консервация опо на длительный срок
Ростехнадзор разъясняет: Консервация ОПО или части ОПО
Вопрос от 17.07.2019:
В связи с вышеизложенным, прошу разъяснить, требуется ли исключать из государственного реестра опасные производственные объекты, выведенные из эксплуатации путем консервации (выполненной в соответствии с документацией на консервацию опасного производственного объекта с получением положительного заключения экспертизы промышленной безопасности данной документации).
Ответ: Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев Ваше обращение, зарегистрированное в Ростехнадзоре 18 июля 2019 г. № 100/13443, сообщает.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона № 116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относится, в том числе, консервация и ликвидация опасного производственного объекта.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 116-ФЗ установлено, что консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляется на основании документации, разработанной в порядке, установленном данным Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона № 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежит, в том числе, документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.
После проведения в установленном порядке консервации опасного производственного объекта, опасный производственный объект подлежит исключению из реестра опасных производственных объектов на основании заявления о предоставлении государственной услуги, а также документов, определенных требованиями Административного регламента, содержащих сведения, необходимые для формирования и ведения реестра опасных производственных объектов, согласно описи, установленной приложением № 2 к Административному регламенту, с указанием причины, в рассматриваемом случае, ликвидация объекта или вывод его из эксплуатации.
Вопрос от 20.03.2018:
Какие требования предъявляются к сетям газораспределения и газопотребления на этапе консервации?
Консервация сети газораспределения и сети газопотребления предусматривает осуществление мероприятий, обеспечивающих их промышленную и экологическую безопасность, материальную сохранность и предотвращение их разрушения, а также восстановление работоспособности сетей газораспределения и газопотребления после расконсервации.
На период консервации должна быть обеспечена защита от коррозии объектов, входящих в состав сетей газораспределения и газопотребления.
Консервация сети газораспределения и сети газопотребления производится на основании проектной документации, утвержденной в установленном порядке.
В проектной документации на консервацию сети газораспределения и сети газопотребления должны быть предусмотрены меры, исключающие возможность образования предельно допустимой взрывоопасной концентрации газовоздушной смеси.
Вопрос от 28.02.2018:
На основании приказа эксплуатирующей организации опасные производственные объекты законсервированы и не эксплуатируются, оформлен акт консервации объектов. При проведении проверочных мероприятий инспектор Ростехнадзора требует документацию на консервацию объектов и положительное заключение экспертизы промышленной безопасности документации на консервацию. Правомочно ли требование инспектора?
Ответ: В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 8 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности.
Не допускаются консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.
Требование к проведению экспертизы промышленной безопасности документации на консервацию и ликвидацию опасных объектов определено пунктом 1 статьи 13 ФЗ№ 116-ФЗ «О промышленной безопасности».
Требование инспектора законно и правомочно.
Вопрос от 13.10.2017:
Если на опасных производственных объектах опасные вещества не обращаются и технологические процессы не производятся, рассматриваются ли анализ риска аварии на объектах и возможные сценарии аварий?
Ответ: Если на опасном производственном объекте не происходит технологический процесс, значит произведена остановка оборудования на длительный период с обязательной консервацией.
В соответствии со статьей 8 ФЗ-116 от 20.06.1997 консервация опасного производственного объекта осуществляется на основании документации, разработанной в установленном порядке и имеющие положительное заключение экспертизы.
При полной реализации проектных решений на консервацию ОПО (подтвержденных соответствующими документами) объект утрачивает признаки опасности и на нем не может возникнуть аварийная ситуация, и локализация всех нештатных ситуаций осуществляется в соответствии с разработанной инструкцией.
Вопрос от 05.06.2017:
Прошу разъяснить, не запрещено ли организации, эксплуатирующей ОПО, консервировать отдельные технические устройства, применяемые на ОПО, с оформлением приказа (акта) о консервации технического устройства. К примеру, при эксплуатации опасного производственного объекта, в составе которого эксплуатируется несколько воздухосборников, законсервировать один воздухосборник, оформив приказ (акт) о консервации воздухосборника.
Ответ: Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело Ваше обращение в Общественную приемную Ростехнадзора и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», консервация опасного производственного объекта должна осуществляться на основании документации, разработанной в порядке, установленном данным Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Документация на консервацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности.
Требований о запрете консервации технических устройств и о необходимости разработки документации на консервацию технических устройств и сооружений, применяемых на опасном производственном объекте, нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности не установлено.
Вопрос от 09.03.2016:
Прошу разъяснить, требуется ли исключать из перечня адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности в лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, адрес, опасные производственные объекты по которому находятся на консервации.
Ответ: Управлением обеспечения организационно-контрольной и лицензионно-разрешительной деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрено Ваше обращение (зарегистрировано в Ростехнадзоре за вх. № 0-2207 от 12.02.2016) о необходимости исключения из раздела лицензии «места осуществления лицензируемого вида деятельности» опасных производственных объектов, находящихся на консервации.
Указанные нормы не предусматривают необходимость переоформления лицензии с исключением адреса опасного производственного объекта, находящегося на консервации.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным исключение (часть 8 статьи 18 Федерального закона № 99-ФЗ) из соответствующего раздела лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности адреса места нахождения опасного производственного объекта при его консервации на срок не менее года.
Комментарий от нас:
С сентября вступает в силу новый регламент Приказ Ростехнадзора от 08.04.2019 №140 (ред. от 24.05.2021) «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», в котором в качестве одного из оснований исключения из Реестра ОПО указывается «вывод ОПО из эксплуатации по причине консервации на срок более 1 года». При этом необходимо предоставить сведения о документации на консервацию с зарегистрированной экспертизой и копию акта о консервации на срок более года.
На правах рекламы:
Наша организация выполняет работы по разработке документации на консервацию любых видов ОПО с экспертизой промышленной безопасности. В реестр Ростехнадзора вносим заключение сами. Оказываем помощь при формировании комплекта документов для исключения ОПО из гос.реестра.
Руководитель направления по Нижегородской области, Республике Татарстан
Шатило Валерий Викторович
Телефон: +7 (910) 181-9760
E-mail:
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
Последовательность событий и новостей по этой теме
(перемещение по новостям, связанным друг с другом)
Исключение из Реестра ОПО технических устройств в связи с их консервацией
В 2016 году опасный производственный объект нашей организации был передан согласно договора аренды сторонней организации. Эта организация в свою очередь зарегистрировала на себя переданное оборудование в качестве ОПО и получила соответствующее свидетельство.
Недавно договор аренды был расторгнут, соответственно нам, как владельцам оборудования, необходимо зарегистрировать опасный производственный объект.
Технические устройства, которые будут находиться в составе ОПО, являются объектами хранения и транспортирования жидкого топлива (мазут). В связи с изменением технологического процесса, эти устройства дальнейшей эксплуатации не подлежат, т.к. у нас отсутствует мазут, и эксплуатация оборудования на этом виде топлива исключена.
Мы планируем поставить на учет опасный производственный объект, но затем все технические устройства ОПО перевести в состояние консервации с последующим их исключением из состава ОПО.
Может ли ОПО существовать без каких-либо технических устройств (которые будут переведены на консервацию)? Проект на консервацию ОПО в целом не разрабатывается.
1) ликвидацию объекта или вывод его из эксплуатации;
2) утрату объектом признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Принимая во внимание, что некоторые технические устройства, применяемые на ОПО, обладают признаками опасности, позволяющими идентифицировать объект в качестве ОПО, получается, отсутствие таких технических устройств позволяет говорить об утрате объектом признаков опасности.
К сожалению, отсутствует отдельный нормативный правовой акт, который бы определял процедуру вывода в консервацию технического устройства, применяемого на ОПО, а также порядок оформления соответствующей документации.
Считаем, что консервация, вывод из эксплуатации (демонтаж) технического устройства должен осуществляться в порядке, предусмотренном требованиями технических регламентов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, паспортом (эксплуатационной документацией) соответствующего технического устройства, проектной и иной технической документацией опасного производственного объекта.
Так, например, в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» консервация ОПО осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном указанным Федеральным законом, с учетом требований законодательства о градостроительной деятельности.
В свою очередь, документация на консервацию ОПО в силу требований п.1 ст.8 и ст.13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» подлежит экспертизе промышленной безопасности.
Консервация опо на длительный срок
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 ноября 2018 г. N 567 «Об утверждении Руководства по безопасности «Рекомендации по порядку временного вывода из эксплуатации технических устройств и сооружений на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса»
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2017, N 11, ст. 1540), а также в целях содействия соблюдению требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 марта 2013 г. N 101 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 апреля 2013 г., регистрационный N 28222), приказываю:
утвердить прилагаемое Руководство по безопасности «Рекомендации по порядку временного вывода из эксплуатации технических устройств и сооружений на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса».
Руководитель | А.В. Алёшин |
Утверждено
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 15 ноября 2018 г. N 567
Руководство
по безопасности «Рекомендации по порядку временного вывода из эксплуатации технических устройств и сооружений на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса»
I. Общие положения
обеспечения надежной и безаварийной эксплуатации ОПО;
установления, ранее не регламентированных, единых требований к временному выводу из эксплуатации технических устройств и сооружений на ОПО нефтегазодобывающего комплекса, что позволит заблаговременно предупредить угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, имуществу и окружающей среде;
проведения оценки достаточности специальных мер по снижению риска аварий в переходный период;
содействия соблюдению требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
3. Рекомендации Руководства не распространяются на временный вывод из эксплуатации скважин и устьевого оборудования скважин.
4. Действия Руководства распространяются на ТУ и/или сооружения ОПО, временно выводимые из эксплуатации, до момента их ввода в эксплуатацию, ликвидации, реконструкции, модернизации и (или) технического перевооружения.
5. Руководство по безопасности не противоречит действующим Федеральным законам, нормативным правовым актам в области промышленной безопасности Российской Федерации и направлено на обеспечение безопасности ОПО.
6. Временный вывод из эксплуатации ТУ и/или сооружений заключается в приостановке их эксплуатации до момента их ввода в эксплуатацию, ликвидации, реконструкции, модернизации и (или) технического перевооружения.
7. Временный вывод из эксплуатации ТУ и/или сооружений на ОПО в зависимости от его продолжительности подразделяется на краткосрочный, среднесрочный и длительный.
8. Краткосрочный вывод из эксплуатации предусматривает временный вывод из эксплуатации ТУ и/или сооружений по производственной необходимости на срок, необходимый для проведения плановых работ: техническое обслуживание, диагностирование, ремонтные работы и т.п.
9. Порядок краткосрочного вывода из эксплуатации ТУ и/или сооружений, их ввода в эксплуатацию, а также меры, обеспечивающие их работоспособность, должны быть изложены в технологическом регламенте конкретного производства и инструкциях по рабочим местам. В случае необходимости возможно переводить из краткосрочного вывода в среднесрочный (длительный) вывод из эксплуатации по результатам проведенных работ по диагностике, ремонту и т.п.
10. Среднесрочный вывод из эксплуатации ТУ и/или сооружений предусматривает временный вывод из эксплуатации ТУ и/или сооружений на период продолжительностью не более 6 месяцев (с возможностью последующего продления на срок не более 6 месяцев) и осуществление мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранность и работоспособность объекта. Среднесрочный вывод из эксплуатации может проводиться без консервации.
Порядок среднесрочного вывода из эксплуатации ТУ и/или сооружений, их ввода в эксплуатацию, а также меры, обеспечивающие их работоспособность, изложены в Разделе II настоящего Руководства.
12. Консервация ТУ и/или сооружений предусматривает осуществление комплекса организационных и технических мер, определенных заводом-изготовителем.
13. В случае отсутствия в технической документации требований завода-изготовителя ТУ или сооружения к их консервации (расконсервации), эксплуатирующая организация разрабатывает инструкцию по консервации (расконсервации) для ТУ или сооружения.
14. Допускается одновременно выводить из эксплуатации одно или несколько ТУ и/или сооружений, находящихся в одной технологической схеме (технологический цех, установка, технологическая нитка, оборудование в блочном исполнении, узлы, агрегаты и т.д.), если Временный вывод из эксплуатации ТУ и/или сооружений не повлияет на безопасность ведения технологических процессов производства.
II. Порядок среднесрочного и длительного вывода из эксплуатации технических устройств и сооружений
15. Среднесрочный и длительный вывод из эксплуатации ТУ и/или сооружений производится:
в случае отсутствия необходимости эксплуатации вследствие исключения ТУ и/или сооружений из технологического процесса работы ОПО;
на период временного простоя по причине, например, отсутствия спроса на продукцию;
на период аварийно-восстановительного ремонта;
до завершения ремонта взаимосвязанных технологических производств в случае необходимости;
на период устранения несоответствий по результатам экспертизы промышленной безопасности;
в случае подготовки объектов (ТУ, сооружений) к ликвидации, реконструкции, модернизации и (или) техническому перевооружению.
главный инженер (технический руководитель), председатель Комиссии;
руководители структурных подразделений (отделов и служб) эксплуатирующей организации (производственный отдел, главный механик, главный энергетик, метролог, эколог, бухгалтер и т.п.);
руководители структурного подразделения, в эксплуатационной зоне ответственности которого находится ТУ и сооружения ОПО (начальник цеха, участка).
Мероприятия должны содержать все необходимые ссылки на действующую нормативную документацию, включая отраслевые правила безопасности, стандарты, строительные нормы и правила, другие нормативные документы и инструкции по проведению соответствующих видов работ, а также на паспорта оборудования.
19. План мероприятий должен содержать:
регистрационный номер ОПО в государственном реестре ОПО, наименование, месторасположение и общие технические характеристики ТУ и/или сооружений, которые планируются временно вывести из эксплуатации, вид вывода из эксплуатации (среднесрочный/длительный);
перечень работ, связанных с приведением временного вывода из эксплуатации ТУ и/или сооружения в безопасное состояние, обеспечением работоспособности ТУ и/или сооружений с оформлением необходимых схем, освобождения от продуктов, а также выполнения требований заводов-изготовителей (при наличии);
сроки завершения работ;
мероприятия по периодическому контролю (обслуживанию) оборудования на период длительного вывода из эксплуатации (консервации) в соответствии с руководством по эксплуатации завода изготовителя (при наличии) и указанием лиц ответственных за их проведение;
меры, обеспечивающие безопасность работающих;
перечень изменений в технологический регламент и технологическую схему;
20. Организация, эксплуатирующая ОПО, обеспечивает выполнение работ по временному выводу из эксплуатации ТУ и/или сооружений в соответствии с Планом мероприятий. Изменения, вносимые в план, должны быть утверждены председателем Комиссии.
21. При необходимости проведения работ по среднесрочной и (или) длительной остановке ТУ и/или сооружений с привлечением подрядных организаций, необходимо руководствоваться требованиями действующих типовых инструкций о порядке безопасного проведения ремонтных работ на предприятиях.
22. Среднесрочная и (или) длительная остановки ТУ и/или сооружений осуществляются на основании приказа организации с указанием ТУ и/или сооружений, сроков (длительности) временного вывода из эксплуатации, реквизитов утвержденного Плана мероприятий.
23. При необходимости продления срока среднесрочного вывода из эксплуатации ТУ и/или сооружений организация, эксплуатирующая ОПО, за 20 рабочих дней до истечения срока временного вывода из эксплуатации организует обследование состояния ТУ и/или сооружений, проверяет реализацию мероприятий, предусмотренных ранее утвержденным Планом мероприятий и при отсутствии замечаний к состоянию ТУ и/или сооружений издает приказ о продлении среднесрочного вывода из эксплуатации ТУ и/или сооружений. Срок продления не должен превышать шести месяцев.
24. Руководитель структурного подразделения, в эксплуатационной зоне ответственности которого находится ТУ и сооружения ОПО (начальник цеха, участка) обеспечивает хранение Плана мероприятий, приказов о временном выводе ТУ и/или сооружений из эксплуатации до их ввода в эксплуатацию, ликвидации, реконструкции, модернизации и (или) технического перевооружения.
25. Ответственность за безопасную реализацию мероприятий по среднесрочному и длительному выводу из эксплуатации ТУ и/или сооружений в полном объеме и в установленный срок возлагается на руководителя эксплуатирующей организации.
III. Рекомендации по техническому содержанию технических устройств и сооружений при среднесрочном и длительном выводе из эксплуатации
26. Временно выведенные из эксплуатации ТУ и/или сооружения должны быть приведены в безопасное состояние в соответствие с требованиями Плана мероприятий.
27. ТУ и/или сооружения, временно выводимые из эксплуатации в зависимости от особенностей технологических процессов конкретного производства должны быть остановлены с принятием мер исключающих их самопроизвольное или ошибочное включение, отключены от источников энергии, сброшено давление, освобождены от продукта, промыты, изолированы от задействованного в технологическом процессе оборудования установкой заглушек и при необходимости опломбированы.
28. Временно выведенные из эксплуатации ТУ и/или сооружения должны быть обозначены (вывешены таблички с информацией о периоде временного вывода из эксплуатации), отключены от источников питания электроэнергией видимым разрывом (при наличии напряжения). На пусковых устройствах у оборудования и в электрораспределительных устройствах вывешиваются предупредительные плакаты.
29. В технические паспорта ТУ и/или сооружений вносится соответствующая запись о временном выводе из эксплуатации, в том числе с указанием реквизитов приказа и периода временного вывода из эксплуатации.
30. ТУ и/или сооружения, выведенные в консервацию, должны подвергаться периодическому наружному осмотру (не реже 1 раза в 6 месяцев).
31. Результаты периодических наружных осмотров, законсервированных ТУ и/или сооружений, регистрируются эксплуатирующей организацией и должны быть доступны для подтверждения выполненных работ. Метод и способ регистрации результатов определяется эксплуатирующей организацией.
32. При обнаружении недостатков (несоответствий) технического состояния в ходе периодических осмотров, руководитель структурного подразделения, в эксплуатационной зоне ответственности которого находится ТУ и сооружения ОПО (начальник цеха, участка) обязан выяснить причины их возникновения, организовать разработку и реализацию мероприятий по их устранению.
33. На весь период временного вывода из эксплуатации ТУ и/или сооружений не требуется проведение работ:
связанных с проведением технических освидетельствований, испытаний на прочность и плотность, диагностированием, в том числе проведением экспертиз промышленной безопасности;
по техническому обслуживанию и ремонту, которые регламентируются нормативными документами и технической документацией заводов-изготовителей.
34. Даты следующего технического освидетельствования, испытания на прочность и плотность, диагностирования, в том числе проведение экспертиз промышленной безопасности, технических обслуживаний и ремонта, которые регламентируются нормативными документами и технической документацией заводов-изготовителей могут быть продлены на срок, равный сроку временного вывода из эксплуатации.
IV. Порядок ввода в эксплуатацию технических устройств и сооружений при среднесрочном и длительном выводе из эксплуатации
35. После окончания периода временного вывода из эксплуатации ТУ и/или сооружений или возникновения необходимости досрочного их ввода в эксплуатацию. Ввод в эксплуатации. ТУ и/или сооружений осуществляется в соответствии с мероприятиями по вводу ТУ и/или сооружения в эксплуатацию утверждёнными главным инженером эксплуатирующей организации (председателем Комиссии). Если мероприятия по вводу ТУ и/или сооружения в эксплуатацию не были прописаны в плане мероприятий по временному выводу из эксплуатации ТУ и сооружений составляется отдельный План мероприятий по вводу их в эксплуатацию.
36. При выполнении в полном объеме мероприятий по вводу в эксплуатацию ТУ и/или сооружений, руководитель структурного подразделения, в эксплуатационной зоне ответственности которого находится ТУ и сооружения ОПО (начальник цеха, участка) проверяет полноту и качество их выполнения и подписывает Акт готовности к вводу в эксплуатацию, на основании которого ТУ и/или сооружения вводятся в эксплуатацию приказом организации.
37. В случае, если ТУ и/или сооружения, временно выведенные из эксплуатации, ранее намечались к проведению диагностирования (или иным мероприятиям, установленным нормативной документацией в области промышленной безопасности или технической документации заводов-изготовителей) все необходимые для этого мероприятия должны быть выполнены до подписания акта готовности.
Приложение N 1
к Руководству по безопасности
«Рекомендации по порядку временного вывода
из эксплуатации технических устройств и сооружений
на опасных производственных объектах нефтегазодобывающего
комплекса»
утвержденному приказом Ростехнадзора
от 15 ноября 2018 г. N 567
(должность председателя комиссии)
«___» __________ _____ г.
Перечень технических устройств и сооружений для временного вывода из эксплуатации
N п/п | Подразделение | Место нахождения (наименование промысла, цеха, участка и т.д.) | Наименование объекта | Инвентарный номер | Характеристика объекта | Вид временного вывода из эксплуатации (среднесрочный/длительный) |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 8 |
Обзор документа
Ростехнадзор утвердил Рекомендации по порядку временного вывода из эксплуатации технических устройств и сооружений на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса.
Рекомендации применяются при обустройстве месторождений для добычи, сбора, подготовки, хранения нефти, газа и газового конденсата, магистральных трубопроводов до момента ввода устройств, сооружений в эксплуатацию, их ликвидации, реконструкции, модернизации и (или) перевооружения.
На вывод из эксплуатации скважин и устьевого оборудования рекомендации не распространяются.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter