каманы абхазия монастырь настоятель

КАМАНСКИЙ ИОАННО-ЗЛАТОУСТОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

каманы абхазия монастырь настоятель. Смотреть фото каманы абхазия монастырь настоятель. Смотреть картинку каманы абхазия монастырь настоятель. Картинка про каманы абхазия монастырь настоятель. Фото каманы абхазия монастырь настоятель
Вход в Команский Иоанно-Златоустовский монастырь, 2011. Фото Романа Щеткина с сайта sobory.ru

Мужской монастырь во имя святителя Иоанна Златоуста в с. Каманы Сухумской епархии

К северу в 12 км от Сухума, в районе поселка Каманы, на левом берегу Западной Гумисты, на небольшой возвышенности расположен средневековый храм святого Иоанна Златоуста, при котором и был создан монастырь.

Женский Василиско-Златоустовский монастырь

Женский Василиско-Златоустовский монастырь в Каманах был учрежден в 1898 году при возобновленном древнем храме во имя святого Василиска Команского. Число насельниц в нем достигало 300 человек, что позволяло обители вести крупную хозяйственную и просветительскую деятельность.

В 1924 году монастырский храм был разрушен, а в других монастырских постройках расположился дом престарелых.

Мужской Иоанно-Златоустовский монастырь

В 2001 году монастырь был возрожден как мужской.

Рядом с монастырем расположен источник святого мученика Василиска, от которого начинается крутая тропинка, ведущая вверх к деревянному храму мученика Василиска.

При монастыре находится школа для абхазских девочек-сирот и больница.

Архитектура

Храм Иоанна Златоуста

Храм Василиска Команского

Небольшой деревянный храм был возведен на средства от частных пожертвований на месте более древнего храма, построенного на месте захоронения святого мученика.

Святыни

После окончания реставрационных работ в 1990 году в монастырь был возвращен массивный каменный саркофаг раннехристианской эпохи, который с этого времени стал почитаться как гробница святителя Иоанна Златоуста. Этот саркофаг был найден в конце XIX века при строительстве колокольни, он содержал захоронение. В 1905 году хранившиеся в нем останки были извлечены и перезахоронены вблизи храма, а сам саркофаг помещен в храме. В 1967 году его перенесли в кафедральный собор в Сухуме из-за обветшания «Команского храма». По словам священника Александра Кременецкого, в 1906 году саркофаг еще не выдавался за гробницу святителя Иоанна Златоуста, но рассматривался как гроб «какой-либо сановитой особы, может быть, епископа» [1]. Соответственно, отождествление его с гробницей святителя возникло позже [2]. Представляется маловероятным, чтобы саркофаг, содержавший некогда мощи и служивший предметом поклонения, впоследствии мог быть использован для нового захоронения, в то время как и символический саркофаг в Пицунде (выдаваемый также за подлинный), и мраморный саркофаг в Бизери оставались пустыми [3].

Подробнее про местные легенды см. статью Каманы (Абхазия).

Настоятели

Использованные материалы

[1] Кременецкий А. С., свящ. Место блаженной кончины и погребения св. Иоанна Златоустого и Василиско-Златоустовский мон-рь в Абхазии. Воронеж, 1908. С. 23

[2] Дорофей (Дбар), иером. История христианства в Абхазии в первом тысячелетии. Нов. Афон, 2005. С. 152-153. Примеч.

Источник

Каманы абхазия монастырь настоятель

ПРИЗНАНИЕ РОССИЕЙ НЕЗАВИСИМОСТИ АБХАЗИИ

Каманский храм – одно из самых почитаемых христианами мест Абхазии, очень намоленное и благодатное место. Его история тесно связана с именем святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Констатинопольского и одного из трех Вселенских святителей. После смерти в 407 году его тело находилось в Каманах, а в 483 г. его мощи с большими почестями были перенесены в Константинополь по Указу нового императора Феодосия II. В настоящее время мощи Иоанна Златоуста хранятся в соборе Святого Георгия в Стамбуле. Иоанн Златоуст – христианский святой, почитаемый в лике святителей.

Саркофаг, где эти годы покоился Иоанн Златоуст, находится в Каманском храме. Рядом с храмом бьет ключом из карстового источника целебная вода, называемая богомольцами святой, исцеляющей от всех недугов. В течение последних двух веков Каманский храм является одним из крупнейших действующих центров паломничества православных христиан. В настоящее время гробница находится в церкви, а место погребения Иоанна Златоуста стало центром паломничества.

Настоятелем Монастыря Святителя Иоанна Златауста в Каманах Абхазской православной церкви является игумен Игнатий (Киут). Перед юбилейной датой признания Абхазии РФ отец Игнатий любезно согласился побеседовать с корреспондентом «РА».

– Приближается юбилейная дата – 10-летие признания Абхазии Российской Федерацией. Недавно в Абхазии отмечали и День России. Для нас этот праздник очень близок и дорог, потому что судьба России нам небезразлична так же, как и России небезразлична судьба нашей маленькой многострадальной Абхазии. Сам Бог объединил Россию и Абхазию. Бог объединяет людей через людей, через людей доброй воли. Хотя мы знаем, что враг человеческого рода – дьявол – разъединяет людей через тех людей, которые ему служат, через войны и различные жизненные катаклизмы. Господь объединил Россию и Абхазию давно, ещё в 1810 году. Россия первое государство, которое признала нашу независимость. Всем известна её поддержка и помощь, которые оказывала Россия в самые тяжёлые времена для нашего народа. Поэтому, конечно, абхазский народ ценит это. Признание сделало нас свободными, сделало нас народом, который может быть равноправным партнёром государствам во всех мировых процессах. Хотя есть страны, которые нас не признают, но через мировой авторитет России они вынуждены будут это сделать. Россия – мировая держава, Святая Русь, великое государство, и малая Абхазия. Малая в великом, и великое в малом. Мы не можем друг без друга. Сам Бог нас объединил. Пусть никто не думает, что это произошло по желанию людей. Это сам Господь желает, чтобы мы были в тесных духовных отношениях с Россией. Нас очень многое объединяет. Мы должны благодарить те страны, которые признали нашу государственность. Но Россия признала первой, и наши братские отношения будут вечными до скончания века. Я хочу пожелать нашим народам, чтобы наши духовные, культурные и экономические связи крепли, чтобы Абхазия стала развитой, самодостаточной страной. Чтобы политическое и экономическое устройство нашего государства было стабильным. Тогда и духовно-нравственное состояние нашего народа будет более высоким. Желаю гармонии государства и церкви, гармонии политических структур и гармонии церковных структур. Как бы ни было нам тяжело, мы должны достичь единения нашего общества. Мы должны идти к миру и согласию в нашем обществе. Любые разделения не приносят никакой пользы обществу: ни политические, ни духовные, ни церковные. Они тормозят развитие общества. И если раскалывается церковь, то расколется и государство. Поэтому призываю всех ещё раз к единению, миру и согласию, чтобы мы оставили нашим потомкам сильное развитое государство, которое оставило бы крепкий след в мировой истории человечества.

Когда мы сидим за столом, у нас тонкий застольный этикет, говорим красивые слова, произносим особенные речи. Однако мы должны и в жизни вести себя так же. Чтобы наши слова не расходились с нашими делами в повседневной жизни. Конечно, Господь нас призывает к терпению и смирению, призывает исполнять заповеди Божьи. Выполняя его заповеди, мы не нарушаем человеческий кодекс. А он схож у всех народов с христианским кодексом. Поэтому тот кодекс чести, который имеет наш абхазский народ, полностью совпадает с кодексами христианской жизни, Евангельским учением. А следуя Евангельским заповедям, мы также поддерживаем наши традиции, которые схожи с великим учением Святой православной церкви.

Желаю всем послушания, мира, терпения. Конечно же, в повседневной жизни мы должны думать и о ближних, немощных людях. И мне бы хотелось, чтобы в нашем обществе развивалась культура меценатства. К сожалению, в нашем обществе не очень развита благотворительность. Я бы хотел, чтобы мы не забывали убогих, больных, старых и немощных людей. Сегодня многие люди нуждаются в помощи и поддержке. Поэтому люди, которые имеют физические силы, материальные ресурсы, должны оглянуться и найти тех, кто нуждается и протянуть им руку помощи. Мира вам и согласия.

Каманский храм перестраивался много раз, но фундамент и часть постройки относятся к VI веку. Здание разрушалось много раз. Когда Абхазия присоединилась к России, после 1810 года по Указу российского императора здесь расположился женский монастырь. На территории монастыря в советское время был дом престарелых и инвалидов. Сегодня церковь существует за счет помощи прихожан, в основном, как рассказывает отец Игнатий, это российские паломники, которые гостят в Каманах каждое лето. А с недавних пор «Дом Москвы» взял шефство над монастырем.

– Обильные снегопады, которые прошли в прошлом году в Каманах, отрицательно сказались на фундаменте храма, – продолжает игумен Игнатий. – Земля фундамента задней части монастыря отошла. Мы очень переживали, так как у нас не было никаких возможностей укрепить эту стену. Это очень сложная работа, которая требовала больших материальных затрат. Но милостью Божьей, наш прихожанин Юрий Рельян, у которого по каманским молитвам родились дети, оказал нам помощь и содействие. Таким образом, мы приостановили оползень, укрепили стену и спасли храм. Работы продолжаются и сейчас.

Как вы знаете, у нас многие семьи, которые не имели детей, после молитв в Каманах, после купания в святых водах Мученика Василиска, обретают детей. В монастыре на учёте около 170 таких детей, родители которых получили Божью помощь в наших святых источниках. Родившиеся у них дети сегодня живут в России, Греции, Швейцарии, Германии, Абхазии. Мы собираем их фотографии, которые висят в нашей галерее. Конечно, не все 170, но около 80 фото мы имеем. Записываем их данные и хотим издать альбом «Каманские дети».

Мы безмерно благодарны всем, особенно Юрию Рельян, а также Алексею Хабан, за спасение святыни мирового значения, несмотря на все сложности и преграды, которые чинили нам некоторые чиновники. Милостью Божьей мы их преодолели, и наш величественный храм будет стоять во веки веков. Аминь!

Источник

Команский (Каманский) монастырь

каманы абхазия монастырь настоятель. Смотреть фото каманы абхазия монастырь настоятель. Смотреть картинку каманы абхазия монастырь настоятель. Картинка про каманы абхазия монастырь настоятель. Фото каманы абхазия монастырь настоятель каманы абхазия монастырь настоятель. Смотреть фото каманы абхазия монастырь настоятель. Смотреть картинку каманы абхазия монастырь настоятель. Картинка про каманы абхазия монастырь настоятель. Фото каманы абхазия монастырь настоятель

Команский (Каманский) монастырь относится к епархии Абхазской православной церкви. Этот храм носит имя святителя Иоанна Златоуста и является мужским монастырем. Ежегодно сюда приезжают более пятидесяти тысяч верующих и туристов.

Команский (Каманский) монастырь на панорамах Google Maps

Монастырь находится в районе урочища Коман (Каман) Сухумского района Республики Абхазия. Примерно в семи километрах южнее храма расположено село Коман. Монастырь от Сухум отделяет пятнадцать километров дороги. Рядом с храмом протекает река Западная Гумиста. Недалеко от монастыря находится небольшая часовня святого Василиска Команского (Каманского), возведенная на средства верующих.

История Команского монастыря

Считается, что в 404 году на территории, где сейчас находится храм, был похоронен Иоанн Златоуст — Константинопольский архиепископ, один из трех Вселенских святителей и учителей. Он был изгнан из Константинополя и направлялся в ссылку в Питиунт по указу правителя Аркадия.

каманы абхазия монастырь настоятель. Смотреть фото каманы абхазия монастырь настоятель. Смотреть картинку каманы абхазия монастырь настоятель. Картинка про каманы абхазия монастырь настоятель. Фото каманы абхазия монастырь настоятель

В 437 году мощи покойного Иоана Златоуста по приказу нового императора Феодосия II были перевезены из Комана через Питиунт в Константинополь. Саркофаг с частицами мощей святого епископа на сегодняшний день находятся в Команском монастыре.

Недалеко от храма расположен небольшой родник, вода из которого пригодна для питья. Этот святой источник считается целебным, излечивающим от многих болезней. Команский монастырь последние несколько веков является главным центром паломничества православных верующих.

В 1884 году монастырь в Команах посетил греческий археолог Г. Вризис. В ходе изучения артефактов на территории храма он подтвердил, что в каменном саркофаге некогда покоился Иоанн Златоуст. В одной из библиотек Европы этот археолог обнаружил древнее писание, в котором значатся Команы как место захоронения епископа.

Строительство Команского монастыря датируется примерно XI веком. Храм заново отстроили только в 1986 году. За основу был взят старый фундамент церкви. К XX веку от прежнего монастыря, возведенного в Средневековье, остались только руины.

каманы абхазия монастырь настоятель. Смотреть фото каманы абхазия монастырь настоятель. Смотреть картинку каманы абхазия монастырь настоятель. Картинка про каманы абхазия монастырь настоятель. Фото каманы абхазия монастырь настоятель

Развалины Команской церкви представляли собой остатки старинного каменного зала с отсутствующей полукруглой нишей, которая выступала наружу. Центральный зал освещался благодаря двум небольшим окнам. Одно было расположено в алтаре, другое — на западной стене. Вокруг церкви находились руины каменной стены.

Во время восстановления храма на прилегающей территории были отстроены новые сооружения. С северной и южной стороны построены два церковных предела. В западной части была сооружена большая колокольня высотой в три этажа. Во время возведения на территории храма колокольни был найден саркофаг, сделанный из известняка. Весил этот объект около тонны.

С 2001 года в Команском монастыре возобновлена монашеская жизнь. На сегодняшний день это место стало пристанищем послушников-мужчин. В феврале 2011 года правительство Республики Абхазия передало храм в постоянное пользование Абхазской православной церкви.

Сегодня мост через реку Гумисту, который много лет стоял разрушенным, восстановлен. С 2009 года руководит мужским Команским монастырем игумен Игнатий (Киут).

каманы абхазия монастырь настоятель. Смотреть фото каманы абхазия монастырь настоятель. Смотреть картинку каманы абхазия монастырь настоятель. Картинка про каманы абхазия монастырь настоятель. Фото каманы абхазия монастырь настоятель

Святыни храма

На территории монастыря паломники и туристы посещают самые знаменательные достопримечательности. Одним из главных мест храма является помещение, в котором находится гробница из камня. В ней по легенде покоился епископ Иоанн Златоуст. По местному преданию, его нетленные мощи находились здесь больше 30 лет, пока не были перенесены в Константинополь.

С 2004 года мощи Иоана Златоуста находятся в соборе Святого Георгия в Стамбуле. Перенесены сюда по указу Иоанна Павла II в 2004 году.

каманы абхазия монастырь настоятель. Смотреть фото каманы абхазия монастырь настоятель. Смотреть картинку каманы абхазия монастырь настоятель. Картинка про каманы абхазия монастырь настоятель. Фото каманы абхазия монастырь настоятель

В Команском монастыре находится икона Иоана Златоуста с частицами его мощей. Этот святой почитается не только в православии, но также и в католицизме, англиканской церкви, лютеранстве и древневосточных храмах.

Недалеко от Команского монастыря расположено святое место — пещера, в которой по преданию произошло третье обретение главы Иоана Предтечи. Восточнее храма стоит часовня Василиска Команского. Это небольшое деревянное строение, в котором по легенде находятся мощи святого Василиска.

Отзывы

По отзывам туристов побывавших в этом месте, дорога к храму для людей, которые будут ехать впервые, довольно трудная. Нет никаких указателей, и трасса больше предназначена для джипов, чем для обычных седанов и хетчбэков. Тем не менее место очень живописное и красивое. Здесь есть что посмотреть. На территории монастыря и рядом с ним много артефактов.

каманы абхазия монастырь настоятель. Смотреть фото каманы абхазия монастырь настоятель. Смотреть картинку каманы абхазия монастырь настоятель. Картинка про каманы абхазия монастырь настоятель. Фото каманы абхазия монастырь настоятель

Как добраться до Команского монастыря

Доехать к храму святого Иоана Златоуста можно на автомобиле из Сухум. От Сухум до монастыря всего 15 километров пути. Поездка из города в это святое место займет 25–35 минут. Маршрут будет пролегать через населенный пункт Яштуха и село Коман.

Схема автомобильного маршрута Сухум-Команский (Каманский) монастырь на карте Google maps

Добраться к храму из Сухум можно на местном такси. Здесь работают службы такси Гаруда-Экспресс, Престиж, Эльбрус.

Видео о посещении Команского монастыря в Абхазии

Источник

Каманский мужской монастырь святителя Иоанна Златоуста

Мiръ Абхазия Сухумский район Каманский мужской монастырь святителя Иоанна Златоуста

каманы абхазия монастырь настоятель. Смотреть фото каманы абхазия монастырь настоятель. Смотреть картинку каманы абхазия монастырь настоятель. Картинка про каманы абхазия монастырь настоятель. Фото каманы абхазия монастырь настоятель

Кама́нский монасты́рь святи́теля Иоа́нна Златоу́стого — православный мужской монастырь непризнанной Абхазской православной церкви, расположенный в селе Коман в Абхазии. На территории монастыря был похоронен святитель Иоанн Златоуст. В 438 году его мощи были перенесены в Константинополь.

Содержание

История [ править ]

На территории монастыря был похоронен святитель Иоанн Златоуст. В 438 году его мощи были перенесены в Константинополь.

В 1986 году монастырский храм был восстановлен на фундаменте средневековой церкви (построенной не ранее XI века). Фундамент представлял из себя остатки однозального каменного строения без выступающей наружу апсиды с внутренним алтарным полукружием. Помещение освещалось с помощью двух узких окон, расположенных в алтаре и в западной стене.

Территория вокруг монастырской церкви окружена была ещё в древности каменной стеной. Современный храм в период реставрации получил дополнительные пристройки: с севера и с юга были возведены два придела, а с запада — трёхэтажная колокольня, перекрытая высоким шатром. При строительстве колокольни в земле был найден саркофаг, высеченный из цельной глыбы известняка и весящий около тонны.

В 2001 году в монастыре возобновлена монашеская жизнь. В церкви во имя свт. Иоанна Златоуста стоит каменная гробница святителя и икона с частицей его мощей.

10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование.

Мост через Гумисту уже отстроен и паломники приезжают постоянно. Игумен Игнатий (Киут) продолжает благоустраивать монастырь.

Храмы [ править ]

Небольшой деревянный храм был возведен на средства от частных пожертвований на месте более древнего храма, построенного на месте захоронения святого мученика.

Источник

СТРАНА ДУШИ

(Продолжение. Начало в № № 633-635)

Водокачка с крестом

Из Нового Афона, где мы обосновались, наш путь в Каманский монастырь лежит через Сухум. Вообще все расстояния в Абхазии для жителя Севера просто смешные: ну, полсотни вёрст до Каман – что это? Не успеешь оглянуться, как уже столица, а здесь, как нам сказали, не заезжая в центр, нужно повернуть налево и подниматься по дороге в гору. Мимо разорённого обезьяньего питомника, мимо танка на постаменте, памятника защитникам Абхазии, – всюду напоминания о прошедшей войне, о жизни, остановившейся в одночасье.

Дорога взбиралась всё выше и делалась всё уже и хуже, так что, в конце концов, я не выдержал и притормозил возле шедшего вдоль дороги статного молодого человека в чёрных очках и накинутой поверх плеч рубашке. Он улыбнулся и кивнул: не беспокойтесь, проедете! – и, как мне показалось, хотел махнуть рукой. Но рук у него не было. Обеих. Некоторое время мы с Михаилом ехали молча, поражённые увиденным. Сапёр? Или отрезали в госпитале?

Вот видны сваи и перекрытия какого-то незаконченного моста – по-видимому, объездной дороги вокруг Сухума, которая никогда не будет достроена. Чем-то это напомнило мне переломанный хребет огромного динозавра. Справа у дороги показалась высокая башня с многочисленными крестами на ней, похожая на старинную сванскую башню. Такие башни строились в старину в селениях сванов как наблюдательные вышки с тем расчётом, чтобы в них можно было долго обороняться. Но откуда здесь сваны? До Кодорского ущелья отсюда почти сотня километров. Я снова притормозил и отправился спросить у неспешно покуривающих в отдалении мужичков, правильно ли едем и что за башня.

– Водокачка, – усмехнулись они.

– А почему крест наверху?

– А почему нет? Мы же христиане.

Возвращаюсь, Михаил спрашивает:

– А почему крест наверху?

каманы абхазия монастырь настоятель. Смотреть фото каманы абхазия монастырь настоятель. Смотреть картинку каманы абхазия монастырь настоятель. Картинка про каманы абхазия монастырь настоятель. Фото каманы абхазия монастырь настоятель
Стенд у входа в монастырь: блюдите яко опасно!

Ходить по дичающим садам здесь никому и по сей день не приходит в голову – хотя британская международная организация по разминированию «Хело Траст», говорят, полностью обезопасила местность, всё же неразорвавшиеся мины и снаряды остались. Поднявшись на высокий берег Гумисты, не без радости замечаем далеко внизу мост – ещё несколько лет назад он был разрушенным, и нам рассказывали, как паломники перебирались на другую сторону реки канатной переправой – верхом на такой забавной подвеске, похожей на наши северные пасхальные качели. Теперь, спустившись к мосту по крутому серпантину, мы спокойно переезжаем на другой берег реки, а тут уже и до монастыря рукой подать.

Место, где сейчас тихо

каманы абхазия монастырь настоятель. Смотреть фото каманы абхазия монастырь настоятель. Смотреть картинку каманы абхазия монастырь настоятель. Картинка про каманы абхазия монастырь настоятель. Фото каманы абхазия монастырь настоятель
Каманский мужской монастырь святителя Иоанна Златоуста

Подъезжаем к обители. В ограде тихо, никаких признаков жизни. Но тут нам откровенно повезло: в монастыре в этот неурочный час мы застаём его настоятеля игумена Игнатия (Киута). Узнав, откуда мы, отец игумен вначале внимательно изучил случайные экземпляры газеты, оказавшиеся у нас с собой, высказал критику по её содержанию и оформлению (с ней мы спорить не стали), после чего сказал: «Ну, спрашивайте».

Выяснилось, что отец Игнатий настоятелем в Каманах полгода. Сам абхазец, родился в Сухуми. «В центре города, проспект Мира, 53», – уточняет игумен.

– Давно разминировали дорогу сюда? – спросил Михаил, по-видимому имея в виду стенд у монастырских ворот, предупреждающий: блюдите яко опасно ходите, вокруг могут быть мины.

– Уже 2-3 года назад закончили полностью.

– А кто этим занимался?

– Организация, нанимавшая местных людей.

– Случаются ли жертвы до сих пор? – попытался уточнить я.

– Мы парня встретили внизу, в селе – он был без обеих рук. – продолжает выведывать Михаил.

– А-а, худой, высокий? Да, да, знаю. Он религиозный человек, приходит иногда в храм. У него жена, дети.

В общем, поскольку отец Игнатий оказался, как и положено монаху, человеком немногословным, легче просто изложить то, о чём он рассказал.

А поведал он нам, что Василиско-Златоустовский монастырь здесь был основан в 1898 году как женский и в нём подвизались до 300 сестёр. Действовал он до 1924 года, а потом в его стенах разместился дом престарелых. Монастырский храм был разрушен. Восстановили его сравнительно недавно, в 1986 году, на фундаменте древней церкви XI века. А теперь уже мужской монастырь действует здесь с 2001 года. Буквально перед войной его пытались реставрировать. «Вот они сделали такую примитивную лестницу, ужасную, которую мы собираемся поменять, потому что подниматься по ней тяжело, можно упасть».

Довольно долго мы уже стоим беседуем возле храма.

– Батюшка, я не знаю, мы как-то на одной ноге стоим, ничего? – осторожно обращаюсь я к отцу Игнатию.

– Нет, я, напротив, думаю, может быть, вам неудобно. Портфель в руке.

– Да я собирался уже ехать.

Интересуемся, много ли братии в монастыре.

– Мало. Несколько человек. Маленькая тихая обитель. Здесь было много людей. Из Ростова, Краснодара, но – наркоманы и пьяницы.

– Ну, знаете, они не трудились, а спали, ели. На престольный праздник украли вино – 25 литров – и устроили культмассовое мероприятие. Теперь, слава Богу, у нас таких нет. Сейчас – тишь.

От «тиши» разговор как-то сам собой перешёл на грохот боёв вокруг монастыря во время последней войны. Кое-что мы и сами уже знали, и отец Игнатий подтвердил, что здесь была «интенсивная военная зона, войска Шеварднадзе захватили монастырь, поставили на верхотуре храма пулемёты».

Один из трагических эпизодов войны – гибель здесь, прямо в монастыре, иеромонаха Андрея (Курашвили). Как рассказывал впоследствии управляющий Сухумо-Абхазской епархии священник Виссарион Аплиа, «грузинские гвардейцы установили на колокольне пулемёт и вырыли окопы вокруг храма. Естественно, когда абхазская армия шла в наступление, то была вынуждена подавлять огневые точки. Бойцы подразделения Рафика Айба обходили храм, и по ним открыла огонь из автомата женщина, застрелив несколько человек. В этот момент из храма вышел батюшка. Он поклонился Иоанну Златоусту, а в храм залетела граната, разлетелись осколки. Там отец Андрей и погиб. Мы похоронили его прямо у храма. А того, кто кинул эту гранату, на второй день разорвало в бою в клочья».

Как это всегда бывает на войне, у грузинской стороны есть своя версия произошедшего, но общее то, что все признают молодого отца Андрея подвижником и искренне скорбят о произошедшем. Понятно, что среди борцов за независимость Абхазии было немало людей – как казаков, так и кавказцев, да и местных абхазов – далёких от почтения к духовенству. Поэтому не кажется невозможным свидетельство, что он погиб после того, как в ответ на вопрос: «Чья это земля?» – ответил: «Божия».

Тем временем отцу Игнатию звонят на мобильный. «Алло, да, я скоро уже, да, подъеду. созвонимся позже». Удивляюсь: место вроде бы такое глухое, а связь есть. Отец игумен объясняет, что здесь действует оператор «Аквафон», затем интересуется, где и как мы устроились, по какой цене, с какими удобствами и не надо ли помочь в чём. Похоже, он закругляет разговор, но мы ещё не расспросили об удивительной истории этих мест.

Одна из здешних святынь – место третьего обретения честной главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Как известно, в первый раз голову святого, отсечённую по приказу царя Ирода, обрели на Елеонской горе, где вельможа Иннокентий решил построить храм и обнаружил в земле кувшин с реликвией. Второе обретение главы Иоанна Предтечи случилось в пещере возле города Емессы в пятом веке, и глава была перенесена в столицу Константинополь. В третий раз её обретали уже в Абхазии недалеко от Каман в девятом веке – здесь, в дальнем углу империи, она была спрятана от иконоборцев. После восстановления иконопочитания по указанию императора в Каманы было направлено посольство, которое около 850 года обрело главу Иоанна Предтечи. В пещере, где монахи прятали честную главу святого, осталось нерукотворное изображение её. А в Константинополе, куда 25 мая (7 июня) святыню доставили и торжественно внесли во дворцовую церковь, было установлено празднование Третьего обретения главы Иоанна Предтечи.

– Скажите, место обретения сейчас почитается православными? – спрашивает отца Игнатия Михаил. – Ну, то есть мы знаем, что несколько десятков тысяч человек ежегодно посещают это место. Но ведь это главным образом туристы, отдыхающие. А верующие?

Похоже, отец игумен был искренне раздосадован (не знал, что мы только что от Гиви Смыра, который поведал нам о языческих традициях в народе):

– Но у вас логическое мышление плохо развито. Когда здесь есть епархия, есть храмы, приходы и священники, то, естественно, есть и православные люди, которые туда ходят. И все жители Абхазии почитают. А вы, как вы можете предположить, что такую святыню не почитают?

– А как именно? Крестные ходы совершают?

– Иногда крестные ходы. Читают акафист. Пойдёмте! – отец Игнатий неожиданно предложил нам зайти в храм, по-видимому решив несколько отложить свой отъезд.

Каманские святыни

каманы абхазия монастырь настоятель. Смотреть фото каманы абхазия монастырь настоятель. Смотреть картинку каманы абхазия монастырь настоятель. Картинка про каманы абхазия монастырь настоятель. Фото каманы абхазия монастырь настоятель
Отец Игнатий показывает саркофаг Иоанна Златоуста

Поднявшись по ступеням в храм, игумен показывает нам святыни монастыря. Вот киот с частицей мощей «в память воссоединения Русской Православной Церкви, состоявшемся в 2007 году. иеромонаху Игнатию (Назарию Киут), клирику Абхазской Православной епархии, передаётся частица святых мощей святителя Иоанна (Максимовича). ».

каманы абхазия монастырь настоятель. Смотреть фото каманы абхазия монастырь настоятель. Смотреть картинку каманы абхазия монастырь настоятель. Картинка про каманы абхазия монастырь настоятель. Фото каманы абхазия монастырь настоятель
Наскальное изображение главы Иоанна

– Вот частица мощей святого праведного Иоанна Кормянского, – ведёт нас дальше настоятель. – Её нам прислали из Белоруссии, от его нетленных мощей. Его икона кровоточит и мироточит.

Мы переходим в боковой придел храма, и отец Игнатий поднимает покров на старинной – это сразу видно – каменной гробнице. В ней 30 лет покоились мощи великого святителя Иоанна Златоуста, скончавшегося здесь в ссылке. Склеп обнаружили в земле, когда возводили монастырскую колокольню. Ещё в храме хранилась Плащаница с изображением Иоанна Златоуста, вышитая византийскими монахинями, но после грузино-абхазской войны она исчезла. Мы прикладываемся к саркофагу, а отец Игнатий рассказывает нам, как мощи св. Иоанна оказались в этом краю, пока его не отвлекает зашедшая в храм женщина в длинном чёрном платье, по всей видимости местная: «А здесь можно ставить свечку за упокой. » Сразу вспомнилась женщина, так же хотевшая, но не знавшая, как поставить свечку на помин души в храме Анакопийской цитадели. Сколько же их в Абхазии – вдов и безутешных матерей.

О том, как оказался святитель Иоанн Златоуст в Каманах, можно прочитать в литературе (в частности, в книге Рудольфа Брендле «Иоанн Златоуст: проповедник, епископ, мученик»). А сейчас, дабы не задерживать повествование, отправимся далее. Договорившись встретиться в Сухуме, мы распрощались с отцом Игнатием и отправились к ещё одной здешней святыне – источнику мученика Василиска.

Уже смеркалось, когда мы подъехали к развалинам древнего храма на холме. Поклонившись могиле мученика Василиска, находящейся внутри каменной ограды, проходим к святому источнику. Самое очевидное подтверждение чудодейственной силы источника – деревянная часовня, выстроенная внутри руин древней церкви. Её построил в 2002 году один туляк, дочь которого исцелилась на источнике св. Василиса.

каманы абхазия монастырь настоятель. Смотреть фото каманы абхазия монастырь настоятель. Смотреть картинку каманы абхазия монастырь настоятель. Картинка про каманы абхазия монастырь настоятель. Фото каманы абхазия монастырь настоятель
На источнике мученика Василиска

История же источника такова. Конвоиры римского воина-христианина Василиска в Каманы (его вели в оковах и медных сапогах со вбитыми в подошвы гвоздями) в такой же знойный, как сегодня, день сделали привал, а мученика привязали к засохшему дубу на солнце. Посмеялись: «Пусть твой Бог напоит тебя!» Святой взмолился Богу и внезапно услышал голос Свыше: «Не бойся, Я с тобою!» Земля затряслась, и из скалы забил источник. Поражённые чудом, воины освободили мученика, а мгновенно разлетевшаяся молва привела к Василиску множество местных жителей, желавших исцелиться. Когда всё же Василиска казнили, христиане выкупили его мощи и ночью тайно погребли на вспаханном поле. Через некоторое время на месте кончины мученика была построена церковь во имя святого мученика Василиска. Трижды делались попытки перенести мощи Василиска, но Господь не попустил этого.

Я окунулся раз, другой, пошарил рукой по дну, вытаскивая и разглядывая камушки: рассказывают, что попадаются удивительные, на которых будто застыли капли крови Василиска. Но мне такие не попадались, да и разглядеть что-либо в густом сумраке под кронами деревьев уже стало невозможно. Однако пора было в обратный путь. Перекрестившись на висящий на дереве киот с образом мученика, мы сели в машину.

Близилась ночь. Мы спешили в Сухум, пыля на машине по узкому горному серпантину и моля Бога, чтобы придержал Он движение Солнца. Дорога хоть уже и знакомая, но в темноте на повороте вполне можно улететь в ущелье. Наконец выехали на асфальт, вон и «водокачка» со старинным крестом.

– Того парня, сапёра, искать будем? – предлагаю Игорю. Он кивает, понимая, кого имею в виду. У юноши, который утром подсказал нам дорогу на Команы, не было двух рук – и легко предположить, что тот потерял их, разминируя окрестности монастыря. Только вот незадача: мы даже имени его не спросили. Сельская околица пустынна, только мальчонка катит навстречу на велике, машу ему рукой.

– Не знаешь, где живёт парень – высокий, вежливый, в тёмных очках и без рук?

– А-а, Котик. Где-то внизу его дом, точно не знаю, – извиняется велосипедист.

каманы абхазия монастырь настоятель. Смотреть фото каманы абхазия монастырь настоятель. Смотреть картинку каманы абхазия монастырь настоятель. Картинка про каманы абхазия монастырь настоятель. Фото каманы абхазия монастырь настоятель
Мост через Гумисту, где шли тяжёлые бои

Единственное, что удалось выяснить: Котик – это абхазское имя. Едем дальше с чувством какой-то обделённости. Всё по верхам, по верхам. По уму-то разуму надо бы, по кавказскому обычаю, сесть с человеком за один стол и не спеша, эдак часов пять кряду, поговорить по душам. Только так и можно вникнуть в эту внешне пёструю, а в глубине цельную и монотонную, как абхазские напевы, жизнь. А с другой стороны, остановись мы тогда побеседовать с Котиком, игумена в монастыре бы не застали.

Серпантин спускается к Сухуму. Миновав пригород, тормозим у арочного, словно парящего в воздухе моста. Над ним возвышается скала с надписью: «Вечная слава героям Абхазии!» Вся скала – в мраморных досках, с которых на нас смотрят совсем молодые ребята, абхазы и русские. Галактион Чукбар, Рамиз Малия, Вахтанг Абиджба, Игорь Сысоев, Николай Дубровский. Гудаутская рота народного ополчения, полёгшая здесь в 1993 году. Игорь присаживается на вырубленную из камня скамейку за такой же каменный стол, отполированный, как видно, частыми поминальными трапезами. А я иду к мосту, глянуть сверху на реку. Уже никуда не хочется спешить. Берег вертикальный, как стена, метров 100 в высоту. Да, с наскока такую твердыню не взять.

На мосту

Помнится, позже в Ново-Афонском монастыре подошёл я к группе крепких мужиков, одетых в камуфляжную форму, чтобы порасспросить о боях в Каманах и на этом мосту через Гумисту. Все они были из землячества казаков Абхазии. Седоусый атаман их, Олег Петрович Петров, оказался как раз уроженцем Гудауты и про бой Гудаутского ополчения на мосту знает не понаслышке.

каманы абхазия монастырь настоятель. Смотреть фото каманы абхазия монастырь настоятель. Смотреть картинку каманы абхазия монастырь настоятель. Картинка про каманы абхазия монастырь настоятель. Фото каманы абхазия монастырь настоятель
Атаман Олег Петрович Петров

Вообще, нет у нас деления: этот больше сделал, тот меньше. Хотя личного героизма у всех – абхазов, русских, кавказцев, – конечно, хватало. Скажу за наших казаков, поскольку видел их в деле. Вот представь, стоит дзот с пулемётом, все подходы свинцом поливает. И тебе скажут: иди и заткни его. Легко сказать! А Коля Пронин, ни слова не говоря, берёт гранатомёт, зовёт с собой бойца, и бегут они под пулями перебежками – один бежит, другой в амбразуру стреляет, этак по очереди. И ведь добежали, с тыла зашли! Заглядывают в дзот, а там сван по пояс в стреляных гильзах стоит, от пулемёта пар идёт. В плен сдаваться он не захотел, до последнего отбивался. Вот такая. работа. Или был у нас казак по фамилии Куц. На восточном фронте он два танка из гранатомёта уничтожил и третий танк подбил, тот загорелся – но осколками от его брони сам был убит. Человек хорошо сделал свою работу, хотя, к сожалению, не уберёгся.

– Да, тяжеленных мужиков через реку тащить, тут не просто храбрость нужна, а отчаянная жертвенность, – удивился я.

– Разная храбрость бывает, – вздохнул седой казак. – В первые же дни войны с Дона приехали 27 добровольцев. Первым из них погиб атаман Анатолий Маяцкий. Хороший человек был, отважный. Только вот не захотел снимать казачью форму с погонами, в хэбэшку переодеваться, и его снайпер «снял». Снайпера-то постоянно казаков в оптические прицелы высматривали.

– Да поди разбери в той обстановке. Помню, там мхедриони на вершине сидели и молотили по площадям из миномётов. Наши снизу шли, и сразу семь казаков погибло. Моему полевому атаману Филиппову, который сейчас в Сочинском районе живёт, руку оторвало. Стреляли с разных сторон, порой и под свою пулю можно было угодить.

Такой вот разговор получился со старым казаком. На груди его я впервые разглядел в деталях Орден Леона. Раньше думал, что как-то с львиной храбростью связан. Нет, на ордене изображён царь Леон II. Двоюродный брат византийского императора Льва Исавра, он в 780 году объявил независимость Абхазии от Византии. Это совпало с началом иконоборческих гонений Исавра, так что в том же году и Абхазская Церковь стала автокефальной, отделившись от ереси. Интересно, что спустя 25 лет царь Леон перенёс столицу Абхазии из Анакопии в Кутаиси, на территорию присоединённых грузинских земель. Не проста, ох, не проста история абхазо-грузинских отношений.

Ну а мы, постояв на мосту, продолжаем путь и въезжаем в Сухум. В домах уже светятся окошки, правда не во всех. Даже в вечернем сумраке видны следы разрушений от последней войны. Наутро нам была назначена встреча с отцом Виссарионом, временным управляющим непризнанной Абхазской Православной Церковью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *