Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых
Меню сайта
Пользователь
Рейтинг иконы в этом году: 0 (в прошлом: 0). Если это Ваша любимая икона, проголосуйте за нее!
Раздел основан участником [tol] 2011-07-10, последний раз редактировался участником [tol] 2021-05-03.
Описание иконы Корфская (Керкирская) из книги Е. Поселянина Источник: Книга «Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон» [1914] Эта св. икона Богоматери в настоящее время находится на острове Корфу, в одном предместье, расположенном недалеко от города Керкиры, или Корциры. От этого места она и получила свое наименование. Прославилась она 11 февраля 1603 года. Так как сей образ Богоматери значительно обветшал, то его хотели обновить в г. Парга. С этой целью был приглашен один живописец. Он осмотрел икону и оставил ее в храме, на архиерейской кафедре, намереваясь на следующий день приняться за работу. Но на утро местные жители были встревожены страшными громовыми раскатами, несшимися из храма. Они поспешили туда. И вот на глазах собравшегося народа святая икона Богоматери была поднята невидимыми руками на воздух и перенесена на свое прежнее место. В воспоминание об этом чуде каждый год пред Корцирской иконой Божией Матери совершается по особому чину молебен.
Изображения иконы Корфская (Керкирская)
Страницы: [1]. Всего изображений: 14. Сортировка: в обычном порядке.
Описание: Икона Богоматери «Керкирская»(Корцирская). Свято-Георгиевский (Мещовский мужской) монастырь (г. Мещовск Калужская обл.). Список, привезенный из монастыря в Метеорах (Греция). В правом нижнем углу иконы находится капсула с частицей ризы Пресвятой Богородицы.
Описание: Происхождение изображения неизвестно! Возможно, «Госпожа Ангелов» http://pravicon.com/icon-85
Описание: 22-6-1930: Митрополит Корфу и Паксос г-н. Афинагор держит Паногиопулу в руках, покидая церковь Агиос Георгиос в старой крепости на Корфу, направляясь к порту.
Заметки из путешествия по острову Корфу Греция и Православие – понятия близкие, имеющие много точек соприкосновения. Когда-то мне в руки попала книга «Греция: путешествие по святым местам”. Это была настоящая находка. Так возникла идея совместить наш летний отдых с посещением православных святынь греческой земли. Думаю, что любой православный человек, собираясь в путешествие подумает и о духовной пользе от поездки. Прошли годы, прежде чем мы смогли реализовать нашу мечту. Выбор наш пал на остров Корфу и сомнений по этому поводу никаких не было. Сам Бог руководил нашими мыслями в выборе места отдыха. Три часа лета на самолете, и мы на этом райском острове. Солнце, жара, голубое море.
Корфу – райский уголок
Oстров Корфу или Керкира, воспетый древнегреческими поэтами Аполлонием Родосским и Гомером, находится на северо-западе Греции в Ионическом море. Этот остров называют маленьким раем на земле, природа и ландшафты этого острова разнообразны. Прекрасный климат, плодородные почвы, красивые пейзажи. На острове много зелени, оливковых деревьев, цитрусовых садов, кипарисов. Невысокие горы, уютные бухточки и заливчики, доброжелательный православный народ и православные святыни влекут сюда паломников и туристов со всего мира. На острове очень много различных памятников архитектуры, которые охраняются государством и имеют историческую и художественную ценность. Греческий народ исповедует православие. И на острове имеется много православных монастырей и церквей, которые стоит посетить. Покровителем острова Корфу является Святитель Спиридон Тримифунтский.
Святитель родился около 260 года на острове Кипр. Святой Спиридон был епископом Кипра и принимал участие в Первом Вселенском Соборе в Никее, где он осудил ересь ариан. Святитель Спиридон преставился 12 декабря 348 года. При жизни был окружён всеобщей любовью и почтением. Погребли его в храме в Тримифунте.
В середине VII века нетленные мощи святителя из-за опустошительных набегов арабов были перенесены в Константинополь в храм Святых Апостолов, а после падения Византии в 1453 году священник по имени Георгий Калохерет перенес мощи святителя сначала в Сербию. В 1460 году мощи были перевезены на греческий остров Корфу. Он отдал мощи одной богатой семье с условием, что в каждом ее поколении будет один священник. Мощи долго хранились в семейной церкви. Когда город собрал деньги и построил новую церковь, мощи святого Спиридона были перенесены в новый храм.
В храме Святителя Спиридона
Совершая экскурсию по городу Корфу и посетив много достопримечательностей, наш гид заканчивает свой рассказ у входа в храм Святого Спиридона, чтобы уже каждый из нас мог спокойно насладиться красотой храма и приложиться к мощам, поставить свечку и помолиться о своем. Задав еще несколько вопросов гиду, мы заходим внутрь. Тут же при выходе из храма в небольших лавках можно купить и иконки, и книги, и маслице. В самом храме можно получить частичку ткани от сапожек Святого Спиридона. Когда мы сказали, что мы русские, то получили еще несколько таких «фелахто» для наших близких и знакомых, чему были очень рады.
Церковь Агиос-Спиридонас – одна из самых известных церквей на острове Корфу, а её белая колокольня – самая высокая на острове, видна со всех точек города. В церкви находятся мощи Святого. Агиос в переводе с греческого означает святой. Первая церковь Святого Спиридона находилась в районе Сароккоса, но была разобрана для постройки оборонительных стен. Ныне действующая церковь воздвигнута в 1590 году. Здание представляет собой типичную постройку церквей без куполов на Ионических островах. Потолок Агиос-Спиридонас выполнен в голубом цвете и разделяется на 17 секций, отделанных позолотой. Иконы представляют сюжеты из жизни Святого, Четырех Евангелистов. Иконостас выполнен из мрамора. Иконописцы из Ионической Школы не только были знакомы с Ренессансом, но и находились под его влиянием. Потолок Агиос-Спиридонас был выполнен Панаетисом Доксарасом (1662-1729), который проходил обучение в Риме и Венеции и был великим поклонником Тинторетто, Тициана и Веронезе. Доксарас также являлся основателем Ионической школы художеств. Оригинальные иконы и другие церковные росписи кисти Доксараса были уничтожены сыростью, и в XIX веке их место заняли копии, сделанные Н. Аспиотисом.
Святые мощи Святого Спиридона хранятся в позолоченной раке, которая стоит на правой половине церкви около алтаря. Четыре раза в году проводятся богослужения, во время которых святые мощи проносят по городу в сопровождении торжественной процессии, в память о чудесных подвигах и помощи Святого. Это происходит в Вербное воскресенье в память избавления жителей острова от чумы, в Великую субботу,11 августа, в день памяти защитников города во время турецкой осады, когда, как гласит предание, Святой Спиридон, облачившись монахом и возглавляемый группу ангелов, прогонял врагов, держа крест в одной руке и горящую свечу в другой, и в первое воскресенье ноября, когда вспоминается событие, посвященное спасению острова от холеры. Крестным ходам всегда аккомпанируют музыканты, собирающиеся со всего острова, имеющие большое уважение к святому и к своим музыкальным традициям. Праздник Святого Спиридона (12 декабря) отмечается на Корфу также с особенной пышностью.
В наши дни не иссякает поток паломников к мощам святого Спиридона, страждущих помощи и молитв святого. Нетленные мощи святого открываются для поклонения каждый день. Мощи святого Спиридона переобувают раз в год, поскольку он изнашивает свои красные бархатные сапожки. Говорят, что Святой Спиридон неустанно странствует по земле, чтобы исполнить молитвы верующих. Кусочки ткани этих изношенных святителем за год сапожек, завернутые в маленький бумажный квадратный конвертик, раздают молящимся и паломникам в храме. Они называются «фелахто»и являются для верующих великой святыней.
Почитание Спиридона на Корфу так велико, что каждый православный грек носит крестик, внутри которого обязательно имеется частичка от его сапожек. В наше время самое распространенное мужское имя на острове – Спирос, немного на греческий лад, а выражение «Во имя Святого Спиридона» слышишь очень часто. Чтобы понять, насколько Спиридон Тримифунтский почитаем на Корфу, нужно побыть в храме некоторое время. Это центр притяжения для всех жителей острова. В течение всего дня храм ни на минуту не бывает пуст. И дело не только во множестве паломников. Сюда постоянно заходят местные жители, прикладываются к раке с мощами святителя, берут свечи, как маленькие, так и большие, почти в рост человека. И ставят их на улице, перед входом в церковь, где для свечек оборудован специальный подсвечник. Над ракой с мощами на цепочках висит большое количество золотых и серебряных вотивных даров с изображением отдельных частей тела, различных предметов. Таков греческий обычай – дарит их тот, кто получил помощь в разрешении своих проблем и излечении телесных недугов по молитвам святителя Спиридона.
Планируя путешествие, мы прочитали немало источников о самом острове и о житии святого Спиридона. Попалась нам на глаза и статья из журнала “ Русский Дом” о святом за 2007 год. А в “Церковном вестнике “за 2004 в статье Светланы Рябковой мы прочитали следующее: «Знаменитый старец Амвросий Оптинский в одном из своих писем к духовным чадам рассказывает о чуде, свидетелем которого стал великий русский писатель Николай Гоголь во время заграничного путешествия. Как и многие другие русские литераторы и философы, Гоголь часто посещал Оптину пустынь и однажды рассказал о случившемся своему духовнику. В тот день, когда Гоголь приехал на Корфу на поклонение святому Спиридону, верующие, как это заведено каждый год 12 (25 по новому стилю) декабря, с большой торжественностью обносили святые мощи вокруг города. При этом все присутствующие обычно благоговейно и трепетно прикладывались к ним. Однако на этот раз среди них находился один английский путешественник, взращенный на скепсисе и рационализме протестантской культуры. Он позволил себе заметить, что, по всей видимости, в спине угодника сделаны надрезы, и тело тщательно набальзамировано. Чуть позже он подошел к мощам поближе. Каково же было его граничащее с ужасом изумление, когда мощи святого на глазах у всех медленно приподнялись из раки и обратились своею спиной именно к этому человеку, словно предлагая ему лично убедиться в отсутствии «надрезов». Гоголя это чудо потрясло до глубины души».
Святой Спиридон глубоко почитался и царской семьёй. Ко Крещению сына Николая II, Алексея Николаевича, был изготовлен складень в древнерусском стиле с образами Спаса Нерукотворного, святителя Спиридона и святителя Алексия. В 1904 году в Петербурге была построена часовня Святителя Спиридона.
По молитвам святителя Спиридона множество чудес было явлено на острове: прекращались эпидемии, бежали враги от его стен. Одним из чудесных событий была и победа при Корфу, которую одержали русские моряки под предводительством адмирала Ф.Ф. Ушакова (1745—1817) над превосходящим противником, освобождая греческий народ от иноземных захватчиков.
27 марта 1799 года в первый день Пасхи богослужение в храме святого Спиридона было особенно торжественным, ведь в нем принимали участие русские освободители. И сам адмирал, который в 2001 году причислен Русской Православной Церковью к лику святых, принял участие в крестном ходе, неся мощи святителя, вознося молитвы святому сыну Кипрской земли.
В октябре 2002 года в центре города Керкиры был торжественно открыт памятник работы скульптора Виктора Айзинова легендарному адмиралу Федору Ушакову – гениальному русскому полководцу, ставшему спасителем острова Корфу от французских оккупантов и одним из создателей Республики семи соединенных Ионических островов – первого демократического государства в новой истории Греции. Постояв у этого памятника, мы тоже испытали чувство гордости за нашего знаменитого флотоводца и Россию.
Непременный атрибут морского флота – якорь, который стоит у подножия памятника, на котором благодарственная надпись: «В честь великого русского флотоводца Федора Ушакова, политика и дипломата за его огромный вклад в создание Республики Семи Островов».
В гостях у царицы Феодоры
Недалеко от церкви Святого Спиридона, в пяти минутах ходьбы по узким улочкам, где можно купить различные сувениры, стоит Кафедральный Собор, где покоятся святые мощи царицы Феодоры. Кафедральный собор острова Корфу был построен в 1577 году на месте Агиос-Влассис. Мощи находятся в серебряном саркофаге с правой стороны от алтаря. Здесь же можно приложиться к иконе святой Феодоры, которая находится у входа с левой стороны.
Святая царица Феодора прославилась тем, что установила иконопочитание в Православной Церкви на Седьмом Вселенском Соборе. В память об этом событии Церковь установила праздник Торжества Православия, память которого отмечается в первую неделю Великого Поста. Святая Феодора была супругой Византийского императора Феофила-иконоборца. В то время иконоборцы подвергали иконы поруганиям, снимали их со стен храмов, сжигали, монастыри закрывались. Святая Феодора сама имела в своих покоях иконы и тайно поклонялась им. После смерти своего мужа, святая царица Феодора, став полноправной правительницей империи, поставила окончательную точку в борьбе с иконоборцами. Для этого был созван Седьмой Вселенский Собор, на котором все иконоборцы были преданы Анафеме и было установлено празднование иконопочитания – Торжество Православия. В память об этом, на иконах святая царица Феодора всегда изображается держащей в руке святые иконы. Когда вырос сын святой Феодоры, император Михаил, она покинула мир и ушла в монастырь, где 8 лет прожила строгой аскетической жизнью до самой смерти. Скончалась мирно 24 февраля по новому стилю.
Апостолы Ясон и Сосипатр
Совершая экскурсию по городу, наш автобус направился к церкви святых апостолов Ясона и Сосипатра, учеников Апостола Павла. Церковь – яркий памятник Византийской архитектуры XII века, в своём роде единственный. Церковь находится в местечке Канони, что в 5 километрах от города. Святые Ясон и Сосипатр были первыми проповедниками Евангелия на острове Керкира. Они прибыли на остров в 63 году и построили здесь первую церковь во имя первомученика архидиакона Стефана. Претерпев множество истязаний от правителя острова, приказавшего казнить всех христиан, апостолы пострадали за Христа и были прославлены как мученики. В храме имеется две усыпальницы по обе стороны от главных врат иконостаса, но мощей апостолов там нет, так как место их настоящего погребения неизвестно. Иконы с изображением святых апостолов относятся к концу XVI века и написаны Эммануилом Тзане, представителем Критской школы, который так же и описал жития святых. В храме имеется фреска, на которой можно видеть следы от копий, почти все фрески уничтожены во время захватнических войн.
На «Мышином острове»
В Канони расположен знаменитый «мышиный остров» – Понтиконисси, на котором находится маленькая церковь Пантократора, и женский монастырь Влахернской Божией матери, на который можно добраться по узкой дорожке. Монастырь является визитной карточкой острова Корфу. Монастырь в наше время не действует, но по большим праздникам там совершается служба. В селении Канони находятся так же раскопки раннего христианского храма, где и поныне ведутся археологические раскопки. Здесь же можно посетить Ботанический сад, дворец греческого короля Мон Репос, где хранится все, что, найдено при археологических раскопках на острове Корфу.
Дальше на север, монастырь Палеокастрица
Путешествуя по самому острову, мы совершили турне на север Корфу, где находятся известные и красивейшие пляжи острова, извилистые берега Ионического моря, живописные деревушки. Маршрут был рассчитан на целый день. По дороге проезжали красивейшие места, но монастырь Палеокастрица, что в 25 километрах от столицы, расположенный на вершине горы, удивил нас своей красотой. Основан монастырь в 1225 году. На территории монастыря имеются постройки и XVIII-XIX веков, типичные для греческой архитектуры. Храм построен в типичном для Ионических островов архитектурном стиле без купола. В храме есть очень много икон Пресвятой Богородицы, но один образ наиболее известный, называемый Скопиотским, нарисован на куске кожи примерно 6 веков назад и украшен деревянной оправой. Очень красивый иконостас, в одном из рядов которого имеется 12 икон апостолов. Еще много веков назад женщины, поющие в церковном хоре, могли находиться только в задней части церкви, где для них оборудован специальный балкон. Сам монастырь имеет много земедь, где монахи выращивают виноград, оливковые деревья. На самой территории монастыря имеется колодец, куда можно бросить монетку. Один раз в году этот колодец открывают, а деньги используют для нужд монастыря и нуждающихся. При церковной лавке имеется музей византийских икон, старых позолоченных Библий и различной церковной утвари. Заглянув за стены монастыря, вам откроется великолепный вид на другие островки.
Живописная деревушка Лаконес, расположенная на склоне горы, обладает великолепной панорамой. С самой высокой точки Белла Виста можно любоваться красотами острова и монастырем, который кажется совсем крошечным с высоты 900 метров. Конечно, нужно отдать должное и шоферу Христофоросу, который так ловко вел комфортабельный автобус по узким дорогам с крутыми поворотами вверх и вниз. Не зря говорят, что на Корфу самые лучшие шоферы.
Наш отдых уже близился к концу, а желание наслаждаться красотами острова не угасало. Вернувшись с острова, мы вновь и вновь просматривали наши фотографии, книги, сувениры, а маленькая иконка Святого Спиридона Тримифунтского, написанная кистью, заняла свое место в нашем домашнем иконостасе. Очень хотелось нам поделиться и с вами, дорогие наши читатели, своими греческими впечатлениями, что видели и чем дышали. Может и ваша дорога, дай Бог, приведет вас на этот сказочный остров… Святителю, отче Спиридоне, моли Бога о нас!
Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, г.Советский ХМАО-Югра Тюменская обл.
наш приходской сайт
Удивительные и редкие образы Царицы Небесной
В мире существует более 300 только канонических (принятых Церковью) икон Пречистой Девы. Многие из них, например, «Казанскую», «Владимирскую», «Иверскую» иконы Божией Матери знают все — верующие и неверующие, русские и китайцы, европейцы и латиноамериканцы.
2. «Защитница сирых и оставленных»
На этой иконе очень грустного и как бы нуждающегося в защите Богомладенца, склонившегося к руке матери в поисках ласки, Пресвятая Богородица словно бы старается обнять со всех сторон, чтобы Ему досталось как можно больше тепла.
Образу «Защитница сирых и оставленных» молятся об устроении судьбы сирот, оставшихся без родителей или оставленных родителями, а также в случаях проблем и ссор в семье.
3. «Милосердия двери»
В центре композиции Богородица в Царствии Небесном, окружённая сонмом славословящих Её херувимов и серафимов. Все светила Земли — солнце, луна и звёзды лишь оттеняют своим блеском величие славы Богородицы, которую благословляет Бог Сын.
4. «Благодатное Небо»
Образ «Благодатное Небо» или «Солнечная Богоматерь» представляет нам Пресвятую Богородицу с Богомладенцем на руках, стоящую в небе на облаке и окружённую сиянием славы. Главы Пречистой и Спасителя венчают короны. Иконография образа опирается на слова из Апокалипсиса при описании Второго Пришествия Христа: «И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд». По другой версии, название восходит к тексту богородична 1-го часа: «Что Тя нарече́м, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды». В Россию этот образ перекочевал из Великого княжества Литовского вXIV столетии вместе с Софьей Витовтовной, вышедшей замуж за великого князя Московского Василия I.
5. «Благоуханный цвет»
Отличительной особенностью образа «Коневской» Божией Матери является белый голубь, которого держит в руках Богомладенец. В зависимости от вариантов написания, белых голубей может быть и больше — в одной или же в обеих руках Спасителя.
Икона была завезена в Россию из Италии в XVIII веке и осела в Малороссии под Полтавой в селе Козельщине. Здесь она много лет хранилась в семье Капнистов, дочь которых получила от иконы исцеление от тяжёлой болезни. На иконе Пресвятая Богородица изображена сидя. На её коленях, полулёжа и опираясь на руку Богоматери сидит Богомладенец, удерживающий в правой руке небольшой крестик.
Чудотворная «Киккская» икона Божией Матери была написана самим апостолом и евангелистом Лукой. В конце XI века она попала на Кипр и с тех пор является главной святыней Киккской обители.
В этом образе Царицы Небесной интересна поза Спасителя, который почти «висит в воздухе», лишь слегка поддерживаемый Богородицей под ноги и за левую руку.
Икона изображает сцену из сказания об обретении другого образа Царицы Небесной — «Тихвинского». На месте обретения последнего строили храм и перед окончанием строительства Богородица в сопровождении святителя Николая Чудотворца явилась местному пономарю Георгию.
Богородица повелела строителям заменить металлический крест над храмом на деревянный. Что они и сделали после дополнительно явленного им чуда.
12. “Непроходимая дверь”
13. “О тебе радуется”
Название иконы отсылает нас к богородичному седальну восьмого гласа, который поётся на воскресной утрене. “О тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, А́нгельский собо́ръ и Челове́ческий родъ, Освяще́нный хра́ме и раю́ слове́сный, Де́вственная похвало́, из нея́же Богъ воплоти́ся и Младе́нецъ бысть, пре́жде векъ сый Богъ нашъ, ложесна́ бо твоя́ Престо́лъ сотвори́, и чре́во твое́ простра́ннее Небе́съ соде́ла; о тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, сла́ва тебе́”. На иконе Пресвятая Дева с Младенцем Иисусом на руках восседает на троне, заключенном в сферу зеленого или синего цвета, и образует смысловой центр иконы. Трон окружен ангелами. На заднем плане – многоглавый собор, олицетворяющий Небесный Иерусалим. У престола Богородицы, обратившись к Ней лицом, стоит великий гимнограф и песнотворец – преподобный Иоанн Дамаскин. В руках святого – свиток с молитвой в честь Матери Божией, а ниже – сонм прославляющих Богоматерь святых.
Существует предположение, что в основу образа легла картина Пьера Миньяра “Мадонна с виноградом”. На иконе Божия Матерь головным платком прикрывает и как бы от кого защищает Богомладенца, а Он держит в руке кисть винограда – эмблему Святого Причащения. Этот келейный образ схиигумении Фамари (Марджанишвили, 1868–1936 гг.), основательницы Серафимо-Знаменского скита на южной окраине Москвы, находился в село Битягово Домодедовского района. Второе название образа как раз и связано с местом его расположения.
15. “Помощница в родах”
Уже из названия этого почитаемого образа понятно, что перед ним чаще всего молятся о ниспослании чада, спокойной беременности и успешном родоразрешении.
Этот святой образ явился христианскому миру в конце 90-х годов XX века. Лик Богородицы был обретен в городе Серпухове во время Великого Поста. В храм его принесла одна из местных жительниц.
На иконе Богомладенец в сиянии Славы изображается в утробе Пречистой Девы, а Она скрещёнными на груди руками смиренно выражает принятие и радость по поводу оказанной Ей Богом милости. Существуют неканонические списки коны “Вспоможение в родах”, где Богородица изображается некоторыми безграмотными иконописцами с непокрытой головой. Это противоречит иконописному канону, где главу и плечи Пречистой Девы, даже если она изображается девочкой, должен покрывать мафорий – символ Её материнства.
Почаевский образ принадлежит к иконописному типу Елеуса (“Умиление”). Подлинник иконы очень маленького размера, всего 23 см на 30 см. Изображение Богоматери поясное, на правой руке Она держит Спасителя, в левой руке – плат, которым обернуты ножки младенца.
Навстречу иконе Божией Матери Седмиезерной вышел крестный ход, икона была поставлена в храме, и моровая язва стала прекращаться. Целый год святая икона была в Казани и, когда моровая язва совсем прекратилась, – была возвращена в Седмиезерную пустынь. Позднее образ вторично избавил Казань от аналогичной эпидемии. Многие люди по молитвам к этой иконе получают исцеления и от своих болезней. Иконография здесь необычна одним элементом. Эта икона единственная, где Богородица благословляет верующих вместе с Богомладенцем.
20. “Спорительница хлебов”
В 1889 году преподобный Амвросий Оптинский дал благословление настоятельнице Белевского монастыря, создать для него особенный образ Божьей Матери, который написал иеромонах Даниил.
На иконе Всецарица возвышается над землей, сидя на облаке. Позади ее изображения видна раскинувшаяся злаковая нива, а на нижнем плане картины – сжатые колоски, собранные в снопы. Вознесенные к небу руки Богоматери замерли в жесте благословления.
Этим образом преподобный Амвросий благословил инокинь Шамординской обители при её основании. Чтобы монахини понимали, что Пречистая не только молится Богу о спасении наших душ и прощении грехов, но и благословляет праведные труды о хлебе насущном.
Чудотворную икону особенно почитают христиане, чей труд связан с сельским хозяйством. Также образу молятся о семейном благополучии.