компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации

Конспект по дисциплине Информационные технологии на тему «Обработка текстовой информации»

компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации. Смотреть фото компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации. Смотреть картинку компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации. Картинка про компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации. Фото компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации

Обработки текстовой информации

Текстовая информация может возникать из различных источников и иметь различную степень сложности по форме представления. В зависимости от формы представления для обработки текстовых сообщений используют разнообразные информационные технологии. Чаще всего в качестве инструментального средства обработки текстовой электронной информации применяют текстовые редакторы или процессоры. Они представляют программный продукт, обеспечивающий пользователя специальными средствами, предназначенными для создания, обработки и хранения текстовой информации. Текстовые редакторы и процессоры используются для составления, редактирования и обработки различных видов информации. Отличие текстовых редакторов от процессоров заключается в том, что редакторы, как правило, предназначены для работы только с текстами, а процессоры позволяют использовать и другие виды информации.

Редакторы, предназначенные для подготовки текстов условно можно разделить на обычные (подготовка писем и других простых документов) и сложные (оформление документов с разными шрифтами, включающие графики, рисунки и др.). Редакторы, используемые для автоматизированной работы с текстом, можно разделить на несколько типов: простейшие, интегрированные, гипертекстовые редакторы, распознаватели текстов, редакторы научных текстов, издательские системы.

В простейших редакторах-форматерах (например, “Блокнот”) для внутреннего представления текста дополнительные коды не используются, тексты же обычно формируются на основе знаков кодовой таблицы ASCII.

Текстовые процессоры представляют систему подготовки текстов (Word Processor). Наибольшей популярностью среди них пользуется программа MS Word. Технология обработки текстовой информации с помощью таких программ обычно включает следующие этапы:

1) создание файла для хранения текстовой информации;

2) ввод и (или) копирование текстовой информации в компьютер;

3) сохранение текста, представленного в электронной форме;

4) открытие файла, хранящего текстовую информацию;

6) форматирование текста, хранящегося в электронной форме;

7) создание текстовых файлов на основе встроенных в текстовый редактор стилей оформления;

8) автоматическое формирование оглавления к тексту и алфавитного справочника;

9) автоматическая проверка орфографии и грамматики;

10) встраивание в текст различных элементов и объектов;

11) объединение документов;

К основным операциям редактирования относят: добавление; удаление; перемещение; копирование фрагмента текста, а также поиска и контекстной замены. Если создаваемый текст представляет многостраничный документ, то можно применять форматирование страниц или разделов. При этом в тексте появятся такие структурные элементы, как: закладки, сноски, перекрестные ссылки и колонтитулы.

Большинство текстовых процессоров поддерживает концепцию составного документа – контейнера, включающего различные объекты. Она позволяет вставлять в текст документа рисунки, таблицы, графические изображения, подготовленные в других программных средах. Используемая при этом технология связи и внедрения объектов называется OLE (Object Linking and Embedding – связь и внедрение объектов).

Для автоматизации выполнения часто повторяемых действий в текстовых процессорах используют макрокоманды. Самый простой макрос – записанная последовательность нажатия клавиш, перемещений и щелчков мышью. Она может воспроизводиться, как магнитофонная запись. Её можно обработать и изменить, добавив стандартные макрокоманды.

Источник

Урок на тему «Технология обработки текстовой информации»

компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации. Смотреть фото компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации. Смотреть картинку компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации. Картинка про компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации. Фото компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации

Тема урока: «Технология обработки текстовой информации»

Тип урока: урок закрепление изученного материала.

воспитательная – развитие познавательного интереса, осознание своей значимости в образовательном процессе;

— воспитывать объективный подход при оценке труда товарищей.

учебная – проверка знаний учащихся по работе в текстовом редакторе;

закрепить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Текстовый процессор MS WORD».

— подготовить к начальной проектной деятельности;

развивающая – развитие логического мышления, памяти, внимания.

— активизировать деятельность каждого учащегося посредством демонстрационной оценки своей работы;

-развивать навыки мыслительной деятельности, вкл ючая каждого учащегося в учебно-познавательный процесс и создавая условия для работы каждого в индивидуальном темпе;

Постановка учебных задач.

Устное разъяснение порядка работы на уроке, тема урока (презентация).

Фронтальный опрос изученного материала (тест).

Подготовка к практической работе:

работа с проектором. Показать, как и что должно получиться;

разбивка на варианты.

Проектор, раздаточный материал

Выполнение проектной практической работы:

подготовка оценочной таблицы.

разъяснение работы с оценочной таблицей;

демонстрация работ учащимися на проекторе и определение баллов за работы;

определение лучшей работы;

Проектор, раздаточный материал, компьютер

В течение ряда уроков мы с вами изучали текстовый процессор MS WORD. Вы убедились, что текстовый процессор обладает широкими возможностями для ввода, форматирования и редактирования текста.

Мы создавали с вами различные текстовые документы, научились вставлять в текстовый документ таблицы, формулы, иллюстрации, фигурный текст.

Сегодня на уроке мы практически закрепим полученные знания.

Сейчас вы должны будете выполнить тест по теме MS Word на 10 минут (Приложение).

Для проверки теста ключ записан на доске.

Выставление оценок за тест — 5 мин. Ключ к тесту:

— Установите положение листа на альбомный.

— Установите параметры страницы.

— Сделайте выравнивание текста в колонках по ширине страницы.

— Сделайте абзацный отступ.

— Вставьте в текст Картинки для его оформления.

— Используйте Рамки для оформления текста.

— Измените шрифт (чтобы каждый текст был набран разным шрифтом)

4. Демонстрационный показ и защита работ на Головном компьютере через мультимедийный проектор. Каждый ученик заполняет оценочную таблицу для оценивания работ товарищей.

Украшения
(бусы, разнообразные игрушки) (до 3 баллов)

5. Подведение итогов.

— Текстовый редактор Microsoft Word — это настольная издательская система, помогающая нам подготовить документ к публикации.

Сегодня актуальна фраза: «Кто владеет информацией, тот владеет миром».

Успехов вам в постоянном овладении новой информацией и корректном расположении ее при подготовке документов!

Итак, подведем итог! Все участники показали хорошее знание текстового редактора, хорошие навыки работы с использованием современных компьютерных технологий.

6. Домашнее задание. Придумать и оформить рекламный проспект.

1. Для изменения шрифта необходимо выполнить команды:

а) Правка → Заменить;

2. Пустую таблицу с произвольным числом строк и столбцов создают с помощью команд:

а) Таблица → Добавить;

3. Для вставки рисунка из коллекции Clipart необходимо выполнить команды:

а) Вставка → Рисунок;

4. Какая клавиша удаляет символ, находящийся левее курсора?

5. Для того чтобы сохранить текст в виде файла, нужно выбрать:

в) Файл → Сохранить как.

6. Для того чтобы удалить букву справа от курсора, нужно нажать:

7. Как называется формат страницы, при котором страница печатается таким образом, что ширина полосы

8. Изменение параметров шрифта, абзаца, страницы и других частей текста называется.

9. Абзацем считается текст:

а) находящийся на одном листе;

б) начинающийся с красной строки и заканчивающийся нажатием Enter;

в) выровненный по обоим краям листа;

г) выровненный по левому краю листа.

10. К числу основных функций текстового редактора относятся:

а) копирование, перемещение, уничтожение и сортировка фрагментов текста;

б) создание, редактирование, сохранение и печать текстов;

в) строгое соблюдение правописания;

г) автоматическая обработка информации, представленной в текстовых файлах.

11. Какая последовательность действий

была выполнена компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации. Смотреть фото компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации. Смотреть картинку компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации. Картинка про компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации. Фото компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации:

а) Формат → Границы и заливка → Страница → Рисунок → Ok.

б) Формат → Границы и заливка → Граница →  Рисунок → Ok.

в) Выделить страницу → Формат → Границы и заливка → Заливка → Способы заливки → Текстура (глобусы) → Ok.

г) Файл → Параметры страницы → Граница → Рисунок → Ok.

13. Редактирование текста представляет собой:

а) процесс внесения изменений в имеющийся текст;

б) процедуру сохранения текста на диске в виде текстового файла;

в) процесс передачи текстовой информации по компьютерной сети;

г) процедуру считывания с внешнего запоминающего устройства ранее созданного текста.

14. Как создать формулу?

а) создать формулу в редакторе Word не возможно

б) выполнить команду Вставка, Объект

в) нажать на кнопку с заглавной буквой Ф.

15. С помощью каких команд можно открыть Microsoft Word:

а) Мой компьютер → Microsoft Word;

б) Пуск → Программы → Стандартные → Microsoft Word;

в) Пуск → Программы → Microsoft Word;

г) Мои документы → Microsoft Word.

компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации. Смотреть фото компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации. Смотреть картинку компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации. Картинка про компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации. Фото компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации. Смотреть фото компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации. Смотреть картинку компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации. Картинка про компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации. Фото компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации. Смотреть фото компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации. Смотреть картинку компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации. Картинка про компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации. Фото компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации. Смотреть фото компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации. Смотреть картинку компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации. Картинка про компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации. Фото компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации

Тема урока: «Технология обработки текстовой информации»

Тип урока: урок закрепление изученного материала.

воспитательная – развитие познавательного интереса, осознание своей значимости в образовательном процессе;

— воспитывать объективный подход при оценке труда товарищей.

учебная – проверка знаний учащихся по работе в текстовом редакторе;

— закрепить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Текстовый процессор MS WORD».

— подготовить к начальной проектной деятельности;

развивающая – развитие логического мышления, памяти, внимания.

— активизировать деятельность каждого учащегося посредством демонстрационной оценки своей работы;

-развивать навыки мыслительной деятельности, включая каждого учащегося в учебно-познавательный процесс и создавая условия для работы каждого в индивидуальном темпе;

Постановка учебных задач.

Устное разъяснение порядка работы на уроке, тема урока (презентация).

Фронтальный опрос изученного материала (тест).

Подготовка к практической работе:

работа с проектором. Показать, как и что должно получиться;

разбивка на варианты.

Проектор, раздаточный материал

Выполнение проектной практической работы:

подготовка оценочной таблицы.

разъяснение работы с оценочной таблицей;

демонстрация работ учащимися на проекторе и определение баллов за работы;

определение лучшей работы;

Проектор, раздаточный материал, компьютер

В течение ряда уроков мы с вами изучали текстовый процессор MS WORD. Вы убедились, что текстовый процессор обладает широкими возможностями для ввода, форматирования и редактирования текста.

Мы создавали с вами различные текстовые документы, научились вставлять в текстовый документ таблицы, формулы, иллюстрации, фигурный текст.

Сегодня на уроке мы практически закрепим полученные знания.

Сейчас вы должны будете выполнить тест по теме MS Word на 10 минут (Приложение).

Для проверки теста ключ записан на доске.

Выставление оценок за тест — 5 мин. Ключ к тесту:

— Установите положение листа на альбомный.

— Установите параметры страницы.

— Сделайте выравнивание текста в колонках по ширине страницы.

— Сделайте абзацный отступ.

— Вставьте в текст Картинки для его оформления.

— Используйте Рамки для оформления текста.

— Измените шрифт (чтобы каждый текст был набран разным шрифтом)

4. Демонстрационный показ и защита работ на Головном компьютере через мультимедийный проектор. Каждый ученик заполняет оценочную таблицу для оценивания работ товарищей.

Поздрав-
ление WordArt
(1 балл)

Поздрав-
ление
в автофигуре
(2 балла)

Основная фигура
(2 балла)

Украшения
(бусы, разнообразные игрушки) (до 3 баллов)

Дополни-
тельные элементы
(по 1 баллу
за каждый)

5. Подведение итогов.

— Текстовый редактор Microsoft Word — это настольная издательская система, помогающая нам подготовить документ к публикации.

Сегодня актуальна фраза: «Кто владеет информацией, тот владеет миром».

Успехов вам в постоянном овладении новой информацией и корректном расположении ее при подготовке документов!

Итак, подведем итог! Все участники показали хорошее знание текстового редактора, хорошие навыки работы с использованием современных компьютерных технологий.

6. Домашнее задание. Придумать и оформить рекламный проспект.

Источник

Теоретический материал «Технология обработки текстовой информации»

компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации. Смотреть фото компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации. Смотреть картинку компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации. Картинка про компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации. Фото компьютерная технология обучения технологии обработки текстовой информации

5.2. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Создавать, редактировать, форматировать и распечатывать текстовые документы можно с помощью специальных программ обработки программ обработки текстов: текстовых редакторов и текстовых процессоров:

Текстовые редакторы – это программы для создания, редактирования, форматирования, сохранения и печати документов.

Текстовые процессоры – это текстовые редакторы, имеющие в своем составе расширенный набор функций для работы с документами.

Текстовые файлы – наиболее распространенный тип данных в компьютерном мире. Существуют несколько проблем, связанных с текстовыми файлами. Первая проблема – чрезвычайно большое число символов, требующихся для поддержки различных языков. Вторая проблема заключается в том, что люди хотят, чтобы распечатываемые документы содержали графики, диаграммы, примечания, заголовки и чтобы при этом использовались различные шрифты. Кроме того, документы, распространяемые в Интернет (он-лайновые документы), содержат мультипликацию, ссылки на различные ресурсы и звуковое сопровождение.

Многие текстовые файлы передаются в виде простого текста. Простой текст сложно сделать привлекательным и легко читаемым, так как в нем нет шрифтов различных начертаний, графиков, заголовков, подзаголовков и т.д. Эти дополнительные особенности называются разметкой текста указывается точный вид каждого фрагмента: положение на странице, размер и начертание шрифта. При логической разметке указывается логическое значение данного фрагмента, например: «это заголовок главы». Эти два способа разметки предназначаются, как правило, для использования в разных ситуациях. Для того, чтобы распечатать текст на принтере, необходимо использовать физическую разметку. Должны быть на приняты решения о размере полей и абзацных отступах. Ранние версии текстовых процессоров использовали только физический тип разметки. При этом для каждого фрагмента указывается шрифт, размер и стиль.

При обмене информацией физическое оформление текста накладывает ряд ограничений, особенно для он-лайновых документов. Размер экрана, разрешение и шрифты различны для различных систем. В некоторых случаях логическое оформление текста практически необходимо (при создании электронных документов типа страниц WWW или при создании и публикации объемных трудов, таких как книги).

Основные объекты окна приложения

При другом подходе непосредственно в текст документа вставляются специальные команды разметки. Даже если у вас нет программного обеспечения, поддерживающего такой формат, вы все же сумеете в нем разобраться. Существует немало способов подобного представления разметки текста, в том числе:

HyperText Markup Language (HTML), использующий в Word Wide Web;

В процессе вывода символа на экран компьютера производится обратный процесс – декодирование. Одному и тому же двоичному коду в различных кодировках поставлены в соответствие различные символы. В большинстве случаев пользователь не должен заботится о перекодировках текстовых документов, так как это делают специальные программы – конвекторы, встроенные в приложения.

Все документы MS Word создаются на основе выбранного шаблона (образца).

Шаблон – это служебный файл, который содержит всевозможную информацию о структуре и оформлении документов конкретного типа.

Использование шаблонов позволяет создавать документы таким образом, чтобы все элементы оформления органично сочетались между собой.

Поясним некоторые термины.

Кегль (размер шрифта) – вертикальный размер, измеряемый в пунктах (1 пункт равняется 0,376 мм). Для большинства документов используются 10-12 – пунктовые шрифты, в то время как газетная полоса может иметь только 8 – пунктовые шрифты. Размер шрифта более 14 пунктов обычно используется лишь для заготовков и выделений.

Гарнитура (тип шрифта) определяет особенности написания целого набора символов, включающего в себя заглавные и строчные буквы, цифры, знаки пунктуации и специальные символы. Каждый тип шрифта имеет несколько стилей начертания символов (например, полужирный, курсив, полужирный курсив, обычный). Кроме того, можно ввести подчеркивание символов и фрагментов текста.

С помощью инструментов мы производим различные операции над документами. Так, оперируя различными символами, можно ввести текст, придать ему необходимый вид, расположить на странице.

Выполняя операции с фигурным текстом, можно оформить красивый заголовок на титульном листе. Операции с рисунками позволяют украсить внешний вид вашего документа и сделать его содержание более понятным.

Символ – это минимальный элемент текста. Он обладает следующими свойствами:

начертание (обычное, жирное, курсивное, подчеркивание);

Из символов состоят другие объекты текстового редактора: строка, абзац, страница, текст. Каждый последующий объект наследует свойства предыдущего, и к ним добавляются характерные свойства данного объекта.

Строка – это последовательность символов, завершенная кодом конца строки.

Строка как объект имеет следующие свойства:

начало и конец строки;

номер строки в тексте;

левая и правая границы строки (левая граница – позиция, в которой начинается строка, правая граница – позиция, за которую она не должна заходить).

Абзац – это набор строк, выделяемый наличием отступа красной строки в начале.

левый и правый отступы;

отступ в красной строке, т.е. позиция, с которой начинается первая строка абзаца;

положение на странице.

Страница – это набор строк, завершаемый кодом конца страницы. Её свойства:

число строк на странице.

Последним, глобальным, объектом текстового редактора является весь текст в целом. Ко всем наследуемым свойствам у текста добавляются новые:

начало и конец текста;

число строк в тексте;

расположение текста на странице.

Итак, для того чтобы подготовить документ для печати, необходимо научиться выполнять следующие операции:

Источник

Тема 2.7. Компьютерные технологии для обработки текстовой информации

Применение компьютеров для под­готовки текстов привели к созданию множества программ для об­работки документов. Такие программы называются текстовыми процессорами (Word Processors) или редакторами.

Возможности этих программ различны — от программ, предна­значенных для подготовки небольших документов простой струк­туры, до программ для набора, оформления и полной подготовки к типографскому изданию книг и журналов (издательские системы).

Редакторы текстов программ выполняют следующие функции:

— диалоговый просмотр текста;

— редактирование строк программы;

— копирование и перенос блоков текста;

— копирование одной программы или ее части в ука­занное место другой программы;

— контекстный поиск и замена под­строк текста;

— автоматический поиск строки, содержащей ошибку;

— распечатка программы или ее части.

Часто редакторы текстов программ позволяют автоматически проверять синтаксическую правильность программ. Иногда эти ре­дакторы объединены с отладчиками программ на уровне исходного текста. Редакторы текстов программ можно использовать для со­здания и корректирования небольших документов. Однако для серьезной работы с документами предпочтительнее специальные редакторы, ориентированные на работу с текстами, имеющими структуру документа, т.е. состоящими из разделов, страниц документа, предложений, слов и т.д. Такие редакторы обеспечивают сле­дующие функции: возможность использования различных шрифтов символов; работу с пропорциональными шрифтами; задание про­извольных межстрочных промежутков; автоматический перенос слов на новую строку; автоматическую нумерацию страниц; обра­ботку и нумерацию сносок; печать верхних и нижних заголовков страниц; выравнивание краев абзацев; набор текста в несколько столбцов; проверку правописания и подбор синонимов; построе­ние оглавлений индексов; сортировку текстов и данных и т.д.

Существует несколько сотен редакторов текстов — от самых простых до весьма мощных и сложных. Наиболее распространен­ные Microsoft Word (версии для DOS и Windows), WordPerfect, WordStar, WordStar 2000.

Пользователям, которым требуется обеспечить высокое качест­во напечатанных документов или подготовить сложные документы большого объема, рекламные буклеты или книги, возможностей Лексикона недостаточно. Им лучше воспользоваться Microsoft Word.

Microsoft Word — мощный интеллектуальный текстовый ре­дактор, удобный в использовании инструмент создания профес­сионально оформленных документов. Он содержит инструмент ри­сования таблиц, обеспечивающий быстрое создание таблиц путем обычного рисования линий в тех местах, где они должны быть в таблице. Эти линии автоматически превращаются в элементы таб­лицы. Выравнивание введенных линий по краям таблицы также происходит автоматически.

Кроме того, Microsoft Word работает с Мастером писем. По­следний позволяет установить параметры письма, его оформление, вставить общий текст (например, обратный адрес и адрес получа­теля), а также отредактировать письмо. В результате на составле­ние письма уходит гораздо меньше времени.

Для подготовки рекламных буклетов, оформления журналов и книг используются специальные издательские системы. Они позволяют готовить и печатать на лазерных принтерах или вы­водить на фотонаборные автоматы сложные документы высо­кого качества.

Имеются два основных вида издательских систем. Издательские системы первого вида очень удобны для подготовки небольших ма­териалов с иллюстрациями, графиками, диаграммами, различными шрифтами в тексте, например газет, небольших журналов. Типич­ный пример такой системы — Aldus PageMaker.

Издательские системы второго вида более подходят для подго­товки больших документов, например книг. Одной из самых рас­пространенных таких систем является система Ventura Publishei (Corel Ventura). Ventura управляется меню и может считывать тек­сты, подготовленные с помощью других текстовых редакторов (например, Microsoft Word), сохраняя при этом параметры форма­тирования, заданные этими редакторами.

Основная операция, для которой используются издательские системы — это верстка (размещение текста по страницам докумен­та, вставки рисунков, оформление текста разными шрифтами и тд.). В режиме ввода редактирования текста Ventura и Aldus PageMaker значительно уступают в скорости и удобстве редакторам текстов. Поэтому чаще всего документы подготавливают в два эта­па: набирают текст в редакторе типа Microsoft Word для DOS или Windows, а затем считывают его системой Aldus PageMaker или Ventura и осуществляют окончательную подготовку документов.

Основные функции издательских систем следующие: использова­ние различных видов шрифтов (начертаний и размеров симво­лов текста), которые отображаются на экране так же, как при печати; размещение фрагментов в документе, изменения и корректировка ри­сунков и диаграмм; растягивание букв в тексте (разрядка), сближение их друг с другом; подготовка таблиц; выравнивание нижнего края тек­ста на странице на заданную границу (чтобы страницы документа имели единообразный вид); набор формул и т.д.

Обработка табличных данных. Пользователям в процессе работы часто приходится иметь дело с табличными данными в процессе создании и ведении бухгалтерских книг, банковских счетов, смет, ведомостей, при составлении планов и распределении ресурсов организации, при выполнении научных исследований. Стремление к автоматизации данного вида работ привело к появлению специализированных программных средств обработки информации, представляемой в табличной форме. Такие программные средства называют табличными процессорами или электронными таблицами. Подобные программы позволяют не только создавать таблицы, но и автоматизировать обработку табличных данных.

Электронные таблицы оказались эффективными и при решении таких задач, как: сортировка и обработка статистических данных, оптимизация, прогнозирование и т.д. С их помощью решаются задачи расчётов, поддержки принятия решений, моделирования и представления результатов практически во всех сферах деятельности. При работе с табличными данными пользователь выполняет ряд типичных процедур, например, таких как:

1. создание и редактирование таблиц;

2. создание (сохранение) табличного файла;

3. ввод и редактирование данных в ячейки таблицы;

4. встраивание в таблицу различных элементов и объектов;

5. использование листов, форматирование и связь таблиц;

6. обработка табличных данных с использованием формул и специальных функций;

7. построение диаграмм и графиков;

8. обработка данных, представленных в виде списка;

9. аналитическая обработка данных;

10. печать таблиц и диаграмм к ним.

Структура таблицы включает нумерационный и тематический заголовки, головку (шапку), боковик (первая графа таблицы, содержащая заголовки строк) и прографку (собственно данные таблицы).

Наибольшей популярностью среди табличных процессоров пользуется программа MS Excel. Она представляет пользователям набор рабочих листов (страниц), в каждом из которых можно создавать одну или несколько таблиц.

Для объектов электронной таблицы определены следующие операции: редактирования, объединения в одну группу, удаления, очистки, вставки, копирования. Операция перемещения фрагмента сводится к последовательному выполнению операций удаления и вставки.

Для удобства вычисления в табличные процессоры встроены математические, статистические, финансовые, логические и другие функции. Из внесённых в таблицы числовых значений можно строить различные двумерные, трёхмерные и смешанные диаграммы (более 20 типов и подтипов).

Табличные процессоры могут выполнять функции баз данных. При этом данные в таблицы вводятся так же, как и в БД, то есть через экранную форму. Данные в них могут быть защищены, сортироваться по ключу или по нескольким ключам. Кроме этого осуществляются обработка запросов к БД и обработка внешних БД, создание сводных таблиц и др. В них также можно использовать встроенный язык программирования макрокоманд.

Важным свойством таблиц является возможность использования в них формул и функций. Формула может содержать ссылки на ячейки таблицы, расположенные, в том числе, на другом рабочем листе или в таблице, размещённой в другом файле. Excel предлагает более 200 запрограммированных формул, называемых функциями. Для удобства ориентирования в них, функции разделены по категориям. С помощью “Мастера функций” можно формировать их на любом этапе работы.

Табличный редактор Excel, текстовый редактор Word и другие, программы, входящие в пакет прикладных программ (ППП) Office поддерживает стандарт обмена данными OLE, а использование “списков” позволяет эффективно работать с большими однородными наборами данных. Аналогичный механизм OLE используеттся и в других ППП.
В Excel можно эффективно обрабатывать различные экономические и статистические данные.

Количество отражаемых цветов зависит от возможностей видеоадаптера и дисплея. Оно может меняться программно. Каждый цвет представляет одно из состояний точки на экране. Цветные изображения имеют режимы: 16, 256, 65536 (high color) и 16 777 216 цветов (true color).

Любое компьютерное изображение состоит из набора графических примитивов, которые отражают некоторый графический элемент. Примитивами могут также быть алфавитно-цифровые и любые другие символы.

Совокупность графических примитивов, которой можно манипулировать, называют сегментом отображаемой информации. Наряду с сегментом часто используется понятие графический объект.

Графические изображения технологических процессов на экране компьютера образуют графические интерфейсы WIMPD (Windows, Menu, Pointing Device) – окна, меню, указывающее устройство.

В ОС фирмы Microsoft Windows, используемой для IBM-совместимых компьютеров, впервые был применён графический интерфейс пользователей. Его появление и широкое распространение было вызвано тем, что пользователям хотелось иметь инструмент (интерфейс), позволяющий легко освоить основные процедуры и комфортно работать на компьютере. Так появился графический интерфейс пользователя.

Основное преимущество использования графического интерфейса пользователя в операционной системе заключается в том, что он позволяет создавать одинаковые графические изображения для всех устройств, поддерживаемых ОС, реализуя принцип WYSIWYG (What You See Is What You Get – что видим, то и получаем).

Графический интерфейс позволяет управлять поведением вычислительной системы через визуальные элементы управления: окна, списки, кнопки, гиперссылки и полосы прокрутки. Он включает такие понятия, как: рабочий стол, окна, пиктограммы, элементы графического интерфейса, манипуляция указывающим устройством (мышь). Эти визуальные элементы создаются, отображаются и обрабатываются с помощью графических приложений.

Графические приложения – приложения, в которых используются такие графические элементы, как: псевдокнопки, графический указатель, кнопка и линейка прокрутки.

С помощью графического интерфейса пользователь “общается” с компьютером. Такой метод общения или режим называют диалоговым.

Диалоговый режим – способ взаимодействия пользователя с ЭВМ, при котором происходит непосредственный и двухсторонний обмен информацией, командами или инструкциями между человеком и ЭВМ. Различают активные и пассивные диалоговые режимы.

Пользователь, работает с рабочим столом, окнами и объектами в них. При этом операционная система выполняет все его команды. В процессе работы она позволяет пользователю создавать другие окна и ярлыки, использовать возможности оперирования с окнами и их содержимым и др. Например, пользователь может отображать окно во весь экран, уменьшить его до нужного размера и даже до пиктограммы. При этом все действия пользователь выполняет с помощью координатного манипулятора мышь, который стал основным инструментом управления компьютером.

Под графической информацией понимают рисунок, чертёж, фотографию, картинку в книге (иллюстрацию) или большую картину, изображение на экране телевизора и т.д.

Одним из направлений использования компьютеров является компьютерная графика. Компьютерная графическая форма представления информации характеризуется тем, что в ней изображения объектов конструируются из точек. При записи изображения в память компьютера кроме цвета отдельных точек необходимо фиксировать много дополнительной информации: размеры рисунка, яркость точек и т.д.

Любой зрительный образ в символьной форме может быть представлен и в графической форме. Такая графическая форма представления данных более информативна, т.е. обладает большей информационной ёмкостью. Если принять за единицу информационной ёмкости изображения (разрешающей способности) одну клетку, то она будет определяться количеством возможных изображений в этой клетке. Разрешающая способность изображений измеряется в пикселях и равна произведению точек изображения по горизонтали и вертикали.

Как упоминалось выше, в компьютерных программах используется графический интерфейс, предназначенный для отображения различных управляемых элементов на экране компьютера. Эти элементы, а также любые иные электронные (машинные) графические изображения создаются и обрабатываются в специальных компьютерных графических программах, предназначенных для создания машинной графики.

При организации переработки информации в системах отображения возможно использование статической и динамической графической информации.

Статическая информация – это относительно стабильная по содержанию информация, используемая в качестве фона. Например, координатная сетка, план, изображение местности и т.д.

Динамическая информация – это информация, изменяемая в течение определённого времени по содержанию или положению на экране. Она может являться функцией случайных параметров.

Для работы с изображениями, представленными в компьютерах в электронной форме, используются графические редакторы и процессоры.

Графическая машиночитаемая форма представления информации эффективна и экономна. Её применяют при необходимости оперативно, лаконично и наглядно довести до пользователей статические, динамические, плоские и объёмные изображения. Для этого используют графики, диаграммы, фотографии, рисунки, слайды, анимации и другие неподвижные и подвижные графические объекты и т.п.

Современные графические редакторы предназначены для подготовки и редактирования графических изображений (графиков, эскизов, чертежей, рисунков и др.) и предоставления их пользователям. Широко применяются графические редакторы: Paint, Adobe Paintbrush, Adobe Photoshop, Corel DRAW и Page Maker. Последние два относятся также к издательским программам.

Различают растровую, векторную и фрактальную компьютерную графику. Эти виды отличаются принципами формирования изображения. Для каждого из них используется свой способ кодирования.

Упрощённо изображение кодируется двоичными значениями (битами), представляющими ряды пикселей в изображении. При этом в зависимости от того, является пиксель чёрным или белым получаем значения битов, равные нулю или единице.

Использование цветных изображений связано с тем, что каждый пиксель должен представлять комбинацию битов, определяющую его цвет. При растровом методе такую комбинацию битов часто называют битовой картой (bit map). Она представляет карту или схему исходного изображения. Чаще всего цвет каждого пикселя раскладывают на три составляющие (красную, зелёную и синюю). Для передачи интенсивности каждого цвета обычно используется ещё один байт. Поэтому для представления каждого пикселя исходного изображения требуются три байта.

Файлы растровой (или битовой) графики содержат в определённой последовательности совокупность отдельных точек растровых изображений (“bitmap images”). В качестве графических редакторов, работающих с растровой графикой, используют Paint, Adobe Photoshop и др. Форматы файлов растровой графики (BMP, PCX, GIF, TIFF и JPEG) предусматривают собственные способы кодирования информации о пикселях и другой присущей компьютерным изображениям информации. Кроме того, графические редакторы предлагают собственные форматы графических данных (например, EPS, PSD, PDD, CDR, CMX и др.), которые могут преобразовываться в другие графические форматы с помощью специальных конверторов.

Растровую графику применяют при разработке электронных и полиграфических изданий. Иллюстрации, подготовленные художниками на традиционных носителях, сканируют или фотографируют. Для ввода растровых изображений в компьютер используют сканеры, цифровые фото- и видеокамеры. В Интернете также используются растровые изображения.

К недостаткам растровых изображений относят большой их объём и невозможность сильного увеличения рисунка, так как становятся видными составляющие его точки. Этот эффект называют пикселезацией.

Распространённый редактор растровой графики – Paint – входит в состав ОС Windows и вызывается из подменю “Стандартные”, находящемся в меню “Программы”.

Векторное изображение представляет графический объект, состоящий из элементарных отрезков и дуг. Положение этих элементарных объектов определяется координатами точек и длиной радиуса. При этом основным элементом векторного изображения является не точка, а линия. Следовательно, линия – элементарный объект векторного изображения.

Для каждой линии указывается её характер (сплошная, пунктирная, штрих-пунктирная), толщина и цвет. К другим свойствам линии относят её форму. Замкнутые линии можно заполнить каким-нибудь цветом, текстурой или картой. Любая простая линия имеет две вершины, называемые узлами.

Информация о векторном изображении кодируется как обычная буквенно-цифровая и обрабатывается специальными программами. При каждом отображении векторное изображение перерисовывается компьютером, что несколько замедляет работу, но позволяет получать изображения с высоким разрешением.

В векторной графике объём памяти, занимаемый линией, не зависит от её размеров, так как линия представляется формулой или её параметрами. Сложные объекты (ломаные линии, различные геометрические фигуры) представляются в виде совокупности элементарных графических объектов. Любой объект состоит из совокупности связанных линий. Это обстоятельство определило ещё одно название данного явления – объектно-ориентированная графика.

На экран компьютера изображение выводится в виде точек. При этом программа перед выводом изображения производит вычисление координат экранных точек отображаемого объекта. Аналогичные вычисления производятся и при выводе объектов на печать. Это обстоятельство вызвало появление другого названия данного метода – вычисляемая графика.

Векторная графика предназначена для создания иллюстраций и широко используется в рекламном деле, дизайне, редакционном и издательском деле. Оформительские работы, основанные на применении шрифтов и простых геометрических элементов, проще выполняются с помощью векторной графики. При этом размер символов может изменяться в широких пределах. Такие шрифты называют масштабируемыми. Например, технология True Type, разработанная компаниями Microsoft и Apple Computer, описывает способ отображения символов в тексте. Векторные методы также широко применяются в автоматизированных системах проектирования (computer-aided design, CAD), используемых для работы со сложными трёхмерными объектами.

Однако векторная технология не позволяет достичь фотографического качества изображений объектов, как при использовании растровых методов.

Работать с векторными рисунками можно с помощью редактора Corel DRAW и др. Наиболее популярны векторные форматы: WMF, CDR, DXF.

Фрактальные графические изображения создаются автоматически с помощью специальных математических вычислений, то есть путём программирования, а не рисования. Фрактальная графика обычно используется в оформительских работах и развлекательных программах.

Для просмотра, масштабирования и конвертирования графических файлов используются различные программы. Наиболее популярной из них считается ACD See фирмы ACD System.

Для создания презентаций широко используется программа PowerPoint. Она входит в состав разработанного фирмой Microsoft пакета MS Office и является полнографическим пакетом, который служит для создания на компьютере презентаций, рекламных роликов и аналогичных материалов, например, слайд-фильмов.

Информационные технологии охватывают и обслуживают практически все сферы жизнедеятельности людей. Где бы они ни применялись, практически всегда ИТ связаны с обработкой информации. Используемые при этом методы могут совпадать с перечисленными выше, а могут и отличаться от них.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *