князь владимирский храм в москве
МОСКОВСКИЙ ВЛАДИМИРСКИЙ ХРАМ ПРИ ЕПАРХИАЛЬНОМ ДОМЕ
Князь-Владимирский храм при Епархиальном доме. Фото с сайта sobory.ru |
Домовый храм в честь святого равноапостольного князя Владимира при Епархиальном доме города Москвы Москворецкого благочиния Московской городской епархии
Закладка домового храма состоялась 14 июня 1901 года при Епархиальном доме. Размещался во втором этаже пристройки, примыкал к большой зале в центре дома и мог отделяться от неё железным занавесом. Проект архитектора П.А. Виноградова. Расписан художником В.П. Гурьяновым.
Был освящён 30 декабря 1902 года митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским). На торжествах присутствовали генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович и его супруга великая княгиня Елизавета Федоровна. В храме совершалось ежедневное богослужение. Воскресные и праздничные литургии пел хор рабочих московских фабрик под руководством С.А. Солнцева и хор Общества любителей церковного пения. По воскресеньям вечерня совершалась с общим народным пением, после нее проводились беседы религиозно-нравственного содержания.
Домовый Князь-Владимирский храм до революции. Фото с сайта Русской Православной Церкви |
Храм был соединен с соборной палатой, в которой 28 сентября 1917 года было принято решение о восстановлении патриаршества в Русской Православной Церкви.
После революции храм был окончательно закрыт 15 июня 1922 года. Здание епархиального дома было капитально переделано, церковная пристройка изуродована, но сохранилась.
В 2006 году началась реконструкция здания епархиального дома и Владимирского храма, завершившаяся летом 2015 года.
26 июля 2015 года патриарх Кирилл совершил чин великого освящения верхнего домового храма равноапостольного князя Владимира в Московском епархиальном доме и Божественную литургию в новоосвященном храме. Также был освящен нижний храм во имя святителя Тихона и отцов Всероссийского Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг., прославленных в лике святых [1].
Храм приписан к приходу храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецах.
Церковь Святого Владимира в Старых Садех (Москва)
Мiръ Россия Москва Церковь Святого Владимира в Старых Садех (Москва)
Храм Святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садах — православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии. Расположен в историческом районе Москвы, который раньше называли Кулишки.
Содержание
История [ править ]
В Москве около Солянки на возвышенном месте стоит небольшая белая церковь во имя св. равноапостольного князя Владимира, крестителя Русской земли. Церковь находится на высокой бровке исчезнувшей речушки Рачки на стыке старых московских переулков: Малого и Большого Ивановского (ныне улица Забелина), Косьмодамиановского (с 1922 г. — Старосадского) и Хохловского, напротив Ивановского монастыря.
«Старые Сады» — древнее название местности. На южном, хорошо освещенном солнцем склоне холма уже в XIV–XV вв. стали разводить сады. Сад, высаженный возле летней резиденции великих князей, простирался от нынешней улицы Покровки до устья реки Яузы. Рядом, у церкви Трех Святителей, находилось летнее местопребывание московского митрополита.
В духовной грамоте 1417 года великого князя Московского Василия I (годы правления 1389–1425), старшего сына Дмитрия Донского, среди московских сел упомянут «Новый двор за городом у святого Владимира». Однако этого двора у церкви еще нет в духовных грамотах князя Василия I в 1406–1407 гг. Таким образом, возведение первой церкви можно отнести ко времени между 1407 и 1417 годами. По всей вероятности церковь тогда была деревянной.
При великом князе Василии Ивановиче III (годы правления 1505–1533) на месте деревянного храма итальянцем Алевизом Новым (Фрязиным) строится новый каменный. Как отмечают 2-я Софийская и Воскресенская летописи за 1514 г., «тоя же весны благоверный и христолюбивый князь великий Василий Иванович всея Руси со многим желанием и верою повеле заложити и сделати церкви каменные и кирпичные в Москве: на Большом посаде за торгом церковь Введение Святыя Богородицы да церковь Володимир святый в Садех…»
Полтора столетия простояла алевизовская постройка. Исследования историков и реставраторов в последние годы дают основания считать, что многообъемная живописная композиция существующей ныне церкви была задумана в середине, а осуществлена во второй половине XVII в. В «ружной книге» 1677 г. впервые упоминается предел святых мучеников Кирика и Иулиттты. Освящение придела святых Бориса и Глеба состоялось в 1689 г., и на нём присутствовала царевна Софья Алексеевна.
Над северо-западным углом трапезной была воздвигнута многоярусная колокольня, перестроенная в XVIII в. Интересно отметить изменения в названии храма. Деревянная церковь при великокняжеском дворе именовалась «Святой Володимер». При каменной церкви постройки Алевиза Нового уже не было великокняжеского двора, но оставались сады, и церковь с того времени именуется «Святой Володимир в Садех». В самом конце XVII в. в Кремле устраивается царский Новый сад, и церковь именуется уже «Князь-Владимирская, что в Старых Садех».
До 1711 года при церкви святого князя Владимира, что в Садех, была Патриаршая богадельня, где призревалось от 41 до 88 человек мужского и женского пола.
В житии преподобного Илариона, основателя знаменитой Флорищевой пустыни (скончался он митрополитом Суздальским в 1707 году) описан случай изгнания беса, который историки связывают с упомянутой богадельней.
В 1666 году «в Патриаршей женской богадельне на Куличках по действу какого-то чародея поселился бес… Государь Алексей Михайлович приказал лицам духовного звания совершить в богадельне молитвенный чин изгнания нечистого духа. Но все попытки были безуспешны: бес обличал молящихся в их грехах и стыдил, наводя на них страх…» Тогда Государь благословил преподобного Илариона изгнать нечистого духа. «Семь недель боролся подвижник с бесом, усердно творя молитвы, освящая воду и повсюду ею кропя. Мало-помалу по молитвам отца Илариона нечистый был изгнан из богадельни и никогда уже там не объявлялся…»
В настоящее время на месте Патриаршей богадельни стоит двухэтажный каменный дом причта. В дальнейшем вид храма постепенно изменялся. В XVIII–XIX вв. основными причинами ущерба были стихийные бедствия.
Так в 1718 г. погорели кровли на алтарях, трапезе, колокольне и церкви. 30 мая 1737 г. во время опустошительного пожара в Москве храм выгорел. Вдова стольника Ф. П. Вердеревского Татьяна Федоровна, похоронившая мужа рядом с его родственниками в приделе святых Бориса и Глеба, взяла послепожарный ремонт «на свое иждивение». В 1787 г. «…после бури, некоторые кресты на церкви поколебались, и прихожане испрашивали дозволения вызолотить их, утвердить главы на оной церкви и листовым железом покрыть и вместо деревянной кровли, имеющейся на той церкви, вновь таковым же железом покрыть». В 1794 г. в царствование императрицы Екатерины II осуществили роспись стен храма. В 1812 г. во время нашествия наполеоновских войск церковь вновь пострадала от пожара. Пожар был значительный, так как после него церковь была приписана к церкви Косьмы и Дамиана на Покровке, а уцелевшее от пожара имущество хранилось в Ивановском монастыре. Несчастье обрушилось и на прихожан — пожар уничтожил 16 домов, и среди них 4 дома священнослужителей. Несколько лет церковь не действовала. Владимирскую церковь, «яко совсем ненужную, которая навсегда имеет остаться без прихода», уже считали возможным разобрать.
За сохранение церкви стал хлопотать действительный статский советник Михаил Вольский. В июле 1813 г., ссылаясь на уважение к памяти св. князя Владимира, «сего великого угодника Божия, основавшего в России христианскую веру и доныне покровительствующаго оной, во имя которого в Москве был один сей храм», он просит разрешения «исправить церковь на свой кошт». После ремонта главный храм и придел святых князей Бориса и Глеба были освящены 19 ноября 1819 г. Придел же во имя святых мучеников Кирика и Иулиттты был освящен только в 1827 г. митрополитом Московским и Коломенским Филаретом.
Храм возобновлялся и в 1874 г., при этом особая роль принадлежала старосте Павлу Васильевичу Патрикееву, который заменил разваливающийся от старости иконостас, вызолотил все ризы на иконах, а частично сделал новые, возобновил, почти исчезнувшую от времени живопись, поставил новые паникадила и подсвечники, отделал заново придел Бориса и Глеба, поставил на куполе и колокольне новые позолоченные кресты.
К этому времени церковь в процессе многочисленных послепожарных ремонтов уже претерпела ряд существенных изменений: была перестроена колокольня XVII в.; были разобраны завершения стен основного объема Владимирской церкви в виде кокошников; многие архитектурные детали оказались скрытыми на чердаках; потерял свое завершение придел святых Кирика и Иулиттты. До 1812 г. при храме было обширное кладбище. С погоста храма еще в конце XIX в. на запад открывался вид на значительную часть Москвы по направлению к Воробьевым горам и на сами горы. Напротив храма св. Владимира находится старинный Ивановский женский монастырь. Главный храмовый праздник в монастыре — день памяти Усекновения Главы Пророка, Предтечи и Крестителя Христова Иоанна 29 августа по старому стилю (11 сентября по новому) — праздновался также и в храме Крестителя Руси.
В старину в этот день около церкви и в ближайшей округе собиралось большое количество народа, и проходила шерстяная ярмарка. Крестьяне привозили множество возов с шерстью, и после праздничной службы начиналась бойкая торговля. Одновременно по бокам церкви устраивались палатки со съестными припасами и сбитнем для всех участвующих в ярмарке. Церковь св. Владимира с утра и до вечера не запиралась, потому что почти все приезжавшие торговцы-крестьяне служили в складчину на вырученные от продажи шерсти деньги молебны Крестителю Христову. Молебны служились самые сокращенные, минуты по 2–3 каждый, а за два дня праздника священнику приходилось отслужить более 800 молебнов. Из воспоминаний современника мы узнаем, что в этот день на аналое лежал образ усеченной главы Иоанна Крестителя. Глава была украшена венчиком с продетым пучком красных ниток. Богомольцы после молебна прикладывались к образу и брали на память красные ниточки.
Шесть веков на горке в бывших великокняжеских садах в храме во имя крестителя Руси возносятся молитвы за народ, «власти и воинства»; на этом месте некогда преклоняли свои колени великие князья Московские, здесь молились патриархи, русские цари и царицы. Немало, подобно всей Москве и России, пришлось претерпеть и храму, и духовенству, и прихожанам за это время невзгод, бед и напастей: набеги татар, польская интервенция, пожары, чума, французское нашествие, наконец, революция и гонения на Церковь в XX в. Два священника Владимирского храма — священномученик Александр Покровский (служивший здесь с 1909 г., сначала диаконом, а в 1919–22 гг. священником) и священномученик Владимир Амбарцумов (служивший в храме в 1928–30 гг.), прославлены Русской Православной Церковью в лике новомучеников и исповедников Российских. Оба они были расстреляны на Бутовском полигоне в 1937 г. Последний настоятель — священник Сергий Борделиус (в монашестве Феодор) служил во Владимирском храме с 1927 г. Арестованный в начале 1932 г., он скончался в Бутырской тюрьме 7 апреля (на праздник Благовещения) во время следствия. После о. Сергия Борделиуса с мая 1932 г. во Владимирском храме служил священник Евгений Климентовский. Его арестовали 26 января 1933 г., а храм был закрыт по постановлению президиума Мособлисполкома от 23 марта 1933 г.
Современное состояние [ править ]
Князь владимирский храм в москве
В воскресный день 31 октября Князь-Владимирская школа и молодежь побывала на увлекательной экскурсии в Высоко-Петровском мужском монастыре. Ребята и их…
«Мы не знаем своего сердца…»
Человѣ́къ же нѣ́кiй бѣ́ бога́тъ, и облача́шеся въ порфи́ру и ви́ссонъ, веселя́ся на вся́ дни́ свѣ́тло. Ни́щь же бѣ́ нѣ́кто,…
Казанская икона Божией Матери
Экзамен по истории Русской Церкви. Студент блистательно ответил свой билет и ждал вполне законную «пятёрку». Но преподаватель вдруг спросил экзаменуемого…
Видеоконференция Святейшего Патриарха Кирилла со священниками «красных зон»
2 ноября 2021 года состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Кирилла со священниками, которые посещают «красные зоны» больниц. Во встрече приняли участие…
Тренировка по кросс-биатлону
30 октября молодёжь Князь-Владимирского храма и храма Влахернской иконы Пресвятой Богородицы, а так же воспитанники школы-интерната им. Никулина приняли участие…
Казанская икона Богородицы
Для русского православного сознания Казанская икона Богородицы — одно из сильнейший явлений веры целого народа. Когда-то под предводительством этой иконы…
Приглашаем участников!
Нужна помощь добровольцев в «красную зону»!
Братья, сестры! Уже полтора года буйствует ковид по всему миру. Сначала мы думали, что только людям в возрасте он особенно…
Экспедиция в Гермогенову пустынь
17 октября, в преддверии праздника в честь святителей Московских, группа искателей приключений во главе с преподавателем Николо-Угрешской Православной Духовной семинарии…
Московская церковь св. князя Владимира в Старых Садах
Церковь св. князя Владимира в Старых Садах |
Самая известная в Москве церковь, освященная во имя святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь в христианскую веру в 988 году, находится в Старосадском переулке на Ивановской (или Алабовой) горке близ Кулишков. На нее открывается прекрасный вид со стороны Солянки и Славянской площади – в древности эта церковь была домовой при загородном великокняжеском дворе, и считалась дворцовой, а потом стала обыкновенным приходским храмом.
Эта местность известна в московской истории с начала XV века – Владимирская церковь впервые упоминается в 1423 году в духовной грамоте (завещании) великого князя Василия I, старшего сына Дмитрия Донского. Здесь, в живописнейшем месте с бором недалеко от Кремля и был впервые построен его летний дворец с домовой церковью, освященной во имя великого предка русских и московских князей. Здесь же, по соседству, в Трехсвятительском переулке стоял загородный дом московского митрополита, что доказывает, насколько привилегированной была эта территория в старину.
Историки полагают, что именно великий князь Василий Дмитриевич, а не его внук Иван III, впервые разбил тут, при дворце, знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями – их свежие плоды подавали прямо на стол государю, а между Покровкой и Мясницкой еще долго стояли яблочные торговые ряды. И замысел своего деда с размахом осуществил великий князь Иван III, разбивший тут огромный Государев Сад – его владения простирались от Ивановской Горки до самого Васильевского луга на Москворецкой набережной. Когда позднее, в XVI веке Государев Сад был разбит в Замоскворечье на Софийке – в немалой степени для того, чтобы обезопасить Заречье от пожаров и освободить эту территорию от жилых домов, дабы не подвергать их постоянной опасности, – то Государевы сады при великокняжеской резиденции на Кулишках стали именовать Старыми Садами, что и осталось в памяти названии местного Старосадского переулка.
Рядом, в районе нынешнего Хохловского переулка поселились и государевы садовники, ухаживавшие за деревьями, потому и переулок этот в древности назывался Садовническим. Позднее эту территорию заселили выходцы из Малороссии, отчего местность стала называться Хохловкой. Мать царя Михаила Федоровича, инокиня Марфа возвела там великолепную Троицкую церковь, потом перестроенную в стиле «нарышкинского барокко» – ее старомосковский адрес был тот же, что и у Владимирской церкви – «в Старых Садах».
Новая эпоха в истории великокняжеской Владимирской церкви началась при сыне Ивана III, великом князе Василии III. В 1514 году после взятия Смоленска, он повелел заложить в Москве «на большом посаде за торгом» 11 городских приходских церквей – «каменных и кирпичных», а исполнить работу поручил своему придворному архитектору, знаменитому итальянскому мастеру Алевизу Фрязину, построившему в Кремле Архангельский собор. В числе этих новоустроенных храмов были и Введенская церковь на Лубянке, и знаменитая церковь св. Варвары в Китай-городе у подножия Кремля, и Благовещенская церковь на Воронцовом поле (ныне Ильинская), и Алексеевская церковь в одноименном монастыре на Волхонке, и несохранившаяся Леонтьевская церковь «за Неглинной» близ Моховой – и Владимирская церковь в Старых Садах.
Есть версия, что именно Василий III повелел устроить в ней новый придел во имя свв. Кирика и Иулитты, хотя все данные свидетельствует о более позднем происхождении этого придела и относят время его появления ко второй половине XVII века. Так или иначе, но белая красавица-церковь, построенная мастером Алевизом, была освящена уже в 1516 году.
А вскоре рядом с ней вырос исполинский Ивановский монастырь, – по одному из преданий, основанный тоже Василием III в честь рождения у него наследника, нареченного Иоанном – будущего царя Ивана Грозного. Место действительно продолжало оставаться «государевым», и с конца XVI века здесь стали охотно селиться бояре. В их числе были Шуйские – их старинные каменные палаты и сейчас стоит в тихом Подкопаевском переулке.
Уже во второй половине XVII века обветшалую Владимирскую церковь перестроили, причем значительную часть старой алевизовской постройки разобрали и возвели заново с изменениями. Впоследствии храм перестраивался и обновлялся еще не раз: ведь он горел и в Троицкий пожар 1737 года, когда в Кремле от огня навечно пострадал Царь-Колокол, и в 1812 году. После изгнания Наполеона из Москвы действительный статский советник Михаил Вольский подал прошение о восстановлении древнего Владимирского храма и пожертвовал на него личные средства.
И в том же столетии в возрожденном Владимирском храме был рукоположен в священники Михаил Соболев. Он долго служил потом в разных московских церквях. В 1895 году сама великая княгиня Елизавета Федоровна назначила отца Михаила попечителем Елизаветинского благотворительного общества, а в 1908 году он стал третьим настоятелем храма Христа Спасителя (после его освящения в 1883 году) и, находясь уже в преклонном возрасте, служил на этом трудном поприще 4 года. Его сын, о. Александр тоже стал священником – в возрожденной ныне Благовещенской церкви за Тверскими воротами в Петровском парке, где когда-то служил его отец.
А у скромной, но именитой Владимирской церкви на Кулишках со временем появлялись замечательные соседи. Кроме упомянутых Троицкой церкви в Хохловке, Трехсвятительской при загородном митрополичьем дворе и палат Шуйских, в Колпачном переулке притаился полулегендарный дом гетмана Мазепы – теперь историки иногда сомневаются, были ли на самом деле эти палаты связаны с гетманом, или же это еще одна старомосковская легенда, которыми столь изобилует история Москвы.
Малороссы действительно жили в этой местности – об этом свидетельствует и местная топонимика, и название отрезка Покровки – Маросейка. А в Хохловском переулке, 7 до нашего времени сохранились палаты думного дьяка Емельяна Украинцева, который в конце XVII века возглавлял Посольский приказ и заведовал всей внешней политикой России. Именно он ездил в Константинополь заключать мир с турками, когда Петр I готовился к Северной войне. И возможно, именно он привез в Россию Ибрагима Ганнибала – предка Пушкина. Поразительно, но с именем поэта оказался потом связан и сам московский дом Украинцева на Хохловке.
В начале XVIII столетия думный дьяк попал в опалу за «злоупотребления», и в 1709 году его владение перешло другому государственному деятелю, князю М.М.Голицыну, участнику многих петровских баталий и командовавшего в Полтавской битве. А в 1770 году этот дом по игре истории вновь оказался в ведении внешнеполитического ведомства России – сюда на целый век переехал архив Коллегии иностранных дел «для хранения древних хартий и копий с договоров».
Вот на Ивановской горе старинный,
И стариной своей красив,
Образчик теремов, весь в окнах узких, длинный
Дипломатический Архив.
Для нашей юности дворянской
В нем основался быт гражданской:
Рассадник на Руси до нынешних годов
Вождей, сановников, певцов.
Писал о нем один московский поэт на рубеже XIX столетия. Однако архив более известен по другой, пушкинской цитате об «архивных юношах», чопорно глядевших на Татьяну Ларину. В знаменитых строфах упоминалось именно об этом архиве и его служащих – представителях, в основном, «золотой» дворянской молодежи, которая не хотела идти «по военной части», а архив был в те времена очень престижной службой. Среди сотрудников архива – и братья Веневитиновы, и В.Ф.Одоевский, и А.К.Толстой, и С.А.Соболевский. А в первой половине XIX века архивом управлял сам А.Ф.Малиновский, известный московский историк и друг графа Н.П.Шереметева, свидетельствовавший на его свадьбе с Прасковьей Жемчуговой. Именно под его руководством была подготовлена к публикации и впервые напечатана рукопись «Слова о полку Игореве». В этом здании архива Карамзин собирал материалы для «Истории Государства Российского», а Пушкин изучал подлинные документы, работая над «Историей Пугачевского бунта» и «Историей Петра». В мае 1836 года он был здесь в последний раз, и, уезжая домой, писал в дороге жене: «В архивах я был и принужден буду опять в них зарыться месяцев на шесть»… Этому уже не суждено было сбыться – больше Пушкин не приехал в Москву.
В 1874 году архив был переведен с Хохловки на Моховую, а палаты предоставили Московскому отделению Русского музыкального общества – в них разместились классы только что основанной Московской консерватории, еще не имевшей собственного здания на Большой Никитской. Когда его построили, в доме на Хохловке открылась нотопечатня Юргенсона, где впервые были изданы почти все творения П.Чайковского. Сам композитор как-то заметил в шутку, что и сам бы хотел поселиться в старинных, толстых стенах «отставного архива» – в пыльном и знойном, но очень тихом старомосковском переулке.
И нельзя не упомянуть о еще одной примечательной соседке Владимирской церкви – Государственной Публичной Исторической библиотеке, стоящей почти вплотную к зданию храма. Научная библиотека, или, как ее называют постоянные посетители, «Историчка», открытая в 1936 году, вобрала в себя фонды знаменитой Чертковской публичной библиотеки на Мясницкой улице, а также личную библиотеку крупнейшего историка Москвы Ивана Забелина. Ее старое трехэтажное здание в Старосадском переулке – сильно перестроенная двухэтажная усадьба XVIII века, которая стояла обращенная фасадом во двор, – хранит память о Достоевском. Здесь жили дальние родственники писателя – его любимая тетка Александра и ее муж, чаеторговец А. Куманин. Писатель часто гостил у них и описал хозяйку дома в образе старухи Рогожиной в романе «Идиот».
Князе-Владимирская церковь
Правнук Рюрика, внук святой равноапостольной княгини Ольги, младший сын князя Святослава и отец святых мучеников Бориса и Глеба. Великий князь Владимир прошел путь от идолопоклонства до истинной веры уже к 25 годам. Именно он принес христианскую веру на Русскую землю. В 988 году произошло великое событие — Крещение Руси.
Имя святого равноапостольного великого князя Владимира было особо почитаемо русскими людьми. Удивительно, что в Москве златоглавой, славящейся множеством храмов, долгое время была только одна церковь в честь святого великого князя Владимира.
Знаменитая Князь-Владимирская церковь на Ивановской горке. Белоснежный храм, свидетель и участник истории нашего государства.
Князь Владимир крестит Русь
Первое упоминание о храме относится к 15 веку
Впервые храм святого равноапостольного великого князя Владимира на Ивановской горке упоминается в 1423 году в завещании великого князя Василия I, старшего сына Дмитрия Донского. На Кулишках, недалеко от Кремля, располагался летний дворец князя.
Домовая деревянная церковь была освящена во имя cвятого Владимира. Тогда же при дворце впервые появились знаменитые фруктовые сады.
Москва в 15 веке, первое упоминание о храме святого равноапостольного великого князя Владимира на Ивановской горке
Великий князь Василий III повелел выстроить «церковь Володимир святый в Садех»
В 1514 году Василий III, после взятия Смоленска, повелел заложить в Москве «на большом посаде за торгом» 11 городских приходских церквей — «каменных и кирпичных». Возведение храмов доверили знаменитому итальянскому архитектору Алевизу Фрязину.
«тоя же весны благоверный и христолюбивый князь великий Василий Иванович всея Руси со многим желанием и верою повеле заложити и сделати церкви каменные и кирпичные в Москве: на Большом посаде за торгом церковь Введение Святыя Богородицы да церковь Володимир святый в Садех…».
Когда же у Василия III родился наследник, будущий царь Иван Грозный, великий князь основал напротив храма огромный Ивановский монастырь.
На престольный праздник — день памяти Усекновения Главы Пророка, Предтечи и Крестителя Христова Иоанна — в монастырь стекалось огромное количество народа. Храм монастыря и Князь-Владимирская церковь не запирались в течение двух праздничных дней. Священникам приходилось служить более 800 молебнов в эти дни.
Князь-Владимирская церковь, возведенная Алевизом Фрязиным
Название храма несколько раз менялось
Интересно проследить, как менялось название храма. Деревянная домовая церковь при великокняжеском дворе именовалась «Святой Володимер». К тому времени, когда Алевиз Фрязин построил каменную церковь, великокняжеского двора в этом месте уже не было, но сады оставались, и церковь стала называться «Святой Володимир в Садех».
В конце XVII в. в Кремле был устроен царский Новый сад. Церковь получила название «Князь-Владимирская, что в Старых Садех».
Князь-Владимирская церковь после реконструкции
Храм не раз страдал от пожаров
Здание храма, выстроенное Алевизом, простояло полтора века. Во второй половине XVII века его пришлось перестраивать в первый раз из-за обветшалости. Впоследствии храм сильно пострадал от Троицкого пожара в 1737 году и в 1812, во время нашествия Наполеона.
Великий московский пожар 1812 года от которого пострадал храм
Статский советник восстановил храм
После изгнания Наполеона из Москвы действительный статский советник Михаил Вольский попросил разрешения восстановить древний Владимирский храм на собственные средства.
В прошении говорится об уважении к памяти святого князя Владимира, «сего великого угодника Божия, основавшего в России христианскую веру и доныне покровительствующаго оной, во имя которого в Москве был один сей храм».
Князь-Владимирский храм
Храм обновлялся еще раз в 1874 году
В 1874 году староста Владимирского храма Павел Васильевич Патрикеев заменил старый иконостас, обновил все ризы на иконах, отреставрировал живопись, пострадавшую от времени. Тогда же на куполе и колокольне храма святого равноапостольного великого князя Владимира поставили новые позолоченные кресты.
Князь-Владимирский храм с западной стороны
Большевики закрыли храм в 1933 году
В 1937 году были разрушены все пять глав, венчающих Владимирский храм, практически уничтожено внутреннее убранство. Церковь чудом уцелела от полного уничтожения. Власти признали ее историческим памятником и передали Государственной публичной Исторической библиотеке, которая разместила в церкви свои фонды.
Очередной пожар в здании храма, случившийся в 1980 году, уничтожил книги и сохранившиеся остатки росписей на стенах.
Храм, разрушенный большевиками
Храм был возвращен Русской Православной Церкви в 1990 году
Внешнюю часть Владимирского храма отреставрировали. В 1991 году впервые за много лет в Князь-владимирской церкви в старых садех отслужили первую литургию. 28 июля 1992 года, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, святейший Патриарх Алексий II совершил освящение главного престола храма во имя святого.
Боковые приделы освящены в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба и святых мучеников Кирика и Иулитты.
Князь-Владимирская церковь в старых садех в наши дни
Что сохранилось от старого храма
От первого Владимирского храма, построенного Алевизом Фрязиным, до наших дней сохранились нижняя часть стен и южный портал (сейчас это главный вход в церковь). Можно своими глазами увидеть затейливые архитектурные детали, характерные для рубежа XV — XVI вв. — «дыньки», колонки, сноповидные капители, пояски.
Князь-Владимирская церковь. Уцелевшая часть древней постройки
Храм претерпел все беды России
Шесть веков в Князь-владимирской церкви в старых садех возносятся молитвы за народ, «власти и воинства». Здесь преклоняли колени великие князья Московские, молились патриархи, русские цари и царицы.
Владимирский храм, вместе со своими прихожанами и духовенством, претерпел все беды и напасти — войны, пожары, чуму, революцию и гонения на Церковь.
Князе-Владимирский храм
Адрес храма
Старосадский переулок, дом 11, метро «Китай-Город», выход на улицу Солянку.
Храм Святого Владимира в старых садех
Еще один московский храм в честь князя Владимира
До 1902 года Князь-Владимирская церковь в старых Садех оставалась единственным храмом в честь святого князя Владимира в Москве. В годовщину 900-летия Крещения Руси завершилось строительство Московского Епархиального дома в Лиховом переулке.
Храм дома был также освящен в честь святого равноапостольного великого князя Владимира. С Князь-Владимирской церковью Московского епархиального дома связаны имена многих новомучеников, причисленных к лику святых.
Московский епархиальный дом сильно пострадал за годы советской власти. Был возвращен РПЦ только в 2005 году. Первозданный облик его удалось восстановить к 2015 году. Тогда же был заново освящен Князь-Владимирский храм.
Храм находится по адресу: Лихов переулок, дом 6.
Московский епархиальный дом в Лиховом переулке