какой писатель подарил англии рождество

Чарльз Диккенс как зеркало английского Рождества

Имя великого писателя стало для британцев синонимом главного праздника года

какой писатель подарил англии рождество. Смотреть фото какой писатель подарил англии рождество. Смотреть картинку какой писатель подарил англии рождество. Картинка про какой писатель подарил англии рождество. Фото какой писатель подарил англии рождество
Чарлз Диккенс. Рождественская песнь в прозе / Пер. с англ. Т. Озерской; Предисл., коммент. В.М. Толмачёва. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 176 с. — (Христианский Запад)

В Англии имя Диккенса стало синонимом Рождества. Великий писатель оказал огромное влияние на восприятие этого праздника у себя на родине, наделив его новым смыслом, создав чисто английскую «рождественскую философию».

Вплоть до 40-х годов XIX века Рождество в Англии не праздновалось. Только в царствование королевы Виктории англичане начали украшать к Рождеству елку и присоединились к странам континентальной Европы. При Виктории возник и обычай публичного исполнения рождественских духовных песнопений, которые можно услышать в рождественские дни на улицах, в торговых центрах и даже в вестибюлях станций метро. Первая рождественская открытка в Англии также появилась в викторианские времена – в 40-е годы XIX века. Однако именно «Рождественские повести» Диккенса, которые он писал с 1843 по 1848 год, придали английскому Рождеству духовный и нравственный смысл главного и самого любимого праздника.

«Рождественские повести», каждую из которых Диккенс публиковал в канун Рождества, были им задуманы как своего рода святочные притчи, как проповеди нравственного очищения. Особое влияние оказала на английскую рождественскую атмосферу первая повесть этого цикла – Christmas Carol («Рождественская песнь»). Поводом для ее написания стала необходимость срочно выплатить денежный долг. Диккенс задолжал своему поверенному в делах 270 фунтов – изрядные деньги по тем временам, если учесть, что тогда джентльмен мог безбедно жить на сто фунтов в год. Отец Диккенса был посажен в долговую тюрьму в 20-е годы XIX века, что привело к тому, что ребенком писатель оказался на тяжелейших работах на красильной фабрике. Диккенс всю жизнь испытывал финансовые трудности и панически боялся повторить судьбу отца. Длинные романы, которые он обычно публиковал в печати с ежемесячными продолжениями, для этого не годились. Он остановил свой выбор на короткой повести. Начал он ее писать в октябре 1843 года с прицелом на публикацию накануне Рождества. Чтобы выиграть время, Диккенс решил развить образ Гэбриеля Грабба – второстепенного персонажа своих «Посмертных записок Пиквикского клуба». Так родился Эбинизер Скрудж, имя которого стало нарицательным в Англии.

«Рождественская песнь» – это история о том, как скряга и стяжатель Скрудж возрождается к новой, светлой и нравственной жизни. В повести Диккенс воспевает традиционные «рождественские ценности» – семейное тепло, бескорыстие, любовь к ближнему, сострадание. До сих пор миллионы англичан не могут без слез умиления читать эту повесть. Надо сказать, что весь шеститысячный тираж «Рождественской песни», опубликованной в середине декабря 1843 года, разошелся еще до Рождества. Однако Диккенс выручил за повесть всего 230 фунтов – меньше, чем был должен своему поверенному. И хотя последующие восемь изданий повести также разошлись очень быстро, Диккенсу не удалось разбогатеть. Писатель стал жертвой собственного успеха – пиратские издания повести в изобилии появились в Англии и Америке. Здоровье Диккенса пошатнулось, однако, испытывая финансовые трудности, он вынужден был отправиться в изматывающие лекционные турне в Америку, что в конечном итоге практически и убило его.

После «Рождественской песни» были написаны «Колокола», «Сверчок за очагом», «Битва жизни», «Гонимый человек». Эти трогательные повести и превратили Рождество в Англии в народный праздник любви, примирения, веселья и семейного единения.

В интервью «МН» куратор лондонского музея Диккенса Софи Слейд рассказывает, чем было Рождество для самого писателя.

– Для него самого это была прежде всего возможность перед лицом высшего символа добра (а именно так он воспринимал христианство) задуматься над собственной жизнью и переосмыслить прошлое. В канун и день Рождества Диккенс оценивал прожитую жизнь и прежде всего свои неудачи и отношения с близкими. Это и стало для многих поколений англичан примером того восприятия Рождества, которое со временем укоренилось в национальном характере.

– Сохранилось ли в Англии диккенсовское отношение к Рождеству и продолжают ли читать его «Рождественскую песнь»?

– Интерес к ней в рождественские дни всегда возрастает, и издатели печатают дополнительные тиражи. В музее мы ежегодно ставим пьесу для одного актера по мотивам этой повести. После представления обсуждаем и спектакль, и идеи повести, и посетители признаются, что «Рождественская песнь» с детства служит для них нравственным ориентиром. Ежегодно в Англии происходит чудесное преображение этой повести. Уже создано четыре или пять театральных и телевизионных постановок по мотивам «Рождественской песни», которые обычно показывают в рождественские дни. – Чем объясняется, что Чарлз Диккенс до сих пор определяет для многих англичан смысл и значение Рождества?

– Видите ли, Рождество, конечно, прежде всего христианский праздник, у него символическое религиозное значение. Однако по мере того, как английское общество постепенно становилось все более светским, Рождество начало утрачивать универсально христианское значение и приобретать черты национального британского праздника. И вот тут влияние Диккенса, особенно его «Рождественских повестей», приобрело огромное значение, заменив ритуальный смысл Рождества нравственным и одновременно превратив его в семейное торжество. Заметьте, мы в Британии, в отличие от стран континентальной Европы, практически не празднуем встречу Нового года. Рождество как бы заменяет нам оба эти праздника. И вот здесь Диккенс, как никто другой, пришелся ко двору. Сохраняя нравственный смысл Рождества, Диккенс с его викторианскими нравственными ценностями отсылает нас к национальным корням и одновременно модернизирует этот старинный праздник, превращая его в апофеоз любви и добра.

– А как в музее Диккенса отмечается Рождество?

– Наша рождественская программа обычно начинается в начале декабря и продолжается примерно две недели после Рождества. Рождественские святки празднуются у нас вплоть до 6 января. Мы начинаем их отмечать 26 ноября – в день, когда семья Диккенса обычно начинала готовиться к Рождеству, развешивая в доме традиционные рождественские украшения. Многие из них Диккенс описывал в своих книгах. Кроме того, мы устраиваем выставку, посвященную истории Рождества. Весь декабрь в музее проводятся специальные рождественские мероприятия. В эти дни за вход в музей взимается специальная плата, посетителям подаются пироги и вино, персонал музея надевает викторианские костюмы и платья эпохи Диккенса. Это очень важная для нас часть года, когда имя Диккенса становится символом нашего главного праздника.

Источник

Рождество по Диккенсу: как писатель создал праздничную традицию

какой писатель подарил англии рождество. Смотреть фото какой писатель подарил англии рождество. Смотреть картинку какой писатель подарил англии рождество. Картинка про какой писатель подарил англии рождество. Фото какой писатель подарил англии рождество

Мало кто знает, что Рождество стало не только церковным, но и семейным праздником благодаря английскому писателю Чарльзу Диккенсу. Именно с его подачи уже второе столетие люди собираются в Сочельник в кругу родных людей за праздничным столом.

Синди Сагхру, директор Чарльза Диккенса в Лондоне: «Рождество, каким мы знаем его сегодня, было популяризовано Диккенсом в книге „Рождественская песнь в прозе“. Люди стали праздновать его ровно таким образом, как описал Диккенс».

Диккенс написал сказку, а муж королевы Виктории, немец принц Альберт, ввел в Англии свою моду наряжать елку. Но елка — для богатых. Чтобы поставить ее, надо иметь, куда ставить, а дом был не у всех.

Синди Сагхру: «Большинство людей тогда жили в маленьких комнатах без кухонь. Они ели на улице, в тавернах. Дома приготовить еду было невозможно до тех пор, пока не выбился в средний класс».

Диккенс в «Рождественской песни» дал беднякам лайфхаки. Рассказал, что гуся можно зажарить в печи булочника за пенни. А сливовый пудинг отнести в прачечную, чтобы сварить в медном котле для кипячения белья.

Как журналист и писатель, Диккенс интересовался всеми практическими вещами, в том числе тем, что готовили на Рождество. Он не был классическим мужчиной викторианской эпохи: ему нравилось знать о том, что происходит на кухне.

Синди Сагхру: «К концу жизни Диккенс разочаровался в том, как в Англии с его же подачи стали праздновать Рождество. Праздник стал коммерческим, закрутился вокруг траты денег, а он считал, что самое главное — это сбор семьи и душевное тепло, а не показуха».

Источник

Как Чарльз Диккенс подарил Европе праздник Рождества

Сегодня кажется, что Рождество, с его обязательными атрибутами и традициями, существовало всегда. Однако это далеко не так. Запрещенное при Оливере Кромвеле, празднование Рождества в Англии было восстановлено монархией в 1660 году, после чего стало превращаться все в менее и менее религиозное событие. К началу 19 века традиция отмечать этот праздник практически угасла. Против прежней недели, празднование сократили до одного дня. Можно считать настоящим чудом возникновение Викторианского Рождества, породившего многочисленные традиции, которые сегодня считаются неотделимыми от этого праздника. Рождественские елки, открытки, обеды, подарки и колядки появились именно тогда.

Главную роль в таких переменах сыграло творчество Чарльза Диккенса. Его изображение праздника с уютными домами, сытными обедами и праздничными удовольствиями стали воплощение не только викторианского, но и современного Рождества.

Из многочисленных атрибутов концепции Рождества по Диккенсу, сегодня мы остановимся на идее пиршества, как нельзя лучше выражающего человеческое счастье. Она глубоко связана со средневековой и языческой идеей противостояния злым силам, а также необходимостью накопления, чтобы выстоять в суровую долгую зиму.

какой писатель подарил англии рождество. Смотреть фото какой писатель подарил англии рождество. Смотреть картинку какой писатель подарил англии рождество. Картинка про какой писатель подарил англии рождество. Фото какой писатель подарил англии рождество

Для Диккенса суть еды заключается в том, чтобы вместе собраться за столом, поддерживая друг друга и выразить благодарность Всевышнему (пусть даже это происходит лишь единожды в году). Доблестная борьба Боба Крэтчита превратить свою скромную рождественскую трапезу в подобие пира стали одним самых впечатляющих моментов «Рождественской песни в прозе». Несмотря на мизерную плату, положенную Скруджем своему усердному клерку, Боб и Марта Крэтчиты сумели поставить на стол все, что каждая семья в Англии обязательно вкушала на Рождество.

Со времен Елизаветы I запечный гусь считался рождественским блюдом. Бедные семьи могли позволить себе гуся на Рождество только если являлись членами Гусиного клуба и платили определенный взнос каждую неделю, чтобы на праздник запечь его в общественной пекарне, так как в основном в домохозяйствах рабочего класса отсутствовали печи. Именно так поступили Крэтчиты. Лишь в 1840-х годах, благодаря поставкам домашней птицы из Франции и Германии, гусь стал более доступным для большинства населения Англии.

Мода вкушать индейку на Рождество пришла в Европу из Турции. В Англии эту птицу выращивали в Норфолке, Саффолке и Кембридже. Доставить их в столицу было непростым делом. Птицы шли своим ходом. Их лапы покрывали смолой или обматывали тряпками; такое путешествие могло занять несколько недель, и лишь с развитием сети железных дорог индейка стала более доступной для широких слоев населения. В некоторых домах, увы, не у Крэтчитов, Индейку венчали вереницей колбас.

Рождественский пудинг и пироги

какой писатель подарил англии рождество. Смотреть фото какой писатель подарил англии рождество. Смотреть картинку какой писатель подарил англии рождество. Картинка про какой писатель подарил англии рождество. Фото какой писатель подарил англии рождество

Рождественский пудинг был обязательным для каждого застолья в Англии. В его приготовлении принимали участие дети. Английский сливовый пудинг считался вершиной отечественного десерта. В мастерстве его приготовления островитяне смогли превзойти кулинаров Франции. Он был сродни чуда. Он был похож на пестрое яйцо огромного размера.

Похоже, что мясные пироги на рождественском столе появились как символ яслей с малышом Христом внутри. По традиции, если съесть мясной пирог в каждый и 12 дней после Рождества, будет вам 12 месяцев счастья и удачи.

какой писатель подарил англии рождество. Смотреть фото какой писатель подарил англии рождество. Смотреть картинку какой писатель подарил англии рождество. Картинка про какой писатель подарил англии рождество. Фото какой писатель подарил англии рождество

Глинтвейн предлагал быстрое согревание, легкое опьянение и был довольно дешев, а значит, очень доступен широким слоям общества. И если глинтвейн Боба сделан из джина, Скрудж, заряженный духом Рождества, потягивает более дорогой напиток из красного вина со специями.

Как никто другой Диккенс верил в гуманизирующую силу рождественского праздника. Его вера в праздник как в нечто из прошлого, что следует ценить, его акцент на важность оглядки в собственное прошлое ради настоящего и будущего приобрели размах эпической битвы, которую он выдержал с честью, судя по сохранившимся традициям празднования Рождества до наших дней.

Мы обязательно рассмотрим все аспекты этой битвы великого писателя за Рождество, используя для этого последующие новогодние праздники.

Источник

Чарльз Диккенс как зеркало английского Рождества — Ефим Барбан

Чарльз Диккенс как зеркало английского Рождества

В Англии имя Дик­кенса стало сино­ни­мом Рож­де­ства. Вели­кий писа­тель ока­зал огром­ное вли­я­ние на вос­при­я­тие этого празд­ника у себя на родине, наде­лив его новым смыс­лом, создав чисто англий­скую “рож­де­ствен­скую философию”.

Вплоть до 40‑х годов XIX века Рож­де­ство в Англии не празд­но­ва­лось. Только в цар­ство­ва­ние коро­левы Вик­то­рии англи­чане начали укра­шать к Рож­де­ству елку и при­со­еди­ни­лись к стра­нам кон­ти­нен­таль­ной Европы. При Вик­то­рии воз­ник и обы­чай пуб­лич­ного испол­не­ния рож­де­ствен­ских духов­ных пес­но­пе­ний, кото­рые можно услы­шать в рож­де­ствен­ские дни на ули­цах, в тор­го­вых цен­трах и даже в вести­бю­лях стан­ций метро. Пер­вая рож­де­ствен­ская открытка в Англии также появи­лась в вик­то­ри­ан­ские вре­мена – в 40‑е годы XIX века. Однако именно “Рож­де­ствен­ские пове­сти” Дик­кенса, кото­рые он писал с 1843 по 1848 год, при­дали англий­скому Рож­де­ству духов­ный и нрав­ствен­ный смысл глав­ного и самого люби­мого праздника.

“Рож­де­ствен­ские пове­сти”, каж­дую из кото­рых Дик­кенс пуб­ли­ко­вал в канун Рож­де­ства, были им заду­маны как сво­его рода свя­точ­ные притчи, как про­по­веди нрав­ствен­ного очи­ще­ния. Осо­бое вли­я­ние ока­зала на англий­скую рож­де­ствен­скую атмо­сферу пер­вая повесть этого цикла – Christmas Carol (“Рож­де­ствен­ская песнь”). Пово­дом для ее напи­са­ния стала необ­хо­ди­мость срочно выпла­тить денеж­ный долг. Дик­кенс задол­жал сво­ему пове­рен­ному в делах 270 фун­тов – изряд­ные деньги по тем вре­ме­нам, если учесть, что тогда джентль­мен мог без­бедно жить на сто фун­тов в год. Отец Дик­кенса был поса­жен в дол­го­вую тюрьму в 20‑е годы XIX века, что при­вело к тому, что ребен­ком писа­тель ока­зался на тяже­лей­ших рабо­тах на кра­силь­ной фаб­рике. Дик­кенс всю жизнь испы­ты­вал финан­со­вые труд­но­сти и пани­че­ски боялся повто­рить судьбу отца. Длин­ные романы, кото­рые он обычно пуб­ли­ко­вал в печати с еже­ме­сяч­ными про­дол­же­ни­ями, для этого не годи­лись. Он оста­но­вил свой выбор на корот­кой пове­сти. Начал он ее писать в октябре 1843 года с при­це­лом на пуб­ли­ка­цию нака­нуне Рож­де­ства. Чтобы выиг­рать время, Дик­кенс решил раз­вить образ Гэбри­еля Грабба – вто­ро­сте­пен­ного пер­со­нажа своих “Посмерт­ных запи­сок Пик­вик­ского клуба”. Так родился Эби­ни­зер Скрудж, имя кото­рого стало нари­ца­тель­ным в Англии.

“Рож­де­ствен­ская песнь” – это исто­рия о том, как скряга и стя­жа­тель Скрудж воз­рож­да­ется к новой, свет­лой и нрав­ствен­ной жизни. В пове­сти Дик­кенс вос­пе­вает тра­ди­ци­он­ные “рож­де­ствен­ские цен­но­сти” – семей­ное тепло, бес­ко­ры­стие, любовь к ближ­нему, состра­да­ние. До сих пор мил­ли­оны англи­чан не могут без слез уми­ле­ния читать эту повесть. Надо ска­зать, что весь шести­ты­сяч­ный тираж “Рож­де­ствен­ской песни”, опуб­ли­ко­ван­ной в сере­дине декабря 1843 года, разо­шелся еще до Рож­де­ства. Однако Дик­кенс выру­чил за повесть всего 230 фун­тов – меньше, чем был дол­жен сво­ему пове­рен­ному. И хотя после­ду­ю­щие восемь изда­ний пове­сти также разо­шлись очень быстро, Дик­кенсу не уда­лось раз­бо­га­теть. Писа­тель стал жерт­вой соб­ствен­ного успеха – пират­ские изда­ния пове­сти в изоби­лии появи­лись в Англии и Аме­рике. Здо­ро­вье Дик­кенса пошат­ну­лось, однако, испы­ты­вая финан­со­вые труд­но­сти, он вынуж­ден был отпра­виться в изма­ты­ва­ю­щие лек­ци­он­ные турне в Аме­рику, что в конеч­ном итоге прак­ти­че­ски и убило его.

После “Рож­де­ствен­ской песни” были напи­саны “Коло­кола”, “Свер­чок за оча­гом”, “Битва жизни”, “Гони­мый чело­век”. Эти тро­га­тель­ные пове­сти и пре­вра­тили Рож­де­ство в Англии в народ­ный празд­ник любви, при­ми­ре­ния, весе­лья и семей­ного единения.

В интер­вью “МН” кура­тор лон­дон­ского музея Дик­кенса Софи Слейд рас­ска­зы­вает, чем было Рож­де­ство для самого писателя.

– Для него самого это была прежде всего воз­мож­ность перед лицом выс­шего сим­вола добра (а именно так он вос­при­ни­мал хри­сти­ан­ство) заду­маться над соб­ствен­ной жиз­нью и пере­осмыс­лить про­шлое. В канун и день Рож­де­ства Дик­кенс оце­ни­вал про­жи­тую жизнь и прежде всего свои неудачи и отно­ше­ния с близ­кими. Это и стало для мно­гих поко­ле­ний англи­чан при­ме­ром того вос­при­я­тия Рож­де­ства, кото­рое со вре­ме­нем уко­ре­ни­лось в наци­о­наль­ном характере.

– Сохра­ни­лось ли в Англии дик­кен­сов­ское отно­ше­ние к Рож­де­ству и про­дол­жают ли читать его “Рож­де­ствен­скую песнь”?

– Инте­рес к ней в рож­де­ствен­ские дни все­гда воз­рас­тает, и изда­тели печа­тают допол­ни­тель­ные тиражи. В музее мы еже­годно ста­вим пьесу для одного актера по моти­вам этой пове­сти. После пред­став­ле­ния обсуж­даем и спек­такль, и идеи пове­сти, и посе­ти­тели при­зна­ются, что “Рож­де­ствен­ская песнь” с дет­ства слу­жит для них нрав­ствен­ным ори­ен­ти­ром. Еже­годно в Англии про­ис­хо­дит чудес­ное пре­об­ра­же­ние этой пове­сти. Уже создано четыре или пять теат­раль­ных и теле­ви­зи­он­ных поста­но­вок по моти­вам “Рож­де­ствен­ской песни”, кото­рые обычно пока­зы­вают в рож­де­ствен­ские дни. – Чем объ­яс­ня­ется, что Чарлз Дик­кенс до сих пор опре­де­ляет для мно­гих англи­чан смысл и зна­че­ние Рождества?

– Видите ли, Рож­де­ство, конечно, прежде всего хри­сти­ан­ский празд­ник, у него сим­во­ли­че­ское рели­ги­оз­ное зна­че­ние. Однако по мере того, как англий­ское обще­ство посте­пенно ста­но­ви­лось все более свет­ским, Рож­де­ство начало утра­чи­вать уни­вер­сально хри­сти­ан­ское зна­че­ние и при­об­ре­тать черты наци­о­наль­ного бри­тан­ского празд­ника. И вот тут вли­я­ние Дик­кенса, осо­бенно его “Рож­де­ствен­ских пове­стей”, при­об­рело огром­ное зна­че­ние, заме­нив риту­аль­ный смысл Рож­де­ства нрав­ствен­ным и одно­вре­менно пре­вра­тив его в семей­ное тор­же­ство. Заметьте, мы в Бри­та­нии, в отли­чие от стран кон­ти­нен­таль­ной Европы, прак­ти­че­ски не празд­нуем встречу Нового года. Рож­де­ство как бы заме­няет нам оба эти празд­ника. И вот здесь Дик­кенс, как никто дру­гой, при­шелся ко двору. Сохра­няя нрав­ствен­ный смысл Рож­де­ства, Дик­кенс с его вик­то­ри­ан­скими нрав­ствен­ными цен­но­стями отсы­лает нас к наци­о­наль­ным кор­ням и одно­вре­менно модер­ни­зи­рует этот ста­рин­ный празд­ник, пре­вра­щая его в апо­феоз любви и добра.

– А как в музее Дик­кенса отме­ча­ется Рождество?

– Наша рож­де­ствен­ская про­грамма обычно начи­на­ется в начале декабря и про­дол­жа­ется при­мерно две недели после Рож­де­ства. Рож­де­ствен­ские святки празд­ну­ются у нас вплоть до 6 января. Мы начи­наем их отме­чать 26 ноября – в день, когда семья Дик­кенса обычно начи­нала гото­виться к Рож­де­ству, раз­ве­ши­вая в доме тра­ди­ци­он­ные рож­де­ствен­ские укра­ше­ния. Мно­гие из них Дик­кенс опи­сы­вал в своих кни­гах. Кроме того, мы устра­и­ваем выставку, посвя­щен­ную исто­рии Рож­де­ства. Весь декабрь в музее про­во­дятся спе­ци­аль­ные рож­де­ствен­ские меро­при­я­тия. В эти дни за вход в музей взи­ма­ется спе­ци­аль­ная плата, посе­ти­те­лям пода­ются пироги и вино, пер­со­нал музея наде­вает вик­то­ри­ан­ские костюмы и пла­тья эпохи Дик­кенса. Это очень важ­ная для нас часть года, когда имя Дик­кенса ста­но­вится сим­во­лом нашего глав­ного праздника.

Мос­ков­ские ново­сти, 26 декабря 2007 года

Источник

Как Чарльз Диккенс научил британцев праздновать Рождество

какой писатель подарил англии рождество. Смотреть фото какой писатель подарил англии рождество. Смотреть картинку какой писатель подарил англии рождество. Картинка про какой писатель подарил англии рождество. Фото какой писатель подарил англии рождество

До публикации повести Диккенса «Рождественская песнь» в 1843 году этот рождественский пудинг был известен только как «сливовый»

Чарльз Диккенс был гурманом, и именно его произведения познакомили британцев с той праздничной едой, которая практически не изменилась с момента, как семейство Крэтчит село за стол в его «Рождественской песни».

В своей кулинарной книге «Обед с Диккенсом» она исследует, как кулинария повлияла на его творчество, и воссоздает те блюда, о которых этот литературный гигант писал в своих произведениях. Пен также показывает, как он посредством пищи рисовал персонажи и комичные ситуации, и даже высвечивал социальные проблемы.

Для нашей встречи Пен на скорую руку даже сделала рождественский пудинг, но, к счастью, обошлось без каши.

Автор фото, CICO Books

Именно такие печенья Дэвид Копперфильд предложил понравившейся ему девочке

Когда Чарльзу Диккенсу было 12 лет, его отец угодил в тюрьму за долги; его семье пришлось переехать в заключение вместе с ним, а Чарльз был отправлен на фабрику по производству ваксы, где он зарабатывал копейки, которых ему едва хватало на дешевую еду и хлеб.

Его интерес к еде, по мнению Пен, возник именно в это время.

Автор фото, Getty Images

У Диккенса через отношение к еде показываются разные человеческие пороки (иллюстрация Джорджа Крушенка к «Оливеру Твисту», 1838 г.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *