корпоративные платформы для обучения
6 самых перспективных технологий для корпоративного обучения
Обзор мировых и российских трендов, которые позволят компаниям создавать полноценные экосистемы для обучения сотрудников.
Обложка: Polina Vari для Skillbox Media
Евгений Селевич
руководитель группы KNOMARY — разработчика продуктов для цифровой трансформации L&D
На рынке постоянно появляются новые технологические решения, какие-то из них получают массовое распространение, какие-то — нет. Мы выбрали шесть технологий, которые, по нашему убеждению, скоро будут набирать популярность на рынке корпоративного обучения.
Эти технологии хорошо дополнят цифровые экосистемы для обучения сотрудников, которые выстраивают у себя компании. Такие экосистемы — не просто набор отдельных инструментов для разных функций, а взаимосвязанный, логично выстроенный процесс, который позволяет:
Прежде чем рассказывать об этих технологиях, стоит пояснить особенности российского рынка.
Редакция «Образование» Skillbox Media
Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.
Особенности российского рынка EdTech для корпоративного обучения
Потом, когда новая технология становится понятной и более доступной по цене, она проникает на рынок технологий для корпоративного обучения. Сначала — на Западе, и уже оттуда приходит на наш локальный российский рынок.
Не секрет, что есть факторы, которые иногда мешают быстрому проникновению технологий на наш рынок, будь то появление у нас западных продуктов или разработка собственных:
Противостояние западного и нашего рынка, нежелательность использования западных продуктов в государственном секторе не позволяет иностранным провайдерам легко приходить на наш рынок.
Российский рынок меньше западного, тут небольшое количество потенциальных покупателей технологий (в основном это крупный бизнес, а таких компаний у нас не так много). Поэтому нашим российским стартапам тяжело привлечь достаточный объём инвестиций, чтобы создать хороший продукт. Ещё одна особенность: в тех компаниях, которые не имеют запрета на использование иностранного ПО, внедрению зачастую мешает языковой барьер — наши пользователи не любят англоязычный интерфейс.
Малая ёмкость рынка делает его непривлекательным для западных игроков, которые не имеют официальных представительств, официально не ведут продажи и не русифицируют продукт. Кроме того, эта же особенность рынка лишает местные стартапы привлекательности для зарубежных инвестфондов.
Они связаны с политическими — у нас есть законодательство об импортозамещении и строгие требования к охране персональных данных.
У корпоративных потребителей есть боязнь облачных систем, их считают опасными и поэтому зачастую предпочитают создавать собственные внутрикорпоративные разработки, чем приобретать внешний продукт.
Тем не менее некоторым провайдерам удаётся работать с этими факторами, и к нам на рынок всё-таки приходят новые решения, но с некоторой задержкой. Наши разработчики тоже находят инвестиции и преодолевают трудности. Поэтому массового внедрения технологий, которые перечислены ниже, стоит ожидать сначала на Западе и чуть позднее — у нас.
Технологии, появления которых стоит ожидать в ближайшие годы
Платформы пользовательского контента (Creator’s platforms)
Это платформы, на которых любой пользователь может создавать собственные анимированные видео, элементы дизайна и полноценные онлайн-курсы. Соответственно, это удобный инструмент, с помощью которого внутренние эксперты компании, не будучи специалистами по обучению, могут разрабатывать свои образовательные продукты для коллег. Это удешевляет и ускоряет разработку обучающего контента, к тому же отлично вписывается в тренд создания обучающего контента на базе внутренних экспертных знаний.
Конструкторы курсов уже существуют — например, Articulate, Leenda, но первое время на них мало кто из EdTech-аналитиков обращал серьёзное внимание. Считалось, что это маленький нишевый рынок. Однако, когда компания Articulate Global, ведущий SaaS-поставщик инструментов онлайн-обучения и приложений для создания корпоративного обучения, привлекла финансирование на 1,5 млрд долларов, аналитики пересмотрели свои оценки. Оказалось, что за 2020 год рынок платформ пользовательского контента вырос больше, чем в два раза. На недавней конференции по HR Tech в Лас-Вегасе один из самых авторитетных в этой сфере аналитиков мира Джош Берсин выделил эту категорию продуктов как одну из самых перспективных.
В продвинутых российских компаниях сейчас задумываются, как масштабировать создание образовательного контента и оцифровывать наиболее ценные знания, которыми обладают сотрудники. Для этого нужен EdTech-продукт, который объединил бы в себе удобное накопление и тегирование экспертных знаний, создание образовательного контента, управление коммуникациями по его разработке и пересборку этого контента под разные задачи.
Когда ожидать массового продукта. У платформ пользовательского контента хорошие перспективы для развития в такой продукт. Появление на рынке массового решения — перспектива ближайшего года, максимум трёх, в том числе и в России. Мы уже сейчас видим эксперименты по созданию единых центров управления образовательным контентом, и это направление явно будет развиваться.
Управление результативностью
(Performance Management)
Это системы, которые позволяют организовать всестороннюю оценку компетенций и результативности сотрудников, проконтролировать, насколько эффективно они выполняют рабочие задачи после обучения. Иногда заодно и выстроить индивидуальный путь развития сотрудников — в частности, включить рекомендации внутренних вакансий, для которых важны полученные в результате обучения навыки.
С помощью таких систем можно связать обучение конкретным компетенциям с определёнными KPI и их оценкой. То есть можно запланировать, как должна вырасти производительность и эффективность труда сотрудника в результате его обучения, и затем посмотреть, достигнут этот результат или нет. Это позволяет считать отдачу от расходов на обучение в бизнес-метриках.
Когда ожидать массового продукта. Уже сейчас на рынке есть несколько успешных примеров (Lattice, Culture Amp), а в ближайшие два-три года, скорее всего, либо системы Performance Management станут частью систем дистанционного обучения, либо появятся самостоятельные продукты такого рода для массового применения. В том числе и в России.
«Голос сотрудников» (Voice of the Employee)
Вообще, Voice of the Employee — инструмент не столько для обучения, сколько для управления персоналом в целом, но он может быть полезен в том числе для образовательных целей.
Это система обратной связи (регулярных точечных опросов), которая отслеживает уровень вовлечённости и удовлетворённости сотрудников. Применение таких систем позволяет принять превентивные меры в случае риска увольнения сотрудников из-за их недовольства, а также учесть их пожелания и предложения. Наиболее популярный лидер в этом сегменте на Западе — Glint.
В сегменте обучения с помощью таких систем тоже можно измерять уровень удовлетворённости. Вовремя заметив недовольство обучением, можно, например, поменять провайдера образовательного контента или откорректировать собственный контент.
Когда ожидать массового продукта. В ближайшие год-три подобные сервисы точно начнут массово появляться на мировом рынке, либо крупный бизнес будет делать их для своих целей самостоятельно. На российском рынке стоит ожидать появления массовых продуктов в течение трёх-пяти лет, но отдельные примеры их внедрения в некоторых компаниях есть уже сейчас.
Платформа подбора и рекомендации обучения
(Learning Experience Platform, LXP)
LXP — система, которая использует внешние источники контента вместе с рекомендательной моделью. То есть это может быть дополнительная надстройка к LMS (по сути — API), позволяющая агрегировать для пользователя образовательный контент из разных источников — из той же LMS и из внешних ресурсов.
Благодаря LXP сотрудник, находясь в корпоративной LMS, может одновременно взаимодействовать и с другими обучающими платформами — например, Skillbox — и на основе своей истории обучения получать рекомендации, какое ещё обучение ему стоило бы пройти.
Почему это важно? У каждого сотрудника, кроме корпоративного обучения, обычно есть курсы, которые он проходит где-то на других платформах по собственной инициативе. И если он может видеть всё, что ему нужно для обучения (сами курсы, тесты, вебинары и прочие образовательные ивенты, а также общие рекомендации по развитию его навыков) в одном современном интерфейсе, это удобно. Всё это в совокупности даёт человеку цельный приятный пользовательский опыт и больше вовлекает его в обучение, чем применение разрозненных платформ.
Для работодателя LXP тоже несёт пользу: не секрет, что практически каждая крупная компания, кроме основной системы дистанционного обучения, использует ещё и дополнительные для локальных внешних задач — например, чтобы проводить вебинары и тематические конференции как для сотрудников, так и для широкой внешней аудитории. В интересах компании сделать так, чтобы все обучающие мероприятия и образовательный контент были доступны сотрудникам в одном интерфейсе.
Подобные продукты уже появляются на Западе — Degreed, Valamis, Microsoft Viva. Однако в России создать такую универсальную LXP труднее, чем на Западе. Там корпорации в основном используют для обучения сотрудников универсальные LMS, к которым не так сложно разработать универсальное API, а у нас бизнес зачастую предпочитает делать собственные уникальные LMS, и создать единый продукт, который интегрировался бы со всем имеющимся сейчас разнообразием корпоративных LMS, очень трудно. Кроме того, на Западе существует множество библиотек контента, к которым легко подключиться. В России таких продуктов почти нет, а если есть, то по количеству контента они сильно уступают западным. К тому же создание рекомендательной модели — довольно сложный и дорогой процесс, и тут мы упираемся в отсутствие на рынке больших денег для развития такой технологии.
Когда ожидать массового продукта. Поскольку у корпоративных университетов есть запрос на такой продукт, в течение двух-четырёх лет он, скорее всего, появится. В России — в течение пяти-семи лет.
Технологии виртуальной или дополненной реальности (VR/AR Learning)
Не спешите скептически улыбаться. Да, про технологии виртуальной и дополненной реальности для целей обучения говорят давно, но кейсов по их массовому применению — такому, чтобы это было экономически выгодно, легко и быстро, — мы пока так и не увидели. До сих пор это были сложные, долгие и дорогие в разработке продукты, к тому же для их использования нужна специальная гарнитура.
Однако сейчас стали появляться первые цифровые решения, которые позволяют относительно просто разрабатывать обучающий контент в дополненной реальности. Например, Strivr — инструмент для иммерсивного обучения. С его помощью легко превратить видео 360° в иммерсивный VR-курс, наложив цифровые метки. Не нужно большого бюджета и привлечения внешних подрядчиков, достаточно подписки на Strivr и камеры для съёмки.
Когда ожидать массового продукта. В течение четырёх-шести лет — на западном рынке, в течение шести-восьми лет — на российском. Бизнес в них заинтересован, потому что VR/AR-технологии очень хороши для:
Таксономия навыков (Skills Taxonomy)
Таксономия вообще — это учение о принципах и практике классификации. Соответственно, таксономия навыков — это классификация навыков.
Что тут имеется в виду? Последние несколько лет активно развиваются платформы массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Таких платформ становится всё больше, при этом в курсах одного профессионального направления, но от разных провайдеров может различаться содержание навыков, которые в итоге получает учащийся. Либо, наоборот, это могут быть одни и те же навыки, но названные в каждом курсе по-своему. Какой-то общей системы тегирования и унификации этих навыков сейчас нет. Особенно остро такая проблема стоит в курсах по digital-профессиям.
Если из всего многообразия провайдеров и курсов надо подобрать для сотрудников один наиболее подходящий курс по какой-то конкретной компетенции, сделать это быстро у T&D-менеджера не получится.
Аналогичная проблема возникает и во время оценки сотрудников при найме: нужен специалист с определёнными знаниями и навыками, при этом у каждого кандидата набор сертификатов различных курсов — как разобраться, кто получил именно те навыки и знания, которые требуются под задачи компании?
Технология таксономии навыков позволяет создать единые правила наименования и тегирования навыков для их унификации в сквозной системе управления персоналом — при найме, адаптации и обучении.
Одна из первых компаний, применивших подобное решение для дистанционного обучения, — EdCast. Она создала систему дистанционного обучения нового поколения — SkillsDNA. В системе есть своя большая классификация с умными алгоритмами, которые позволяют создавать модели компетенций и связывать с ними задачи по подбору, обучению и работой с внешним обучающим контентом.
Когда ожидать массового продукта. Появлению массового решения для таксономии навыков мешает сложность разработки единой классификации, а также необходимость внедрять эту технологию в LMS-, TMS- и LXP-системы от разных провайдеров обучения. Однако потребность в таком решении назревает, поэтому в течение ближайших семи-девяти лет разработчики, скорее всего, предложат такие варианты. Соответственно, в России это произойдёт не раньше чем через десять лет.
Стать разработчиком, аналитиком или маркетологом: 12 курсов от крупных компаний
В этом материале — 12 образовательных платформ от мировых и российских компаний с именем.
Здесь есть длительные программы и короткие онлайн-курсы для разных специалистов и кошельков.
Google Skillshop и Digital Garage
Для кого: для диджитал-специалистов, ютуберов
Стоимость: бесплатно
Длительность курсов: 1—50 часов
Подробнее: «Гугл-скиллшоп», «Диджитал-гараж»
Гугл объединяет свои курсы в большие образовательные академии: Digital Garage и Skillshop. Учебные материалы Digital Garage помогают в карьере и бизнесе: здесь есть курсы по маркетингу и работе с клиентами, поиску работы и продуктивности.
Skillshop — это короткие курсы о том, как грамотно пользоваться продуктами Гугла: например, настраивать контекстную рекламу или отслеживать показатели в «Гугл-аналитике».
Например:
⚡️ «Найдите свою следующую работу» — курс, который поможет найти работу, составить резюме и подготовиться к собеседованию.
⚡️ «Создайте бизнес онлайн» — курс об организации, продвижении и защите бизнеса в интернете.
⚡️ «Как управлять контентом» — курс о том, как защитить свои видео и не нарушать чужие авторские права на «Ютубе».
Facebook Blueprint
Для кого: для интернет-маркетологов, предпринимателей, инстаграм-блогеров
Стоимость: бесплатно
Длительность курсов: 3—15 минут
Подробнее: на официальном сайте
«Фейсбук» бесплатно помогает продвигать бизнес: работать с контентом, аудиторией и рекламой в «Фейсбуке» и «Инстаграме». В базе более 350 курсов и вебинаров по SMM. Все они разбиты на блоки по несколько минут, часть — на русском языке.
Например:
⚡️ «Создавайте истории» — курс о создании запоминающихся сторис для продвижения бизнеса и личного бренда.
⚡️ «Продвигайте свое событие» — короткий курс о том, как сделать рекламные объявления, рассчитать бюджет и настроить рекламу для мероприятия.
⚡️«Рекламный менеджер» — курс о настройке и управлении рекламой в «Фейсбуке» и «Инстаграме».
Amazon AWS Educate
Для кого: для специалистов в сфере облачных технологий
Стоимость: бесплатно
Длительность курсов: 1—30 часов
Подробнее: на официальном сайте
Amazon предлагает 12 программ профессионального обучения в сфере облачных технологий: по разработке, машинному интеллекту, играм, кибербезопасности, поддержке. В конце обучения студенты получают диплом, который можно прикрепить к резюме в смежной программе по поиску сотрудников — AWS Educate Job Board.
Чтобы увидеть список доступных программ, нужно зарегистрироваться на платформе.
Например:
⚡️ «Специалист по работе с данными» — курс о том, как находить закономерности, создавать бизнес-стратегии и решать проблемы компаний с помощью больших данных.
⚡️ «Облачные вычисления 101» — курс об истории облачных решений и вычислений.
⚡️ «Игры» — практические занятия о создании игровой среды и персонажей.
LinkedIn Learning
LinkedIn — социальная сеть для установления деловых контактов. В России заблокирована Роскомнадзором.
На площадке собрано 15 000 курсов для разных специальностей и этапов карьеры. Курсы платные, но один месяц можно учиться бесплатно. Платформа рекомендует подходящие программы исходя из вашего профиля на LinkedIn — аргумент в пользу того, чтобы подробно его заполнить или обновить.
Например:
⚡️ «Карьера разработчика» — курс о том, как выбрать подходящую профессию в ИТ и составить первый план обучения.
⚡️ «Креативный монтаж» — курс о редактуре и монтаже видео с помощью художественного анализа и технических приемов.
⚡️ «Illustrator для фэшн-дизайнера» — практические инструкции по работе в Adobe Illustrator, которые помогают создавать дизайн одежды.
Coca-Cola Youth Empowered
Для кого: для молодых специалистов
Стоимость: бесплатно
Длительность курсов: 5—10 часов
Подробнее: на официальном сайте
Coca-Cola создала платформу Youth Empowered, чтобы помочь молодым людям найти работу мечты или начать бизнес. После регистрации на сайте доступны две образовательные программы: для развития социальных и бизнес-навыков. В каждой программе пять часовых курсов — по одному на каждый навык.
⚡️ «Управление временем» — как успевать важные дела и не отвлекаться на лишние.
⚡️ «Осознанность и личный рост» — курс поможет определить ваши склонности, ценности, сильные и слабые стороны, чтобы лучше понять себя и найти подходящую работу.
⚡️ «Бизнес-планирование» — курс о создании работоспособного бизнес-плана с нуля.
Школа The New York Times
На платных онлайн-курсах школы The New York Times учат фирменным компетенциям сотрудников издания: контент-маркетингу, применению VR в журналистике и тому, как писать критические статьи.
Например:
⚡️ «Введение в контент-маркетинг» — курс для коммерческих писателей и редакторов, которые хотят работать с нативной рекламой.
⚡️ «VR-продакшен» — курс о создании фильмов, историй и брендированного контента при помощи технологий виртуальной реальности.
⚡️ «Думать и писать как критик» — курс о грамотной критике современного телевидения, кино, театра, музыки и книг.
Академия Яндекса
Для кого: для дизайнеров, ИТ-специалистов, менеджеров, редакторов
Стоимость: бесплатно
Длительность курсов: от 1 часа до нескольких месяцев
Подробнее: на официальном сайте
В академии Яндекса обучают разработке, менеджменту, анализу данных и дизайну. У каждого направления есть длительные программы, лекции и онлайн-курсы. После прохождения курсов можно подать заявку на стажировку в Яндексе и поучаствовать в состязании программистов.
Например:
⚡️ «Школа менеджеров Яндекса» — видеокурс для менеджеров продукта с опытом разработки и запуска проектов.
⚡️ «Введение в программирование (С++)» — курс об основах разработки на языке программирования С++.
⚡️ «Дизайн-перемена» — видеокурс для начинающих дизайнеров, которые хотят узнать, как работают над продуктом в крупных компаниях.
Сбер Университет
Для кого: для руководителей, менеджеров, эйчаров, дизайнеров
Стоимость:: бесплатно, длительные курсы от 49 000 Р
Длительность курсов: от 15 минут до нескольких месяцев
Подробнее: на официальном сайте
«Сбер-университет» — это корпоративный университет Сбербанка с очными занятиями в кампусе и долгосрочными программами стоимостью в десятки и сотни тысяч рублей. Но на сайте есть «Банк знаний» — бесплатный раздел с бизнес-материалами, онлайн-лекциями и короткими курсами по менеджменту, маркетингу, дизайну и саморазвитию.
Например:
⚡️ «Как устроен арт-рынок» — лекция об особенностях рынка искусства, коллекционерах и заработке на произведениях искусства.
⚡️ «Как раскрыть потенциал каждого члена команды» — лекция о командной продуктивности, переработках и лидерстве.
⚡️ «Решение проблем» — онлайн-курс о том, как выявлять текущие и будущие проблемы в бизнесе, анализировать и решать их.
Курсы МИФа
Для кого: для тех, кто не любит читать
Стоимость: бесплатно, от 1250 Р
Длительность курсов: 1 час — 8 недель
Подробнее: на официальном сайте
Курсы издательства «Манн, Иванов и Фербер» основаны на книгах, которые оно издает. На платформе можно посмотреть вебинары, пройти курс онлайн-лекций или полноценную программу с домашними заданиями. К каждому курсу МИФ собирает список книг, которые дополнят тему.
Например:
⚡️ «Школа книжного блогера» — на курсе научат рассказывать о книгах, делать атмосферные фотографии и продвигать контент в соцсетях.
⚡️ «Мастерство учиться» — курс о том, как эффективно учиться чему угодно.
⚡️ «Магия утра» — проверенные практики для создания утреннего ритуала, который поможет вовремя вставать и все успевать.
Мегафон Образование
Платные курсы «Мегафона» делятся на четыре направления: ИТ, менеджмент, маркетинг и финансы. А бесплатно можно прокачать тело — например, сделать себе «Идеальные ягодицы» или даже «Железный пресс».
Деньги за платные курсы списываются со счета мобильного телефона. Точная сумма зависит от скорости прохождения и выбранного тарифа — ежедневного или ежемесячного. «Мегафон» пишет, что среднее время прохождения курса — месяц-два. Если напрячься, то получится сэкономить.
Например:
⚡️ «Искусство выступления в стиле TED» — на курсе вы научитесь выступать как Стив Джобс.
⚡️ «Финансовый анализ в Excel» — научит оценивать эффективность инвестиций, рассчитывать выгоду депозитов и переплаты по кредитам.
⚡️ «Личные финансы» — курс о том, как планировать бюджет и управлять своими деньгами.
Ozon Education
«Озон» предлагает бесплатные пробные занятия по бизнес-аналитике, маркетингу и программированию. Те, кого интересует анализ данных, могут поступить в платную школу.
Например:
⚡️ E-commerce Online School — бесплатные вебинары для предпринимателей в сфере электронной коммерции.
⚡️ «Бизнес-аналитика» — курс об основных инструментах и механизмах бизнес-аналитики.
⚡️ «Frontend-разработчик» — курс для новичков об основах фронтэнд-разработки на HTML & CSS, JavaScript и Vue.
Учебник Т—Ж
Для кого: для всех
Стоимость: бесплатно
Длительность курсов: несколько часов
Подробнее: journal.tinkoff.ru/pro
Мы тоже запустили свою образовательную платформу — теперь можно не просто читать Т—Ж, а еще и учиться чему-то полезному. Про инвестиции вы наверняка уже в курсе — пришла пора почитать наши новые учебники.
Например:
⚡️ «Как защититься от мошенников» — как распознавать аферистов, не вестись на манипуляции и защищаться от взломщиков.
⚡️ «Как жить в России» — курс о важном: о налогах, инфляции, оплате коммуналки и о других атрибутах взрослой жизни.
⚡️ «Как использовать кредитку и богатеть» — как выбирать самые выгодные кредитные и дебетовые карты и не платить проценты банку.
Рекомендую не проходить курсы, а пересмотреть унесённые ветром.
Mostly, регулярно прохожу там курсы и всегда подаю один и тот же текст в запросе на финансовую помощь. Ни разу не отказали, их реально никто не читает.