космин яхромский монастырь официальный сайт
Легенды Свято-Успенского Космина монастыря на речке Яхрень
Невероятное исцеление тяжелобольного помещика, явление отроку иконы Богоматери на медной доске, святой источник, воды из которого можно набрать и сегодня. Мы вновь отправляемся в прошлое, чтобы раскрыть тайны села Небылое Юрьев-Польского района. Здесь на речке с весьма самобытным финно-угорским названием Яхрень (или Яхрома — этот вариант, вероятно, появился как более благозвучный) с середины XV века стоит мужской Свято – Успенский Космин монастырь. Его храмы величественно возвышаются над бескрайними полями плодородного Юрьева Ополья, чьи живописные просторы встретили нас особенной зимней тишиной и спокойствием, а еще чудесными историями, которые местные жители передают из уст в уста.
Кто же такой Косма, чьим имеем назван монастырь, какими делами прославился этот человек, куда подевалась чудотворная икона Яхромской Божией Матери, явившаяся тут много веков назад, и какое отношение к мужской обители имеет царь Алексей Михайлович Романов (отец Петра I), рассказывает наш проводник Алексей Валентинович. Смотрите новый выпуск программы «Точка на карте».
Сразу два чуда
Самая известная легенда этих мест связана с исцелением помещика из села Рожново. Произошло это в конце XIV — начале XV века. В поисках доктора этот человек переезжал с одного места на другое. И вот однажды остановился с ночевкой на берегу реки Яхрени. В услужении у барина был паренек, которому и явилась в ту ночь Богородица, высеченная на медной доске. Наутро больной был исцелен, а отрок в знак благодарности отправлен в Киево-Печерскую лавру, где он принял постриг с именем Косма. На месте же чудесного события был ископан святой источник, который существует по сей день.
Святой источник в Небылом
Владимирский святой
Вскоре Косма вернулся в родные места и на месте явления иконы основал монастырь, срубив деревянный храм Успения Божией Матери. Косма стал первым настоятелем обители и прожил в ней до самой кончины.
Яхромский чудотворец Косма
В конце XVII века, во времена царя Алексея Михайловича, монастырь был отстроен заново. И над гробом Космы Яхромского вырос каменный храм Успения Божией Матери. Были обновлены и другие постройки: братские кельи, трапезный храм Спаса Нерукотворного, надвратная церковь Николая Чудотворца. Таким образом, получился полноценный комплекс русского провинциального монастыря допетровской эпохи. И полюбоваться им может каждый.
Собор Успения Божией Матери, построенный над гробом Космы
Чудотворная икона
Чудотворных икон здесь было три, но все три покинули стены обители. Первая (та самая, которая явилась на медной доске на берегу реки) в XVII веке была отправлена в молельню царя Алексея Михайловича Романова. Вторая — икона Умиления Божией Матери — утрачена в советское время. А Яхромская Богоматерь на мощевике сейчас находится в музее Суздаля.
Список с Яхромской иконы Умиления Божией Матери
В советское время монастырь был закрыт, а братия изгнана. В разные годы здесь обустроили и отделение милиции, и даже роддом. Восстановили обитель лишь в 90-е годы XX века. Сегодня в ней снова идет свои чередом размеренная монашеская жизнь, наполненная ежедневными трудами и молитвами. Братия живет натуральным хозяйством: все продукты (сыр, молоко, овощи) свои. А речка Яхрень, как и много веков назад, богата рыбой. Ловить разрешают всем, но только законными способами. Если вы не бывали в Свято-Успенском Космине монастыре, обязательно совершите это путешествие, не пожалеете. Это около 40 километров от Владимира в сторону Юрьева-Польского. Места здесь тихие, живописные, овеянные старинными легендами.
А всего в нескольких километрах от Небылого находится село Лыково, где в местном храме сохранилась уникальная стенопись XIX столетия «Страшный суд».
Подготовила Дарья Ермолина
Съемки и монтаж Дмитрия Киреева
Фото и видео «Призыва»
*Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения народного экскурсовода
Космин яхромский монастырь официальный сайт
Наталия Семенова запись закреплена
Свято-Успенский Космин монастырь,
Настоятель: Игумен Серафим (Борис Валерьевич Котенев)
Адрес: 601810, Владимирская область, Юрьев-Польский район, село Небылое
Телефон: Контактный телефон настоятеля Игумена Серафима 8 (910) 097-07-73. Телефон монастыря: 8 (49246) 5-41-55
Электронная почта: нет
Сайт: http://kosmin.hram.by/
в монастыре находятся святыни: Икона Яхромской Божией Матери, икона прп. Косьмы Яхромского. 10 лет игуменом монастыря был Митрофан Воронежский. А также есть целебный источник на месте явления иконы Яхромской Божией Матери.
———————————————————
Реквизиты для пожертвований
Сбербанковская карта №4276100012212418 (до 2017 г.)
———————————————————
Письмо настоятеля с просьбой о помощи
Братия Свято-Успенского Космина монастыря смиренно просит Вас оказать посильную помощь в восстановлении Христорождественского храма и обустройстве при нем Православного Центра Социальной Реабилитации для лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Храм находится в 20 километрах от Юрьева-Польского в селе Больше-Лучинское, бывшем некогда вотчиной князя Дмитрия Михайловича Пожарского, знаменитого деятеля Смутного времени, главы народного ополчения, освободителя Москвы от польско-литовского нашествия в 1612 г.
На месте деревянного храма, помнившего князя Пожарского, в 1861 г. на средства прихожан был выстроен каменный пятиглавый храм. В таком виде храм простоял до 1937 г., когда настоятель его иеромонах Аарон (Кошкин) был арестован и расстрелян в тюрьме г. Иваново. После гибели настоятеля Христорождественский храм был закрыт и разорен. Ныне братией Свято-Успенского Космина монастыря получено благословение архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия на восстановление храма и обустройство при нем Православного Центра Социальной Реабилитации для лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
#монастыриихрамывладимирскойобласти#
Свято-Успенский Космин монастырь с. Небылое Епархиальные монастыри РПЦ
История
По преданию, изложенному в печатном Житии, составленном в XIX веке, инок Косма (мирское имя его неизвестно) был сыном некого боярина, жившего в «пределах владимирских». По неизвестной причине, возможно, из-за обеднения отца будущего Святого (боярина или дворянина – так он называется в поздних списках Жития) отрок был отдан на воспитание одному господину – «соседу-помещику». По преданию, господин был родом «из бояр Секериных» и жил близ села Рожнова в селе Зернове (современное Зернево, которое находится в семи верстах от основанного впоследствии Космою монастыря). В Житии рассказывается, что будущий инок путешествовал со своим господином, искавшим исцеления от болезни. Однажды летним днем путешественники остановились для отдыха на берегу речки Яхрени, и здесь богоизбранному отроку явилась на дереве икона Пресвятой Богородицы. Благодаря этому чудесному явлению господин получил исцеление. Отрок же ушел в Киево-Печерский монастырь, где принял постриг. Через известный одному Господу срок он возвратился в родные края и на месте явления ему иконы Божией Матери основал монастырь во имя Ее Успения.
В течение нескольких столетий обитель Космы Яхренского была центром духовной и хозяйственной жизни большой округи. На монастырские праздники – в девятую пятницу по Пасхе (в память явления преподобному Косме иконы Успения), 14/27 октября (в день празднования явленной «Яхренской» иконы Божией Матери) и 18 февраля/3 марта (память блаженной кончины и погребения преподобного Космы) – в монастырь стекались многочисленные посетители. За монастырскими стенами, на площади, устраивались многолюдные ярмарки, приуроченные к этим праздникам. Обитель влекла к себе паломников святым гробом преподобного Космы, от которого происходили исцеления с верою к нему приходящих. В печатном издании Жития преподобного Космы записаны два случая исцеления по молитвам у его гробницы: страдавшего «иступлением ума» одного человека из деревни Зернево и расслабленного отрока Стефана, сына одного монастырского работника. Обитель славилась двумя чудотворными иконами Богородицы «Яхренской» и другими чтимыми святынями, а также небогатым, но радующим душу уютом и молитвенной тишиной ее храмов, весной утопавших в нежном бело-розовом облаке цветущих вишневых и яблоневых садов, зимою окутанных морозным маревом заснеженных деревьев.
В 1665 году по просьбе братии и крестьян монастырских вотчин игуменом стал иеромонах Золотниковской Успенской пустыни Митрофан, будущий святой епископ Воронежский. В Житии Воронежского Чудотворца о его игуменстве в Космине монастыре имеются лишь самые общие сведения. Между тем монастырские описи, составленные в 1665/1666 году при назначении игумена Митрофана и в 1671 году при передаче монастырского имущества на хранение «черному священнику» Сергию, являются замечательным свидетельством его ревностной духовной и неустанной благоустроительной деятельности. Именно в Космине монастыре Митрофан начал приобретать духовную зрелость, опыт окормления братии и строительной деятельности, что выделяет эту малоизвестную обитель среди других и делает ее особенно притягательной для почитателей Воронежского Чудотворца.
По своему материальному благосостоянию Космин монастырь в середине XIX века принадлежал к числу небогатых и даже бедных обителей России и по этой причине назывался у окрестных жителей «монастыркой». Но вновь по молитвам Матери Божией Господь послал замечательного настоятеля – игумена Наума, благодаря «стараниям, опытности и даже личным пожертвованиям» которого обитель была обновлена и благоустроена. В 1863 году игумен Наум открыл при монастыре училище для крестьянских мальчиков из соседних селений, обучавшихся закону Божию, чтению по-русски и по-славянски, письму, грамоте и арифметике; при училище была хорошая библиотека.
В XV–XVI веках ее церкви и другие строения были деревянными. Они быстро ветшали и на протяжении столетий многократно перестраивались. В годы польско-литовской интервенции начала XVII века все окрестные селения сильно пострадали. Приходская церковь Воскресения Господня села Небылого тогда «запустела», а впоследствии бесследно исчезла. В то время Космин монастырь, вероятно, также был разорен. Каменное строительство началось в монастыре только со второй половины XVII столетия. В период строительства нового соборного храма Успения (взамен ветхого деревянного) в монастыре исчезла деревянная церковь во имя Великомученицы Параскевы Пятницы, упоминаемая в описях первой половины XVII века. В этой церкви, согласно сведениям из описей 1619 и 1635 годов, почивали под спудом святые мощи основателя обители; в самой же церкви находилась рака чудотворца Космы, накрытая его образом. Можно предположить, что новая церковь была возведена на месте двух выше названных деревянных, то есть Успенской и Параскевы Пятницы. Трудами игумена Митрофана (будущего святителя Воронежского) был построен трапезный каменный храм во имя Спаса Нерукотворного Его Образа – взамен ветхого деревянного, игуменские каменные кельи, полностью обновлено иконное убранство обители. Начатое в середине XVII века благодаря царским пожертвованиям и через несколько лет продолженное игуменом Митрофаном на собранные им средства строительство каменных храмов в обители завершилось в конце столетия. В 1690 году была возведена надвратная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, оформившая главный северный вход в монастырь – со стороны села. Позднее Никольская церковь была соединена с корпусом братских келий и, благодаря этому, с трапезным храмом Нерукотворного Образа Спаса. Так сложился цельный, удобный для молитвы и труда монастырский комплекс, обнесенный сначала деревянной, а затем кирпичной оградой. Строительные работы возобновились здесь только в XIX веке. В связи с прославлением святителя Митрофана Воронежского в лике святых в 1832 году, был устроен придел его имени над трапезной храма Нерукотворного Образа. В южной части главного алтаря Успенской церкви возобновили придел во имя основателя монастыря – Преподобного Космы Яхренского. Над корпусом игуменских и братских келий надстроили второй этаж; Никольский надвратный храм был вновь перестроен.
В годы революции и советской власти судьба Косминой обители мало чем отличалась от судьбы сотен других закрытых и обезображенных монастырей и храмов. По воспоминаниям местных жителей, часть послушников покинула монастырь еще в 1918 году, видимо, из-за отсутствия в обители средств к существованию. Некоторые из них остались в окрестностях и вернулись к мирской жизни. Жители близ лежащих сел помнят их как людей высокой нравственности, непьющих, работящих. Закрыт монастырь был в 1923 году. Монастырский комплекс, подобно другим закрытым обителям, активно приспосабливали под нужды новой власти. «Владение» было «национализировано» и передано Владимирскому Губмузею, вывезшему все предметы, представлявшие какую-либо ценность.
После образования в 1935 году Небыловского района в монастыре размещались различные организации. В Никольском храме находились госбанк, сберкасса, отделение милиции и камера предварительного заключения (КПЗ). В церкви Спаса – райисполком со всеми его отделами. В келейном корпусе – ветеринарный пункт, родильный дом, больница и детский сад, потом библиотека. В Успенском соборе был открыт клуб, в последующие годы – столовая и пекарня. По рассказам местных жителей, столовая вечером превращалась в настоящий кабак. Старики вспоминают, как в 1936 году снимали и разбивали колокола: «Разбивали их небыловские мужики… колокол большой стопудовый ухал, а люди стояли и плакали». Позже была разрушена и сама колокольня, также были снесены главы, венчавшие храмы обители.
В Успенском соборе под спудом пребывают мощи прп. Космы. В обители также хранятся частицы мощей преподобных старцев Оптинских, свт. Арсения Элассонского, ковчег с 20 частицами мощей различных святых, почитаются копия Яхренской иконы Божией Матери, иконы с частицами мощей свт. Митрофана Воронежского, свт. Афанасия Ковровского, прп. Амвросия, прав. Петра Великодворского, прп. Леонтия Михайловского и др.
В 1992 году Никольский храм Косминой обители после законченной, но не завершенной из-за прекращения финансирования, реставрации первым был передан Русской Православной Церкви. В то время на храме еще не было главы с крестом, а в других монастырских зданиях праздновали новоселье Небыловская детская музыкальная школа и библиотека.
Последовавшие за тем годы можно без преувеличения назвать временем возрождения духовной жизни села. Прихожане-старожилы помнят труды архимандрита Германа (Моралина, ныне митрополита Курского и Рыльского) и священников вновь открытого Никольского храма, отцов Владимира (Копанева), Николая (Кукина) и Алексея (Демьянчука). Монашеская жизнь в Косминой обители началась в 1994 году, при следующем настоятеле – иеромонахе Александре (Петрове, + 2002), когда обитель получила статус подворья владимирского Богородице-Рождественского монастыря.
В 1995 году обитель получила статус монастыря, утвержденный постановлением Священного Синода от 27 декабря 1996 года. В ноябре того же года весь монастырский комплекс был возвращен Владимирской епархии. Преемники иеромонаха Александра, настоятели иеромонахи Афанасий (Селичев) и Алексей (Яцурин) вносили свой посильный вклад в восстановление обители. Храм Нерукотворного Образа Спаса, в котором совершалось богослужение, наполнялся старинными и новописанными иконами.
Шестого июня 2001 определением архиепископа Евлогия, утвержденном на заседании Священного Синода, настоятелем монастыря был назначен иеромонах Серафим (Котенев), служивший священником в Свято-Никольского женского монастыря в селе Новом. Пятого мая 2003 года отец Серафим был возведен в сан игумена.
Монастырь живет по распорядку, утвержденному Правящим архиереем. Братия несет постоянные послушания. Послушания сменяются по благословению настоятеля. Поступающие в монастырь проходят обычный искус в устанавливаемые архиереем сроки (до трёх лет).
Богослужения совершаются ежедневно. Начало в 6 часов утра — полунощница, утреня, часы 1, 3, 6, Божественная Литургия или изобразительны. В 17 часов — час 9, вечерня и малое повечерие. В двунадесятые, великие и храмовые праздники совершается всенощное бдение (начало в 17 или 21 час). В субботу по окончании вечерни совершается братский молебен прп. Косме Яхромскому. Никольский храм монастыря открыт ежедневно с 6 до 19 часов. При храме присутствует дежурный послушник.
По благословению архиепископа Евстафия в монастыре установлен обязательный ежедневный крестный ход после вечернего правила.
В приписных храмах расписание богослужений учитывает возможности прихожан.
В двунадесятые, великие и храмовые праздники совершается всенощное бдение (начало в 17 или 21 час). В субботу по окончании вечерни совершается братский молебен прп. Косме Яхромскому. По благословению архиепископа Евстафия в монастыре установлен обязательный ежедневный крестный ход после вечернего правила.
Помощь малоимущим слоям населения села Небылое осуществляется экономом монастыря монахом Митрофаном в индивидуальном порядке по благословению настоятеля (около 12 семей). Благотворительных организаций при монастыре нет.
При монастыре создано шесть воскресных школ. На Казанском приходе м. Лучки Воскресная школа открылась с начала 2012 года. В неё приходят до десяти человек детей. С 1-го сентября 2013 года открылись Воскресные школы при монастыре в с. Небылое и в пос. Ополье. Количество учащихся – около 20-30-ти человек в каждой. С 1-го сентября 2014 года открылись Воскресные школы в пос. Энтузиаст и в с. Малолучинское (для детей из близлежащего с. Шипилово). В ноябре 2015 года открылась Воскресная школа в с. Фёдоровское. Итого – 6 воскресных школ, в которых обучается около 135 человек детей. Все воскресные школы прошли епархиальную аттестацию 28 июля 2016 года, по результатам которой им всем был присвоен тип воскресной учебно-воспитательной группы.
Для обучения привлечено 10 учителей с высшим педагогическим образованием, стажем работы более 20-ти лет и преподающих ОПК в общеобразовательных школах.
Свято-Успенский Космо-Яхромский монастырь
Игумен Серафим (Котенев)
Свято-Успенский Космин Яхромский монастырь — небольшая древняя монашеская обитель во Владимирской области, на берегу реки Яхромы.
По преданию, монастырь был основан монахом Киево-Печерской лавры Космой Яхромским на месте явления ему в 1482 году иконы Успения Божией Матери. Эта икона дала имя монастырю и стала его главной святыней. Косма Яхромский стал первым настоятелем монастыря и заложил первый, деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы. Косма иногда покидал обитель ради проповеди и исцеления больных. Преподобный был похоронен в Успенском храме, у его мощей совершилось два документально зафиксированных чудесных исцеления.
В 1666 году игуменом монастыря стал будущий святитель Митрофан Воронежский. При нем монастырь превратился в крупный центр духовной жизни, а храмовый комплекс приобрел вид, который сохранился до наших дней: были построены каменный Успенский собор, трапезный храм Спаса Нерукотворного, надвратный Никольский храм.
В 1923 году монастырь закрыла советская власть. Первые реставрационные работы в Успенском храме были проделаны в конце 1980-х годов. Возвращен церкви монастырь был в 1996 году. В 2003—2005 годах в нем проводились серьезные восстановительные работы, ныне это уютная, красивая обитель. К ней приписаны четыре окрестных приходских храма.
Интересные факты о Космином Яхромском монастыре
По преданию, преподобный Косма обрел икону Божией Матери, еще не будучи монахом. Он служил у престарелого тяжело больного боярина, вместе с которым во время путешествия остановился на ночлег на берегу Яхромы. Там ему явилась икона, от которой больной тут же исцелился, а сам Косма после этого чуда постригся в монахи.
Облик иконы, которую обрел преподобный Косма, ныне достоверно не известен: согласно житию, это была икона Успения, однако в наше время под именем Яхромской иконы Богородицы почитается совсем другое изображение.
Космин яхромский монастырь официальный сайт
Небылое — село в Юрьев-Польском районе Владимирской области России.
Село Небылое находится у истоков реки Яхромы, что в переводе с мерянского означает «вода».
Село Небылое до нач. XVII в. составляло самостоятельный приход, и в нем была церковь в честь Воскресения Христова. Но в это время церковь была разорена литовцами и приход был нарушен, крестьяне были причислены к Лыковскому приходу, в котором оставались до последнего распределения штатов и приходов в 1874 г., когда были приписаны к Котлучинскому приходу.
В 1889 г. при Кузьмине монастыре были утверждены ярмарки: в 9-ю и 10-ю пятницы по Св. Пасхе, в день Успения Божией Матери (28 августа по н. ст.) и 14 октября – в день памяти Св. Козьмы Яхромского.
В 1891 году закрыты: винная лавка в доме Павла Сазанова крестьянина села Небылое Павла Яковлева Игнатьева; трактирное заведение в селе Небылое крестьянина Павла Дмитриева Сазанова.
В 1896 году закрыты: мелочная лавка Игнатьева Павла; мелочная лавка Мокеева Ефима Алексеевича; ветряная мельница Рунова Василия Матвеевича; мелочная лавка Безерина Александра Максимовича.
Георгий Вицин
23 апреля 1917 г. в семье уроженца с. Небылое Михаила Егоровича Вицина родился сын Георгий, в будущем известный отечественный актёр. Умер в 2001 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.
Администрация МО Небыловское Юрьев-Польского района действует с 29 декабря 2000 г., Глава администрации Анисимов Сергей Борисович. Адрес: село Небылое, Первомайская улица, д. 2.
Первомайская улица, д. 2. Администрация муниципального образования Небыловское.
Свято-Успенский Косьмо-Яхромский монастырь
Вид Свято-Успенского Косьмо-Яхромского монастыря с северо-востока
Вид Свято-Успенского Косьмо-Яхромского монастыря с востока
Святые ворота монастыря. Вид снаружи.
Святые Ворота монастыря
Основан монастырь между 1483 и 1494 гг. преподобным Космой (Яхромской), уроженцем селения Зернова, близ села Рожнова, Суздальского уезда,- на том месте, где он, еще в детстве обрел на дереве св. икону Успения Божией Матери. Преподобный Косма, по преданию, здесь первоначально построил деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, где и поставил эту икону.
Православная церковь поминает его также 14 октября, в день празднования иконы, явленной православному святому.
Житие преподобного Космы написано Григорием, иноком суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, в первой пол. XVI в. Существует несколько списков этого летописного памятника: Духовной Академии Санкт-Петербурга, Погодинский, Уваровский и Волынский, все из которых относятся к семнадцатому веку и отстоят на несколько десятилетий от написания оригинального текста.
Мощи святого были положены под спудом в монастырском Успенском храме, в основанной им обители. Существуют письменные свидетельства двух исцелений от мощей.
«Один из жителей деревни Зернево сильно страдал помрачением ума; иногда он доходил до такого исступления, что не мог узнать своих близких родных. Болезнь его развивалась все более и более; ему начали даже являться нечистые духи в разных страшных видах. В таком тяжком положении несчастный находился довольно долгое время и уже был близок к смерти. Тогда родные его и решили обратиться за помощью к прп. Косме и с этою целью привели его к мощам угодника Божия. Четыре дня они воссылали горячие молитвы к нему об исцелении несчастного страдальца. Усердная молитва их была услышана. На пятый день пребывания при гробнице преподобного больной совершенно исцелился от болезни и возвратился в дом свой совершенно здоровым.
В другой раз случилось, что отрок Стефан, сын работника, жившего при монастыре, впал в расслабление и так долго лежал на одре без движения, что приготовился уже к смерти. Родители больного, твердо веруя в силу молитвенного заступления преподобного Космы, принесли сына своего к его мощам. После усердной молитвы отрок здесь получил совершенное исцеление от своего недуга».
Год прославления преп. Космы неизвестен, но не позднее 1688 г., ибо во вкладной книге он нарицается уже чудотворцем. Православная церковь поминает его 14 октября, в день празднования иконы, явленной православному святому.
Икона Божией Матери Яхромская
В 140 саженях от монастыря находится колодец, выкопанный, по преданию, преподобным Космой.
В XV-XVI вв. строения монастыря были деревянными, быстро ветшали и на протяжении столетий неоднократно перестраивались.
В 1624 г. монастырю было пожаловано село Небылое.
В 1688 г. из Владимирского Спасского Золотоворотского монастыря прибыл Сергий, ставший игуменом монастыря.
Кирпичный собор Успения Пресвятой Богородицы начал строиться в 1657 г. Царь Алексей Михайлович пожаловал на постройку храма 300 руб. и 100 пуд. железа.
В 1833 г. в главном алтаре, в южной части его, устроен придел во имя прп. Космы.
Соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы – каменная о пяти главах. Настоящая церковь по свод вышиной 5 саж., с главами 8 саж. Вся церковь в совокупности с алтарем и трапезой длиной 9 саж., шириной 5 саж. Алтарь и трапеза вышиной по крышу 2 ½ саж. В соборной церкви окна обыкновенные, числом 17, с закладными рамами, с железными решетками. Стены и своды в настоящей, алтаре и трапезе штукатурены. Пол в алтаре цементный, в церкви из обжельской лещедки.
Колокольня каменная, вышиной 8 саж., нижний ярус ее 4-х угольный квадратный, заподлицо с папертью, а верхний 8-ми угольный, кровля куполообразная железная, с шпилем, обложенным железными листами, на котором крест железный.
Алтарная апсида Успенского собора
Успенский собор
26 февраля 1868 г. исправляющий должность казначея Козмина монастыря Иеромонах Никодим награжден набедренником за особенный труд на пользу обители.
Опись древних предметов монастыря в нач. ХХ века:
«Древние иконы:
Чудотворная икона Успения Божией Матери, длиной 9 верш., шириной 6 верш., XVI в.; вложена в икону с изображениями свят. Митрофана и препод. Космы Яхромского. Икона Успения Божией Матери в серебряно-вызолоченном окладе.
Икона Яхромской Божией Матери, изображенная на серебряном, без пробы, плоском ковчежце, длина 2 ¾ верш., ширина 2 верш., с мощами разных святых, XVI в., ковчежец вкладывается в икону, длина 6 ½ верш., ширина 5 верш., с сетчатой филигранной ризой, с изображением разных святых на иконе.
Икона Владимирской Божией Матери, венец и оклад басемные, длина 5 ¾ верш., ширина 4 ¾ верш. XVII века.
Икона Смоленской Божией Матери – большого размера, венец на иконе с простыми камнями. XVIII века.
Икона на гробнице преподобного Космы, письма старинного, в рост, длина 2 арш. 4 верш., ширина 12 верш., под ризой, шитой золотом; сама гробница и сень новые. XVI века.
Шитый шелком образ препод. Космы Яхромского; не позднее XVII в.
Шестнадцать иконок на левкашенном холсте, на одной стороне святцы, а на другой изображения Господских, Богородичных и недельных по триоди праздников; писан искусным Строгановской школы письмом, в киоте старинной работы, серебропозолоченном. XVII века.
Икона свят. Николая Чудотворца в медном окладе. XVIII века. Эта икона, а равно шитый шелком образ пр. Космы и святцы на холсте хранятся в Древлехранилище Братства св. Александра Невского».
Митрофан Воронежский
В одно время любители старины искали точные указания об исчезнувшем богатом иконостасе Всехсвятской церкви Переславского Горицкого монастыря. Только в XIX веке, при разборке Переславского Архива Духовного Правления найдены были дела, в которых с достаточной ясностью указано, когда и куда именно был отправлен иконостас этой церкви. В деле Переславского Духовного Правления за 1796 г. № 13 прописан именной Преосвященного Виктора указ, которым предписывалось разобрать иконостас Всехсвятской Церкви и переправить его в Суздальский кафедральный собор. Повеление это мотивировалось тем, что „дом архиерейский, при котором находится оная церковь, приходит в ветхость, так что и потолки прогнили и штукатурная работа отстала, а иконостас, по неимению присмотра, приходит в тусклость и потемнение; церковное стенное писание также потускло, а в алтаре совсем отстало». Не смотря на этот указ, разборка иконостаса почему-то тянулась очень долго, и только 17 Марта следующего 1797 года Духовное Правление доносило, что иконостас разобран и отправлен в Суздаль. Однако интересующиеся иконостасом Всехсвятской церкви не найдут его и в Суздальском соборе.
О дальнейшей судьбе этого иконостаса имеются указания в найденном архивном деле 1809 года за № 28930 на 1 листе. Вот что в этом деле говорится об иконостасе. „В оной (Всехсвятской церкви), с нарушения епархии Переславской, службы не бывает; ибо прошлаго 1796 г., по указу февраля 28 дня Преосвященный Виктор, Епископ бывший Суздальский и Владимирский, из той церкви иконостас, по завидной его новой фигуре, чистой отделке и драгоценности, со всеми дверьми и лампадами взял в Суздальскую домовую свою церковь, а по несовместимости продал в Кузьминский монастырь». Итак, только благодаря указаниям, сохранившимся в архиве, исчезнувший из Всехсвятской церкви иконостас найден в Кузьмине монастыре.
Был построен новый теплый каменный храм во имя Всемилостивого Спаса, Нерукотворенного его Образа (взамен ветхого деревянного), который был снабжён всей необходимой церковной утварью, игуменские каменные келии, полностью обновлено иконное убранство обители. Был построен нижний этаж корпуса, в котором разместились настоятельские и братские келии.
В 1833 г. с южной стороны в трапезе устроен придел во имя святителя Митрофана.
Церковь Спаса Нерукотворенного Образа – теплая, каменная, об одной главе, во 2-м этаже престол во имя Нерукотворенного образа, внизу кладовое помещение. Вышиной церковь 5 саж., длиной 8 саж., шириной 4 саж. Окна в ней обыкновенные, в два света, числом 17, с закладными рамами. Свод и стены штукатурены. В трапезе накатник и стены такие же, пол деревянный; 2 печи – из простого изразца и железная.
Закрыта в 1920-х гг., в 1930-1950-х гг. занята райисполкомом Небыловского района. В 1980-х гг. отреставрирована, использовалась вместе с кельями как музыкальная школа. В 1990-х гг. возвращена верующим.
В Козьмине монастыре хранилось напрестольное Евангелие с следующей собственноручно сделанной надписью Святителя Митрофана: «Лета 7174 (1666) году Марта 25-го дня выменено сие Евангелие Володимирского уезду Пречистые Богородицы и Преподобнаго отца нашего Козьмы Яхринского Чудотворца при Игумене Митрофане, что взятъ изъ Золотниковские пустыни, а выменилъ на казенные денги». Евангелие это печатаное при Царе Алексие Михайловиче в 1663 году, обложено красным бархатом. На верхней доске в середине изображен Иисус Христос сидящий на престоле, по углам Евангелисты; все они медные чеканной работы, вызолоченные.
Справа Никольская церковь, слева Спасская, в центре Святые Ворота монастыря
Спасская трапезная церковь с келейным корпусом
Спасская трапезная церковь
Алтарная апсида Спасской церкви
Икона «Иисус Христос» над входом в Спасскую церковь
Справа Спасская церковь, слева Успенский собор
В 1684 г. Космин монастырь был передан в ведение Патриаршего дома.
Следствие о приездах царицы в патриарший приписной Кузмин монастырь
В 1720-м году дьяку Тайной Канцелярии Тимофею Палехину, именным указом, присланным из С.-Петербурга, из Тайной Канцелярии, велено было ехать во Владимир и в Суздаль для проведения следствия о царице Лопухиной Евдокии Федоровне.
Казначей Иоасаф Федотов показал, что о приездах царицы ничего не знает и не слыхал, так как он в монастыре недавно, «а игумен того Кузмина монастыря Григорий живет в том монастыре года с четыре, и поехал в нынешнем 720 году в сентябре месяце в Москву для монастырских своих нужд». Это же подтвердили и остальные монахи, прибавив, что с игуменом же уехал в Москву и иеродиакон Серафим. Из монахов 4-ро (игуменский отец Маркел Феофанов, иеродиакон Сергей Никитин, будильщик Киприян Михайлов, житенный Феодосий Тимофеев) показали, что они живут в монастыре недавно и о приездах царицы ничего не знают и не слыхали.
Остальные монахи, именно: иеромонах Иосиф Федоров, иеромонах Митрофан Михайлов, уставщик Модест Васильев, клиросный Яков Игнатьев, гробовой Сосипатр Иванов, пономарь Артемий Степанов, конюший Рафаил Иванов, Моисей Иванов, Иларион Моисеев, Кирилл Тимофеев, Антоний Иванов, Яков Киприянов, Лаврентий Кирилов, подкеларщик Геронтий Мартынов, чашник Пафнутий Васильев, Исаия Онуфриев, Кирилл Онуфриев, Игнатий Степанов, Иов Прокофьев, показали:
Царица приезжала в монастырь дважды, погодно летним временем; в первый раз была при бывшем игумене Симоне, тому лет 6, а в другой раз при нынешнем игумене Григории Максимове, тому года с 3; по приезде останавливалась в первый раз в братских монашеских деревянных кельях, которые близ соборной церкви, а в другой раз в игуменских каменных кельях, а игумен на это время переходил в келью казначея Лаврентия, который ныне в том монастыре простым монахом; ночевала царица по одной ночи и бывала в соборной церкви, «а что в той церкви отправляла, и какое действо чинила, того они не ведают, потому что они монахи в то время в церкви не были, и из келий им выходить не велели, а оные-де игумены как бывший, так и нынешний в то время в соборной церкви не были-ж, а были в кельях своих, только де в то число они бывали с теми игуменами у литургии в особой церкви, и по совершении той литургии расходились в свои кельи». В соборной церкви службу отправлял при царице приезжий с нею поп Гаврило Федоров. С царицею были старицы и служители, имен их, число и чинов не знают. В оба приезда царица кормила монахов в трапезе, «а кормили их служители ея», при чем игумены оставались в своих кельях и в трапезе не бывали; а после обеда, при выходе из трапезной кормившие монахов служители приказывали им кланяться царице «против келий» по трижды в землю, и они ей кланялись, а в лицо царицу не видали; при отъездах ее, оба раза, игумены с монахами выходили из своих келий и провожали ее за монастырь и сзади кареты кланялись ей по трижды в землю и затем возвращались в монастырь, «а провожали ее спроста, а не в такую силу, чтоб ее почитать сущею царицею». Подаяния от царицы в монастырь никакого не было, а давали только вместо милостыни по гривне на брата.
«И по отъезде-де ее бывшей царицы на эктениях и на молитвах царицею не поминали, и приказа от нее такого, чтоб ее поминать царицею не было, а что она была пострижена, того они не ведают, и ни от кого не слыхали».
Опять пришлось Палехину писать в Москву к преосвященному Игнатию, митрополиту Сарскому и Подонскому, о сыске игумена Григория и о держании его под караулом до указа «чтоб он куда не скрылся».
«В тех местах подходили к ней бывшей царице Кузьмина монастыря бывший игумен Симеон в другой приезд с хлебом, и был перед нею бывшею царицею, и отпущен он из той кельи вскоре, а в первый приезд перед нею бывшею царицею он игумен не был. Да того ж монастыря игумен Григорий к ней бывшей царице подходил же с хлебом и с рыбою, о чем показал Покровского монастыря слуга Григорий Стахеев, и перед нею бывшею царицею был, а у руки ее не был; и тогож часу из келий отошел; и того монастыря монахов за трапезою кармливали, и деньгами делили, и после обеда к кельям и на отъезд ее из монастыря перед каретою кланялись ей по трижды в землю».
Кирпичная надвратная церковь Николая Чудотворца построена в 1694 г. над северными воротами монастыря и позже перестраивавшаяся. Одноглавый четверик с декором в духе барокко, с алтарем и примыкающим к нему с запада корпусом келий. Под церковью было кладовое помещение.
С 1930-х гг. использовалась в гражданских целях. Отреставрирована в 1980-1990-х гг.
Церковь Николая Чудотворца
Икона «Богоматерь Владимирская» в нише южной стены Никольской церкви
Икона «Сергий Радонежский» над входом в Никольскую церковь
Храмовая мозаичная икона на апсиде Никольской церкви
На берегу реки Яхромы, где били родники, в свое время был вырыт пруд и оборудована купальня. В купальню с деревянными полами вели сходни, часть дна засыпали песком. Монахи разрешали купаться в нем и селянам, и паломникам. От монастыря к чистому пруду шла булыжная дорожка. Сейчас пруд обмелел и зарос.
После образования в 1935 г. Небыловского района в монастыре размещались различные организации. В Никольском храме находились госбанк, сберкасса, отделение милиции и КПЗ. В Спасском – райисполком. В келейном корпусе – ветеринарный пункт, родильный дом, больница и детский сад, затем – библиотека. В Успенском соборе был открыт клуб, позднее хлебопекарня и столовая. Монастырское кладбище уничтожено и на этом месте возведены дома с огородами и садами. Была разрушена колокольня и уничтожены главы храмов.
К 1963 году, когда был упразднен Небыловский район, монастырский комплекс был настолько приведен к гражданскому виду, что казалось невозможным восстановить его первоначальную красоту. Но монастырский комплекс привлек внимание органов охраны памятников культуры, и в начале 1980 х годов был отреставрирован Успенский собор.
На основании Указа Президента от 20 февраля 1995 г. монастырь получил статус памятника федерального значения.
В 1996 г. храмы и здания бывшего монастыря были возвращены Церкви.
Распоряжением Министерства культуры от 9 июня 1997 года монастырь передан Владимирской епархии Московского патриархата Русской Православной церкви и является действующим монастырем.
Религиозная Организация «Свято-Успенский Космин Мужской Монастырь села Небылое Юрьев-Польского района Владимирской области Александровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» действует с 29 декабря 1999 г.
Была выстроена новая колокольня.
Колокольня Успенского собора
Монастырский колодец
Монастырская ограда монастыря
Вид на монастырь с плотины на реке Яхрома
Монастырское начальство: игумен Серафим (Котенев Борис Валериевич).
Насельников монастыря 12 человек, из них 2 иеромонаха, 1 иеродиакон. Братия начинает день с утренних молитв и богослужения, трудится по благоустройству монастыря, в кельях вычитывают Правила и Псалтирь за живых и умерших и заканчивают день вечерней общей молитвой с чином прощения. Есть подсобное небольшое хозяйство, гостиница для паломников.
К монастырю приписаны 4 окрестных приходских храма, при одном из которых по благоволению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова) предлагается устроить Православный центр реабилитации для лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Родник «Источник преподобного Косьмы Яхромского»
Купальня недалеко от Космина Яхромского монастыре в селе Небылое
Надкладезная часовня недалеко от Космина Яхромского монастыре в селе Небылое
Богородице-Рождественское подворье Свято-Успенского Косьмо-Яхромского монастыря
Богородице-Рождественский Храм