аттестационной комиссии
53. Основной процедурой аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям квалификационной категории (первой или высшей) является:
1. Презентация портфолио
2. Экспертиза профессиональной деятельности
3. Квалификационные испытания в письменной форме
54. По методике оценки квалификации аттестуемых педагогических работников под ред. В.Д. Шадрикова, профессиональный стандарт квалификации педагога рассматривается как совокупность:
1. 3 компетентностей
2. 4 компетентностей
3. 5 компетентностей
4. 6 компетентностей
55. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области личностных качеств входит:
2. Умения создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности; условия позитивной мотивации самомотивации
3. Компетентность в методах и в предмете преподавания, в субъективных условиях деятельности.
56. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области постановки целей и задач входит:
1. Компетентность в методах и в предмете преподавания, в субъективных условиях деятельности.
2. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, умение перевести тему урока в педагогическую задачу, вовлечь учащихся в процессии формирования целей и задач
3.Умение устанавливать субъект-субъектные отношения, организовать учебную деятельность, реализовать педагогическое оценивание.
57. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области мотивации учебной деятельности входит:
1. Умение выбрать и реализовать образовательную программу, разработать собственные программные, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в педагогической ситуации
3. Компетентность в методах и в предмете преподавания, в субъективных условиях деятельности.
58. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области обеспечения информационной основы деятельности входит:
1. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения, организовать учебную деятельность, реализовать педагогическое оценивание.
2. Умения создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности; условия позитивной мотивации и самомотивации
3. Компетентность в методах и в предмете преподавания, в субъективных условиях деятельности.
59. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области разработки программ деятельности и принятия педагогических решений входит:
1. Умение выбрать и реализовать образовательную программу, разработать собственные программные, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в педагогической ситуации
2. Умения создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности; условия позитивной мотивации и самомотивации
3. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения, организовать учебную деятельность, реализовать педагогическое оценивание.
60. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области организации учебной деятельности входит:
1. Компетентность в методах и в предмете преподавания, в субъективных условиях деятельности.
2. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, умение перевести тему урока в педагогическую задачу, вовлечь учащихся в процессии формирования целей и задач
3. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения, организовать учебную деятельность, реализовать педагогическое оценивание
Специальный тест для учителей технологии, обучающих мальчиков
1. Выбор материала для изготовления изделия зависит, в первую очередь, от следующего фактора …
1) от потребностей покупателя
2) от функционального назначения изделия
3) от технологии обработки материала
4) от стоимости материала
2. Какой этап характерен для уроков технического моделирования:
3) проверка модели в действии;
4) практическая работа.
3. При изготовлении технических моделей необходимо владеть приемами:
2) окрашивания бумаги;
3) графической техники ;
4) обработки различных материалов.
4. На каком этапе творческого проекта происходит разработка графической документации?
5. Контроль изделий цилиндрических формы с точностью до 0,01 мм, при вытачивании их токарно-винторезном станке, осуществляется с помощью …
1) слесарной линейки
4) лекальной линейки
6. Какой угол резания надо увеличить, чтобы уменьшить трение резца о поверхность заготовки?
3) главный задний угол
7. При изображении окружности в косоугольной изометрической проекции эта окружность…
1) проецируется как эллипс
2) проецируется как овал
3) проецируется без изменения как окружность
4) сборочного чертежа
8. В каком из примеров правильно обозначена метрическая резьба, если размер наружного диаметра 16 мм, а шаг 1,5 мм?
9. Технологический процесс, суть которого заключается в заполнении формы материалами, называется …
10. Выберите правильную последовательность выполнения технологических операций при сверлении металла:
2) Разметка, зенковка, накернивание, сверление
3) Разметка, накернивание, зенковка, сверление
4) Сверление, накернивание, зенковка, разметка
11. Дайте наиболее полный ответ: каким из инструментов производят опиливание заготовок?
1 ) Надфилем и напильником
2) только напильником
12. Тепловое действие электрического тока используется в:
13. Плавкий и автоматический предохранитель рассчитывается по:
14. При изготовлении фанеры одним их способов является тангенциальный разрез ствола. Это означает, что …
1) плоскость разреза проходит перпендикулярно оси ствола дерева
2) плоскость разреза проходит через середину ствола дерева
3) плоскость разреза проходит вдоль оси ствола дерева на некотором расстоянии от сердцевины
15. Спутниковое телевидение обеспечивает передачу информации между континентами благодаря использованию:
1) акустических волн
2) гравитационных волн
3) электромагнитных волн
16. Выберите то направление строгания древесины, которое позволяет получить более гладкую (чистую) поверхность:
4) под углом к направлению волокон
17. Для чего нужна клиноременная передача?
1) для изменения движения суппорта
2) для крепления коробки скоростей
3) для передачи вращения от электродвигателя на коробку скоростей
4) для установки скорости вращения шпинделя
18. Какая передача относится к фрикционным?
19. Напряжение электрической сети переменного тока измеряют в
20. Наименьшую потребляемую мощность при одинаковой силе света имеют:
1) криптоновые лампы накаливания
2) люминисцентные лампы
3) светодиодные светильники
4) галогенные лампы
21. Крепежное изделие, имеющее с двух сторон резьбу
22. Укажите правильную последовательность подготовки режущего инструмента (стамески) к работе
4) в любой последовательности
23. Слоистый материал, для изготовления печатных плат
1) стеклотекстолит фольгированный
2) эпоксибромированная ткань
3) стеклотекстолит электротехнический
4) стеклотекстолит теплостойкий
4) стеклотекстолит кострукционный
24. Вещество, сочетающее припой и флюс
2) шариковый припой
4) канифольный флюс
25. По тепловодности лучшим материалом является
26. Технология монтажа в отверстии иногда называется
в) штырьковый монтаж
27. Электрокомпоненты, используемые в технологии монтажа по типу корпуса делятся на:
28. Раствором какой соли проводят травление плат в промышленности
а) медного купороса
в) персульфата аммония
29. Одно из основных свойств флюса, помимо удаления окисной пленки:
а) образование на поверхности припоя пленки, снижающей тепловые потери
б) антикоррозийное покрытие мест пайки
в) придание эстетического вида плате
г) снижение температуры плавления припоя
30. Прибор, анализирующий аналоговый сигнал в реальном времени, имеющий переменную составляющую
31. Какой из радиоэлектронных компонентов имеет линейную вольтамперную характеристику
32. Название строительного инструмента, для определения горизонта
в) уровень строительный
33. Документ, по которому производят технологическую сборку и монтаж радиоизделия
в) схема электрическая, принципиальная
г) сборочный чертеж
д) деталировочный чертеж
35. Для инструмента «болгарка» стандартными являются шлифовальные круги размером
36. Различают сверлильные станки
а) вертикально-сверлильные, горизонтально-поперечные
б) горизонтально-поперечные, радиально-сверлильные
в) вертикально-сверлильные, углошлефовальные
г) радиально-сверлильные, вертикально-сверлильные
37. Инструмент для нарезания резьбы на стержне или трубе
38. Какое дерево относится к наиболее твердым породам?
39.Как называется сплав меди с цинком?
40. Чем занимаются гальваники?
— покрыванием металла оловом
— покрыванием металла электролитическим покрытием
41. При измерении какой величины необходимо использовать источник питания для измерительного прибора?
42. К группе черных металлов не относится
43. К цветным металлам не относится :
44. Получение на поверхности металлических изделий рельефного рисунка называется :
45. Напряжение электропитания на рабочих местах для электропаяния в школьных учебных мастерских (в кабинете электрорадиотехнологии) соответствует