концепция развивающего обучения эльконина давыдова
Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова
Система Эльконина–Давыдова строится на их теории содержательного обобщения и формирования учебной работы. Другими словами это система развивающего обучения. С 1996 года она на государственном уровне считается системой образования.
Даниил Борисович Эльконин (1908 – 1984), советский педагог и психолог, занимался изучением психологического развития детей, особенностями детской игры и обучения. Автор девятнадцати работ, книг и учебников, которыми и сейчас пользуются психологи, педагоги, студенты, учителя, родители. Но основной труд его жизни — это создание и внедрение системы «развивающего обучения».
Термин этот ввел ученик Эльконина — Василий Васильевич Давыдов (1930 – 1998), советский учитель, психолог. Программы и учебно-методические пособия по основным школьным предметам были разработаны именно Давыдовым.
Теорию развивающего обучения Эльконин и Давыдов разрабатывали еще 50-е годы. Это было вызвано тем, что методы школьного обучения того времени не соответствовали психологическому развитию детей. Они не позволяли учитывать зону ближайшего развития, о которой писал коллега и наставник Эльконина – Л.С. Выготский.
Суть и цель теории
Психологические основы теории развивающего обучения Эльконина и Давыдова основываются на материалах Выготского о зоне ближайшего развития. Ученые предполагают, что детям доступны дедуктивные способы обучения, теоретический уровень сознания, а также логика науки и истории культуры.
Эти идеи определяют основную цель и задачи системы обучения Эльконина-Давыдова.
Главная цель — формировать способности к саморазвитию, самопознанию и рефлексии через специально организуемый процесс обучения.
Технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова берет за основу теоретию, которую должен получить ребенок. Это и есть содержание данного вида обучения. Методом выступает организация учебной деятельности детей в группе. А продуктом системы развития Эльконина-Давыдова являются психологические новообразования, соответствующие возрасту.
Чем отличается от традиционной системы
Система обучения Эльконина-Давыдова давно стала официальной для российских школ. Но она значительно отличается от классического варианта целями, способами и результатами.
Классическая система | Система Эльконина-Давыдова |
---|---|
Способствует появлению эмпирического мышления | Развивает теоретическое мышление |
Познание идет от частного к общему, от четко обозначенных понятий к системе, от явления в целом к его сути. | Изучение идет от общих объяснений к частному примеру, От абстрактных объектов к конкретным, от системы к единичным понятиям |
Дети получают готовые знания, понятия, которые надо выучить | Дети находятся в условиях, где сами доходят до понимания того или иного закона, действия, явления |
Метод познания: репродуктивный | Метод познания: исследовательский |
Ребенок – объект учебного процесса | Ребенок – субъект |
Форма обучения: индивидуальная | Учебный диалог |
Главный результат: знания | Умение их получить |
Форма работы: чаще всего индивидуальная | Дети работают большими и маленькими группами |
Особенности обучения
Особенности развивающего обучения Эльконина и Давыдова строятся на следующих принципах.
Чем же так удивительна технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова? Ученики сначала усваивают общие методы решения заданий одной направленности. В дальнейшем этим же способом они будут решать отдельные задачи, конкретные примеры. Учебная программа выстроена так, что в каждом последующем задании конкретизируется и улучшается выученный ранее навык.
Нахождение этого общего способа и называется учебной деятельностью в программе обучения Эльконина-Давыдова. На уроках дети занимаются поиском и попытками применения средств решения поставленных задач. Они ищут, спрашивают, рассуждают. Высказывания детей не ошибочные, а считаются размышлением. Поэтому оценок, как в обычных школах, тут быть не может. Но учитель обязательно отмечает успехи и делится этим и с детьми, и с родителями.
Методы обучения по Эльконину и Давыдову подразумевают, что поиск решений проходит совместно с другими учениками, родителями, учителем. Учебники, конечно, тоже есть. Но основная роль помощника в этом поиске отводится учителю. Для педагогов созданы методические материалы, которые позволяют создавать необходимую среду, используя методы и принципы развивающего обучения Эльконина-Давыдова.
Психологические аспекты
Мы уже упоминали, что теория Выготского нашла отражение в системе развивающего обучения. Определение зоны ближайшего развития основополагающее в этой системе. Помимо этого обучение делится на уровни согласно психическому развитию ребенка.
Развивающее обучение должно учитывать:
Какими бывают результаты обучения
Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова:
Программа долгое время была экспериментальной, велся (и ведется) контроль за успехами детей в сравнении с учениками обычных школ. Тесты показывают высокие показатели по усвоению учебного материала, уровню высших психических функций, коммуникативных способностей.
Ребята, закончившие младшую школу по системе развивающего обучения, обладают более высоким уровнем по таким показателям:
Недостаток системы
Школа, которая учится по системе Эльконина-Давыдова, не такая редкость. Но особенности такого образования имеют и свои недостатки. Прежде всего они вызваны трудностями принятия нестандартного подхода родителями. Например, массу вопросов вызывает системы счисления, которые ввели Эльконин и Давыдов в разделе «Математика».
Родителям, у которых дети учатся по этой системе, надо быть готовым всегда участвовать в процессе, а также постоянно спорить с ребенком. Ведь дети учатся находить ответы сами, доказывать свою точку зрения. Не многие родители рады такому. «Мы ориентированы на любого ребенка, но не любого родителя», — говорят педагоги в этой школе.
Есть трудности и со стороны педагогов. Не все готовы работать по такой системе, а кто готов, должен полностью переучиваться. Система Эльконина и Давыдова основана на других педагогических, а также психологических и философских знаниях, чем те, которые дают в педагогических университетах.
Заключение
В заключение скажем о системе развивающего обучения Эльконина и Давыдова кратко и понятно: это система не для всех. Надо взвесить все «за» и «против», оценить свои силы и время, прежде чем отдать ребенка учится в такую школу. Но если вы готовы принять новые формы и подходы к обучению, то можете быть уверены: ваш ребенок вырастет способным и успешным.
Развивающее обучение Эльконина-Давыдова: цель, психологические основы и особенности
Развивающее обучение – инновационный тип освоения детьми знаний, пришедший на смену прежней объяснительно-иллюстрированной системе. Развивающее обучение построено на активной деятельности самого ребенка. Учитель не передает готовые знания, а «учит учиться»: формирует познавательную самостоятельность, развивает способности, способствует выработке идей и нравственных убеждений, активной позиции по жизни. Развивающее обучение популярное на сегодня направление, в рамках которого рассматриваются несколько авторских концепций. Одна из них – теория Эльконина-Давыдова.
Суть и цель теории
Даниил Борисович Эльконин и Василий Васильевич Давыдов – отечественные педагоги и психологи, которые начали развивать свою концепцию с 1959 года, а в 1995-1996 году добились того, что их теория развивающего обучения была признана государственной системой обучения в начальной школе. И хотя оригинальная система ориентирована на начальные классы, в настоящее время разрабатываются идеи ее внедрения на всех ступенях образования. Концепция Эльконина-Давыдова получила мировую известность и популярность.
Вопрос связи обучения и развития активно изучается с 30-х годов XX века. Уже тогда ученые разбились на два лагеря: одни отвергают влияние обучения на развитие и отрицают сам факт возможности развивающего обучения. Другой лагерь признает феномен развивающего обучения.
Развивающее обучение предполагает:
Обучение ведется согласно индивидуальным, возрастным и личностным особенностям. Программа строится так, чтобы немного опережать актуальное развитие ребенка, то есть нацелена на ближайшее развитие, стимулирует, ускоряет и направляет его.
Учебные задачи постепенно усложняются, что требует от ребенка поиска новых способов решения, не известных ранее. Схема обучения – «цель, средство, контроль». Для успешного обучения ребенок должен самостоятельно регулировать учебно-познавательную деятельность согласно заданной цели. Естественно, цель должна осознаваться самим учеником.
Концепция Эльконина-Давыдова обеспечивает гармоничное и целостное развитие личности. Она ориентирована на раскрытие внутреннего потенциала и скрытых возможностей. Цель системы – «обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему». То есть обучение предполагает дальнейший переход в саморазвитие и самообучение, умение личности выискивать проблемы и ставить цели, находить способы их решения.
Традиционное обучение и система Эльконина-Давыдова
Концепцию Эльконина-Давыдова противопоставляют традиционному обучению: последнее выстраивается от частного к общему, от конкретного к абстрактному, от единичного к целому, а развивающее обучение строится прямо противоположно.
Традиционное обучение развивает эмпирическое мышление, а развивающее – теоретическое. В чем разница:
Таким образом, эмпирическое мышление основано на сравнении, теоретическое – на анализе. Сравнение выделяет формальное сходство, предметы могут относиться к одному классу, но быть не связанными между собой. Анализ позволяет выстраивать целую систему. Теоретическое мышление расширяет возможности, так как позволяет заглянуть в содержание предметов, эмпирическое знание опирается на наблюдение и сравнение внешних признаков.
Особенности обучения
Базовыми компонентами мышления выступают анализ, планирование и рефлексия. В процессе развивающего обучения:
Развивающее обучение учит детей решать больше частных задач за короткий промежуток времени (развивается проблемное мышление). Обучение проходит в сотрудничестве с родителями и педагогами через совместный поиск. Даже минимальное участие ребенка повышает у него веру в собственные силы. Формируется убеждение в том, что познание возможно только в рамках деятельности. Обязательна организация творческой поисковой деятельности коллективно-распределительного типа.
Урок по системе развивающего обучения имеет следующие особенности:
В ходе такого урока дети не только получают знания, умения и навыки, но и учатся аргументировано отстаивать свою позицию, перепроверять информацию и верить фактам, понимать и учитывать позицию другого человека, требовать доказательства и объяснения. Они осознанно выбирают усваиваемые в дальнейшем дисциплины.
Психологические основы обучения
К базовым принципам системы Эльконина-Давыдова относятся:
Любое обучение так или иначе способствует психическому и личностному развитию детей, но не каждая образовательная система обеспечивает всестороннее и гармоничное развитие личности и творческого начала. Более того, некоторые виды обучения способствуют обратному развитию, то есть регрессу, например, когда задачи не соответствуют возрасту или актуальному психическому развитию ребенка (слишком простые или слишком сложные).
Развивающее обучение учитывает:
Развивающее обучение разрабатывается индивидуально для конкретного возраста. Классическая концепция ориентирована на младший школьный возраст, новообразованиями которого являются:
Традиционное обучение не может развить этих новообразований, оно закрепляет ранее достигнутые функции. Чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память (свойственны традиционному мышлению) – все это приобретения дошкольного возраста.
Результаты обучения
У детей, отучившихся по программе Эльконина-Давыдова, отмечаются следующие усредненные особенности развития познавательных способностей и личностных качеств:
Выпускники школы Эльконина-Давыдова умеют решать нестандартные задачи, находить выход из трудных жизненных ситуаций, самостоятельно планировать и выстраивать жизнь, искать новые источники информации, саморазвиваться, способны к сотрудничеству и работе в коллективе, вместе с тем самостоятельны и ответственны за свои результаты. Желание и умение учиться, формируемое системой развивающего обучения, упрощает течение подросткового и юношеского возраста, помогают в профессиональном и жизненном самоопределении.
Дети, обучающиеся по системе развивающего обучения, чаще других становятся победителями олимпиад, уровень интеллекта выше, чем у сверстников с традиционным обучением. У выпускников развивающей школы самооценка, как правило, выше, чем у сверстников из традиционной школы, и они меньше подвержены комплексам.
Недостаток системы
Обойдя частные точки зрения, можно выделить только один недостаток системы Эльконина-Давыдова – не существует на практике подобной системы для среднего и старшего звена школы. Таким образом, после начальных классов ребенку придется перестраиваться на традиционное обучение, либо нужно искать пути частного обучения.
Перестройка будет даваться тяжело, особенно в момент возрастных кризисов или при условии смены места обучения, некорректных действий педагогов (подавление самостоятельности и активности ребенка, ущемление его личности).
Снижение успеваемости, дезадаптация, девиации, проблемы в отношениях с одноклассниками, потеря учебной мотивации, снижение самооценки, неуверенность в себе, разочарование – основные риски перехода на традиционное обучение, но их гораздо больше. Как пройдет период адаптации, никогда нельзя предугадать заранее. Если переход неизбежен, то перестройка с развивающего обучения на традиционное обязательно должна протекать под контролем и сопровождением психолога.
Послесловие
Таким образом, развивающее обучение Эльконина-Давыдова позволяет формировать у детей абстрактное и творческое мышление, учит их широко мыслить, обеспечивает единство теории и практики и легкость перехода от одного к другому. Ребенок не просто получает представление о явлениях и устройстве мира, но и понимает суть процессов. Углубление в сущность вопросов максимально активирует мыслительную деятельность.
Учитель выступает не живым учебником и нравоучительницей с указкой и скучными монологами, а проводником в удивительный мир науки и познания, помощником, союзником. В результате такого сотрудничества ребенок вырастает умной, цельной и самостоятельной личностью.
Уже несколько десятков лет система пользуется популярностью в образовательных учреждениях. На основе авторской концепции были разработаны системы обучения Л. И. Айдаровой, Д. Н. Богоявленского, С. Ф. Жуйкова, А. К. Марковой, В. В. Рубцовой, М. М. Разумовской, В. В. Репкина. Принцип развивающего обучения – основной принцип современной системы образования. Его стараются учитывать и внедрять на других ступенях образования.
Концепция развивающего обучения В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина
Исследованиями было также установлено, что традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития большинства младших школьников.
Это означает, что оно не создает необходимых «зон ближайшего развития», а лишь тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основе возникли и начали развиваться еще в дошкольном возрасте (чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и т. п.).
Такое обучение ориентировано не только на ознакомление с фактами, но и на познание отношений между ними, установление причинно-следственных связей, на превращение отношений в объект изучения. Исходя из этого, В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин предлагают перестроить содержание учебных предметов и логику (способы) его изложения в учебном процессе.
Предложенная система развивающего обучения противопоставлена существующей системе обучения прежде всего по принципиальному направлению — формирование познавательной деятельности школьника.
Известно, что традиционное обучение преимущественно направлено от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому; от случая, факта к системе; от явления к сущности. Развивающееся в ходе такого обучения мышление ребенка названо В.В. Давыдовым эмпирическим.
Данный тип обучения, по мнению В.В. Давыдова, повсеместно доминирует в школе и характерен также и для большинства новаций, в том числе и для системы Л.В. Занкова. Так, сотрудники его лаборатории, проводя обследование, проверяли способность детей к классификации, группировке предметов.
Основной линией умственного развития в теории Л.В. Занкова является образование «функциональной системы разнородных способов действия» (обобщения, выделения существенного, анализирующего наблюдения).
Однако, несмотря на принцип теоретизации учебного материала, Л.В. Занков, по мнению В.В. Давыдова, не смог на философско-логическом уровне понять значение теоретических знаний для развития школьников. Овладение понятиями — это процесс формирования определенной операциональной системы.
Если знания усваиваются в процессе эмпирического мышления, то у учащихся формируются такие умственные действия, как сравнение, обобщение (абстракция и конкретизация). Для получения теоретических знаний «требуется, — пишет Э.В. Ильенков, — не абстракция, а синтез и анализ». Вместе с тем в системе Л.В. Занкова формирование понятий складывается большей частью по линии от чувственно-воспринимаемых фактов к абстракции.
В.В. Давыдов поставил вопрос о возможности концептуальной разработки новой системы обучения с направлением, обратным традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному.
Развивающееся в процессе такого обучения мышление ребенка названо В.В. Давыдовым теоретическим, а само такое обучение — развивающим. При этом В.В. Давыдов опирается на исходные положения Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина относительно того, что ведущая значимость обучения в умственном развитии выражается прежде всего через содержание усваиваемых знаний, производным от которого являются методы (или способы) организации обучения.
Готовность младших школьников к овладению теоретическими знаниями В.В. Давыдов усматривает в самой логике психологического развития ребенка, и прежде всего развития воображения и ориентации на отслеживание генетически-смысловых связей и отношений.
Достигая школьного возраста, ребенок обладает сильно развитым воображением, которое значительно раздвигает рамки чувственно-воспринимаемой реальности и выводит детское сознание за пределы непосредственно опытных ограничений. Это позволяет ребенку постигать целое раньше частей, отмечать главное на фоне частностей, предвосхищать результат действия до его совершения и т.д.
При этом направленность детского сознания всегда связана с желанием понять, постичь сам факт происхождения явления (откуда и как оно рождается, появляется и т.п.), распознать его сущностное назначение, смысл в окружающей жизни («зачем оно нужно, для чего оно служит, какова его роль и т.п.»).
Данные особенности развития свидетельствуют о зачатках теоретического мышления у детей преддошкольного возраста, которые служат психологическим базисом, естественной основой формирования теоретических знаний в начальной школе, носящих обобщенно-смысловой характер отражения действительности.
Опираясь на это обобщение, он способен затем мысленно проследить происхождение частных и единичных особенностей системы. Теоретическое мышление в том и заключается, что создает содержательное обобщение той или иной системы, а затем строит эту систему, раскрывая всеобщность ее основания.
Подчеркивается важность мыслительного действия анализа (и соответственно синтеза), а не только сравнения и преобразования для установления генетически исходного основания и связи всех свойств для выявления и обработки обобщенного способа умственной деятельности. В.В. Давыдов дает характеристику теоретического знания, получаемого в результате содержательного абстрагирования и обобщения. Оно составляет основу развивающего обучения.
Еще одно существенное отличие теоретического знания состоит в том, что при его формировании вскрываются, устанавливаются связи всеобщего и единичного внутри целостной системы, понимание ее сущности, что предполагает активную мыслительную деятельность (а не только представление).
И, наконец, форма существования теоретического знания. В теории В.В. Давыдова это прежде всего способы умственной деятельности, обобщенные способы действий.
Такое понимание теоретического знания и основного направления обучения как восхождения от абстрактного к конкретному основывается на иной, собственно психологической интерпретации существующих дидактических принципов.
Так, В.В. Давыдов, рассмотрев общедидактические принципы сознательности, наглядности, преемственности, доступности, научности, утверждает другую, собственно психолого-педагогическую их природу:
При всем различии эмпирического и теоретического мышления, соответствующих им мыслительных действий и знаний, оба этих типа мышления необходимы каждому человеку, поскольку они дополняют друг друга.
Теоретическое мышление решает присущие ему задачи в самых различных сферах общественного сознания — научном познании, создании художественных образов, разработке правовых норм, поиске нравственных и религиозных ценностей. Поэтому неправомерно связывать его с оперированием лишь научными понятиями.
Развивающее обучение должно разрабатываться в соответствии с его структурой и особенностями. В.В. Давыдов формулирует основные положения, характеризующие не только содержание учебных предметов, но и те умения, которые должны быть сформированы у учащихся при усвоении этих предметов в учебной деятельности.
В основе развивающего обучения школьников по системе В.В. Давыдова — Д.Б. Эльконина лежит теория формирования учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством анализа, планирования и рефлексии.
Данный приоритет основан на результатах исследований Д.Б. Эльконина, согласно которым основным критерием умственного развития ребенка является наличие правильно организованной структуры учебной деятельности (сформированная учебная деятельность) с ее компонентами — постановкой задачи, выбором средств, самоконтролем и самопроверкой, а также правильное соотношение предметных и символических планов в учебной деятельности.
В соответствии с теорией В.В. Давыдова для формирования полноценной учебной деятельности у младших школьников необходимо, чтобы они систематически решали учебные задачи. При этом они находят общий способ подхода ко многим частным задачам, которые в последующем выполняются как бы с ходу и сразу правильно.
Учебная задача решается посредством системы действий. Первое — принятие учебной задачи, второе — преобразование ситуации, входящей в нее.
Усвоение теоретических знаний посредством соответствующих действий требует ориентации на существенные отношения изучаемых предметов, предполагающей анализ, планирование и рефлексию содержательного характера. Поэтому при усвоении теоретических знаний возникают условия для развития названных мыслительных действий как важных компонентов теоретического мышления.
Носитель учебной деятельности — ее субъект. Младший школьник в этой роли выполняет учебную деятельность первоначально вместе с другими и с помощью учителя. Развитие субъекта происходит в самом процессе ее становления, когда школьник постепенно превращается в учащегося, т. е. в ребенка, изменяющего и совершенствующего самого себя.
Для этого он должен знать о своих в чем-либо ограниченных возможностях, стремиться и уметь преодолевать свою собственную ограниченность. Это означает, что ребенок должен рассматривать основания своих собственных действий и знаний, т.е. рефлексировать.
Развитие у ребенка потребности в учебной деятельности, соответствующих мотивов способствует усилению желания учиться. Именно желание и умение учиться характеризуют младшего школьника как субъекта учебной деятельности.
Первоначально младшие школьники выполняют учебную деятельность совместно, поддерживают друг друга в решении задачи, обсуждают и выбирают пути поиска данного решения. Именно в этих ситуациях и возникают «зоны ближайшего развития». Иными словами, на первых этапах учебная деятельность выполняется коллективным субъектом. Постепенно эту деятельность начинает самостоятельно осуществлять каждый, становящийся ее индивидуальным субъектом.
Концепция развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина нацелена прежде всего на развитие творчества как основы личности. Многие положения этой концепции получили подтверждение в процессе длительной экспериментальной работы.
Развивающее обучение по системе Д. Б. Эльконина — В.В. Давыдова, внедренное в практику школьного обучения, получило всестороннюю интерпретацию в работах Л.И. Айдаровой, А.К. Марковой, В.В. Рубцова, А.З. Зака, В.В. Репкина, М.М. Разумовской, Г.Г. Граник и др.
Сама идея развивающего обучения кратко воплотилась в экспериментальных системах обучения Д. Н. Богоявленского, С.Ф.Жуйкова, М.Ф. Косиловой, И.Я. Каплуновича, Б.Е. Хаева, а также в опыте работы Т.В. Некрасовой, Г.Н. Кудиной, Р.Г. Мильруда и др. Развитие и апробация системы Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова продолжаются и в настоящее время.
Однако эта концепция пока недостаточно реализуется в массовой образовательной практике.