кобайр монастырь в армении
Монастырь Кобайр — Армения
Монастырь Кобайр был основан конце XI века царевнами из армянского рода Кюрикянов, в руках которого продолжал оставаться в течение всего XII века, вероятно, и в начале XIII. Монахи монастыря принимали активное участие в жизни армянской церкви, так в конце XII века в пределах армянской церкви шли споры о законности одеяний и других церковных принадлежностей.
В споре приняли участия и монахи Кобайра, о чём в своем письме к королю Киликийской Армении Левону II сообщил архиепископ Тарса Нерсес Ламбронаци, пожаловавшись на то, что монахи Ани, Ахталы и Кобайра критикуют его.
К середине пятидесятых годов XIII века мужская линия рода Кюрикянов прервалась, но, видимо, ещё до этого, Кобайр становится фамильным монастырем старшей ветви Захаридов. Согласно дошедшим до нас сведениям, в 1261 году монголами был убит Захария, старший сын Шаханшаха, последний не выдержав вести о смерти сына скончался.
Похоронили Шаханшаха в Кобайре. Учитывая, что Шаханшах родился в 1197 году, вероятно, что монастырь перешёл к Захаридам между 1220 и 1261 годами. Ввиду того, что Шаханшах, в отличие от своего отца, амирспасалара Захария, принадлежал не к армянскому вероисповеданию, а к халкидонитскому, монастырь перейдя от Кюрикянов к Захаридам реорганизуется из армянского в армяно-халкидонитский.
С 1276 по 1282 год, по инициативе местного монаха Григория в монастыре возводятся пристройки, а алтарь украшается фресками. В 1279 году по приказу Захаридов была построена колокольня, которая позже стала их родовой усыпальницей.
Монастырь Кобайр
Монастырь Кобайр находится на крутых возвышенностях склона ущелья реки Дебед.
Кобайрский монастырь, основанный в XII-XIIIвв., был важным культурным очагом и центром переписки. В XIIв. здесь работал известный летописец Давид Кобайрский. Как обитель был сформирован в первой половине XIIIв. К тому времени он уже перешел от Кюрикидов к Закаридам и принял халкедонство.
Основные сооружения
Комплекс состоит из трех церквей, колокольни-усипальницы, столовой, часовен, хачкаров и руин крепостной стены. В окружающих скалах находятся труднодоступные пещеры и убежища. На восточном фасаде большой церкви (XIIIв.) примечателен покрытый плетеным орнаментом крест охватывающей почти всю высоту фасада. Позднее, с севера были пристроены часовня-придел и портик.
Однонефная сводчатая церковь Мариамашен находится в восточной части большой церкви, на краю обрыва. Она была построена в 1171г. дочерью царя Кюрике II — Мариам.
Колокольня-усыпальница, находящаяся в средней части комплекса, была построена в 1279г. Столовая (XIIIв.) размещается в северо-западной возвышенной части большой церкви. Однонефная церковь (XIIIв.) находится к северу от монастыря. Руины крепостной стены, высотой 4-5м, сохранились в северной и северо-восточной части. Главный вход представляет собой сводчатые ворота в стене с парой башен по бокам.
Фрески
Монастырь Кобайра прославлен своими высокохудожественными фресками, которые украшают большую церковь, часовню-придел, колонный зал и колокольню-усыпальницу. Лучше всех сохранились фрески над алтарем большой церкви, где изображены Богородица, рядом архангелы, ниже, двумя рядами «Причащение» и святые, на стене алтарного возвышения — пророки.
На западной стене и на нижнем ряду северной стены сохранились портреты заказчиков. Выше портретов северной стены проглядывается картина «Успение Богородицы». Около нее есть плохо сохранившиеся эпизоды, которые, по-видимому, относятся к жизни Богородицы.
Художественные особенности фресок этих двух церквей имеют много сходств, которые свидетельствуют о том, что их рисовали мастера одной школы. За счет исключительной художественной ценности, Кобайрские фрески являются значимыми памятниками средневековой армянской монументальной живописи.
МОНАСТЫРЬ КОБАЙР
РАССТОЯНИЕ ОТ ЕРЕВАНА
Средневековый монастырский комплекс Кобайр располагается в армянском регионе Лори. В список строений комплекса входят церкви Катохике и Мариамашен, колокольня-усыпальница, трапезная и главные ворота. Различные элементы комплекса Кобайр построены в разные периоды времени. Слово “кобайр” означает “пещера” и как нельзя лучше описывает местный ландшафт. В период Средневековья Кобайр являлся важным культурным центром, также здесь составлялись и переписывались летописи. В монастыре проживал армянский летописец и богослов Давид Кобайреци. Самые первые постройки на территории монастыря относятся к 12 веку. На стенах алтаря можно увидеть изображения пророков и неплохо сохранившиеся фрески, которые принадлежат армянскому и грузинскому архитектурным стилям. В наши дни проводится реконструкция монастыря.
Как доехать до монастыря Кобайр из Еревана
Налаженная дорожно-транспортная инфраструктура Армении позволяет добраться до монастыря Кобайр на личном автотранспорте либо воспользовавшись услугами доступных туристических компаний, осуществляющих регулярные экскурсии и туры по достопримечательным местам страны. Благодаря географическому положению монастыря Кобайр дорога не покажется длинной.
Погода в Кобайре
Благоприятные погодные условия Армении обеспечивают максимальную продолжительность периода посещаемости монастыря Кобайр: в Армении теплый сезон начинается уже с марта и длится вплоть до поздней осени, а зима бывает малоснежной и недолгой. Выраженный сезон осадков переменчив. Сезон посещаемости монастыря Кобайр зависит от погодных условий.
Интересные факты о монастыре Кобайр
В монастыре имеются несколько надгробий, надписи на которых датированы XIV и XVI веками. Согласно надписи на надгробном камне на грузинском языке здесь покоится сын князя Иване и брат Шахиншаха, Ваграм, который жил в середине 14 века.
Монастырь Кобайр основали в 1171 году. Инициатором строительства стала Мариам, дочь царя Кюрике II (династия Багратуни, Кюрикская ветвь). В XII-XIII веках было начато расширение монастыря, а сам комплекс перешел во владения Закарянов. В это же время были построены главная церковь, часовня-ризница, западный открытый зал, трапезная, колокольня-усыпальница, склеп, часовни и укрепления. К сожалению, до сего дня все строения сохранились в полуразрушенном состоянии.
Изящные фрески в монастыре Кобайр украшали алтарь главной церкви, часовню-ризницу, открытый зал и первый этаж колокольни. До наших дней хорошо сохранилась лишь часть фресок главной церкви и часовни-ризницы. На стенах комплекса Кобайр и старинных надгробиях можно заметит немало надписей на грузинском языке.
markgrigorian
Марк Григорян
Кобайр. Фантастической красоты место.
Мои фотографии не способны передать и маленькой доли этой красоты, тем более, что когда я там был, небо было пасмурным, начинал накрапывать дождь и в результате свет был просто никаким.
Кобайр был основан в 1171 году дочерью царя Кюрике II Мариам.
Так выглядит одна из часовен монастыря при подходе к нему. Остальные сооружения становятся видны позднее.
Но главным достоянием монастыря являются фрески.
Предполагается, что фрески были созданы между 1225 и 1250 годами.
Надпись на грузинском языке на стене собора. Когда спор о принадлежности Кобайра ведется не между учеными-историками, а на уровне дилетантов (таких, как я, например, или один из комментаторов грузинского телеканала ПИК), эта надпись считается обоснованием «грузинскости» Кобайра. Справедливости ради, должен сказать, что это не единсвенная надпись на грузинском.
Но есть там и армянские надписи. Вот одна из них.
Но все эти споры отступают перед невероятной красотой развалин.
Когда оказываешься там, в монастыре, все эти споры кажутся такими далекими и лишенными смысла. Смотришь на развалины, смотришь на потрясающие пейзажи, и думаешь: такая красота не имеет права исчезнуть. Монастырь обязательно нужно восстановить.
Подъемник, которым пользуются археологи и реставраторы. Для меня осталось тайной, как они смогли его поставить, потому что нет подъездной дороги, ведущей к монастырю.
Я не возьму на себя ответственность спорить с кем-либо по поводу принадлежности Кобайра. Я просто рад тому, что он так красив, и что он есть. И буду еще более рад, когда он будет отреставрирован. Кстати, когда мы подъехали к монастырю, реставраторы там работали.
Между прочим, я совершенно не против такого обмена.
Ренегат он и в Африке Ренегат!
Edited at 2018-12-01 10:02 pm (UTC)
Главная церковь монастыря построена в 1171 г. князьями Кюрикянами. Позже монастырь был куплен Захаридами. При них в 1279 г. была построена колокольня, выполнявшая впоследствии роль усыпальницы, и ряд других сооружений. Среди них выделяется небольшая церковь, расположенная рядом с главным храмом. В ней вся западная стена и часть южной заняты изображениями девяти мужских фигур в светских костюмах, а также одной женщины и одного мальчика (все под арками), направляющихся к восточной стороне, где рядом с апсидой изображен воин, вероятно св. Георгий. Эти одиннадцать ктиторов, как бы семейный портрет, возможно, младшей ветви Захаридов, имевшей большие владения по реке Дебед, над которой стоит Кобайр.
Фрески на единственной сохранившейся стене главного храма производят еще большее впечатление. На некотором удалении от основного комплекса, справа и слева по склону сохранились другие монастырские сооружения.
Напротив Кобайра расположен город Туманян. Он назван в честь легендарного армянского писателя Ованеса Туманяна, который родился в селении Дсех, неподалеку отсюда.
Как сообщалось в предыдущих репортажах цикла »Покинутая Армения», с начала девяностых годов Грузинская православная церковь (ГПЦ) начала проводить активную политику по присвоению армянских церквей, находящихся не только на территории самой Грузии, но и в самой Армении, в частности, в Лорийской области. Более того, синод ГПЦ основал епархию в этой части Армении, предъявив претензии на ряд храмов.
По словам исследователя армянской архитектуры Самвела Карапетяна, армянские халкидонские церкви давно утратили свои приходы и не действуют, но их архитектура полностью доказывает армянское происхождение.
Состояние Кобайра вызывает содрогание: его купол разрушен, вследствие чего уникальные фрески испытывают на себе всю силу влияния сурового лорийского климата. Из стен храма растут огромные кустарники и ромашки.
И, наконец, картина была бы неполной без традиционного ржавого крана. Стоит отметить, что именно плачевное состояние халкидонских храмов Армении становится козырем для грузинской стороны в попытках присвоения святынь. Однако армянские власти и церковь это, по-видимому, мало волнует.