картины с храмами известных художников
Православная жизнь в картинах русских художников
ПРАВОСЛАВИЕ
Павел Рыженко «Молитва» ПРАВОСЛАВИЕ
Перов В. И. «Проповедь в селе» 1861
А.Шилов. «Перед лампадой»
М.В. Нестеров. «Пустынник» 1888
И.Крамской «Голова монаха»
Кустодиев Борис Михайлович Портрет священника и дьякона (Священники. На приеме). 1907г.
Позировали священник церкви села Богородица Петр и дьякон Павел
Левитам Исаак Ильич. У церковной стены. 1885
Матвеев Николай Сергеевич. Против воли постриженная. 1887
Милорадович Сергей Дмитриевич. Монахиня у иконостаса. 1922
Нестеров Михаил Васильевич. Монах. 1913
А. Шилов. Портрет епископа Василия (Родзямко)
Прянишников Илларион Михайлович. У церкви. 1867
Репин Илья Ефимович. Протодиакон. 1877
Рябушким Андрей Петрович. В деревне. К обедне
Тимм Василий Федорович. Коленопреклоненная молитва с Филаретом
В. Тропинин. Монах со свечой. 1834
Шварц Вячеслав Григорьевич. Патриарх Никон в Новой Иерусалиме. 1867
Шухвостов Степам Михайлович.Внутренний вид Алексеевской церкви Чудова монастыря
Богданов-Вельский Николай Петрович. Венчание. 1904
Духовное окормление. Навозов Василий Иванович
Жуков Дмитрий Егорович. Спор о вере
К. Лебедев. Крещение младенца.
К.Ф. Бодри. Крестный ход у Благовещенского собора в Московском Кремле. 1860
Корзухин Алексей Иванович. Перед исповедью. 1877
Костанди Кириак Константинович. Цветущая сирень. 1902
Кошелев Николай Андреевич. Дети, катающие пасхальные яйца
Лебедев Клавдий Васильевич. Насильственный постриг. 1896
М.И.Игнатьев. А жизнь так хороша
Маковский Владимир Егорович. Молебен на Пасху. 1887-1888
Максимов Василий Максимович. Примерка ризы. 1878
Милорадович Сергей Дмитриевич. У исповеди. 1913
Неизвестный художник. Монахиня Сусанна (Рылеева) учит детей.
Морозов Александр Иванович. Выход из церкви в Пскове. 1864
Мясоедов Григорий Григорьевич. Молебен во время засухи. 1880
Неврев. Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие. 1866
Нестеров Михаил Васильевич. Видение отроку Варфоломею. 1889-1890
Попов Андрей Андреевич. Балаганы в Туле на Святой неделе. 1873
Репин Илья Ефимович. Отказ от исповеди. 1879-1885
Рябушкин Андрей Петрович. Русские женщины XVII столетия в церкви. 1899
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Религиозные сюжеты в русской живописи
Картины В. Л. БОРОВИКОВСКОГО
Владимир Луки́ч Боровико́вский (1757—1825) русский художник украинского происхождения, мастер портрета.
Благовещение (левая часть). 1804/ Благовещение (правая часть). 1804
Благовещение. 1825
Христос во гробе
Бог Отец, созерцающий мертвого Христа
Нерукотворный Спас. 1823
Спаситель. 1824
Картины А. А. ИВАНОВА
Александр Андреевич Ива́нов (1806—1858) — русский художник, создатель произведений на библейские и антично-мифологические сюжеты, представитель академизма, автор грандиозного полотна «Явление Христа народу».
Явление Христа народу. 1855
Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения. 1835
Иосиф, толкующий сны в темнице заключенным с ним виночерпию и хлебодару. 1827
Братья Иосифа находят серебряный кубок. 1833
Голова Иоанна Крестителя. 1850
Картины Ф. А. БРУНИ
Фёдор Антонович Бру́ни (1799—1875) — русский художник итальянского происхождения, представитель академического стиля.
Медный змий. 1841
Богоматерь с младенцем, отдыхающая на пути в Египет. 1838
Мадонна с младенцем. 1835
Моление о чаше. 1836
Картины Н. Н. ГЕ
Николай Николаевич Ге (1831— 1894) — русский живописец и рисовальщик, мастер портретов, исторических и религиозных полотен. Изредка выполнял также скульптурные работы.
Тайная вечеря. 1863
В Гефсиманском саду. 1869
Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила. 1856
«Что есть истина»? Христос и Пилат. 1890
Голова Иуды. 1862
Картины М. В. НЕСТЕРОВА
Михаил Васильевич Нестеров (1862—1942) — русский и советский художник-живописец, участник товарищества передвижных выставок и Мира искусства. Академик живописи (1898). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).
Видение отроку Варфоломею. 1900
Святая Русь, 1901—1906
На Руси. Душа народа 1914—1916
Троица Ветхозаветная
Богоматерь. 1900/Господь Вседержитель. 1900
Св. княгиня Ольга. 1892
Картины Г. И. СЕМИРАДСКОГО
Генрих Ипполитович Семира́дский (при рождении Генрик Гектор Семирадский, 1843-1902) — русский и польский художник, один из крупнейших представителей позднего академизма. Многие работы утрачены, например росписи храма Христа Спасителя в Москве.
Христос в доме Марфы и Марии. 1886
Христос и самаритянка. 1890
Христос и блудница. Первая встреча Христа с Марией Магдалиной. 1873
Сожжение христиан. Факелы Нерона. 1876
Картины И. Е. РЕПИНА
Илья Ефимович Репин (1844—1930) — русский художник-живописец, мастер портрета, исторических и бытовых сцен. Академик Императорской Академии художеств.
Воскрешение дочери Иаира. 1871
Святой Николай Мирликийский спасает от смерти трех невиновных. 1888
Картины В. Г. ПЕРОВА
Василий Григорьевич Перов (1833/1834—1882) — русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.
Христос в Гефсиманском саду. 1878
Крестный ход в деревне. 1861
Никита Пустосвят. Спор о вере. 1881
Монастырская трапеза. 1865
Картины И. Н. КРАМСКОГО
Иван Николаевич Крамско́й (1837—1887) — русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик.
Христос в пустыне. 1872
Хохот (Радуйся, царю иудейский)
Иродиада. 1886
Голова монаха
Картины В. Д. ПОЛЕНОВА
Василий Дмитриевич Поленов (1844—1927) — русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Народный художник Республики (1926).
«Кто без греха?» Христос и грешница. 1886
Пошла в нагорную страну. 1900
Картины А. Е. ЕГОРОВА
Алексей Егорович Егоров (1776—1851) — русский живописец и рисовальщик, профессор исторической живописи, как преподаватель Академии художеств оказал большое влияние на русское искусство.
Голгофа. 1810
Истязания Спасителя. 1814
Отдых на пути в Египет
Евангелисты Матфей и Иоанн Богослов. 1823
Картины К. П. БРЮЛЛОВА
Карл Павлович Брюлло́в (1799—1852) — русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель академизма.
Распятие. 1838
Голова Христа в терновом венце
Христос воскресший. 1840
Картины В. И. НЕСТЕРЕНКО
Василий Игоревич Нестеренко (род. 28 февраля 1967, Павлоград) — народный художник Российской Федерации, действительный член Российской Академии художеств.
Распятие. 1999
Афонский старец. 1998
Наедине с собой. 1995
Религиозные сцены
Религиозные сцены в живописи представляют собой изображение сюжетов и персонажей Священного Писания христиан, сакральных текстов иудеев, буддистов и других религий. Такие картины содержат четкие моральные и эмоциональные послания. Жанр отличается тесной связью с религиозными обрядами, верой в высшие силы и символизмом. Популярность произведений напрямую зависит от роли церкви и религии в обществе.
Первые произведения с религиозными сценами появились в античную эпоху, когда изображения богов и ритуалов служили для украшения храмов и укрепления веры. В Египте, Древней Греции и Риме изобразительное искусство стояло на службе у правителя, а главным действующим лицом в произведениях выступал фараон или цезарь как воплощение бога на земле. В начале II века н.э. наступила эпоха развития христианского искусства. Живопись и скульптура соединили элементы греческой и римской культуры и воплотились в иконописных работах и фресках. Киев, Новгород, Париж, Флоренция, Ирландия и Фландрия были центрами развития библейского искусства. В XIX веке религиозная тематика утратила популярность, на смену пришла историческая и жанровая живопись.
Отдельным направлением визуализации Святого Писания стала иконопись. В работах этого жанра оживали святые, мученики и сюжеты из Библии и Евангелия. В городах появились местные школы иконописи со специфичными стилистическими чертами и авторскими техниками письма. В иконах религиозные сцены занимали центральное место. Изображение выделялось линейным плоским исполнением, тонкими вытянутыми фигурами, утратой натуралистичности персонажей и объектов.
Религиозные сцены преобладают в живописи и графике, но также они соседствуют на картинах и с другими жанрами: пейзажем, натюрмортом, литературными сценами. Изображение и техника исполнения зависят от эпохи и стиля, в котором работал художник. Религиозные сцены присутствуют на полотнах и фресках художников Возрождения, в атмосферных интерьерах голландского барокко, на фоне ярких и эмоциональных пейзажей маньеризма и романтизма.
Известные картины с религиозными сценами :
«Мадонна с гранатом» 1481, «Три искушения Христа» 1482 Сандро Боттичелли; «Жертвоприношение Авраама» 1635, «Святое семейство» 1645 Рембрандт ван Рейн; «Бичевание Христа» 1880, «Святые жены у гроба Господня» 1890 Вильям Бугро.
Архитектура
Стремление запечатлеть увиденное на полотне или бумаге, присущее живописцам, подарило человечеству возможность любоваться самыми разнообразными местами, побывать в которых суждено далеко не каждому. Одним из излюбленных объектов живописи является архитектура — именно ей посвящены картины таких прославленных мастеров кисти, как Ван Гог, Луи Дагер, Ф. де Номе, А.Вегелин и др.
По канонам, принятым в живописи, архитектурным ландшафтом считается не только изображение зданий и прочих сооружений, но также и интерьеров. Яркими примерами могут служить такие произведения, как “Расцвет империи” Томаса Коула, “Возле усыпальницы” Э.Викса, “Вид на Каир” Ж.-Л. Жерома, “Гонцы. Ранним утром в Кремле” А.Васнецова, “Жемчужная мечеть в Агре” В.Верещагина, “Собор Василия Блаженного” К.Рабуса и многие другие. Эти картины дают зрителю возможность увидеть, какой была архитектура два-три столетия назад, и сравнить современный облик памятника архитектуры с тем, каким видел его живописец того времени.
Отдельного внимания заслуживают полотна с архитектурными сооружениями, на фоне которых происходит какое-либо действие: битва у городских стен; прогуливающиеся неподалеку от парковой беседки пары; крестьянский обоз, медленно въезжающий в крепостные ворота. Создание таких картин требует от живописца не только искусного владения кистью, но и хорошо развитого воображения, которое позволяет наделить каждого персонажа своим характером и выразить эти особенности буквально несколькими мазками.
Архитектурные ландшафты, изображающие внешний вид сооружений, подразделяются на несколько видов: городские, сельские, парковые, храмовые и пр. Все они воспевают красоту зданий и построек, созданных трудолюбивыми руками мастеров. Архитектура, изображенная на полотне, в частности сельская и парковая, зачастую дополняется пейзажным фоном, благодаря которым картины выглядят живо и естественно.
Культурная и просветительская ценность живописи с архитектурой очевидна. Благодаря ей тысячи людей смогли познакомиться с достопримечательностями и архитектурными памятниками из разных стран. Несмотря на развитие искусства фотографии, картины, на которых запечатлена архитектура, высоко ценятся знатоками живописи: по сравнению со снимками здания, сделанными техникой и мало чем отличающимися друг от друга, два полотна с изображенным на них архитектурным сооружением будут выглядеть по-разному. Наш художественный портал предлагает вам убедиться в этом, ознакомившись с подборкой картин на архитектурную тему.
Картины известных художников с рассказами о них
Гефсиманская молитва.
Известная картина художника Фёдора Антоновича Бруни (1799 – 1875) «Гефсиманская молитва», находится в Санкт-Петербурге в Музее Императора Александра III. (Ныне – Государственный Русский музей)
Крестным страданиям Господа Спасителя предшествовал молитвенный подвиг Его в саду Гефсиманском.
Это было в четверток, поздним вечером, вскоре после Тайной вечери. Не смотря на то, что на этой вечери был Иуда предатель, который наравне с другими удостоен был и омовения ног и участия в вечери и с этой вечери ушел творить свое злое дело, настроение Господа и учеников, по изображению Писания, нельзя вообразить иначе, как самым радостным. Господь радовался, что преподал ученикам, а через них и необозримому множеству верующих, высший дар Своей любви – тело и кровь Свои; ученики в первый раз ощущали радость приобщения, которую и мы, грешные, ценим, как высшую из радостей жизни.
Радость сия сказалась в пении торжественных пасхальных песней, с которыми вышли участники вечери из сионской горницы – этого первого в мире христианского храма, и веяние её слышится в той трогательной прощальной беседе с учениками, которая вызывает и теперь в благоговейно слушающих ее слезы сердечного умиления. Но чем ближе было к окончанию пути, тем более и более стала надвигаться на душу Спасителя страшная туча: это – разверзалась пред Ним бездна наших бесчисленных грехов от всех родов, когда-либо существовавших, существующих и тех, которые будут существовать.
Как всеведующий и сердцеведец, Господь знал эти грехи и видел эту бездну во всей ужасающей её глубине и наготе, и теперь надлежало Ему весь тот грех мира принять на Свою чистую совесть и прочувствовать всю мерзость его и всю тяжесть страшной за него ответственности.
И вот, подошедши к знакомому всем им месту у подошвы горы Елеонской – это известный сад Гефсимания, Господь выделяет трех особенно близких Ему учеников из среды других, берет их внутрь сада и открывает им Свое духовное томление: «Душа моя болит смертельно, побудьте здесь и пободрствуйте со Мною» (Мф. 26:38). Затем, отошел от апостолов на вержение камня (т. е. как далеко можно бросить камень) (Лк.22:41), пал на лице Свое и молился так: «Авва, Отче! Всё возможно Тебе. О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет!» (Лк.22:42).
Три раза Господь возносил к Отцу Своему эту умиленную молитву. Последующая молитва разнится от первой несравненно большим самообладанием и решительною покорностью воле Отца. Он как бы убедился – (говоря по человечески), что другого средства, кроме Его страдания, нет для спасения людей, и совершенно уже предавал Себя на волю Отца. «Отче Мой! – говорил Он, – если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будешь воля Твоя!» Господь молился в третий раз так же, как и во второй, но молитва Его была еще прилежнее, так что пот Его был, как капли крови, падающие на землю (Лк.22:44). После этого великого молитвенного подвига, явился к Нему ангел Господень и укреплял Его (Лк.22:43).
Что же ученики? Разделили ли они скорбь и труд Учителя и Господа? Увы, нет. Как бы нарочно в эти важнейшие минуты их жизни давил их страшный сон. Два раза подходил к ним Господь, возбуждал их спящих, просил пободрствовать не для Него уже, хоть для себя самих. Встанут, посмотрят, выслушают тупо и снова, как мертвые, повалятся на землю. «Спите же почивайте, сказал Он им, пришедши в третий раз. Но не дадут вам спать, вот идет предающий Меня!» В эту минуту показался Иуда с воинами и слугами архиерейскими, чтобы взять Господа Спасителя, после чего начался в эту же ночь беззаконный суд над Ним.
Иван Константинович Айвазовский — гениальный художник-маринист,
Иван Айвазовский “Хождения по волнам” 1888 год
и именно с этой стороны он наиболее известен в мире. Однако в своем творчестве он не раз обращался и к другим источникам вдохновения. Из огромного, насчитывающего более шести тысяч произведений творческого наследия великого мастера немало картин посвящено религиозной тематике. К примеру, картина Айвазовского «Хождение по водам», основой для которой является сюжет из Нового завета, имеет несколько вариантов.
Василий Поленов «Христос и грешница».
Василий Поленов Русский художник, музыкант и деятель театра Василий Поленов долго не решался обратиться в творчестве к Библейской теме. Пока не случилось страшное: его любимая сестра серьезно заболела и перед смертью взяла слово с брата, что он начнет «писать большую картину на давно задуманную тему «Христос и грешница». И он сдержал слово. За основу сюжета, выбранного для написания картины, была взята библейская легенда о встрече Христа с грешницей. По легенде, к Иисусу в храм привели женщину, обвиняемую во греховном занятии – прелюбодеянии. Сопровождавшие ее мужчины обратились к нему с вопросом о том, как поступить с нечестивой – ведь еще Моисей учил бить камнями всех, совершивших этот грех. На что Христос ответил: «Если среди вас есть безгрешный, то пусть он бросит в нее камень». И продолжил писать, не проронив больше ни слова. Постепенно люди стали расходиться, и ни один камень не был брошен в женщину. Когда в храме никого, кроме них не осталось, Иисус сказал ей, что так же, как и все, не станет ее судить и отпустил домой, велев больше не грешить. Написанию картины предшествовала тщательная подготовительная работа. Так, задуманное полотно должно было иметь достаточно большие размеры – 3,07 м на 5,85 м. В России же таких холстов не выпускали, поэтому художнику пришлось отправиться в Италию и заказывать холст там. Эта поездка была не последней – неоднократно Поленов посещал Египет, Палестину и Сирию, чтобы глубже изучить нравы, быт и колорит Иудеи времен Христа. Совершая путешествия на Восток, художник хотел на себе ощутить атмосферу библейских преданий, передав затем исторически достоверную обстановку на холсте. Всего за время работы над картиной Поленов сделал больше 150 предварительных рисунков, эскизов и этюдов, часть из которых сегодня хранятся в ГРМ. Впервые художник представил свою работу в феврале 1887 года на XV выставке Товарищества передвижников. По первоначальному замыслу, название картины было иным – «Кто из вас без греха?». Поленов считал, что именно эта фраза олицетворяет идею всепрощающей любви к ближнему и нравственное самосовершенствование. Но цензоры позволили выставить картину при условии замены названия на «Христос и грешница». Работа в целом также была осуждена цензорами и определена как вредная для народа. Но, как ни странно, полотно впечатлило императора Александра III, который не только допустил ее к демонстрации, но и приобрел картину для своего музея. После создания этой картины Поленов приступил к созданию целого цикла картин под названием «Из жизни Христа», которому он отдает несколько десятилетий неустанных творческих и духовных поисков. Поленов для это даже совершает путешествие через Константинополь, Афины, Смирну, Каир и Порт-Саид в Иерусалим.
Нестеров Михаил Васильевич родился 31 мая, а по старому стилю 19 мая, 1862 года в Уфе.
Картина «Видение отроку Варфоломею»
Согласно семейным преданиям, род будущего художника происходил из нов-городских крестьян, которые когда-то переселились на Урал. Его дед Иван Андре-евич был крепостным, а позже стал, как тогда называли, вольноотпущенным. Он сумел на «отлично» закончить семинарию и, приложив немало усилий, выбился в купеческое сословие. Религиозная тематика вошла в картины художника Нестерова прочно и надолго. Но мастер писал не только полотна. Одно время он занимался росписями церквей. Например, в 1893-1894 годах во Владимирском соборе города Киева он написал запрестольный образ под названием «Рождество Христово», а через 2 года в одном из храмов Петербурга была закончена работа над мозаикой. В 1899 году Нестеров приступил к росписи кавказской церкви Александра Невского. Через 5 лет она была завершена. Также кисти мастера принадлежат фрески, находящиеся в московской Марфо-Мариинской обители. Работа над ними велась с 1907 по 1911 год. К этому времени как раз и относятся лучшие картины Нестерова Михаила Ва-сильевича, написанные им на религиозные темы. Художник Нестеров Михаил Васильевич всегда относился с особенной любо-вью к святому Сергию Радонежскому. Картина «Видение отроку Варфоломею» яв-ляется первой из целого цикла его работ, посвященных преподобному игумену. Это объясняется тем, что Нестеров – художник, творчество которого сформировалось на почве высокой духовно-христианской традиции. Он нежно любил свою Родину, ее природу и людей, живших рядом с ним. Нестеров «Видение отроку Варфоломею» писал, будучи в Комякине. Недале-ко от этого места находилась Троице-Сергиева лавра. Также рядом расположена и усадьба Абрамцево, владельцем которой являлся знаменитый в то время меценат Савва Мамонтов. Как известно, он очень любил приглашать к себе в гости уже со-стоявшихся, знаменитых художников: Серова, Васнецова, Билибина, Врубеля. Бы-вал там и Нестеров. «Видение отроку Варфоломею» — картина, в которой использо-ваны именно абрамцевские пейзажи. Сам художник писал о том, что этюд для этой работы он набросал, будучи прямо там. Тогда его до глубины души поразила не-замысловатая подлинность российской природы. Сохранилось несколько подгото-вительных рисунков и этюдов к этому самому знаменитому его полотну. Сергий Радонежскский был основателем и игуменом Троице-Сергиева мона-стыря. В миру носил имя Варфоломей. Он до сих пор является одним из самых по-читаемых святых в России. Именно с благословения Сергия, Дмитрий Донской от-правился на битву, произошедшую на Куликовом поле в 1380 году. Бой против полчищ монголо-татар под руководством хана Мамая закончился победой русско-го войска. С нее началось освобождение земель от монгольского ига. Для художни-ка образ юного Сергия стал своего рода символом, который давал надежду на то, что русская духовность все же возродится. Картина Нестерова «Видение отроку Варфоломею» изображает один из эпи-зодов жития Сергия Радонежского. В отличие от своих братьев, в детстве мальчику очень трудно было изучать грамоту. Однажды, ища пропавшую лошадь, он забрел в лес, где ему встретился монах, молящийся у дуба. Варфоломей пожаловался иноку, что грамота дается ему с большим трудом. Старец с помощью таинства причастия помог отроку обрести знания. До конца своих дней художник был убеждён в том, что «Видение отроку Варфоломею» — самое лучшее его произведение. В старости лет художник любил повторять: Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через трид-цать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я.
Контакты
Спасский храм в Уборах находится в Московской области Одинцовского р-на, между селом Успенским и Петрово — Дальним.
Приходской миссионер-катехизатор
Нефедова Виктория Александровна