комплексное использование методов обучения на уроках обж
Методы обучения на уроках ОБЖ
« Методы обучения, используемые на уроках ОБЖ.
Как сделать урок интересным.
Пшидаток А.М., учитель ОБЖ
МБОУ СШ «5» п. Яблоновский
Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям.
Вопросы выбора наиболее адекватного в данной учебной ситуации метода обучения, оптимального для данных условий его применения, составляют важнейшую сторону деятельности учителя. Поэтому педагогика и уделяет им особое внимание. Исследования Ю.К. Бабанского, М.И. Махмутова и др. показали, что при выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:
соответствие целям и задачам обучения и развития;
соответствие содержанию темы урока;
соответствие реальным учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим), уровню подготовленности (обученности, развитости, воспитанности), особенностям класса;
соответствие имеющимся условиям и отведенному для обучения времени;
соответствие возможностям самих учителей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, методической подготовленностью, уровнем психолого-педагогической подготовки.
Цель урока всегда соотносится с возможностями средств ее достижения, а к ним относятся содержание и методы обучения. Но при разном содержании методы могут быть разными, поэтому при выборе методов учитываются сразу все названные критерии. Для этого требуется комплексный анализ содержания учебного материала и выявление его доступности для усвоения учащимися. Поэтому особенности учебного материала (его трудность, сложность, противоречивость, соотношение опорных и новых понятий) соотносятся с возрастными особенностями школьников.
Как заинтересовать детей на уроках ОБЖ?
К сожалению современных учеников все труднее чем-то привлечь. Сейчас конечно самым действенным методом является использование ИКТ технологий. Это и презентации, и тесты, которые очень нравятся детям.
Идеи личностно-ориентированного обучения;
Учёт психологических особенностей учащихся;
При подготовке и проведении уроков я стараюсь брать во внимание психологические особенности каждого ребёнка, так как личностн-ориентированное обучение направленно именно на это. И с учётом особенностей познавательных процессов я применяю следующие методы: использую такие приёмы учебной деятельности:
синтез (составление задач, кроссвордов, чайнвордов и т.д.);
логические, нестандартные задания;
задания на поиск ошибок и др.
Все люди делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков и на это тоже следует обращать внимание.
Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. От него можно требовать быстрого ответа на поставленный вопрос и в работе с ним целесообразно использовать схемы, таблицы, наглядные пособия; самостоятельную работу с текстом.
Аудиал помнит то, что обсуждал, запоминает, слушая, лучше использовать беседы, рассказ, устное объяснение, больше времени и терпения со стороны учителей и домашних. Он помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.
Кинестетики предпочитают медленную скорость изложения материала и выполнение работы практического характера.
Мало знать, надо и применять
Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» включает теорию и практику здорового образа жизни и защиты человека в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также теорию и практику оказания первой медицинской помощи. Обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях локального характера, их последствиях и правилах безопасного поведения; о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения и территорий; знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Исходя из современных требований, основными целями курса являются: формирование и развитие у учащихся высоких морально-психологических качеств, психологической устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям, бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью, любви к своей Родине, готовности к ее защите. Не менее важно воспитание у школьников уверенности в эффективности мероприятий, проводимых в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций, успешной ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также убежденности в необходимости принимать в них посильное участие. Большое значение придается формированию у учащихся здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, с правилами безопасного поведения в образовательном процессе и в производственной деятельности. За годы работы учителем ОБЖ я постоянно задумываюсь над тем, что ожидает наших учеников. Ведь будущее потребует от них огромного запаса знаний и умений. В своей педагогической деятельности большое внимание уделяю общим проблемам: повышению качества знаний, активности, интереса учащихся к предмету и творческой самостоятельности на занятиях по ОБЖ. С появлением в школе компьютеров поставленные задачи стали реально выполнимы, так как современные условия позволяют учащимся с интересом подойти к изучению учебных дисциплин. Главная идея моего опыта – использование информационных технологий в курсе преподавания предметов учащимися. Первое, что я использую в своей работе, это тестовый контроль знаний. Использую тесты, как на обычных уроках, так и на повторительно-обобщающих. Но главная особенность заключается в том, что к написанию (набору текста) привлекаю учащихся. Учащиеся изучают компьютерную программу Microsoft Word. Научными исследованиями доказано, что самым доступным для детского понимания является деятельность (действия) учащихся при определенных условиях. В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы уроки в сочетании с другими формами работы становились эмоционально увлекательными, развивающими, а главное воспитывающими действиями, где дискуссии чередуются с практическими занятиями, тренинги с ролевыми играми, обсуждения актуальных проблем с разработкой учащимися самостоятельных работ (исследовательских, поисковых, творческих). Новые информационные технологии идут в направлении поиска путей наиболее глубокой и всесторонней адаптации содержания и технологии обучения к индивидуальным особенностям ребенка. Эта адаптация может происходить по разным направлениям. Среди них особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают навыки ориентирования в потоке информации, учатся анализировать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. У учащихся формируется научно- теоретическое, нестандартное мышление, развивается способность к рефлексии.
Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт школьников в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал. Проектную деятельность я использую на занятиях по ОБЖ в 5-9 классах. Работая в учебных проектах, школьники учатся проводить исследования, а, действуя за компьютером, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать поступающую к ним информацию и представлять новые идеи. Свои исследования учащиеся оформляют в виде презентаций, при этом осваивают компьютерную программу Microsoft Power Point. Решение правильно поставленных и корректно описанных исследовательских задач, а не «зазубривание» материала, существенным образом изменяет весь процесс обучения и резко повышает интерес учащихся к предмету.
На мой взгляд, в данном случае метод проектов является чудесной находкой. Он расширяет горизонты в педагогической теории и практике, показывает, как от словесного воспитания и обучения перейти к обучению и воспитанию самой жизнью, т.е. является конкретной возможностью использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Ученик должен стать субъектом обучения. И это, в общем, совсем не сложно, как казалось раньше. Внедрение в жизнь принципа “Учиться, делая” дает положительный результат.
В этом учебном году решила начать работу в 6 классе. В начале учебного года, знакомя ребят с темами, которые предстоит изучить, остановилась на одной из них “ Правила выживания на природе”, в которую входят в частности уроки:
Подготовка к походу
Одежда и обувь для похода
Правила безопасного поведения на природе
Данная тема изучается в октябре, и у ребят был в запасе целый месяц. Заинтересовались работой все ученики. Самым сложным для учителя на данном этапе является работа по организации самостоятельной познавательной деятельности учеников, так как руководить работой шестиклассников, конечно, необходимо, но это надо сделать так, чтобы они были уверены в своей самостоятельности и компетентности. Ребята прошли уже две стадии: были подготовлены к работе над проектом, выбрали проблему и вошли в третью стадию- сбор информации. В течение месяца ребята приходили ко мне со своими находками, старались соблюдать намеченные сроки. На этом этапе они обращались в местную библиотеку, выходили в Интернет. Эта работа плавно перешла в стадию разработки собственного варианта решения проблемы, так как ребята решили отработать теоретические знания на практике и побывать в походе. Но на дворе осень! И тогда выбрали однодневную экскурсию в лес (выбрали теплый, солнечный день) и поэтапно отработали изученную теорию. Ребята ответственно готовились к защите своего проекта. Они не только подготовили серьезные сообщения, но и ответили на все вопросы и пришли к выводу, что на экскурсии не только отработали практически теорию, но и насладились красотой природы, и рекомендуют всем ребятам побывать в осеннем лесу, позвать с собой родителей. Один из основоположников этого метода Килпатрик говорил: “Проект есть всякое действие индивидуальное или групповое, совершаемое от всего сердца”. Это ярко прослеживалось на стадии рефлексии, когда ребята обсуждали результаты своей работы. Мои ребята на сегодня хорошо знают данную тему, приносят фотографии, пишут сочинения, собирают накопительный материал.
Таким образом, формируя осознанные, прочные знания по ОБЖ, я в значительной степени продвигаюсь в решении поставленной проблемы «Использование информационных технологий в курсе преподавания ОБЖ» и наблюдаю положительные результаты. Внедрение в традиционную схему «учитель-класс-ученик» нового агента – компьютера и компьютерной обучающей программы кардинально меняет характер учебной деятельности ученика и роль «живого учителя». Только с использованием информационных технологий можно расширить кругозор учащихся и их практические возможности.
Применение ИКТ в обучении способствует раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей у школьников, присущего каждому человеку уникального сочетания личностных качеств; формированию у учащихся познавательных способностей, стремление к совершенствованию; обеспечению комплексности изучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи между естествознанием, техникой, гуманитарными науками и искусством; постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов процесса обучения и воспитания.
Главные итоги применения ИКТ в учебном процессе [10]:
Рост уровня самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке;
Положительное отношение учащихся к предмету ОБЖ, к учителю, друг к другу;
Обозначение объективной направленности деятельности учеников на развитие своей личности;
Появление и рост у учащихся познавательного интереса;
Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.
Из всего вышеизложенного можно сделать один единственный вывод: использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании ОБЖ – это не дань моде, а назревшая необходимость.
Использование методик развивающего обучения на уроках ОБЖ
Владимир Зуйков
Использование методик развивающего обучения на уроках ОБЖ
преподаватель организатор ОБЖ
В настоящее время проводя анализ обучение основам безопасности жизнедеятельности у школьников стремление к обучению сформированы плохо. Это связано с тем, что данный предмет не сдается как единый государственный экзамен и не принимается как профильный ни в одном вузе, даже на специальности «Безопасность жизнедеятельности». Таким образом, настоящее время обострило противоречие между необходимостью формирования мотивации к обучению основам безопасности жизнедеятельности у учащихся и недостаточной разработанностью эффективных форм и методов, повышающих интерес к получению жизненно необходимых знаний по этому предмету. Для психики детского и подросткового возраста характерно отсутствие четкой направленности мотивов деятельности. «Влияние улицы», а также расширяющееся информационное поле создают множество направлений формирования, которые не поддаются контролю со стороны родителей и учителей. Отсюда возникает необходимость пристального внимания к формированию мотивов к обучению школьника.
Успех обучения, по моему мнению,определяется тремя глобальными факторами:
– умственными способностями (интеллект) обучаемого;
– его мотивацией относительно цели обучения;
– техникой обучения и работы (методика обучения)
Однако известно, что если взять успех обучения за 100%, то от учителя и его методов зависит только 15%, остальные 85%распределяются следующим образом: способность к предмету – 30%, интеллигентность – 20%, мотивация – 30%, внимание и усердие – 5%. Из цифр видно, что для успешного обучения нам необходима повышенная мотивация и стимулы, увеличивающие внимание и усердие
Таким образом считаю что, важнейшая задача школьного обучения – формирование учебно-познавательных мотивов. Формирование этих мотивов основывается на трёх факторах:
1. Способности, задатки ребёнка.
2. Субъект (воля и эмоции ребёнка, преодоление своих неспособностей).
3. Среда (которая подаёт пример, образец, заинтересовывает, мотивирует или вынуждает действовать).
Дать равные возможности развития всем детям с разными способностями – задача школы. Все эти факторы взаимосвязаны и отсутствие или сформированность одного влияет на общее развитие ребёнка Компенсаторными механизмами в работе с подростками являются личностно-проблемные занятия, коллективные диспуты, беседы, личностные отношения, «откровенный разговор» психологическая помощь каждому индивидуально. В работе с ними мне приходится ориентироваться на лидера, формального или неформального, роль руководителя подростками не воспринимается. Усиливается роль и значение внеклассной работы. У старшеклассников повышение мотивации основано на личностно-ориентированной системе учёта индивидуальных возможностей, направленных на самоопределение, стремление сохранить свою индивидуальность, быть самим собой, с учётом мотивов, обусловленных выбором профессии. Кстати в прошлом году профессию стать военным выразили 6 из 8 выпускников что радует.
Важной стороной изучения и формирования учащихся является обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником:
1. При изучении психологических особенностей конкретного ребенка сравниваю его не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение. Пример; братья Бекинины Александр и Михаил. совершенно разные по темпераменту. способные принести определенные проблемы. 8-в Класс. При индивидуальном подходе заметно возросла мотивация к обучению по предмету ОБЖ и участие в соревнованиях.
2. Стараюсь подходить к психологическому изучению и формированию мировоззрения учащихся с оптимистической гипотезой. Она означает определение оптимальной зоны, в которой ребенок, несмотря на внешне небольшие успехи, проявляет больший интерес, добивается несколько больших достижений, чем в других сферах. Такой же оптимистический подход должен быть и при прогнозе.
3. Стремлюсь за внешне одинаковыми проявлениями (например, отсутствие положительной динамики к учению, увидеть разные причины этого и их сочетание, неповторимое для каждого ребенка (неумение учиться, не сформированность, умений постановки целей). Так, за внешне высоким уровнем к учению могут скрываться мотивы личного преуспевания, а за внешне низким – могут стоять большая требовательность к себе и критичность. Одна и та же учебная деятельность может иметь для разных учащихся различный смысл. Занятие организовываю так, чтобы школьнику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В группе создается атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями учащегося в процессе обучения совершенствования.
Составить первичное представление можно, наблюдая отношения учащегося к учению.
Исследования позволяют выделить несколько ступеней включенности обучаемого в процессе учения:
– безразличное (или нейтральное);
– положительное-1 (аморфное, нерасчлененное);
– положительное-2 (познавательное, инициативное, осознанное);
– положительное-3 (личностное, ответственное, действенное).
Мое мнение что это можно разделить пропорционально количеству учеников и в % будет 30+30+30+10
С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона деятельности учащихся – самостоятельность, связанная с определением объекта, средств деятельности, ее осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые:
– отстаивают свое мнение;
– принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
– ставят вопросы своим товарищам и учителям;
– рецензируют ответы товарищей;
– оценивают ответы и письменные работы товарищей;
– занимаются обучением отстающих;
– объясняют более слабым ученикам непонятные места;
– самостоятельно выбирают посильное задание;
– находят несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
– создают ситуации самопроверки, анализа познавательных личных и практических действий;
– решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения
Все новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего,повышение активности школьников: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Увы внедрение в учебный процесс нового поколения интерактивных учебных пособий в Севастополе и в Инкермане затянулся и неизвестно когда мы получим интерактивные доски, мультимедийную технику и тд. А может это и к лучшему по старинке пользуясь своим ноутбуком и техникой образца 70-х годов прошлого века. Одним из постоянных действующих мотивов человеческой деятельности является интерес.
Интерес (от лат. interest –имеет значение, важно) – реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания.
Л. С.Выготский писал: «Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребёнка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах. …Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность» Увы на деле иногда складываются ситуации когда вмешательство необходимо, так как интилектуальная запущенность связанная с компьютерной зависимостью не дает ребенку оценивать ситуацию и решение задачи требует напряжение умственных способностей. Ярко выражено это в младших классах и подростковых группах 5-7 классах нашей инкерманской школы №12.
Моё мнение, всю школьную систему необходимо построить в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес. Большое влияние оказывает на направленность интересов ребенка увлеченный родитель, интересы детей прямо связаны с интересами родителей.
На уроках даю ситуативные задания, игры, в которых следует творчески применить полученные знания, Даже самые пассивные учащиеся включаются в игры с большим желанием. Увлекаясь, ребята не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию, особенно те, кто в другое время просто не реагировал бы на урок.
Пирамида индивидуальности. (тема интересная но увы займет много времени)
Как учитель стараюсь:
– поддерживать ровный стиль отношений между всеми участниками педагогического процесса;
– ободрять обучаемых при возникновении у них трудностей;
– поддерживать положительную обратную связь;
– заботиться о разнообразии методов преподавания учебного материала.
Актуальными остаются советы:
– приучать обучаемых к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность;
– поощрять выполнение заданий повышенной трудности;
– учить четко определять цели, задачи, формы отчетности, критерии оценки;
– формировать чувство долга, ответственности;
– учить предъявлять требования, прежде всего к самому себе. Ставя цель развития мотивации учения, стараюсь быть внимательным и осторожным в общении с учащимися.Пытаюсь исключить из своего лексикона фразы-убийцы: «Так дело не пойдет!», «Об этом не нужно говорить вообще!», «На это у нас нет времени!», «Такого еще не бывало!», «Об этом ты не можешь судить!», «И до чего мы так дойдем!», «Это несерьезно!», «Можешь мне поверить!», «Как ты до этого додумался?» Судить вам. да и стараюсь применить «эффект любопытства», загадки, ребусы, конкурсные задания, и соревнования в группах и на кружковой работе «Юный стрелок и «Юный патриот» к сожалению последнюю ликвидировали с легкой руки(___) из за низкой посещаемости, что негативно скажется на подготовку команд к соревнованиям.
На уроках ОБЖ используем эффект загадки. Учащиеся охотно занимаются различными замысловатыми проблемами. Поэтому они с удовольствием разгадывают загадки, кроссворды и т. п.
–со всем классом: реферат, беседа, обсуждение, презентация;
–с малой группой: 3-7 обучаемых работают над одним заданием, решение которого затем обсуждается всем классом;
–в парах: двое учащихся обсуждают постановку задачи, ищут решение, которое затем обсуждается в микрогруппе или всем классом;
–индивидуальную: каждый обучаемый индивидуально решает задачу, после чего его решение сравнивается с решениями остальных
Вполне естественен тот факт, что обучение в условиях повышенной напряженности, а тем более, стресса блокирует мыслительную деятельность. Стресс вызывает желание избегать контакта с незнакомым миром вместо желания познавать его. Учеба в школе, как показали исследования психологов, связана с появлением ряда комплексов, среди которых потеря интереса к учению является наиболее распространенной, это сказалось и на кружковой работе. Большинство одаренных детей посещают несколько кружков. а такие как «Юный стрелок» и «Ю. П. » у них не хватает времени посещение происходит эпизодически, от случая к случаю. Все возрастающий поток информации в настоящее время требует внедрения таких методов обучения, которые позволяют за достаточно короткий срок передавать довольно большой объем знаний, обеспечить высокий уровень овладения слушателями изучаемого материала и закрепления его на практике. На сегодняшний день в обучении основам безопасности жизнедеятельности наиболее эффективно использовать технологии интерактивного обучения. Наиболее распространенными являются следующие интерактивные методы обучения: тренинги, программированное, компьютерное обучение, учебные групповые дискуссии, проблемно-модульная технология, проектный метод, анализ конкретных, практических ситуаций, деловые и ролевые игры Важно помнить, что игра влияет на развитие обеих частей мозга. Ибо за грамматику, логику, лексику, анализ и математику отвечает левое полушарие, а за интуицию, мелодику, ритм, фантазию и эмоции – правое.
Хотелось бы также отметить, что человек запоминает только 10% из того, что он читает, 20% из того, что он слышит, 30% из того, что он видит. Но он запоминает 70% из того, что он говорит сам и 90% из того, что он сам делает. Таким образом, игра стимулирует лучшее запоминание и понимание изучаемого материала.
Проанализировав преподавание ОБЖ с этой точки зрения, можно прийти к следующему выводу.
Задачей моей как учителя является помощь учащимся в освоении нового материала с использованием различных методов обучения. Один из самых важных направлений обучения – это побуждение учащихся к самостоятельному освоению знаний, привитие навыков и потребностей в учёбе, развитию мировоззрения.
Формирование учебной заинтересованности у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее необходимость обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции
В качестве основных рекомендаций для себя как учителя ОБЖ –можно выделить следующие:
– приучать обучаемых к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность;
– поощрять выполнение заданий повышенной трудности;
– учить четко определять цели, задачи, формы отчетности, критерии оценки;
– формировать чувство долга, ответственности;
– учить предъявлять требования, прежде всего, к самому себе.