компетентностный подход в обучении русскому языку
Компетентностный подход в обучении русскому языку
Компетентностный подход к обучению русскому языку позволяет ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом (владение нормами литературного языка), лингвистическом (знания о языке, его устройстве), коммуникативном (владение языковыми средствами), социокультурном (владение культурой речи и этикой общения на национально-культурной основе).
В настоящее время в практике преподавания русского языка наметились тенденции к созданию новых технологий, в частности технологий, связанных с построением дидактико-методических систем обучения русскому языку.
Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования, воспитания.
Конкурентоспособность человека на современном рынке труда, по мнению специалистов, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки и компетенции, которые могут использоваться применительно к целому ряду ситуаций.
В настоящее время в практике преподавания русского языка наметились тенденции к созданию новых технологий, в частности технологий, связанных с построением дидактико-методических систем обучения русскому языку Большие возможности для языкового и умственного развития учащихся содержит обучение грамматике родного языка, которое обогащает их знанием основных законов и правил системы языка, морфологических и синтаксических средств выражения мысли, способствует развитию логического мышления школьников, является основой формирования практических речевых и правописных навыков.
Чтение с коммуникативной целью (сделать понятным для слушателей незнакомый им текст) – очень важный фактор, который приближает обучение к внешкольным жизненным ситуациям, и делает работу на уроке более живой и естественной.
Поэтому важно учить школьников пересказывать самостоятельно прочитанный текст. Для этого рекомендуется использовать такие виды деятельности на уроке, когда от внятного, понятного для других пересказа текста зависит успех выполнения того или иного задания. Это возможно, например, в ходе групповой работы над деформированным текстом: каждый участник группы прочитал только один фрагмент текста и должен так пересказать его остальным, чтобы они поняли его, чтобы в результате таких пересказов все знали содержание всех фрагментов и могли выстроить их в нужной последовательности. Практика показывает, что эта работа оказывается очень трудной для учащихся 5-6 классов и старше, даже если отдельные части текста невелики по объему и несложны по языковой форме.
Существенным признаком компетентностно ориентированного обучения являются свободные обсуждения учащимися прочитанного или прослушанного текста, ситуаций из жизни класса, школы, страны. Имеются в виду неподготовленные высказывания учащихся, в ходе которых они учатся формулировать свою точку зрения, обосновывать ее, высказывать без особой робости или чрезмерной самоуверенности и – что не менее важно – внимательно и доброжелательно слушать других, сравнивать свою точку зрения с иными взглядами на проблему, в случае убедительных аргументов признавать их правоту.
Так же важно приучать школьников пользоваться письмом в коммуникативных целях, предоставляя им возможность высказывать свои мысли, чувства на письме и делиться ими с одноклассниками. Именно такое применение письменной речи соответствует реальным жизненным потребностям.
Таким образом, коммуникативная технология обучения русскому языку помогает сформировать социальную компетентность обучающегося, которая необходима в системе основных сфер самоопределения личности.
Компетентностный подход в обучении на уроках русского языка
Компетентностный подход в обучении
на уроках русского языка и литературы
Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.
В известном варианте государственного стандарта по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее.
Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка. Эти задачи традиционно решаются в школе путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями. Этой цели служат разделы русского языка.
В 10 классе при изучении темы «Типы языковых норм» проектируем ознакомление с двумя уровнями речевой культуры:1)владение нормами устного и письменного литературного языка;2) использование выразительных языковых средств в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. Совершенствование умения создавать тексты, демонмтрирующие коммуникативные качества речи.
Следовательно, лингвистическая компетенция (иногда этот термин употребляется как синоним языковой компетенции, однако это понятие шире) предполагает более глубокое осмысление устной и письменной речи – её законов, правил, структуры.
Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки.
Особое, ведущее место в системе обучения русскому языку на современном этапе, в первую очередь по развитию языковой компетенции обучающихся, занимает работа с текстом, которая включает совершенствование навыков различения функциональных стилей речи, выявления в тексте стилистически окрашенных языковых средств, создание текстов разных стилей, выполнение линвистического анализа текста.
Текст — основная дидактическая единица. Поэтому один из ведущих принципов — насыщенность урока текстами: художественными, научно-популярными, учебными. Целенаправленный отбор текстов способствует созданию на уроках развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции. Кроме того, на уроках мало знакомить ученика с яркими текстами, учить понимать их, видеть и слышать изображённое в них. Учащиеся должны запоминать непроизвольно образцовые тексты, уметь легко воспроизводить их, а затем использовать элементы, фразы из них в своей речи как образцы.
Учащиеся в процессе работы над текстом анализируют лексические средства связи, проводят наблюдения над значением словообразовательных элементов, грамматических форм, словосочетаний и синтаксических конструкций. Анализируют смысловую и стилистическую роль порядка слов, текстообразующую и стилистическую функцию разных типов простых предложений, синонимию синтаксических конструкций. Работают над лексическими и синтаксическими средствами выражения в речи различных смысловых отношений, литературной нормой языка и разного рода отклонениями от неё.
Текст научного стиля
Текст художественного стиля
В средней полосе России, где родился Иван Сергеевич Тургенев, словно сошлись лицом к лицу русский Север, с его могучими борами, дубравами и рощами, и русский Юг, с его степной ширью и разнотравьем. Здесь с крутых холмов открываются замечательные по своей живописности ландшафты: на фоне степного «океана» темнеют «острова» леса, зелёная гладь полей перемежается с лентами рек и оврагов… Тургенев писал: «Воздух родины имеет в себе что-то необъяснимое, он хватает вас за сердце. Это – невольное, тайное влечение плоти к той почве, на которой мы родились».
Текст публицистического стиля
«Гений» среднерусской равнины. Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в Орле. Детские годы писателя прошли в усадьбе Спасское-Лутовиново близ города Мценска Орловской губернии. Край, связанный с местом рождения, детством и жизнью писателя, во многом определил его характер.
Подчеркиваю мысль, что словарное богатство русского языка создаётся не только большим количеством слов, но и наличием слов, близких по значению, противоположных по значению, огромным количеством устойчивых сочетаний, пословиц и поговорок.
Наиболее интересным, на мой взгляд, заданием является написание отзыва. Цель: развивать способность к самостоятельному рассуждению и оценке явлений, воспитывать культуру выражения собственного мнения; формировать навыки редактирования текста.
В формировании языковой компетенции особое значение приобретает организация работы учащихся со словарями. Виды упражнений со словарями имеют практическую направленность обучения, но в то же время должны решать и задачи развития учащихся, воспитание интереса к этой работе. При работе со словарями важно научить детей поисковому, просмотровому чтению, совершенствовать навык чтения, пользоваться справочным аппаратом словаря, прежде всего указателями слов, алфавитными индексами.
Компетентность учащихся формируется при составлении комплексных видов заданий. Например, уроки при изучении ССП в 9 классе, целью которых является:
1.Актуализировать знания учащихся о типах сочинительных союзов
2.Развивать умение отличать простые предложения с однородными членам от ССП.
3. Закрепить умение расставлять знаки препинания, составлять схемы предложения;
4.Обогащать грамматический строй речи учащихся с помощью синтаксических синонимов.
Известно, что можно хорошо знать нормы произношения, слова и правила употребления их, грамматические формы и конструкции, уметь использовать различные способы выражения одной и той же мысли, иначе говоря, быть компетентным в лингвистическом и языковом отношении, однако не уметь использовать эти знания и умения адекватно реальной речевой обстановке, или, как говорят учёные, коммуникативной ситуации. Иначе говоря, для владения языком важны умения и навыки употребления тех или иных слов, грамматических конструкций в конкретных условиях общения, или коммуникации.
Именно поэтому в обучении русскому языку выделяется третий тип компетенции – коммуникативная.
Коммуникативная компетентность предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности.
Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.
Приведу пример урока русского языка в 10 классе «Комплексный анализ текста».
Тема текста: Франциск Скорина
Автор доказал, что Франциск Скорина – белорусский первопечатник
Тип речи: повествование с элементами описания и рассуждения.
Начало действия: Франциск Скорина стал доктором медицины, его ожидала карьера врача.
Развитие действия: Ф.С. интересовали книги; в Краковском университете мечтал о своей книге;
В Праге создал свою типографию; вышла первая книга Ф.С.; титульный лист каждого томика Библии.
Завершение действия: изображение белорусского первопечатника на одной из страниц своей книги.
Данный текст относится к публицистическому стилю.
Задача: сообщить сведения о белорусском первопечатнике, показать его интерес к книге.
Сфера применения: Статья взята из «Календаря школьника», может быть использована как сообщение на уроке.
Стилевые черты: эмоциональность, образность, последовательность раскрытия темы и основной мысли.
Языковые средства: совмещение книжных и разговорных средств (доктор медицины, печатная книга, герб, косматое солнце) употребление слов в переносном значении (торжество солнца, победа света), эпитеты (рогатый месяц, косматое солнце),предложения с однородными членами (Сколько раз листал он…), риторические вопросы (А может быть, это – знак победы света над тьмой…?), приложения (…сын купца из Полоцка…, …в столице Чехии, Праге, причастные обороты (Старинные книги, писанные на телячьей коже,…).
Использование языковых средств помогает более полно, образно и выразительно раскрыть тему текста, понять значимость выхода в свет первой книги.
Средства связи: синонимы(доктор медицины – карьера врача), местоимение (его
На мой взгляд, наиболее полно раскрываются все виды
Таким образом, собственно коммуникативные умения и навыки – это умения и навыки речевого общения с учётом того, с кем мы говорим, где говорим, и, наконец, с какой целью.
Нет сомнения, что формирование их возможно лишь на базе лингвистической и языковой компетенции.
Кроме того, самый обычный урок литературы даёт неограниченные возможности для развития коммуникативных способностей, готовности обучающихся к успешному, позитивному общению.
Попробую показать это на примере практической работы в 9 классе «Проблема воспитания и образования в комедии. Просветительские идеи в пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Цели занятия: Проанализировать образы Простаковой, Митрофанушки, Скотинина. Показать, как решается проблема воспитания и образования в комедии. Раскрыть гуманистический пафос комедии, показать благородство фонвизинских идеалов в положительных героях комедии. Развивать речь учащихся.
1 –Деление класса на 3 группы: воспитание молодёжи (образ Митрофана); самодержавие (идеи Стародума и Правдина); крепостное право (отношение Простаковой и Скотинина к своим крепостным крестьянам).
3 – Практическая работа с текстом произведения (отбор цитатного материала). Выпишите афоризмы Стародума Какие из них актуальны в наши дни.
4 – Анализ семы 7,с. 52. Какие взаимоотношения существуют между группами героев? Как можно дополнить схему, чтобы отразить в ней многоплановость конфликта? (выступления).
5 – Подведение итогов дискуссии – ответ на вопросы:
-Как соотносятся разные сюжетные линии и конфликты, которые в них разрешаются?
— Кто их героев вам показался наиболее интересным?
Подобные задания помогают развивать коммуникативные способности учащихся. По моему мнению, именно применение языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития данных компетенций не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки.
Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче экзамена.
Отзыв о стихотворении А. Усачева «Гном и Звезда»
У речки стоял удивительный домик.
В том домике жил удивительный гномик:
До пола росла у него борода,
А в той бороде проживала Звезда.
Не знал ни забот, ни тревог этот гном.
Звезда освещала собою весь дом,
И печку топила, и кашу варила,
И сказки ему перед сном говорила…
И гном с восхищеньем чесал в бороде,
Что было, конечно, приятно Звезде.
Кормилась она только крошками хлеба,
А ночью гулять улетала на небо.
Так шли потихоньку года и века…
Но кончилась в доме однажды мука.
И гном, распростившись с насиженной печкой,
С рассветом отправился в город за речкой.
А в городе том не носили бород…
— Ха-ха! Хо-хо-хо! — стал смеяться народ.
— Вот чучело! — каждый ему говорил.
И гном испугался. И бороду сбрил.
И на пол упала его борода.
И тут же его закатилась Звезда.
У речки теперь есть обычнейший дом.
Живёт в этом доме обычнейший гном.
Опять отросла у него борода.
Но больше к нему не вернулась Звезда.
Волшебные сказки – поэтическое воплощение самого главного закона жизни: добро побеждает зло. Главный герой обязательно сильный и смелый. Дружба и взаимопомощь, верность и преданность – все эти нравственные категории находим у героев сказок. А разве можно без этих категорий представить духовную жизнь человека?
Стихотворение Андрея Усачёва можно воспринимать как детское стихотворение, но по смыслу оно далеко «не-детское». На первый взгляд кажется простым и ясным, но, вчитываясь в него, понимаю, насколько оно глубоко и многозначно. Автор размышляет о смысле жизни, о человеческих ценностях. Автор, создав историю гнома, подчёркивает, что в большинстве случаев человек отказывается от своей индивидуальности из страха быть непонятым и осмеянным людьми. Это и есть главная проблема, поднятая в произведении. Мысль Д. Усачёва о непростой проблеме поведения человека в обществе делает стихотворение «не-детским». Я считаю эту проблему актуальной во все времена.
Лирика и есть тот род литературы, в котором читатель, благодаря искусству слов поэта, может говорить о нравственных ценностях («не знал ни тревог, ни забот этот гном», «и тут же его закатилась Звезда»).
Основу языка произведения составляет общеупотребительная лексика, тематически связанная со сферой жизни человека и с героями сказок: «домик», «Звезда», «печка», «сказка». Считаю, что здесь нет ни одного слова, которое было бы непонятно. Конкретные существительные (домик, дом, борода, печка, каша, крошки хлеба)рисуют яркую картину в нашем сознании, где и как жили гном и Звезда. Абстрактные существительные в предложении с отрицанием при глаголе и усилительной частицей НИ (не знал ни забот, ни тревог этот гном), а также эпитет («насиженная» печка) позволяют представить безмятежное состояние героя. Оценочные прилагательные, употреблённые автором в начале и в конце стихотворения (удивительный, обычнейший), – противопоставлены друг другу и позволяют увидеть ситуацию, описанную в стихотворении, сформировать мнение о случившемся. Фразеологизм «закатилась Звезда» употреблён в тексте в значении «кончились чьи-либо успехи, везение». В тексте автор использует глаголы несовершенного вида для того, чтобы описать безмятежную жизнь гнома и Звезды в маленьком домике у речки (стоял, жил, росла, проживал). Эти глаголы обозначают вневременные, постоянные действия или состояние героев. Звезда делала дом уютным, необыкновенным, не таким, как у всех. Вероятно, Звезда была «не от мира сего»: кормилась она только крошками хлеба, а ночью гулять улетала на небо. Текст содержит глаголы совершенно го вида в той части, которая представляет динамично развивающиеся, последовательные действия: кончилась, отправился, испугался, сбрил, упала, закатилась, отросла, не вернулась.
С точки зрения синтаксической автором использованы простые повествовательные предложения: не знал ни забот, ни тревог этот гном. Живет в этом доме обычнейший гном.
Обращает на себя внимание написание во всем тексте со строчной буквы слово гном и с прописной слово Звезда. Таким образом автор подчеркивает, что именно индивидуальные уникальные черты в человеке делают его самим собой, именно они важны и ценны: «гномов» много, но не у каждого есть «Звезда».
Через сказочный сюжет и сказочные образы передана реальная и конкретная ситуация, показаны последствия решений и действий, совершённых из страха быть непонятым и непринятым обществом. Данное произведение можно и нужно читать не только детям, но и взрослым.
Компетентностный подход в обучении русскому языку
Ласаева Анжелика Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа №2 г. Светлогорска»
Гомельская область Республика Беларусь
Компетентностный подход в обучении русскому языку
Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования, воспитания.
Конкурентоспособность человека на современном рынке труда, по мнению специалистов, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки и компетенции, которые могут использоваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций.
Компетентность – непосредственный результат образования, выражающийся в овладении учащимися определенным набором способов деятельности. Компетенция в образовании – совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине, а также способность к выполнению какой-либо деятельности.
В настоящее время в практике преподавания русского языка наметились тенденции к созданию новых технологий, в частности технологий, связанных с построением дидактико-методических систем обучения русскому языку. Большие возможности для языкового и умственного развития учащихся содержит обучение грамматике русского языка, которое обогащает их знанием основных законов и правил системы языка, морфологических и синтаксических средств выражения мысли, способствует развитию логического мышления школьников, что является основой формирования практических речевых и правописных навыков.
Задача учащихся – создать собственный текст, прокомментировав то или иное явление, приведя собственные примеры. Таким образом, в процессе работы учащиеся не только работают над неморфемными способами образования, комплексным анализом текста, но и создают собственный продукт. Причем форма работы может быть определена самими учащимися: отзыв, эссе, эпистолярный жанр, статья в лингвистический справочник, серия вопросов, заданий, тестов по данной теме с обязательной защитой своей работы. Таким образом, на данных уроках закладывается и опыт публичного выступления, навыков ведения дискуссии и полемики.
Чтение с коммуникативной целью (сделать понятным для слушателей незнакомый им текст) – очень важный фактор, который приближает обучение к внешкольным жизненным ситуациям, и делает работу на уроке более живой и естественной. Поэтому важно учить школьников пересказывать самостоятельно прочитанный текст. Для этого рекомендуется использовать такие виды деятельности на уроке, когда от внятного, понятного для других пересказа текста зависит успех выполнения того или иного задания. Это возможно, например, в ходе групповой работы над деформированным текстом: каждый участник группы прочитал только один фрагмент текста и должен так пересказать его остальным, чтобы они поняли его, чтобы в результате таких пересказов учащиеся узнали содержание всех фрагментов и могли выстроить их в нужной последовательности. Практика показывает, что эта работа оказывается очень трудной для учащихся 5-6 классов и даже старше. Школьники справляются с такой работой, если отдельные части текста невелики по объему и несложны по языковой форме.
Существенным признаком компетентностно-ориентированного обучения являются свободные обсуждения учащимися прочитанного или прослушанного текста, ситуаций из жизни класса, школы, страны. Имеются в виду неподготовленные высказывания учащихся, в ходе которых они учатся формулировать свою точку зрения, обосновывать ее, высказывать без особой робости или чрезмерной самоуверенности и – что не менее важно – внимательно и доброжелательно слушать других, сравнивать свою точку зрения с иными взглядами на проблему, в случае убедительных аргументов признавать их правоту.
В современной жизни важно приучать школьников пользоваться письмом в коммуникативных целях, предоставляя им возможность высказывать свои мысли, чувства на письме и делиться ими с одноклассниками. Именно такое применение эпистолярного жанра соответствует реальным жизненным потребностям.
Как же научить учащихся пользоваться единицами языка, применять полученные знания и умения в собственной речи, в том числе в профессионально-ориентированной сфере?
Развивая лингвистическую, правописную, коммуникативную компетенции, я разработала задания, помогающие определить уровень их на каждой ступени развития. На каждом уровне задания были разные: учащиеся вырабатывали навык создания текста от простого к более сложному. Например:
1 уровень (5-6 кл.) – творческая устная или письменная работа (сочинение лингвистической сказки, веселого рассказа); При оценке учитывается умение делать текст связным, тематически единым, композиционно оформленным.
2 уровень (7-9 кл.) – изложение, рецензия, устный ответ, умение оформлять официальные документы (объяснительная, заявление, справка, объявление и т.п.). Оценивается логика, авторство, стиль, уместность;
3 уровень (9-11кл.) – защита реферата, создание проектов, сочинение на литературную тему. Следует всегда помнить, что коммуникативное обучение – это такой способ организации образовательного процесса, при котором отношения между учителем и учениками основаны на сотрудничестве, равноправном речевом партнерстве.
Таким образом, коммуникативная технология обучения русскому языку помогает сформировать социальную компетентность обучающегося, которая необходима в системе основных сфер самоопределения личности.
Формирование коммуникативных компетенций
на уроках русского языка и литературы
Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно–активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Таким образом, основной задачей современного учителя становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникационно- компетентной личности.
Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется поэтапно. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Педагог формирует данный вид компетентности, задавая своим собственным общением эталон коммуникативных умений, тем самым организовывая взаимодействие учеников друг с другом.
С этой целью большое внимание я уделяю одному из способов коллективного взаимообучения – работе в парах. Приступая к организации общения ребят в парах, провожу тренинги по выработке навыков, нужных им для парной работы. К ним относятся:
— ориентация в пространстве;
— умение слушать партнёра и слышать то, что он говорит;
— работа в постоянном шуме;
— поиск нужной информации;
— использование листков индивидуального учёта;
— умение переводить образ в слова и слова в образ.
Таково рода работа делает уроки русского языка более интересными, живыми, не похожими друг на друга.
Приобретение коммуникативных компетенций осуществляются не только на уроках русского языка, русской литературы, но и математики, и химии и др.
На уроках русской литературы звучит диалог, живое общение, тренинги. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».
Тренировка в общении в ходе учебного занятия даёт ученику возможность не только повысить свои учебные достижения, но и повлиять на будущий профессиональный выбор.
Для создания эмоционально – благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать: игровые приёмы; разнообразные задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:
1 «Рассказ от первого лица».
Рассказать от лица Герды о том, как она искала Кая;
повествование от имени предмета: «История из жизни льдинки».
Сказать комплимент литературному герою. (Отважной Герде).
3. «Сказка в заданном ключе».
Введение в название сказки нового объекта, например «Лиса, журавль и мудрая сова», сочинить новую сказку.
4. «Изменение сказочной развязки».
Придумать другое окончание сказки, рассказа.
Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения: ролевое чтение, ролевые диалоги, работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения), придумать разговор героев произведения по телефону, инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.).
Уроки русского языка предполагают целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма.
Воспитание компетентного человека – главная конечная цель образовательного процесса в средней школе. Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к постоянному самообразованию. От современного человека требуют развитого креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, критической самооценки.
1. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании//На сайте: http: //www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
2. Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2007.
4. Зимин В. Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. – Иркутск, 2003.