когда восстановили храм христа спасителя в москве
История строительства и восстановления Храма Христа Спасителя в Москве
Кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви — Храм Христа Спасителя в Москве был построен как храм‑памятник, посвященный Отечественной войне 1812 года.
Идея возведения храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I.
В конце 1812 года Александр I издал манифест о создании храма в ознаменование «благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».
24 (12 по старому стилю) октября 1817 года на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя, но проект не был осуществлен, так как возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи. После смерти Александра I в 1825 году новый император Николай I приказал приостановить все работы, в 1826 году строительство было прекращено.
22 (10 по старому стилю) апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский женский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разобраны, монастырь переведен в Красное село (ныне Сокольники).
22 (10 по старому стилю) сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма.
В плане храм имел форму равноконечного креста. Основой его стиля был выбран византийский. Высота храма от основания до креста составляла 103,5 метра (высота креста — 8,5 метров). Стены, толщина которых достигала 3,2 метра, были выложены из кирпича и частично белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов. Четыре мощных столба‑пилона поддерживали центральный барабан. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор — первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы скульпторов Александра Логановского, Николая Рамазанова, Петра Клодта.
Интерьер храма освещали 60 окон. Над живописным оформлением храма в течение 23 лет трудилась большая группа художников, среди которых были известные живописцы Генрих Семирадский, Василий Суриков, Константин Маковский и др.
Храм строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари.
25 (13 по старому стилю) декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование Кафедрального собора во имя Христа Спасителя, утвержден штат духовенства и причта.
7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма, совпавшее с днем коронования императора Александра III. 24 (12 по старому стилю) июня того же года совершилось освящение придела во имя святителя Николая Чудотворца, а 20 (8 по старому стилю) июля был освящен и второй придел во имя святого князя Александра Невского. С этого времени в храме начались регулярные богослужения. С 1901 года в храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве.
Весной 1912 года в сквере возле храма был установлен памятник императору Александру III, который был разрушен в 1918 году.
Храм Христа Спасителя: снос и история возрождения. Справка
Главный храм Русской православной церкви ‑ храм Христа Спасителя ‑ был построен как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года. Торжественное освящение храма состоялось 26 мая 1883 года, в день праздника Вознесения Господня.
После Октябрьской революции 1917 года новой властью был взят курс на идейную борьбу с религией и церковью. После издания декрета советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» в 1920‑е гг. в России закрывались сотни храмов и монастырей. Cоветское руководство приняло решение о сносе храма Христа Спасителя и строительстве на его месте грандиозного здания Дворца Советов.
Первое предложение воздвигнуть «новый дворец рабочих и трудящихся крестьян» на месте «дворцов банкиров, помещиков и царей» внес Сергей Киров на I съезде советских депутатов в 1922 г. В 1924 г. после смерти Ленина (21 января) Леонид Красин предложил увековечить имя вождя в архитектурных памятниках на всем пространстве советской России. Эти предложения подхватил выпускник ВХУТЕМАС (Высшие художественно‑технические мастерские) Виктор Балихин, предложив соорудить грандиозное здание, которое должно было стать одновременно памятником Ленину, Коминтерну и СССР. Этот дворец должен был располагаться на высокой точке местности Москвы, чтобы его можно было бы увидеть издалека, – на месте храма Христа Спасителя.
В 1931 г. на заседании правительства по личному распоряжению Иосифа Сталина было решено снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте «главного здания страны» – Дворца Советов.
В мае 1933 г. постановлением совета строительства Дворца Советов был принят проект архитектора Бориса Иофана, по которому храм должна была заменить гигантская башня, увенчанная огромной статуей Ленина, указывающего путь к светлому будущему. Дворец советов планировался как самое высокое здание не только в Москве, но и во всем мире – его высота должна была составить 415 м.
В 1932 г., в год 120‑летия Отечественной войны 1812–1814 гг., исполнялось 15 лет Октябрьской революции и 10 лет создания СССР. Советское руководство хотело отметить оба этих события началом сооружения грандиозного монумента.
В 1931 г. начала действовать комиссия по выявлению ценностей в храме Христа Спасителя, после месяца работы которой был составлен список памятников, подлежащих сохранению. Небольшие фрагменты настенных росписей, малая часть церковной утвари, несколько горельефов были признаны предметами, имеющими художественное значение, и переданы в музеи, все остальное погибло.
После первого взрыва храм устоял, поэтому были заложены новые заряды и прогремели новые взрывы. 5 декабря 1931 г. в 12 часов дня храм Христа Спасителя был уничтожен.
Мрамором из храма Христа Спасителя выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный Ряд», скамейки украсили станцию «Новокузнецкая». Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий.
Но грандиозный дворец так и не был построен на святом месте. Для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось около полутора лет, поэтому строительство дворца было начато в 1937 г. К 1939 г. была закончена кладка фундамента высотной части, главного входа и стороны, обращенной к Волхонке. На том все и остановилось – началась Великая Отечественная война.
В сентябре‑октябре 1941 г., когда фашисты рвались к Москве, из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны столицы. После оккупации Донбасса в 1942 г. стальные конструкции дворца были демонтированы и использованы для сооружения мостов на железной дороге для снабжения северным углем центральных районов страны.
В 1960 г. дальнейшее проектирование Дворца Советов решено было прекратить. Многие годы после взрыва на месте величественного храма зияла чудовищная яма. В 1960 г. здесь был построен открытый бассейн «Москва».
Московский речевой обиход, обычно быстро откликающийся на всякого рода новшества в городской жизни, так оценил это событие: «Сперва был Храм, потом – хлам, а теперь – срам».
В конце 1980‑х гг. возникло общественное движение москвичей и всех россиян за воссоздание храма Христа Спасителя.
В 1989 г. было принято решение о восстановлении храма Христа Спасителя в точном соответствии с тем, каким он был построен в XIX веке. В 1990 г. с востока от бассейна был установлен закладной камень. В 1994 г. началась разборка бассейна «Москва», и уже через три месяца, 7 января 1995 г., был заложен первый камень в фундамент возрождаемого храма.
В декабре 2000 г. все работы по внешней и внутренней отделке были полностью завершены. Новый храм отличался от прежнего расширенным цокольным этажом, в котором разместились музей храма, зал Церковных Соборов, церковь Преображения, зал совещания Священного Синода, Трапезные палаты и различные технические службы. В возрожденном храме Христа Спасителя присутствовали и некоторые старые части – мраморные памятные доски из обходных коридоров и фрагменты главного иконостаса.
Воссозданный заново храм Христа Спасителя может вместить 10 тысяч молящихся. Общая площадь строения составила 34 135 квадратных метров. Высота сводов храма превысила 103 метра, высота иконостаса ‑ 27 м. Храм был расписан известными живописцами. Орнаментальная и сюжетная иконопись заняла свыше 22 тысяч квадратных метров.
31 декабря 1999 г. Святейший Патриарх Алексий II совершил малое освящение храма. 19 августа 2000 г., в День Преображения Господня, состоялось Великое освящение возрожденного храма Христа Спасителя.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Как строился, разрушался и восстанавливался храм Христа Спасителя
Православие или ссылка
Манифест о строительстве церкви был подписан Александром I 25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули Россию: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чем постановление возвещено будет в свое время».
Международный открытый конкурс, впрочем, был проведен только через два года. Победил проект 28-летнего Карла Витберга, даже не архитектора по образованию, к тому же лютеранина. Впрочем, ради утверждения проекта он принял православие. Его проект был втрое больше нынешнего храма, с пантеоном погибшим, колоннадой из 600 трофейных пушек и другими впечатляющими деталями. Разместить его предполагалось на Воробьевых горах, где раньше находилась одна из загородных царских резиденций. Выделялась на все это огромная сумма: 16 млн рублей из казны плюс народные пожертвования.
Увы, Витберг недооценил особенности национальной стройки. Опыта руководителя у него не было, должного контроля он не вел, наряды заполнял карандашом, к подрядчикам относился доверчиво.
В итоге за семь лет не был закончен даже нулевой цикл, а комиссия позднее насчитала растрат без малого на миллион рублей.
Витберга отправили в ссылку в Вятку «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне». А от строительства храма на Воробьевых горах отказались, по официальной версии, в связи с недостаточной надежностью почвы.
Взошедший к тому времени на престол Николай I решил никаких конкурсов не проводить, а просто назначить архитектором храма Константина Тона, купить постройки на Чертолье (Волхонке) и снести их для храма. Заодно был снесен и располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, включая уникальный двухшатровый храм. Кстати, в новой версии ХХС в память о монастыре сооружена Преображенская церковь.
Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года, а активное строительство стартовало только через два года и продолжалось почти 44 года. Общая стоимость храма достигла почти 15 млн рублей. Примечательно, что главный престольный праздник храма Рождество Христово до 1917 года отмечался православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года.
Современники критически отзывались о храме. Так, художник Василий Верещагин считал, что выполненный «довольно бездарным архитектором Тоном» проект собора «есть прямое воспроизведение знаменитого Тадж-Махала в городе Агра». А в изданной в 1916 году статье «Два мира в древнерусской иконописи» Евгений Трубецкой писал:
«Одним из самых крупных памятников дорогостоящего бессмыслия является храм Спасителя — это как бы огромный самовар, вокруг которого благодушно собралась патриархальная Москва».
Храм в хлам
В 1931 году стало понятно, что столетний юбилей храм не отметит. 16 июня появилась резолюция Комитета по делам культов при президиуме ВЦИК: «Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок… Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК».
13 июля 1931 года состоялось заседание ЦИК СССР под председательством Калинина. На этом заседании было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в городе Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».
Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.
Мрамором из храма выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный Ряд», скамейки украсили станцию «Новокузнецкая».
Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и рассыпали на дорожках в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий.
Тем временем в конкурсе победил проект Бориса Иофана — он задумал построить здание 420 м высотой, тем самым обогнав самое высокое на тот момент здание в мире, Эмпайр-стейт-билдинг (381 м). Венчать дворец должна была огромная статуя Ленина. По расчетам архитектора, здание должно быть видно за 35 км.
Основное строительство началось с 1937 года, и уже в 1939-м была закончена кладка фундамента высотной части, главного входа и семи этажей одной из сторон (обращенной к Волхонке). Для строительства дворца была изготовлена специальная марка стали — ДС, самая прочная на тот момент в СССР. Однако уже в сентябре-октябре 1941 года подготовленные для монтажа металлические конструкции пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны столицы. После оккупации Донбасса в 1942 году пришлось разобрать и только построенную часть дворца. Стальные конструкции пошли на строительство путепровода на Волоколамском шоссе и для пролетных строений Керченского моста.
После окончания войны было решено сосредоточиться на восстановлении страны, и проект был сначала заморожен, а потом и вовсе закрыт.
Открывшаяся в 1935 году станция метро «Дворец Советов» была переименована в 1957 году в «Кропоткинскую», так что сейчас о нереализованном проекте нам напоминают разве что Кремлевская АЗС на Волхонке (заправка была одним из элементов дворца) и панно-барельеф у входа в здание Северного речного вокзала.
В 1960 году на месте собора появился открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994 года. Бассейн был открыт круглый год и стал неотъемлемой частью воспоминаний многих горожан. «Представьте: темная Москва, освещенный прожекторами бассейн, пар над водой, на голове сосульки, а с «Красного Октября» доносится запах карамели и шоколада», — рассказывал протоиерей Алексей Уминский.
Про бассейн «Москва» ходило множество легенд. В частности, рассказывали о неких топильщиках, которые пользовались завесой пара зимой, хватали купающихся за пятку и удерживали под водой до захлебывания. Таким образом, они якобы мстили невинным людям за уничтожение храма. Рассказывали и о том, что будто по ночам над водой брезжил образ снесенного храма. Ну а москвичи начали острить на эту тему: «Сперва был храм, потом — хлам, а теперь — срам».
Проклятие игуменьи
В апреле 1988 года в Москве была организована инициативная группа за воссоздание храма Христа Спасителя. Почти через год группа переросла в православную общину и организовала свой «народный референдум» за возрождение храма. В годовщину разрушения, 5 декабря 1990 года, был установлен гранитный закладной камень, через два года появился фонд сооружения храма, а само строительство началось в 1994 году и завершилось за рекордные три года.
На воссоздание храма, согласно информации на сайте, было потрачено «немногим более четырех миллиардов деноминированных рублей.
Сюда входят все затраты — от подготовки строительной площадки и демонтажа бассейна «Москва» до эксплуатационных затрат, которые несет с 1998 года фонд храма. Доля затрат на воссоздание художественного убранства храма составила чуть более одного миллиарда рублей».
Юрий Лужков, занимавший тогда пост мэра Москвы, так вспоминал о строительстве храма: «В центре Москвы удручала свалка, в какую превратилась яма осушенного бассейна «Москва». Под ней находился фундамент Дворца Советов. Встал вопрос: как с ним поступить? Я взял архивные материалы и увидел грандиозную платформу на 128 сваях, забитых до скального основания. Возникла мысль о возрождении храма Христа на этом фундаменте».
Получив согласие на проект патриарха Алексия II, мэрия обратилась к президенту Борису Ельцину. Тот, по словам Лужкова, поддержал проект, но сказал, что денег в бюджете на него нет. «Я ответил: постараемся собрать пожертвования, многие люди хотят воссоздать храм Христа Спасителя, выражает желание бизнес вносить средства. Ельцин легко согласился. Ему было не до храма», — вспоминает экс-мэр. Неожиданно, когда храм уже почти достроили, Лужкову, по его словам, позвонил сам Ельцин и попросил «не торопиться с завершением храма», на что мэр ему заявил: «Это не в моих силах».
Впрочем, спешка сказалась на облике храма не лучшим образом. До 2010 года храм украшали копии медальонов из белого композитного материала, только потом они были заменены на бронзовые. Бронзовыми стали и горельефы, что является противоречием оригиналу с мраморными композициями, шесть из которых до сих пор можно посмотреть в Донском монастыре. На сайте храма, впрочем, объясняют так: горельефы и изначально должны были быть бронзовыми, но денег на них тогда не хватило, поэтому скульптуры сделали из дешевого протопоповского известняка доломита, который уже к 1910 году разрушился. Каким же образом оригинальные скульптуры из дешевого и быстро разрушающегося материала дожили до 2016 года, на сайте не сообщается.
Критике подверглась и роспись интерьеров храма, проведенная рекомендованными Зурабом Церетели художниками, и замена белокаменной облицовки на мраморную, и то, что вместо золочения кровлю крыш (кроме куполов) покрыли составом на основе нитрида титана. Все это повлекло смену цветовой гаммы фасада с теплой на более холодную.
Изменилась и структура храма: он стал двухуровневым, в цокольном уровне появился храм Спаса Преображения.
«Есть легенда, будто бы настоятельница монастыря игуменья Клавдия прокляла это место. Мол, все, что здесь построят, долго не простоит.
Проклятие игуменьи казалось абсолютным. Храм Христа Спасителя взорвали. Дворец Советов вовсе не достроили, установленные уже конструкции снесли, — рассказывал Лужков. — Мне пришла идея: построить внизу, на фундаменте Дворца Советов, храм Преображения Господня, чтобы получить прощение игуменьи за святотатство XIX века, вынужденное разрушение нашими предками ее храма и женского монастыря, — рассказывал Юрий Лужков. — Поэтому там сейчас на самом деле два храма. Верхний, собственно сам храм Христа Спасителя, восстановленный в том виде, как его создал Тон, и нижний — Преображения Господня, в честь стоявшего здесь ранее женского Алексеевского монастыря».
Охрана с божьей помощью
Сейчас храм выполняет не только религиозные функции. Под храмом размещена двухуровневая охраняемая подземная парковка на 305 машино-мест с автомойкой. «Благодаря современной системе кондиционирования постоянно поддерживается оптимальный микроклимат для хранения автомобилей. Современная система безопасности и отлаженная служба охраны позволяют нам нести в юридической форме ответственность за сохранность автомобилей наших клиентов, находящихся у нас на хранении», — сообщается на сайте фонда храма.
Есть в храме и собственная химчистка-прачечная, которая занимается как чисткой облачений священнослужителей, так и стиркой светских одеяний. За безопасностью следит собственный ЧОП «Колокол», который также предлагает услуги по охране других объектов. «Сотрудники охранного предприятия имеют большой опыт в обеспечении внутриобъектового режима, охране материальных ценностей, обеспечении общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий, а также в использовании технических средств при осуществлении охранной деятельности», — сообщается на сайте фонда.
В столовой «Трапезная» предлагается устраивать банкеты, в том числе с постными блюдами, есть в храме конференц-зал, галерея и Зал церковных соборов, где в ближайшее время, судя по афише, пройдут концерты Вики Цыгановой, Людмилы Сенчиной, Дмитрия Певцова и певца Юлиана.
А вот другие концерты в храме, мягко говоря, не приветствуются.
Мировую известность храм Христа Спасителя приобрел 21 февраля 2012 года, когда участницы панк-рок-группы Pussy Riot совершили акцию, названную ими «панк-молебном».
Они попытались исполнить песню «Богородица, Путина прогони!» перед входом в алтарь храма. Две девушки были осуждены на два года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима за хулиганство по мотивам религиозной ненависти. Участницы также ввели моду на балаклавы, обогатили русский язык словом «кощунницы», а Уголовный кодекс — статьей «за оскорбление чувств верующих».
Воссоздание
В феврале 1990 г.
Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Храма Христа Спасителя и обратился в Правительство России с просьбой разрешить восстановить его на прежнем месте.
16 июля 1992 г.
Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным был подписан Указ «О создании фонда возрождения Москвы», где в перечне объектов, строительство и реконструкция которых обеспечивается в первоочередном порядке, на первом месте значится Храм Христа Спасителя.
31 мая 1994 г.
Правительство Москвы по согласованию с Московской Патриархией приняло постановление о начале восстановления Храма Христа Спасителя.
7 сентября 1994 г.
Состоялось учредительное собрание Общественного наблюдательного Совета по воссозданию Храма Христа Спасителя. Председателем Совета избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
На этом же заседании был учрежден Фонд финансовой поддержки воссоздания Храма Христа Спасителя.
30 сентября 1994 г.
Начата разборка конструкций бассейна «Москва». В ноябре начата заливка бетонного основания стилобатной части Храма, завершенная в декабре 1994 г.
7 января 1995 г.
На праздник Рождества Христова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в присутствии председателя Правительства Р.Ф. В.С. Черномырдина и мэра Москвы Ю.М. Лужкова совершил торжественный молебен с закладкой камня и памятной доски в фундамент воссоздаваемого Храма Христа Спасителя.
19 августа 1995 г.
В Праздник Преображения Господня в Спасо-Преображенской церкви комплекса Храма Христа Спасителя состоялось торжественное Богослужение с традиционным освящением плодов.
7 января 1996 г.
Состоялось открытие первых двух мемориальных досок с именами жертвователей и закладка трех последних кирпичей в стену главного входа Святейшим Патриархом Алексием II, Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным и Мэром Москвы Ю.М. Лужковым.
19 августа 1996 г.
Святейшим Патриархом Алексием II был освящен главный престол Спасо-Преображенской церкви, после чего в нем по воскресным и праздничным дням начали совершаться регулярные Богослужения.
7 сентября 1997 г.
В день празднования 850-летия Москвы Храм Христа Спасителя стал центром проведения юбилейных торжеств. После торжественного молебна на площади Храма Святейший Патриарх Алексий II освятил стены Храма Христа Спасителя. С этого времени начинается воссоздание художественного убранства Храма Христа Спасителя: установка на фасады скульптурных изображений Святых и воссоздание росписи Храма.
2 апреля 1999 г.
Первые художники начали роспись в куполе Храма.
Декабрь 1999 г.
Полностью закончены росписи Храма.
31 декабря 1999 года.
Святейший Патриарх Алексий II совершил малое освящение Храма Христа Спасителя.
19 августа 2000 года.
Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя.