когда садиться за стол в рождество
Как правильно провести 6 января Рождественский сочельник
Теперь давайте вспомним, что верующие стремятся причаститься в сам праздник Рождества, на литургии в ночь с 6-го на 7-е января. По церковной традиции мы перестаем принимать пищу не менее чем за шесть часов до времени Причастия (принятая граница воздержания). То есть, если мы решили причаститься на Божественной литургии в Рождество, после 18-00 вечера 6 января мы уже ничего не едим. Вот временные границы постного питания в последний день Рождественского поста (кто знает, может, именно об этом рассказывается в статье с пугающим заголовком «Что категорически нельзя делать в Рождественский сочельник», другие варианты тут просто невозможны).
Но основные события Рождественского сочельника, конечно, происходят в храме. Службы в этот день удивительно красивые. Пересказывать их не имеет смысла, их надо видеть, слышать, в них надо участвовать. Отметим только, что во время богослужений Рождественского сочельника читаются так называемые «царские часы», получившие свое название в связи с тем, что на них в России непременно присутствовали цари (а в Византии императоры). Читаются на богослужениях в Рождественский сочельник и пророчества, за несколько столетий предсказавшие рождение Спасителя. И все праздничные песнопения, весь ход службы, готовят нас к принятию тайны Боговоплощения, тайны Рождества Христова.
«Еще те звезды не погасли,
Что озарили миру ясли
А ведь и в правду, ещё те звезды не погасли, и в морозные ночи Рождественского сочельника и праздника Рождества это чувствуется особенно остро…
Рождество: до какой звезды не есть, что ставить на стол и зачем жечь свечи
Что за праздник Рождество Христово?
В этот день верующие отмечают рождение младенца Иисуса, который, согласно евангелиям, появился на свет в Вифлееме. Именно туда явились Дева Мария и ее муж Иосиф для участия в переписи населения, которую проводил иудейский царь Ирод. Но так как все гостиницы были заняты, супругам пришлось остановиться для ночлега в пещере, в загоне для скота – так колыбелью для младенца Иисуса стали ясли.
Рождение Спасителя Мира ознаменовалось появлением на небе новой звезды – ученые до сих пор спорят, что за явление было описано в Евангелии. Высказываются версии, что это была комета, рождение сверхновой, так называемый парад планет, при котором при наблюдении с Земли они выстраиваются в ряд и становятся похожи на одну большую звезду – так или иначе, Вифлеемская звезда также стала одним из символов Рождества. Именно ей мы обязаны традицией украшать верхушку праздничной елки звездочкой.
Почему даты католического и православного Рождества не совпадают?
В зависимости от того, какого календаря придерживаются верующие, Рождество встречают в ночь с 24 на 25 декабря (по григорианскому календарю) или с 6 на 7 января (по юлианскому). В большинстве стран Западной Европы, где живут католики и протестанты, Рождество празднуют в декабре. День 25 декабря в качестве даты праздника установила еще Римская церковь, однако древний римский календарь был несовершенен. Введенный впоследствии Юлием Цезарем юлианский календарь был точнее и удобнее, однако «избыточное» время все равно продолжало накапливаться – каждый век с лишним набегали одни «дополнительные» сутки.
В 1582 году Папа Римский Григорий XIII обнародовал предписание использовать новый, календарь, корректирующий разницу между астрономическим и церковным годом – его назвали григорианским. В России продолжили пользоваться юлианским. Однако далеко не все православные отмечают Рождество в ночь на 7 января – этой традиции, помимо Русской православной церкви, придерживаются Сербская, Грузинская и Иерусалимская, а также часть протестантов и католиков, живущих по восточному обряду. А остальные 11 поместных православных церквей мира «живут» по совпадающему сейчас с григорианским новоюлианскому календарю и отмечают праздник вместе с большинством католиков 25 декабря.
Как празднуют Рождество?
В Рождественский сочельник церковь вспоминает всех, кто предшествовал Иисусу Христу по плоти, всех его родственников, начиная от Авраама. Рождественские песнопения в храмах начинаются 6 января, а сама праздничная рождественская служба – ближе к ночи.
В канун Рождества принято заниматься благотворительностью и делать добрые дела. Также на Рождественский сочельник исповедуются. На Руси в деревнях в сочельник также начинали колядовать – ходили по домам соседей и знакомых, исполняли песни, восславляющие Христа и Рождество, желали счастья, а хозяева в ответ дарили гостям угощения. Период колядок длился до Крещения – 19 января, с особенным удовольствием в них участвовали дети. При этом традиция дарить в канун Рождества подарки детям имеет не только светские, но и религиозные корни: практически все помнят про историю с дарами, которые волхвы принесли к яслям младенца Иисуса. Впоследствии все вместе это превратилось в популярную сегодня традицию – ходить на Рождество в гости и непременно с подарками.
Традиция наряжать елку – тоже рождественская, так как это один из древних символов праздника. Но так как в советские времена официальное празднование Рождества отменили, обычай переместился на Новый год.
У католиков в ночь на Рождество также проходят службы, однако сам праздник для них по традиции больше не церковный, а семейный. Если Новый год может праздноваться и с друзьями, то Рождество – это тихий семейный праздник, который непременно нужно встретить дома, да и больше негде: большинство ресторанов в этот день закрыты. Особых ограничений в еде в пост (он начинается с 15 ноября) католики также не придерживаются, для них время поста связано, в первую очередь, с духовным самосовершенствованием.
Зачем на Рождество зажигают свечи?
Еще одна традиция – зажигать на Рождество свечи. В христианской традиции они являются символом победы света над тьмой, символом самого Иисуса Христа. Специальные рождественские свечи традиционно более толстые и горят дольше. Считается, что зажженные на Рождество свечи приносят в дом благодать, озаряют путь, делают жизнь более ясной. На Руси зажигали их с вечера, они горели всю ночь и весь праздничный день 7 января.
В Германии и некоторых других странах Западной Европы во время адвента – четырех подготовительных недель перед Рождеством – каждое воскресенье зажигают по одной из четырех свечей на специальном рождественском венке. В последнее воскресенье горят все четыре свечи, это символизирует ожидание праздника.
Как принято украшать дом к Рождеству?
Рождественские венки, композиции из украшенных цветами или игрушками еловых или сосновых веток, горящие свечи – традиционные рождественские украшения. В храмах и на городских площадях устанавливают фигуры, которые изображают Святую семью в рождественскую ночь. Рождественский вертеп – миниатюрный аналог уличного вертепа со стилизованными фигурками Иисуса, Марии и Иосифа, волхвов, ангелов, животных, – может уместиться и на подоконнике.
Стол с рождественскими блюдами на Руси раньше часто «накрывали» соломой или клали на него пучок сена – в честь яслей, в которых нашли младенца Иисуса. А в Западной Европе, помимо еловых, или сосновых веток, дома также принято украшать «рождественской розой» (морозником), цветущей как раз зимой, или яркой красно-зеленой пуансеттией, другое название которой – «рождественская звезда».
Что за традиция не есть до первой звезды?
Она возникла в память о том, что рождение Христа сопровождалось восходом на Востоке новой, Вифлеемской звезды и пошла из тех времен, когда принимать пищу нельзя было до окончания вечерней службы. Сегодня «звезду» символизирует большая свеча, которую торжественно выносят на середину храма, в том числе и после утренней службы 6 января.
Как правильно разговляться?
Перед Рождеством православные придерживаются строгого 40-дневного поста, начинающегося 28 ноября. По церковной традиции до вечера 6 января есть ничего не положено, а вечером крестникам полагалось навещать своих крестных с праздничной кутьей (вареный рис или пшеница с медом изюмом и другими сухофруктами) – это первое блюдо, которое положено есть накануне Рождества. Также оно известно под названием сочиво, от которого, как считается, произошло и слово «сочельник». Сочиво было единственным блюдом Рождественского сочельника. Также на стол по традиции подавался крепкий отвар (взвар) из сухофруктов. А праздничная трапеза начиналась уже после того, как все возвращались после ночной рождественской службы.
Сегодня традиции немного изменились – так как служба вечерни соединяется с литургией и служится утром, принять пищу можно уже после утреннего богослужения. По церковным правилам, разговляться следует после того, как закончится рождественская литургия. Соответственно, если кто-то идет в храм ночью, то разговеться можно после возвращения со службы, а если утром – священнослужители разрешают это сделать и с утра. Однако непостные блюда можно есть только 7 января.
На рождественском столе по традиции должно быть 12 постных блюд – по числу апостолов. Каждому из собравшихся полагается съесть хотя бы одну ложку сочива – чтобы жизнь была благополучной, а здоровье – крепким. Помимо обязательных сочива и узвара на стол ставятся постные супы и салаты, рыбные блюда, постные вареники и голубцы (например, с картошкой или грибами), овощные рагу, соленья. Ну а уже непосредственно 7 января рождественский стол должен быть богат мясными блюдами.
Рождественские приметы
С Рождеством и сочельником связано множество примет народных примет. Ясная погода в Рождество обещала хороший урожай, морозная – жаркое лето, а оттепель – холодную весну. Выпавший на сочельник снег был хорошей приметой и предвещал добрые вести, а вот если праздник выпадал на полнолуние – следовало готовиться к неурожаю.
Хозяйки готовили сочиво особенно старательно, ведь «пресное» и невкусное блюдо предрекало хвори, а если оно удастся – значит будет у семьи и здоровье, и достаток. Чтобы денег было в достатке, было еще принято прятать накануне Рождества в укромных местах дома миски с зерном. Миски с зерном и водой также предлагали курице-несушке: если та выбирала зерно – все домочадцы будут здоровы и проживут долго, если воду – кто-то в семье заболеет.
Плохой приметой считалось увидеть на Рождество мышь в доме – жди финансовых потерь, а вот встреченная на улице большая собака, наоборот, сулила удачу.
Рождественский сочельник и Рождество Христово. Ответы на вопросы
6 января — Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник, — последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Службы и пост рождественского Сочельника имеют ряд особенностей, поэтому именно в эти дни на наш сайт приходит множество вопросов о том, как правильно провести Сочельник. Ответить на эти вопросы мы попросили протоиерея Александра Ильяшенко.
– Отец Александр, самый часто задаваемый нашими читателями вопрос – как правильно поститься в Рождественский Сочельник, до какого времени нужно воздерживаться от вкушения пищи? Что значит «пост до первой звезды»? Одинакова ли мера воздержания для работающих и неработающих в этот день? Сколько длится пост до причастия?
В 2013 году Сочельник приходится на субботу, поэтому Царские часы совершаются в пятницу. В сам же день Сочельника пост уже не такой строгий, как в предшествующие дни самой строгой недели Рождественского поста.
Сочельник
Само название происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что «коливо» — вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать «сочиво», или «коливо», положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника проходит в полном неядении.
Традиция не вкушать пиши до первой вечерней звезды, связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа, однако уставом эта традиция не предписана.
Действительно, Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.
Очевидно, что находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день причащаются. Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает, почтят этот день более строгим постом. Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо». Поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.
Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера. И здесь дело не в конкретном количестве часов, что 6 или 8 часов нужно пропоститься и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера воздержания, помогающая и нам соблюсти нам меру.
— Батюшка, много вопросов приходит от людей больных, которые не могут соблюдать Рождественский пост, спрашивают, как им поступить?
Больные люди, конечно, должны соблюдать рождественский пост в той мере, в какой это согласуется с приемом лекарств и с предписаниями врачей. Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно. Болезнь – это уже тяжелый пост и подвиг. И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим силам. Любую вещь можно довести до абсурда. Например, представьте себе, что священник, который придет причастить умирающего человека, станет спрашивать, когда человек последний раз ел?!
— Как правило верующие стараются встретить Рождество Христово на ночной праздничной литургии. Но во многих храмах служится еще и всенощная и Литургия в обычное время – 5 вечера и утром. В связи с этим часто спрашивают, не грех ли молодому человеку, не немощному, без детей, пойти на службу не ночью, а утром?
Посетить ночную службу или утреннюю – это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью – конечно, это особая радость: и духовная, и душевная. Таких служб в году очень мало, в большинстве приходских храмов ночные литургии служатся только на Рождество и Пасху – особо торжественные службы по традиции совершаются ночью. А вот например, на Афоне воскресные всенощные бдения служатся ночью. И все равно таких служб не так много, чуть более 60 за год. Церковь так устанавливает, учитывая человеческие возможности: число ночных бдений в году ограничено.
Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживания и восприятию Праздника.
— Закончилась праздничная Литургия, начинается праздничное застолье. И здесь два вопроса нам задают. Первый — можно ли праздновать Рождество сначала в приходе, а не сразу устраивать семейное торжество?
Конечно, хорошо праздновать вместе с близкими, друзьями, семьей, хорошо разделить дарованную нам в празднике радость с ближними. Если прихожане могут объединиться и, помолившись вместе в храме, могут сесть вместе за праздничный стол – это очень хорошо. Такое совместное проведение праздника объединяет, дает поделиться радостью друг с другом. Собираются и семьи, и друзья.
— Второй вопрос связан с тем, что на Рождественской Литургии многие причащаются. И люди испытывают некоторое смущение: ты только что причастился, в книгах святых отцов написано о том, что для удержания благодати нужно стараться оградить себя от разговоров, тем более смеха, и постараться провести время после причастия в молитве. А тут праздничное застолье, пусть даже и с братьями и сестрами во Христе…Люди боятся потерять молитвенный настрой..
Те правила, которые отцы – пустынники предлагали монашествующим, нельзя в полной мере переносить на мирскую жизнь, тем более нельзя переносить их на большие праздники. Речь идет о подвижниках – аскетах, особенно богато наделенных благодатными дарами Божиими. Для них внешняя часть второстепенна. Конечно, духовная жизнь стоит на первом месте и для мирян, но мы не можем здесь провести такую же четкую грань между духовным и земным.
Апостол Павел заповедовал нам «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите Господа» (1Фес 5:16-18). Если мы встречаем праздник с радостью, молитвой и благодарностью Богу, то мы исполняем апостольский завет.
Конечно, этот вопрос нужно рассматривать индивидуально. Конечно, если человек чувствует, что за шумным торжеством он теряет благодатный настрой, то, возможно, ему стоит ненадолго сесть за стол, уйти раньше, сохранив духовную радость.
— Отец Александр, а не стоит ли здесь разграничить нам самим в себе два состояние – когда мы действительно боимся расплескать полученное в храме чувство, и когда своим отказом от участия в празднике мы можем огорчить ближних, и нередко отказываемся от совместной радости с немирным сердцем. Родственники смирились с тем, что их ревностный член семьи наотрез отказался встретить с ними новый год, казалось бы, Рождественский пост закончился, человек должен бы «вернуться» к семье, разделить вместе радость праздника, а он опять хлопает дверь и говорит «Какое «посиди с нами», у меня праздник великий, такая благодать, потеряю с вами весь молитвенный настрой!!»
Своему молитвенному состоянию в таком случае человек едва ли повредит, так как подобное поведение говорит о том, что человек в нем не пребывает. Состояние созерцания, молитвенности всегда связано с приливом духовной радости, благодати, которую Господь щедро изливает на своих рабов. А такое отношение к ближним больше похоже на ханжество и фарисейтво.
– Обязательно ли посещение вечерней службы в сам день праздника – вечер праздника Рождества?
– Это каждый должен решить для себя сам. После ночной службы нужно восстановить силы. Не все, из – за возраста, здоровья и духовного уровня способны пойти в храм и принять участие в службе. Но нужно помнить, что Господь вознаграждает за каждое усилие, которое ради Него человек делает.
Вечерняя служба в этот день недлинная, особенно одухотворенная, торжественная и радостная, на ней возглашается Великий Прокимен, поэтому, конечно, хорошо, если получится ее посетить.
Поздравляю всех читателей нашего сайта с грядущим праздником Христова Рождества!
Вопросы подготовили Лидия Доброва и Анна Данилова
Рождественский сочельник как правильно провести?
Сочельник
Само название происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что «коливо» — вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать «сочиво», или «коливо», положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника 24 декабря проходит в полном неядении.
Традиция не вкушать пиши до первой вечерней звезды, связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа, однако уставом эта традиция не предписана.
Действительно, Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.
Очевидно, что находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день причащаются. Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает, почтят этот день более строгим постом. Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо». Поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.
Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера. И здесь дело не в конкретном количестве часов, что 6 или 8 часов нужно пропоститься и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера воздержания, помогающая и нам соблюсти нам меру.
— Батюшка, много вопросов приходит от людей больных, которые не могут соблюдать пост, спрашивают, как им поступить?
Больные люди, конечно, должны соблюдать пост в той мере, в какой это согласуется с приемом лекарств и с предписаниями врачей. Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно. Болезнь – это уже тяжелый пост и подвиг. И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим силам. Любую вещь можно довести до абсурда. Например, представьте себе, что священник, который придет причастить умирающего человека, станет спрашивать, когда человек последний раз ел?!
— Как правило, верующие стараются встретить Рождество Христово на ночной праздничной литургии. Но во многих храмах служится еще и всенощная и Литургия в обычное время – 5 вечера и утром. В связи с этим часто спрашивают, не грех ли молодому человеку, не немощному, без детей, пойти на службу не ночью, а утром?
Посетить ночную службу или утреннюю – это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью – конечно, это особая радость: и духовная, и душевная. Таких служб в году очень мало, в большинстве приходских храмов ночные литургии служатся только на Рождество и Пасху – особо торжественные службы по традиции совершаются ночью. А вот например, на Афоне воскресные всенощные бдения служатся ночью. И все равно таких служб не так много, чуть более 60 за год. Церковь так устанавливает, учитывая человеческие возможности: число ночных бдений в году ограничено.
Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживания и восприятию Праздника.
— Закончилась праздничная Литургия, начинается праздничное застолье. И здесь два вопроса нам задают. Первый — можно ли праздновать Рождество сначала в приходе, а не сразу устраивать семейное торжество?
Конечно, хорошо праздновать вместе с близкими, друзьями, семьей, хорошо разделить дарованную нам в празднике радость с ближними. Если прихожане могут объединиться и, помолившись вместе в храме, могут сесть вместе за праздничный стол – это очень хорошо. Такое совместное проведение праздника объединяет, дает поделиться радостью друг с другом. Собираются и семьи, и друзья.
— Второй вопрос связан с тем, что на Рождественской Литургии многие причащаются. И люди испытывают некоторое смущение: ты только что причастился, в книгах святых отцов написано о том, что для удержания благодати нужно стараться оградить себя от разговоров, тем более смеха, и постараться провести время после причастия в молитве. А тут праздничное застолье, пусть даже и с братьями и сестрами во Христе…Люди боятся потерять молитвенный настрой..
Те правила, которые отцы – пустынники предлагали монашествующим, нельзя в полной мере переносить на мирскую жизнь, тем более нельзя переносить их на большие праздники. Речь идет о подвижниках – аскетах, особенно богато наделенных благодатными дарами Божиими. Для них внешняя часть второстепенна. Конечно, духовная жизнь стоит на первом месте и для мирян, но мы не можем здесь провести такую же четкую грань между духовным и земным.
Апостол Павел заповедовал нам «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите Господа» (1Фес 5:16-18). Если мы встречаем праздник с радостью, молитвой и благодарностью Богу, то мы исполняем апостольский завет.
Конечно, этот вопрос нужно рассматривать индивидуально. Конечно, если человек чувствует, что за шумным торжеством он теряет благодатный настрой, то, возможно, ему стоит ненадолго сесть за стола, уйти раньше, сохранив духовную радость.
— Отец Александр, а не стоит ли здесь разграничить нам самим в себе два состояние – когда мы действительно боимся расплескать полученное в храме чувство, и когда своим отказом от участия в празднике мы можем огорчить ближних, и нередко отказываемся от совместной радости с немирным сердцем. Родственники смирились с тем, что их ревностный член семьи наотрез отказался встретить с ними новый год, казалось бы, пост закончился, человек должен бы «вернуться» к семье, разделить вместе радость праздника, а он опять хлопает дверь и говорит «Какое «посиди с нами», у меня праздник великий, такая благодать, потеряю с вами весь молитвенный настрой!!»
Своему молитвенному состоянию в таком случае человек едва ли повредит, так как подобное поведение говорит о том, что человек в нем не пребывает. Состояние созерцания, молитвенности всегда связано с приливом духовной радости, благодати, которую Господь щедро изливает на своих рабов. А такое отношение к ближним больше похоже на ханжество и фарисейтво.
– Обязательно ли посещение вечерней службы в сам день праздника – вечер праздника Рождества?
– Это каждый должен решить для себя сам. После ночной службы нужно восстановить силы. Не все, из – за возраста, здоровья и духовного уровня способны пойти в храм и принять участие в службе. Но нужно помнить, что Господь вознаграждает за каждое усилие, которое ради него человек делает.
Вечерняя служба в велики праздники этот день недлинная, особенно одухотворенная, торжественная и радостная, на ней возглашается Великий Прокимен, поэтому, конечно, хорошо, если получится ее посетить.
Поздравляю всех читателей нашего сайта с грядущим праздником Христова Рождества!
Вопросы подготовили Лидия Доброва и Анна Данилова