конспект урока орксэ монастырь
Конспект урока по ОРКСЭ на тему «Монастыри»
Основы религиозных культур и светской этики в 4 классе
Основы религиозных культур и светской этики.
Основы православной культуры, автор – Костюкова Т.А.,Воскресенский О.В.,Савченко К.В.М,Дрофа.2014г.
Время занятия: 40 минут
Тип урока: изучение нового материала (понятия)
Метод обучения: поисковый, словесный
Раздел: Не совсем обычный урок.
Тема урока: Монастыри.
Цель урока: формирование у учащихся представлений о русском монашестве и монастырях как религиозных и культурных центрах.
-формирование представлений о монастырях, жизни в них, о монашестве;
-развитие представлений о роли монастырей в русской истории и культуре, в духовной жизни;
-закрепление ключевых понятий курса; развитие ценностного отношения к истории и культуре;
-развитие представлений о нравственных и духовных ценностях;
-совершенствование умений в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы
-разных типов, построения связного высказывания;
-развитие интереса к изучению предмета.
Оборудование: проектор, мультимедийная доска.
-умение правильно участвовать в коллективной деятельности;
— выработка способов взаимодействия учебного сотрудничества;
— проникнуть в смысл высказывания — слушание ;
-извлечь нужную информацию (полно или частично),
-умения пользоваться различными источниками информации;
— умение ориентироваться в своей системе знаний;
— умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
— проговаривать последовательность действий на уроке;
— выработка способов взаимодействия учебного сотрудничества;
— умение проводить параллели между светской жизнью и жизнью в монастырях
1. Мотивация к учебной деятельности (включение учащихся в учебную деятельность)
За горами, за желтыми долами,
Протянулась тропа деревень.
Вижу лес и вечернее полымя,
И обвитый крапивой плетень.
Там с утра над церковными главами,
Голубеет небесный песок,
И звенит придорожными травами,
От озер водяной ветерок.
Не за песни весны над равниною
Дорога мне зеленая ширь —
Полюбил я тоской журавлиною,
На высокой горе монастырь.
Каждый вечер, как синь затуманится,
Как повиснет заря на мосту,
Ты идешь, моя бедная странница,
Поклониться любви и кресту.
Кроток дух монастырского жителя,
Жадно слушаешь ты ектенью,
Помолись перед ликом спасителя,
За погибшую душу мою.
— проникнуть в смысл высказывания — слушание ;
-извлечь нужную информацию (полно или частично),
2. Актуализация знаний, постановка
— Кто догадался, о чём мы сегодня с вами будем говорить на уроке?.
-Сегодня мы познакомимся с православным монастырём (слайд 1).
-На какие вопросы вы хотели бы получить ответ, изучая данную тему?
-Итак, сегодня мы ответим на вопросы:
-Что же такое монастырь? Кто живёт в монастырях? Кто такие монахи? Почему люди уходят в монастырь? Какова цель их жизни?
— умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
— проговаривать последовательность действий на уроке.
3.И сследовательская работа через создание проблемной ситуации.
-Кто знает, что такое монастырь? (слайд 2)
— Как вы думаете, а кто живёт в монастырях? (монахи и монахини).
Определение слова «монастырь»: Монастырь-это место, где живут монахи (монахини) или иноки (запись в тетради).
Монахи (мужчины) живут в мужском монастыре. А монахини (женщины) – в женском. А кто такие иноки?
Кто такие монахи или иноки? Ответ найдём в учебнике на с. 159.
Значит, слово «монах» и слово «инок» в своих исторических корнях имеют значение один.
На Руси монаха называли иноком. Подберем однокоренные слова.
-умений ведения диалога и построения монологического высказывания — говорение;
— строить высказывание в определенном стиле ;
4. Работа с учебником
— Мы выяснили понятие слова монастырь и какие виды монастырей бывают. А теперь закрепим наши знания чтением в учебнике на стр.157-159.
1.Прочтём о монахах и иноках.
Работа с иллюстрациями в учебнике.
— Рассмотрите внимательно иллюстрации в учебнике. Ответьте на вопросы.
— Расскажите, что вы видите перед входом в монастырь.
— Как вы думаете, зачем монастырь обнесен такими мощными стенами?
— На что похожи монастыри внешне?
— Можно ли после ответов на эти вопросы сделать вывод, что монастыри выполняли оборонительную функцию во время военных испытаний?
— Назовите монастыри, которые вы знаете.
( показ слайдов из электронного приложения к учебнику в разделе «Все объекты. Монастыри России»)
2. Рассказ о поединке Пересвета и Челубея. Выразительное чтение учителем.
Работа с иллюстрациями
а) Как изображен на иллюстрациях поединок Пересвета с Челубеем?
б) Какими красками передается драматизм поединка?
в) Как художники изображают напряжение боя и решимость каждого из воинов победить?
г) Кто из изображенных участников поединка монах? Почему вы так решили?
Чтение вслух (абзац «Иногда после того, как в уединенном месте. »).
— Что такое ЛАВР? (крупнейшие мужские монастыри).
— Ребята, как вы думаете, что носят монахи?(показ слайдов 3-6)
— Рассмотрите внимательно репродукцию картины А. М. Васнецова «Монастырь в Московской Руси» в учебнике (с. 160). Объясните, о каких моментах жизни монахов она рассказывает.
-умения пользоваться различными источниками информации;
— умение ориентироваться в своей системе знаний;
У меня спина прямая
У меня спина прямая,
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я наклонов не боюсь :
(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.
Раз, два. три. четыре.
Три. четыре, раз. два.
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Я хожу с осанкой гордой.
Прямо голову держу,
(Наклон вперед и выпрямиться.)
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Раз. два. три. четыре ,
Три. четыре, раз, два .
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я могу и поклониться .
(Поклон и выпрямиться.)
И присесть, и наклониться,
(Присед, наклон вперед.)
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Раз. два. три. четыре
Три. четыре, раз. два.
Коррекция осанки, эмоциональная разгрузка
Монашеское облачение (слайды 3-6)
— Ребята, как вы считаете, кто же управляет монастырём? (архимандрит, игумен, игуменья)- (слайд 7-8)
Расставить подписи как называются части монашеского облачения, и что они символизируют?
( электронное приложение «Все объекты. Жизнь в монастыре»).Упражнение «Установи соответствия».
2 учащихся работают у интерактивной доски.
-умение правильно участвовать в коллективной деятельности;
— выработка способов взаимодействия учебного сотрудничества
-Монастыри на Руси всегда служили центрами культуры и просвещения. В них открывались школы, писались, переписывались и хранились книги, развивалась музыкально-хоровая культура. «Книгохранилище в монастыре»
(Работа с электронным приложением «Книгохранилища монастырей»)2 учащихся работают у интерактивной доски, остальные на местах в парах вставляют пропущенные буквы и изучают статью.
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке
— Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? Какие задачи на уроке ставили?
-Удалось ли решить поставленные задачи?
— На какие вопросы вы получили ответы?
— Остались ли ещё моменты, интересующие вас по теме урока?
— Как вы думаете, легко ли быть монахом?
— Смогли бы вы хотя бы некоторое время пожить в монастыре?
— умение проводить параллели между светской жизнью и жизнью в монастырях.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-208143
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
В МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностью
Время чтения: 2 минуты
В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по ОРКСЭ по теме «Монастырь»
Выбранный для просмотра документ Сценарный конспект урока ОРКСЭ (модуль ОПК) по теме Монастырь.doc
Предмет ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») УМК «Перспектива», 4 класс
— личностные: формирование положительной мотивации к изучению православной культуры; нравственно-этическое оценивание нового материала, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им
коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы. Формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое высказывание.
познавательные УУД: формировать умение отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы.
регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному и делать определённые прогнозы на опережающие задания, рефлексия.
Познакомить учащихся с жизнью православного монастыря;
Изучить монашеские одежды;
Воспитывать уважение к людям, выбравшим монашеский путь;
Воспитывать любовь и уважение к православным святыням России;
— предметные: сформировать у детей представление о православных монастырях, монашеской жизни; знание, понимание и принятие людей, выбравших монашеский путь.
Оборудование: А.В. Кураев «Основы православной культуры», учебник для 4 – 5 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012; мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация «Монастыри Курской области», аудиозапись колокольного звона, аудиозапись песни А. Волкова «Монастырь над рекой», видеозапись мультфильма о житие прп. Серафима Саровского, рабочая тетрадь, индивидуальный раздаточный материал – тест.
Включение в деловой ритм урока.
— Добрый день! Улыбнитесь друг другу с пожеланием любви, здоровья и добра. Я надеюсь, что сегодня на уроке все будут активными участниками.
— Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать.
К: учебное сотрудничество с учителем
II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
(Звуки колокольного звона)
— Где могут зазвонить колокола? (В храме, на колокольне, в Кремле, в монастыре).
— Но речь сегодня на уроке пойдет не о храме. А вот о чем…
(Звучит 1 куплет песни А. Волкова «Монастырь над рекой»)
— О чем поётся в песне? (О монастыре)
— Кто из вас может определить тему урока?
— Что вы сегодня хотели бы узнать на уроке? (Кто живёт в монастырях? Почему люди идут в монахи? От чего отказывается монах? )
— Как вы думаете, когда человек свободнее: когда у него много вещей, имущества, домов, или когда все его имущество может уместиться в одном рюкзаке? Почему?
— Бездомные люди бывают очень несчастны. Но доводилось ли вам слышать или читать о таких людях, которые добровольно ушли из дома и избрали образ жизни странников?
— Для людей естественно жить вместе, создавать семьи, давать жизнь детям. Поэтому одна из странных и удивительных страниц истории человечества – это появление монахов.
— А кого называют монахом?
— Есть ли у монахов свой личный дом?
— Где же живут монахи?
— Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия.
— Сейчас мы совершим виртуальную поездку и побываем в монастырях нашей области.
(Показ презентации «Монастыри Курской области»)
К: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение строить монологическое высказывание
П: умение принимать и сохранять учебную задачу
Л: понимание чувств других людей и сопереживание им
мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, аудиозапись колокольного звона, аудиозапись песни А. Волкова «Монастырь над рекой», презентация «Монастыри Курской области»
III Выявление места и причины затруднения
— Как вы думаете, каждый человек может стать монахом?
Учитель делит класс на три группы, которые получают задания:
Кто такие монахи? (работа по учебнику с.80)
Главное правило монашеской жизни. (Трудись и молись.)
Вывод: Стать монахом непросто, для этого он проходит определённые этапы жизни в монастыре.
К: умение договариваться между собой, формулировать собственное мнение и позицию
П: выделять существенную информацию из сообщений
Р: оценивать правильность выполнения действия па уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области
Л: понимание и принятие людей, выбравших монашеский путь.
А.В. Кураев «Основы православной культуры», учебник для 4 – 5 классов общеобразовательных учреждений.
IV Построение проекта выхода из затруднения
— Знаете ли вы, как называются эти этапы и что они обозначают?
— Откройте с. 81 учебника и найдите этапы жизни в монастыре и запишите их в тетрадь.
4. Получение нового имени.
— Можно ли отличить монаха от мирянина?
П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ус-ловиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Л: понимание и принятие людей, выбравших монашеский путь.
А.В. Кураев «Основы православной культуры», учебник для 4 – 5 классов общеобразовательных учреждений
V Реализация построенного проекта
— Давайте создадим словесный портрет монашеского облачения, используя текст учебника.
— Издревле на Руси в монастырях жили Святые Старцы. Это – монахи, которые своей молитвой, отречением от всего мирского и подвигами во имя Бога заслужили дар предвидения или исцеления.
(обучающийся читает стихотворение А. Ладыгина)
Старец Божий, старец кроткий,
В лаптях, с палкою простой,
На руке иссохшей четки,
Взор, горящий добротой.
Сколько дивного смиренья
В страстотерпческих чертах,
Дивный дар богомоленья
Лег улыбкой на устах
Тяжким подвигом согбенный
Он идет, гонец небес,
Прозорливый, вдохновенный
Полный благостных чудес.
Благодатной силой веет
На молящих от Него.
Гордый разум цепенеет
Перед святостью Его.
— Каких известных Святых Старцев, родившихся или живших в Курской области вы знаете? (прп. Феодосий Печерский, прп. Серафим Саровский)
— А знаете ли вы, кто составил Монашеский устав? (прп. Феодосий Печерский)
Слушают краткое житие прп. Феодосия Печерского.
— Так почему же так называют человека – Святой Старец?
К: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение строить монологическое высказывание
П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
Р: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
Л: формировать устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям, воспитывать неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации
А.В. Кураев «Основы православной культуры», учебник для 4 – 5 классов общеобразовательных учреждений
видеозапись мультфильма о житие прп. Серафима Саровского
VI Первичное закрепление во внешней речи
— Ребята, а сейчас я вам расскажу притчу:
Один из мирян, решив уйти от житейских проблем, поселился в одном из монастырей. В монастыре было такое правило: через 10 лет можно обратиться с любой краткой просьбой к игумену. Прошло 10 лет.
– Как твои дела? – спросил игумен у монаха.
– А теперь как твои дела? – интересуется настоятель.
– Постель жёсткая – слышит в ответ.
Проходит ещё 10 лет.
Тот же вопрос задаёт игумен.
— Я ухожу! – ответил несостоявшийся монах.
— В чём смысл этой притчи?
— Так каждый ли человек может стать монахом?
К: формулировать собственное мнение и позицию, умение строить монологическое высказывание
Р: оценивать правильность выполнения действия па уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области
Л: формировать ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей
VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Организует деятельность по применению новых знаний. (Работа по учебнику с. 81 – 83)
1-я группа самостоятельно читает статью (с. 81-82), готовит пересказ и ответы на вопросы:
— Как вы поняли, почему монахи воспринимают своё облачение как воинское? Можно ли сказать, что они считали своим долгом защищать родину. Можно ли это назвать патриотизмом?
2-я группа самостоятельно читает рассказы о царевиче Иоасофе и о св. Луке, готовит пересказ.
3-я группа готовит инсценировку сценки «Два монаха» и ответ на вопросы:
— Почему монахи не поссорились? Какие ценности для них были более важными: материальные (кирпич) или духовные (отношения любви и дружбы)?
К: умение договариваться между собой, формулировать собственное мнение и позицию
П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Л: формировать ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей
А.В. Кураев «Основы православной культуры», учебник для 4 – 5 классов общеобразовательных учреждений
VIII Включение в систему знаний и повторение
— Давайте вспомним, что такое монастырь и кто такие монахи. Для этого поработаем в парах.
Ваша задача: составить синквейн на тему нашего урока. Для начала вспомним правило построения синквейна.
Вторая строка — два слова (прилагательные), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение к описываемому предмету или объекту.
Дети составляют синквейн и зачитывают результат.
отрешиться смириться молиться
Здесь ближе к Богу!
— Мы сегодня узнали новые слова, назовите их. (Монах, настоятель, игумен, обет, святыня, призвание, послушание)
К: умение договариваться между собой
П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Л: формирование положительной адекватной дифференцированной самооценки
IX Рефлексия учебной деятельности
— Чтобы узнать, нашли ли вы ответы на свои вопросы, поставленные в начале урока, я предлагаю вам решить тест.
(дети отвечают на вопросы теста)
1. Люди уходят в монастырь, когда …
1) у них не ладится в жизни;
2) им хочется, чтобы ими восхищались;
3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.
2. Основным в монашеской жизни является …
2) желание быть лучшим в монастыре;
3) самоистязание и самолюбование.
3. Монашеская жизнь …
1) скучна, так как нечем заняться;
2) не отличается от обычной;
3) по-своему радостна, так как направлена к Богу.
4. Послушание в монастыре нужно для того, чтобы …
1) узнать, что такое унижение;
2) победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми);
3) просто всех слушаться.
— Если вы ответили на свои вопросы – поаплодируйте себе.
П: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
Л: формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности
Конспект урока по ОРКСЭ на тему » Монастырь»
МБОУ «Кирилловская средняя школа»
по основам религиозных культур и светской этики
«Основы православной культуры»
Учитель начальных классов
Телюкова Людмила Викторовна
познакомить учащихся с православными монастырями, их значением в духовной культуре русского народа; особенностями монастырской жизни;
формировать умение отбирать главное, синтезировать, оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала;
воспитывать любовь и уважение к православным святыням России; к людям, выбравшим монашеский путь.
Ребята! Сегодня у вас не совсем обычный урок, но я верю, что у нас всё получится и хочу пожелать вам успехов и удачи на уроке!
Ребята! Посмотрите внимательно на экран и попробуйте догадаться, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.
Монастырь – это целый комплекс зданий, на достаточно большой территории. Там постоянно живут монахи (монахини), на территории могут быть различные сады, фонтаны, даже кладбища для монахов и прочее. Также в монастыре есть и церковь, куда может прийти и помолиться каждый желающий.
Тема нашего урока: Слайд 2
Сегодня на уроке мы познакомимся с православным монастырём, узнаем, кто такие монахи, почему люди уходят в монастырь, чем занимаются монахи, какова цель их жизни. А ещё мы совершим путешествие по монастырям России.
На уроке вы услышите много новых слов; если будете всё внимательно слушать и запоминать, то с лёгкостью разгадаете кроссворд в конце урока. А нашим гостям я предложу попробовать свои силы сейчас.
Изучение нового материала
а) Беседа с учащимися
Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила.
Ребята, а как вы думаете, зачем люди приезжают или приходят в монастырь?
Одни приезжают туда, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу.
Другие едут за советом в трудной жизненной ситуации.
Третьи — за исцелением от болезни.
А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре.
Слово «монастырь» обозначает «обитель» (от глагола «обитать»), в которой живут люди, удалившиеся от общества и посвятившие себя служению Богу; в монастыре живут люди, близкие друг другу по духу и интересам.
Вы тоже, наверное, общаетесь и дружите только с теми, кто вам интересен и не ко всякому пойдёте в гости, не всякого будете принимать у себя. Круг наших друзей определяется нашими интересами. И монастырь – тоже как бы объединение людей по интересам. Кто эти люди?
(Ответы учащихся: монахи, иноки, послушники).
Вполне можно сказать, что призвание – это любимое дело.
Скажите, в чём же призвание монаха?
Можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычных мирян? Как одеваются монахи и монахини?
Да, ребята, монахи одеты по-особенному.
У монахинь на голове апостольник – платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи.
Ряса – верхняя длинная одежда с широкими рукавами.
Мантия – широкая и длинная одежда в виде плаща. Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.
Сами монахи своё облачение воспринимают как воинское: чётки называют «меч веры», а клобук – «шлем веры».
Черное монашеское облачение… У одних оно вызывает печаль и сожаление, у других недоумение и вопросы. По какой причине отличается оно от обычной мирской одежды? Почему оно именно черного цвета?
Ученик читает стихотворение А.Ладыгина «Старец Божий»
Старец Божий, старец кроткий,
В лаптях, с палкою простой,
На руке иссохшей четки,
Взор, горящий добротой.
Сколько дивного смиренья
В страстотерпческих чертах,
Дивный дар богомоленья
Лег улыбкой на устах
Тяжким подвигом согбенный
Он идет, гонец небес,
Прозорливый, вдохновенный
Полный благостных чудес.
Благодатной силой веет
На молящих от Него.
Гордый разум цепенеет
Перед святостью Его.
г) Продолжение рассказа учителя
Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям и призванию согласился жить без семьи, удивительным является существование людей, ведущих уединённый образ жизни.
Как вы думаете, чем, кроме молитв, заполняют свою жизнь монахи в монастыре?
В монастырях (а они бывают раздельные для монахов и монахинь) живут люди, которые решили уйти от мирской суеты и посвятили свою жизнь Богу.
д ) Работа над новым материалом (выборочная работа по учебнику с.81)
Как вы думаете, можно человека заставить бросить всё и уйти в монастырь?
А легко ли стать монахом, если человек этого сам захотел?
Монахом стать трудно. Сначала человек должен несколько лет пожить в монастыре, посмотреть на монахов и их образ жизни.
После приношения обетов, с головы монаха состригают (щелчок) несколько прядок волос, что такое постриг находим в учебнике.
Как вы думаете, какие черты характера воспитываются в монастыре?
(Ответы учащихся: терпимость, смирение, милосердие).
МИЛОСЕРДИЕ – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.
СМИРЕНИЕ —это — «скромность духа; отсутствие гордыни; кротость ». Смиренный человек «скромный в душе; не гордый».
ТЕРПИМОСТЬ — свойство, умение терпимо относиться к чему-н., терпеть что-н.
Такие черты мы ценим и в светских людях, но не всегда мы можем быть образцовыми, часто ссоримся из-за пустяков, обижаемся, в монашеской жизни все несколько иначе.
Вот такие люди – монахи, особенные, прощают и любят. Но для нас, мирских людей, такое качество, как терпимость, тоже нужно и ценно.
Чтобы усмирить свою гордыню и страсти, монахи иногда сами по своей воле накладывают обеты – обет молчания, обет столпничества (не садиться в течение длительного времени).
Они сознательно заставляют терпеть и страдать свое тело, чтобы душа стала чище.
5. Продолжение работы над новым материалом
Сначала монахи жили далеко от людей, но, встречаясь с монахами, люди стали замечать в их глазах какую – то особую тишину, радость, свет и мир. И люди стали просить монахов поселиться поближе, чтобы можно было приходить к ним для участия в молитве, в церковных службах.
И однажды вся земля русская наполнилась слухами о святом старце, и до сей поры тянутся к его обители люди.
Лавра – название некоторых крупнейших мужских православных монастырей.
б ) Чтение текста и ответы на вопросы (работа в парах):
Драгоценная святыня Русской земли, всемирно известная Троице-Сергиева лавра, основана Сергием Радонежским около 1340 года. На протяжении многих лет обитель преподобного Сергия по своему влиянию занимала первое место среди всех русских монастырей, являясь важнейшим духовным и культурным центром страны.
Основателями ее стали братья Стефан и Варфоломей, во иночестве — Сергий, сыновья обедневшего боярина, переселившегося из Ростова Великого в небольшой городок Радонеж. После смерти родителей они ушли жить отшельниками в лесную пустынь, поселились на холме Маковец и срубили здесь келью и «церквицу малую» во имя Святой Троицы.
Так началась история Троице-Сергиева монастыря.
К старцу обращались за советом и поддержкой князья, бояре и простой люд. Всем помогал своим словом Сергий, никому не отказывал. Вскоре обитель, основанная им, прославилась по всей Руси.
Кто был основателем Троице-Сергиевой Лавры?
Почему Сергия стали называть Радонежским?
В этом году наша страна отмечает 700 лет со дня рождения этого
удивительного святого, не будь которого, трудно себе представить, каким бы образом сложилась судьба нашего отечества.
Почему Троице-Сергиева Лавра на протяжении многих лет
занимала первое место среди всех русских монастырей?
Сергий очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Донского.
Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение.
В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию.
Русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига.
На протяжении столетий Троице-Сергиева лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь. Это место считается одним из главных святых мест России.
Сейчас мы с вами совершим заочную экскурсию в город Сергиев Посад, который находится в 70 км от Москвы и пройдёмся по Троице-Сергиевой Лавре.
А теперь мы полюбуемся красивейшими монастырями России.
Православные монастыри сыграли огромную роль в истории России.
Обители монахов всегда были не только местами молитвенного служения Богу, но и центрами культуры, просвещения.
В течение многих веков почти все книги переписывали именно монахи, все больницы создавали и обслуживали монахи, и даже школы часто создавались при монастырях.
Православные монастыри спустя многие столетия вызывают восхищение и удивление людей во всём мире.
6 . Рассказ о нашем монастыре
До революции монастырю принадлежала Кирилловская часовня, находившаяся в 3 верстах от монастыря. Здесь хранилась древняя икона святых Афанасия и Кирилла Александрийских. Близ часовни располагалась монастырская школа.
В Рославле существовала легенда, что монастырь основал княжеский кухарь Илья. Ее приводит в своей книге первый историк города С.С. Ракочевский: «. в середине ХУ века на месте монастыря был сплошной лес. Однажды, там охотился кухарь, т.е. повар боярина и на него напал медведь. Кухарь погибал, но проходившие мимо старики-крестьяне отогнали медведя. В благодарность за свое спасение кухарь построил на этом месте богадельню для престарелых. Она существовала около ста лет. Постепенно среди обитателей богадельни стали появляться старцы-богомольцы, выстроили деревянную церковь Св. Ильи, это послужило основанием монастыря».
Подтверждением этой легенды служит существование села Кухарево вблизи Рославля.
В Спасо-Преображенском монастыре хранятся местночтимый образ Великомученицы Варвары, список с чудотворной иконы Тихвинской Пресвятой Богородицы, частицы мощей Преподобных старцев Оптинских.
В 2010 году в монастырь был совершён визит Патриарха Всея Руси Кирилла.
Старцу Амвросию Оптинскому часто задавали такой вопрос «Как жить?». Он по своему обыкновению отвечал в шутливом тоне: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». Как вы понимаете это высказывание и можно ли им пользоваться в современной жизни? (Ответы детей)
8. Рефлексия : Составление кластера «Монастырь»
9. Домашнее задание: Разгадать кроссворд.