корпоративные платформы для обучения

6 самых перспективных технологий для корпоративного обучения

Обзор мировых и российских трендов, которые позволят компаниям создавать полноценные экосистемы для обучения сотрудников.

корпоративные платформы для обучения. Смотреть фото корпоративные платформы для обучения. Смотреть картинку корпоративные платформы для обучения. Картинка про корпоративные платформы для обучения. Фото корпоративные платформы для обучения

корпоративные платформы для обучения. Смотреть фото корпоративные платформы для обучения. Смотреть картинку корпоративные платформы для обучения. Картинка про корпоративные платформы для обучения. Фото корпоративные платформы для обучения

Обложка: Polina Vari для Skillbox Media

корпоративные платформы для обучения. Смотреть фото корпоративные платформы для обучения. Смотреть картинку корпоративные платформы для обучения. Картинка про корпоративные платформы для обучения. Фото корпоративные платформы для обучения

Евгений Селевич

руководитель группы KNOMARY — разработчика продуктов для цифровой трансформации L&D

На рынке постоянно появляются новые технологические решения, какие-то из них получают массовое распространение, какие-то — нет. Мы выбрали шесть технологий, которые, по нашему убеждению, скоро будут набирать популярность на рынке корпоративного обучения.

Эти технологии хорошо дополнят цифровые экосистемы для обучения сотрудников, которые выстраивают у себя компании. Такие экосистемы — не просто набор отдельных инструментов для разных функций, а взаимосвязанный, логично выстроенный процесс, который позволяет:

Прежде чем рассказывать об этих технологиях, стоит пояснить особенности российского рынка.

корпоративные платформы для обучения. Смотреть фото корпоративные платформы для обучения. Смотреть картинку корпоративные платформы для обучения. Картинка про корпоративные платформы для обучения. Фото корпоративные платформы для обучения

Редакция «Образование» Skillbox Media

Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.

Особенности российского рынка EdTech для корпоративного обучения

Потом, когда новая технология становится понятной и более доступной по цене, она проникает на рынок технологий для корпоративного обучения. Сначала — на Западе, и уже оттуда приходит на наш локальный российский рынок.

Не секрет, что есть факторы, которые иногда мешают быстрому проникновению технологий на наш рынок, будь то появление у нас западных продуктов или разработка собственных:

Противостояние западного и нашего рынка, нежелательность использования западных продуктов в государственном секторе не позволяет иностранным провайдерам легко приходить на наш рынок.

Российский рынок меньше западного, тут небольшое количество потенциальных покупателей технологий (в основном это крупный бизнес, а таких компаний у нас не так много). Поэтому нашим российским стартапам тяжело привлечь достаточный объём инвестиций, чтобы создать хороший продукт. Ещё одна особенность: в тех компаниях, которые не имеют запрета на использование иностранного ПО, внедрению зачастую мешает языковой барьер — наши пользователи не любят англоязычный интерфейс.

Малая ёмкость рынка делает его непривлекательным для западных игроков, которые не имеют официальных представительств, официально не ведут продажи и не русифицируют продукт. Кроме того, эта же особенность рынка лишает местные стартапы привлекательности для зарубежных инвестфондов.

Они связаны с политическими — у нас есть законодательство об импортозамещении и строгие требования к охране персональных данных.

У корпоративных потребителей есть боязнь облачных систем, их считают опасными и поэтому зачастую предпочитают создавать собственные внутрикорпоративные разработки, чем приобретать внешний продукт.

Тем не менее некоторым провайдерам удаётся работать с этими факторами, и к нам на рынок всё-таки приходят новые решения, но с некоторой задержкой. Наши разработчики тоже находят инвестиции и преодолевают трудности. Поэтому массового внедрения технологий, которые перечислены ниже, стоит ожидать сначала на Западе и чуть позднее — у нас.

корпоративные платформы для обучения. Смотреть фото корпоративные платформы для обучения. Смотреть картинку корпоративные платформы для обучения. Картинка про корпоративные платформы для обучения. Фото корпоративные платформы для обучения

Технологии, появления которых стоит ожидать в ближайшие годы

Платформы пользовательского контента (Creator’s platforms)

Это платформы, на которых любой пользователь может создавать собственные анимированные видео, элементы дизайна и полноценные онлайн-курсы. Соответственно, это удобный инструмент, с помощью которого внутренние эксперты компании, не будучи специалистами по обучению, могут разрабатывать свои образовательные продукты для коллег. Это удешевляет и ускоряет разработку обучающего контента, к тому же отлично вписывается в тренд создания обучающего контента на базе внутренних экспертных знаний.

Конструкторы курсов уже существуют — например, Articulate, Leenda, но первое время на них мало кто из EdTech-аналитиков обращал серьёзное внимание. Считалось, что это маленький нишевый рынок. Однако, когда компания Articulate Global, ведущий SaaS-поставщик инструментов онлайн-обучения и приложений для создания корпоративного обучения, привлекла финансирование на 1,5 млрд долларов, аналитики пересмотрели свои оценки. Оказалось, что за 2020 год рынок платформ пользовательского контента вырос больше, чем в два раза. На недавней конференции по HR Tech в Лас-Вегасе один из самых авторитетных в этой сфере аналитиков мира Джош Берсин выделил эту категорию продуктов как одну из самых перспективных.

В продвинутых российских компаниях сейчас задумываются, как масштабировать создание образовательного контента и оцифровывать наиболее ценные знания, которыми обладают сотрудники. Для этого нужен EdTech-продукт, который объединил бы в себе удобное накопление и тегирование экспертных знаний, создание образовательного контента, управление коммуникациями по его разработке и пересборку этого контента под разные задачи.

Когда ожидать массового продукта. У платформ пользовательского контента хорошие перспективы для развития в такой продукт. Появление на рынке массового решения — перспектива ближайшего года, максимум трёх, в том числе и в России. Мы уже сейчас видим эксперименты по созданию единых центров управления образовательным контентом, и это направление явно будет развиваться.

Управление результативностью
(Performance Management)

Это системы, которые позволяют организовать всестороннюю оценку компетенций и результативности сотрудников, проконтролировать, насколько эффективно они выполняют рабочие задачи после обучения. Иногда заодно и выстроить индивидуальный путь развития сотрудников — в частности, включить рекомендации внутренних вакансий, для которых важны полученные в результате обучения навыки.

корпоративные платформы для обучения. Смотреть фото корпоративные платформы для обучения. Смотреть картинку корпоративные платформы для обучения. Картинка про корпоративные платформы для обучения. Фото корпоративные платформы для обучения

С помощью таких систем можно связать обучение конкретным компетенциям с определёнными KPI и их оценкой. То есть можно запланировать, как должна вырасти производительность и эффективность труда сотрудника в результате его обучения, и затем посмотреть, достигнут этот результат или нет. Это позволяет считать отдачу от расходов на обучение в бизнес-метриках.

Когда ожидать массового продукта. Уже сейчас на рынке есть несколько успешных примеров (Lattice, Culture Amp), а в ближайшие два-три года, скорее всего, либо системы Performance Management станут частью систем дистанционного обучения, либо появятся самостоятельные продукты такого рода для массового применения. В том числе и в России.

корпоративные платформы для обучения. Смотреть фото корпоративные платформы для обучения. Смотреть картинку корпоративные платформы для обучения. Картинка про корпоративные платформы для обучения. Фото корпоративные платформы для обучения

«Голос сотрудников» (Voice of the Employee)

Вообще, Voice of the Employee — инструмент не столько для обучения, сколько для управления персоналом в целом, но он может быть полезен в том числе для образовательных целей.

Это система обратной связи (регулярных точечных опросов), которая отслеживает уровень вовлечённости и удовлетворённости сотрудников. Применение таких систем позволяет принять превентивные меры в случае риска увольнения сотрудников из-за их недовольства, а также учесть их пожелания и предложения. Наиболее популярный лидер в этом сегменте на Западе — Glint.

корпоративные платформы для обучения. Смотреть фото корпоративные платформы для обучения. Смотреть картинку корпоративные платформы для обучения. Картинка про корпоративные платформы для обучения. Фото корпоративные платформы для обучения

В сегменте обучения с помощью таких систем тоже можно измерять уровень удовлетворённости. Вовремя заметив недовольство обучением, можно, например, поменять провайдера образовательного контента или откорректировать собственный контент.

Когда ожидать массового продукта. В ближайшие год-три подобные сервисы точно начнут массово появляться на мировом рынке, либо крупный бизнес будет делать их для своих целей самостоятельно. На российском рынке стоит ожидать появления массовых продуктов в течение трёх-пяти лет, но отдельные примеры их внедрения в некоторых компаниях есть уже сейчас.

Платформа подбора и рекомендации обучения
(Learning Experience Platform, LXP)

LXP — система, которая использует внешние источники контента вместе с рекомендательной моделью. То есть это может быть дополнительная надстройка к LMS (по сути — API), позволяющая агрегировать для пользователя образовательный контент из разных источников — из той же LMS и из внешних ресурсов.

корпоративные платформы для обучения. Смотреть фото корпоративные платформы для обучения. Смотреть картинку корпоративные платформы для обучения. Картинка про корпоративные платформы для обучения. Фото корпоративные платформы для обучения

Благодаря LXP сотрудник, находясь в корпоративной LMS, может одновременно взаимодействовать и с другими обучающими платформами — например, Skillbox — и на основе своей истории обучения получать рекомендации, какое ещё обучение ему стоило бы пройти.

Почему это важно? У каждого сотрудника, кроме корпоративного обучения, обычно есть курсы, которые он проходит где-то на других платформах по собственной инициативе. И если он может видеть всё, что ему нужно для обучения (сами курсы, тесты, вебинары и прочие образовательные ивенты, а также общие рекомендации по развитию его навыков) в одном современном интерфейсе, это удобно. Всё это в совокупности даёт человеку цельный приятный пользовательский опыт и больше вовлекает его в обучение, чем применение разрозненных платформ.

Для работодателя LXP тоже несёт пользу: не секрет, что практически каждая крупная компания, кроме основной системы дистанционного обучения, использует ещё и дополнительные для локальных внешних задач — например, чтобы проводить вебинары и тематические конференции как для сотрудников, так и для широкой внешней аудитории. В интересах компании сделать так, чтобы все обучающие мероприятия и образовательный контент были доступны сотрудникам в одном интерфейсе.

Подобные продукты уже появляются на Западе — Degreed, Valamis, Microsoft Viva. Однако в России создать такую универсальную LXP труднее, чем на Западе. Там корпорации в основном используют для обучения сотрудников универсальные LMS, к которым не так сложно разработать универсальное API, а у нас бизнес зачастую предпочитает делать собственные уникальные LMS, и создать единый продукт, который интегрировался бы со всем имеющимся сейчас разнообразием корпоративных LMS, очень трудно. Кроме того, на Западе существует множество библиотек контента, к которым легко подключиться. В России таких продуктов почти нет, а если есть, то по количеству контента они сильно уступают западным. К тому же создание рекомендательной модели — довольно сложный и дорогой процесс, и тут мы упираемся в отсутствие на рынке больших денег для развития такой технологии.

Когда ожидать массового продукта. Поскольку у корпоративных университетов есть запрос на такой продукт, в течение двух-четырёх лет он, скорее всего, появится. В России — в течение пяти-семи лет.

корпоративные платформы для обучения. Смотреть фото корпоративные платформы для обучения. Смотреть картинку корпоративные платформы для обучения. Картинка про корпоративные платформы для обучения. Фото корпоративные платформы для обучения

Технологии виртуальной или дополненной реальности (VR/AR Learning)

Не спешите скептически улыбаться. Да, про технологии виртуальной и дополненной реальности для целей обучения говорят давно, но кейсов по их массовому применению — такому, чтобы это было экономически выгодно, легко и быстро, — мы пока так и не увидели. До сих пор это были сложные, долгие и дорогие в разработке продукты, к тому же для их использования нужна специальная гарнитура.

Однако сейчас стали появляться первые цифровые решения, которые позволяют относительно просто разрабатывать обучающий контент в дополненной реальности. Например, Strivr — инструмент для иммерсивного обучения. С его помощью легко превратить видео 360° в иммерсивный VR-курс, наложив цифровые метки. Не нужно большого бюджета и привлечения внешних подрядчиков, достаточно подписки на Strivr и камеры для съёмки.

Когда ожидать массового продукта. В течение четырёх-шести лет — на западном рынке, в течение шести-восьми лет — на российском. Бизнес в них заинтересован, потому что VR/AR-технологии очень хороши для:

Таксономия навыков (Skills Taxonomy)

Таксономия вообще — это учение о принципах и практике классификации. Соответственно, таксономия навыков — это классификация навыков.

Что тут имеется в виду? Последние несколько лет активно развиваются платформы массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Таких платформ становится всё больше, при этом в курсах одного профессионального направления, но от разных провайдеров может различаться содержание навыков, которые в итоге получает учащийся. Либо, наоборот, это могут быть одни и те же навыки, но названные в каждом курсе по-своему. Какой-то общей системы тегирования и унификации этих навыков сейчас нет. Особенно остро такая проблема стоит в курсах по digital-профессиям.

Если из всего многообразия провайдеров и курсов надо подобрать для сотрудников один наиболее подходящий курс по какой-то конкретной компетенции, сделать это быстро у T&D-менеджера не получится.

Аналогичная проблема возникает и во время оценки сотрудников при найме: нужен специалист с определёнными знаниями и навыками, при этом у каждого кандидата набор сертификатов различных курсов — как разобраться, кто получил именно те навыки и знания, которые требуются под задачи компании?

корпоративные платформы для обучения. Смотреть фото корпоративные платформы для обучения. Смотреть картинку корпоративные платформы для обучения. Картинка про корпоративные платформы для обучения. Фото корпоративные платформы для обучения

Технология таксономии навыков позволяет создать единые правила наименования и тегирования навыков для их унификации в сквозной системе управления персоналом — при найме, адаптации и обучении.

Одна из первых компаний, применивших подобное решение для дистанционного обучения, — EdCast. Она создала систему дистанционного обучения нового поколения — SkillsDNA. В системе есть своя большая классификация с умными алгоритмами, которые позволяют создавать модели компетенций и связывать с ними задачи по подбору, обучению и работой с внешним обучающим контентом.

Когда ожидать массового продукта. Появлению массового решения для таксономии навыков мешает сложность разработки единой классификации, а также необходимость внедрять эту технологию в LMS-, TMS- и LXP-системы от разных провайдеров обучения. Однако потребность в таком решении назревает, поэтому в течение ближайших семи-девяти лет разработчики, скорее всего, предложат такие варианты. Соответственно, в России это произойдёт не раньше чем через десять лет.

Источник

Стать разработчиком, аналитиком или маркетологом: 12 курсов от крупных компаний

В этом материале — 12 образовательных платформ от мировых и российских компаний с именем.

Здесь есть длительные программы и короткие онлайн-курсы для разных специалистов и кошельков.

Google Skillshop и Digital Garage

Для кого: для диджитал-специалистов, ютуберов
Стоимость: бесплатно
Длительность курсов: 1—50 часов
Подробнее: «Гугл-скиллшоп», «Диджитал-гараж»

Гугл объединяет свои курсы в большие образовательные академии: Digital Garage и Skillshop. Учебные материалы Digital Garage помогают в карьере и бизнесе: здесь есть курсы по маркетингу и работе с клиентами, поиску работы и продуктивности.

Skillshop — это короткие курсы о том, как грамотно пользоваться продуктами Гугла: например, настраивать контекстную рекламу или отслеживать показатели в «Гугл-аналитике».

Например:
⚡️ «Найдите свою следующую работу» — курс, который поможет найти работу, составить резюме и подготовиться к собеседованию.

⚡️ «Создайте бизнес онлайн» — курс об организации, продвижении и защите бизнеса в интернете.

⚡️ «Как управлять контентом» — курс о том, как защитить свои видео и не нарушать чужие авторские права на «Ютубе».

Facebook Blueprint

Для кого: для интернет-маркетологов, предпринимателей, инстаграм-блогеров
Стоимость: бесплатно
Длительность курсов: 3—15 минут
Подробнее: на официальном сайте

«Фейсбук» бесплатно помогает продвигать бизнес: работать с контентом, аудиторией и рекламой в «Фейсбуке» и «Инстаграме». В базе более 350 курсов и вебинаров по SMM. Все они разбиты на блоки по несколько минут, часть — на русском языке.

Например:
⚡️ «Создавайте истории» — курс о создании запоминающихся сторис для продвижения бизнеса и личного бренда.

⚡️ «Продвигайте свое событие» — короткий курс о том, как сделать рекламные объявления, рассчитать бюджет и настроить рекламу для мероприятия.

⚡️«Рекламный менеджер» — курс о настройке и управлении рекламой в «Фейсбуке» и «Инстаграме».

Amazon AWS Educate

Для кого: для специалистов в сфере облачных технологий
Стоимость: бесплатно
Длительность курсов: 1—30 часов
Подробнее: на официальном сайте

Amazon предлагает 12 программ профессионального обучения в сфере облачных технологий: по разработке, машинному интеллекту, играм, кибербезопасности, поддержке. В конце обучения студенты получают диплом, который можно прикрепить к резюме в смежной программе по поиску сотрудников — AWS Educate Job Board.

Чтобы увидеть список доступных программ, нужно зарегистрироваться на платформе.

Например:
⚡️ «Специалист по работе с данными» — курс о том, как находить закономерности, создавать бизнес-стратегии и решать проблемы компаний с помощью больших данных.

⚡️ «Облачные вычисления 101» — курс об истории облачных решений и вычислений.

⚡️ «Игры» — практические занятия о создании игровой среды и персонажей.

LinkedIn Learning

LinkedIn — социальная сеть для установления деловых контактов. В России заблокирована Роскомнадзором.

На площадке собрано 15 000 курсов для разных специальностей и этапов карьеры. Курсы платные, но один месяц можно учиться бесплатно. Платформа рекомендует подходящие программы исходя из вашего профиля на LinkedIn — аргумент в пользу того, чтобы подробно его заполнить или обновить.

Например:
⚡️ «Карьера разработчика» — курс о том, как выбрать подходящую профессию в ИТ и составить первый план обучения.

⚡️ «Креативный монтаж» — курс о редактуре и монтаже видео с помощью художественного анализа и технических приемов.

⚡️ «Illustrator для фэшн-дизайнера» — практические инструкции по работе в Adobe Illustrator, которые помогают создавать дизайн одежды.

Coca-Cola Youth Empowered

Для кого: для молодых специалистов
Стоимость: бесплатно
Длительность курсов: 5—10 часов
Подробнее: на официальном сайте

Coca-Cola создала платформу Youth Empowered, чтобы помочь молодым людям найти работу мечты или начать бизнес. После регистрации на сайте доступны две образовательные программы: для развития социальных и бизнес-навыков. В каждой программе пять часовых курсов — по одному на каждый навык.

корпоративные платформы для обучения. Смотреть фото корпоративные платформы для обучения. Смотреть картинку корпоративные платформы для обучения. Картинка про корпоративные платформы для обучения. Фото корпоративные платформы для обучения

⚡️ «Управление временем» — как успевать важные дела и не отвлекаться на лишние.

⚡️ «Осознанность и личный рост» — курс поможет определить ваши склонности, ценности, сильные и слабые стороны, чтобы лучше понять себя и найти подходящую работу.

⚡️ «Бизнес-планирование» — курс о создании работоспособного бизнес-плана с нуля.

Школа The New York Times

На платных онлайн-курсах школы The New York Times учат фирменным компетенциям сотрудников издания: контент-маркетингу, применению VR в журналистике и тому, как писать критические статьи.

Например:
⚡️ «Введение в контент-маркетинг» — курс для коммерческих писателей и редакторов, которые хотят работать с нативной рекламой.

⚡️ «VR-продакшен» — курс о создании фильмов, историй и брендированного контента при помощи технологий виртуальной реальности.

⚡️ «Думать и писать как критик» — курс о грамотной критике современного телевидения, кино, театра, музыки и книг.

Академия Яндекса

Для кого: для дизайнеров, ИТ-специалистов, менеджеров, редакторов
Стоимость: бесплатно
Длительность курсов: от 1 часа до нескольких месяцев
Подробнее: на официальном сайте

В академии Яндекса обучают разработке, менеджменту, анализу данных и дизайну. У каждого направления есть длительные программы, лекции и онлайн-курсы. После прохождения курсов можно подать заявку на стажировку в Яндексе и поучаствовать в состязании программистов.

Например:
⚡️ «Школа менеджеров Яндекса» — видеокурс для менеджеров продукта с опытом разработки и запуска проектов.

⚡️ «Введение в программирование (С++)» — курс об основах разработки на языке программирования С++.

⚡️ «Дизайн-перемена» — видеокурс для начинающих дизайнеров, которые хотят узнать, как работают над продуктом в крупных компаниях.

Сбер Университет

Для кого: для руководителей, менеджеров, эйчаров, дизайнеров
Стоимость:: бесплатно, длительные курсы от 49 000 Р
Длительность курсов: от 15 минут до нескольких месяцев
Подробнее: на официальном сайте

«Сбер-университет» — это корпоративный университет Сбербанка с очными занятиями в кампусе и долгосрочными программами стоимостью в десятки и сотни тысяч рублей. Но на сайте есть «Банк знаний» — бесплатный раздел с бизнес-материалами, онлайн-лекциями и короткими курсами по менеджменту, маркетингу, дизайну и саморазвитию.

Например:
⚡️ «Как устроен арт-рынок» — лекция об особенностях рынка искусства, коллекционерах и заработке на произведениях искусства.

⚡️ «Как раскрыть потенциал каждого члена команды» — лекция о командной продуктивности, переработках и лидерстве.

⚡️ «Решение проблем» — онлайн-курс о том, как выявлять текущие и будущие проблемы в бизнесе, анализировать и решать их.

Курсы МИФа

Для кого: для тех, кто не любит читать
Стоимость: бесплатно, от 1250 Р
Длительность курсов: 1 час — 8 недель
Подробнее: на официальном сайте

Курсы издательства «Манн, Иванов и Фербер» основаны на книгах, которые оно издает. На платформе можно посмотреть вебинары, пройти курс онлайн-лекций или полноценную программу с домашними заданиями. К каждому курсу МИФ собирает список книг, которые дополнят тему.

Например:
⚡️ «Школа книжного блогера» — на курсе научат рассказывать о книгах, делать атмосферные фотографии и продвигать контент в соцсетях.

⚡️ «Мастерство учиться» — курс о том, как эффективно учиться чему угодно.

⚡️ «Магия утра» — проверенные практики для создания утреннего ритуала, который поможет вовремя вставать и все успевать.

Мегафон Образование

Платные курсы «Мегафона» делятся на четыре направления: ИТ, менеджмент, маркетинг и финансы. А бесплатно можно прокачать тело — например, сделать себе «Идеальные ягодицы» или даже «Железный пресс».

Деньги за платные курсы списываются со счета мобильного телефона. Точная сумма зависит от скорости прохождения и выбранного тарифа — ежедневного или ежемесячного. «Мегафон» пишет, что среднее время прохождения курса — месяц-два. Если напрячься, то получится сэкономить.

Например:
⚡️ «Искусство выступления в стиле TED» — на курсе вы научитесь выступать как Стив Джобс.

⚡️ «Финансовый анализ в Excel» — научит оценивать эффективность инвестиций, рассчитывать выгоду депозитов и переплаты по кредитам.

⚡️ «Личные финансы» — курс о том, как планировать бюджет и управлять своими деньгами.

Ozon Education

«Озон» предлагает бесплатные пробные занятия по бизнес-аналитике, маркетингу и программированию. Те, кого интересует анализ данных, могут поступить в платную школу.

Например:
⚡️ E-commerce Online School — бесплатные вебинары для предпринимателей в сфере электронной коммерции.

⚡️ «Бизнес-аналитика» — курс об основных инструментах и механизмах бизнес-аналитики.

⚡️ «Frontend-разработчик» — курс для новичков об основах фронтэнд-разработки на HTML & CSS, JavaScript и Vue.

Учебник Т⁠—⁠Ж

Для кого: для всех
Стоимость: бесплатно
Длительность курсов: несколько часов
Подробнее: journal.tinkoff.ru/pro

Мы тоже запустили свою образовательную платформу — теперь можно не просто читать Т⁠—⁠Ж, а еще и учиться чему-то полезному. Про инвестиции вы наверняка уже в курсе — пришла пора почитать наши новые учебники.

Например:
⚡️ «Как защититься от мошенников» — как распознавать аферистов, не вестись на манипуляции и защищаться от взломщиков.

⚡️ «Как жить в России» — курс о важном: о налогах, инфляции, оплате коммуналки и о других атрибутах взрослой жизни.

⚡️ «Как использовать кредитку и богатеть» — как выбирать самые выгодные кредитные и дебетовые карты и не платить проценты банку.

корпоративные платформы для обучения. Смотреть фото корпоративные платформы для обучения. Смотреть картинку корпоративные платформы для обучения. Картинка про корпоративные платформы для обучения. Фото корпоративные платформы для обучения

корпоративные платформы для обучения. Смотреть фото корпоративные платформы для обучения. Смотреть картинку корпоративные платформы для обучения. Картинка про корпоративные платформы для обучения. Фото корпоративные платформы для обучения

корпоративные платформы для обучения. Смотреть фото корпоративные платформы для обучения. Смотреть картинку корпоративные платформы для обучения. Картинка про корпоративные платформы для обучения. Фото корпоративные платформы для обучения

Рекомендую не проходить курсы, а пересмотреть унесённые ветром.

корпоративные платформы для обучения. Смотреть фото корпоративные платформы для обучения. Смотреть картинку корпоративные платформы для обучения. Картинка про корпоративные платформы для обучения. Фото корпоративные платформы для обучения

корпоративные платформы для обучения. Смотреть фото корпоративные платформы для обучения. Смотреть картинку корпоративные платформы для обучения. Картинка про корпоративные платформы для обучения. Фото корпоративные платформы для обучения

Mostly, регулярно прохожу там курсы и всегда подаю один и тот же текст в запросе на финансовую помощь. Ни разу не отказали, их реально никто не читает.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *