клин троицкий собор история

клин троицкий собор история. Смотреть фото клин троицкий собор история. Смотреть картинку клин троицкий собор история. Картинка про клин троицкий собор история. Фото клин троицкий собор история

Около ста лет, с первой трети XIX в. и до конца 20-х годов прошлого в., центром духовной жизни Клинского края был собор Святой Живоначальной Троицы. И уже почти девяносто лет в его стенах не совершались богослужения, не звучали слова молитвы.
Троицкий соборный комплекс сформировался к середине XIX в. из Троицкого собора, Воскресенского храма, трехъярусной шатровой колокольни и здания церковноприходской школы, построенного в XVIII в., сооруженных усердием прихожан.
Троицкий собор был начат строением в 1802 г. по благословению митрополита Московского Платона (Левшина). Для него специально готовили особо крепкие кирпичи, а в скрепляющий раствор добавляли яйца, которые собирали по окрестным деревням. В 1836 г. собор был построен и освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским.
В соборе было три престола: главный — во имя Святой Троицы, приделы — в честь Казанской иконы Богоматери и во имя святителя Николая. Здание построено в стиле классицизма, с треугольными фронтонами по сторонам, с белокаменными деталями.
Собор занимает главенствующее положение в комплексе. Между ним и Воскресенской церковью находится колокольня, построенная в 1769 г. также на пожертвования прихожан. Она выстроена в форме восьмигранного столба. Самый большой из 12 колоколов — весом в пять тонн с лишним — был отлит в 1786 г. В мае 1924 г. Троицкий собор перешел в ведение обновленческой общины. В 1930-е гг. здания комплекса были отобраны государством и перестроены: Троицкий собор — под общественную столовую, колокольня — под водонапорную башню, здание церковноприходской школы — под общежитие ГПТУ. Во время Великой Отечественной войны собор значительно пострадал. После войны его перестроили под Дом Культуры. 23 сентября 1992 г. Русской Православной Церкви была передана колокольня. В ней община Троицкого собора устроила небольшую церковь во имя Святой Троицы. Для певчих построили хоры (балкон).

История

Интересный документальный источник хранится в собрании Клинского краеведческого музея – Летопись Клинской Троицкой соборной церкви. Составлена она протоиереем Львом Яковлевичем Державиным. На титульном листе даты нет, но по тексту удалось установить, что написана данная летопись в 1893 году. Как выглядит данный источник? Оформлена летопись в виде книги, состоящей из 44 страниц, сброшюрованных в чёрный с разводами картонный переплёт, записи выполнены аккуратным красивым почерком чёрными чернилами. Листы пожелтели, загрязнены. Вероятно, она использовалась многими людьми, её часто читали. На страницах летописи имеются и более поздние пометки, которые вносились в разное время, что выдаёт почерк и цвет чернил.
На обороте титульного листа автор пишет: «Составитель летописи сей, не имея под руками каких-либо печатных материалов, или архивных документов, равно каких-либо записей от предшественников своих, не мог составить с надлежащей обстоятельностью и полнотою. Составитель будет польщён, если труд его, как материал принесёт некоторую долю пользы будущему составителю летописи».
Перед повествованием о Троицком храме, в самом начале летописи, протоиерей Державин даёт краткое описание города Клина. Краеведам эти сведения известны, но любопытно, какими источниками пользовался протоиерей Державин, характеризуя Клин. Кроме этого, какими сведениями он располагал в конце 19 века: «Город Клин находится от Москвы к северу, в 83 верстах; расположен при реке Сестре, которая протекает вокруг всего города и частью врезается в него. Точно определить время основания города нет исторических данных…» Далее автор указывает на описание путешественника по России г. Мейера: «Клин был большим селом, принадлежавшим царю и великому князю Алексею Михайловичу», автор также ссылается на справочную книгу Шрамченко изданную в 1890 году, где говорится, что в древности город был родовой вотчиной дома Романовых. « …При Петре Великом, во время войны со шведами, жители города были повёрстаны с ямщиками. В 1781 году, октября 3 дня, когда состоялся штат или состав Московской губернии по новому учреждению город Клин, входивший в черту Переяславской епархии, сделался уездным городом Московской губернии и в 1788г., за упразднением Переяславской епархии, причислен о дорогах. « От Москвы в Клин ведут два путя: шоссейный, (петербургское шоссе) врезающийся в самый город, и железный (Николаевская ж.д.) не вдалеке от шоссе, по левую его сторону и по левую сторону города, в полуверсте от которого находится и станция железной дороги. Посреди города, на значительно крутом берегу реки Сестры, тщанием прихожан, из кирпича воздвигнут, в виде квадратной палаты, величественный пятиглавый, с 5-ю же куполами собор во имя « Св. Живоначальной Троицы». Автор приводит пространное описание Троицкого собора, указывает его размеры, рассказывает об его архитектурных особенностях и внутреннем убранстве. Эти сведения были опубликованы в газете « Серп и Молот» № 54 от 19 июля 2007г.
Посреди города, на значительно крутом берегу реки Сестры, тщанием прихожан, из кирпича воздвигнут, в виде квадратной палаты, величественный, с 5-же куполами собор во имя Св. Живоначальной Троицы, длиною вместе с трапезной церковью по наружной стене 24 сажени (51,2м) и шириной 9 сажень (19,2 м), ( 1 сажень=2,134 м 1 аршин= 0,71 м ) а внутри длиной 65 аршин (46,15 м), шириной 24 аршина (17,04 м) и высотой 36 аршин (25,56 м) с 81 окнами, из коих 14 круглых, в три света.
Храм был начат строением в 1802 году по благословлению Высокопреосвещеннейшего Платона, митрополита Московского, а окончен постройкою в 1836 году и освящен в том же году мая 24 дня Высокопреосвященнейшим Филаретом. ( Филарет Дроздов) Митрополитом Московским. Из летописи известно, что одноярусный иконостас был устроен по плану архитектора Осипа Ивановича Бове.
Пол в алтаре каменный; в настоящей церкви чугунный. Пред алтарем устроена солея-каменная, отделённая медной решёткой. В храме трое дверей: с западной, северной и южной стороны; стены храма наружи оштукатурены. Крыша на храме железная четверочастная, с фротонами; на куполах овальной формы главы и кресты на них из железа, вызолоченные. Трапезная церковь, начатая постройкою вместе с настоящим храмом, вскоре была и сожиздена. Она отделяется от настоящей каменною глухой стеной, одним пролётом с 12-ю окнами в один свет; полы и солея в ней деревянные..в трапезе устроены два придела-во имя Казанской божией матери и во имя Святителя и Чудотворца Николая. Приделы сии, (как видно из прежней описи храма) освящены были в 1804 году…
До 1891 года настоящий храм был холодный, а трапезная была теплая, имея сначала « амосовскую», а потом духовую печь. А в 1891 г. с разрешения Епархиального начальства по утверждённому, строительным отделением Московского губернского правления, плану устроена другая духовая печь Московским печником Степаном Васильевичем Барановым, для отопления настоящего храма. Престолы и жертвенники из дубового дерева, верхние деки на престолах кипарисовые. В настоящей церкви жертвенник устроен в особом Северном предалтарии, на открытом месте.
Иконостас, в настоящей церкви одноярусный, устроен по плану архитектора Осипа Ивановича Бове. Колонны и пилястры и низ иконостаса покрыты алебастром под мрамор, а имеющаяся по местам резьба вызолочена. Царские врата резные, в них вставлен деревянный вызолоченный крест, вышиною 4 арш.5 верш.(= 3 м) и шириною 2 арш. 5 вершков (= 1,5 м).
Стены и купол настоящей церкви расписаны живописным письмом, а трапезной окрашены масляною краскою. Икон старинного письма в иконостасах нет. В настоящей церкви иконы без оклада, а в трапезной в нижнем ярусе иконостаса и в киотах, помещающихся на стенах за клиросами устроены серебряно-вызолоченные ризы. Икон чудотворных, явленных и особо местно-чтимых нет. ( Позже в Троицком соборе появилась чудотворная икона Божией Матери « Млекопитательницы»- об этом написано в дополнении в конце летописи). Также не имеется и особенно замечательной, или драгоценной утвари. С северной стороны от Троицкого собора на расстоянии 18 сажень (38,4 м) находится церковь во имя Воскресения Христова, сооружённая из кирпича, тщанием прихожан в 1712 году и освященная при державе Благочестивого государя Царя и великого князя Петра Алексеевича, Самодержца Всероссийского (Храм освящен « В лето от создания мира 7228, февраля в 3 день. (1712 год) Церковь холодная, устроена в виде квадратной палаты, шатровым верхом, в три света, с 3 окнами в алтаре, с 14 окнами в храме и с 4 – трапезное. — Алтарём на юго-востоке…размером церковь вместе с трапезною, в длину 13 саж.(27,7 м), в ширину 5 саж.(10,7 м), в вышину до креста 10 саж.(21 м). Заметно, что трапезная, а потом и паперть пристроена после.
Крыша на храме и главы на нём крыты железом; крест из железа и под ним яблоко вызолочены; пол в алтаре и храме каменный…. Престол и жертвенник деревянные, также и иконостас, местами вызолоченный с резьбою о 6 ярусах. Храм этот тоже был соборный и в Воскресенском храме были « замечательные иконы»:

Храм сей давно пришел в ветхость и в нем вследствие значительных трещин служение не совершалось лет десять. В 1892 г., вследствие прошения уполномоченных граждан города Клина о разрешении им на средства учителей города, не касаясь церковных сумм, возобновить сию церковь (далее пишется о намечавшихся ремонтных работах.). Вероятно, на месте Воскресенского храма прежде тоже был храм в подтверждение чему автор летописи пишет:» « Близ церковной сторожки стоит еще кирпичный столб, с железным на нем крестом, свидетельствующий тоже о том, что на сем месте был, когда-то храм и может быть прежний Воскресенский.
« Между Воскресенским и Троицким храмом находится кирпичная колокольня, построенная в 1769 году, на кошельковую сумму». Приводится описание колокольни. Внизу колокольни есть помещение, в котором проживал прежде сторож. Перечисляются колокола: « На колокольне висит 12 колоколов, из коих большой весит 335 пудов 25 фунтов, вылит в 1786г. при Императрице Екатерине Алексеевне… Далее автор пишет: « Есть основание предполагать, что настоящий Воскресенский храм был построен взамен прежнего (каменного или деревянного, обветшавшего или сгоревшего неизвестно).
Доказательством сего может служить находящаяся в Воскресенском храме, по левую сторону от царских врат, икона святителя Николая Чудотворца, в длину 1 арш.8 верш. И шириною 1 арш.1,5 вершка, в сребра позлащенный, старинного чеканья риз, на которой внизу вычеканена следующая надпись: « Лета 7191 года (1683г) января 30 день совершися сей образ Чудотворца Николая в граде Клин, в церковь Воскресения Христова, по обещанию воеводы Дмитрия Аверкиева сына Ярцева.
Таким образом, из сей надписи видно, что уже в 1683г. был храм, тоже во имя Воскресения Христова.» « Вокруг всего погоста, в коем находится упомянутые церковные здания, а равно одной стороны каменная сторожка и каменный сарай, а с другой каменная свечная лавка, в 1842 году устроена на протяжении 150 сажень каменная ограда, в которой по восточной и южной сторонам сделаны железные решётки: в ограде двое (трое) железных ворот на южной и западной сторонах. На устройство ограды истрачено кошельковой суммы 14000 ассигнациями, в число коих одна тысяча ассигнаций пожертвована купцом Алексеем Ивановичем Ворошиловым.» « К соборной церкви приписана кладбищенская…Во имя Божией матери « Всех скорбящих радости», освящена в 1860 году 3 июля дня.» Следует описание данной церкви.
« К собору же приписана и домовая церковь. Находящаяся в Клинском тюремном замке, сооруженная усердием бывшего учителя уездного училища Стефана Порывкина и освящена в 1864 году, во имя Святителя Тихона Задонского. В 1909 году отстроена новая церковь каменная отдельно от тюремного замка, на разные пожертвования; освящена Анастасием Серпуховским 18 октября (1909 г.)
На юге от собора в саженях 50, на городской площади находится каменная часовня, устроенная в 1866 году, в память избавления Государя Императора Александра Николаевича от угрожавшей ему опасности. (Иверская часовня, освящена в 1872 году). Таковая же часовня и по тому же случаю устроена близ станции Клин николаевской железной дороги в полутора верстах от собора. Кроме их приписаны к собору каменная часовня, устроенная в 1890 году, при мещанской богадельне в ознаменование 25-летней службы московского генерал-губернатора князя Долгорукова, и в приходской деревне Лаврово, устроенная в 1893 году крестьянином той же деревни Николаем Тимофеевичем Булановым, в память избавления Государя наследника цесаревича Николая Александровича, от угрожавшей ему опасности 29 апреля 1891 года, в городе Отсу, в Японии. Вблизи кладбищенского храма, по восточной линии, находится каменная богадельня для бедных духовного звания и мещан (этого здания уже не существует, оно разобрано в 199о-1994г.г.). Богадельня устроена в 1852 году, во время служения при Клинском Троицком соборе протоиерея Феофилакта Ивановича Кроткова, на собранные от доброхотных дателей пожертвования.
К числу утвари соборной церкви, более замечательной, можно отнести два напрестольных Евангелия и напрестольный крест. Оба Евангелия вместе напечатаны в Москве, первое в 1644 году, второе в 1681 году. Напрестольный крест серебряный.

Капитал и доходы церкви

Состав прихода

Различные события в приходе

В городе Клину нередко бывали пожары, от которых несли большой ущерб прихожане и притча соборной церкви. Особенно памятны 2 пожара: бывший в 1856г. авг. 14 дня, в приходе сгорели 39 домов и строений притча и опустошительный пожар, бывший в 1885г. июля 11 дня, когда сгорело более 150 домов, в числе их и дома притча, церковная сторожка и сарай. В 1872г. июня 18 дня, Божественную литургию служил Преосвященный Викарий Леонид, который после литургии освятил часовню, устроенную на Градской площади, в память избавления Государя Александра Николаевича от угрожавшей ему опасности в 1866г. ( На императора Александра II. Которого в народе называли « освободителем» было совершено 7 покушений, последнее оборвало его жизнь).

О земле

« Усадебной земли под строением притча отведено по городскому плану по 8 саж.(17 м) поперечнику и 30 саж.(64 м) длиннику на каждого члена. На сей земле притчом и построены собственные здания; кроме сей земли во владении притча находятся церковные земли, две пустоши: « Базьянова» и « Лапиха», первая пустошь заключила в себя (до 1844г. проведения Николаевской ж.д.) 87 десятин, частью пахотной, частью сенокосной; к возделыванию она была неудобна и вообще малоценна.
В 1844г. при проведении Николаевской ж.д. отчуждена была из сей церковной пустоши 36 д. 800 квадр. саж. и правительством выдано было 3142 руб. 94 коп., каковая сумма и внесена под 4 процентные непрерывно доходные билеты. « Вследствие открытия 1 ноября 1851 года, железной дороги церковную землю стали брать в аренду, частию под огороды, частию под склады строевого леса и дров, а частию для возделывания на ней построек, в которых проживали кочегары, сторожа и другие лица, служащие на станции железной дороги; затем впоследствии устроена на сей земле гостиница. Чрез это известность земли возросла более, нежели в десять раз и теперь составляет для притча главную статью дохода.
Друга пустошь « Ляпиха» находится в 3-х верстах от города и заключает в себя 19 десятин 398 кв. сажень, малоудобная и никакого дохода не доставляла притчу, в 1890г. сдана в аренду за 60 руб. из них 3142 руб. 94 коп. поступило от правительства за церковную землю, отошедшую под линию железной дороги, а остальные от разных лиц пожертвованы за вечное помилование родственников их». Далее приписка другим почерком: «Составлено 1893 года протоиреем Троицкого собора Львом Державиным»
Дополнение к стр. 42 « Летописи», записано после 1893 г., другим почерком: « 25 июня 1894 года с разрешения Преосвященнейшего Тихона Епископа Можайского была привезена в Клинский Троицкий собор досточтимая святыня Ильинского(?) скита, что на Св. Афонской горе, именно: чудотворная икона Божией Матери « Млекопитательницы»,- крестовидная часть древа животворящего креста Господня и левая стопа Св. апостола Андрея Первозванного, находившаяся с сентября месяца 1893 г. по июнь 1894 г. в Москве. В Клину святыня сия пребывала три недели: с нею монашествующая братия Ильинского скита ежедневно обходила дома жителей города и подгородной слободы, совершая молебные пения. Для означенной святыни на средства пожертвованные жителями города Клина (приблизительно 500 руб.) был установлен металлический ковчег весьма художественной работы, который и был освящен в Клинском Троицком соборе 17 декабря 1894 г. по вторичном прибытии святыни из Москвы в Клин, в котором святыня находилась 3 дня.
31 октября 1894 г., в 3-ем часу пополудни на Клинской станции Николаевской железной дороги останавливался поезд, на котором сопровождаемый Высочайшими особами, тело в бозе почившего в Ливадии 20 октября в 2ч. 15 мин. Пополудни Государя Императора Александра III. Лица, служащие на станции имели счастье поклониться гробу Царя Миротворца. Скорбная весть о кончине Его Императорского Величества достигла Клина утром 21 октября в 2 часа дня.
Троицкий соборный комплекс сформировался к середине XIX в. из Троицкого собора, Воскресенского храма, трехъярусной шатровой колокольни и здания церковноприходской школы, построенного в XVIII в., сооруженных усердием прихожан.
Троицкий собор возвели в 1836 г. по благословению митрополита Московского Платона (Левшина). Для него специально готовили особо крепкие кирпичи, а в скрепляющий раствор добавляли яйца, которые собирали по окрестным деревням. В этом же году храм освятил святитель Филарет, митрополит Московский.
В соборе было три престола: главный — во имя Святой Троицы, приделы — в честь Казанской иконы Богоматери и во имя святителя Николая. Здание построено в стиле классицизма, с треугольными фронтонами по сторонам, с белокаменными деталями.
Собор занимает главенствующее положение в комплексе. Между ним и Воскресенской церковью находится колокольня, построенная в 1769 г. также на пожертвования прихожан. Она выстроена в форме восьмигранного столба. Самый большой из 12 колоколов — весом в пять тонн с лишним — был отлит в 1786 г.
В мае 1924 г. Троицкий собор перешел в ведение обновленческой общины. В 1930-е гг. здания комплекса были отобраны государством и перестроены: Троицкий собор — под общественную столовую, колокольня — под водонапорную башню, здание церковноприходской школы — под общежитие ГПТУ.

Восстановление

23 сентября 1992 г. Русской Православной Церкви была передана колокольня. В ней община Троицкого собора устроила небольшую церковь во имя Святой Троицы. Для певчих построили хоры (балкон).

В 2008 году Троицкий собор вернули Русской Православной Церкви. К сожалению, верующие получили его в весьма обветшавшем состоянии: износ коммуникаций составлял 70%, замене подлежали все системы водоснабжения и канализации, а также электропроводка. Под тоннами мусора реставраторы обнаружили кафельный пол, сохранившийся с конца XIX века. Вначале полы были чугунными, позже, в 80-х гг. позапрошлого века, их заменили на плитку.

Золоченые купола, уникальная стенная роспись, чудотворные иконы… «Сердце Клина» — так окрестили пятиглавый собор местные жители. Он получился настолько величественным, что святитель Филарет сказал: «Этот храм — жемчужина России на века». Его строительство продолжалось почти 35 лет, а реставрация может занять десятилетие.

Проектировал иконостас Троицкого собора знаменитый столичный архитектор Осип Бове — автор Манежа, комплекса Театральной площади, Триумфальных ворот у Тверской заставы в Москве. Ныне иконостас проектируется московской организацией «Мастерские Андрея Анисимова» по сохранившимся фотографиям.

В 2018 году Клинское благочиние заключило договор с Московской проектно-восстановительной организацией ООО «Хранитель», имеющая лицензию и опыт работы с объектами культурного наследия, на изготовление рабочего проекта Троицкого Собора по подробным чертежам и схемам. Финансирование проекта будет вестись из Фонда восстановления Собора, который пополняется, в том числе, пожертвованиями клинчан. Работы идут по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и займут примерно полгода.

Источник

Клинская Русь Троицкий собор

ПРИХОЖАНЕ ТРОИЦКОГО СОБОРА
(Социологический обзор)
1.
Старожилы рассказывали, что после освящения Троицкого собора должна была строиться соборная колокольня. Её предполагали строить пяти- или шестиярусной и очень высокой, чтобы в ясную погоду её крест был виден от села Покровского на востоке до Стрелецкой слободы на западе, от Волги на севере до Пешек на юге. И колокола должны были слышаться соответственно далеко. И уж, конечно, звон должны были слышать все горожане и жители окрестных сёл и деревень.

НАСТОЯТЕЛЬ И ХРАМОЗДАТЕЛЬ

1.
Вспомнить об этом человеке меня заставило следующее обстоятельство.
Как-то заходил в храм Всех Скорбящих Радосте и на книжном развале у входа в церковь увидел красиво оформленную книгу. Её название – «Спасительный путь веры и благочестия». Подзаголовок у книги – «Настольная книга мирянина». Автор же – протоиерей Сергий Модестов.
И вспомнилось, что больше ста лет тому назад этот человек проходил по улицам Клина, проводил службы в Троицком соборе и в других церквах города и Клинского уезда, исповедовал и причащал едва не всех граждан города, благословлял их, когда они подходили к нему на улицах, принимал заинтересованное участие в каждом общественном деле, которое предпринималось в подмосковном городе.
И какая радость было встретиться с ним не где-нибудь, а в храме, к которому он имел самое близкое и самое тесное отношение!
Поэтому не могу не включить это имя в золотой список наших земляков…
Отец Сергий Сергиевич Модестов родился 6(18)сентября 1832 года, в семье священника Московской епархии.
После домашнего обучения юный Модестов получал дальнейшее образование в Звенигородском духовном училище.
Чтобы получить среднее духовное образование, выпускник духовного училища совершил дальнее пешее путешествие для поступления в Вифанскую духовную семинарию. Для этого сначала следовало добраться до Троице-Сергиевой лавры, а оттуда четыре версты до так называемой Вифании, где и располагалась семинария.
Прошли несколько лет обучения, и Сергий Модестов, окончив семинарию, покинул бурсу. Поскольку способный юноша показал успехи в изучаемых дисциплинах, перед ним открылась возможность поступить в Московскую духовную академию.
Очевидно, и в академии он оказался среди лучших студентов и показал хорошие способности, закончив академию со степенью магистра богословия (XX курс, 1853 год).
И это понятно, если он сразу после выпуска был назначен профессором Вифанской духовной семинарии по классу словесности.
Однако такое назначение оказалось недолгим.
Дело в том, что митрополит Московский и Коломенский высокопреосвященнейший Филарет(Дроздов), служивший в то время (ныне канонизирован), издал определение: рукоположить Сергия Модестова во священника и назначить его на службу в собор Живоначальной Троицы в подмосковный город Клин (освящённый в 1836 году им самим).
Однако мы не можем не рассказать о лирических обстоятельствах и в связи с ними препятствии, которое не дало возможности молодому профессору семинарии сразу рукоположиться во священника и приехать на службу в Клин.
Обо всём об этом нам могут красноречиво поведать письма высшего духовного лица Московской епархии. Мы приводим их здесь без изменения орфографии.
Письма митрополита Филарета епископу Алексию.
(Епископ Алексий, в миру Руфин Иванович Ржаницын, 1813 – 1877, богослов и проповедник, магистр Московской духовной академии, с 1847 по 1853 год – её ректор, 20 января 1853 года возведён в сан епископа Дмитровского, викария Московского, с поручением ему в управление Саввино-Сторожевского монастыря, с 20 июня 1857 года епископ Тульский и Белёвский, с 1860 по 1867 год архиепископ Таврический и Симферопольский, с 1867 по 1876 год архиепископ Рязанский и Зарайский, в 1877 году митрополит Тверской и Кашинский).
Письмо №1.
«Вашему Преосвященству о Господе радоваться.
У меня был сегодня бывший Профессор Модестов с вопросом, что ему делать при долгой болезни невесты, которую он на сих днях хотел видеть, но она ещё в постеле. Я отвечал ему, что избрание невесты дело свободное, и не относится до распоряжения начальства. Я же по моей обязанности должен сказать, что уже долго оставляю место в затруднительном положении, и ещё долго ждать не могу, а должен занять место или им или другим. Тогда он сказал, что согласен взять в супружество сестру больной, и что говорил об этом протоиерею, но не получил решительного ответа. Мне кажется, это разрешение затруднения было бы не худое. Болезнь, не допускающая первую сестру до брака, тогда как жених ждать не может иначе как с потерею места, есть посещение Провидения, не предвиденного ни женихом, ни невестою, когда они давали друг другу слово. Может быть, и первая невеста не пожелает удерживать при себе, больной, жениха, лишив его места. Одно, может быть, трудно, — сделать о сем предложение больной. Скажите протоиерею, чтобы он рассудил о сем, и решился на то, что найдёт лучшим без продолжения времени.
Жаль, что его долгая о сем забота не достигнет желаемого разрешения. Господь да откроет и устроит лучшее.
Филарет М.Московский
Г(ефсиманский). с(кит).Июня 27.1857.»
Письмо №2.
«Вашему Преосвященству мир.
Для чего прислали Вы мне Модестова? Дело о браке не моё дело. Моя забота о священнослужительском месте, которое ждёт делателя четвёртый месяц. Я сказал Модестову прежде, что долго ждать мне уже неудобно; и теперь подтвердил, подожду ещё до окончания четвёртого месяца, то есть нынешнего; а далее ждать не обязуюсь. Жаль протоиерея, есть ли он дело с Модестовым не совершит до конца нынешнего месяца; но он может сам рассудить, что уже, считая с болезнию покойного Клинского протоиерея (имеется в ввиду умерший Клинский протоиерей о.Феодор Никольский, кандидат XVII курса (1850 год) Московской духовной академии, — В.С.) лишены делателя места протоиерея, члена Духовного правления, благочиния и Законоучителя в Уездном училище и что неудобно продолжать сие затруднительное положение для больной девицы.
Не дает ли нам Господь наставления, чтобы мы дело священства вели свободно по долгу и правде, не примешивая семейных соображений, оное запутывающих. Одна невеста умерла, поставила студента в недоумение, не унесла ли она в могилу и священнического места, на которое он назначен: другая живёт, и не допускает Магистра до посвящения.
Завтра и послезавтра в Вифанскую Семинарию: а потом зрю путь в Москву, аще живи будем и Бог изволит. Сие извольте ведать и благоволите сказать Секретарям, что бы дела не пришли ко мне чрез Сергиевский посад.
Сегодня дождь едва пощадил нас во время хождения около освященной церкви: но ненастье продолжается с пятницы. Не надобно ли просить от Господа солнца?
Филарет М.Московский
В Геф(симанском). ск(иту).
Июля 7-го 1857 г.».
Читатель уже понял, что молодой профессор обязан был жениться, прежде чем вступить в священство. И затруднительное положение всё-таки разрешилось.
Рукоположение всё-таки состоялось в том же 1857 году, оно было проведено епископом Дмитровским Алексием, викарием Московским.
А в следующем 1858 году митрополит Филарет возвёл отца Сергия Модестова в сан протоиерея….
2.
Так отец Сергий более чем на шестнадцать лет поселился в Клину, где прошёл едва не самый значительный и важный период его жизни. И несомненно, что первое пятилетие клинской жизни оказалось наиболее счастливым, когда молодость священника укреплялась служением России и православной церкви…
Приехав окончательно в Клин, отец Сергий сразу же включился в активную общественную жизнь города и всего уезда.
Достаточно сказать, что храм Всех Скорбящих Радосте на городском кладбище был построен отцом Сергием Модестовым, с помощью Божией и поддержкой своих прихожан.
Об этой активной деятельности молодого священника говорит самое перечисление его общественных должностей, при исполнении которых его знали и любили все жители Клинского уезда.
Он состоял присутствующим в Клинском духовном управлении с 1857 года (действовало такое учреждение в Клину, поскольку тогда все храмы уезда были служащими).
В первый же год жизни в Клину отец Сергий стал благочинным городских церквей.
В 1858 году он продолжил свою педагогическую деятельность – законоучителем уездного училища. В том же году он стал членом Клинского отделения тюремного комитета, сотрудником комиссии о бедных духовного звания.
С 1861 года он служил ещё и законоучителем женского училища. С 1866 года – членом от духовенства Клинского уездного училищного совета, а затем председателем этого совета. Это означает, что отец Сергий Модестов стоял у истоков всего клинского просвещения, здравоохранения, культуры, всего Клинского земства….
Проживал отец Сергий в одноэтажном деревянном бревенчатом доме на Соборной площади. Этим домом начиналась Поповская улица.
(Заметим, что этот дом как раз в те времена запечатлел на своём рисунке клинский учитель-художник Степан Михайлович Порывкин. Рисунок тридцать лет тому назад обнаружили в экспозиции Литературного музея города Москвы клинские краеведы Ю.А.Монахов и В.М.Пернавский. Мы приводим его здесь).
В летние дни отец Сергий и его супруга Елизавета Степановна могли, не выходя из дома, купить всё, что нужно из провизии, у торговцев и разносчиков, проходивших под окнами. Это лишь одна из любопытных подробностей жизни провинции, о которых священник упоминает в своих мемуарах…
Семейное горе постигло отца Сергия всего через пять лет клинской жизни. Скончалась молодая супруга Елизавета Степановна. Только поддержка Господа, которую он ощущал всегда, и друзья спасли его от отчаяния.
Перед алтарём храма Всех Скорбящих Радосте сегодняшний посетитель может увидеть крест на полукруглом камне розового гранита. На нём надпись: «Елизавета Стефановна Модестова, супруга клинского соборного протоиерея, скончалась 1863 года 20 февраля. Жития ея было 25 лет»…
Конечно, со смертью жены многое изменилось в жизни отца Сергия. Известно, что православный священник не имеет благословения на второй брак. Утешение отец Сергий находил, погрузившись в служебные церковные дела по Троицкому собору, по церквам своего благочиния, в общение с прихожанами, которые полюбили священника за его мудрость, терпение и чуткость, за справедливое отношение ко всем мирянам – от городничего до бедного крестьянина и ямщика.
А дела, которые совершал в Клину отец Сергий, были у всех на виду.
Заботами отца Сергия поднялась на кладбище, сияя яркой красотой, новая кирпичная церковь. Её 3 июня 1860 года торжественно освятили во имя иконы «Всех Скорбящих Радосте». Приписали её к Троицкому собору.
В 1864 году при активной доброхотной инициативе и участии учителя—художника Степана Порывкина в тюремном замке отец Сергий устроил и 13 августа освятил домовую церковь во имя Святителя Тихона Задонского (1724-1783) (незадолго до того, в годовщину его кончины, 13 августа 1861 года, произошло торжественное обретение мощей Святителя). Она была тоже приписана к Троицкому собору, так что церковное хозяйство отца Сергия значительно увеличилось.
В 1866 году южнее Троицкого собора отец Сергий построил каменную Александровскую часовню. Она была посвящена чудесному избавлению императора Александра Николаевича от угрожавшей ему опасности, в связи с покушением на него 4 апреля 1866 года террориста Каракозова. Часовню, открывавшую вход на главную площадь Клина, позднее стали называть Иверской, по аналогии с Иверской часовней, открывавшей вход на Красную площадь Москвы ( в советское время снесена).
Как пишет один из клинских летописцев протоиерей отец Лев Державин, «такая же часовня и по тому же случаю» отцом Сергием была устроена близ станции железной дороги в полутора верстах от Троицкого собора. Она также была приписана к Троицкому собору, но в советское время также была варварски снесена.
А между тем ему довелось участвовать и в освящении новых дальних церквей в других благочиниях Клинского уезда – в Головкове, Горбасьеве, Иевлеве, Никольском погосте на Лутосне, в Пречистенском погосте…
3.
В 1873 году в биографии настоятеля Троицкого собора произошло значительное событие. Сменивший Святителя Филарета митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов) (также ныне канонизированный) – отозвал его из Клина.
Отец Сергий, провожаемый искренними слезами своих прихожан и духовных чад, напутствуемый добрыми словами своих друзей из местного священства и чиновников, переехал в Москву. Он был назначен настоятелем Ермолаевской церкви на Большой Садовой улице (храм Священномученика Ермолая, что на Козьем болоте).
Удивительное дело: отец Сергий Модестов на несколько лет стал духовником московской и орловской дворянской семьи Нилусов, в которой произрастал сначала гимназист, а затем студент — будущий знаменитый православный писатель Сергей Александрович Нилус (1862-1929). Семья Нилусов в зимнее время проживала в доме, состоявшем как раз в приходе Ермолаевского храма…
В Москве разнообразная служебная и общественная деятельность священника, так ярко проявившаяся в Клину, получила своё развитие и углубление.
Отец Сергий окунулся в московскую жизнь, не щадя ни времени, ни своего здоровья, продолжая свою деятельность не только рядового служителя церкви, но и истинного православного миссионера, несущего людям свои знания, опыт, эрудицию. Миссионерский пример владыки Иннокентия, прибывшего в Москву с апостольского служения на Камчатке, всегда был перед ним. Неустанно боролся он за спасение душ своего прихода, перенося свою миссионерскую деятельность в учебные заведения, различные общества, в печать.
И это несмотря на то, что у любого священника с трудом находится свободное время после богослужения и треб.
4.
Отец Сергий получает известность в литературных, исторических кругах, в филологической науке.
Уже через два года, в 1875 году, его приглашают членом комиссии по просмотру славянского текста богослужебных книг, в 1876 году — цензором диаконских проповедей.
В 1879 году его зачисляют законоучителем в 4-ю мужскую гимназию. В 1884 году он определяется членом епархиального училищного совета и соединённого с ним Кирилло-Мефодиевского братства.
В 1897 году по предложению нового митрополита Московского и Коломенского — Сергия (Ляпидевского) он назначен временно-присутствующим по первой экспедиции Московской духовной консистории.
С 1899 года отец Сергий по определению Священнейшего Синода утверждён в должности внештатного, а с 10 февраля 1900 года и штатного члена этой экспедиции.
Кроме всего этого, отец Сергий Модестов в течение нескольких десятилетий состоял деятельным членом Общества любителей духовного просвещения. С 13 октября 1897 года он – цензор всех изданий этого известного в России Общества. Во внимание к 15-летним трудам отца Сергия по составлению воскресных духовных бесед 28 января 1896 года он был избран почётным членом этого Общества.
В 1898 году прихожане церкви святого Ермолая торжественно отпраздновали 25-летний юбилей его пастырского служения в этом храме. Благодарные духовные чада преподнесли отцу Сергию приветственный адрес и драгоценный крест.
А в 1907 году торжественно отмечен 50-летний юбилей всего пастырского служения отца Сергия. Ему преподнесли ценную икону святого Ермолая. За всё же его пастырское и общественное служение он был награждён всеми орденами государства Российского, вплоть до ордена Анны Первой степени, и в 1910 году был награждён митрой…
5.
Значительную известность в России принесли отцу Сергию Модестову его занятия в области духовной литературы.
Получили известность его магистерское сочинение «Святой Мефодий, епископ Патарский, отец и учитель III века по Рождеству Христову», помещённое в «Прибавлениях к Творениям святых отцов» в части XVI, в 1857 году, несколько статей в журнале «Душеполезное чтение», а особенно два сборника духовных поучений: «Спасительный путь веры и благочестия христианского»(Москва, 1898) и «Духовная трапеза православного христианина» (Москва, 1902). Его «Воскресные беседы», издававшиеся Обществом любителей духовного просвещения, выходили отдельными листками и распространялись для народного чтения по всей России.
В последние годы жизни отец Сергий работал над семейной хроникой, — воспоминаниями из своей богатой событиями жизни. Эту работу ему удалось исполнить, в ней автор рассказал о жизни своей семьи, и о своей священнической судьбе, о встречах с замечательными людьми, оставившими след в его душе и памяти.
Автору этих строк посчастливилось читать эту работу, она сохранилась в московском архиве. В ней немало интересных строк и о нашем родном городе Клине, который на много лет стал дорогим и для отца Сергия. Существует пока эта работа в рукописном виде…
6.
Современники отмечали прекрасные качества отца Сергия, — такие, как необычайное трудолюбие, незлобие и скромность, совмещавшиеся с простотой жизни.
Один из друзей писал, что отец Сергий «до самой смерти не знал, что такое покой и отдых. Вечно занятый каким-либо очередным полезным и важным делом, он так и умер, как добрый воин на своём посту».
Он скончался 11 февраля (24 по новому календарю) 1914 года, в сане митрофорного протоиерея, оставив добрую память как у своих клинских, так и у московских духовных сынов и дочерей. Москва тепло и со слезами проводила его, похоронив на Введенских горах, недалеко от кладбищенского храма. В десятилетия большевистского безвременья внешние признаки могилы были стёрты. Однако место ещё можно восстановить по сохранившимся записям кладбищенской конторы…
Наступило время, когда клинский священник и храмоздатель протоиерей Троицкого собора отец Сергий Модестов возвращается к нам своими книгами, духовными наставлениями на путь Божественной Истины.
Валентин СТАРИКОВ

(Примечание редакторам: все даты, имена и названия местностей верны. – © В.С.)
ЛИТЕРАТУРА
Державин Л. Летопись Клинской Троицкой соборной церкви, г.Клин, 1893-1894.Рукопись.
Модестов С.С. Спасительный путь веры и благочестия. Настольная книга мирянина. – М., «Отчий дом», 1997.
Московские церковные ведомости. — М., 1914.
Письма московского митрополита Филарета к покойному архиепископу Тверскому Алексию.1843-1867.Изданы в пользу вдов и сирот духовного звания Тверской епархии.- М.. 1883.
Стариков В.И. Клинские незабудки. Иллюстрированный литературный биографический словарь. Том первый. (Статья «Модестов»).Подготовлен к печати.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *