картина репина приплыли миф
«Картина Репина «Приплыли»: о какой картине идёт речь, и кто действительно её автор
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Картину, которую народная молва приписывает Репину, создал художник Соловьев Лев Григорьевич (1839-1919). Называется полотно «Монахи. Не туда заехали». Написана картина была в 1870-х, и до 1938 года поступила в Сумской художественный музей.
В 1930-х годах картина висела на музейной выставке рядом с полотнами Ильи Репина, а посетители решили, что и это полотно принадлежит великому мастеру. А потом ещё и присвоили этакое «народное» название – «Приплыли».
В основе сюжета картины Соловьева – сцена купания. Кто-то ещё раздевается на берегу, кто-то уже в воде. Несколько женщин на картине, прекрасных в своей наготе, заходят в воду. Центральные фигуры картины – оторопевшие от неожиданной встречи монахи, лодку которых принесло к купальщицам коварное течение.
Молодой инок застыл с вёслами в руках, не зная, как ему реагировать. Пожилой же пастырь улыбается – «Дескать, приплыли!» Художник удивительным образом сумел передать эмоции и изумление на лицах участником этой встречи.
Лев Соловьёв – художник из Воронежа – широкому кругу поклонников живописи мало знаком. По дошедшим о нём сведениям был он человеком скромным, трудолюбивым, философского склада. Любил писать бытовые сцены из жизни простых людей и пейзажи.
До нашего времени работ этого художника дошло совсем немного: несколько этюдов в Русском музее, две картины в галерее г. Острогожска и жанровая картина «Сапожники» в Третьяковке.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Репин. Приплыли: тайна картины, которой нет, но часто вспоминают.
Наверняка большинство из нас слышало о таком произведении искусства, как картина Репина «Приплыли». Хотя бы потому, что ее упоминают в качестве некой идиомы, когда характеризуют патовую ситуацию. Именно об этом полотне мы сегодня и поговорим. Многим понятно, что у Ильи Ефимовича нет картины с таким названием. По одной из версий эта идиома возникла в связи с другой картиной Репина «Не ждали». Вспоминается даже школьный анекдот о Вовочке, который кроме Репина никаких художников не знал. Но есть и другая версия, как нам кажется, она более интересна. Именно ее мы сегодня и хотим поведать.
Глядя на картину, к которой намертво пристало это название, сложно сохранить серьезность. Речка на околице, туманная погода, плохая видимость. На лодке – монахи. Уж неведомо, куда они направлялись, но явно в какое-то другое место. Но в тумане их лодку вынесло к берегу, на котором деревенские бабы моются. Эдакая женская баня на реке. Небось, монахам, когда туман прояснился и они оказались в окружении множества голых барышень, только и оставалось резюмировать: картина Репина «Приплыли»!
Забавности сюжету придает тот факт, что монахи отнюдь не отводят очи от искушений дьявольских, напротив, не сводят с девиц глаз. Особое обаяние в картину привносят двое озорных ребятишек, которые единственные смотрят, кажется, зрителю прямо в глаза. Кажется, они и нас поймали на совсем не монашеском разглядывании голых барышень, и сейчас захохочут: попались, мол. А нам останется только согласиться и кивнуть: «Картина Репина «Приплыли», не отрицаем, мол». «Монахи» – далеко не единственный образец его творчества! Кисти Соловьева принадлежат прекрасные жанровые полотна и выразительные портреты. Более того, он много лет занимался педагогической деятельностью и дал путевку в жизнь знаменитым художникам. В нынешнем году исполнилось 179 лет со дня рождения этого замечательного человека.
Пастух-живописец
Лев Григорьевич Соловьев (1837 – 1919) родился в слободе Лушниковка Острогожского уезда, в простой крестьянской семье. Свою трудовую биографию начал еще в детстве – маленькому Леве довелось быть и пастухом, и поводырем для слепых. Тогда же паренек почувствовал тягу к живописи. Позднее художник вспоминал, что он с малых лет все время что-то зарисовывал, пользуясь за неимением красок углем и мелом. Данные опыты приметил заезжий иконописец и забрал талантливого самоучку с собой в Воронеж. Здесь он трудился в мастерской и активно занимался самообразованием. Позже жажда новых знаний привела молодого человека в Петербург. Соловьев посещал уроки в Академии художеств в качестве вольнослушателя. Живописные опыты самородка из народа благосклонно оценивали знатоки искусства. Его произведения неоднократно экспонировались на выставках Императорского общества поощрения художников…
В Северной Пальмире Соловьев провел шесть лет. Однако суетливая столичная жизнь оказалась ему не по нраву, и в 1878 году он вернулся в Воронеж.
В свое время Лев Григорьевич был очень известным в Воронеже человеком. Он писал лики святых и расписывал храмы по заказу Воронежской епархии, преподавал иконопись в семинарии. Кстати, известно, что на праздновании полуторвекового юбилея учебного заведения в церкви Иоанна Богослова была выставлена особая «световая икона» кисти Соловьева (очевидно, он выполнил ее на стекле).
А в начале 1890-х открыл Частные рисовальные классы, что позже выросли в целую школу. Причем уроки в ней велись совершенно бесплатно! Таков был жизненный принцип Соловьева, видевшего в творчестве Божий дар, который люди призваны развивать в себе и бескорыстно передавать другим. Свое понимание духовных задач художника Лев Григорьевич описал в статье «Живопись и рисование». Он называл изобразительное искусство «всемирной грамотой человечества, научающей …читать живую книгу вселенной». А Воронежская бесплатная рисовальная школа, основанная Соловьевым и такими же подвижниками – супругами Пономаревыми, должна была по мысли создателей стать центром просвещения и «нравственного братского сотрудничества» учеников.
Здесь приобрели первый опыт выдающиеся мастера живописи Александр Бучкури, Павел Шмаров, Елена Киселева, Александр Куприн и многие другие. После революции на базе школы открылись Воронежские свободные художественные мастерские, вокруг которых тогда «крутилась» вся творческая жизнь города.
До наших дней дошло немного его работ: две картины в музее города Острогожска, несколько этюдов в Русском музее и картина «Сапожники» в Третьяковке.
Часть работ художника хранится и в областном Воронежском художественном музее имени Крамского.
Новое в блогах
Репин, «Приплыли»: Тайны картины, которую часто вспоминают
Картина, изображающая ошеломлённых монахов, случайно заплывших туда, где купались обнажённые женщины, принадлежит вовсе не кисти Ильи Репина! И называется она вовсе не «Приплыли…»!
Поэтому наш рассказ – о том, как возникли обе эти легенды.
Малоизвестный воронежский богомаз
Картина называлась «Монахи», хотя экспонировалась она и под названием «Не туда заехали». От последнего, впрочем, недалеко и до ироничного «приплыли…», поэтому понятно, откуда в принципе взялось фольклорное название полотна.
«Монахи. Не туда заехали» (картина Л. Соловьёва)
А его автором был воронежский художник-самоучка Лев Григорьевич Соловьёв. Он родился в слободе Лушниковка Острогожского уезда в простой крестьянской семье в 1837 году. На его тягу к рисованию обратил внимание заезжий иконописец из Воронежа и забрал мальчика к себе в учение. Уже будучи взрослым, Соловьёв посещал занятия в Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств. Кроме «Монахов», известна его картина «Сапожники», несколько жанровых сценок – и всё. Значительно больше Соловьёв отметился на ниве иконописи и росписи храмов в Воронежской губернии. Он до конца жизни (1919) так и остался мало кому известным провинциальным «богомазом», хотя он и открыл в Воронеже «рисовальные классы», в которых преподавал совершенно бесплатно.
До революции его картины не экспонировались.
Идея картины «Монахи» явно навеяна близостью художника к церковному быту. А её сюжет показывает глубокое чувство юмора Льва Соловьёва.
Картина в духе передвижников
Впервые картина «Монахи» («Не туда заехали») стала выставляться в 1930-х годах в Третьяковской галерее. Поскольку других работ Соловьёва не имелось, то картину, считавшуюся близкой по духу к творчеству «передвижников», выставляли в одном зале с картинами Ильи Ефимовича Репина. Не всякие посетители и далеко не всегда замечали маленькую табличку рядом с картиной, рассказывавшую об её авторстве.
Илья Ефимович Репин (1844—1930)
Так и возникла легенда, что злополучных «Монахов», которых дьявол попутал направить свой утлый челн лицезреть соблазны плоти, написал Репин. Ведь по духу картина и впрямь соответствовала творчеству Ильи Ефимовича. Впрочем, и он вряд ли мог передать сюжет с такой тонкой иронией. Ну, и название новое к картине приклеилось, само собой.
В 1938 году по решению какого-то столичного чиновника картина русского художника, всю жизнь проработавшего в Воронежской губернии, была передана на Украину, в Сумской областной художественный музей, на сайте которого она теперь даже не числится.
Учитывая бедственное положение музейного дела на самостийной Украине и её официальное отношение, особенно после 2014 года, к памятникам русской культуры, возникает естественное беспокойство за судьбу этого если не шедевра, то всё-таки довольно оригинальной картины.
Возникает законное желание потребовать возращения знаменитой картины Льва Григорьевича Соловьёва в Россию в порядке репатриации культурных ценностей.
Картина Репина «Приплыли». Тайны полотна, которое так часто вспоминают.
Наверняка большинство из нас слышало о таком произведении искусства, как картина Репина «Приплыли». Хотя бы потому, что ее упоминают в качестве некой идиомы, когда характеризуют патовую ситуацию. Именно об этом полотне мы сегодня и поговорим.
Думаю, многим понятно, что у Ильи Ефимовича нет картины с таким названием. По одной из версий эта идиома возникла в связи с другой картиной Репина «Не ждали». Вспоминается даже школьный анекдот о Вовочке, который кроме Репина никаких художников не знал. Но есть и другая версия, как нам кажется, она более интересна. Именно ее мы сегодня и хотим поведать.
По этой версии на самом деле полотно это существует. Вот только создал его не Илья Репин, а художник Лев Григорьевич Соловьев. И называется полотно не «Приплыли», а «Монахи. Не туда заехали». Написано полотно в 1870-х и до 1938 года картина поступила в Сумской художественный музей.
В 1930-х годах картина висела на выставке рядом с полотнами Ильи Репина. Вот посетители и решили, что это работа мастера. А название «Приплыли» родилось само собой в народе.
В основе сюжета картины лежит сцена купания. Кто-то уже окунулся в воду, другие еще раздеваются. Нагие женщины немного оторопели, увидев, что коварное течение принесло к ним лодку с монахами.
Широкому кругу любителей искусства фамилия воронежского художника Соловьева окажется малознакомой. До наших дней дошло немного его работ: две картины в музее города Острогожска, несколько этюдов в Русском музее и картина «Сапожники» в Третьяковке.
Вот такая забавная история. Принимать ли ее за правду или нет — это ваше дело. )
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Картина Репина «Приплыли»: что за картина и кто на самом деле автор
Выражение «картина Репина «Приплыли» стало настоящей идиомой, которой характеризуют патовую ситуацию. Картина, ставшая частью фольклора, действительно существует. Вот только Илья Репин никакого отношения к ней не имеет.
Картину, которую народная молва приписывает Репину, создал художник Соловьев Лев Григорьевич (1839-1919). Называется полотно «Монахи. Не туда заехали». Написана картина была в 1870-х, и до 1938 года поступила в Сумской художественный музей.
В 1930-х годах картина висела на музейной выставке рядом с полотнами Ильи Репина, а посетители решили, что и это полотно принадлежит великому мастеру. А потом ещё и присвоили этакое «народное» название – «Приплыли».
В основе сюжета картины Соловьева – сцена купания. Кто-то ещё раздевается на берегу, кто-то уже в воде. Несколько женщин на картине, прекрасных в своей наготе, заходят в воду. Центральные фигуры картины – оторопевшие от неожиданной встречи монахи, лодку которых принесло к купальщицам коварное течение.
Молодой инок застыл с вёслами в руках, не зная, как ему реагировать. Пожилой же пастырь улыбается – «Дескать, приплыли!» Художник удивительным образом сумел передать эмоции и изумление на лицах участником этой встречи.
Лев Соловьёв – художник из Воронежа – широкому кругу поклонников живописи мало знаком. По дошедшим о нём сведениям был он человеком скромным, трудолюбивым, философского склада. Любил писать бытовые сцены из жизни простых людей и пейзажи.