коллективная форма организации обучения
Коллективные способы и формы обучения
Коллективной моделью работы называют учебные занятия в парах со сменными составами, ориентированные на вырабатывание и оттачивание умений:
Чтобы применить наиболее приемлемый вид структуры урока, следует обратить внимание на важность приобретения организации учебной работы учащихся на занятии.
Коллективный способ обучения – это такое обучение, при котором все члены группы действуют слаженно, прослеживается активное участие каждого из них, происходит процесс обучения товарищей умением работать в коллективе.
Групповой тип организации учебной деятельности – это подготовление и работа с детьми в динамических парах или парах со сменным составом.
Способы обучения
Переход к учебе в динамических парах или сменного состава возможен при наличии обучения в постоянных парах и группах. Поэтому подготовительная деятельность на уроках начальных классов предусматривает комбинирование общеклассной и персональной форм деятельности. Практика показывает отсутствие возможности справиться с аналогично предложенной задачей самостоятельно, падает динамичность принятия участия в общей классной работе, так как не все способны разобраться с поставленным вопросом. Учитель не может учесть степень подготовленности и личные особенности каждого.
Реализация данной деятельности возможна посредством включения дифференцированных задач. При внедрении их в образовательный процесс, педагог поэтапно готовит группу к коллективной форме изучения.
Наличие коллективной формы организации в заданиях дает шанс индивидуально продвинуться с определенным темпом, содействуя с проявлением и формированием способностей каждого ребенка. Это подтверждается узкой взаимосвязью развивающего преподавания и коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса. При появлении в новых коллективах учащимся трудно контактировать со сверстниками. Целью учителя является научить детей взаимодействовать вместе как одна группа.
Применение различных форм общественной работы учениками считаются особо важными для становления мотивации учения, что может трактоваться наличием некоторых факторов. Групповые формы позволяют втягивать в работу всех детей, в особенности «глухих», также выполняющих установленные задания совместно. Действие в микроколлективе позволяет активизировать всех членов группы. Командная деятельность способна сплотить учащихся и вызвать особую заинтересованность товарищей значимостью предоставленного процесса. Ребенок может начать по-другому относиться к учебной деятельности, то есть ценить и осознавать ее важность. При появлении этих двух факторов возможно введение учащегося в интенсивную работу, со временем перерастающую в необходимость, обретающую значимость, приводимую к становлению мотивации учения.
Главное условие формирования учебной работы младших классов – наличие взаимосвязи и коллективности у детей. Зачастую педагоги ошибочно откладывают совместную работу на второй план. Это способствует реализации части возможностей формирования ребенка.
Поэтому рекомендуется применять коллективную форму работы для организации учебно-воспитательного процесса, так как она основывается на совместной работе и взаимопомощи, дает гарантии участия во время мероприятия или урока всех учащихся, способна выявить индивидуальные характерные черты, создает условия формирования персональных качеств личности.
Разработка задач и проведение уроков
Для организации коллективной деятельности педагог берет на себя ответственность по приготовлению специального материала, созданию задач, подготовке детей к партнерским отношениям. Рекомендовано внедрение компонентов коллективной деятельности с начала обучения. Рассаживание детей идет согласно группам. Создание категорий производится при помощи определенной расстановки мебели (не всегда).
Появление групп согласно содержанию происходит намного позже. На момент процесса работы группа является механизмом помощи. Урок служит главной формой организации преподавания, домашнее задание носит многообразный характер индивидуального вида, что снижает перегруженность учащихся. Благодаря компетентности педагога, занятие включает в себя сочетание нескольких форм деятельности, характер отношений между учителем и детьми, рассматривается как нестандартный и мобильный урок.
Для выработки умений с получением высокого развивающего результата необходима постановка педагогом неординарных учебных задач и организация группового поиска.
Коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса на уроке положительно сказывается на результатах детей. Ребята учатся высказываться, искать правильные решения, сортировать и убирать ошибочные, внимать к суждениям других участников. Если имеется такая форма организации учебного процесса, то прогнозируется рост мотивации обучения, создание коллективных отношений, формирование независимости. Групповая форма способствует наталкиванию на высказывания стеснительных учащихся, так как они будут находиться в тот момент в более узком окружении по сравнению с целым классом, то есть произойдет некая поэтапная адаптация.
Проявление активности и независимости подростков возможно при наличии психического настроя на работу:
Активный отклик в рассмотрении трудностей, проблем, задач, устанавливаемых учащимися в группах, желание принять участие в обсуждении выводов товарищей, их расширение, внесение коррективов – все это является существенными аспектами познавательной самостоятельности и инициативности, указывающими на становление ученика субъектом учебно-воспитательной работы, то есть осуществляется развивающее обучение.
«Коллективные формы обучения»
Если детей обучать по коллективной форме обучения, то уровень самостоятельности у школьников значительно повысится; процесс обучения станет более интересным, так как эта форма обучения расширяет рамки общения, коренным образом изменяет характер участия учащихся в добывании знаний.
Просмотр содержимого документа
«»Коллективные формы обучения»»
Исходя из выше сказанного, ставится следующая проблема – не умение школьников работать в коллективе и самостоятельно.
Цель работы: разработать свою модель использования коллективных форм организации обучения, опираясь на педагогические и психологические исследования в литературе.
Объектом исследования являются коллективные формы обучения.
Предметом исследования являются приемы организации коллективных форм обучения.
В нашем исследовании мы исходим из гипотезы: если детей обучать по коллективной форме обучения, то уровень самостоятельности у школьников значительно повысится; процесс обучения станет более интересным, так как эта форма обучения расширяет рамки общения, коренным образом изменяет характер участия учащихся в добывании знаний.
В соответствии с поставленной целью нашей работы, предметом и объектом исследования ставятся следующие задачи:
· изучить и проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу по вопросам коллективных форм обучения;
· апробировать в учебном процессе коллективные формы работы;
· разработать свою модель коллективных форм обучения.
Практическая значимость данной работы состоит в разработке модели коллективной формы обучения.
Коллективное обучение – это такое обучение, при котором коллектив обучает каждого своего члена, и каждый член коллектива активно участвует в обучении своих товарищей по совместной учебной работе (по В.К. Дьяченко).
Технология коллективной формы обучения приводит к преобразованию всего педагогического процесса в школе в соответствии с зоной ближайшего развития каждого ученика. А это означает, что переход на коллективную форму обучения обеспечит развивающий характер обучения.
Таким образом, коллективная форма организации учебной работы – это обучение обучающих и обучаемых в динамических парах, или парах сменного состава.
Выделяют следующие признаки коллективной работы:
1. наличие у всех ее участников единой цели;
2. разделение труда, функций и обязанностей, привлечение участников работы к контролю, учету, управлению;
3. налаженное сотрудничество и товарищеская взаимопомощь;
4. осознанный общественно-общественно полезный характер всех и каждого ученика в отдельности задается деятельностью;
5. культивируется забота всех о каждом и каждого, обо всех;
6. достигается равенство объективных условий для каждого.
Для организации коллективной работы нужно разделить учеников на группы – рабочие коллективы, поставить перед каждым из этих коллективов учебные задачи, осуществляя при этом разделение труда между учащимися.
Однако, не вполне ясно, как подбирать членов групп, которые могли бы эффективно сотрудничать. Столь же неясно, как распределить обязанности между членами этих групп.
Высказанные опасения не относятся к простейшему виду коллективной работы – к парной работе. Во время нее учащиеся работают по двое – за общим
Например, это могут быть взаимные диктанты, когда ученики, подиктовав текст один другому, расходятся и работают с остальными учениками. Или взаимообмен заданиями по Мурманской методике, работа по вопросникам, над проектами и многое другое.
Модель организации коллективных форм обучения
Заинтересовавшись вопросом коллективных форм обучения, попробовали создать свою модель “Свободный класс”.
Учитель – помощник и наблюдатель. Обязательные качества педагога – недюжинные организаторские способности. Учитель в таком классе – создатель творческой атмосферы.
Занятия предусматривали наличие одной учебной программы для начальных классов, но в целях углубления знаний возможно использование и других. Программа составлялась на каждого ученика с учетом его способностей и возможностей, но не ниже обязательного минимума. Она обсуждалась вместе с ребенком и родителями, предусматривала меньшую загруженность и предотвращала утомляемость ребенка.
Занятия предполагали: плавный переход от простого к сложному, работу с различными источниками информации, обязательное одобрение и применение на практике идей детей («музей достижений»), особое внимание игре, музыке, спорту, театру, 15-минутные уроки для всех в начале дня (учитель объясняет материал в сжатой форме, используя схемы, повторяем кратко с детьми по схеме, и она остается на доске или стене на всю неделю), обязательный контроль за знаниями, поощрения («книжечки-поощрялочки», или портфолио). Объединение в группы первый раз происходит по желанию детей. Программы обсуждаются вместе с детьми, вносятся коррективы.
Ученик сам определял содержание и объем задания на дом. Это вызывало много вопросов со стороны родителей. Но родительское собрание и постоянные контакты с родителями в первые же дни позволили установить правильный контроль за данной работой. Воспитательный аспект хотя и рассматривался при планировании этой формы работы, но показал удивительные высокие результаты.
Чувство свободного выбора помогает ребенку учебную задачу осознать как свободно выбранную, необходимые знания, определенные программой, переходят в лично значимые. С удовольствием проводились минуты отдыха с физическими упражнениями и релаксацией под спокойную музыку. Помещение должно помогать детям, отвечать их интересам. Оно разбито на отдельные центры: чтение, математика, домоводство и т.д. Каждый мини-центр снабжен необходимым материалом, оборудованием. Все в полном распоряжении детей. Такое гибкое использование помещения способствует возникновению творческих импульсов и вносит разнообразие в учебный процесс. На обычном уроке перемещение детей по классу было бы воспринято как нарушение дисциплины, а в данном случае это необходимость. О свободе пространства говорила и Мария Монтессори, которая призывала “сделать свободным развитие человека”.
Опыт показал, что такую систему можно использовать даже для детей с сенсорными и физическими нарушениями. Результаты всегда были положительными.
Выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личности, определенными стандартом:
гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая знания, умело применяя их на практике
самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их преодоления, быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
грамотно работать с информацией (собирать, анализировать, выдвигать собственные гипотезы, решать новые проблемы);
быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях;
самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Безусловно, такая работа требует коррекции, дополнения, постоянного обновления, обогащения материалами. Учитель всегда должен помнить, что в ответе за воспитание личности ребенка, духовно богатой, внутренне свободной, способной строить жизнь. Учитель в ответе за Человека, умеющего быть счастливым и нести счастье людям.
Коллективная форма организации обучения
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Коллективные способы обучения (КСО) завоёвывают в средней школе всё более прочные позиции. А нельзя ли использовать их в начальной школе?
Статья:
В настоящее время идёт модернизация школы. И всё чаще говорят о том, что главная задача школы – не снабдить ученика готовыми знаниями, а выработать у них умение ориентироваться в окружающем мире, принимать, используя полученные знания, нужные решения. Но для этого следует переосмыслить подходы к обучению школьников, переосмыслить содержание и принципы построения учебного процесса.
Коллективные способы обучения (КСО) завоёвывают в средней школе всё более прочные позиции. А нельзя ли использовать их в начальной школе?
Я заинтересовалась этим вопросом и решила изучить эту проблему и найти пути её решения в начальной школе. Младшие школьники тянутся к групповым формам работы, воспринимают их как увлекательную игру и работают на таком занятии с большой отдачей. Кроме того, применение КСО позволяет каждому ученику активно проявить себя, никто не уйдёт с чувством обиды на то, что его (опять не спросили). Коллективные способы обучения кардинально меняют ситуацию. Каждый ученик говорит на каждом уроке, притом говорит на языке предмета. Всё обучение идёт на уроке.
Коллективные способы обучения (КСО) появились в 1918 году. Педагог А. Г. Ривин (1877-1944) провёл на хуторе Корнин под Киевом необычайный педагогический эксперимент. В течение года он один вёл занятия с 40 детьми в возрасте от 10 до 16 лет. Работая индивидуально в парах, ученики делали всё: решали задачи, конспектировали и реформировали учебники, разучивали стихотворения, выступали с докладами, отчитывались в знаниях перед учителем и друг перед другом. Традиционного занятия по расписанию в этой школе не было. Каждый ученик за это время освоил курс 3-4 летнего обучения. Впечатляющим было развитие учеников. Неразвитые сельские подростки спустя год научились логично мыслить, доказывать, рассуждать, дискутировать, анализировать сложные тексты и даже проявляли нередко неплохие педагогические способности. В Корнине были сделаны три педагогических открытия:
— впервые в отечественной и мировой педагогике в течение года шла интенсивная учебная деятельность в сменных парах и микро группах;
— была разработана и апробирована новая технология учебно-воспитательной работы:
— впервые был создан разновозрастный самообразовательный учебный коллектив, который сам себя обучал, сам себя контролировал, самоуправлялся, и всё это – при лидирующей роли учителя.
К сожалению, коллективные способы обучения не были поняты и должным образом оценены современниками.
АКТУАЛЬНОСТЬ КОЛЛЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ.
Актуальность этой педагогической технологии определяется тем, что она предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования:
— противоречие между мотивацией и стимуляцией учения школьников.
Стимуляция многократно превосходит мотивацию. Учителя жалуются, что дети не хотят учиться, а учащиеся на скуку, однообразие и не посильность учёбы. Коллективная учёба формирует и развивает мотивацию учеников в сотрудничестве:
— между пассивно-созерцательным и активно-преобразовательными видами учебной деятельности. Учитель объясняет новый материал – остальные слушают, и не слушают. Такая пассивная созерцательность занимает большую часть урока. Коллективная же учёба включает каждого ученика в активную работу на весь урок, в сменных парах и микро группах;
— между психологическим комфортом и дискомфортом: КСО создают условия живого непринуждённого общения, тогда как на классическом уроке педагог вынужден в течение 40 минут держать в руках весь класс:
— между воспитанием и обучением.
На обычном уроке воспитательное взаимовлияние учеников пресекается учителем: «не разговаривайте!», «Не подсказывайте!». На уроках КО всё наоборот: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга.
МЕТОДИКА КОЛЛЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ.
Специфика КСО состоит в соблюдении следующих принципов:
— наличие сменных пар учащихся;
Надо чётко разграничивать КСО и ГСО. ГСО – традиционный способ обучения. При ГСО в каждый момент учебного времени только один участник коллектива – учитель, консультант.
При КСО одновременно несколько учащихся взаимодействуют на всех остальных. Существует несколько методик КСО, применяемых в различных ситуациях:
— изучение текстового материала по любому учебному предмету;
— решение задач и примеров по учебнику;
— разучивание стихотворений в сменных парах;
— выполнение упражнений в парах;
— работа по вопросникам.
ИЗУЧЕНИЕ ТЕКСТОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЛЮБОЙ УЧЕБНО ДИСЦИПЛИНЕ.
Составляется маршрут изучения какого-то текстового учебного материала из учебника по любому предмету. Для этого заданный материал делится на 3-6 частей. Чем младше класс, тем фрагменты текста должны быть меньше.
Два ученика, обычно сидящие за одной партой, вместе начинают изучение первой части. Один из них читает текст вполголоса, другой следит по тексту. Затем они обсуждают содержание, т. е. один пересказывает прочитанное, другой дополняет уточняет. При этом можно привлечь другой материал из другого источника по поводу изучаемого, например, из хрестоматии.
Дети дают название это части и составляют её план. При этом возникает лёгкий спор по поводу пунктов плана, что повышает умственную активность учащихся и способствует более точной формулировке мыслей, тщательной обработке содержания. Затем учащиеся записывают согласованное название первой части и её план в тетради и расходятся. Каждый из них находит нового партнёра для работы второй части текста.
В новой паре ученики сначала кратко повторяют содержание первой части. Они сверяют свои планы и уточняют его, изменяя форму. Один пересказывает первую часть, другой с тетрадью партнёра следит за изложением и поправляет, дополняет. Затем дети прорабатывают вторую часть текста и расходятся, чтобы образовать новые пары по оставшимся частям.
При проработке текста особое значение имеет последняя встреча. Проработав в паре последнюю часть текста, дети сообщают учителю о завершении своей работы. Теперь ребёнок готов по изученной теме выступать в малой или большой группе.
Проработав все части текста, ученики формируют малые группы по 4-6 человек. Они избирают ведущего, который предоставляет слово каждому, в том числе и себе, для изложения всего материала. Группа ставит каждому оценку. Ведущий передаёт список с оценками учителю, который в качестве контроля может проверить дополнительно 2-3 человека.
Организационная структура групповых способов обучения (ГСО) может быть комбинированной, т. е. содержать в себе различные формы: групповую (один учит многих), парную, индивидуальную. При этом первостепенное значение имеет именно групповое обучение. К групповым технологиям можно отнести:
При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности, осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
Психолого-педагогическое обоснование группового обучения:
— реализация принципа деятельности;
— формирование мотивации учения и обучения;
— всеобщий, всеохватывающий контроль знаний;
— психологический комфорт в учебном коллективе;
— единство воспитания и обучения;
— реализация субъект – субъектных отношений.
Сущность группового обучения состоит в следующем. На групповых занятиях происходит взаимодействие между педагогом и учащимися и между учащимися.
ПРЕИМУЩЕСТВА ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ.
— приобщение к важным навыкам жизни;
— умение стать на точку зрения другого;
— умение разрешать конфликты;
— умение работать сообща для достижения обще цели;
— укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;
— появляется возможность избежать негативных сторон соревнования;
— учащиеся убеждаются в ценности взаимопомощи.
ТИПЫ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ:
— обучение партнёров (в парах);
— группа, сидящая вместе;
— задания для всего класса.
ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ.
Установить правила и обучить им:
— нужно предоставить готовые правила или предложить детям разрабатывать их самостоятельно;
— нужно обсудить эти правила, что будет и уроком ответственности, и уроком демократии;
— правил должно быть не более 5;
— правила положительные лучше отрицательных, нужно указать, что следует, а что не следует;
— правила должны быть написаны на видном месте;
— правила должны выполняться всеми участниками игры;
— объединитесь по группам быстро и тихо;
— принесите необходимые материалы;
— слушайте, когда кто-то говорит;
— знайте своё задание;
— оставайтесь в своей группе, пока вам не указано делать другую работу;
2. НАЗНАЧИТЬ КАЖДОМУ СВОЮ РОЛЬ.
Дети должны знать не только конкретную задачу, но и цель урока. Задание нужно всегда давать большее, чем дети смогут выполнить.
РАСПРЕДЕЛИТЬ ЗАДАНИЕ И КАЖДОМУ УКАЗАТЬ ВРЕМЯ ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ.
ДАТЬ КЛАССУ ОТВЕТНЫЙ КОММЕНТАРИЙ.
Дети хотят знать, как они работали, адекватны ли их ответы вашим ожиданиям.
ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОГО УСПЕХА:
— учиться навыкам групповой работы;
— взаимное соответствие группового обучения и задания.
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НЕПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ:
— внимание и одобрение (обратная связь);
— активное включение учеников в работу;
— мотивация обучения (личная увлечённость педагога учебным материалом);
— установление жёстких правил;
— образцовое поведение учителя;
— нужно ловить учеников на хороших поступках и поощрять их;
Обучение есть общение обучающихся и обучаемых. Вид общения определяет и организационную форму обучения. Исторический анализ показывает, что развитие способов обучения основывалось на применении различных видов общения.
СРАВНЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ГРУППОВЫХ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ:
О Р Г А Н И З А Ц И О Н Н Ы Е:
Д И Д А К Т И Ч Е С К И Е:
Р А З В И В А Ю Щ И Е:
В О С П И Т А Т Е Л Ь Н Ы Е:
Познакомившись с идеями КСО, я стала работать, используя в организации учебных занятий работу в парах сменного состава. На коллективных занятиях, работая в парах сменного состава, каждый ученик становится одновременно и учителем: все работают на каждого и каждый на всех, чем больше ученик приносит пользы другим (обучая и воспитывая их), тем больше он получает от них, тем интенсивнее развивается он сам. Общение человека с другими людьми, с каждым в отдельности и по очереди – основной фактор индивидуального развития человека. При этой форме мы имеем учебный процесс, при котором ученик полученные знания передаёт другому и учится от другого тому, что знает его товарищ.
Работу в парах и парах сменно состава я использую в своей практике довольно часто. В результате ребята активнее включаются в учебный процесс, работают увлечённо, учатся общению, диалогу. У них вырабатываются навыки совместной работы.
Существует ряд методик организации занятий в парах сменного состава:
— методика поабзацной проработки текста;
— методика взаимообмена заданиями;
— и взаимопередача тем; и др.
Учащиеся вместе читают абзац, находят незнакомые и малопонятные слова и словосочетания, обсуждают их, выясняют значение. Ученик, над темой которого идёт работа, записывает их в тетрадь. Затем ребята вместе выясняют, о чём абзац, выделяют основную мысль и озаглавливают его. Заголовок абзаца хозяин темы записывает себе в тетрадь. После этого он работает над первым абзацем своего напарника, т.е. вместе с ним читает, обсуждает, озаглавливают абзац, помогает объяснить значение новых слов. Работа в паре заканчивается, когда у напарника в тетради появляется запись новых для него слов и заголовок первого абзаца. На этом пара распадается, и ученик ищет себе другого напарника.
Чтобы научить учащихся работать, таким образом, требуется определённое время. Ведь детей нужно было научить:
— работать в паре, т. е. научить слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказывать своё мнение и выслушивать мнение товарища;
— работать с инструкцией: читать и формулировать прочитанное, составить вопросы к тексту, выделять главную мысль, объяснять значение слов, озаглавливать текст, чётко формулировать своё понимание, свою мысль и т. д.
Эти вырабатывались не сразу. На первых порах было шумно, детям хотелось сидеть с теми, кто посильнее, или со своими друзьями, не было у них навыка совместной работы. Постепенно дети стали понимать, что, если ждать, когда освободится тот, кто тебе нужен, работа над темой затягивается. Дети стали работать тише и интенсивнее. По мере работы темп ускорялся, так как становилось больше изученных текстов.
Ежедневно занятия заканчивались обсуждениями того, как проходила работа. Дети в малых группах отвечали на вопросы: «Сколько пар я сменил?», «Когда мне было легко работать?», «Когда трудно?», «Почему?».
Затем командиры групп выступают перед всем классом с отчётом и оценками. После проработки всего материала в малых группах приступают к контрольным вопросам. Такая организация работы помогает развивать у детей самостоятельность, следить за ходом их рассуждений, последовательностью их действий. В классе царит атмосфера доброжелательности, внимания и уважения друг к другу. Очень радует, что дети умеют оценивать работу товарища на основе совместной деятельности и взаимной проверки.
При оценивании товарища, я учу детей сначала отмечать достоинства работы товарища, потом называть ошибки, которые допущены.