конспект нод по обучению грамоте звук и буква и
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [и], буква И»
Наталья Клюшникова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [и], буква И»
— дать понятие о механизме образования звука И;
— познакомить ребят с многозначными словами.
Развивающие:
-развивать у детей навыки звукового анализа;
-развивать фонематический слух и восприятие;
-закреплять понятие «гласный звук»;
-развивать мелкую моторику; развивать память, мышление, внимание;
Воспитательные:
— воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Оборудование:
предметные картинки, буква [И], раздаточный материал, слоговая таблица.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Снятие психоэмоционального напряжения.
Воспитатель: Ребята! Доброе утро!
Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением.
А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и доброты, что живёт в нашем сердце.
Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта.
А сейчас откройте глаза.
Давайте улыбнёмся, пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.
Дети: Доброе утро!
Воспитатель:
Сядьте, пожалуйста, на стульчики и послушайте стихотворение.
2. Чтение стихотворения.
Выделение начального звука в слове «иголка».
Есть иголки для шитья.
И у ёлки есть иголки»
Воспитатель:
— Какое слово прозвучало несколько раз?
Дети:
Воспитатель:
— Иголки одинаковые или разные? Посмотрите, пожалуйста, на фланелеграф.
Ребёнок:
Воспитатель:
Правильно. У слова «иголки» много значений. Такие слова в русском языке называются многозначными.
Давайте запомним это слово.
3. Игровой приём: «Шагаем по ладошке и медленно произносим слово».
Послушайте, как я сейчас произнесу слово «иголка».
— Какой звук я выделяла голосом?
Дети:
Воспитатель:
Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком. Это звук [И].
4. Артикуляция звука и его характеристика.
Воспитатель:
— Давайте все вместе произнесём звук [и].
Дети:
Воспитатель:
— Когда мы произносим звук (И, то:
-зубки сближены, но не сомкнуты;
-язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов;
-горлышко «работает» (рука ребенка для контроля лежит на горлышке).
Звук (И) – гласный, его можно петь (губы, язык и зубы не мешают свободному прохождению воздуха).
-Как вы думаете, можно ли увидеть звук (И?
-Звук (И) обозначается буквой (И). Вот как она выглядит.
-Возьмите свои буковки и обведите их пальцем (работа с раздаточным материалом) (показ буквы)
5. Место звука (И) в трех позициях: в начале слова, в середине и в конце.
-Дети, скажите, пожалуйста, имена и фамилии каких детей нашей группы начинаются со звука И?
Ира, Арина, Иван, Тимофей, Ивашина, и т. д.
6. Гимнастика для пальчиков и глаз.
Идут четыре братца навстречу старшему.
(Когда большой палец будет прикасаться к другим пальцам, закрывать и открывать глаза).
7. Игра на закрепление места звука (И) в словах «Угадай звук»
Воспитатель показывает картинку ; дети должны хлопнуть в ладоши, если на картинке есть звук И, а если нет – убрать руки за спину.
8. Чтение слоговой таблицы и слов, составленных из этих слогов.
Воспитатель:
МИША, РИТА, НИНА, КИРА, ЛИНА
9. Физкультминутка
На местах остановились. (соответствующие движения)
10. Индивидуальная работа по разрезной азбуке.
Из слогов составить отгадки на загадки:
Все пробует на зуб:
И сосну, и клен, и дуб. (Пила)
Очень редко отдыхает,
Но всегда фонтан пускает
Если Вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с. (Малиной)
Воспитатель вызывает детей, называя их звуками в разбивку.
Дети составляют на фланелеграфе слово КИТ, выставляя в нужном порядке свои буквы.
11. Работа в тетрадях
Воспитатель:
12. Подведение итогов:
— С каким звуком вы сегодня познакомились?
— Можно ли этот звук петь?
— Как называются звуки, которые поются?
Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии.
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У» Цель: Обобщение знаний о звуке и букве У. Развивать умение выделять гласный звук У из ряда других звуков, из слов. ; подбор слов на заданный.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ц] и буква Ц, ц» МБДОУ ЦРР детский сад №60 «Ягодка» Село Кулешовка, Азовский район Ростовской области Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ц]. Буква Ц» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ц, научить чи- тать слова с данной буквой; формировать на- выки орфоэпически правильного, вырази.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ч]. Буква Ч. Сочетания ча, чу» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ч, сочетаниями ЧА, ЧУ, научить правильно читать слова и сочетания; формировать навыки орфоэпи.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [й]. Буква Й» Цели занятия: познакомить детей с буквой Й, научить чи- тать слова с данной буквой; совершенство- вать навыки правильного, выразительного.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Н» Звук и буква Н Образовательные задачи. Буква Н и звук [н]. Формирование умения на-ходить новую букву среди других букв алфавита. Совершенствование.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [щ]. Согласная буква Щ. Сочетания Ща, щу» Цели занятия: познакомить детей с буквой Щ, сочетания- ми ЩА, ЩУ, научить читать слоги и слова с данной буквой и сочетаниями; формировать.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ш]. Буква Ш» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ш, учить узна- вать ее зрительно, читать с ней слоги и слова; закреплять умение делить слова на.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ж]. Буква Ж. Прописная буква в географических названиях» Цели занятий: познакомить детей с буквой Ж, научить уз- навать букву зрительно, читать с ней слоги и слова; дать представление о правиле.
Занятие по обучению грамоте Тема: «Звук [И] и буква И» Кні/Дата: Білім беру саласы/Область: комуникация Блімі/Раздел: основы грамоты Таырыбы/Тема: «Звук и буква.
Конспект НОД по обучению грамоте «Звук [И]. Буква «И»
Наталья Степаненко
Конспект НОД по обучению грамоте «Звук [И]. Буква «И»
Закреплять понятие звук и буква «И».
Совершенствовать умение выделять гласный звук [и] в начале и в конце слова; в словах из текста;
Закреплять понятие «гласный звук»;
Учить образовывать существительные ед. числа в множественное
развивать чёткое произнесение звука «И».
развивать зрительно – моторную координацию
Ребята, вспомните, какие звуки мы учили на прошлом занятии? (Звуки а, у, о).
Вы помните, какие это звуки? Гласные. Почему они называются гласные звуки? Потому что их можно пропеть голосом.
Воспитатель: Ребята я расскажу вам рассказ про двух мальчиков.
Мальчики И-и-и-ван и Ди-и-и-ма седели на берегу реки-и-и. они играли в камешки. Вдруг рядом запела какая-то пти-и-и-ца. «И-и-и»— выводила она свои трели.
Тима сказал: «Это иволга». Иван никогда не видел эту птицу. Они тихо подошли к иве. На нижней ветки куста сидела желтая птичка иволга и пела свою печальную песню.
Артикуляция звука. (Вопросы и ответы🙂_
— Как звали мальчиков? (И-и-и-ван и Ди-и-и-ма)
— Как звали птицу? (иволга)
— Какую пела песню иволга? (И-и-и.)
— Какой звук в этих словах слышали? (и)
Правильно, звук и. Ребята, а как вы думаете, этот звук можно пропеть?. Давайте встанем и произнесем звук [И]. Кто растянет самую длинную нитку. Спойте его долго, протяжно. Воздух проходит свободно. губы улыбаются, зубы сближены, воздушная струя идет спокойно, голосовые связки вибрирую). Вы догадались, какой это звук? (Гласный звук). Каким кружочком обозначим звук и? (Красным). Показываем красный кружок.
Воспитатель: Молодцы справились заданием. Ребята, а Иван умеет играть на дудочке. И он нам сыграет на дудочке.Иван взял дудочку и сыграл такую песенку: а и у (а-а-а-и-и-и-у-у-у ооооо). Дима захотел ее повторить. Он понят, что песенка состояла из 4 звуков. (Воспитатель повторяет песенку, загибая пальцы.)
Образование множительного числа существительных с окончанием – и.
Воспитатель: Ребята у Ивана дома один стульчик, а здесь в детском саду много стульчиков. Давайте выполним следующее задание.
(Далее воспитатель называет слова в единственном числе. А дети образуют множественное число и тянут звук [и] в конце слова)
Примерный набор слов: носок – носки, чулок – чулки, гудок – гудки, замок – замки, комок – комки, песок – пески, мелок – мелки, клинок- клинки и т. п. (танк, маска, краска, тетрадь, собака, куртка, машинка, значок)
Игра «Поймай звук».
А теперь сядут и прохлопают те, ребята у кого есть в имени звук [И], а теперь протопают те ребята и сядут на свое место у кого есть звук [А].
Кто помнит, как называются буквы, которые не встречают во рту препятствий. – это гласные. Правильно! Он гласный, потому что его можно пропеть. Обозначается красным цветом.
Ходит по двору индюк (Шаги на месте)
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача. (Остановиться, удивленно посмотреть вниз)
Сгоряча затопал, (Потопать ногами)
Крыльями захлопал. (Руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)
Весь раздулся, словно шар. (Руки на поясе)
Или медный самовар. (Сцепить округленные руки перед грудью)
Затряс бородою. (Помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как индюк)
Понесся стрелою. (Бег на месте)
Звук называется [И], а буква? Да, они называются одинаково. Звук «И» обозначается вот такой буквой «И».
Две палочки прямые,
Он снизу вверх направо
Молоток я раздобыл,
из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? – Три!
— А какая буква? –(И.)
На что похожа буква И?
Давайте нарисуем букву И в воздухе. А теперь возьмите палочки и напишите из них букву И. У буквы И поясок наискосок. Нужно взять две палочки и положить их вертикально на расстоянии друг от друга, а потом соединить их палочкой, которая идет с лева на право по диагонали.
Построим из пальцев букву «И».
Словно столбики застыли.
Средний левой чуть нагнулся,
Пальца правой дотянулся.
Кто мне скажет, как говорит ослик? (Иа). Сколько звуков вы услышали? (два). Какой звук первый? (И). Второй? (А). Прочитайте, что здесь написано? (Иа).Послушайте, как я скажу. Ауи. Сколько звуков вы услышали? (Три). Какой первый звук? (А). Второй? (у). Третий? (И). Прочитайте, что написано на карточке.То же: Иуа, Уиа.
Пропись буквы И.
-С каким звуком мы сегодня играли?
— С какой буквой мы сегодня познакомились?
— Что понравилось больше всего?
Конспект ОД по обучению грамоте «Гласный звук Я, буква Я» Тема: Гласный звук Я, буква Я. Цель: закреплять представление детей о звуке, букве, слоге, слове; познакомить с буквой Я; развивать фонематический.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ц Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Д Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ф Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Г Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве X (ХЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве М Материал: демонстрационный материал,картинки со звуком М,Елена Астафьева: Играем, читаем,.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Л (ЛЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве С (СЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ш Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Буква И»
Ольга Гурулева
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Буква И»
Конспект занятия по обучению грамоте в
подготовительной группе
Тема: «Буква И»
— знакомство с буквой И
— обучение чтению слов с буквой И
— упражнение в образовании существительных множественного числа
— упражнение в выкладывании и печатании предложений с буквой И
— развитие фонематического слуха, внимания и памяти
Оборудование: тетради и ручки, образцы букв, рисунки, карточки для чтения слогов, кассы букв.
1. Организационный момент. Психогимнастика «Хлопки»
Разминочное упражнение, направлено на концентрацию и развитие внимания, настраивает на работу, поднимает настроение.
участники группы встают в круг. Протагонист задает ритм, хлопая в ладоши, а участники повторяют за ним. (3-4 человека).
2. Цель занятия.
Ребята посмотрите, сегодня к нам на занятие пришел гость. Отгадайте кто это? (Ослик) Из какой сказки? (Сказка про Винни Пуха) Как его зовут? (ИА)
А теперь отгадайте загадку:
Всегда на всех надут как мех.
Давайте еще раз скажем ИА
Какой звук мы слышим? [И]
3. Артикуляция и характеристика звука И.
Сегодня мы будем учиться правильно говорить звук И и познакомимся с буквой И.
Давайте все улыбнемся и произнесем звук И-И-И-И
Какие помощники нам помогают говорить звук И? Когда мы говорим кончик языка упирается в нижние зубы, губы в улыбке. Скажите И-И-И.
Дайте характеристику звуку И.
И – гласный. Как выходит воздух? (свободно)
4. Игра «Четвертый лишний»
ива, индюк, игла, акула – нет звука И
игра, окно, Ира, идет – нет звука И
5. Буква И.
Рассмотрите. Из чего состоит?
Кто нарисован возле буквы И? Почему?
На что похожа буква И?
Напишите ее в воздухе.
Напишите е в тетради.
Буква И решила вас обмануть. Покажите буквы которые написаны правильно.
6. Кто внимательнее?
-Поймайте слоги со звуком И: зи, за, ил, ир, жа, жи, си, со, из, иж
— Слова: ива, вишня, зонт, вилка, осень, зима, стул, мир.
Мы руками хлоп- хлоп
Мы глазами чик- чик
Повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки кверху мы подняли
Заниматься нам пора.
9. Чтение слогов с буквой И
10. Работа с предложениями.
К нам пришли 2 девочки и мальчик
Сколько гласных звуков в слове Ира? Назовите 1 слог. Назовите 2 слог. Сколько звуков в нем?
ИННА. Обратите внимание что этом слове пишется НН.
11. Анализ, выкладывание и письмо предложения Тут Иван.
— Послушайте предложение: Тут Иван.
— Сколько слов в этом предложении?
— Какое первое слово?. второе?
— Прочитайте предложение под картинкой
.-Выложите это предложение в кассе.
— Как будем писать это предложение?
А теперь я буду говорить предложения, а вы должны дополнять
На лугу пасутся. (кони)
По болоту ходят. (цапли)
В поле растут. (маки)
На столе стоят. (свечи)
на окне ползают. (мухи)
на дверях висят. (замки)
13. Итог занятия.
— С какой буквой познакомились?
— Дайте её характеристику.
— Что понравилось на занятии
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе компенсирующей направленности Период Лексическая тема Развитие лексико-грамматических средств языка Развитие связной речи Подготовка к овладению элементарными навыками.
Перспективное планирование кружковой работы «Читаем сами» для подготовительной группы Цель: Выработка у детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе и на этой основе развитие интереса и способности к.
Конспект НОД «Звук и буква «И» в подготовительной логопедической группе
Марина Якушева
Конспект НОД «Звук и буква «И» в подготовительной логопедической группе
МБДОУ «Детский сад №3 комбинированного вида»
Непосредственная образовательная деятельность по теме:
«Звук и буква И».
Название: «Весело играем – звук и букву изучаем».
Подготовительная логопедическая группа.
Учитель-логопед:
1. Знакомство с буквой «И».
2. Совершенствование умения правильно произносить звук [и]
3. Развитие фонематического слуха.
4. Совершенствование умения определять местоположение звука в слове.
5. Профилактика дисграфии.
6. Развитие самоконтроля за правильным произношением звуков.
7. Развитие устойчивости, концентрации и переключаемости внимания.
8. Развитие контроля и произвольности внимания.
9. Развитие мелкой моторики.
10. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
1. Полоски-схемы слова (по количеству детей).
2. Прищепки красного цвета (по количеству детей).
3. Картинки со звуком [и] (по количеству детей).
4. Наборы счетных палочек (по количеству детей).
5. Картина «Спрятанная буква».
8. Карточки с правильным и зеркальным изображением буквы «И» (по количеству детей).
9.Различные материалы: пуговицы, шишки, ракушки, камешки, «Марблс», карточки для проведения самооценки деятельности.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Приветствие «Катушечка и ниточка» (дети стоят в кругу).
Нас две ниточки связали доброты и теплоты. (дети берутся за руки)
— Давайте с вами правильно подышим,растянем свой выдох:
Вдох через нос,на выдохе говорим: «Хорошо!»
Вдох через нос,на выдохе говорим: «Хорошо здесь!»
Вдох через нос,на выдохе говорим: «Хорошо здесь с друзьями!»
Теперь выдох сокращаем: вдох через нос,на выдохе говорим: «Хорошо здесь!»
Вдох через нос,на выдохе говорим: «Хорошо!»
2.1. Игра «Доскажи словечко».
На кустах развешан … (Иней)
Сто лет без движенья
Свесила ветки с обрыва
Такая грустная… (ива).
— С какого звука начинаются эти слова? (ответы детей)
Сообщение цели занятия.
— Сегодня мы будем весело играть – звук и букву [и] изучать!
— Давайте мы произнесем этот звук. (уточнение артикуляции звука [и])
— Какой это звук? Почему? (ответы детей)
— Каким цветом он обозначается?
2.2. – Теперь поиграем с этим звуком. Вам надо определить, где в слове находится звук [и].
— Давайте вспомним, что такое слово? (дети хором произносят правило)
Слово – это ряд, в нем звуки по порядку стоят.
— У каждого слова есть начало, середина и конец. Мы будем определять местоположение звука [и] в слове. (Каждому ребенку раздается картинка, карточка-схема слова и красная прищепка.)
2.3. Упражнение «За соседом повтори, и свое слово, которое начинается со звука [и] назови». (дети стоят в кругу)
Первый ребенок называет свое слово,например: «ива».Второй ребенок добавляет свое слово: «ива – иней». Третий ребенок добавляет к этим двум словам третье,например: «ива-иней-иголка», и т. д.
2.4. Каждый звук на письме обозначается буквой. Звук [и] на письме обозначается буквой «И». (показ буквы, уточнение элементов, из которых состоит буква)
– Давайте изобразим эту букву с помощью счетных палочек. (дети выполняют задание)
— Теперь усложним задание. Вам нужно найти на карточке правильное изображение буквы и выложить эту буквус помощью различного материала: пуговиц, шишек, ракушек, «Марблс» и т. д. (детям раздаются карточки с правильным и зеркальным изображением буквы).
2.5. Игра «Спрятанная буква».
— На сюжетной картине нужно найти правильное изображение буквы «И». Будьте внимательны, чтобы не ошибиться.
2.6. Подведение итогов (с мячом).
— Мы сегодня весело играли, звук и букву «И» изучали!
Педагог бросает детям мяч и задает им вопросы.
— С каким звуком мы сегодня познакомились?
— Какой это звук?
— Каким цветом мы его обозначаем?
— Какой буквой на письме обозначается этот звук?
— Что вам понравилось сегодня на занятии больше всего?
— Что было для вас сложным?
— Что было для вас интересным?
Каждому ребенку предлагается оценить свою работу на занятии. Для этого используются карточки с изображением солнца (старался, и все получилось, тучи (старался, но не все получилось, зайца (работал быстро, не все получилось, черепахи (работал медленно, не все получилось)
3. Завершение. Упражнение «Солнышко».
Взрослый вытягивает вперед руку тыльной стороной ладони вверх. Дети, стоя в кругу, вытягивают руку вперед и кладут ее на ладонь взрослого.
— У нас получилось солнышко. Это тепло будет согревать нас весь день! (Педагог поглаживает руку каждого ребенка.)
Конспект фронтального занятия в подготовительной группе «Звук [И] и буква И» Цель: актуализация представлений о звуке и букве «И». Познавательные: Познакомить знакомить со звуком [И] и буквой И; Закрепить представления.
Конспект логопедического занятия «Звук [Ж] и буква Ж» в подготовительной группе для детей с ТНР Цель: формирование четкого произнесения и различения [ж]. Задачи: Образовательные: 1. Развивать умение предварительного планирования хода.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Х» Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте по методике Т. Ю. Бардышевой, Е. Н. Моносовой.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [к]-[к’]. Буква к» Васильева Светлана Николаевна – воспитатель МКДОУ детский сад «Теремок» г. Ленска МО «Ленский район» РС (Я) Конспект НОД по обучению грамоте.
Конспект НОД по обучению грамоте «Звук [Ж] и буква Ж» в подготовительной группе Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе: «Звук [Ж] и буква Ж» Тема: «Звук [Ж] и буква Ж» Цель: познакомить детей со.
Конспект НОД «Подготовка к грамоте. Звук [М], [М’] и буква «М» в подготовительной к школе группе Звук и буква [м]; [м’]. Тема: Молоко и молочные продукты. Цель: Закрепить умения различать звуки [м],[м’] в словах. Поговорить о пользе.
Конспект ООД по обучению грамоте «Буква и звук [Ж]» в подготовительной к школе группе Цель: создание условий для ознакомления детей со звуком [ж] и буквой Жж. Образовательные задачи: • создать условия для закрепления умения.
Конспект занятия по грамоте «Звук [Ж], буква «Ж» в подготовительной группе Цель: познакомить со звуком [Ж ] и буквой «Ж», научить детей правильно произносить звук [Ж ] в различных формах речевой деятельности. Образовательные.
Конспект ООД в подготовительной группе «Звук [П] и буква «П» Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Звуки (п-п) и буква П» Цель: создание социальной.