коммуникативная мотивация в обучении иностранному языку

Коммуникативная мотивация в обучении иностранному языку

Автор: Юлия Николаевна Жаркова

Организация: МБОУ СОШ им. П.А. Столыпина

Населенный пункт: Пензенская область, с.Столыпино

Как же построить процесс обучения так, чтобы каждый ребенок был заинтересован в результате, понимал возможность применения полученных знаний, а кроме того был нацелен на постоянное самообразование и развитие личности, как требует того Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Поделюсь некоторыми приемами и методами, которые использую сама.

Слайд 2 Мотивация имеет очень сложную структуру, существует множество ее разновидностей. Я предлагаю рассмотреть коммуникативную разновидность мотивации, так как коммуникативность – это первая и естественная потребность всех, начинающих изучать иностранный язык. Но именно этот тип мотивации труднее всего сохранить, ведь овладение иностранным языком в атмосфере родного языка представляет особенную трудность.[1] Все «естественные ситуации», создаваемые учителем на уроке все-таки носят сценический характер и, если делать ставку только на естественную коммуникацию на уроке, вряд ли удастся сохранить мотивацию и добиться успеха. Поэтому считаю, что обращение к воображению учащихся, к фантазии, к игре, творчеству на уроке и во внеурочной деятельности – один из важных аспектов эффективного обучения.

Слайд 3 Игра присуща детскому возрасту, но играть любят все люди, и взрослые тоже, потому что в игровой деятельности человек максимально свободен, раскрепощен, не связан предметным результатом, будучи увлечен самим процессом игры. К тому же, в игре человек спрятан за игровую роль, он изображает кого-то, а, следовательно, не скован страхом раскрыть свое «Я». [2] Предлагаю описание некоторых игр, на мой взгляд наиболее эффективных, которые я применяю на моих уроках.

Слайд 7 Современное информационное общение почти полностью переместилось в сеть Интернет. А мобильные технологии настолько расширили пространство, что все можно делать буквально на ходу. Это совершенно новый способ познания, который «всегда с тобой». Дети привыкли к доступности информации. Они, не задумываясь, просто «гуглят», с удовольствием используют видео и аудио и легче воспринимают текст с экрана. Считаю, что интерес обучающихся к предмету и высокую мотивацию к обучению возможно поддержать, используя современные информационные технологии.

Благодаря сети Интернет, появилась возможность применять новые формы внеклассной работы с детьми: участие в Интернет-проектах, дистанционных олимпиадах. Участие старшеклассников в конкурсах переводов различного уровня считаю отличной внутренней мотивацией на применение иностранного языка в профессиональной деятельности.

Слайд 9 Особенно интересным считаю участие обучающихся в проекте «Penfriends from Cambridge». [6] Я зарегистрировала нашу школу на этом сайте, и ребята начали переписку со сверстниками из Италии, изучающими английский язык. Чуть позже нам пришли письма из Бразилии. Данный проект открыл перед ребятами возможность практического применения английского языка. Заинтересованность в общении проявили не только «отличники», но и те, кто мало внимания уделял изучению иностранного языка. Ценность данного проекта в естественной ситуации речевого общения, а значит развитии коммуникативной компетенции обучающихся. Этот проект помогает достичь личностных результатов ФГОС ООО «формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания». [7]

Кроме того, происходит повышение моего собственного уровня владения языком, поскольку я получила возможность общаться с коллегой на английском языке.

Слайд 10 Конечно, как свободное пространство Интернет наполнен не только достоверной, но и явно ложной информацией. Поэтому моя задача научить моих учеников ориентироваться в информационном потоке. Я учу правильно пользоваться интернет словарями, онлайн-переводчиками, всегда даю ссылки на полезные и проверенные информационные сайты. С некоторыми учащимися мы ведем переписку в социальных сетях и на моем сайте через обратную связь. В соответствии с их запросами и интересами я постоянно выкладываю обучающее видео и другие полезные материалы на страничке Ученикам. По моему мнению, возможность поддерживать связь с ребятами не только в рамках урока, класса, школы, развивает взаимопонимание и сотрудничество и способствует коммуникативной мотивации.

Источник

Коммуникативная учебная мотивация на уроках иностранного языка

коммуникативная мотивация в обучении иностранному языку. Смотреть фото коммуникативная мотивация в обучении иностранному языку. Смотреть картинку коммуникативная мотивация в обучении иностранному языку. Картинка про коммуникативная мотивация в обучении иностранному языку. Фото коммуникативная мотивация в обучении иностранному языку

Выступление на заседании МО, учитель Косарева Елена Юрьевна

на тему «Коммуникативная учебная мотивация».

Познавательная мотивация к учебной деятельности является одним из важнейших факторов при изучении иностранных языков. Именно такая мотивация побуждает учащихся к упорной, систематической учебной работе. Мотивация является как бы «запускным механизмом» (И.А.Зимняя), источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в рез ультате чего и возникает активность. В основе познавательной мотивации лежит бескорыстная жажда познания, неудержимое стремление познать все новое и новое. При такой мотивации учащиеся с большой легкостью воспринимают учебный материал и справляются с трудностями.

Следует различать внешнюю мотивацию и внутреннюю мотивацию. Внешняя мотивация не связана непосредственно с содержанием предмета, а обусловлена внешними обстоятельствами. Примерами могут служить:

— мотив достижения – вызван стремлением человека достигать успехов и высоких результатов в любой деятельности, в том числе и в изучении иностранного языка. Например, для отличных оценок и т. д.;

— мотив самоутверждения – стремление утвердить себя, получить одобрение других людей. Человек учит иностранный язык, чтобы получить определенный статус в обществе;

— мотив идентификации – стремление человека быть похожим на другого человека, а также быть ближе к своим кумирам и героям (например, чтобы понимать тексты песен любимой группы);

— мотив аффилиации – стремление к общению с другими людьми. Человек может учить иностранный язык, чтобы общаться с друзьями–иностранцами;

— мотив саморазвития – стремление к самоусовершенствованию. Иностранный язык служит средством для духовного обогащения и общего развития человека;

— просоциальный мотив – связан с осознанием общественного значения деятельности. Человек изучает иностранный язык, потому что осознает социальную значимость учения.

Внутренняя же мотивация связана не с внешними обстоятельствами, а непосредственно с самим предметом. Её еще часто называют процессуальной мотивацией. Ребенку нравится непосредственно иностранный язык, нравится проявлять свою интеллектуальную активность. Действие внешних мотивов (престижа, самоутверждения, и т.д.) может усиливать внутреннюю мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности.

Весь учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы учащиеся на каждом уровне испытывали радость от удовлетворения потребностей, специфических для предмета «иностранный язык». Эти потребности соответствуют следующим разновидностям внутренней мотивации, предложенным психологом С.Т.Григоряном: коммуникативной, лингвопознавательной и инструментальной.

Коммуникативную разновидность внутренней мотивации можно назвать основной, так как коммуникативность – это первая естественная потребность, изучающих иностранный язык. Предпосылками для возникновения коммуникативной мотивации могут быть созданы при постановке задач урока, соответствующих содержанию и соответствующих организационным формам работы.

Сама формулировка задач урока должна импонировать ребятам, открывать перед ними ясную речевую перспективу. Формулировка задачи зависит от ступени обучения, от возрастных и психологических особенностей.

В область личностных интересов естественным образом втягивается и вторичное «Я», когда учащийся играет какую-либо роль в воображаемой ситуации. Например: «Расскажите историю о своих каникулах», «Представьте, что вы гид, и проведите экскурсию по Лондону», «Расскажите туристам о тех достопримечательностях». Подобные задания предоставляют ученику право выбора, что очень важно, так как он может выбрать ту часть материала, которую лучше усвоил, тем самым устраняются отрицательные эмоции.

События актуальной действительности также могут обогатить содержание урока, показав учащимся, что они учатся не для школы, а для жизни, и это, несомненно, поддерживает коммуникативную мотивацию. Поэтому на уроке следует использовать информацию из газет и журналов страны изучаемого языка и «связать» её с темой урока.

Познавательный характер материала урока играет немаловажную роль в коммуникативной мотивации и должен быть подчинён правилу равновесия между новой и уже известной информацией. Это можно достигнуть путём сообщения нового об известном.

Например, в 5-м классе учащиеся только называют некоторые достопримечательности Лондона, в 6-м они ещё ближе знакомятся с достопримечательностями города и могут рассказать, где находится та или иная достопримечательность и чем она знаменита.

Познавательный материал урока связан с психолого-педагогическим понятием «зоны ближайшего развития», которое ввёл и объяснил Л.С. Выготский. Это понятие связано с развивающим обучением и обозначает разницу между тем, что ученик может сделать самостоятельно и что с помощью взрослого. Доверие интеллектуальным возможностям учащихся усиливает удовлетворение от учения.

Следующим важным моментом, способствующим вызову и сохранению коммуникативной мотивации, является организация урока.

Хотелось бы остановиться на некоторых интересных моментах организации урока, способствующих развитию коммуникативной активности. Игровые упражнения позволяют организовать целенаправленную речевую практику на уроках иностранного языка, тренировку и активизацию навыков и умений монологической и диалогической речи, различных типов взаимодействия партнёров по общению, формирования и формулирования многообразных типов высказываний (описания, сообщения, информации, доказательства, выражения мнения, согласия и т.п.).

Во-первых, поскольку проектная работа даёт учащимся возможность выражать свои собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.

Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть чёткого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.

Работа над проектом развивает у учащихся самостоятельность. С другой стороны, сам проект является результатом большой самостоятельной работы учащихся.

В методической литературе достаточно подробно описаны способы формирования самостоятельной работы учащихся. Это: научить учащихся пользоваться учебником и справочной литературой, учить использовать таблицы, памятки, комментарии, подсказывающие задания, наводящие вопросы, опоры.

В практике школьного обучения иностранному языку, особенно на начальной ступени, наиболее широкое распространение получили фронтальные формы работы, что позволяет учителю обучать весь класс одновременно. Совершенствовать фронтальную работу можно, если использовать на уроке игровые формы деятельности, ставить проблемные вопросы, требующие использования элементов творчества, а также путём сочетания фронтальных и групповых форм работы.

Индивидуальная работа школьников чаще всего протекает на уроке в русле фронтальной. При формировании умений в диалогической речи, при формировании лексических и грамматических навыков.

Аудирование, как правило, происходит как фронтальный вид работы в классе, хотя коммуникативные задачи в связи с прослушанным могут распределяться дифференцированно в виде индивидуальных или групповых заданий.

Для развития умений в смысловой переработке информации, умений вести беседу-полилог неоценимо значение групповых форм совместной деятельности.

Важно объединить действия учащихся общностью какой-то цели, интересного для них дела. Как известно, подростки тянутся к коллективности, к каким-то объединенным действиям. Эту тягу надо использовать в организации групповой и коллективной работы по иностранному языку, создавая тем самым положительную мотивацию учения.

В групповую работу целесообразно включать не более пяти и не менее трех учащихся. На первых порах учитель сам определяет состав группы, поясняет цели, задачи и способы выполнения группового задания. По мере накопления опыта совместной групповой деятельности учащиеся сами распределяют свои функции в выполнении группового задания и сами корректируют ход своей работы.

В непринужденной обстановке общения, осознавая право каждого члена группы советоваться с товарищами, ученики обращаются друг к другу и к учителю за помощью, пользуются справочным материалом. Каждый член группы старается быть не хуже других и, чувствуя «плечо товарища», скорее приобщается к активной деятельности. Поэтому групповая работа способствует повышению мотивации на уроках иностранного языка.

Итак, предпосылки для возникновения коммуникативной мотивации могут быть созданы при постановке задач урока, соответствующем содержании и соответствующих организационных формах урока. Все это опосредуется учителем и полностью зависит от его стиля работы.

Лингвопознавательная мотивация является разновидностью внутренней мотивации и заключается в положительном отношении учащихся к самой языковой материи.

Возможны два пути ее формирования: опосредованный, то есть через коммуникативную мотивацию, и непосредственный, путем стимулирования поисковой деятельности учащихся в языковом материале.

Учащиеся должны ощущать необходимость в языковом материале для расширения и углубления своих речевых возможностей. Целесообразно поэтому время от времени прибегать к приему, делающему эту связь наглядной. Учитель говорит: «Сегодня мы будем говорить о… Какие слова и выражения нам могут для этого понадобиться?» Таким образом, создается потребность в новых словах. Учащиеся называют на родном языке нужные им слова, учитель сообщает их им, лучше же, если учащиеся, используя словарь, сами найдут значения этих слов на иностранном языке, а учитель поможет выбрать в каждом конкретном случае подходящее слово из множества вариантов его значения. Мотивация при этом возрастает. Замечено также, что и запечатление в памяти лексики тоже усиливается. Работа над каким-либо проектом является отличным стимулом для расширения и углубления языкового материала.

Большую роль играет также развитие языковой догадки. Внезапное «озарение» по поводу того или иного значения слова, выражения и грамматической формы доставляет учащимся большое удовольствие и мотивирует дальнейший лингвистический поиск.

Важно также побудить учащихся к накоплению языкового материала. Для этого рекомендуется применять различные языковые игры, органично включая их в урок.

Работа с английскими песнями, стихами и рифмовками выполняет не только учебные, но и воспитательные и развивающие задачи, обогащает духовный мир ребенка, расширяет его словарный запас, помогает лучше усвоить лексический и грамматический материал, прививает любовь к поэзии страны изучаемого языка.

Известно, что педагогический эффект может быть достигнут в большей мере в результате собственной активности учащихся. Здесь можно применить такую тавтологию: нужно учить учащихся учиться. В форме нейтрально-пассивного восприятия его получить нельзя.

Методически высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок –спектакль, урок – праздник, видеоурок, урок –интервью и другие формы занятий.

Названные виды и подвиды мотивации представляют собой в известном смысле «скрытые силы, тонизирующие учение». Будут ли они «разбужены», превратятся ли они в реальную движущую силу процесса обучения на всем его протяжении, зависит от учителя. В его функцию, следовательно, входит воспитание мотивов учения, то есть создание средствами данного предмета оснований для вызова соответствующих мотивов. Л.Н.Толстой сказал: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика …чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик»

1.Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка». — М.: Просвещение», 1981.

2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.

3. Гальскова Н.Д. теория и практика обучения иностранным языкам. М.: Айрис-Пресс, 2004.

Источник

Статья «Мотивация и её роль в изучении иностранного языка»

коммуникативная мотивация в обучении иностранному языку. Смотреть фото коммуникативная мотивация в обучении иностранному языку. Смотреть картинку коммуникативная мотивация в обучении иностранному языку. Картинка про коммуникативная мотивация в обучении иностранному языку. Фото коммуникативная мотивация в обучении иностранному языку

«Мотивация и её роль в изучении иностранного языка»

На сегодняшний день учебная деятельность предполагает развитие у школьников умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Мотивацию в таком случае можно охарактеризовать как соподчинение различных мотивов, их иерархия, устойчивость и сбалансированность. Школьников нужно научить ставить перед собой перспективные цели и достигать их, видеть последствия деятельности и поведения; преодолевать любые препятствия на пути к намеченной цели.

Актуальность данной работы заключается в том, что проблема повышения мотивации изучения иностранного языка всегда остается актуальной. Сложность иностранного языка, как учебного предмета, большой объем лексического и грамматического материала, необходимость выполнять однообразные и зачастую скучные упражнения объясняет нежелание учащихся глубоко вникать в изучение данного предмета и, как результат, низкий уровень языковой подготовки в большинстве неязыковых школ.

Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. В качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность.

Вслед за авторами мы подразумеваем под мотивацией систему мотивационных импульсов, которые направляют учебную деятельность, в случае положительной установки учителя, для более глубокого изучения английского языка, его улучшения и желания развивать потребности в обучении иностранному языку. Многочисленные эксперименты показали, что в течение одного учебного года отношение слушателей к различным типам речевой деятельности на английском языке может кардинально измениться в отрицательную или положительную стороны. Это зависит от стиля работы учителя (постоянное использование одного учебника, однообразные виды упражнений ослабляют положительные эмоции, а ученик превращается в пассивного созерцателя), от УМК, от результатов обучения и многого другого. Чем выше успеваемость по английскому языку, тем глубже в подсознании обучаемого положительная установка к изучению английского языка. И наоборот, низкая успеваемость сильно коррелирует с отрицательной когнитивной, мнемонической, коммуникативной установкой. Положительная установка на изучение английского языка способствует улучшению результатов изучения речевой деятельности.

Необходимо уточнить, что подразумевается под мотивационной сферой человека и как оно характеризуется в учебной деятельности. Понятие «мотив» интерпретируется учеными по-разному. В любом случае, большинство исследователей согласны с тем, что мотив – это либо мотивация, либо намерение или цель. Соответственно, к этой концепции следует подходить всеобъемлющим образом, принимая во внимание все возможные аспекты.

Далее предлагаем рассмотреть типы мотивации, которые возникают при обучении, в частности, английского языка. Вместе они составляют так называемую образовательную мотивацию. Мотивация обучения зависит от нескольких факторов:

— особенности учащегося (пол, уровень интеллектуального развития);

— качеств учителя и его отношение к педагогической деятельности;

— организации педагогического процесса;

— особенностей учебной программы (в данном случае иностранного языка);

Мотивация к изучению английского языка подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя или обще социальная мотивация зависит от характера деятельности учащегося, в то время как внутренняя мотивация – это мотивация благополучия.

Примером внешней мотивации для овладения английским языком может быть перспектива участия в различных международных форумах, цель овладения ценностями культуры. Внешняя мотивация также является мотивацией для овладения английским языком как способ самоутверждения, путь к личностному благополучию (например, высокооплачиваемая работа), а знание английского языка является одним из необходимых условий для хорошего самочувствия, оплачиваемой и престижной работы. Желание стать лидером, самоутверждение также может стать мотивацией в изучении языка.

Таким образом, мы можем предположить, что внешняя мотивация играет «стратегическую роль», которая предназначена для достижения конечного результата. Внутренняя мотивация – «тактическая» мотивация, она активизирует весь процесс овладения иностранным языком. Учащиеся должны знать о прогрессе, улучшении изучения языка.

Все вышеупомянутые типы мотивации являются основными главными мотивами человека к изучению иностранного языка. Кроме того, мы не должны забывать, что если роль мотивации слишком сильна, то уровень активности и напряженности увеличивается несколько раз, в результате чего эффективность работы ухудшается. В этом случае высокий уровень мотивации вызывает негативные эмоциональные реакции. Необходимо найти оптимальный баланс, при котором высокая эффективность связана с получением удовольствия от изучения иностранного языка.

Английский является не только языком носителей, но и инструментом коммуникации, который каждый день использует четверть населения земного шара. Знания английского языка открывает множество возможностей, однако изучение любого иностранного языка представляется невозможным без должного уровня мотивации.

Существуют много проблем низкой мотивации школьников, но среди них можно выделить самые распространенные.

1. Возраст учащегося.

2. Зависимость от современных технологий.

Этот пункт можно к детям разных возрастов. Современные технологии развиваются очень быстро. И нередко взрослые люди не успевают за ними, в отличие от детей. Многие школьники попадают в серьезную зависимость от гаджетов и социальных сетей, что мешает их учебе. Но при правильном подходе к современным технологиям, гаджеты могут очень помогать в обучении. Например, старшие ученики могут использовать дополнительные электронные учебники, загружая их в планшеты и телефоны, или работать с ними дома, выходить на предоставленные учителем ресурсы, используя Интернет. Средние и младшие школьники любят играть в компьютерные игры, большинство из которых на иностранном языке. Поэтому для лучшего понимания этих игр, школьников можно мотивировать изучением иностранного языка.

3. Неспособность к концентрации внимания.

Многим учащимся очень сложно долго концентрировать внимание на одном задании. В этом случае нужна частая смена деятельности в ходе урока и в выполнении домашнего задания. На уроках иностранного языка педагог может чередование упражнения на виды речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение), просмотр короткого видео-ролика на иностранном языке, викторина, повторение лексики. С младшими школьниками возможны подвижные игры, групповые или парные работы.

Однако, учебная деятельность не является только личным делом учащегося или его родителей. В то же время, качество обучения напрямую зависит от педагога. Например, неверный выбор содержания учебного материала, перегрузка учащихся домашним заданием, неправильная организованность учебного процесса, не владение педагогом современными методами образования может способствовать снижению мотивации и, как следствие, успеваемости учащихся.

Безусловно, существуют и другие проблемы мотивации школьников, находящиеся в компетенции психологов, логопедов и родителей школьников, которые также обязаны принимать участие в образовании своих детей.

Что касается именно проблемы мотивации к изучению иностранного языка, то у учеников есть масса возможностей для изучения языков и не только. А в современном мире в условиях глобализации, современных технологий, межкультурного общения остается только подтолкнуть учащихся к изучению иностранного языка. Более того, все понимают, что знание иностранного языка показывает уровень культуры и образования современного человека.

На сегодняшний день в ФГОС, учебная деятельность предполагает развитие у школьников умения «самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности». Поэтому значимость изучения иностранного языка уже на начальном этапе обучения является актуальной в обучении.

Младшим школьным возрастом принято считать возраст с 6-7 до 9-11 лет, и это тот возрастной период, когда у ребенка совершенствуются и закрепляются его новые достижения и навыки, а также он активно вовлечен в учебную деятельность. Именно поэтому младший школьный возраст – оптимальный период наиболее активного формирования мотивации к изучению иностранного языка, искусству общения между детьми, усвоения коммуникативных, речевых навыков, способов разрешения социальных ситуаций. Мотивация является процессом побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Выделяют несколько видов мотивации: внешняя, внутренняя, положительная, отрицательная. Как частный вид мотивации определяется учебная мотивация, что является сложным, системным образованием, состоящим из познавательных и социальных мотивов учения. Формирование учебной мотивации представляет собой воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе в сочетании с активным поведением ученика. Что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, единство слова и дела, активную жизненную позицию школьника.

Учитывая требования ФГОС, методами формирования мотивации к изучения иностранного языка в общеобразовательной организации являются: проектный метод, коммуникативный, системно-деятельностный метод, интенсивный метод и метод модульного обучения. Основными из них являются проблемный и системно-деятельностный методы обучения. Использование проблемного обучения способствует активному развитию проблемного мышления, способствует воспитанию активной творческой личности, умеющей разрешать нестандартные проблемы. Коммуникативно-деятельностный подход отвечает дидактическим принципам научности, системности, связи теории с практикой, сознательности, активности, наглядности и доступности. Учитываются возрастные, индивидуальные, личностные особенности. Создается ситуация успеха, и самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *