конспекты уроков 1 класс школа россии обучение грамоте и письмо
Конспекты 50-70 уроков по русскому языку 1 класс «Школа России» (Обучение грамоте)
Тема: Письмо слогов и слов с буквами Г, г
Планируемые результаты (предметные)
Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; уясняют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя.
Познавательные: общеучебные – ориентируются на разнообразие способов решения задач; логические – анализируют образцы написания элементов букв.
Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия
Тип урока: комбинированный
Оборудование: таблица, азбука
2. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.
— С какой буквой встречаются слова?
3. Мотивация учебной деятельности учащихся.
— Как вы думаете, какая тема урока? Цель? Каких результатов должны добиться?
4. Сообщение темы, задач урока.
5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
(разделить на слоги, транскрипция, ударение, подчеркнуть гласные – точками, тв.согл.-одной линией, м.согл. – двумя, ед. и мн.ч.)
Списывание текста из Азбуки с. 121
Когда наступит весна, снег в лесу тает не вдруг, а постепенно.
Вода долго стоит в лесу.
Высокая вырастет трава на лугу!
6. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).
У гуся рога.
7. Анализ достижений учащихся
8. Итоги урока (рефлексия)
Тема: Строчная буква ч
Создать условия для формирования умения писать строчную буквк ч ; содействовать развитию моторики, фонематического слуха; способствовать воспитанию аккуратности
Планируемые результаты (предметные)
Сравнивают печатную и письменную буквы; воспроизводят форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой по алгоритму; списывают без ошибок предложения
Проявляют познавательный интерес к изучению нового
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания; логические – осуществляют сравнение букв по заданным критериям.
Коммуникативные: умеют слушать собеседника и вести диалог, вступают в речевое общение
Тип урока: комбинированный
Оборудование: таблица, азбука
2. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.
– Разгадаем загадки и узнаем, с какой буквой мы сегодня познакомимся:
1) Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу,
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела». (Чайник.)
2) Мы, когда идем, стоим,
А стоять умеем лежа,
Мы не двигаемся тоже. (Часы.)
3) Кто на свете ходит
– На какую букву начинаются слова-отгадки?
3. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4. Сообщение темы, задач урока.
5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
(разделить на слоги, транскрипция, ударение, подчеркнуть гласные – точками, тв.согл.-одной линией, м.согл. – двумя, ед. и мн.ч.)
6. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).
Списывание текста из Азбуки с.5 (2часть)
Есть часы разные: башенные, стенные, уличные, вокзальные, корабельные.
7. Анализ достижений учащихся
8. Итоги урока (рефлексия)
Тема: Заглавная буква Ч
Создать условия для формирования умения писать заглавную букву Ч ; содействовать развитию моторики, фонематического слуха; способствовать воспитанию аккуратности
Планируемые результаты (предметные)
Сравнивают строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [ч’]; обводят элементы буквы Ч безотрывно; воспроизводят форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой по алгоритму; правильно пишут имена собственные; пишут под диктовку; соблюдают соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона
Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; уясняют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.
Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – осуществляют сравнение букв по заданным критериям, выполняют слого-звуковой анализ слов.
Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Тип урока: комбинированный
Оборудование: таблица, азбука
2. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся
— Покажите ручки? (кто-то пишущую, кто-то – руку)
— Какие это слова? (омонимы)
— Как вы думаете, какую букву будем изучать?
3. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4. Сообщение темы, задач урока.
5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
(разделить на слоги, транскрипция, ударение, подчеркнуть гласные – точками, тв.согл.-одной линией, м.согл. – двумя)
6. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).
Составьте предложения. Зрительно- слуховой диктант.
Ученики на уроке пишут ручками.
Чистые ручки – залог здоровья.
7. Анализ достижений учащихся
8. Итоги урока (рефлексия)
Тема: Письмо слогов и слов с буквами Ч, ч
Цель: Создать условия для формирования умения писать слова и слоги с буквами ч, Ч ; содействовать развитию моторики, фонематического слуха; способствовать воспитанию аккуратности
Планируемые результаты (предметные)
Сравнивают строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [ч’]; списывают текст; соблюдают соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона
Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; уясняют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.
Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – осуществляют сравнение букв по заданным критериям, выполняют слого-звуковой анализ слов.
Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Тип урока: комбинированный
Оборудование: таблица, азбука
2. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся
— Какие буквы изучили?
— Как вы думаете, какая тема, цель урока?
3. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4. Сообщение темы, задач урока.
5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
Игра «Как большой предмет превратить в маленький». (выделить мягкий ч)
Река- речка, рука- ручка, туча- тучка, сестра- сестричка, лиса- лисичка.
Списывание текста из Азбуки с.6
6. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).
Зайчик, кустом, под, сидел
7. Анализ достижений учащихся 8. Итоги урока (рефлексия)
Тема: Буква мягкий знак (ь)
Создать условия для формирования умения писать букву ь ; содействовать развитию моторики, фонематического слуха; способствовать воспитанию аккуратности
Планируемые результаты (предметные)
Сравнивают печатную и письменную буквы; обводят элементы буквы ь безотрывно; воспроизводят форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой по алгоритму; списывают без ошибок предложения; обозначают мягким знаком мягкость предыдущего согласного; соотносят количество звуков и букв в слове
Овладевают навыками уважительного отношения к иному мнению; принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя.
Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – осуществляют сравнение букв по заданным критериям, выполняют слого-звуковой анализ слов, различают использование мягкого знака в словах.
Коммуникативные: умеют работать коллективно
Тип урока: комбинированный
Оборудование: таблица, азбука
2. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.
Мягкий знак – хитрый знак,
Не назвать его никак,
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь
Без пожара, просто так?
Это буква – мягкий знак!
3. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4. Сообщение темы, задач урока.
5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
Буква Р перевернулась,
Мягким знаком обернулась.
Белка хвостик изогнула,
У пенечка отдохнула,
Распустила хвост да так,
Стал похож на мягкий знак.
(разделить на слоги, транскрипция, ударение, подчеркнуть гласные – точками, тв.согл.-одной линией, м.согл. – двумя, ед. и мн.ч.)
Голуби – голубь, лебеди – лебедь, гуси – гусь.
6. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).
Для лося нет преград. Лось питается зеленым листом, любит соль. Мальчики насыпали соли на пень.
7. Анализ достижений учащихся
8. Итоги урока (рефлексия)
Тема: Письмо слов с буквой мягкий знак (ь)
Планируемые результаты (предметные)
Сравнивают печатную и письменную буквы; обводят элементы буквы ь безотрывно; воспроизводят форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой по алгоритму; списывают без ошибок предложения; обозначают ь мягкость предыдущего согласного; соотносят количество звуков и букв в слове
Овладевают навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; выражают доброжелательность, эмоциональную отзывчивость
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: принимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить.
Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – осуществляют сравнение букв по заданным критериям, слого-звуковой анализ слов.
Коммуникативные: организовывают свое рабочее место под руководством учителя, умеют слушать собеседника и вести диалог, вступают в речевое общение
Тип урока: комбинированный
Оборудование: таблица, азбука
2. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.
– Чем оканчиваются день и ночь? (Мягким знаком.)
Чутко спит большая кошка,
Уши в кисточках-сережках.
Ей не скажешь слово «брысь!»,
– Что делает мягкий знак в этих словах?
3. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4. Сообщение темы, задач урока.
5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
1.Разделить на слоги, транскрипция, ударение, подчеркнуть гласные – точками, тв.согл.-одной линией, м.согл. – двумя.
2.Списать с Азбуки с.12(3,4 столбики), поставить ударение.
Снегирь- снегири, окунь- окуни, карась- караси, линь- лини.
Месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
6. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).
Списывание текста из Азбуки с.13 (дополни предложения)
Волк и медведь – звери.
Окунь и карась – рыбы.
Мак и клевер – травы.
Сирень и малина – кусты.
7. Анализ достижений учащихся
8. Итоги урока (рефлексия)
Тема: Строчная и заглавная буквы Ш, ш
Планируемые результаты (предметные)
Осуществляют сравнение печатной и письменной букв; грамотно записывают предложения; дополняют предложения словами по смыслу; интонируют предложения, различные по цели высказывания и интонации; владеют правописанием сочетания ши и имен собственных; списывают с печатного шрифта
Имеют личностное отношение к полученным знаниям, желание и умение применять их на практике
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – выполняют слого-звуковой анализ слов.
Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания
Тип урока: комбинированный
Оборудование: таблица, азбука
2. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.
Кот живет у нас на крыше,
Не поедут без бензина
3. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4. Сообщение темы, задач урока.
5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
— С какой гласной мы не писали букву Ш? Почему, как думаете?
(разделить на слоги, транскрипция, ударение, подчеркнуть гласные – точками, тв.согл.-одной линией, м.согл. – двумя)
6. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).
Списывание слов из Азбуки с.17
Карандаш, карандаши, школа, кошка, Миша, Гриша.
7. Анализ достижений учащихся . 8. Итоги урока (рефлексия)
Тема: Списывание с печатного текста
Создать условия для формирования умения списывать с печатного текста, навыка письма слов с сочетаниями ши ; способствовать развитию речи, фонематического слуха, памяти
Планируемые результаты (предметные)
Различают строчную и заглавную буквы; осуществляют сравнение печатной и письменной букв; грамотно записывают предложения; дополняют предложения словами по смыслу; интонируют предложения, различные по цели высказывания и интонации; владеют правописанием сочетания ши и имен собственных; списывают с печатного текста
Имеют личностное отношение к полученным знаниям, желание и умение применять их на практике
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – выполняют слого-звуковой анализ слов.
Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания
Тип урока: комбинированный
Оборудование: таблица, азбука
2. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.
– Какую букву мы учились писать на прошлом уроке?
3. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4. Сообщение темы, задач урока.
5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
Списывание и работа над поговорками (Азбука с.21)
Руки не протянешь – с полки не достанешь.
Шить не будешь – портным не станешь.
Шутке- минутка, а делу – час.
Перо – пишет, а ум водит.
ПО мышке и кошка – зверь.
6. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).
Списывание текста из Азбуки с.19
Дед стал стар. Раз он лез на печку и не мог. Внук был в избе. Ему стало смешно. Стыдно, внук. Не то дурно, что дед стар и слаб, а то дурно, что внук млад и глуп.
7. Анализ достижений учащихся
8. Итоги урока (рефлексия)
Тема: Письмо слогов и слов с изученными буквами
Планируемые результаты (предметные)
Различают строчную и заглавную буквы; грамотно записывают предложения; дополняют предложения словами по смыслу; владеют правописанием сочетания ши ; списывают с печатного шрифта
Проявляют интерес к изучению предмета
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию
Тип урока: комбинированный
Оборудование: таблица, азбука
2. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.
Составление предложений. Азбука с.19 «Что для чего?»
3. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4. Сообщение темы, задач урока.
5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
Карандаш, чтобы шить.
Иголка, чтобы рисовать.
6. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).
Списывание текста из Азбуки с.23. Беседа о спецмашинах.
Машины – помощники человека.
Шум, Машина и Тишина
Шла Машина, шинами шурша,
И от Шума вдруг проснулась Тишина:
— Ты куда, ответь, Машина, так спешишь?
Что так рано шинами шуршишь?
А Машина отвечала шепотком:
— В школу я везу ребятам молоко.
7. Анализ достижений учащихся
8. Итоги урока (рефлексия)
Тема: Строчная и заглавная буквы Ж, ж
Планируемые результаты (предметные)
Различают строчную и заглавную буквы; осуществляют сравнение печатной и письменной букв; используют заглавную букву в именах собственных (имена людей и клички животных); грамотно записывают предложения, обозначают границы предложения на письме; осуществляют списывание с печатного и письменного шрифта и письмо под диктовку; правильно интонируют при чтении повествовательное предложение; наращивают слова с целью получения новых слов (Анна – Жанна) ; образовывают простую сравнительную степень наречий по образцу (низко – ниже)
Применяют правила делового сотрудничества: считаются с мнением другого человека; проявляют терпение и доброжелательность, доверие к соучастнику деятельности
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: оценивают уровень овладения тем или иным учебным действием.
Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – осуществляют сравнение букв, выявляют сходство и различия.
Коммуникативные: умеют использовать речь для регуляции своего действия
Тип урока: комбинированный
Оборудование: таблица, азбука
2. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.
– Поднимайте руку каждый раз, когда услышите звук [ж] в словах: кошка, ножницы, цапля, лыжи, чемодан, щетка, замок, вешалка, ежик, лиса, мыши, жук, волк, карандаш, крыша, ужи, щит.
– Дайте характеристику звуку [ж].
– Назовите животных, в названии которых есть звук [ж].
3. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4. Сообщение темы, задач урока.
5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
Жи-ши – пиши с буквой И.
(разделить на слоги, транскрипция, ударение, подчеркнуть гласные – точками, тв.согл.-одной линией, м.согл. – двумя, ед. и мн.ч.)
Образовать простую сравнительную степень наречий по образцу.
Ребус. Наращивание слов.
Ж Анна
6. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).
Жил – шил, малыш – малыши, карандаш – карандаши.
Уже стали замерзать лужи.
Закружились пушистые снежинки.
Все поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
Урок 1. АЗБУКА – ПЕРВАЯ УЧЕБНАЯ КНИГА. РЕЧЬ УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ. Предложение.
— дать учащимся понятия устной и письменной речи;
— познакомить учащихся с предложением, со схематичной записью предложений;
— развивать речь, логическое мышление.
Оборудование : учебник В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина «Русская азбука»; славянский алфавит, русские народные сказки «Гуси-лебеди», «По щучьему велению», нарисованные персонажи сказки «Теремок».
Дети рассматривают иллюстрацию на с. 3.
Учитель показывает славянский алфавит.
– Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась. Вот как назывались буквы: аз, буки, веди, глаголь, добро и т. д. Когда-то не было печатных станков, книги переписывались от руки специальными людьми-переписчиками. Каждая книга представляла собой особую ценность не только из-за своего содержания, но и из-за затрат на ее изготовление. Переписчик старался сделать книгу привлекательной, красивой. Особое внимание он уделял той букве, с которой начиналось первое слово каждой новой части текста: главы, параграфа, абзаца. Вот и в нашем учебнике изображены такие две буквы: заглавные, большие.
Дети рассматривают первые страницы учебника.
– Попробуйте назвать одну букву за другой. Что у вас получилось?
– Не напомнило ли это звучание какое-то хорошо всем известное слово?
Так же, как ручей журчит,
Наша речь всегда звучит.
Как прекрасна! Как жива!
Слышим мы ее слова:
МАМА, ДОМ, СЕМЬЯ, ОТЕЦ,
НЕБО, СОЛНЫШКО, СКВОРЕЦ.
Это главное наследство,
Что должны беречь мы с детства.
Будем мы РОДНУЮ РЕЧЬ
Изучать, любить, беречь!
Физкультминутка
Работа по учебнику: с. 6.
Составление учащимися рассказа по картинке.
– Что вы видите на картинке?
– Почему вы так думаете?
– Зачем дети пришли в школу?
Работа по учебнику: с. 6.
Внизу страницы учебника даны рисунки.
– Назовите каждый предмет. Для чего он предназначен?
– Каким одним словом можно назвать предметы слева? (Игрушки.)
– А справа? (Школьные принадлежности.)
Варианты ответов детей.
– Все, что говорят люди – это речь. Она служит для выражения мыслей и чувств. Давным-давно, когда люди еще не умели записывать свои высказывания, они передавали разговором увиденное и услышанное, так появились рассказы, легенды, сказания. Губы раньше назывались устами. Поэтому такая речь получила название устной речи (то есть передаваемой из уст в уста).
– Расскажите о своих любимых занятиях, о любимом животном, о помощи в домашних делах и т. д.
– Любой рассказ, выступление, разговор – все это устная речь. На уроках чтения вы будете учиться правильной и грамотной устной речи.
Приведите примеры своих предложений.
Варианты ответов детей.
– Между предложениями делается остановка (пауза).
У Алеши был еж. Он жил в комнате. Встал однажды утром Алеша и не нашел ежа. Пропал ёжик. (4 предложения.)
– Каждое предложение можно записать, обозначить схемой. Тогда легче определить, сколько названо предложений.
На доске учитель изображает такую схему :
– Начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской или линией слева, а конец предложения обозначен точкой справа от полосы или линии.
Я еще раз прочитаю рассказ «Про ежа», и мы с вами попробуем записать его при помощи схем.
Учитель читает рассказ, делая паузы между предложениями, выстраивая схемы предложений:
Вывод : в этом рассказе 4 предложения.
Выполнение упражнения по определению количества предложений в тексте – на слух.
Дети пришли в школу. Они сидят в классе. Начался урок.
Учитель повторяет рассказ, делая паузы между предложениями, а вызванный к доске ученик должен обозначить количество услышанных предложений. Для этого он последовательно выставляет заранее заготовленные карточки со схемами. Учащиеся определяют, что в этом рассказе три предложения. Соответственно выставлены три карточки.
Работа по учебнику: с. 7.
– Герои каких сказок изображены на странице? («Гуси-лебеди», «По щучьему велению».)
■ Развитие связной речи учащихся.
– Вспомните содержание народной сказки «Гуси-лебеди».
Краткий пересказ сказки учащимися.
– Вспомните содержание народной сказки «По щучьему велению».
Краткий пересказ сказки учащимися.
Работа по учебнику: с. 8.
Физкультминутка
VI. Закрепление пройденного материала.
■ Творческая работа учащихся (можно под музыку).
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?
Примечание. Целесообразно устроить выставку работ учащихся.
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
– Доченька, – говорила мать, – мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда – нету!
Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, – братец не откликнулся.
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава – что они пошаливали, маленьких детей уносили.
Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела – стоит печь.
– Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
– Съешь моего ржаного пирожка – скажу.
– Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся.
Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше – стоит яблоня.
– Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
– Поешь моего лесного яблочка – скажу.
– У моего батюшки и садовые не едятся.
Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.
– Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
– Поешь моего простого киселька с молочком – скажу.
– У моего батюшки и сливочки не едятся.
Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего – надо идти домой. Вдруг видит – стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.
В избушке старая Баба Яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.
Девочка вошла в избушку:
– Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
– Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
– Садись покуда кудель прясть.
Баба Яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет – вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:
– Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:
– Баба Яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.
Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:
– Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.
Девочка взяла братца и побежала. А Баба Яга подойдет к окошку и спрашивает:
Баба Яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба Яга закричала:
– Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла.
Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит – летят гуси-лебеди.
– Речка, матушка, спрячь меня!
– Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня.
– Яблоня, матушка, спрячь меня!
– Поешь моего лесного яблочка.
Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали – налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.
Добежала девочка до печки:
– Печка, матушка, спрячь меня!
– Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее – пирожок в рот, а сама с братцем – в печь, села в устьице.
Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к Бабе Яге.
Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.
А тут и отец с матерью пришли.
Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
– Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
Никто не отзывается.
Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
– Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
– Я, мышка-норушка! А ты кто?
– А я лягушка-квакушка!
Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик.
Остановился и спрашивает:
– Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
– Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
– А я зайчик-побегайчик.
Заяц скок в теремок. Стали они втроём жить.
Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
– Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
– Я, зайчик-побегайчик. А ты кто?
– А я лисичка-сестричка.
Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок – серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
– Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
– Я, лисичка-сестричка. А ты кто?
– А я волчок – серый бочок.
Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить.
Вот они все в теремке живут, песни поют.
Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
– Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
– Я, волчок – серый бочок. А ты кто?
– А я медведь косолапый.
Медведь и полез в теремок.
Лез-лез, лез-лез – никак не мог влезть и говорит:
– Я лучше у вас на крыше буду жить.
– Да ты нас раздавишь!
волчок – серый бочок.
Все целы и невредимы. Принялись они брёвна носить, доски пилить – новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!
ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ
Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет. Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:
– Сходи, Емеля, за водой.
– Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку. Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:
– Вот уха будет сладка!
Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:
– Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь. А Емеля смеется:
– На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.
Щука взмолилась опять:
– Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.
– Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.
Щука его спрашивает:
– Емеля, Емеля, скажи – чего ты сейчас хочешь?
– Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась.
– Запомни мои слова: когда что тебе захочется – скажи только:
– По щучьему веленью,
– По щучьему веленью,
ступайте, ведра, сами домой.
Только сказал – ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами. Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается. Зашли ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь. Прошло много ли, мало ли времени – невестки говорят ему:
– Емеля, что ты лежишь? Пошел бы дров нарубил.
– Не нарубишь дров, братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
Емеле неохота слезать с печи. Вспомнил он про щуку и потихоньку говорит:
– По щучьему веленью,
поди, топор, наколи дров, а дрова – сами в избу ступайте и в печь кладитесь.
Топор выскочил из-под лавки – и на двор, и давай дрова колоть, а дрова сами в избу идут и в печь лезут. Много ли, мало ли времени прошло – невестки опять говорят:
– Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби.
– Как мы на что. Разве наше дело в лес за дровами ездить?
– Ну, не будет тебе подарков.
Делать нечего. Слез Емеля с печи, обулся, оделся. Взял веревку и топор, вышел на двор и сел в сани:
– Бабы, отворяйте ворота!
Невестки ему говорят:
– Что ж ты, дурень, сел в сани, а лошадь не запряг?
– Не надо мне лошади.
Невестки отворили ворота, а Емеля говорит потихоньку:
– По щучьему веленью,
ступайте, сани, в лес.
Сани сами и поехали в ворота, да так быстро – на лошади не догнать. А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил. Народ кричит: «Держи его! Лови его!» А он знай сани погоняет. Приехал в лес:
– По щучьему веленью,
топор, наруби дровишек посуше, а вы, дровишки, сами валитесь в сани, сами вяжитесь.
Топор начал рубить, колоть сухие дрова, а дровишки сами в сани валятся и веревкой вяжутся. Потом Емеля велел топору вырубить себе дубинку – такую, чтобы насилу поднять. Сел на воз:
– По щучьему веленью,
поезжайте, сани, домой.
Сани помчались домой. Опять проезжает Емеля по тому городу, где давеча помял, подавил много народу, а там его уж дожидаются. Ухватили Емелю и тащат с возу, ругают и бьют. Видит он, что плохо дело, и потихоньку:
– По щучьему веленью,
ну-ка, дубинка, обломай им бока.
Дубинка выскочила – и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь. Долго ли, коротко ли – услышал царь об Емелиных проделках и посылает за ним офицера: его найти и привезти во дворец. Приезжает офицер в ту деревню, входит в ту избу, где Емеля живет, и спрашивает:
– Одевайся скорее, я повезу тебя к царю.
Рассердился офицер и ударил его по щеке. А Емеля говорит потихоньку:
– По щучьему веленью,
ну-ка, дубинка, обломай ему бока.
Дубинка выскочила – и давай колотить офицера, насилу он ноги унес. Царь удивился, что его офицер не мог справиться с Емелей, и посылает своего самого набольшего вельможу:
– Привези ко мне во дворец дурака Емелю, а то голову с плеч сниму.
Накупил набольший вельможа изюму, черносливу, пряников, приехал в ту деревню, вошел в ту избу и стал спрашивать у невесток, что любит Емеля.
– Наш Емеля любит, когда его ласково попросят да красный кафтан посулят, – тогда он все сделает, что ни попросишь.
Набольший вельможа дал Емеле изюму, черносливу, пряников и говорит:
– Емеля, Емеля, что ты лежишь на печи? Поедем к царю.
– Емеля, Емеля, у царя тебя будут хорошо кормить-поить, – пожалуйста, поедем.
– Емеля, Емеля, царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги.
– Ну ладно, ступай ты вперед, а я за тобой вслед буду.
Уехал вельможа, а Емеля полежал еще и говорит:
– По щучьему веленью,
ну-ка, печь, поезжай к царю.
Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю. Царь глядит в окно, дивится:
Набольший вельможа ему отвечает:
– А это Емеля на печи к тебе едет.
Вышел царь на крыльцо:
– Что-то, Емеля, на тебя много жалоб! Ты много народу подавил.
– А зачем они под сани лезли?
В это время в окно на него глядела царская дочь – Марья-царевна. Емеля увидал ее в окошке и говорит потихоньку:
– По щучьему веленью,
пускай царская дочь меня полюбит.
Печь повернулась и пошла домой, зашла в избу и стала на прежнее место. Емеля опять лежит-полеживает.
А у царя во дворце крик да слезы. Марья-царевна по Емеле скучает, не может жить без него, просит отца, чтобы выдал он ее за Емелю замуж. Тут царь забедовал, затужил и говорит опять набольшему вельможе:
– Ступай, приведи ко мне Емелю живого или мертвого, а то голову с плеч сниму.
Накупил набольший вельможа вин сладких да разных закусок, поехал в ту деревню, вошел в ту избу и начал Емелю потчевать.
Емеля напился, наелся, захмелел и лег спать. А вельможа положил его в повозку и повез к царю.
Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами. В нее посадили Емелю и Марью-царевну, засмолили и бочку в море бросили.
Долго ли, коротко ли – проснулся Емеля; видит – темно, тесно:
– Скучно и тошно, Емелюшка! Нас в бочку засмолили, бросили в синее море.
– По щучьему веленью,
эй вы, ветры буйные, выкатите бочку на сухой берег, на желтый песок.
Ветры буйные подули. Море взволновалось, бочку выкинуло на сухой берег, на желтый песок. Емеля и Марья-царевна вышли из нее.
– Емелюшка, где же мы будем жить? Построй какую ни на есть избушку.
Тут она стала его еще пуще просить, он и говорит:
– По щучьему веленью,
выстройся каменный дворец с золотой крышей.
Только он сказал – появился каменный дворец с золотой крышей. Кругом – зеленый сад: цветы цветут и птицы поют.
Марья-царевна с Емелей вошли во дворец, сели у окошечка.
– Емелюшка, а нельзя тебе красавчиком стать?
Тут Емеля недолго думал:
– По щучьему веленью,
стать мне добрым молодцем, писаным красавцем.
И стал Емеля таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
А в ту пору царь ехал на охоту и видит – стоит дворец, где раньше ничего не было.
– Это что за невежа без моего дозволения на моей земле дворец поставил?
И послал узнать-спросить: «Кто такие?».
Послы побежали, стали под окошком, спрашивают.
– Просите царя ко мне в гости, я сам ему скажу.
Царь приехал к нему в гости. Емеля его встречает, ведет во дворец, сажает за стол. Начинают они пировать. Царь ест, пьет и не надивится:
– Кто же ты такой, добрый молодец?
– А помнишь дурачка Емелю – как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить? Я – тот самый Емеля. Захочу – все твое царство пожгу и разорю.
Царь сильно испугался, стал прощенья просить:
– Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня!
Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством.
Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.
Урок 2. слово и предложение. слог.
— научить определять количество слов в предложении, записывать схему предложения;
— научить учащихся делить слова на слоги;
— развивать речь учащихся, память, творческие способности.
Оборудование : учебник; нарисованные персонажи сказки «Репка».
Постановка целей и задач урока.
– Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)
Работа по учебнику: с. 9.
• Беседа с учащимися по вопросам:
– Вспомните начало сказки. ( Посадил дед репку.)
– Какое слово первое? второе? третье?
– Из чего состоит предложение?
Вывод : предложение состоит из слов.
– Предложение можно записать в виде схемы. По схеме можно узнать, сколько в предложении слов. Каждое отдельное слово обозначается полоской.
Одна полоска обозначает одно слово. В нашей схеме три полоски, значит, в предложении три слова.
С помощью учителя дети составляют схемы предложений по оставшимся рисункам.
Выросла репка большая. ( .)
Позвал дед бабку. ( .)
Позвала бабка внучку. ( .)
Позвала внучка Жучку. ( .)
Позвала Жучка кошку. ( .)
Позвала кошка мышку. ( .)
– Особое внимание следует обратить на предложение к последнему рисунку:
В этом предложении всего два слова, поэтому они обозначены двумя полосками.
Предложение произносится радостно, взволнованно, с повышением голоса. В таких случаях в конце предложения ставится не точка, а восклицательный знак. Его можно видеть в конце схемы данного предложения.
Физкультминутка
Работа по учебнику: с. 10.
– Каких диких животных вы еще знаете?
– Каких домашних животных вы еще знаете?
Работа по учебнику: с. 10.
Составление рассказов по картинке о корове, собаке, коте.
– Что вы видите на картинке?
Из прослушанных рассказов учитель выбирает несколько предложений, состоящих из двух-трех слов (предложения, в состав которых входят предлоги, для анализа не используются).
Составляются учащимися схемы этих предложений.
Собака доит корову. ( .)
Корова ест сено. ( .)
Кот подметает. ( .)
На доске вывешивается рисунок с изображением лисы.
• Беседа с учащимися по вопросам:
– Кто изображен на рисунке? (Лиса.)
– Сколько частей в этом слове вы услышали? (Две.)
– Я покажу, что в этом слове две части.
Учитель чертит полоску, обозначающую слово, и посередине пересекает ее небольшой вертикальной черточкой.
– Вы видите, что в этом слове две части. Я буду вести указкой по каждой части схемы, а вы хором будете произносить слово по этим частям.
Примечание. Задание можно адресовать и отдельным ученикам.
На доске вывешивается рисунок с изображением белки.
– Кто здесь изображен? (Белка.)
– Скажите это слово хором. Как мы это сказали – сразу или нет?
К рисунку с изображением белки чертится на доске схема:
.
Физкультминутка
IV. Закрепление пройденного материала.
– Сколько слогов в словах:
мама, книга, машина, шарик, собака, кот, цветы, трава, барабан, море?
– Посчитайте, сколько слогов в вашем имени.
Работа по учебнику: с. 11.
■ Развитие связной речи учащихся.
Дети вспоминают содержание сказки «Колобок».
■ Творческая работа учащихся. Дети рисуют Колобка. (Можно под музыку.)
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
Посадил дед репку и говорит:
– Расти, расти, репка, сладка! Расти, расти, репка, крепка!
Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.