ключевым принципом модульного обучения и дистанционного образования принято считать
Модульное дистанционное обучение
Дистанционное обучение требует тщательной подготовки и организации учебного процесса. Для удобного усвоения и возможности самостоятельной познавательной деятельности слушателей курсов необходимо разбивать учебно-методические пособия и структурировать информацию по принципу модульной системы.
Модульное дистанционное обучение – это основа педагогики и методики в удаленном способе получения знаний.
Модульный принцип предполагает содержание программы, структурирование материалов и организацию самостоятельной работы обучающегося оформлять в логически завершенные учебные блоки.
В модуле жестко определены цели и задачи обучения. Как правило, один такой блок соответствует теме конкретного учебного предмета. В этой системе заранее заданы не только этапы изучения освоения дисциплин, но также уровень и контроль их усвоения. В целом программа формируются в виде совокупности модулей.
Представляя собой четко выстроенную технологию обучения модуль дистанционного курса создается с целью самостоятельного освоения и закрепления определенной области конкретной специализации. Такой принцип позволяет усвоить знания для формирования необходимого навыка.
Модульный способ построения учебного процесса объединяет часть дисциплин для создания целостного представление об определенной предметной области. Это отражается и на практической направленности курсов. Информация программ дистанционного обучения максимально применима на практике. Их содержательность и компактность отражает методы и способы решения задач, с которыми специалист постоянно сталкивается в своей повседневной работе.
Контроль знаний
В процессе прохождения курсов можно произвести самоконтроль знаний и проверить свое дистанционное обучение – пройти тест. Чаще всего контроль знаний в дистанционном обучении производится именно посредством тестов.
Как правило, составленные для проверки усвоенного материала тесты оснащены функцией сброса результатов при первой же ошибке. Это сделано специально, чтобы возвращаться к началу для отработки изученного материала и автоматической фиксации информации. Варианты тестов по конкретной теме комбинируются случайным образом, тем самым вновь и вновь возвращая к вопросу, в котором была допущена ошибка.
Куда пойти учиться?
Дистанционное обучение – это одно из самых перспективных сегодня учебных направлений. Ведь у каждого появляется уникальная возможность освоить новую профессию или повысить квалификацию. При этом не имеет значения ни фактическое место работы и проживания, ни физические возможности, ни возраст или семейный статус. Чтобы определиться с местом учебы, стоит обратить на ряд параметров:
Проверить наличие лицензии на образовательную деятельность заинтересовавшего учебного заведения. Эта информация должна быть в свободном доступе на сайте. Почитать отзывы выпускников.
С менеджером учебного центра согласовать программу курсов. Он подскажет, какое дистанционное обучение выбрать именно вам. Заключить договор, отправить по почте запрашиваемые документы и оплатить курсу. После подтверждения оплаты, придет логин и пароль для регистрации на электронном обучающем портале.
Зачисление на выбранный курс происходит немедленно. Не нужно дожидаться набора группы или сдавать вступительные экзамены.
После прохождения обучения сначала высылается копия удостоверения или диплома установленного образца (в зависимости от вида дополнительного профессионального образования), а через неделю – оригиналы документов.
Принципы модульного обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Принципы обучения – это система педагогических методов и средств, которые использует педагог для организации и реализации учебного процесса.
Понятие и сущность принципов модульного обучения
Принцип модульности обучения заключается в том, что весь учебный материал поделен на блоки – модули, каждый из которых представляет собой логичное содержание учебной информации по определенной теме (предмету), и направлен на достижение определенной педагогической цели.
Цель, задачи и содержание модульности обучения строится на следующих принципах:
Принцип осознанной перспективы. Данный принцип требует от учебного процесса соблюдения ряда педагогических правил, а именно учащийся должен в первую очередь быть ознакомлен с конечной целью изучения дисциплины (предмета), то есть всех модулей. Так же педагог прежде, чем приступить к изучению дисциплины должен провести вводный урок (занятие) и ознакомить учащихся со всеми модулями дисциплины и промежуточными целями (целями каждого модуля). Модульная программа должна состоять из учебных действий, направленных на достижение учениками близких, средних и отдаленных перспектив обучения. В общем же данный принцип направлен на формирование у учащихся представлений о перспективах эффективности освоения учебной дисциплины Эффективность освоения дисциплины, согласно принципу осознанной перспективы, зависит от следующих факторов:
Принцип разносторонности методического консультирования. Данный принцип предполагает организацию учебного процесса таким образом, что и ученик, и педагог являются его активными участниками. В процессе обучения, для поддержания интереса к обучению, а также с целью эффективного усвоения учебного материала педагог реализует консультативно-координирующую функцию, на основании индивидуального подхода к каждому учащемуся.
Таким образом, принципы модульного обучения направлены на организацию учебного процесса таким образом, что изучаемая дисциплина (предмет) поделены на модули (блоки), которые содержат логично составленный учебный материал. Модули находятся в относительной независимости друг от друга, что позволяет при необходимости корректировать или дополнять учебный материал модуля.
Педагогические правила применения принципов модульного обучения
Для реализации принципов модульного обучения необходимо соблюдать следующие педагогические правила:
Технология модульного и дистанционного обучения
Одной из отвечающих современным условиям и задачам подготовки инженерных кадров является технология модульного обучения.
Под модульной технологией понимается реализация процесса обучения путем разделения его на логически завершенные части содержания учебной дисциплины, дидактически значимых действий и операций, освоение которых позволяет студентам достигать запланированных результатов обучения.
Обучающий модуль представляет собой относительно самостоятельную часть содержания учебной дисциплины, освоение которой должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформулированных в результате овладения обучающимися данным модулем.
Обучающий модуль содержит познавательную (информационную) и учебно-профессиональную (деятельностную) части.
Задача первой – формирование теоретических знаний.
Функция второй – формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний.
При создании модульной программы реализуются основные принципы ее построения:
· целевого назначения информационного материала;
· сочетания дидактических целей;
· полноты учебного материала в модуле;
· относительной самостоятельности элементов модуля;
· реализации обратной связи;
· оптимальной передачи информационного и методического материала.
В любой технологии обучения необходима обратная связь, которая дает возможность отслеживать степень усвоения учебного материала, и производить своевременную коррекцию совместной деятельности преподавателя и студента.
Для оценки знаний рационально использовать рейтинговую систему контроля в которую входят уровни:
· усвоения теоретического материала модуля;
· приобретенных умений и навыков, проявленных через практические виды учебной деятельности;
· индивидуальной самостоятельной работы, в том числе исследовательской.
Наряду с традиционной формой заочного обучения появляется
дистанционная форма, под которой понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений.
Старейшими центрами дистанционного образования в Европе сегодня являются Национальный университет дистанционного образования (UNED) в Испании (58 учебных центров в стране, 9 за рубежом) и Балтийский университет (BU) со штаб-квартирой в Стокгольме, объединяющий 10 стран Балтийского региона. Одним из наиболее авторитетных в области дистанционного образования признается Пенсильванский университет (Penn State University), опыт которого использовался ЮНЕСКО при создании концепции виртуального университета.
Под технологией дистанционного обучения подразумевают:
1) разновидность заочного образования, предусматривающая активный обмен информацией между обучающимися и преподавателями посредством использования различных телекоммуникационных средств и интерактивных форм обучения (таблица 2);
Таблица 2 – Форма и описание интерактивных форм обучения
2) совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучающимся основного объема изучаемого материала, а также их интерактивное взаимодействие с преподавателями в процессе обучения при больших возможностях организации и осуществления самостоятельной работы по освоению изучаемого материала.
В практике открытого и дистанционного образования, которое успешно развивается во всем мире уже на протяжении не одного десятка лет, можно выделить три основных технологии, основанных на применении средств информационных коммуникационных технологий:
TV-технология, базирующаяся на использовании телевизионных лекций с консультациями у преподавателей-тьюторов;
Сетевая технология, базирующаяся на использовании сети Интернет, как для обеспечения обучаемых учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми.
Существуют и другие технологии (например, обучение по переписке), однако они получили существенно меньшее распространение на практике.
Применение сетевых компьютерных технологий в открытом и дистанционном образовании открывает новые возможности, основными из которых являются:
– организация совместных исследовательских проектов;
– расширение доступа к учебно-методической информации;
– организация оперативной консультационной помощи;
– организация сети открытого дистанционного обучения;
– формирование у партнеров коммуникативных навыков, культуры общения, умения искать информацию;
– моделирование научно-исследовательской деятельности;
– проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени
Таким образом, при организации и осуществлении дистанционного обучения в современных условиях используется большой диапазон различных форм, методов и средств, сервисов и технологий общеобразовательной и специальной подготовки. Несмотря на это, исходными принципами разработки и, следовательно,характерными чертамитехнологиидистанционного обучения является ориентация на:
·развитие личности студента;
·непрерывность процесса обучения;
·гибкость по месту, темпам и времени обучения;
·технологичность через использование современных технологий телекоммуникации;
·интернациональность как осуществление экспорта и импорта мировых достижений;
·изменение роли преподавателя, занятого координацией учебного процесса и совершенствование его структуры и обеспечения;
·социальное равноправие через равенство возможностей для представителей различных слоев населения в получении образования;
·модульность, то есть возможность из автономных модулей формировать учебную программу согласно индивидуальным и групповым потребностям;
·экономичность через эффективное использование служебных площадей и технических средств, концентрированное и унифицированное предоставление учебной информации;
Дистанционное обучение хоть и можно назвать быстроразвивающейся формой образования, но не настолько массовой и всепроникающей, как хотелось бы государственным деятелям или компьютеризированному сообществу. Реальность определила место дистанционному обучению там, где оно действительно уместно и эффективно. Важно не столько прогнозировать информационное будущее, сколько решать с помощью дистанционных технологий проблемы настоящего.
Можно выделить несколько возможных уровней технического решения для создания системы корпоративного дистанционного обучения:
— система дистанционного обучения – управление процессом, обучения, тестирования и общения;
— управление учебным контентом – создание учебного контента, гибкая настройка учебных программ;
— учебный портал – персонализация, интеграция с внешними информационными системами, управление знаниями.
Что такое модульное обучение?
Всё популярнее с каждым годом становится модульная форма обучения. Благодаря своей динамичности и высоким результатам эта система с успехом завоёвывает себе место в образовательных учреждениях.
Так ли хорошо «учиться по модулям»? Разбираем все плюсы и минусы модульной формы обучения.
Что такое модуль?
Термин «модуль» является ещё совсем молодым понятием в современном образовании России. Естественно, наши с вами родители впервые слышат о такой системе, однако сведущие люди и педагоги знают, что скрывается за этим словом.
Модуль — это часть образовательной программы, в которой изучается несколько предметов и курсов. Часто модулем называют часть программы курса по конкретной дисциплине, комплекс предметов или программу учебного курса.
Главным отличием модульной формы обучения от традиционной является самостоятельная работа учащегося. Школьник изучает предмет, а преподаватель координирует и контролирует его деятельность, организовывая учебный процесс, консультируя и мотивируя ученика. Новая информация преподаётся в виде блоков, при изучении которых и достигается конкретная педагогическая цель. Форма общения между преподавателем и учеником тоже отличается от традиционной формы обучения: школьник имеет индивидуальную траекторию обучения.
Модуль в современном российском образовании является:
частью образовательной программы;
фундаментом для формирования новых учебных программ;
основой для модернизации курсов повышения квалификации.
Структура модульного обучения
Образовательный процесс с модульной формой обучения основывается на учебных планах, утверждённых Министерством образования и наук Российской Федерации.
Структура образовательной программы содержит несколько модулей. Исполнение модулей выражается в кредитах. Один кредит содержит тридцать шесть академических часов. За учебный год учащиеся должны освоить шестьдесят кредитов. Работы по кредиту делятся на:
практические и лабораторные работы;
консультации, экзамены и квалификационная работа.
Каждый модуль состоит из учебных элементов (обычно пять-восемь элементов в одном модуле), состоящих, в свою очередь, из цели, списка материалов, пособий и проверки полученных знаний.
Среди учебных элементов различают:
базовые проблемы элемента (кейсы),
Цель модульного обучения — организация и осуществление учебного процесса, построенного по принципу самостоятельной работы учащегося, повышение эффективности и качества обучения школьников, формирование универсально-профессиональных компетенций. Учебные модули построены так, чтобы помочь ребёнку разобраться со всеми стоящими перед ним задачами, овладеть нужной информацией, успешно усвоить материал.
Оценка усвоенных знаний происходит посредством рейтинговой системы оценок.
Модульная система обучения
Модульная система обучения работает в формате Европейской кредитно-трансферной системы (Болонской системы, ECTS), основанной на объеме учебной нагрузки, выполненных кредитов.
Модульная форма обучения основывается на модульном (с помощью блоков) построении учебного материала, оценивающегося суммой рейтинговых баллов за различные виды работ. Педагог самостоятельно решает, какое количество баллов определить для каждого модуля и вида учебной деятельности.
Формы контроля модульного обучения
В отличие от традиционной, модульная форма обучения имеет следующие виды контроля:
Оцениваются усвоенные знания в набранных баллах по шкале ЕСТS. Так, если соотносить привычные нам отметки с рейтинговыми баллами, получим следующее:
«отлично» — 90-100 баллов (отметка А по шкале ЕСТS);
«хорошо» — 75-89 баллов (В, С);
«удовлетворительно» — 60-74 балла (D,E);
«неудовлетворительно» + возможность пересдачи — 35-59 баллов (F, X);
«неудовлетворительно» + обязательный повтор курса — 1-34 балла (F).
Плюсы и минусы модульной формы обучения
А теперь поговорим о положительных и отрицательных сторонах модульного обучения.
Преимущества модульной формы обучения:
формирование хода обучения исходя из личных потребностей ученика;
адаптация учебного материала согласно индивидуальным возможностям и педагогическим целям;
равномерное распределение учебной нагрузки;
оценка знаний по итогам проделанной работы (конкретное количество баллов, которое исключает субъективное отношение преподавателя);
сокращённые сроки обучения;
возможность удалённого обучения.
Отрицательные стороны модульного обучения:
высокий уровень самоорганизации и индивидуальной работы;
возможны случаи неудачного подбора материала в рамках одного блока/модулей;
временное ограничение для выполнения заданий;
временные затраты на подготовку модульных программ и материалов;
адаптация к новой форме обучения;
отличное от традиционных школ расписание каникул (что не всегда удобно для родителей).
Рассмотрев положительные и отрицательные стороны модульного обучения, отметим, что плюсов (по крайней мере, для ученика) значительно больше, чем недостатков. Эффективность обучения, его качество, приучение к самостоятельной работе — это неоспоримые благоприятные черты обучения, к которым следует стремиться. Именно поэтому модульное обучение является столь инновационной и динамичной педагогической технологией, которую перенимает всё большее количество образовательных учреждений.
» Технология модульного обучения в условиях дистанта»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Модульное обучение – обучение, при котором учебный материал разбит на информационные блоки-модули. Технология построена на самостоятельной деятельности обучающихся, которые осваивают модули в соответствии с поставленной целью обучения.
Содержание учебного занятия конструируется из нескольких логически связанных между собой модулей, каждый из которых решает конкретную учебную задачу. На выполнение модуля дается фиксированное время. Вместе все модульные блоки направлены на достижение предметных и личностных результатов.
Модульное обучение делится на модульный урок, модульную программу и планирование в формате модуля.
Модульное обучение учит обучающихся самостоятельному усвоению знаний.
Роль учителя в данной технологии меняется. Он должен мотивировать обучающихся, помогать им.
Если на уроках в начальной школе активно внедрять в образовательный процесс модульное обучение, то это позволит создать условия для более качественного обучения, гарантирующего достижение более высоких результатов.
ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ
-помощь ученикам при включении в работу;
-организация живого диалога самих учащихся с целью уточнения общего уровня усвоенных знаний;
Учитель в ходе диалога поддерживает разговор, направляет, исправляет, дополняет, но никого никогда не оценивает. Он имеет право использовать в работе с детьми только три типа высказывания, каждое из которых позитивное: похвалить ученика; направить, уточнить; заново рассказать ту часть материала, которая понята неправильно.
Поскольку учитель не имеет права ни на одно негативное суждение, дети не ждут от педагога неприятностей или наказаний. Они могут допускать ошибки или неточности. Часто в таких классах школьники проявляют желание узнать больше того, что им предлагает программа или учебник, а в ходе повторения они требуют от учителя дополнительных знаний.
На уроке учащимся можно предоставить полную самостоятельность. Скорость работы у всех разная, высвобождается время на поочередные индивидуальные консультации во время выполнения творческой части урока (рисунка, изделия). Модульные уроки очень нравятся учащимся, каждый работает в своем индивидуальном ритме, каждый может вернуться к наиболее сложным понятиям, просмотреть еще раз не совсем понятные моменты изучаемого материала. А также не менее важным является и то, что по модулю работают учащиеся, которые при традиционных методах и формам, как правило, стремятся либо отвлекаться, либо склонны нарушать дисциплину.
П.Я. Юцявичене сформулировал восемь принципов данной технологии:
модульность (обучение строится по модулям);
деление содержания каждого модуля на обособленные элементы (этот принцип требует деления материала на небольшие, тесно взаимосвязанные «порции»);
динамичность (этот принцип обеспечивает свободное изменение содержания модулей с учетом динамики социального заказа или изменения программы обучения);
осознанная перспектива (принцип глубокого осознания учеником близких, средних и отдаленных перспектив учения);
разносторонность методического консультирования;
паритетность (принцип субъектно-субъектного взаимодействия педагога и учащегося).
повышается качество обучения за счет того, что все обучение направлено на отработку практических навыков;
компетенция определяет необходимые личностные качества;
сокращение сроков обучения;
реально осуществляется индивидуализация обучения при реальной возможности создания индивидуальных программ обучения;
быстрая адаптация учебно-методического материала к изменяющимся условиям, гибкое реагирование.
В качестве сложностей отмечаются:
длительные сроки разработки учебных программ, материалов при значительных затратах времени и затратах на тиражирование;
необходимость иметь современно оборудованные, оснащенные учебные места;
некоторая сложность организации учебного процесса.
Но преодоление сложностей зависит в основном от способностей организаторов учебного процесса.
Рекомендации по применению технологии модульного обучения
Учебная деятельность при модульном обучении структурируется на учебные ситуации или задачи, учебные действия, контроль, оценку. Процесс усвоения, построенный целиком на деятельности учащихся, при модульной организации обеспечивает глубину и прочность усвоения за счёт раскрытия существенных сторон нового материала и различных форм материализации новых знаний.
На подготовительном этапе структурирования учебной модульной программы большое внимания надо уделять:
— изучению учебных возможностей и потребностей учащихся;
— изучению содержания учебной дисциплины;
— обоснованию предыдущих знаний учащихся.
На первом этапе учитель должен умело разложить содержание и по уровню сложности, и по методам работы над ним, не забывая про алгоритмизацию. Это значит, что если, например, при изучении нового материала учитель задает самостоятельную работу с текстом учебника, то обязательно должен продумать наводящие вопросы для учащихся с низким уровнем обученности, рекомендации о дальнейшем направлении для тех, кто выполнил задание полностью, и тех, у кого возникли трудности. При этом для сильных учащихся в содержании должны быть проблемные темы, дополнительная информация и т.д. Ученики имеют разные учебные возможности: кто-то может только узнать знакомые факты, кто-то выполнит несложные действия, а кто-то установит межпредметные связи. Технология модульного обучения должна давать учащимся возможность выбора Введение модульной технологии в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно, проведя перед этим большую подготовительную работу
Во-первых, необходимо тщательно проработать учебный материал всего курса, всей темы и каждого урока в отдельности; выделить главные, основополагающие идеи. Необходимо четко знать, что представляет собой комплексная дидактическая цель, и сформулировать для обучающихся интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия он должен изучить, знать, уметь, понять, определить и т.д.
Во-вторых, нужно определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый из них, и вид работы обучающихся, алгоритм выполнения заданий, критерии оценки выполнения, коррекцию собственной деятельности.
В-третьих, подобрать дополнительный материал (например, для лекции, беседы), соответствующие наглядные пособия, технические средства обучения, а также задания, тесты и т.д. Затем разработать методическое сопровождение учащихся с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся.
Учителю, только начинающему знакомство с технологией модульного обучения нет необходимости разрабатывать модульное обучение на целый год, можно начать разработку модульной программы на небольшую тему.
Отдельный модуль можно прописать в произвольной форме, соблюдая золотые учительские правила: учащемуся должно быть все понятно, достаточно проблемно, не перегружено информацией и интересными фактами и предоставлена возможность выбора собственной образовательной траектории.
Рейтинговая форма контроля проста в применении, что помогает как преподавателю, так и обучающемуся.
С самого начала обучения по модульной системе обучающимся выдается памятка по контролю, в которой расписан график проведения контроля, степень знаний, умений и навыков, которыми должен обладать обучающийся в момент прохождения контроля, а также уровень балльной системы (за какой уровень знаний присваивается какой балл), что дает возможность обучающимся построить свою работу. Также в данных критериях указан вид штрафов, поощрений и установленный диапазон рейтинга («удовлетворительно», «хорошо», «отлично»)
Для составления рейтинговой системы контроля преподавателю необходимо решить два вида задач:
– по содержанию: проанализировать содержание материала, выявить основные показатели контроля, четко разделить по целостности восприятия. Для каждого уровня указать конкретное содержание и степень овладения материалом;
– по деятельности: проанализировать каждый вид деятельности, представить его в виде понятного алгоритма (последовательности операций). Разделить все действия на три уровня исполнения, сформулировать критерии оценки каждого уровня, представить результаты по данным уровням.
Изучив опыт учителей, которые использовали в своем обучении технологию модульного обучения, можно сказать, что она является оптимальным методом обучения.
Данный способ обучения позволяет повысить успеваемость за короткие сроки. У обучающегося появляется мотивация получить больше баллов, а следовательно, и хорошую оценку.
Учитель не может отругать обучающегося за то, что у него что-то не получается. Учитель в данной методике выступает как помощник, как консультант. Он должен подбодрять обучающегося такими словами как «молодец», «хорошо» и т.д.
Модульное обучение учит детей самостоятельности и работать в группах или в парах.
Используя модульную технологию, учитель готовится не к тому, как лучше провести объяснение нового, а к тому, как лучше управлять деятельностью обучающихся. Модульная система обучения дает учителю профессиональный рост, а ученику возможность саморазвития, самореализации. В то же время эта система обучения требует от учителя большой предварительной работы, а от обучающегося напряженного труда. Обучающиеся постепенно привыкают к модульным урокам и дают все более высокую оценку своей деятельности.
Каждый модуль строится по следующей схеме: 1) название модуля; 2) интегрирующая дидактическая цель; 3) целевой план действий учащихся; 4) банк информации: а) входной контроль; б) объяснение нового материала (или повторение ранее изученного материала); в) закрепление нового (ранее изученного) материала; 5) выходной контроль
Проанализировав теоретические аспекты данной темы и изучив опыт учителей, можно сказать, что модульное обучение обеспечивает индивидуализацию процесса обучение, активизацию познавательной деятельности, условия для творческого развития самовыражения личности.
Таким образом, технология модульного обучения, как и любая педагогическая технология, это, в первую очередь, система, в которую входят совместные действия учителя и обучающихся, это сотрудничество. Учитель получает опыт подготовки и проведения современного урока, начиная от мотивации и совместного целеполагания, и заканчивая оценкой результатов, выставлением и комментированием отметок, и рефлексией. Такой опыт повышает уровень профессиональной компетенции учителя. Обучающиеся формируют умение учиться, приобретая опыт самостоятельной познавательной и рефлексивно-оценочной деятельности.
Модульную технологию можно использовать в любой системе обучения, в том числе в экстернате ( освоение проходит в домашних условиях, например, при дистанционном обучении ): четкое дозирование учебного материала, информационно-методическое обеспечение с программой логически последовательных действий для обучающегося, возможность осваивать материал в удобное для него время, – все это помогает улучшишь качество и эффективность образовательного процесса в целом.