коучинг технология обучения в начальной школе
Использование и коучинга на уроках в начальной школе
Использование технологии коучинга на уроках в начальной школе
В соответствии с кардинальным изменением целей образования активно разрабатываются и внедряются в школьную практику инновационные модели образования. ФГОСы существенно меняют содержание и образовательные технологии, переводя их на интерактивную и деятельностную основу. Обновление образовательного процесса происходит на основе инновационных технологий личностно-ориентированного и персонифицированного обучения: позиционно-ситуативного, проблемно-исследовательского, разноуровневого и разновариантного, модульного, проектного, информационно-коммуникационного и др.
Что такое коучинг? Коучинг (англ. Coaching) — инструмент личностного, интеллектуального и профессионального развития, формирование которого началось в 70-х годах XX века.
Коучинг – инновационная технология поддержки в обучении и индивидуально- личностном развитии учащихся
Поэтому главная задача коуч-подхода состоит в том, чтобы помочь ребенку понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.
Педагогический коучинг – это система, которая помогает, используя знания и опыт ученика, решить его определенные задачи и поставленные цели; педагогическая поддержка ребенка, нацеливание его на конкретный результат.
Фундамент коучинга в школе составляют следующие основные принципы:
Ученик изначально является творческой, целостной личностью и обладает соответствующими ресурсами.
Постановка задачи исходит от ученика
старается понять текущую ситуацию, задает вопросы и активно слушает;
старается понять, что мешает ученику в достижении цели, и помочь ему в осознании и исследовании препятствий;
задает вопросы и использует другие методы, провоцирующие ученика к поиску решений;
помогает в анализе возможностей.
исследует ситуацию и своё отношение к ней;
исследует свои внутренние и внешние препятствия;
исследует возможности для преодоления препятствий;
анализирует возможности, выбирает конкретный вариант и составляет план действий.
формируется внутренняя позиция;
постановка и решение проблем ;
установление причинно-следственных связей.
построение логической цепи рассуждений.
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Интерактивное обучение на основе коучингового подхода:
— развитие личностной рефлексии;
— осознание включенности в общую работу;
— становление активности субъектной позиции в учебной деятельности;
— развитие навыков общения;
— принятия нравственности норм и правил совместной деятельности;
— повышение познавательной активности.
— формирование класса как групповой общности;
— повышение познавательного интереса;
— развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.
— нестандартное отношение к
— организации образовательного процесса;
— формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.
Методы и техники коуч-подхода, применяемые на уроках
Беседа посредством открытых и «сильных» вопросов.
Лестница вопросов по логическим уровням и лестница (пирамида, спираль) достижений.
Колесо жизненного баланса.
Шкалирование (шкала развития)
Метод планирования Гантта.
Стратегия творчества У.Диснея.
Мозговой штурм WORLD CAFE
ПРИТЧА, АФОРИЗМ, ЭПИГРАФ, ЗАГАДКА И Т.Д, 4 ВОПРОСА ПЛАНИРОВАНИЯ
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ, ШКАЛА ЯСНОСТИ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА В ГРУППАХ, ИССЛЕДОВАНИЯ, «МИРОВОЕ КАФЕ»,
ПЕРВИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ШКАЛЕ ЯСНОСТИ
РАЗНОУРОВНЕВОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, «КИТАЙСКОЕ МЕНЮ»
ВОЗВРАТ К ЦЕЛЯМ УРОКА И ШКАЛЕ ЯСНОСТИ. ЦЕННОСТЬ УРОКА ДЛЯ КАЖДОГО
Техники коучинга, нашедшие широкое применение на уроках в начальной школе:
Почему важно задавать открытые вопросы?
Это важно, потому что открытые вопросы позволяют больше узнать информации об обучающемся: чего он хочет, каким образом он хочет этого добиться, когда и зачем?
Открытые вопросы делает «сильным» то, что они провоцируют совершение открытий, озарение, пробуждающие целеустремлённость и активность.
Открытые вопросы: как …, каким образом …, что …, где …, когда …, зачем …?
2. 4 вопроса планирования
4 вопроса планирования в формате конечного результата:
— Чему вы хотели бы научиться сегодня?
— Как вы поймете, что достигли цели?
— Почему эта цель важна для вас?
— Какие шаги вы предпримете для достижения цели?
3. Метод шкалирования один из мощных инструментов самооценки и развития в коучинге.
Логика работы со шкалой:
2) Определяем, что такое 10, как вы поймете, что вы на 10.
3) Определяем, где находимся сейчас, например, на 5 – что есть сейчас на пятерку.
4) Прописываем дальнейшие шаги с конкретными сроками: что изменится, когда мы окажемся на 6? На 7?
Шкала позволяет непрерывно измерять степень приближения к цели. Таким образом, ученики активно участвуют в процессе целеполагания, планирования, саморегуляции.
4. Еще одна техника коучинга – Колесо развития – может быть использована на серии уроков по теме.
Рисуем колесо и делим его на сектора. Рядом с каждым сектором надписываем тему параграфа, определяем, что такое «10», где находимся сейчас, куда хотим продвинуться в конце урока, в конце изучения темы.
Такое «Колесо» может быть составлено каждым учеником по результатам промежуточных работ в период изучения темы, либо опираясь на самооценку ученика при повторении темы. При этом «10» означает уверенное владение данным умением, а «1» — только знание о его существовании. Дальнейшая работа с этим инструментом позволяет четко спланировать действия по ликвидации пробелов в знаниях и заполнения «белых пятен».
5. Линия времени как инструмент планирования.
Определите цель по формату конечного результата
Коучинг для учителей «Активные методы обучения на уроках в начальной школе»
План коучинг – занятия
Сыровятская Татьяна Александровна
учитель начальных классов КГУ «Школа-гимназия №1»
« Активные методы обучения на уроках в начальной школе»
Определить сущность активных методов обучения и необходимость применения отдельных элементов данных методов обучения для развития самостоятельности младших школьников в познавательной деятельности.
Научить применять активные методы обучения на разных этапах уроках в начальных классах.
• учителя начальных классов узнают о понятии, содержании, особенности активных методов обучения; смогут понять эффективность применения отдельных элементов данных методов обучения для развития самостоятельности младших школьников в учебном процессе;
• Вовлекут каждого участника семинара в активный познавательный процесс, поработают над расширением кругозора, инициативности педагогов в освоении технологии АМО;
• создадут коллаборативную среду для формирования коммуникативной компетентности педагогов в процессе конструктивного взаимодействия с коллегами.
В конце коучинг- сессии учителя должны:
— смогут разобраться в понятии АМО, их особенностей, основополагающих идей данных методов;
— поймут, как меняются роль ученика и учителя при внедрении АМО
— смогут осуществлять отбор наиболее приемлемых и эффективных элементов АМО для формирования метапознания и навыков саморегуляции обучающихся;
— смогут применять элементы данных методов при организации образовательных мероприятий.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе, с большим удовольствием участвует в образовательном процессе, понимая свою значимость.
Видеоролик о методах обучения, презентации.
Материалы и оборудование
Этапы пр о ведения коуч инг-занятия
Действия преподавателя и действия участников коучинга
1.Установление благоприятного климата.
Мотивация на успех.
Тренинг «Я хороший учитель потому что…»
— Сейчас я попрошу всех настроиться на работу
(участники встают в круг и называют своё качество, которое характеризует его как хорошего учителя).
— Я сознательно не оставила вам выбора, в том плане что вы не просто учитель, а хороший учитель! Так как все вы уже являетесь лидерами, ведущими за собой своих учеников, а лидер не должен ни в чём сомневаться!
И я нисколько не сомневаюсь в том, что у нас в школе работают только хорошие учителя, которые могут воспитать успешных учеников.
— Если мы с вами затронули качественные стороны, так давайте же мы с вами разделимся на группы по свойственным нам качествам.
Я прошу выйти из круга 3-х смелых учителей.
Самые смелые – это спикеры (докладчики). Ваша роль рассказывать то, что решила группа.
Коллеги, перед началом нашей работы я хотела бы задать вам задачу:
Весной 1952 г. Алекс Осборн, предприниматель и директор страховой компании (которая пятью годами позже разорилась) штата Иллинойс США. Собрал почти всех жителей города возле своего вновь построенного, три месяца тому назад, деревянного двухэтажного коттеджа. Облил коттедж бензином и поджег его.
Вопрос: Зачем он это сделал? С какой целью он это сделал?
Рассматриваются варианты, даются ответы и расшифровываются выводы предложенные участниками мастер-класса ( 3-5 минут ).
Дается ответ: Алекс Осборн, предприниматель и изобретатель, в последние годы жизни был журналистом. А дом он свой поджег для презентации средства пропитки дерева, не дающего ему загореться (Незагорайки), которым и был обработан дом.
Задаются вопросы (время обсуждения 5-7 минут ):
При обсуждении данной задачи какие методы мы использовали?
Были ли наши выводы верными относительно идеи автора и почему?
Каким образом Мы пытались найти решение на поставленную задачу?
Рассматривая данную задачу Мы погрузились в метод решения проектных задач, первым из них стал метод “мозгового штурма”, предложенный американским предпринимателем и изобретателем Алексом Осборном (1888-1966).
Включение в тему коучинга.
Ералаш «Жажда знаний»
Тема коучинга «Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе»
Выяснение ожиданий и опасений.
Метод «Что у меня на сердце»
Подготовка : учителям раздаются вырезанные из бумаги сердечки.
— Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, у Вас есть опасения и какие ожидания.И отложим их до конца нашей сессии.
Презентация учебного материала
Работа со слайдами на доске.
«Что такое активные методы обучения»
Всё, что мы пытаемся объяснить другому, мы объясняем в первую очередь себе.
Хочешь понять сам – объясни другому.
Вы ученики и вам нужно объяснить классу:
1 группа: Звуки и буквы
2 группа : Переместительное свойство сложения.
3 группа: Глобус- модель Земли.
Метод «Автобусная остановка»
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.
Проведение : Участники разбиваются на группы по числу вопросов
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе в разных углах класса) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу
В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу.
На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы записывают свои соображения.
— Класс делится на 3 группы. У каждой группы есть задание, они должны изобразить предмет или какое-либо действие. При этом нельзя ничего говорить, а можно показывать только мимикой, жестами или действиями.
Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
На земле нет ничего совершенного, и как ни малы требования человека, судьба никогда вполне не удовлетворит его, даже испортит дело, если можно. Ложка дегтя попадет-таки в бочку меда.
И. С. Тургенев. Петушков
2-м группам предлагается задание записать положительные стороны активных методов обучения, а одна группа должна поработать над отрицательными сторонами.
Сверка по слайдам, где предположительно написаны отрицательные стороны и положительные.
Подведём итог нашей работы:
Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учит учащихся самостоятельно добывать знания, развивать интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
— Дети начальной школы имеют свои особенности. Они не могут руководить своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне рабочий шум при обсуждении проблем.
Новые методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества. Применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и, как в любой методике, есть особенности.
А применять её или нет, это уже дело творчества учителя.
Давайте же вернемся к нашим сердечкам. И на второй половине напишем:
Статья и презентация на тему: «Элементы коучинга на уроках в начальной школе»
Выбранный для просмотра документ Рефлексия.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Элементы коучинга на уроках в начальной школе Учитель начальных классов МБОУ КСОШ № 32 имени Героя Советского Союза М.Г. Владимирова Колтунова Светлана Ивановна
Классификация приемов рефлексии Рефлексия содержания учебного предмета Рефлексия деятельности Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия настроения и эмоционального состояния «Карточки с изображением лиц»
Рефлексия настроения и эмоционального состояния Жесты «хорошо» или «плохо»
Рефлексия настроения и эмоционального состояния «Солнышко и тучки»
Рефлексия настроения и эмоционального состояния Веселый мишка Грустный мишка
Рефлексия настроения и эмоционального состояния Букет Пейзаж Пейзаж
Рефлексия настроения и эмоционального состояния На интерактивной доске
Рефлексия деятельности «Лесенка успеха»
Рефлексия деятельности «Дерево успеха» Нет ошибок 1 ошибка 3-4 ошибки
Рефлексия деятельности «Дерево успеха» Урок очень интересный. Мне все понравилось. Я выполнил все задания самостоятельно Урок мне понравился, но я не все усвоил. Мне помогал учитель и ученики Мне было скучно. Я ничего не выполнил.
Рефлексия деятельности «Цветограмма» у меня всё получилось уверенно и спокойно у меня были ошибки, но я всё понял и исправил у меня не получилось, мне нужна помощь Словарная работа по карточке. Устное составление предложений по иллюстрации. Работа по учебнику упр.2. Восстановление деформированного текста. Дополнительное задание: кроссворд.
Рефлексия деятельности «Светофор»
Рефлексия деятельности Приём « паучка»
Рефлексия деятельности Приём «SMS»
Рефлексия содержания учебного материала «Анкета» На уроке я работал активно / пассивно Своей работой на уроке я доволен / недоволен Урок для меня показался коротким / длинным За урок я устал / не устал Моё настроение стало лучше / стало хуже Материал урока мне был понятен / непонятен полезен / бесполезен интересен / скучен Домашнее задание мне кажется легким / трудным интересным / неинтересным
Рефлексия содержания учебного материала «Анкета»
Рефлексия содержания учебного материала «Синквейн» 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное); 2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Виды рефлексии индивидуальная групповая
Индивидуальная рефлексия «Плюс» « Минус» «Интересно» П М И
Индивидуальная рефлексия «Гроздь» или «грабли» число кто? что? предмет Одуш. Неодуш. Сущ. падеж род
Групповая рефлексия «Мозговой штурм» Мне понравилось решение, которое предложил ____________________________ оно было ____________________ Оценка своей работы Моё решение было: ( удачным, практичным, интересным, подходящим для другой ситуации, необычным, __________________________________
Выбранный для просмотра документ Элементы коучинга.docx
Элементы коучинга на уроках в начальной школе.
Требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обуславливают изменения в подходах к процессу обучения, изменения позиции ученика и учителя. Именно поэтому передо мной встал выбор новой современной технологии в обучении. Я выбрала обучение на основе коучинговой технологии.
Коучинг зародился в 80-х годах прошлого века в Америке и получил широкое распространение, в том числе и в образовании. Считаю, что именно эта технология позволяет ученику узнать о собственных возможностях, добиваться самых высоких результатов и получать большую радость от своих успехов и достижений, помогает ученикам перестать быть пассивными участниками образовательного процесса и перейти к активному, осознанному отношению к учебной деятельности как к личностно значимой.
Особенностью коучингового подхода в реализации этих технологий является: диалогический характер общения учителя с учащимися в формате четырех этапов проектирования и 4 вопросов планирования и реализации урока.
Одним из этапов коучингового подхода является этап завершения или рефлексии.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Цель рефлексии для ученика – не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими.
Функции рефлексии: диагностическая, проектировочная, организаторская, коммуникативная, смыслотворческая, мотивационная, коррекционная.
Рефлексию можно применять на любом этапе урока (чаще всего в конце) и после изучения темы или раздела.
Классификация рефлексии (исходя из функции)
1 Рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2 Рефлексия содержания учебного материала;
3 Рефлексия деятельности.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния проводится в начале урока (для установления эмоционального контакта с классом) и в конце деятельности или урока.
Цель: установления эмоционального контакта с учащимися.
Применяю такие приемы:
Цель: осмысление способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.
Ученик должен не только освоить содержание материала, но и осмыслить способы и приемы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
Для этого я применяю такие приемы:
«Лестница успеха»: например, в начале урока учащимся предлагается оценить свои знания по изучаемой теме (те, которые у них были сформированы ранее), определить их уровень на шкале от 1 до 5 или от 1 до 10 в зависимости от возраста. На доске выделены уровни знаний от 1 до 5 или до 10. В конце урока я вновь предлагаю определить уровень своих знаний, сравнить. А затем задается вопрос: «А что необходимо сделать, чтобы знать данную тему на «5»? Ученики, как правило, легко отвечают на этот вопрос.
«Дерево успеха»: прикрепить на дерево листочки или яблоки соответственно конкретному заданию или деятельности на уроке.
На этапе рефлексии вызывает интерес приём “паучка”, когда всю работу класса на уроке учащимся предлагаю оценить по десятибалльной системе с трёх позиций:
Я (личный вклад собственного труда)
Мы (работа всего класса)
Дело (степень усвоения темы)
Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить как плодотворно работал он и учащиеся класса.
«Фразеологизм или пословица»
Я предлагаю учащимся выбрать фразеологизм или пословицу, которые характеризуют их работу на уроке:
Биться как рыба об лед
Рефлексия содержания учебного материала
Цель: выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала.
Применяю такие приемы:
рефлексия отношения к проблеме (теме), мнение до и после изучения темы: прием «Синквейна», который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное);
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
3. Доверять, понимать, помогать.
4. Друзья познаются в беде.
Интеллектуальную рефлексию осуществляю через прием «Мудрая сова»: школьникам предлагаю самостоятельно поработать над содержанием текста. Читая, дети делают пометки:
Обязательное условие для такой работы:
— наличие в тексте как знакомой, так и новой информации (конечно, для кого-то новой информации будет много, а кто-то будет ощущать ее дефицит, ведь запас знаний у детей разный);
— в тексте должна содержаться правильная информация, если я хочу вывести детей не на спор, а на усвоение нового.
Поэтому часто приходится не просто брать текст из учебника, а составлять его.
После работы с текстом задаю вопросы:
— Выберите ту информацию, которая вам знакома.
— А какая информация ранее была неизвестна?
— Есть ли в тексте сведения, факты, которые оказались для вас неожиданными?
— У кого возник вопрос? Кто из одноклассников может его объяснить?
— Что бы вы еще хотели узнать?
Виды рефлексии – индивидуальная и групповая.
Приемы для индивидуальной рефлексии
Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы …)
Решение проблемы на уроке можно оформить в виде графического кластера, например «грабли» или «гроздь». Они приемлемы на стадии рефлексии, когда учащиеся ещё раз пересматривают, осмысливают то, что узнали, расширяют сферу своих знаний, выдвигают новые идеи или обобщают учебный материал. Это способ графической организации материала, который позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Последовательность действий при составлении кластера:
1. В центре чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3. По мере записи, появившиеся слова соединить прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Приемы для групповой рефлексии
1.Создание банка идей.
Нарабатывается как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «невероятными».
Рассматриваются критически все предложения, в каждой идее желательно найти что-то полезное, возможно усовершенствовать эту идею или найти способ применения её в других условиях.
3. Обработка результатов
Выбирается самое интересное, практичное предложение или заранее известное решение (если оно есть).
Представление результатов, обобщение, выводы
«Опорные слова и фразы для высказываний»
Некоторые вопросы для рефлексии (содержания заданий, способов организации работы, итоговой, текущей, до и после выполнения заданий)
— Какую задачу решали? Что надо было сделать? Что делали? Как выполняли задание? Что не получилось и почему? Что следует делать в дальнейшем? Что может помочь в дальнейшей работе?
-Какие трудности (проблемы) возникли (испытывали)? Почему? Как они были преодолены?
-Что хотели? Чего достигли? Как этого достигли? Что нас не устраивает?
Прием «Пошаговые действия» позволяет не только значительно сэкономить время на данном этапе, но и выявить позицию и вклад каждого ученика в раскрытии и осознании темы урока.
Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учителя и учащихся, позволяющая совершенствовать учебный процесс. Рефлексия, ведя обучаемого к осознанию эффективных способов деятельности, к их систематизации, обобщению, к отказу от ошибочных приемов, в итоге развивает его как личность.
Несомненно, развитие учащихся можно рассматривать в виде прогрессии, последовательного перехода из более низкой стадии в более высокую. Но именно вера педагога в себя, в свои собственные силы, в собственную способность достигать того, что важно, помогает раскрыть талант в ребёнке лишь в том случае, если учитель верит в себя и верит в ученика. Да и у ученика появляется уверенность и вера в себя и свой потенциал. Это и движет процессом развития. Несмотря на непродолжительный опыт работы по данному направлению отмечу, что результаты говорят сами за себя: тестирование показывает высокий уровень мотивации, активное участие учащихся в конкурсах, олимпиадах различного уровня. Учащиеся ведут интернет-переписку, размещают свои творческие проекты в интернет сети.