конспект на тему принципы тренировки

Конспекты по физической культуре «Принципы спортивной тренировки: виды, способы реализации в учебнотренировочном процессе.»

конспект на тему принципы тренировки. Смотреть фото конспект на тему принципы тренировки. Смотреть картинку конспект на тему принципы тренировки. Картинка про конспект на тему принципы тренировки. Фото конспект на тему принципы тренировки

42. Принципы спортивной тренировки: виды, способы реализации в учебнотренировочном процессе.

Принцип сознательности формирует у спортсмена целеустремленность, когда перед ним ставится цель — достижение максимального спортивного результата.

Принцип прогрессирования — наращивание нагрузок до максимальных величин.

Принцип непрерывности тренировочного процесса – адаптация к нагрузкам протекает без перерывов, т.е. воздействие последующей нагрузки начинается на фоне следов предыдущей.

Принцип волнообразности динамики нагрузок, при соблюдении которого обеспечивается наибольший тренировочный эффект.

Принцип доступности и индивидуализации — выбор вида спорта с учетом одаренности человека, методики тренировки, максимально отвечающей особенностям спортсмена, индивидуального стиля деятельности и в более широком смысле тактики выступления на соревнованиях.

Принцип активности получает в спортивной тренировке свое высшее выражение. Это не просто активность, а творческая инициатива — создание новых композиций, новой техники выполнения упражнений и т. д.

Принцип цикличности тренировочного процесса. Цикличность — это относительно законченный кругооборот звеньев тренировочного процесса с частичной повторяемостью упражнений, занятий, этапов и целых периодов. Однако каждый очередной цикл не является копированием предыдущего, он протекает на более высоком уровне тренировочных нагрузок, сложности задач и т. п.

Принцип единства общей и специальной подготовки спортсмена. Общая подготовка обеспечивает развитие различных двигательных качеств, овладение богатым арсеналом двигательных действий, которые могут быть использованы не только в спортивной, но и в других видах деятельности.

Однако общая подготовка должна быть подчинена избранному виду спортивной деятельности, так как далеко не всякое соотношение общей и специальной подготовки способствует росту спортивных результатов.

Тренировка является приспособлением человека к конкретным условиям деятельности, которые различны в разных видах спорта.

Чем более подготовлен спортсмен, тем ближе к реальным должны быть условия деятельности на тренировочных занятиях.

Мера соотношения общей и специальной подготовки определяется задачами тренировочного периода и этапа. В целом следует придерживаться правила, согласно которому чем ближе соревнование, тем большую долю времени должна занимать специальная подготовка. В тренировке новичков объем общей подготовки должен быть сравнительно большим.

Источник

Конспект на тему принципы тренировки

Методика- это совокупность методов и приемов, позволяющих решить поставленную задачу в кратчайшие сроки.

Метод и прием- это способы проработки целевой мышечной группы.

Терминология в бодибилдинге:

-повторение- это однократное повторение упражнения

-подход или серия – это заданное количество повторений. Подход, состоящий из одного повторения, имеет название сингл.

-повторный максимум (ПМ)- это вес, рассчитанный на определенное количество повторений. Например, 1ПМ означает, что с данным весом человек может выполнить только одно повторение, а 12 ПМ – вес, предельный на 12 повторений.

-комплекс- это набор упражнений, позволяющий систематично, методически правильно прорабатывать заданное количество мышечных групп.

-суперсерия- это два упражнения, направленные на проработку одной и той же мышечной группы, выполняемые в одном подходе, следующих друг за другом без паузы между ними.

-последовательный суперсет- тоже, но с отдыхом между упражнениями.

-мультисет- четыре и более упражнений, направленных на проработку одной и той же мышечной группы, выполняемые в одном подходе, следующих друг за другом без паузы между ними; последовательный мультисет- то же, но с отдыхом между упражнениями.

-комбинированный подход или комбинация- это два упражнения, воздействующие на различные мышечные группы, выполняемые в одном подходе, следующих друг за другом без паузы между ними; комбинированные подходы могут объединять как мышцы-антагонисты (т.е. действующие в противоположных направлениях, как например, сгибатели и разгибатели предплечья), так и мышцы, лежащие в отдалении друг от друга, например, грудные и разгибатели бедра.

-синергисты (от греч. synergós — вместе действующий), в анатомии и физиологии — мышцы (или их группы), действующие совместно и функционально однородно; принимают участие в одном движении. Например, при жиме штанги лежа это грудные, трицепсы и дельтовидные мышцы.

-антагонисты (греч. antagonistes — противник), в анатомии и физиологии — мышцы, вызывающие движения в двух противоположных направлениях (например, сгибание и разгибание конечностей).

Новичкам необходимы многосуставные базовые упражнения. поскольку они делают сильнее сразу много мышц. Тем самым, они позволяют новичку относительно быстро преодолеть начальную растренированность и заложить основу для дальнейших тренировок с большими весами.

Надо подчеркнуть, что какую-то одну мышцу базовое упражнение нагружает более интенсивно, чем остальные. В частности, в приседаниях больше всего достается квадрицепсам (мышцам передней поверхности бедра). Куда меньше работают бицепсы бедер (задняя поверхность). ягодицы, голени и мышцы спины.

-интенсивность-это сила воздействия на целевую мышцу и определяется весом отягощения.

конспект на тему принципы тренировки. Смотреть фото конспект на тему принципы тренировки. Смотреть картинку конспект на тему принципы тренировки. Картинка про конспект на тему принципы тренировки. Фото конспект на тему принципы тренировки

Основные принципы тренировки.

Рассмотрим наиболее известные методики и приемы, в зависимости от уровня подготовленности. Каждый из них может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими. Т.е. большинство из представленных позиций может являться как собственной методикой, так и способом в рамках других методик.

Начальный уровень подготовленности.

Последовательный метод-характеризуется последовательной работой мышечных групп, начиная с крупных, сверху вниз. Например, грудь-спина-дельты-руки-ноги-пресс. Обеспечивает локальное кровенаполнение (сначала в одной мышечной группе, затем во второй и т.д.). Легко дозировать объем нагрузки (количеством подходов) и плотность тренировки (отдыхом в паузах).

РНА(пи-эйч-эй)-тренировка (с англ. как активизация периферийного кровообращения). Характеризуется выполнением упражнений, направленных на верх и низ тела, следующих друг за другом без перерыва или с паузой между ними (более щадящий вариант). Например, упражнение для мышц груди, а за ним следует упражнение на заднюю поверхность бедра, спина-передняя поверхность бедра и т.д. Локальное кровенаполнение минимально, что позволяет снизить вероятность ухудшения самочувствия у тренируемого (ацидоза). Позволяет повысить общую выносливость за счет поддержания высокой плотности занятия. Очень энергоемкий метод.

Метод последовательных комбинированных подходов- например, упражнение (в 1-ом подходе) для мышц груди, после которого следует отдых, комбинируется с упражнением для мышц спины. Позволяет работать со значительной нагрузкой более длительное время. Это происходит за счет локального (т.е. определенной мышцы) времени восстановления. При этом обеспечивается постоянный приток крови в работающие мышцы, вследствие участия в комбинациях мышц-антагонистов.

Метод комбинированных подходов- идентичный вышеописанному методу, но упражнения выполняются без отдыха между ними. Благодаря чему обеспечивает более высокую плотность занятия при достаточно высокой интенсивности.

Встроенный сплит- заключается в повышении тренировочного объема на определенную мышечную группу на данном занятии. Происходит в рамках программы на все тело, путем снижения объема на остальные мышечные группы. Общий объем остается неизменным. Например, имеется комплекс упражнений, рассчитанный на проработку всего тела. Он состоит из 8 упражнений (на грудь, спину, дельты, руки, ноги и пресс) по 2-3 подхода на каждое. Итого общий объем 20 подходов. 3-на грудь, 3-на спину, 2-на дельты, 2-на бицепсы, 2-на трицепсы, 3-квадрицепсы, 3-заднее бедро, 2-на пресс. На одном занятии делается акцент на мышцы груди- 2 упражнения по 2-3 подхода, итого 5 подходов. Остальные 14 подходов равномерно распределяются между остальными группами мышц, за исключением мышц-синергистов и грудных. Для них достаточно по 1 подходу в одном упражнении. Все это выглядит так: грудные- 5 подходов, спина-3 подхода, дельты-1, бицепсы-2, трицепсы-1, квадрицепсы-3, заднее бедро-3 и пресс-2. Всего также 20 подходов. На следующем занятии акцент на другие мышцы и т.д.

Метод прогрессии весов- характеризуется изменением нагрузки от подхода к подходу. При увеличении веса (прямая прогрессия) можно плавно подойти к рабочей нагрузке и определить ее степень на данном занятии. При уменьшении (обратная прогрессия) выравнивается вес и потенциал работающих мышц по мере их утомления, что позволяет выполнить большой тренировочный объем. Также применяют и полную прогрессию, т.е. сначала повышают вес, а дойдя до рабочего, снижают. При увеличении веса, количества повторений, как правило, снижают. При уменьшении веса количество повторений остается, чаще всего, неизменным.

Метод многоподходности (фляшинг)- подразумевается выполнение более чем одного подхода в упражнении. Обеспечивает более полное кровенаполнение работающих мышц, позволяет включить в работу большее количество двигательных единиц.

Ротация- это смена порядка выполнения упражнений. Обеспечивает снижение монотонности процесса, вносит разнообразие на занятии, уменьшает возможность

Источник

Физическая культура и спорт копия 1

Принципы физической тренировки

Достижение положительных результатов при регулярных занятиях физическими упражнениями возможно лишь при соблюдении отдельных условий, которые выражаются в виде дидактических принципов. Основными среди них следует считать следующие.

Принцип сознательности и активности предполагает, что занимающийся оздоровительной физкультурой хорошо осознает необходимость движения для поддержания высокого уровня здоровья и понимает физиологические механизмы влияния физических упражнений на организм. При таком подходе физкультурник, во-первых, стремится узнать как можно больше о своем организме и о путях поддержания здоровья; во-вторых, умеет, разрабатывать программу оздоровительной физкультуры в своей жизнедеятельности и планировать рациональное использование различных средств физической культуры для решения общих и частных задач обеспечения здоровья; в-третьих, на основании текущего анализа состояния своего организма вносит своевременные коррективы в программу и организацию оздоровительной физкультуры.

Принцип систематичности и последовательности утверждает необходимость определенной системы в использовании средств физической культуры, которая обеспечила бы решение основных задач и достижения здоровья, реализуемых с помощью физических упражнений. Практика показывает, что чаще всего физкультурник отдает предпочтение какому-либо одному или группе однородных средств (оздоровительный бег, плавание, игры и др.), однако ограничение двигательной активности только ими не может обеспечить решения всех задач достижения здоровья.

Принцип последовательности означает, что нельзя бесконечно менять используемые средства (на первых порах приобщения к оздоровительной физкультуре это допустимо, пока занимающийся не найдет наиболее подходящие для себя физические упражнения). Выбранные средства должны использоваться в определенной системе и последовательности, что позволит не только осознанно планировать нагрузку, но и проследить за ее эффективностью для той или иной системы жизнедеятельности.

Принцип постепенного увеличения нагрузки вытекает из динамики послерабочего восстановления функции организма. Возникшие в результате выполненной нагрузки изменения имеют определенные характеристики, определяемые преимущественно выполненной работой. В таком случае после повторной работы, имеющей те же показатели объема, интенсивности и длительности, что и предыдущие, возникнут однотипные послерабочие изменения. При сохранении такого режима физических тренировок развивается адаптация организма к нагрузкам, и нарастания функциональных показателей не происходит. В то же время повышение рабочей нагрузки (в частности, приходящейся на период суперкомпенсации) способствует прогрессирующим изменениям, выражающимся и в активизации белкового обмена, и в совершенствовании деятельности ЦНС, и в экономизации функций и т.д. Разумеется, речь идет не о повышении нагрузки буквально в каждом занятии, а о тенденции к ее повышению на протяжении определенного временного цикла, например, календарного года.

Принцип индивидуализации предполагает, что организация и содержание физической тренировки должны соответствовать особенностям именно данного человека. Это касается, прежде всего, его генетически предопределенных особенностей. В частности, следует учитывать тип телосложения, предрасположение данного морфотипа (астеник, нормостеник, гиперстеник и промежуточные типы) к определенным заболеваниям, на профилактику которых следует ориентировать физическое воспитание. Другим важным генотипическим фактором является тип высшей нервной деятельности, под который и надо подбирать двигательные средства. Кроме того, необходимо учитывать и особенности свертывания крови, и преобладающий тип вегетативной нервной регуляции и т.д. Помимо генетически обусловленных качеств в организации физического воспитания следует учитывать особенности семейного положения физкультурника, его профессиональную принадлежность, режим работы и многие другие факторы.

Принцип обратимости тренировочных эффектов проявляется в том, что последние постепенно уменьшаются по мере снижения тренировочных нагрузок или полностью исчезают при полном прекращении тренировки (эффект детренировки). Снижение работоспособности наступает тем раньше, чем выше ее уровень, но в любом случае через 3-8 месяцев после прекращения тренировок уровень физической подготовленности человека оказывается практически таким же, каким он был до начала регулярных тренировок. Правда, следует отметить, что благодаря сохранению следовых явлений в двигательном динамическом стереотипе восстановление работоспособности при возобновлении тренировок у таких людей протекает активнее, чем у ранее не занимавшихся физической культурой.

Источник

Методические материалы «Принципы спортивной тренировки»

конспект на тему принципы тренировки. Смотреть фото конспект на тему принципы тренировки. Смотреть картинку конспект на тему принципы тренировки. Картинка про конспект на тему принципы тренировки. Фото конспект на тему принципы тренировки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» г.Мичуринска Тамбовской области

Принципы спортивной тренировки

Денисенко Т.В., методист

Принципы спортивной тренировки

Спортивная тренировка – это специализированный процесс физического воспитания, направленный на достижение высокого спортивного результата в избранном виде спорта. Она является специализированной составной частью физического воспитания и подчиняется всем его законам.

Достижение высоких спортивных результатов требует продолжительной многолетней тренировки, которую принято делить на три основных этапа: начальная специализация (базовая подготовка), углубленное совершенствование и спортивное долголетие.

Принцип сознательности формирует у спортсмена целеустремленность, когда перед ним ставится цель – достижение максимального спортивного результата.

Основные правила, вытекающие из данного принципа:

1. Планируй тренировочный процесс и особенно ее нагрузку совместно со спортсменом. При этом спортсмену должно стать известно не только то, чего он может достигнуть в ближайшем будущем, но и то, какой от него потребуется «вклад» для достижения поставленной цели и в перспективе.

2. Привлекай спортсмена к анализу и оценке тренировки.

3. Регулярно проводи контрольно-проверочные испытания.

4. Воспитывай у спортсмена способность к совместному обдумыванию и самоконтролю.

5. Задавай практические и теоретические задания на решение дома.

Принцип прогрессирования – наращивание нагрузок до максимальных величин.

Согласно этому принципу нагрузка должна всегда находиться в определенной зависимости от уровня работоспособности спортсмена, его способности переносить ее. Стандартные нагрузки постепенно теряют свой тренировочный эффект, пока совеем не перестают способствовать развитию физических кондиций спортсмена и его работоспособности. Застой в нагрузке приводит к застою в развитии работоспособности. Это действительно не только для начинающих, но и дня спортсменов опытных, высокого класса.

В видах спорта с преимущественным проявлением технико-тактических качеств нагрузку повышают, предъявляя более высокие требования к координации движений (изменение темпа движений, внешних условий, комбинаций различных элементов упражнения, разучивание более сложных движений и в целом упражнений).

Для направленного развития выносливости, силы, быстроты и комплексных физических способностей необходимо изменять определенные компоненты нагрузки: повышать частоту тренировок, доведя их по возможности до ежедневных, а в некоторых случаях при подготовке к достижениям высоких результатов – и до двух раз в день; повышать объем нагрузки в тренировочных занятиях при одинаковой плотности их; повышать плотность нагрузки и др. Все это не удастся осуществить одновременно. Сначала надо стремиться к достижению оптимальной частоты тренировок, а затем решать следующие задачи.

Принцип непрерывности тренировочного процесса – адаптация к нагрузкам протекает без перерывов, т.е. воздействие последующей нагрузки начинается на фоне следов предыдущей.

Этот принцип требует от спортсмена, чтобы он тренировался без перерывов в течение круглого года, всегда стремился к достижению оптимального выполнения нагрузки, обеспечивая непрерывное развитие тренированности. В основе этого требования лежат закономерные связи между нагрузкой и адаптацией организма к ее воздействию (закон единства окружающей среды и организма). Исходным пунктом для построения круглогодичной тренировки служат известные закономерности развития тренированности. Первостепенную роль в них играют два последующих положения:

1. Высокие результаты в избранном виде спорта могут быть достигнуты лишь в том случае, если повышается общий уровень тренированности, включая все компоненты, определяющие достижение высоких результатов.

2. В свою очередь, повышение уровня отдельных компонентов тренированности ведет уже у начинающего спортсмена к более высоким результатам в избранном виде спорта. Но для дальнейшего его роста этого будет недостаточно. Необходимо связать отдельные компоненты тренированности в единый комплекс с учетом требований соревнований. Для этого используют специфические тренировочные и соревновательные нагрузки при подготовке спортсменов высокого класса. Однако если такие нагрузки применять в больших объемах, то они могут относительно быстро привести к исчерпанию физических и нервных возможностей спортсмена.

Принцип волнообразности динамики нагрузок, при соблюдении которого обеспечивается наибольший тренировочный эффект.

Волнообразность – достигается изменением учебных, тренировочных и соревновательных нагрузок и включением интервалов активного отдыха на протяжении занятия, тренировочного дня, микроцикла, этапа, периода, года, и лет. Во всех этих структурах возрастание нагрузки сменяется относительной стабилизацией на уровне значительных или повышенных требований; затем следует снижение нагрузки и отдых. Волна имеет различную длину (продолжительность) и высоту (степень нагрузки) в зависимости от задач подготовки, применяемых тренировочных упражнений и воздействий, условий проведения тренировочного процесса и средств восстановления. Наибольшей высоты волны достигают в соревновательном периоде. Так как в спортивных играх соревновательный период зачастую длиться 8-10 месяцев эффективными являются волны с достаточно высокой нагрузкой на протяжении 1,5-2 месяцев с последующим снижением нагрузки в 2 неделях.

В процессе спортивной подготовки на многолетнюю волну накладывается волны годичного цикла, на них, в свою очередь накладываются периодные и этапные волны, включающие в себя волны микроцикла, тренировочного дня, занятия и отдельной тренировочной работы. В каждом конкретном случае необходимо построение своей волновой структуры. С волнообразностью связан и постепенный переход от нагрузки к покою в конце занятия или дня, после тренировочного микроцикла и участия в соревновании, при переходе к активному отдыху в конце годового цикла и по окончании занятий спортом в связи с возрастом. Резкий переход от больших тренировочных нагрузок к бездействию ведет к нарушению сбалансированности работы всего организма и как следствие к ухудшению состояния здоровья.

Принцип доступности и индивидуализации – выбор вида спорта с учетом одаренности человека, методики тренировки, максимально отвечающей особенностям спортсмена, индивидуального стиля деятельности и в более широком смысле тактики выступления на соревнованиях.

Принцип доступности исходит из того, что человек развивается и любая деятельность человека, в том числе и его двигательная деятельность, может выполняться только через мобилизацию резервов организма, т.е. ценой значительных физических и нервных напряжений. Отсюда принцип доступности означает необходимость обеспечения правильного соотношения между способностью организма и его готовностью к выполнению двигательных действий, с одной стороны, и педагогическими требованиями – с другой. При решении задач тренировки следует применять такие стимулы и ориентиры, которые бы не выходили зa верхнюю границу работоспособности человека.

Правила практического воплощения принципа доступности:

1. Основательно анализируй уровень работоспособности и развитие личности спортсмена. Вот несколько фактов, влияющих на индивидуальную нагрузку: календарный, паспортный и тренировочный возраст спортсмена, способность к достижению и перенесению нагрузок, состояние здоровья и уровень тренированности, общая нагрузка и отдых от нее, тип конституции и нервной деятельности, специфические и половые различия.

2. Приспособляй внешнюю нагрузку к индивидуальной работоспособности спортсменов, не существует неизменных норм, тренировочных нагрузок ни в смысле максимума, ни в смысле минимума. Система нагрузок зависит также и от новейших сведений о способности человека переносить нагрузки, полученные в экспериментальных и естественных условиях.

3. Учитывай особенности женского организма.

Принцип активности получает в спортивной тренировке свое высшее выражение. Это не просто активность, а творческая инициатива – создание новых композиций, новой техники выполнения упражнений и т. д.

Он определяет важнейшую роль самостоятельности спортсмена в практической реализации системы подготовки. Необходимо помнить, что все многообразие процесса подготовки спортсмен осуществляет сам, когда он, обучаясь, воспитываясь, тренируясь и соблюдая режим, проявляет активность, энергию, упорство, трудолюбие, стойкость, устремленность к цели, без которых не мыслимо достижение спортивных высот. И, кроме того, это не просто активность, а творческая инициатива создание новых композиций (в гимнастике, фигурном катании), новой техники выполнения упражнений (в легкой атлетике, лыжном и конькобежном спорте). Он формируется в развитии у спортсменов самостоятельности мышления и контроля за своими двигательными действиями.

Принцип систематичности – непрерывность тренировочного процесса. Спортивная тренировка строится как круглогодичный и многолетний процесс, при котором стремятся достигнуть наибольшего кумулятивного эффекта спортивной специализации. В связи с этим интервалы отдыха между занятиями строятся по иному принципу, чем в процессе физического воспитания с общей направленностью. Стремление получить в перспективе максимальный спортивный результат приводит к резкому увеличению объема и интенсивности тренировочных нагрузок.

Практически воплощать правила систематичности достаточно просто:

1. Уделяй самое пристальное внимание порядку распределения тренировочных упражнений с учетом закономерностей развития физических качеств (координация, быстрота, сила и затем выносливость).

2. В каждом тренировочном занятии следует ставить основную задачу и готовить спортсмена на ее выполнение.

3. Необходимо непрерывно следить за развитием тренированности спортсмена и вовремя вносить необходимые коррективы.

4. Строить тренировку нужно так, чтобы у спортсмена была четкость в ее восприятии.

Принцип цикличности тренировочного процесса. Цикличность – это относительно законченный кругооборот звеньев тренировочного процесса с частичной повторяемостью упражнений, занятий, этапов и целых периодов. Однако каждый очередной цикл не является копированием предыдущего, он протекает на более высоком уровне тренировочных нагрузок, сложности задач и т. п. Цикличность можно сравнить с развитием по спирали.

В зависимости от протяженности цикла во времени различают малые циклы, или микроциклы (например, недельные), средние циклы, или мезоциклы (например, месячные), и большие циклы, или макроциклы (например, годовые). Притом, каждая очередная «волна» нагрузки имеет две фазы: повышение, а затем снижение ее величины.

Тренировочный цикл, как правило, планируется на год или на полугодие и включает в себя взаимосвязанные между собой подготовительный, соревновательный и переходный периоды.

Подготовительный период подразделяется в основном на два этапа. В течение более длительного первого этапа повышается способность спортсмена переносить нагрузки за счет постепенного повышения объема тренировки при относительно невысокой интенсивности, которая ниже, чем на последующих этапах. Это позволяет создать необходимую базу и, следовательно, подвести спортсмена к выполнению более высоких по интенсивности нагрузок на последующих этапах.

Соревновательный период. Главной задачей этого периода является оптимальное развитие и стабилизация достижений спортсмена, повышение его способности к достижению своих лучших результатов в условиях соревнований. Соревновательные нагрузки получают ведущую роль в дальнейшем развитии и стабилизации достижений спортсмена, повышение его способности к достижению своих лучших результатов в условиях соревнований. Соревновательные нагрузки получают ведущую роль в дальнейшем развитии и стабилизации достижений. Нагрузка при этом интенсифицируется, а ее общий объем значительно сокращается. Однако в видах спорта на выносливость это снижение не должно быть существенным. Общеразвивающие упражнения в этом периоде предназначаются преимущественно для активного отдыха.

Принцип единства общей и специальной подготовки спортсмена. Общая подготовка обеспечивает развитие различных двигательных качеств, овладение богатым арсеналом двигательных действий, которые могут быть использованы не только в спортивной, но и в других видах деятельности.

Однако общая подготовка должна быть подчинена избранному виду спортивной деятельности, так как далеко не всякое соотношение общей и специальной подготовки способствует росту спортивных результатов.

Тренировка является приспособлением человека к конкретным условиям деятельности, которые различны в разных видах спорта.

Чем более подготовлен спортсмен, тем ближе к реальным должны быть условия деятельности на тренировочных занятиях. Например, в спарринг-партнеры надо подбирать спортсменов, имеющих сходную с ожидаемыми соперниками тактику ведения спортивных поединков. Кроме того, применительно к соревновательной деятельности адекватность тренировочного процесса состоит в адаптации спортсмена к психическому напряжению.

Мера соотношения общей и специальной подготовки определяется задачами тренировочного периода и этапа. В целом следует придерживаться правила, согласно которому чем ближе соревнование, тем большую долю времени должна занимать специальная подготовка. В тренировке новичков объем общей подготовки должен быть сравнительно большим.

В основе этого принципа лежат представления о наличии тесной взаимосвязи спортивной специализации с общим разносторонним развитием спортсмена. Эта взаимосвязь объясняется двумя закономерностями:

1. Единством организма, т.е. взаимосвязью всех его органов, систем и функций в процессе деятельности. А так как организм представляет собой единое целое, то развитие одних способностей, свойств и качеств не может происходить изолированно от развития других. И наиболее успешнее развивается каждая из способностей, если идет одновременное развитие и других способностей, но в определенном соотношении и до оптимального уровня.

2. Взаимодействием (переносом) различных двигательных навыков и умений. Чем шире круг навыков и умений, сходных по структуре с соревновательным упражнением, тем благоприятнее предпосылки для овладения новыми навыками и совершенствования ранее освоенных.

Необходимо учитывать и то, что наиболее значительный прогресс в избранном виде спорта возможен лишь на основе разностороннего развития физических и духовных способностей, общего подъема функциональных возможностей организма, при этом общая подготовка (физическая, техническая, тактическая и психологическая) предшествует углубленной спортивной специализации и сопутствует ей на всем протяжении многолетних занятий спортсмена, создавая предпосылки для спортивной специализации. Это означает, что большой прогресс в избранном виде спорта возможен лишь на основе общего подъема функциональных и физических возможностей спортсмена. Высокий уровень развития всех органов и систем организма определяет повышение той или иной его способности. В то же время, чем шире круг его двигательных умений и навыков, тем успешнее он осваивает необходимые движения в избранном виде спорта, поэтому из процесса спортивной тренировки нельзя исключать ни общую, ни специальную подготовку. Оптимальное соотношение общей и специальной подготовки не остается постоянным, а закономерно изменяется на различных стадиях спортивного совершенствования, при этом необходимо находить как оптимальное соотношение общей и специальной подготовки, так и правильную последовательность их применения. От умения тренера правильно планировать оптимальное соотношение объемов и интенсивности обоих видов подготовки в большей степени зависят достижение спортсменом «спортивной формы» и достижение высших результатов на основных соревнованиях сезона. Единство общей и специальной подготовки спортсмена означает, что ни одну из этих сторон нельзя исключать из тренировки без ущерба для роста спортивных достижений и конечных целей использования спорта как средства воспитания. Единство общей и специальной подготовки заключается также во взаимосвязи их содержания: содержание общей подготовки определяется с учетом особенностей избранного вида спорта, а содержание специальной подготовки зависит от тех предпосылок, которые создаются общей подготовкой.

Для различных периодов многолетней и круглогодичной тренировки характерен неодинаковый удельный вес общей и специальной подготовки.

В практике встречается как чрезмерное сужение общей подготовки, так и чрезмерное увеличение ее удельного веса на отдельных этапах тренировочного процесса.

Оптимальное соотношение общей и специальной подготовки не остается постоянным, а закономерно изменяется на различных стадиях спортивного совершенствования.

Зациорский В.М.Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. Серия «Спорт без границ». – М.: Советский спорт,: 2009.

Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник для бакалавров / А.М. Максименко. – М.: Физическая культура, 2009. – 530 с.

Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 863, [1] с.: ил. – (Профессия – тренер).

Теория и методика физического воспитания том 1/ Под ред. Т. Ю. Круцевич. – К.: Олимпийская литература, 2003. – 424 с.

Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *