коллективная форма обучения это в педагогике
Ривин А.Г. Коллективный способ обучения (КСО)
У истоков данной технологии стоял А.Г.Ривин, инженер и педагог, который в 1918 году впервые использовал коллективные учебные занятия для изучения почти всех предметов в старших классах средней школы, а в 1930 открыл неформальный вуз в г.Киеве, в котором в течение трех лет обучал будущих инженеров. Его методика получила несколько названий: оргдиалог (организационный диалог), сочетательный диалог, талгенизм (талант и гений). Идеи А.Г.Ривина были подвергнуты забвению, и только в послевоенные годы, несмотря на преграды, выстраиваемые официальной педагогикой и консервативной системой управления образованием, эти идеи реализовал на практике и развил в целостную систему В.К.Дьяченко, его поддержали М.А.Мкртчян, А.Г.Границкая и др.
Теоретические основы КСО сформулированы В.К.Дьяченко. Рассматривая обучение как частный случай общения, он выделяет четыре формы обучения:
Коллективное взаимообучение осуществляется посредством включения каждого учащегося в активную деятельность по обучению других учащихся. Для этого обучающийся на уроке должен:
Таким образом, КСО позволяет реализовать потенциалы индивидуальной, парной, групповой и коллективной деятельности обучающихся.
Содержание
Организация учебной деятельности учащихся при КСО
Этап 1. Начало работы. Самостоятельное знакомство с материалом урока.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Этап 2. Работа в парах
Организуется в малых группах (по 4, 6, но не более 12 человек, исходя из возможностей смены партнеров). Существует несколько видов пар:
Необходимо определить маршрут работы учащегося (с кем и в какой последовательности он будет работать), минимизировать время на поиск партнера с помощью цветовых сигналов или карточек разного цвета (один цвет – один и тот же материал).
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Этап 3. Работа в малых группах
Проработав определенную тему в парах сменного состава, учащийся выступает перед МГ. Данный этап может осуществляться в нескольких вариантах в зависимости от цели работы.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Таким образом, технология коллективного взаимообучения не исключает, а предполагает групповые формы работы, но они не должны занимать большую часть времени.
И. Г.Литвинская предложила структуру четырехактного урока.
1. Фронтальная работа. На этом этапе происходит проблематизация и предъявляется необходимый минимум учебного материала. Учителю необходимо помнить, что фронтально решаются организационные вопросы, он обеспечивает психологический настрой, а также предъявляет информацию с обязательной ее фиксацией учениками и самим учителем на доске с целью обеспечения опоры для дальнейшего понимания.
2. Работа в постоянных парах – повторение, закрепление материала, предъявленного ранее в этапе фронтальной работы.
Последующая проработка учебного материала в постоянных парах должна помочь восстановить его содержание, проверить знания. Задания ученикам должны соответствовать содержанию учебного материала. Например, повторить текст учителя, задать вопросы, выделить главную мысль, озаглавить части текста, выразить свое отношение, выдвинуть гипотезу т.д.
3. Работа в парах сменного состава – глубокое усвоение отдельных моментов материала по изучаемой теме.
Важные задачи и понятия требуют разностороннего рассмотрения. Ученик, рассматривая одну и ту же проблему с разных сторон, смотрит на нее своими глазами и глазами других учеников. Происходит обогащение разными техниками мышления, эмоциями. За счет других вовремя обнаруживаются проблемы, происходит коррекция.
Работу в парах можно организовать по-разному, для этого целесообразно применять различные приемы и технологии, методики коллективных занятий. Один из приемов работы в сменных парах – «Ручеек».
Такая работа помогает обмениваться результатами деятельности, осуществлять постоянную смену позиции «учитель-ученик», это обеспечивает взаимоконтроль, повышает мотивацию обучения, развивает самостоятельность, способствует развитию индивидуальных задатков.
4. Индивидуальная работа – самостоятельное выполнение заданий по теме урока.
Структура четырехактного урока – это последовательность оргформ. Но эта последовательность не жестко задана, ее можно изменить: 1,2,3; 1,3,4 и т.д. Может быть объединение 2, 3 этапа.
Например, можно организовать овладение учащимися программного материала в свободных группах, например, для изучения какого-либо текста. Класс делится на группы по 6 человек. В каждой группе выбирается ведущий. Урок начинается с фронтальной работы, в ходе которой учитель ставит проблему и выясняет уровень знаний по данной теме, задав вопросы. Ответы могут быть правильными и ошибочными. Опираясь на ответы учащихся, учитель обозначает проблему и помогает каждому ученику определить конечный результат, спланировать дальнейший алгоритм действий. Затем в сводных группах учащиеся работают парами различного состава, изучают текст. Продуктом этой работы будет план текста. Кроме этого учащиеся отвечают на вопросы к тексту, составляют свои проблемные вопросы. Сильным учащимся можно предложить задания более сложного уровня. Каждая группа ведет свой «маршрутный лист», в котором записывает тему урока, план текста, выписывается важнейшие термины.
Урок заканчивается фронтальной работой, где каждая группа представляет свой план, предлагает свои вопросы. В ходе обсуждения выясняется, насколько план точен и соответствует содержанию.
Большая роль в КСО отводится работе с «маршрутным листом». Маршрутный лист – это ежедневный маршрут учащегося, который он выбирает сам. Маршрутный лист – это документ, позволяющий не только контролировать, но и анализировать работу ученика на уроке.
Частные методики КСО
На практике используется разные методики коллективных учебных занятий. Но нельзя сводить методику к какому-либо приему парного взаимодействия. Каждая методика включает в себя разные организационные формы обучения,алгоритмы и приемы работы в парах.
Каждая методика соответствует определенной учебной задаче:
Доклад «Коллективный способ обучения»
Как можно больше спрашивать, спрошенное – усваивать, тому, что усвоил, обучать других – эти три правила дают возможность ученику побеждать педагога. Обучать – это значит всё усвоенное, в свою очередь, пересказывать товарищам или всякому желающему слушать.
Ян Амос К оменский.
Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества.
«Образование в течение жизни»- вот направление сегодняшнего дня.
Гуманизация обучения предполагает преодоление стереотипов мышления, поиск более гибких форм организации деятельности учащихся.
Одной из таких форм является коллективная.
Технология коллективного способа обучения (КСО) имеет различные названия:
-обучение в сотрудничестве.
Эта технология разрабатывалась Александром Георгиевичем Ривиным в 30-е годы нашего века и Виталием Кузьмичом Дьяченко в 90-е годы, профессор Краснодарского института повышения квалификации работников образования, современный теоретик коллективных способов обучения.
В чём особенности организации работы учащихся при коллективном способе обучения, разработанном В.К.Дьяченко? Коллективный способ обучения использует достижения психологии, педагогики и методики. К трём традиционным организационным формам: индивидуальная, парная и групповая при КСО присоединяется четвёртая (коллективная) – работа в парах сменного состава. Она становится ведущей формой работы.
Организационная форма обучения
1.Опосредованное общение через письменную речь (один человек)
Индивидуально-обособленная самостоятельная работа с источником
2. Общение в паре (два человека)
Индивидуальный способ обучения (ИСО) –включает две формы: парную и индивидуальную
3. Групповое общение (три и более человека)
Групповая(один одновременно учит многих)
Групповой способ обучения (ГСО)
включает три формы: групповую, парную и индивидуальную
4. Общение в парах сменного состава
Коллективная (каждый учит каждого)
Коллективный способ обучения (КСО) включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную
При коллективном способе обучения совершенно меняется вся структура организации работы, система взаимоотношений обучающихся с педагогами и между собой. Этот способ организации обучения даёт возможность не только работать каждому в своём темпе, но и почувствовать себя в чём-то сильным, способным, участливым, необходимым другим, так как при этой системе каждый обучает каждого, каждый помогает каждому, дети лучше узнают друг друга.
В.К.Дьяченко следующим образом определяет признаки, характеризующие коллективную форму познавательной деятельности учащихся:
-наличие у всех общей цели;
-разделение труда, функций и обязанностей;
-работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи;
-участники работы привлекаются к учёту и контролю над её выполнением;
-работа каждого приобретает общественную значимость;
-эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого;
-деятельность каждого становится общественно полезной.
Организация коллективной работы на занятии представляет для педагога определённые трудности. Ей должна предшествовать глубоко продуманная подготовка. На первом этапе дети должны изучить правила общения:
отвечая на вопрос педагога, воспитанник обращается ко всему коллективу, а его товарищи должны повернуться к нему лицом;
обучающийся, отвечавший на вопрос и допустивший ошибку, имеет право сам вызвать товарища для её исправления;
исправляя ошибку товарища, надо смотреть на него (при этом используется диалогическая форма общения);
для рецензирования и комментирования ответов можно выбирать самому напарника.
Обучающимся также необходимо приобрести навыки:
читать вполголоса так, чтобы самому понимать текст и чтобы партнёр его понимал;
говорить вполголоса, но внятно;
слушать внимательно партнёра, который читает или говорит, помогая ему исправить речь и точно сформулировать мысль;
задавать вопросы по существу, обсуждая тему;
управлять процессом работы пары и группы.
Актуальность данной темы определяется той огромной ролью, которую играет коллективный способ обучения в развитии и формировании личности ребёнка, так как в ходе данного способа обучения формируется культура жизненного самоопределения, самоорганизации и самоконтроля. Это реализует важную задачу дополнительного образования – научить детей строить свою деятельность как полноценную, разумную, в которой все элементы деятельности взаимосвязаны, осознаны и полностью осуществлены обучающимся.
В. К. Дьяченко рекомендует четко разграничивать КСО и ГСО. ГСО – традиционный в наши дни способ обучения. При ГСО в каждый момент учебного времени только один участник коллектива – педагог может быть консультантом; при КСО одновременно несколько обучащихся воздействуют на всех остальных, обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
Перед Вами распечатана таблица « Особенности методики КСО в сравнении с ГСО», где вы можете наглядно увидеть разницу между двумя этими способами обучения.
Таблица. Особенности методики КСО в сравнении с ГСО
В основе КСО лежат следующие дидактические принципы:
-принцип завершенности обучения: обучающийся имеет право переходить к изучению нового материала, лишь прочно усвоив предыдущий;
-дифференциации: каждый из обучаемых может работать согласно своим способностям и возможностям;
-всеобщего сотрудничества и взаимопомощи: любой ребенок, прошедший процесс обучения, должен приобрести навыки сотрудничества с другими; уметь оказывать помощь и уметь получать;
-разновозрастности и разноуровневости: поскольку человек в жизни контактирует с людьми разного возраста и уровня, то это умение должно выработаться в процессе;
-разнообразия тем: с одной стороны, чем будет большее разнообразие изучаемых тем, тем богаче общество в целом; с другой стороны, значительно легче усвоить тот или иной материал, когда до этого в нем уже разобрался твой товарищ;
-педагогизации деятельности каждого участника учебных занятий: фактически любому человеку в своей жизни требуется кого-то учить, и этому необходимо учиться в самом процессе обучения;
-непрерывности и безотлагательности: знания, вырабатываемые обществом, должны немедленно становиться содержанием учебного процесса.
На протяжении многих десятилетий педагоги делают попытки наладить сотрудничество обучающихся в процессе обучения. Чтобы ввести в ежедневную практику сотрудничества, взаимопомощь и взаимопроверку, необходимо организовать их совместную деятельность, через коллективный способ обучения. Известно, что человек запоминает:
Суть коллективного способа обучения – каждый обучает всех, все обучают каждого. Применение этого способа на занятиях помогает педагогу добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди обучающихся. Повышает качество успеваемости. Свободная форма общения способствует меньшей их утомляемости, повышает работоспособность, воспитывает такие качества, как взаимоконтроль, самоконтроль, готовит к практической трудовой деятельности. Включение обучающихся в различные виды деятельности посредством коллективного способа позволяет развить у них межличностное отношение, которое вскоре станет духовным потенциалом их личностного развития и гражданской активности.
Из личного опыта работы на базе детского сада № 12 считаю, что дети 5-6 лет могут осваивать только азы коллективного способа обучения. На своих занятиях я часто использую работу в парах. В паре они могут помогать друг другу, усваивать новые знания или тренировать один другого. Каждый ребенок получает возможность передать товарищу то, чему научился и что узнал сам. Детей соединяю в пары с учётом их личных склонностей, самому «слабому» ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Но из опыта знаю, что развитые дети долго не могут сидеть со «слабыми», им нужен равный партнёр или даже более сильный. Поэтому нельзя часто объединять двух озорников или тихонь. Один обучает многих, многие обучают одного. Между детьми устанавливаются новые связи, меняются их обязанности и функции, виды деятельности.
Совместно-последовательная работа моего объединения «Мастер на все руки» вовлекает в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей. На занятиях группа делится на микрогруппы и выполняет свои творческие задачи. Например, первая группа выполняет фон пейзажа, вторая – архитектуру, третья – фигуры людей и т.д. Такое занятие позволяет выявить индивидуальные творческие способности каждого, но уже в коллективной деятельности. И у более способных ребят появляется возможность чему-либо научить более слабых детей, но при этом в учебный процесс вовлечены все дети независимо от их способностей.
Я считаю, что коллективный способ обучения позволяет повысить интерес детей к изобразительной деятельности, улучшить отношения в коллективе, достигнуть эффективности обучения. Полученные результаты могут быть разными, но при этом качество художественной деятельности детей повысится несомненно, так как коллективный способ обучения эффективен в процессе обучения и позволяет педагогу выйти на новый уровень исследования или эксперимента.
Коллективная форма обучения это в педагогике
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Коллективные способы обучения (КСО) завоёвывают в средней школе всё более прочные позиции. А нельзя ли использовать их в начальной школе?
Статья:
В настоящее время идёт модернизация школы. И всё чаще говорят о том, что главная задача школы – не снабдить ученика готовыми знаниями, а выработать у них умение ориентироваться в окружающем мире, принимать, используя полученные знания, нужные решения. Но для этого следует переосмыслить подходы к обучению школьников, переосмыслить содержание и принципы построения учебного процесса.
Коллективные способы обучения (КСО) завоёвывают в средней школе всё более прочные позиции. А нельзя ли использовать их в начальной школе?
Я заинтересовалась этим вопросом и решила изучить эту проблему и найти пути её решения в начальной школе. Младшие школьники тянутся к групповым формам работы, воспринимают их как увлекательную игру и работают на таком занятии с большой отдачей. Кроме того, применение КСО позволяет каждому ученику активно проявить себя, никто не уйдёт с чувством обиды на то, что его (опять не спросили). Коллективные способы обучения кардинально меняют ситуацию. Каждый ученик говорит на каждом уроке, притом говорит на языке предмета. Всё обучение идёт на уроке.
Коллективные способы обучения (КСО) появились в 1918 году. Педагог А. Г. Ривин (1877-1944) провёл на хуторе Корнин под Киевом необычайный педагогический эксперимент. В течение года он один вёл занятия с 40 детьми в возрасте от 10 до 16 лет. Работая индивидуально в парах, ученики делали всё: решали задачи, конспектировали и реформировали учебники, разучивали стихотворения, выступали с докладами, отчитывались в знаниях перед учителем и друг перед другом. Традиционного занятия по расписанию в этой школе не было. Каждый ученик за это время освоил курс 3-4 летнего обучения. Впечатляющим было развитие учеников. Неразвитые сельские подростки спустя год научились логично мыслить, доказывать, рассуждать, дискутировать, анализировать сложные тексты и даже проявляли нередко неплохие педагогические способности. В Корнине были сделаны три педагогических открытия:
— впервые в отечественной и мировой педагогике в течение года шла интенсивная учебная деятельность в сменных парах и микро группах;
— была разработана и апробирована новая технология учебно-воспитательной работы:
— впервые был создан разновозрастный самообразовательный учебный коллектив, который сам себя обучал, сам себя контролировал, самоуправлялся, и всё это – при лидирующей роли учителя.
К сожалению, коллективные способы обучения не были поняты и должным образом оценены современниками.
АКТУАЛЬНОСТЬ КОЛЛЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ.
Актуальность этой педагогической технологии определяется тем, что она предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования:
— противоречие между мотивацией и стимуляцией учения школьников.
Стимуляция многократно превосходит мотивацию. Учителя жалуются, что дети не хотят учиться, а учащиеся на скуку, однообразие и не посильность учёбы. Коллективная учёба формирует и развивает мотивацию учеников в сотрудничестве:
— между пассивно-созерцательным и активно-преобразовательными видами учебной деятельности. Учитель объясняет новый материал – остальные слушают, и не слушают. Такая пассивная созерцательность занимает большую часть урока. Коллективная же учёба включает каждого ученика в активную работу на весь урок, в сменных парах и микро группах;
— между психологическим комфортом и дискомфортом: КСО создают условия живого непринуждённого общения, тогда как на классическом уроке педагог вынужден в течение 40 минут держать в руках весь класс:
— между воспитанием и обучением.
На обычном уроке воспитательное взаимовлияние учеников пресекается учителем: «не разговаривайте!», «Не подсказывайте!». На уроках КО всё наоборот: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга.
МЕТОДИКА КОЛЛЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ.
Специфика КСО состоит в соблюдении следующих принципов:
— наличие сменных пар учащихся;
Надо чётко разграничивать КСО и ГСО. ГСО – традиционный способ обучения. При ГСО в каждый момент учебного времени только один участник коллектива – учитель, консультант.
При КСО одновременно несколько учащихся взаимодействуют на всех остальных. Существует несколько методик КСО, применяемых в различных ситуациях:
— изучение текстового материала по любому учебному предмету;
— решение задач и примеров по учебнику;
— разучивание стихотворений в сменных парах;
— выполнение упражнений в парах;
— работа по вопросникам.
ИЗУЧЕНИЕ ТЕКСТОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЛЮБОЙ УЧЕБНО ДИСЦИПЛИНЕ.
Составляется маршрут изучения какого-то текстового учебного материала из учебника по любому предмету. Для этого заданный материал делится на 3-6 частей. Чем младше класс, тем фрагменты текста должны быть меньше.
Два ученика, обычно сидящие за одной партой, вместе начинают изучение первой части. Один из них читает текст вполголоса, другой следит по тексту. Затем они обсуждают содержание, т. е. один пересказывает прочитанное, другой дополняет уточняет. При этом можно привлечь другой материал из другого источника по поводу изучаемого, например, из хрестоматии.
Дети дают название это части и составляют её план. При этом возникает лёгкий спор по поводу пунктов плана, что повышает умственную активность учащихся и способствует более точной формулировке мыслей, тщательной обработке содержания. Затем учащиеся записывают согласованное название первой части и её план в тетради и расходятся. Каждый из них находит нового партнёра для работы второй части текста.
В новой паре ученики сначала кратко повторяют содержание первой части. Они сверяют свои планы и уточняют его, изменяя форму. Один пересказывает первую часть, другой с тетрадью партнёра следит за изложением и поправляет, дополняет. Затем дети прорабатывают вторую часть текста и расходятся, чтобы образовать новые пары по оставшимся частям.
При проработке текста особое значение имеет последняя встреча. Проработав в паре последнюю часть текста, дети сообщают учителю о завершении своей работы. Теперь ребёнок готов по изученной теме выступать в малой или большой группе.
Проработав все части текста, ученики формируют малые группы по 4-6 человек. Они избирают ведущего, который предоставляет слово каждому, в том числе и себе, для изложения всего материала. Группа ставит каждому оценку. Ведущий передаёт список с оценками учителю, который в качестве контроля может проверить дополнительно 2-3 человека.
Организационная структура групповых способов обучения (ГСО) может быть комбинированной, т. е. содержать в себе различные формы: групповую (один учит многих), парную, индивидуальную. При этом первостепенное значение имеет именно групповое обучение. К групповым технологиям можно отнести:
При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности, осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
Психолого-педагогическое обоснование группового обучения:
— реализация принципа деятельности;
— формирование мотивации учения и обучения;
— всеобщий, всеохватывающий контроль знаний;
— психологический комфорт в учебном коллективе;
— единство воспитания и обучения;
— реализация субъект – субъектных отношений.
Сущность группового обучения состоит в следующем. На групповых занятиях происходит взаимодействие между педагогом и учащимися и между учащимися.
ПРЕИМУЩЕСТВА ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ.
— приобщение к важным навыкам жизни;
— умение стать на точку зрения другого;
— умение разрешать конфликты;
— умение работать сообща для достижения обще цели;
— укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;
— появляется возможность избежать негативных сторон соревнования;
— учащиеся убеждаются в ценности взаимопомощи.
ТИПЫ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ:
— обучение партнёров (в парах);
— группа, сидящая вместе;
— задания для всего класса.
ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ.
Установить правила и обучить им:
— нужно предоставить готовые правила или предложить детям разрабатывать их самостоятельно;
— нужно обсудить эти правила, что будет и уроком ответственности, и уроком демократии;
— правил должно быть не более 5;
— правила положительные лучше отрицательных, нужно указать, что следует, а что не следует;
— правила должны быть написаны на видном месте;
— правила должны выполняться всеми участниками игры;
— объединитесь по группам быстро и тихо;
— принесите необходимые материалы;
— слушайте, когда кто-то говорит;
— знайте своё задание;
— оставайтесь в своей группе, пока вам не указано делать другую работу;
2. НАЗНАЧИТЬ КАЖДОМУ СВОЮ РОЛЬ.
Дети должны знать не только конкретную задачу, но и цель урока. Задание нужно всегда давать большее, чем дети смогут выполнить.
РАСПРЕДЕЛИТЬ ЗАДАНИЕ И КАЖДОМУ УКАЗАТЬ ВРЕМЯ ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ.
ДАТЬ КЛАССУ ОТВЕТНЫЙ КОММЕНТАРИЙ.
Дети хотят знать, как они работали, адекватны ли их ответы вашим ожиданиям.
ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОГО УСПЕХА:
— учиться навыкам групповой работы;
— взаимное соответствие группового обучения и задания.
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НЕПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ:
— внимание и одобрение (обратная связь);
— активное включение учеников в работу;
— мотивация обучения (личная увлечённость педагога учебным материалом);
— установление жёстких правил;
— образцовое поведение учителя;
— нужно ловить учеников на хороших поступках и поощрять их;
Обучение есть общение обучающихся и обучаемых. Вид общения определяет и организационную форму обучения. Исторический анализ показывает, что развитие способов обучения основывалось на применении различных видов общения.
СРАВНЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ГРУППОВЫХ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ:
О Р Г А Н И З А Ц И О Н Н Ы Е:
Д И Д А К Т И Ч Е С К И Е:
Р А З В И В А Ю Щ И Е:
В О С П И Т А Т Е Л Ь Н Ы Е:
Познакомившись с идеями КСО, я стала работать, используя в организации учебных занятий работу в парах сменного состава. На коллективных занятиях, работая в парах сменного состава, каждый ученик становится одновременно и учителем: все работают на каждого и каждый на всех, чем больше ученик приносит пользы другим (обучая и воспитывая их), тем больше он получает от них, тем интенсивнее развивается он сам. Общение человека с другими людьми, с каждым в отдельности и по очереди – основной фактор индивидуального развития человека. При этой форме мы имеем учебный процесс, при котором ученик полученные знания передаёт другому и учится от другого тому, что знает его товарищ.
Работу в парах и парах сменно состава я использую в своей практике довольно часто. В результате ребята активнее включаются в учебный процесс, работают увлечённо, учатся общению, диалогу. У них вырабатываются навыки совместной работы.
Существует ряд методик организации занятий в парах сменного состава:
— методика поабзацной проработки текста;
— методика взаимообмена заданиями;
— и взаимопередача тем; и др.
Учащиеся вместе читают абзац, находят незнакомые и малопонятные слова и словосочетания, обсуждают их, выясняют значение. Ученик, над темой которого идёт работа, записывает их в тетрадь. Затем ребята вместе выясняют, о чём абзац, выделяют основную мысль и озаглавливают его. Заголовок абзаца хозяин темы записывает себе в тетрадь. После этого он работает над первым абзацем своего напарника, т.е. вместе с ним читает, обсуждает, озаглавливают абзац, помогает объяснить значение новых слов. Работа в паре заканчивается, когда у напарника в тетради появляется запись новых для него слов и заголовок первого абзаца. На этом пара распадается, и ученик ищет себе другого напарника.
Чтобы научить учащихся работать, таким образом, требуется определённое время. Ведь детей нужно было научить:
— работать в паре, т. е. научить слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказывать своё мнение и выслушивать мнение товарища;
— работать с инструкцией: читать и формулировать прочитанное, составить вопросы к тексту, выделять главную мысль, объяснять значение слов, озаглавливать текст, чётко формулировать своё понимание, свою мысль и т. д.
Эти вырабатывались не сразу. На первых порах было шумно, детям хотелось сидеть с теми, кто посильнее, или со своими друзьями, не было у них навыка совместной работы. Постепенно дети стали понимать, что, если ждать, когда освободится тот, кто тебе нужен, работа над темой затягивается. Дети стали работать тише и интенсивнее. По мере работы темп ускорялся, так как становилось больше изученных текстов.
Ежедневно занятия заканчивались обсуждениями того, как проходила работа. Дети в малых группах отвечали на вопросы: «Сколько пар я сменил?», «Когда мне было легко работать?», «Когда трудно?», «Почему?».
Затем командиры групп выступают перед всем классом с отчётом и оценками. После проработки всего материала в малых группах приступают к контрольным вопросам. Такая организация работы помогает развивать у детей самостоятельность, следить за ходом их рассуждений, последовательностью их действий. В классе царит атмосфера доброжелательности, внимания и уважения друг к другу. Очень радует, что дети умеют оценивать работу товарища на основе совместной деятельности и взаимной проверки.
При оценивании товарища, я учу детей сначала отмечать достоинства работы товарища, потом называть ошибки, которые допущены.
- коллективная система обучения ксо это
- коллективная форма организации обучения