князь владимирский храм в лиховом переулке

Немного из истории Епархиального дома

князь владимирский храм в лиховом переулке. Смотреть фото князь владимирский храм в лиховом переулке. Смотреть картинку князь владимирский храм в лиховом переулке. Картинка про князь владимирский храм в лиховом переулке. Фото князь владимирский храм в лиховом переулке

Однако следует заметить, что после многих лет забвения многие православные москвичи мало знают о Доме, который в начале XX века был одним из центров общественно-церковной жизни столицы. Надеемся, что вскоре адрес Лихов 6 вновь станет хорошо известен всем православным москвичам. Переулок начинается от внутренней стороны Садового кольца и от Садово-Самотечной улицы в направлении центра выходит в Малый Каретный переулок (до 1922 года Малый Спасский).

князь владимирский храм в лиховом переулке. Смотреть фото князь владимирский храм в лиховом переулке. Смотреть картинку князь владимирский храм в лиховом переулке. Картинка про князь владимирский храм в лиховом переулке. Фото князь владимирский храм в лиховом переулкеПоявление Епархиального дома неразрывно связано с именем митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), первого в скорбном списке новомучеников и исповедников земли Русской. Когда в 1898 году митрополит Владимир возглавил Московскую кафедру, то предложил объединить в одном месте все благотворительные и просветительные учреждения епархии, которые были расположены в разных концах города (подчас даже не в специальных помещениях, а на квартирах). Московский Епархиальный дом задумывался как центр религиозного образования, просветительской, издательской и миссионерской деятельности.
В 1900 году был одобрен проект, выполненный архитектором П.А. Виноградовым в формах «нововизантийского» стиля с элементами русского церковного зодчества. В новом здании предполагалось разместить православные общества и братства, научные подразделения Общества любителей духовного просвещения, библиотеки, музей, редакции церковных изданий, и т. д. При Епархиальном доме планировали устроить храм во имя святого равноапостольного князя Владимира – небесного покровителя митрополита Владимира. Вскоре из Синода пришло разрешение на строительство.

Постройка Епархиального дома с храмом обошлась в триста пятьдесят пять тысяч рублей. Жертвовали как частные лица (среди них был и сам митрополит Владимир), так и целые братства и общества, бо?льшая часть денег, двести пятьдесят тысяч рублей, поступила из доходов Иверской часовни на Красной площади.

князь владимирский храм в лиховом переулке. Смотреть фото князь владимирский храм в лиховом переулке. Смотреть картинку князь владимирский храм в лиховом переулке. Картинка про князь владимирский храм в лиховом переулке. Фото князь владимирский храм в лиховом переулке5 ноября 1902 года состоялось торжественное освящение Епархиального дома, и с этого дня на протяжении двух десятилетий он стал подлинным центром духовной жизни Москвы. 30 декабря 1902 года в присутствии большого числа приглашенных был освящен храм во имя святого равноапостольного князя Владимира. В торжествах принял участие митрополит Московский и Коломенский Владимир и многочи bсленные священнослужители и гости. На Божественной литургии присутствовали генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович со своей супругой великой княгиней Елизаветой Федоровной.

Владимирский храм стал подлинным украшением столицы. В мастерских самых известных иконописцев того времени: В.П. Гурьянова, О.С. Чирикова, Дикарёвых, братьев Тюлиных были безвозмездно написаны иконы для иконостаса и алтаря храма.

Эти художники, выходцы из Мстеры, были не только великолепные иконописцы, но и одни из лучших реставраторов в России. Об уровне их мастерства говорит тот факт, что в 1896 году В.П. Гурьянов участвовал в реставрации икон Московского Успенского собора. Под его руководством расчищалась и реставрировалась всемирно известная икона гениального Андрея Рублева «Троица Ветхозаветная» из иконостаса Троицкого собора Сергиевой Лавры, а мастерской Чириковых были отреставрированы великие святыни – Донская и Владимирская иконы Божией Матери.

князь владимирский храм в лиховом переулке. Смотреть фото князь владимирский храм в лиховом переулке. Смотреть картинку князь владимирский храм в лиховом переулке. Картинка про князь владимирский храм в лиховом переулке. Фото князь владимирский храм в лиховом переулкеНо еще на протяжении двух лет после освящения иконописцы из мастерской В.П. Гурьянова продолжали расписывать интерьер храма. Образцом для них служил Князь-Владимирский собор в Киеве. После окончания работ, 29 августа 1904 года, храм был вновь освящен.
В истории Епархиального дома отразилось всё многообразие церковной жизни Москвы начала XX века. Даже беглый обзор мероприятий и событий, проходивший в его стенах свидетельствует о небывало напряженной духовно-общественной атмосфере той эпохи, когда наряду с религиозным неверием, атеизмом и нигилизмом в одной части общества, в другой ее части возросла жажда религиозных знаний и богообщения.

Даже скупая газетная хроника дает почувствовать важность и актуальность тем, обсуждаемых здесь. «Московские Ведомости» опубликовали сообщение, что с 3 марта 1908 года в Епархиальном доме открываются «Богословские чтения» и указали темы лекций: «О религиозных настроениях в современной литературе и искусстве» (Преосвященный Анастасий, епископ Серпуховской), «О модернизме в римско-католической и в нашей православно-русской Церкви» (5 марта, Профессор В.Н. Соколов); «О материнстве» (10 марта, Д.И. Введенский); «В чем расходится новое религиозное сознание с учением Церкви» (12 марта, Н.П. Розанов); «Буддизм и христианство» (17 и 19 марта, В.А. Кожевников); «О новом христианстве» (26 марта, священник С.В. Страхов); «Церковь времен апостольских» (31 марта, Ф.Д. Самарин) и «О христианском подвижничестве» (12 апреля, архимандрит Феодор (Поздеевский)).
Во Владимирском храме ежедневно совершалось богослужение. Воскресные и праздничные литургии пел хор рабочих московских фабрик под руководством известного регента Сергея Антоновича Солнцева и хор Общества любителей церковного пения. По воскресеньям вечерня совершалась с общим народным пением, после нее проводились беседы религиозно-нравственного содержания.

князь владимирский храм в лиховом переулке. Смотреть фото князь владимирский храм в лиховом переулке. Смотреть картинку князь владимирский храм в лиховом переулке. Картинка про князь владимирский храм в лиховом переулке. Фото князь владимирский храм в лиховом переулкеМногое, что происходило в Лиховом переулке, совершалось в Москве и даже в России впервые. Здесь впервые были открыты чтения для детей и устраивались детские патриотические праздники. В сентябре 1910 года здесь были открыты первые в Москве Высшие женские богословско-педагогические курсы, Потом эти курсы постепенно переросли в первый в России Высший женский богословский институт.

В Епархиальном доме размещались редакции двух духовных журналов: «Московских церковных ведомостей» и «Воскресных бесед», библиотека и архив братства Святителя Петра. По благословению митрополита Владимира сюда и была переведена Московская епархиальная библиотека и образованное при ней Общество любителей духовного просвещения. Это общество, созданное в 1863 году митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым), специально для разработки богословской науки и развития христианского образования в русском народе, теперь должно было стать центральным местом объединения Церкви с московской интеллигенцией, академически, педагогически и практически служить интересам христианского просвещения через распространение печатных изданий и проведение публичных и популярных бесед и чтений как для народа, так и для интеллигенции. Для достижения этой цели митрополит Владимир даже благословил Совету Общества выпускать неофициальную часть Московских Епархиальных Ведомостей, – ему очень хотелось, чтобы епархиальная газета приняла более живой вид. Владыка постоянно интересовался деятельностью Общества, часто бывал в Епархиальном доме на различных заседаниях и чтениях, служил здесь.

С личностью митрополита Московского и Коломенского Владимира, который считал церковный дом в Лиховом переулке своим детищем, были связаны многие направления духовно-нравственной и просветительской деятельности Епархиального дома. Неслучайно в мае 1913 года, через полгода после перевода Владыки на Петербургскую кафедру, появился указ Святейшего Синода о присвоении Московскому епархиальному дому наименования «Владимирского».

С 1918 года в Епархиальном доме начались занятия Православной народной академии – уникального высшего учебного заведения, сочетавшего богословское образование со светским. К сожалению, это продолжалось недолго – 15 июня 1922 года Епархиальный дом был закрыт. Владимирский храм опечатан и богослужения в нем прекращены, убранство храма, музейные коллекции и библиотеки (епархиальная библиотека с богатым книгохранилищем занимала в здание обширное помещение, здесь же находилась читальня, в которой каждый желающий мог найти все выходящие в России газеты и журналы) уничтожены. Сведения о том, куда было вывезено оставшееся церковное имущество, не сохранились.

В 1924 году здание заняли Главполитпросвет и Академия коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, в большом лекционном зале открыли кинотеатр «Артес». В июле 1929 году здание было передано Химико-технологическому институту им. Д. И. Менделеева, который использовал для своих нужд лишь часть помещений, а остальные сдавал в аренду различным учреждениям. Каждый из новых жильцов перестраивал и перепланировал здание под свои нужды. В апреле 1930 года здесь разместилась кинофабрика «Межрабпомфильм», наследником которой стала Центральная студия документальных фильмов. Епархиальный дом вновь перестроили: была снесена колокольня и купол храма. Огромное число передок полностью изуродовало это некогда замечательное сооружение.

князь владимирский храм в лиховом переулке. Смотреть фото князь владимирский храм в лиховом переулке. Смотреть картинку князь владимирский храм в лиховом переулке. Картинка про князь владимирский храм в лиховом переулке. Фото князь владимирский храм в лиховом переулкеНо пришли новые времена. В 1992 году основанный незадолго до этого Православный Свято-Тихоновский богословский институт стал добиваться возвращения Дома Церкви, чтобы разместить здесь учебные корпуса. Вспоминает ректор института протоиерей Владимир Воробьёв: «Когда много лет назад мы начали искать в Лиховом переулке следы этого дорогого для нас здания, то не сразу поняли, что уже который раз ходим вокруг реликвии, не замечая ее. Это неудивительно, ведь Дом полностью потерял свой первоначальный облик, который был нам известен по фотографиям, но тот дом, который находился под номером 6, был абсолютно не похож ни на одну фотографию. Это было какое-то советское, довольно уродливое, серенькое, оштукатуренное здание, с надстройкой в 3 этажа с одной стороны. Мы вошли внутрь, и только там стали различать какие-то признаки старого здания. А когда мы поднялись на второй этаж, то обнаружили огромную Соборную палату. Всё остальное было искажено до неузнаваемости. Арка, которая отделяет Соборную палату от храма, была заложена кирпичом, сам храм был разделен на шесть этажей литыми перекрытиями, там были какие-то маленькие подсобные комнатушки, разные мастерские. В алтаре находились слесарные станки. Мы были в полном ужасе от увиденного».

Двенадцать лет велась борьба за возвращение Русской Православной Церкви бесспорно принадлежавшего ей здания. Свято-Тихоновский институт прошел тридцать! судебных заседаний, и, наконец, историческая справедливость восторжествовала: в 2004 году здание было возвращено Церкви и передано Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету, а спустя два года, в 2006 году, начались многоплановые реставрационные работы. Предстояло не только восстановить исторический облик здания, но и создать современные условия для учебы нескольких тысяч студентов – богословов, религиоведов, историков.

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет – достойный преемник, наследник и продолжатель традиций Московского епархиального дома, прерванная на долгие десятилетия история продолжается.

Источник

Князь владимирский храм в лиховом переулке

ходе масштабных празднований тысячелетия преставления святого равноапостольного князя Владимира, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 26 июля совершил торжественное освящение храмов святого князя Владимира и Отцов Всероссийского Поместного Собора 1917-18 гг. в здании Епархиального дома в Лиховом переулке, где проходили заседания Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. и где будет располагаться главный корпус Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Волоколамский Иларион; первый викарий Патриарха митрополит Истринский Арсений; председатель Учебного комитета архиепископ Верейский Евгений; епископ Солнечногорский Сергий; председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон; епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний; протоиерей Владимир Диваков; ректор Университета протоиерей Владимир Воробьев; протоиерей Всеволод Чаплин, протоиерей Димитрий Смирнов и другие.

На освящении присутствовали: полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов; мэр г. Москвы С.С. Собянин, иные государственные чиновники и благотворители, благодаря помощи которых восстановление Епархиального дома стало возможным. За богослужением пел хор Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета под руководством Т.И. Королевой.

Святых Тайн за Литургией причастилось около 650 человек. Всего по данным службы безопасности через рамки металлоискателя прошло более трех тысяч человек. Во время Божественной Литургии был рукоположен во священника диакон Андрей Щекачев, выпускник Свято-Тихоновского университета, клирик храма свт. Митрофания Воронежского.

Во время Божественной Литургии был рукоположен во священника диакон Андрей Щекачев, выпускник Свято-Тихоновского университета,

По окончании богослужения Патриарх Кирилл поздравил всех с совершением освящения Князь-Владимирского храма в Епархиальном доме, где проходил Поместный собор 1917-1918 гг, который, по словам Святейшего, «начертал новый контур, создал новое видение отношений с миром, с людьми».

Также Святейший Патриарх отметил важность и закономерность размещения в восстановленном Епархиальном доме Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета: «Неслучайно, что именно в здании, где в судьбоносное и трагическое для нашей страны время проходил Поместный собор Русской Православной Церкви, теперь будет работать, жить, творить Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет». По словам Святейшего Патриарха Кирилла, «Собор 1917-18 гг. был обращен в будущее, нацелен на христианизацию нашего народа», в свою очередь, Университет должен «принять у Собора эту эстафету».

По словам Святейшего Патриарха Кирилла, «Собор 1917-1918 гг. был обращен в будущее, нацелен на христианизацию нашего народа», в свою очередь, Университет должен «принять у Собора эту эстафету».

В память об освящении Князь-Владимирского храма Святейший Патриарх передал Свято-Тихоновскому Университету частицу мощей Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, и преподнес в дар новоосвященному храму икону святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Протоиерей Владимир Воробьев, ректор ПСТГУ, был награжден орденом Русской Православной Церкви святого равноапостольного князя Владимира третьей степени.

Отец Ректор протоиерей Владимир Воробьев сказал, что «Благодаря неоценимой помощи Святейшего

Патриарха Кирилла Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет обретает новый дом. Там, где около века назад проходил знаменитый Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг., будет размещен богословский факультет нашего вуза. В Епархиальном доме возродится не только богослужебная, но и образовательная, просветительская деятельность. Таким образом, это историческое здание будет служить тому предназначению, ради которого век назад было построено».

Вы можете посмотреть фотографии с освящения и первой Литургии в обновленном храме на сайте Московской Патриархии и видеорепортаж на сайте Первого канала.

Официальный визит в Князь-Владимирский храм президента Российской Федерации В.В. Путина 27 июля 2015г. Смотреть репортаж Первого канала. Смотреть пространную версию.

Источник

Храм святого равноапостольного князя Владимира в Лиховом переулке

князь владимирский храм в лиховом переулке. Смотреть фото князь владимирский храм в лиховом переулке. Смотреть картинку князь владимирский храм в лиховом переулке. Картинка про князь владимирский храм в лиховом переулке. Фото князь владимирский храм в лиховом переулке

князь владимирский храм в лиховом переулке. Смотреть фото князь владимирский храм в лиховом переулке. Смотреть картинку князь владимирский храм в лиховом переулке. Картинка про князь владимирский храм в лиховом переулке. Фото князь владимирский храм в лиховом переулке

В Лиховом переулке, что неподалеку от Садовой-Самотечной улицы, с 1902-го года располагался Епархиальный дом, центр духовного образования и просветительской деятельности. При нем работал Храм святого равноапостольного князя Владимира.

В годы советской власти Епархиальный дом был закрыт, а храм «обезглавлен», были снесены православный крест и купол.

В 2004-м году здания бывшего Епархиального дома и Владимирского собора были возвращены Православной церкви. В 2006 году в Лиховом переулке начались реставрационные работы.

Освящение Князь-Владимирского храма прошло 26 июля 2015 года. Чин освящения провел патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Церемонию приурочили к 1000-летию преставления святого равноапостольного Великого князя Владимира-Крестителя, которое отмечалось 28 июля 2015 года.

На первом этаже под Владимирским храмом сооружен придел в честь Святителя Тихона и святых Отцев Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг.

В настоящее время в храмах Московского епархиального дома совершается ежедневное богослужение с участием преподавателей и студентов ПСТГУ ( Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет) и ПСТБИ (Православный Свято-Тихоновский Богословский институт).

Храм приписан к приходу храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецах.

Источник

Князь-Владимирский храм в Москве

ПОСЛЕДНИЕ ТЕМЫ ФОРУМА

Московский Епархиальный дом создавался как центр религиозного образования, просветительской, издательской и миссионерской деятельности. Строительство велось по проекту известного московского зодчего Петра Алексеевича Виноградова в Лиховом переулке на земельном участке, принадлежавшем Обществу любителей духовного просвещения. Здание возводилось в «русском» стиле с использованием мотивов древнерусского каменного узорочья. На постройку было израсходовано 355 тысяч рублей. Деньги были получены от многочисленных жертвователей, среди которых был и митрополит Московский Владимир. Большие суммы были внесены Миссионерским обществом, Попечительством о бедных духовного звания, Кирилло-Мефодиевским братством, Братством святителя Петра. Постройка состояла из двух основных частей: административного корпуса с колокольней и храма во имя Святого равноапостольного князя Владимира. Росписи и убранство храма осуществлялись под руководством выдающегося иконописца и реставратора В.П.Гурьянова.

5 ноября 1902 года построенный Епархиальный дом был освящен. В основание престола нового храма была положена доска с надписью: «Да благословит Господь создание во славу Его святого имени и да изведет от места сего слово жизни, питающее всякую душу, жаждущую истины и спасения, и отметающихся да наставит на путь правды».

В храме совершалось ежедневное богослужение с ежедневною проповедью. В будничные дни обязанности чтецов исполняли воспитанники старших классов Московской духовной семинарии. Воскресные и праздничные литургии пел хор рабочих московских фабрик и хор Общества любителей церковного пения. Часто проходили архиерейские службы. По воскресеньям совершались великие вечерни с общим народным пением, после которых в храме проводились беседы религиозно-нравственного содержания.

Попечительство о бедных духовного звания, занимавшее помещение в нижнем этаже, заведовало богадельнями и приютами: крупными (Горихвостовским, Толстовским, Георгиевским, Островским, Медведниковским) и большим количеством меньших, устроенных при городских кладбищах и при некоторых церквах. В приютах призревались как бедные духовного звания, так и люди из других сословий.

В доме помещались Духовно-цензурный комитет; Церковно-археологический музей с уникальными собраниями предметов церковной старины. С первых дней открытия в нем работал Комитет по собиранию предметов церковной утвари для рассылки в бедные храмы и помощи бедствующему священству. Члены Комитета и благотворители помогали многим храмам на западных окраинах России и Закавказье.

Епархиальный дом стал родным домом для Общества любителей церковного пения и его хора. Общество записывало и издавало старинные церковные напевы; учредило премии и выдавало их ежегодно за лучшие сочинения для церковных хоров.

В августе 1917 года начал работу Поместный Собор Русской Православной Церкви. Заседания Собора преимущественно проводились в помещении большого зала Епархиального дома, получившего наименование Соборной палаты. Осенью 1917 года Собор принял историческое решение о восстановлении патриаршества в Русской Православной Церкви; здесь проводились выборы кандидатов на патриарший престол. 4 (17) ноября были избраны три кандидата: архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) и митрополит Московский и Коломенский Тихон (Белавин). Выборы завершились 5 (18) ноября в Храме Христа Спасителя избранием Патриархом святителя Тихона.

В июле 1929 года Академия коммунистического воспитания переводится в другое место, а здание в Лиховом переулке передается Химико-технологическому институту им. Д.И.Менделеева, который использовал для своих нужд лишь часть помещений, а остальные сдавал в аренду различным учреждениям.

24 апреля 1930 года здание по Лихову переулку покупает акционерное общество «Межрабпомфильм» для устройства «фабрики по производству кинофильмов имени Рот Фронт». Бывший Епархиальный дом перестраивают и приспосабливают для нужд киностудии. Производятся самые крупные перестройки в стиле конструктивизма: над правым крылом надстроены 4 этажа, переделан фасад, снесены колокольня, купол с Владимирского храма. Здание окончательно утратило свой первоначальный облик.

Наследником кинофабрики стала возникшая на ее основе Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ). В годы перестройки ЦСДФ пережила сложные времена и утратила здание как собственность. После ложного банкротства, которому подверглась киностудия, дом 6 в Лиховом переулке перешел в частные руки.

Более 10 лет велась борьба за возвращение Русской Православной Церкви здания бывшего Епархиального дома. Наконец в 2004 году оно было возвращено Русской Православной Церкви и передано для нужд Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. На привлеченные Свято-Тихоновским фондом поддержки православного образования средства с 2006 года начались строительные и реставрационные работы по воссозданию исторического облика Епархиального дома.

17 ноября 2008 года, в канун дня памяти Патриарха Тихона, в день интронизации святителя, над восстановленным куполом Князь-Владимирского собора был поднят металлический позолоченный восьмиметровый крест. Чертежей прежнего креста не сохранилось, поэтому новый сделали по фотографиям: по ним определили пропорции и очертания креста и постарались в точности воспроизвести их. Архиепископ Истринский Арсений, викарий Московской епархии, совершил торжественный чин освящения накупольного креста: «Освящается крестное знамение сие благодатию Пресвятаго Духа. во отгнание всякаго зла сопротивнаго и во исцеление душевных и телесных недугов. И во еже услышанным быти мольбам и молением всех, верно пред сим знамением молящих Ти ся. »

Источник

Благословение святого князя Владимира

Крест – верным утверждение

князь владимирский храм в лиховом переулке. Смотреть фото князь владимирский храм в лиховом переулке. Смотреть картинку князь владимирский храм в лиховом переулке. Картинка про князь владимирский храм в лиховом переулке. Фото князь владимирский храм в лиховом переулке

17 ноября 2008 года. На площадке перед зданием Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Лиховом переулке Москвы лежит на красивых подставках металлический позолоченный крест высотой… 8 метров. Этот крест должен увенчать главу Князь-Владимирского храма, который восстанавливается в Москве. Чертежей прежнего креста не сохранилось, поэтому новый сделали по фотографиям: по ним определили пропорции и очертания креста и постарались воспроизвести их так, как было до революции. И вот крест лежит недалеко от храма – могучий и красивый, но холодный и бездушный. Ожидая, когда его оживят слова молитвы.

Архиепископ Истринский Арсений, викарий Московской епархии, служит торжественный чин освящения накупольного креста. «Освящается крестное знамение сие благодатию Пресвятага Духа… во отгнание всякого зла сопротивного и во исцеление душевных и телесных недугов… И во еже услышанным быти мольбам и молением всех, верно пред сим знамением молящих Ти ся…»

Князь-Владимирский храм был некогда храмом Московского епархиального дома, построенного в 1902–1903 годах, при митрополите Московском (позднее Киевском) Владимире (Богоявленском), будущем священномученике. К храму примыкает большая Соборная палата. В ней в 1917–1918 годах проходили заседания самого значительного в истории Русской Православной Церкви Поместного Собора – он восстановил патриарший престол. До этого более 200 лет в Русской Церкви не было патриархов. На Соборе избрали Патриарха Тихона. Митрополит Владимир, старейший по хиротонии архиерей, объявил об этом народу в храме Христа Спасителя.

Собор рассмотрел массу вопросов церковной жизни и подготовил Церковь к эпохе гонений. Более половины делегатов этого Собора потом пострадали за Христа, около 50 из них уже причислены к лику святых. Это был поистине Собор святых – мучеников за веру. И мемориальное здание, где проходили заседания Собора, тоже свято для православных людей – не только для Русской Церкви, но и для всего христианского мира. Возвращение верующим этого здания – это возвращение истории, возвращение святыни.

В годы советской власти Московский епархиальный дом был перестроен, так что сейчас его нельзя узнать.

– Мы надеемся, – говорит протоиерей Владимир Воробьев, ректор Свято-Тихоновского университета (теперь и храм, и Соборная палата входят в комплекс зданий этого учебного заведения), – что скоро бывший Епархиальный дом будет восстановлен, обретет прежний вид и будет привлекать к себе православных людей и Москвы, и России, и зарубежья. Кроме того, это еще и обретение нашим университетом наконец своего места в истории.

В Соборной палате будут проходить концерты, конференции и торжественные мероприятия. Несомненно, этот дом станет еще одним духовным центром нашей Церкви. Тем более что здесь все напоминает о Соборе новомучеников и исповедников российских.

князь владимирский храм в лиховом переулке. Смотреть фото князь владимирский храм в лиховом переулке. Смотреть картинку князь владимирский храм в лиховом переулке. Картинка про князь владимирский храм в лиховом переулке. Фото князь владимирский храм в лиховом переулке

А в Князь-Владимирском храме смогут молиться не только преподаватели и студенты Свято-Тихоновского университета, но и все желающие. Сейчас восстанавливается здание храма, одновременно ведутся работы внутри храма и Соборной палаты. Ректор университета надеется, что в 2009 году в храме уже начнутся регулярные богослужения.

Свято-Тихоновский университет очень много делает для прославления новомучеников и исповедников XX века. И не удивительно, что в университете создаются для храма иконы святых – тех, кто были непосредственными участниками происходивших здесь исторических событий.

При Епархиальном доме в Лиховом переулке был один храм – во имя святого князя Владимира. Сейчас же здесь, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, сооружается второй храм, который будет освящен во имя святого Патриарха Тихона и новомучеников – участников Собора.

Вот только у храмов проблема с колоколами. Старые не сохранилось, а новых еще нет. Но прежде надо восстанавливать колокольню, которая была разрушена до основания.

– А где будет расположена колокольня? – поинтересовался я у отца Владимира.

– Колокольня была на том самом месте, где мы с вами стоим, у входа в Епархиальный дом, – ответил он.

Чин освящения накупольного креста окончен. Владыка Арсений сказал напутственное слово. И вот несколько строителей с трудом поднимают восьмиметровый крест и осторожно несут к стоящему неподалеку могучему автокрану. Словно игрушку, поднимает кран огромный крест и плавно опускает его на вершину 11-метрового купола, расположенную на высоте 40 метров. К кресту припадают монтажники, находившиеся на строительных лесах. И через час он уже стоит непоколебимо.

Этот крест сделали и установили с большим запасом прочности, на века. Он может выдержать любые штормы и ураганы. Сокрушить его способен разве лишь социальный ураган, подобный тому, что пронесся над Россией 90 лет назад. Но мы должны сделать все возможное и невозможное, чтобы эта беда больше не повторилась.

Сила славян – в духовном единстве

князь владимирский храм в лиховом переулке. Смотреть фото князь владимирский храм в лиховом переулке. Смотреть картинку князь владимирский храм в лиховом переулке. Картинка про князь владимирский храм в лиховом переулке. Фото князь владимирский храм в лиховом переулке
Протоиерей Владимир Воробьев

Наше будущее сейчас во многом зависит от того, удастся ли возродить былое единство России и Украины. Враждебные силы очень стараются поссорить наши народы, обещая золотые горы за «свободную и независимую» жизнь. К чему может привести такое разделение? Что надо делать для предотвращения этой беды? Об этом через несколько дней после воздвижения креста на купол Князь-Владимирского храма делился своими размышлениями протоиерей Владимир Воробьев.

– Отец Владимир, Князь-Владимирский храм возрождается, на его купол уже воздвигнут крест. Каков духовный смысл этого события?

– Поднятие креста на купол Князь-Владимирского храма – это начало его воскресения. Ведь храм без креста нами не воспринимается как храм. Внутреннее пространство храма уже почти освобождено от элементов перестройки, появившихся в период советской власти, и воссозданные купол и крест – это начало жизни храма. А без храма здание Епархиального дома теряет свой смысл и значение. Без храма в этом доме как бы нет души.

И не случайно храм был освящен во имя святого князя Владимира. Во-первых, его строил митрополит Владимир, который своего небесного покровителя, конечно, почитал. Но дело еще и в том, что в конце XIX столетия отмечалось 900-летие Крещения Руси. В это время в Киеве был построен знаменитый Владимирский собор, который расписали московские художники Васнецов, Нестеров и другие. А в Москве ничего такого не было построено. И, я думаю, митрополит Владимир хотел отметить в Москве 900-летие Крещения Руси этим храмом – во имя равноапостольного Владимира-Крестителя.

В столице есть еще один, приходской, храм, посвященный князю Владимиру. Это маленький, хотя и древний, храм на Владимирской горке в Старых Садах. Но храм в Епархиальном доме по-особенному связан еще с одним из величайших событий в истории Русской Церкви – Собором 1917–1918 годов. Кроме того, в наше время это будет храм еще и университетский, а Свято-Тихоновский университет является сейчас одним из самых крупных учебных заведений Русской Православной Церкви не только в России, но и во всем мире. Университетский храм, который будет открыт и для прихожан, думаю, станет центром притяжения для очень многих жителей не только Москвы, но и всей России, многих паломников из-за рубежа.

– Когда с Украины раздается хула на русских, особенно на «москалей», в столице России полным ходом идет реставрация Князь-Владимирского храма и над ним воздвигается крест – такой же, как до революции, когда наши народы были едины. Церковь ненавязчиво словно бы показывает нам путь к возрождению Отечества, напоминая: мы не должны отвечать злобой на злобу, провокациями на провокации, но должны терпеливо и настойчиво призывать к миру и дружбе братьев по крови и по вере.

– Я только что вернулся из Украины, причем из Западной: я был в Львовской и Тернопольской епархиях. Это то, что называется на Украине Галичиной, – области, которые сначала входили в состав Австро-Венгрии, потом Польши. И в них антирусские настроения проявляются сильнее всего. Именно оттуда оно, это настроение, собственно, и идет, распространяясь на всю Украину. Эти области являются опорой для униатства, для католического влияния. Этим пользуется Америка, подпитывая националистические течения.

Мне приходится часто общаться с украинцами из многих епархий и областей. И думаю, что не ошибусь, если скажу: украинский народ в целом не относится враждебно к русскому народу. Наоборот, он по-прежнему считает себя братским народом. Украинцы охотно едут в Россию и в Москву, здесь всегда встречают ласковый привет и получают братский прием. Мы друг друга все прекрасно понимаем. Вот я был на Западной Украине и не почувствовал никакого языкового барьера: все понятно, что говорят и пишут.

– Там все говорят по-украински?

– Конечно, но ведь это язык славянский, как и русский. Только в самых западных областях, когда быстро говорят, можно чего-то не понять. Но в центральной Украине, а тем более в левобережной, совершенно нет никаких языковых проблем.

Проблема в другом. Мы были во Львове, где во всем городе остался только один православный храм. Есть еще две общины православные, которые проводят богослужение кое-где: им не дают построить свои храмы. Но тот храм, который остался, – это удивительно живой храм. Там очень много прихожан – и русских, и украинцев – местных жителей, которые держатся Православия. Они очень любят своего архипастыря – архиепископа Августина, своих священников. У них там открылись только что свои высшие православные богословские курсы, на которых, как это ни удивительно, учатся люди со всей Украины, даже из восточных областей. Факт остается фактом: несмотря ни на что, Львов не перестал существовать как православная епархия. А рядом, на Волыни, находится город Почаев. И на почаевской земле стоит твердыня Православия – Почаевская лавра.

Из психиатрической больницы, в которую в советское время превратили самые большие строения лавры, недавно сделали великолепную огромную гостиницу. В ней находится трапезная на… 600 мест! Нас там кормили очень щедро и вкусно. В гостинице лавры прекрасные номера со всеми удобствами, которые могут сделать честь и западной гостинице. Самые лучшие номера стоят около 12 долларов в сутки (сравните с московскими, которые на порядок дороже!). Такой гостиницы больше нет ни в одном русском монастыре. Еще в Почаеве есть семинария. Там уже несколько лет готовятся клирики для Украинской Церкви.

Так что в Почаевской лавре жизнь кипит. Кипит в суровых условиях борьбы за Православие, которое нужно было отстаивать от униатов, филаретовцев и прочих раскольников, когда предпринимались попытки захвата лавры. Вопреки всему лавра растет; там большое количество монахов, послушников. Непрерывно идут богослужения, полный собор народа. И гостиница полна людей, около нее всегда стоят десятки автобусов, которые привозят паломников. Это кипучая православная жизнь, и к русским там отношение прекрасное.

– А где будут служить православные священники, которых готовят во Львове и Почаеве, если в том же Львове осталась всего одна православная церковь и в других городах их становится все меньше, зато идет бурное строительство католических костелов?

– Около половины приходов Русской Православной Церкви находятся на Украине. Там очень много монастырей. Есть где служить священникам. И жизнь там, в общем, идет неплохо.

Мне бы хотелось рассказать такой эпизод. Мы в соседнем городе зашли поесть в какой-то ресторанчик, где сидели украинцы. Наша большая группа расположилась отдельно. Вдруг к нам подходят трое мужчин с бокалами и держат такую речь: «Мы очень любим русских. Мы вместе с русскими прошли Афган. Мы знаем, что лучше русских нет народа».

– А вы были в одежде священников?

– Конечно. В священнических рясах, с крестами. Но они обращались к нам просто как к русским: «Мы за единство. Мы не хотим никаких ссор и конфликтов. Мы все должны быть вместе. Это провокаторы нас разделяют». И так далее, и так далее.

Мы спросили, кто они? Оказалось – филаретовцы! Понимаете? Вот это было совершенно неожиданно, трудно даже сообразить, что им ответить. Выпить за единство не можем, потому что они раскольники. Сказали им так: «Мы против всякой вражды, против всех этих разделений. Мы за то, чтобы была у нас одна православная вера и одна Православная Церковь».

Ни капли вражды мы не почувствовали. Не знаем, насколько они были искренними, но все-таки это случай показательный: ведь они могли бы подойти к нам и сказать: «Геть москальских попов!» – но ничего подобного не было, понимаете?

Уверен, что вражда к России искусственно раздувается украинскими СМИ и политическими кругами, это просто политика на разделение русского и украинского народов. И на Украине народ уже почувствовал гибельность этого разделения. На Украине никто не хочет американского владычества, превращения ее в колонию. Не хотят вступать в НАТО: это чисто политические трюки. Украинцы хотят быть с Россией. Они понимают, что у нас одна вера, одна Церковь, что мы один православный народ.

Им внушают, что они другой народ. Но народ отличается, прежде всего, своим языком, своей культурой, традициями и целым рядом других признаков. Можно ли обнаружить эти признаки, когда говорят о различии украинского и русского народов? У нас язык церковнославянский общий, богослужебная жизнь совершенно одинаковая. Но и языки, на которых мы говорим вне храма, отличаются, скорее, как наречия. Это не есть разные языки. Приезжаете на Украину и все понимаете сходу, и все вас понимают.

Есть у нас, конечно, некоторые отличия. Но мне, например, тяжело слышать, что украинцы – совсем другой народ, потому что Украина мне – родная, моя страна и украинцы – родной, любимый народ. Я приезжаю на Украину, как на Север, на Соловки, например. И знаю, уверен, что украинцы приезжают в Москву точно так же, и мы все этому только радуемся. Все мы вышли, как говорят, из одной купели, вышли из Киевской Руси. Все были одним народом. Когда мы разделились-то? Где в истории этот рубеж? Я думаю, что все это понимают. И понимают, что лучше быть вместе. Это и Богу угодно, и людям очевидно.

– Улучшится ли жизнь украинцев от притеснения Православия, насильственного внедрения католицизма? Ведь украинцам внушают, что надо дружить с Западом, вступать в НАТО, и тогда Украина станет сильной и богатой страной.

– Внушить это невозможно, потому что, наверное, ни один народ в мире не имеет такого печального опыта католической агрессии, какой имеют украинцы. Нужно вспомнить XVI–XVII века, когда Украина была практически под Польшей. Когда были ликвидированы, по существу, все православные епископы. Когда «православными епископами» становились католики – польские паны. Когда творились безумные зверства против православных и невозможно было найти управу на злодеев. Вспомните «Тараса Бульбу» Николая Гоголя, другие литературные памятники и просто историю этого времени: это история невероятных страданий украинского православного народа, который безжалостно мучили католики, насаждая унию, насаждая католицизм. И украинцы отстаивали Православие ценой своей жизни.

В унию удалось склонить только Галичину – несколько областей, которые на долгое очень время оказались в составе других государств – Австро-Венгрии и Польши и где, по существу, народ ополячился. Там уже действительно православных людей осталось мало. И эти области стали оплотом унии.

Но рядом была Волынь, которая тоже оказалась под Польшей. Однако Волынь была опорой Православия. И преподобный Иов Почаевский в XVII веке боролся за Православие, не щадя своих сил.

И Карпатская Русь, которая находится еще западнее и где живут карпаторосы, хранила Православие в течение всех этих веков. И сейчас так называемые русины даже не считают себя украинцами. Они считают себя русскими, православными и поэтому называют себя русинами. В Закарпатье много православных монастырей, которые неоднократно уничтожались, переводились в унию, в католицизм и при первой же возможности снова возвращались в Православие.

Недавно был причислен к лику святых замечательный старец архимандрит Иов (Кундря), который последние десятилетия своей жизни провел в маленькой деревне Угольке в Карпатах. Этот старец в ХХ веке открыл много православных храмов и монастырей и сам очень пострадал за Православие. Он предупреждал, что нужно уделять больше внимания этому краю, этому народу, потому что при первой же возможности, при изменении политического строя туда будет опять нашествие униатов. Все, что он предсказал, сбылось в наше время. Недаром преподобный Иов почитается и местным народом, и по всей Украине.

– В Закарпатье зверства творятся, как в XVII веке?

– Они там творились в начале перестройки. Когда в массовом порядке православные храмы и монастыри захватывались униатами, там было очень много насилия. Сейчас обстановка успокаивается.

– Потому что все уже захватили?

– Все захватили и очень устали от этой борьбы. А православные, хотя у них все отняли, строят новые храмы и вовсе не собираются уходить, бросать эти места, оставлять свою Церковь.

Вот в Тернополе, который является второй «столицей униатства» (после Львова), у православных не осталось было ни одного храма (во Львове все-таки один остался). Владыку Сергия, архиепископа Тернопольского, выгоняли на улицу и даже били, но с Божией помощью он построил в городе великолепный огромный собор с золотыми куполами, в древнерусском стиле, напоминающем еще Киевскую Русь. Там в нижнем храме уже идет служба, а верхний украшается прекрасной мозаикой.

– Старые храмы отняли, а новый построили?

– Да, построили именно во время гонений. Этого не могло бы случиться, если бы не было православного народа, поддерживающего Церковь. Народ есть.

– В XVI веке, когда уничтожалось Православие, в Тернополе чудесным образом тоже был построен православный храм. Значит, в наше время повторяются не только гонения, но и возрождение Церкви?

– Да, безусловно. Хотя там очень много католических, униатских храмов. Весь Тернополь ими застроили. И вдруг посередине города, среди них – огромный православный собор! Это настоящее чудо Божие.

– Мало кто сейчас вспоминает, что многие православные были замучены, отказавшись принять унию. А некоторые силы старательно ведут народы к повторению этой трагедии. Скажите, пожалуйста, нужно ли нам прославлять и поминать мучеников, пострадавших за веру в XVI– XVII веках?

– Мучеников всех времен мы всегда должны помнить, потому что еще в глубокой древности было сказано: «Кровь мучеников есть семя Церкви». Именно мученической кровью утверждается Церковь. Именно мученический подвиг соединяет нас со Христом, может быть, в наибольшей степени. Господь сказал: «Нет больше той любви, когда человек отдает душу свою за други своя». Поэтому мы должны всегда почитать мучеников.

Но почитание мучеников западных областей Украины, быть может, развито недостаточно в силу того, что Украина была в течение какого-то времени разделена с Россией. Потом, по-видимому, не смогли или не успели восстановить в полной мере историческую картину и память об этих святых. Но в нашем университете такие попытки были предприняты.

Именно от нашего университета исходила инициатива канонизации экзарха Никифора (Парасхес-Кантакузина), которого замучили униаты в XVI веке. В нашем университете была написана очень хорошая икона этого святого. И его прославили сначала во Львове, потом в Белорусской Церкви. Я думаю, что можно было бы и многих других подвижников Православия этого времени вспомнить и канонизировать и память о них оживить. Это было бы очень важно сегодня, потому что их пример указывает на стойкость Православной Церкви, учит этой стойкости.

– Отец Владимир, в Князь-Владимирском храме после торжественного воздвижения креста гостям дарили складни из трех икон: в центре – образ равноапостольного князя Владимира, слева и справа – образа Святейшего Патриарха Московского Тихона и священномученика Владимира, митрополита Киевского. Не кажется ли вам, что соединение этих икон в одно целое глубоко символично? Это своего рода символ духовного единства православной Руси.

– Конечно. Ведь храм в Лиховом переулке посвящен равноапостольному князю Владимиру, строил его митрополит Владимир, в память о 900-летии Крещения Руси, и на Соборе, который проходил, можно сказать, в этом храме, был избран Патриарх Тихон. Эти события имеют общецерковное значение, что и олицетворяет наш складень.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *