католический храм в выборге
Рыцарский дом, или костел Святого Гиацинта в Выборге
В Выборге немало исторических мест. Одно из них — костел Святого Гиацинта, или Рыцарский дом, расположенный на улице Водной Заставы. Он был построен в XVI веке. В настоящее время здесь размещается выставка «Забытая история».
Внешний вид здания
Костел Святого Гиацинта и улица Водной Заставы
Флюгер
Прежде на этом месте располагалось деревянное здание францисканского монастыря, которое в начале XVI века было перестроено в камне для размещения в нем монастырской школы. После победы Реформации монастырь был упразднен. В то время здание выходило на узкую улицу.
Ограда в стиле модерн около бывшего костела
В 1640-х годах в Выборге была проведена широкомасштабная перепланировка улиц, после чего здание оказалось стоящим под углом к новой красной линии. Поэтому оно было достроено до новой границы квартала, после чего стало напоминать в плане букву «У». В 1650-х годах его владельцем становится магистр теологии и лектор выборгской гимназии Арвид Форстадиус, с 1679 года — настоятель прихода Выборгского кафедрального собора. После его смерти в 1683 году здание перешло во владение члена городского совета купца Якоба Бойсмана. В 1705 году дом становится собственностью пробста (протоиерея) Эрнста Гестриниуса.
Фасад здания со стороны двора
В июне 1738 года во время очередного городского пожара почти весь квартал выгорел. Здание получило серьезные повреждения, и на плане того времени было обозначено как «мещанские погорелые палаты». Его владельцем был Петер Георг Яниш, один из наиболее зажиточных купцов Выборга. В 1793 году очередной пожар вновь причинил ущерб зданию. В 1794 году Яниша арестовали. Причиной ареста стал самозахват территории соседнего участка, принадлежащего губернатору, который произошел еще в 1780 году и на котором Яниш возобновил строительные работы после пожара.
Дверь первого этажа
Вход в здание бывшего костела
Удалось достичь компромисса. Дом Яниша был передан во владение дворянскому собранию, а в соседнем губернаторском доме разместилось народное училище. На шведский манер дворянское собрание стало именоваться Рыцарским Домом. Заседания дворянского собрания, а также балы и маскарады проводились на втором этаже, а первый этаж здания по-прежнему оставался в собственности Яниша. Дворянское собрание находилось в этом здании до 1799 года.
Дверь
В 1799 году император Павел I, который был магистром Мальтийского ордена, повелел учредить в Выборге «Римско-католического исповедания церковь» для духовного окормления солдат гарнизонных полков Русской императорской армии. Многие из них были выходцами из земель, вошедших в состав Российской империи после третьего раздела Польши в 1795 году и осели со своими семьями в Выборге. В 1801 году бывший Рыцарский Дом при посредничестве М.И.Кутузова, который в 1797-1799 годах занимал должность Финляндского военного губернатора, был переоборудован под общинную церковь католического прихода.
Костел Святого Гиацинта
Несмотря на то, что здание к тому времени требовало реставрации, деньги нашлись только на небольшой текущий ремонт. Широкомасштабная реконструкция была проведена только в 1912-1915 годах. Был увеличен объем Большого зала, расширены и закруглены сверху окна, обустроен алтарь. Вокруг костела был разбит сад, благодаря чему, по словам его настоятеля, он приобрел сходство с тихим монастырем.
Внутреннее убранство костела Святого Гиацинта, старое фото
Заупокойная служба, старое фото
Рождественское убранство костела Святого Гиацинта, старое фото
Рождественская месса в костеле Святого Гиацинта, старое фото
В 1944 году приход Святого Гиацинта прекратил свое существование. До середины 1960 годов в здании располагался мебельный склад, восточное крыло использовалось под жилье. В конце 1960-х годов начались реставрационные работы и восстановлены детали интерьеров XVII–XVIII веков: черепичная крыша, большой зал с камином, балки на потолке, лестница с резными деталями и др. Зданию был возвращен его исторический вид богатого купеческого дома. С 1973 по 2004 год в нем размещалась детская художественная школа.
Интерьер Большого зала
Интерьер Большого зала
Камин
В годы Перестройки Ватикан и финский епископ пытались вернуть здание католической церкви, однако их запросы остались без ответа. Зарегистрированная в Выборге религиозная организация «Приход Святого Гиацинта Римско-католической церкви» своего здания не имеет и проводит собрания прихожан на дому.
Реконструкция алтаря костела Святого Гиацинта
Фрагмент росписи
Экспозиция в помещении бывшего костела знакомит с историей здания, Реформации и католицизма в Выборге.
Облачение католического священнослужителя
Облачение католического священнослужителя
Месса за усопших, 1878 год
Церковная утварь
Облачение католического священнослужителя
Предметы культа
Столы
Облачение католического священнослужителя
Облачение католического священнослужителя
Предметы культа и церковные книги
Надеюсь, вы остались довольны нашей небольшой экскурсией.
Адрес костела Святого Гиацинта (Рыцарского Дома): Выборг, ул. Водной Заставы, 4
При написании статьи использованы информационные материалы выставки «Забытая история» в бывшем костеле Святого Гиацинта.
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Рыцарский дом
Рыцарский дом запись закреплена
Рыцарский дом запись закреплена
Рыцарский дом запись закреплена
Выборгский музей-заповедник
С 30 октября 2021 года согласно постановлению правительства Ленинградской области от 27 октября 2021 года № 694 вводятся следующие ограничения для посетителей:
Просим отнестись с пониманием и уважением к мерам, которые принимаются по предотвращению распространения коронавирусной инфекции.
Рыцарский дом запись закреплена
Рыцарский дом запись закреплена
Глеб Загорский
За что мы любим города?
У каждого своя причина любить тот или иной город. Кто-то любит за инфраструктуру, кто-то за теплые воспоминания о родных, любимых, кто-то просто любит за красоту архитектуры, за людей, за атмосферу и за много что ещё. Я не исключение из правил, у меня тоже есть любимые города. Один из таких городов, это Выборг.
Показать полностью. Маленький, по меркам мегаполисов, городок на севере Ленинградской области. Люблю за архитектуру, за красоту и компактность, за людей что тут живут и бывают, за атмосферу.
В этом посте, хочу передат частичку своей любви к этому городу Вам.
Уже несколько раз был в Рыцарский дом в Выборге. Совершенно замечательное место с средневековой атмосферой и прекрасными людьми работающими там. Тут очень много настоящих, не пластиковых, не деревянных доспехов, мечей, топоров. Все имеет вес, имеет текстуру, имеет свою харизму.
Беря щит, надевая шлем с кольчужной бармицей, круглый щит и вкладывая в руку меч или топорик сразу чувствуешь себя воином готовым пойти за своим ярлом в поход к далеким берегам.
Надевая топхельм, кольчугу и поднимая в руке «полуторник» с красивым навершием легко вообразить себя крестоносцем пришедшим нести слово Божье.
А шапель с фальшионом вполне себе дадут понять незавидную участь пехотинца под Азенкуром.
Для дам там тоже есть что посмотреть и примерить, средневековый женский костюм в нескольких экземплярах ждет своих принцесс, фрейлин и статных дам зажиточных бюргеров.
Стены увешены гобеленами и полотнами с различными сюжетами от обычных бытовых, то героически-эпических. В большой зале, путь к которой проходит через узкую скрипучую лестницу с резными украшениями, стоит стол с стульями, стол уставлен аутентичной посудой.
Единственное, что играет не на атмосферу, это свет. Не хватает этого таинственного света от чадящих свечей, вместо них ровный свет светодиодных ламп. Но зато фото выходят хорошего качества. Так что, где минусы, там есть и плюсы.
Вообще, Выборг полнится этой атмосферой средневекового города. Бюргерский дом, гильдейский, Рыцарский дом, башни, остатки стен и развалины соборов. Особенно эта атмосфера чувствуется возле замка. Там бывают ставят шатры, торгующие бижутерией, сувенирной продукцией, ножами, стеклянными бусинами, подвесками, кулонами и прочими интересными вещами ручной работы. Дополняют эту картину ребята в исторических костюмах. Не уверен, реконструкция ли это костюма или просто похожая одежда, но выглядит чертовски атмосферно.
За замком, в Анненских укреплениях, часто проводят рыцарские турниры. Это прекрасная вишенка на торте, которая может украсить день в средневековом городе и поставить яркую точку под овации зрителей.
К сожалению и тут нельзя не сказать про всем надоевшие «Моровое поветрие», чума эта заморская отменила много фестивалей в этом году, в том числе и Средневековые Дни в Выборге, целых 4 дня битв, конных турниров и сражений стенка на стенку.
Так что, тем кто захочет в ближайший месяц посетить Выборг не получится увидеть одно из ярких проявлений той далекой эпохи.
Всем тем, кто как и я фанатеет от истории, кто хочет потрогать её и окунуться с головой, Выборг рекомендую!
P.S. Надеюсь фото смогут передать частичку этой атмосферы.
Рыцарский дом запись закреплена
Выборгский музей-заповедник
ПРИВЕТ ИЗ МУЗЕЙНОЙ БИБЛИОТЕКИ
Костел Святого Гиацинта (ул. Водной Заставы, 4) в настоящее время входит в состав Выборгского объединенного музея-заповедника. Сейчас это здание чаще именуется Рыцарским домом – по той причине, что в нем размещается интерактивная выставка-площадка, предметы которой реконструируют повседневность средневекового Выборга.
Показать полностью. Здесь все можно трогать руками, примерять, пробовать «на зуб» и т.д. Но когда-то это был настоящий католический костёл, убранство которого в целом соответствовало канонам. Кстати, об истории здания и его использования под разные нужды, о пестрой конфессиональной (религиозной) жизни Выборга, можно узнать тут же, познакомившись с маленькой выставкой, размещенной в одном из боковых залов на втором этаже. В основном же зале, если повернуться лицом к лестнице, то с правой стороны в углу можно заметить фрагменты росписей (фресок) – см. фото. Фрески были обнаружены и зафиксированы при натурных обследованиях здания в 1967 г., затем закрашены в ходе реконструкции 1973 г., а затем то, что от них осталось, было раскрыто при проведении последнего косметического ремонта в 2010-е гг.
Кто-то может подумать, что это очень старые фрески, как минимум, средневековые. Но это не так. Роспись алтарной стены была выполнена в 1943 г. Автором большой многофигурной алтарной картины был священник, служитель католической церкви отец Роберт де Калуве (1913-2005). Возможно, кроме пары строк в аннотациях к выставке, мы больше ничего бы и не смогли сообщить об этом человеке, если бы не случайная находка, сделанная в 2020 г. при разборе архивной россыпи. А найдено было подлинное письмо, написанное Робертом де Калуве в 1978 г., в котором он обращается к сотрудникам Выборгского краеведческого музея. Письмо написано по-русски, хорошим разборчивым почерком. Автор сообщает, что 13 октября 1978 г. он посетил Выборг с группой туристов из Финляндии и осмотрел замок. Во время экскурсии по городу он сообщил «путеводительнице», что был в Выборге во время войны и «декорировал … церковь святого Якинфа (SANCTUS HYACINTHUS)». И мог бы об этом более подробно рассказать. К письму была приложена фотография интерьера костела, сделанная в 1943 г. на Рождество (см. скан). Роберт де Калуве сообщает свой адрес и заканчивает письмо следующими словами «Пишите если Вам интересует знать больше». С грустью вынуждены констатировать, что письмо Роберта де Калуве было оставлено без ответа. По крайней мере, продолжения переписки в музейном архиве не обнаружено, да и дополнительных сведений о здании костела в период 1941-1944 гг. известно очень немного.
Одной из причин несостоявшейся переписки можно назвать негласный запрет на общение с иностранцами, сформулированный в письме 1965 г. за подписью тов. В. Хлопина, заместителя заведующего отделом Государственного Комитета Совета Министров СССР по культурным связям с зарубежными странами. В министерском циркуляре указывается, что связываться «с музеями Финляндии, Швеции, Норвегии и Дании для получения материалов о Выборге» комитет считает «нецелесообразным», а «обращаться с подобной просьбой к финнам, которым в прошлом принадлежал этот город,… не совсем тактично». * Конечно, в 1978 г. какие-то контакты с иностранцами у музея все же были, например, с Юхой Ланкиненом или Татьяной Игоревной Карпинской – уроженцами довоенного Выборга. Но Роберту де Калуве, скажем так, «не повезло».
Другой причиной может быть тот факт, что в 1978 г. здание бывшего костёла использовалось Детской школой искусств, никаких фресок там уже не было, так как они были закрашены в процессе реконструкции 1973 г. и приспособления здания под новые функции. В ходе приспособления эта часть была полностью перестроена, бывший алтарь был превращен во входную зону, и почти весь его объем заняла деревянная лестница. Да и сам памятник прямого отношения к музею не имел, а история католической миссии в Выборге в то время никого не интересовала.
Личность же Роберта де Калуве примечательна во многих отношениях. Кого интересуют некоторые подробности, можно посмотреть статью Ильи Лапина и Марии Подкопаевой (см. http://gaudete.ru/caluwe/). Коротко же так: родился в Голландии, учился в Италии, в Риме. Первоначально в Григорианском университете, затем в Collegium Russicum, который, в частности, готовил священников для работы на территории СССР. Одним из учителей Роберта де Калуве был знаменитый русский поэт и философ Серебряного века Вячеслав Иванов (1866-1949), принявший после революции католичество и работавший тогда в Восточном институте Ватикана. (В скобках заметим, что в биографии Вячеслава Иванова есть околомистический выборгский сюжет, но не нашлось пока исследователя, который бы об этом подробнее написал). В Риме Роберт де Калуве начал изучать иконопись и продолжал заниматься ею до самой смерти. Двоюродный брат Роберта, Арман де Калуве, в 1938 г. был отправлен на служение в Финляндию, в Терийоки (Зеленогорск), и в скорости туда же приехал Роберт. В 1942 г. епископ Гвиллом Коббен начал в Выборге восстановление костела Св. Гиацинта и предложил Роберту расписать стены церкви. Эту работу Роберт де Калуве сделал за один месяц. Алтарный престол был полностью выполнен заново, была установлена новая деревянная перегородка с центральной аркой, более крупной по размерам, и двумя малыми арками по сторонам. В центральной части помещалось высокое объемное распятие. Роспись покрывала всю стену, в изображениях присутствовали сцены апокалипсиса, фигуры праведников, в том числе Св. Гиацинта, в нише абсиды были в ряд изображены святые. Роспись включала также фигуры финнов в национальных костюмах и надпись «Ваши дары принесут вам радость».
После войны Роберт де Калуве остался жить в Финляндии, организовал экуменистический центр Мюллимяки, при котором была школа иконописи. Как иконописец он получил широкую известность в мире, подготовил много учеников, также занимался написанием и оформлением книг. В собрании Выборгского объединенного музея-заповедника есть книга Калеви Вуорелы «Католическая Финляндия» (1989), обложку и суперобложку к которой выполнил Роберт де Калуве. Скончался мастер в 2005 г.
* Подробнее с текстом документа можно познакомиться в музейной библиотеке
Костёл Гиацинта в Выборге
Описание
Координаты: 60°42′49″ с. ш. 28°43′58″ в. д. / 60.713806° с. ш. 28.733028° в. д. / 60.713806; 28.733028 (G) (O) (Я) памятник архитектуры (федеральный)
Костёл Гиаци́нта (Рыцарский дом) — готическое каменное здание в Выборге на улице Водной Заставы.
История
Самая старая часть нынешнего здания была построена до перепланировки города — до середины XVII века. Её построили в начале XVI века — это было здание школы Францисканского монастыря.
Рыцарский дом
В середине XVII века здание было перестроено. С того периода использовалось дворянским собранием города, называлось Рыцарским домом.
В 1710 году город был взят русскими войсками. В 1721 году город и близлежащие земли были присоединены к Российской империи.
Приход Св. Гиацинта
В 1799 году братьям Мальтийского ордена, покровителем которого стал император Павел I, было предписано принять на себя окормление прихода Св. Гиацинта в Выборге. Здание было передано приходу и с 1802 года в нём располагалась римско-католическая церковь Святого Гиацинта. После установления российской власти в 1809 году на всей территории Финляндии и образования Великого княжества Финляндского в ведении священников выборгского прихода оказались все католики Финляндии. До 1860 года в Выборге служили священники доминиканского ордена из Литвы. После поражения Финляндии в Советско-финской войне (1939—1940) приход прекратил своё существование.
Послевоенный период
В 1970 году была проведена реставрация здания, ориентированная на возвращение внешнего вида Рыцарского дома (дворянского собрания) и устранение позднейших перестроек в культовое сооружение. В нём разместилась основанная в 1969 году Детская художественная школа, которая с 2003 года перемещена в здание музейного центра Эрмитаж-Выборг. В настоящее время — картинная галерея.
В 1995 году здание получило статус объекта культурного наследия РФ федерального значения.
Костел Св. Гиацинта в Выборге
Костел Св. Гиацинта в Выборге JevgeniiaBashkova, Wikicommons
Костёл Св. Гиацинта или Рыцарский дом — готическое каменное здание в Выборге. Самая старая часть нынешнего здания была построена в начале 16 века — это было здание школы Францисканского монастыря. Причём до нашего времени дошли самые старые его стены, несмотря на позднейшие перестройки.
Точнее, ещё в 15 веке на этом месте располагалось деревянное здание, принадлежавшее Францисканскому монастырю, посвященного славянскому мученику Гиацинту. И лишь в 16 веке оно было перестроено из камня.
Это одно из немногих строений Выборга, возведённых ещё до перепланировки города в середине 17 века. Вместе со Старым городом перестроили и монастырскую школу, после чего в здании разместилось городское дворянское собрание, а строение получило название Рыцарского дома.
Это продолжалось до 1710 г., когда Выборг был взят русскими войсками, а затем в 1721 г. сам город и близлежащие земли были присоединены к Российской империи. В 1799 г. здание вернули католической церкви по повелению российского императора Павла I — он покровительствовал Мальтийскому ордену, которому и предписал «принять на себя окормление прихода Св. Гиацинта в Выборге». Уже в 1802 г. в нём разместилась часовня Св. Гиацинта, и в приходе начались годы расцвета: в его ведении оказались все финляндские католики. Сама часовня в 1856 г. получила статус приходской римско-католической церкви. Позднее приход перешёл к литовским священникам доминиканского ордена, и службы в церкви не прекращались до 1860 г.
В 1915 г. постройку реконструировали: молельный зал разделили на два этажа перекрытием, после чего здание стало служить приходским домом.
После поражения Финляндии в Советско-финской войне (1939—1940) приход прекратил своё существование. Впрочем, в годы Великой Отечественной войны службы в церкви были возобновлены, и окончательно закрылась она в 1944-м, после частичного разрушения. До 1967 г. здесь располагался склад.
Лишь в 1972 г. пострадавшее во время войны здание было восстановлено — ему вернули облик и название Рыцарского дома, после чего передали под детскую художественную школу. Все религиозные надстройки были уничтожены. В 2003 г. художественная школа была перемещена в здание музейного центра Эрмитаж-Выборг, а в здании Рыцарского дома разместилась Выборгская картинная галерея.
Как добраться
Здание располагается в самом центре города, по адресу: г. Выборг, ул. Водной Заставы, 4. GPS-координаты: N60.71381 E28.73303