комплексное использование средств обучения
Комплексное использование средств обучения
При том разнообразии средств обучения, которые созданы для изучения природоведения и естествознания, перед учителем стоит сложная задача — отобрать к уроку наиболее эффективные из них для данного учебного материала. При этом необходимо иметь в виду, что «. ни одно из средств обучения, взятое в отдельности, не может обеспечить успех обучения, и только их правильное сочетание, отвечающее особенностям изучаемого вопроса, познавательной задаче и особенностям познавательной деятельности учащихся дает возможность достигнуть оптимальных результатов»1.
Необходимость комплексного использования средств обучения объясняется и тем, что полнота представлений зависит от того, сколько органов чувств участвует или участвовало в восприятии объектов, представление о которых формируется на уроке. Образные представления возникают и формируются прежде всего на основе той информации, которую ученик получает из иллюстративных средств обучения.
Поэтому при отборе средств обучения к уроку необходимо исходить из темы и целей обучения, а также учитывать подготовленность школьников к изучению данного материала. В первую очередь необходимо провести тщательный анализ учебного материала, выделить понятия, которые следует формировать, затем определить средства обучения, учитывая их возможности, которые помогут формированию понятий, место этих средств на уроке, методы и приемы работы с ними.
Например, тема урока «Формы поверхности — овраг, холм». Цель урока — формирование понятий «овраг», «холм». Для реализации этой цели можно использовать следующие средства — учебник, тетрадь на печатной основе, план местности, таблицы «Овраг», «Холм», «Холмистая равнина», «Борьба с оврагами», серию транспарантов «Образование оврага», серию диапозитивов «Поверхность суши», диафильм «Формы поверхности», модели оврага и холма. Эти средства различны по содержанию, свойствам и дидактическим возможностям.
Как видим, средств обучения по теме урока разработано немало. Какие же из них следует отобрать? В первую очередь следует учитывать, что избыток средств наглядности снижает уровень восприятия материала. Следовательно, нужно тщательно определить дидактические возможности каждого средства и соотнести их с целями урока. Вторым важным фактором в отборе средств обучения является наличие или отсутствие у школьников представлений об овраге и холме. Рассмотрим различные подходы к отбору средств обучения в зависимости от имеющихся у детей представлений.
Комплексное использование средств обучения
Необходимость комплексного использования средств обучения объясняется и тем, что полнота представлений зависит от того, сколько органов чувств участвует или участвовало в восприятии объектов, представление о которых формируется на уроке. Образные представления возникают и формируются прежде всего на основе той информации, которую ученик получает из иллюстративных средств обучения.
Поэтому при отборе средств обучения к уроку необходимо исходить из темы и целей обучения, а также учитывать подготовленность школьников к изучению данного материала. В первую очередь необходимо провести тщательный анализ учебного материала, выделить понятия, которые следует формировать, затем определить средства обучения, учитывая их возможности, которые помогут формированию понятий, место этих средств на уроке, методы и приемы работы с ними.
Например, тема урока «Формы поверхности — овраг, холм». Цель урока — формирование понятий «овраг», «холм». Для реализации этой цели можно использовать следующие средства — учебник, тетрадь на печатной основе, план местности, таблицы «Овраг», «Холм», «Холмистая равнина», «Борьба с оврагами», серию транспарантов «Образование оврага», серию диапозитивов «Поверхность суши», диафильм «Формы поверхности», модели оврага и холма. Эти средства различны по содержанию, свойствам и дидактическим возможностям.
Как видим, средств обучения по теме урока разработано немало. Какие же из них следует отобрать? В первую очередь следует учитывать, что избыток средств наглядности снижает уровень восприятия материала. Следовательно, нужно тщательно определить дидактические возможности каждого средства и соотнести их с целями
1 Шаповаленко С. Г. О создании системы современного оборудования для средней общеобразовательной школы. // Советская педагогика, 1967. № 5.
урока. Вторым важным фактором в отборе средств обучения является наличие или отсутствие у школьников представлений об овраге и холме. Рассмотрим различные подходы к отбору средств обучения в зависимости от имеющихся у детей представлений.
Первый вариант. Учащиеся наблюдали овраг и холм в природе, то есть у них имеется представление об этих формах рельефа. Поэтому на уроке эти представления расширяются, углубляются и на этой основе формируется понятие оврага и холма. В решении этой задачи помогут модели, серия транспарантов, таблица «Борьба с оврагами», учебник и тетрадь на печатной основе. Начинается работа с беседы о том, какой овраг дети видели в природе: какие у него склоны, дно, где находится верховье, глубокий овраг или нет, старый он или молодой. После этого школьники рассматривают модель оврага по тому же плану, находят общие и отличительные признаки. Затем эти же части оврага дети находят на схеме в тетради на печатной основе и подписывают их.
Понятие «овраг» будет неполным, если не познакомить детей с процессом его образования и развития. В этом плане незаменимым пособием является серия транспарантов «Образование оврага». Она позволяет увидеть развитие процесса — от промоины до зрелого, разветвленного оврага.
При знакомстве со способами борьбы с оврагами целесообразно использовать таблицу «Борьба с оврагами» и соответствующий текст в учебнике. Содержание таблицы позволяет выделить и обобщить существенные признаки понятия «овраг». Аналогично проводится работа с понятием — «холм».
Второй вариант используется, если дети не наблюдали холм и овраг в природе. В этом случае формирование понятия целесообразно начать с демонстрации кадров диафильма «Формы поверхности», на котором изображены: молодой, растущий овраг, его части, водный поток в овраге, старый овраг.
Кадры диафильма способствуют формированию представления об овраге, его частях, особенностях старого и молодого оврага. При демонстрации субтитры читаются полностью. Следующие этапы работы будут аналогичны первому варианту — работа с транспарантами и таблицей.
Затем проводится работа с кадрами «холм» и «холмистая равнина», с помощью которых создается образ холма. Практическая работа с моделью «Холм» позволяет уточнить представление о холме. На схеме в тетради на печатной основе школьники еще раз покажут части холма, затем найдут холмы на плане местности. В заключении можно предложить детям вылепить из пластилина (или другого материала) модель оврага и холма.
Сочетание учебника, экранно-звуковых и печатных средств дает необходимый результат, т. к. помогает показать изучаемый объект или явление с разных сторон.
Комплексное использование средств обучения
Необходимость комплексного использования средств обучения объясняется и тем, что полнота представлений зависит от того, сколько органов чувств участвует или участвовало в восприятии объектов, представление о которых формируется на уроке. Образные представления возникают и формируются прежде всего на основе той информации, которую ученик получает из иллюстративных средств обучения.
Поэтому при отборе средств обучения к уроку необходимо исходить из темы и целей обучения, а также учитывать подготовленность школьников к изучению данного материала. В первую очередь необходимо провести тщательный анализ учебного материала, выделить понятия, которые следует формировать, затем определить средства обучения, учитывая их возможности, которые помогут формированию понятий, место этих средств на уроке, методы и приемы работы с ними.
Например, тема урока «Формы поверхности — овраг, холм». Цель урока — формирование понятий «овраг», «холм». Для реализации этой цели можно использовать следующие средства — учебник, тетрадь на печатной основе, план местности, таблицы «Овраг», «Холм», «Холмистая равнина», «Борьба с оврагами», серию транспарантов «Образование оврага», серию диапозитивов «Поверхность суши», диафильм «Формы поверхности», модели оврага и холма. Эти средства различны по содержанию, свойствам и дидактическим возможностям.
Как видим, средств обучения по теме урока разработано немало. Какие же из них следует отобрать? В первую очередь следует учитывать, что избыток средств наглядности снижает уровень восприятия материала. Следовательно, нужно тщательно определить дидактические возможности каждого средства и соотнести их с целями
1 Шаповаленко С. Г. О создании системы современного оборудования для средней общеобразовательной школы. // Советская педагогика, 1967. № 5.
урока. Вторым важным фактором в отборе средств обучения является наличие или отсутствие у школьников представлений об овраге и холме. Рассмотрим различные подходы к отбору средств обучения в зависимости от имеющихся у детей представлений.
Первый вариант. Учащиеся наблюдали овраг и холм в природе, то есть у них имеется представление об этих формах рельефа. Поэтому на уроке эти представления расширяются, углубляются и на этой основе формируется понятие оврага и холма. В решении этой задачи помогут модели, серия транспарантов, таблица «Борьба с оврагами», учебник и тетрадь на печатной основе. Начинается работа с беседы о том, какой овраг дети видели в природе: какие у него склоны, дно, где находится верховье, глубокий овраг или нет, старый он или молодой. После этого школьники рассматривают модель оврага по тому же плану, находят общие и отличительные признаки. Затем эти же части оврага дети находят на схеме в тетради на печатной основе и подписывают их.
Понятие «овраг» будет неполным, если не познакомить детей с процессом его образования и развития. В этом плане незаменимым пособием является серия транспарантов «Образование оврага». Она позволяет увидеть развитие процесса — от промоины до зрелого, разветвленного оврага.
При знакомстве со способами борьбы с оврагами целесообразно использовать таблицу «Борьба с оврагами» и соответствующий текст в учебнике. Содержание таблицы позволяет выделить и обобщить существенные признаки понятия «овраг». Аналогично проводится работа с понятием — «холм».
Второй вариант используется, если дети не наблюдали холм и овраг в природе. В этом случае формирование понятия целесообразно начать с демонстрации кадров диафильма «Формы поверхности», на котором изображены: молодой, растущий овраг, его части, водный поток в овраге, старый овраг.
Кадры диафильма способствуют формированию представления об овраге, его частях, особенностях старого и молодого оврага. При демонстрации субтитры читаются полностью. Следующие этапы работы будут аналогичны первому варианту — работа с транспарантами и таблицей.
Затем проводится работа с кадрами «холм» и «холмистая равнина», с помощью которых создается образ холма. Практическая работа с моделью «Холм» позволяет уточнить представление о холме. На схеме в тетради на печатной основе школьники еще раз покажут части холма, затем найдут холмы на плане местности. В заключении можно предложить детям вылепить из пластилина (или другого материала) модель оврага и холма.
Сочетание учебника, экранно-звуковых и печатных средств дает необходимый результат, т. к. помогает показать изучаемый объект или явление с разных сторон.
Комплексные средства обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие «комплексное средство обучения»
Комплексное средство обучения – это концентрированная совокупность любых средств обучения на основе современной информационной, аудиовизуальной, компьютерной техники, соответствующая требованиям современного учебного комплекса в отношении методических, эргономических характеристик, главная задача которых – достижение максимального педагогического эффекта.
Некоторые авторы рассматривают комплексное средство обучения, как способ комплексного применения мультимедийных информационных средств. Комплексное средство обучения формирует информационно-образовательную среду обучения и управляет мыслительными действиями обучающегося, поэтому в некоторой степени выступает программатором обучения.
Принципы отбора комплексных средств обучения
При всем разнообразии средств обучения перед преподавателем стоит сложная задача отобрать к занятию наиболее эффективные средства для данного учебного материала. Важно учитывать, что ни одно из средств обучения не может обеспечивать успешное обучение, если будет взято в отдельности. Достигнуть оптимальных результатов можно только при правильном сочетании различных средств обучения, при котором их комплексное использование полностью отвечало бы особенностям изучаемого вопроса, познавательной деятельности и задачам обучения.
Необходимость комплексного применения средств обучения определяется тем, что полнота восприятия и представления зависит от особенностей сенсорных систем, способных воспринимать ту или иную информацию. При этом образные представления формируются на фоне той информации, которую обучающийся получает благодаря иллюстрированным средствам обучения.
При отборе средств обучения к занятию необходимо:
Готовые работы на аналогичную тему
При отборе средств обучения нужно учитывать, что чрезмерное использование средств наглядности значительно снижает уровень восприятия материала. Нужно тщательно обозначить дидактические возможности средств обучения и соотнести их с целями занятия. Для того, чтобы показать изучаемое явление и объект со всех сторон необходимо комплексное использование учебника, различных печатных средств и экранно-звуковых средств.
Структура занятия с использованием комплексных средств обучения должна отвечать ряду требований: равномерное распределение нагрузок на разные анализаторы, смена видов восприятия, постоянная активизация речевой и мыслительной деятельности обучаемых. Значительную помощь преподавателю в подготовке комплексных средств обучения окажет картотека средств обучения для каждой учебной дисциплины и для каждого уровня подготовки. Картотеки должны содержать программы дисциплины, организационные формы и методы обучения, перечень средств обучения, касающихся изучения определенной темы.
Технические комплексные средства обучения
Наиболее эффективное действие технические средства обучения оказывают при их комплексном использовании.
Комплексное использование технических средств в настоящее время обусловлено широким распространением мультимедийных средств обучения.
Технические комплексные средства обучения должны удовлетворять ряду требований:
Каждое из средств обучения, включенное в комплекс, выполняет строго определенные дидактические задачи, обеспечивает активную интеллектуальную деятельность обучающихся, помогает в преодолении сложностей усвоения учебного материала. Все части, входящие в комплекс, должны быть взаимообусловлены и взаимосвязаны. При использовании комплексных средств обучения необходимо избегать близких по содержанию, однотипных пособий, дублирования учебного материала в процессе изложения материала или демонстрации фильма.
Сочетание комплексных средств обучения может быть параллельным или последовательным. Пример параллельного сочетания: одновременное использование статичного экранного пособия и звукозаписи, при котором дидактическая роль экранного изображения усилена эмоциональным влиянием звукозаписи; использование модели установки и одновременный показ схемы ее действия на экране.
Сочетание комплексных средств обучения определяется содержанием учебного материала и логикой построения учебного процесса. Используют следующие формы сочетания аудиовизуальных средств: статичные и динамичные экранные пособия, экранные статичные и звуковые, экранные динамичные и звуковые, экранные статичные, динамичные и звуковые.
Некоторые диафильмы используются в комплексе с кинофильмами. Однако, не всегда кинофильм стоит брать за основу комплексного применения динамичных и статичных экранных пособий. Основу комплекса определяет характер изучаемого материала. Комплексные технические средства обучения должны использоваться с объектами, моделями, муляжами, печатными учебными пособиями, наблюдением за реальными явлениями и процессами, проведением опытов, экскурсиями в музеи, краеведческие и производственные объекты, на природу.
Использование средств обучения в комплексе предполагает их органическую взаимосвязь, что иногда требует использования дополнительных устройств, которые могут обеспечить подобную связь.
Комплексное использование средств обучения
Необходимость комплексного использования средств обучения объясняется и тем, что полнота представлений зависит от того, сколько органов чувств участвует или участвовало в восприятии объектов, представление о которых формируется на уроке. Образные представления возникают и формируются прежде всего на основе той информации, которую ученик получает из иллюстративных средств обучения.
Поэтому при отборе средств обучения к уроку необходимо исходить из темы и целей обучения, а также учитывать подготовленность школьников к изучению данного материала. В первую очередь необходимо провести тщательный анализ учебного материала, выделить понятия, которые следует формировать, затем определить средства обучения, учитывая их возможности, которые помогут формированию понятий, место этих средств на уроке, методы и приемы работы с ними.
Например, тема урока «Формы поверхности — овраг, холм». Цель урока — формирование понятий «овраг», «холм». Для реализации этой цели можно использовать следующие средства — учебник, тетрадь на печатной основе, план местности, таблицы «Овраг», «Холм», «Холмистая равнина», «Борьба с оврагами», серию транспарантов «Образование оврага», серию диапозитивов «Поверхность суши», диафильм «Формы поверхности», модели оврага и холма. Эти средства различны по содержанию, свойствам и дидактическим возможностям.
Как видим, средств обучения по теме урока разработано немало. Какие же из них следует отобрать? В первую очередь следует учитывать, что избыток средств наглядности снижает уровень восприятия материала. Следовательно, нужно тщательно определить дидактические возможности каждого средства и соотнести их с целями
1 Шаповаленко С. Г. О создании системы современного оборудования для средней общеобразовательной школы. // Советская педагогика, 1967. № 5.
урока. Вторым важным фактором в отборе средств обучения является наличие или отсутствие у школьников представлений об овраге и холме. Рассмотрим различные подходы к отбору средств обучения в зависимости от имеющихся у детей представлений.
Первый вариант. Учащиеся наблюдали овраг и холм в природе, то есть у них имеется представление об этих формах рельефа. Поэтому на уроке эти представления расширяются, углубляются и на этой основе формируется понятие оврага и холма. В решении этой задачи помогут модели, серия транспарантов, таблица «Борьба с оврагами», учебник и тетрадь на печатной основе. Начинается работа с беседы о том, какой овраг дети видели в природе: какие у него склоны, дно, где находится верховье, глубокий овраг или нет, старый он или молодой. После этого школьники рассматривают модель оврага по тому же плану, находят общие и отличительные признаки. Затем эти же части оврага дети находят на схеме в тетради на печатной основе и подписывают их.
Понятие «овраг» будет неполным, если не познакомить детей с процессом его образования и развития. В этом плане незаменимым пособием является серия транспарантов «Образование оврага». Она позволяет увидеть развитие процесса — от промоины до зрелого, разветвленного оврага.
При знакомстве со способами борьбы с оврагами целесообразно использовать таблицу «Борьба с оврагами» и соответствующий текст в учебнике. Содержание таблицы позволяет выделить и обобщить существенные признаки понятия «овраг». Аналогично проводится работа с понятием — «холм».
Второй вариант используется, если дети не наблюдали холм и овраг в природе. В этом случае формирование понятия целесообразно начать с демонстрации кадров диафильма «Формы поверхности», на котором изображены: молодой, растущий овраг, его части, водный поток в овраге, старый овраг.
Кадры диафильма способствуют формированию представления об овраге, его частях, особенностях старого и молодого оврага. При демонстрации субтитры читаются полностью. Следующие этапы работы будут аналогичны первому варианту — работа с транспарантами и таблицей.
Затем проводится работа с кадрами «холм» и «холмистая равнина», с помощью которых создается образ холма. Практическая работа с моделью «Холм» позволяет уточнить представление о холме. На схеме в тетради на печатной основе школьники еще раз покажут части холма, затем найдут холмы на плане местности. В заключении можно предложить детям вылепить из пластилина (или другого материала) модель оврага и холма.
Сочетание учебника, экранно-звуковых и печатных средств дает необходимый результат, т. к. помогает показать изучаемый объект или явление с разных сторон.
Вопросы и задания к главе VII для самопроверки теоретического материала
1. Раскройте содержание понятия «средства обучения».
2. Каково значение средств обучения в курсе естествознания?
3. Почему учебник является важнейшим средством обучения?
4. В чем дидактическая ценность натуральных средств обучения?
5. Расскажите о работе с коллекциями. Как вы считаете: в чем смысл составления коллекций на краеведческой основе?
6. Назовите виды таблиц по естествознанию. Расскажите о методике работы с ними.
7. Какова роль карты в изучении естествознания?
8. Почему в работе с экранными средствами обучения наблюдение изображения и его анализ являются основными методическими приемами?
9. Каковы особенности диафильма как средства обучения?
10. Какова методика работы с кинофильмами?
11. В чем сущность понятия «Комплексное использование средств обучения»?
12. Что входит в состав учебно-методического комплекта для учащихся начальной школы? Какова в нем роль учебника?
ПРАКТИКУМ
1. Объясните необходимость разнообразия средств обучения для курса начального естествознания.
2. Выявите две основные функции средств обучения и их взаимосвязь с методами обучения.
Думайте и рассуждайте. Ответить на эти вопросы вам помогут предложенные здесь практические задания.
3. Используя классификацию средств обучения, разделите их на две группы — для учителя и для учащихся. Запишите их названия в таблицу:
Объясните состав каждой группы, установите взаимосвязи между ними и покажите их связь в таблице стрелками.
4. Как вы считаете, какие методы и приемы целесообразно использовать при работе:
а) с коллекцией почв;
б) с таблицей «Раннецветущие растения»;
в) с моделью Земли — глобусом;
г) с кинофрагментом «Почему бывают времена года».
Свою точку зрения аргументируйте.
5. Как вы объясните связь между утверждениями:
а) все средства обучения взаимосвязаны, но не взаимозаменяемы;
б) на уроке необходимо комплексное использование средств обучения.
Рассуждайте и доказывайте с примерами.
6. К уроку «Водоемы нашего края» учительница подобрала следующие средства обучения: физические карты области и России, серию диапозитивов «Вода в природе», таблицы «Река в горах» и «Равнинная река», кинофрагмент «Источник. Река», учебник природоведения, естествознания.
Определите место каждого средства в уроке, дидактическую задачу, на решение которой направлена работа с ним. Установите, насколько соответствует выбор учителя тем требованиям, которые предъявляет методика к составлению поурочного комплекса. В случае затруднения вернитесь к тексту главы. Оцените деятельность учителя.
7. Определите исходные положения подбора средств обучения к уроку по теме «Растения зимой». Составьте этот комплекс, аргументируйте свой выбор.
8. Дайте оценку комплексу средств обучения к урокам «Разнообразие растений» (II—III кл.) и «Природа степей» (III—IV кл.) по программе «Природоведение» А. А. Плешакова. Эти комплексы предложены автором в рекомендациях для учителя. При оценке комплекса используйте свои знания о требованиях к его составлению.
9. Главным средством обучения при изучении полезных ископаемых является коллекция. Какие средства в сочетании с ней следует еще использовать? Почему?
Докажите свою точку зрения.
10. К уроку «Растения летом и осенью» предлагается таблица «Осень» и репродукция картины И. Левитана «Золотая осень». Какой вариант использования пособий вы выберите:
б) только репродукция картины;
в) и таблица, и репродукция картины. Объясните свою позицию.
11. Подумайте, на каком этапе урока по теме «Свойства воды», с какой целью можно использовать серию транспарантов «Круговорот воды в природе».
12. Выберите любой диафильм и проанализируйте его по плану:
б) качество информации;
в) качество изображения объектов и явлений.
13. Содержание изученной вами главы позволяет выделить следующие требования к использованию средств обучения:
1) они должны выступать в качестве источника знаний, а учащиеся в роли исследователей;
2) средства обучения необходимо изучать всесторонне;
3) средства обучения следует использовать для развития творческого мышления детей.
Как вы считаете, указаны все требования или следует что-либо добавить? Если, по вашему мнению, необходимы дополнения, то назовите их. Продумайте обоснование для каждого требования. Докажите свою точку зрения.
14. Прочитайте следующее утверждение: средства обучения способствуют развитию мыслительной деятельности учащихся, формированию у них умения проводить анализ, синтез, применять логические приемы, сравнение, обобщение, классификацию и другие операции; формулировать выводы.
Насколько правомерно это утверждение? Свой ответ обоснуйте.
15. Просмотрите составленную вами методическую картотеку по проблеме использования средств обучения. Выделите тот материал, в котором раскрываются новые, эффективные приемы работы. Расскажите о них.
Список рекомендуемой литературы
1. Аквилева Г. Н. и др. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. — М.: Просвещение, 1988.
2. Баранский Н. Н. Исторический обзор учебников географии. — М.: Гео-графгиз, 1954.
3. Барышева Ю. А. и др. Я и мир вокруг. 1 класс. Методические рекомендации для учителя. — М.: Баласс, 1999.
4. Вахрушев А. А. и др. Мир и человек. Мир глазами человека. Книга для учителя. 1 класс. — М.: Дрофа, 2000.
5. Вахрушев А. А. и др. Мир и человек. Земля. Части света. Книга для учителя. 2 класс. — М.: Дрофа, 1998.
6. Вахрушев А. А. и др. Наша планета Земля. 2 класс. Методические рекомендации для учителя. — М.: Баласс, 1998.
7. Вахрушев А. А. и др. Обитатели Земли. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. 3 класс. — М.: Баласс, 1999.
8. Верзилин Н. М. и др. Общая методика преподавания биологии. — М.: Просвещение, 1983.
9. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. Методические беседы. 1—2 классы. — М.: Вентана-Граф, 1997.
10. Виноградова Н. Ф. и др. Окружающий мир. Книга для учителя. 3—4 классы. — М.: Вентана-Граф, 1999.
11. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в начальной школе. Беседы с будущим учителем. — М.: Академия, 1999.
12. Герд А. Я. Избранные педагогические труды. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1953.
13. Зуев В. Ф. Педагогические труды. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.
14. Клепинина 3. А. Природа и люди. 1—4 классы. Книга для учителя начальных классов. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 1999.
15. Петросова Р. Л. и др. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. — М.: Академия, 1999.
16. Плешаков А. А. Зеленый дом. Методическое пособие для учителей начальных классов. — М.: Просвещение, 1997.
17. Райков Б. Е. Пути и методы натуралистического просвещения. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1960.
18. Скаткин М. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. — М.: Учпедгиз. 1952
19. Товпинец И. П. Я и окружающий мир. Материалы к урокам. 1 класс. — М., 1998.
20. Филоненко-Алексеева А. Л. Практикум по методике преподавания природоведения. Вып. 1—4. — М.: Просвещение, 1980—1983.
21. Филоненко-Алексеева А. Л. и др. Полевая практика по природоведению. Экскурсии в природу. — М.: Владос, 2000.
22. Ягодовский К. П. Вопросы общей методики естествознания. — М.: Учпедгиз, 1954.
23. Ягодовский К. П. Практические занятия по естествознанию в начальной школе. — М.: Учпедгиз, 1936.