краткое содержание ветхого завета по главам
Краткое руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета
Содержание
Книги законоположительные
Исторические книги Ветхого Завета
Книги учительные
Пророческие книги
Составлено применительно к программе, испытаний для лиц, желающих поступить в Духовные семинарии вольнослушателями богословских предметов.
Оба выпуска вместе. Первый выпуск выходит 3-м изданием, второй выпуск – 2-м изданием без изменений.
Определениями Святейшего Синода от 10–16 января 1912 года и от 18 января-10 февраля 1914 года постановлено одобрить в качестве руководства по Св. Писании Ветхого Завета для лиц, поступающих в старшие классы духовных семинарий вольнослушателями богословских предметов, и вместе с сим допустить в ученические библиотеки духовно-учебных заведений.
Предисловие
Предлагаемое «Краткое руководство к изучение Св. Писания Ветхого Завета» назначается главным образом для лиц, которые желают поступить в духовные семинарии вольнослушателями богословских предметов. Известно, что Св. Писание Ветхого Завета проходится в семинарии в первых четырех классах и служит подготовительною ступенью для изучения богословских наук в следующих специально богословских классах – пятом и шестом. Поэтому, чтобы быть в курсе своего дела и с пользою для себя проходить слушание богословских предметов, желающим поступить в указанные классы необходимо, по крайней мере, в существенном и главном ознакомиться с содержанием Св. Писания Ветхого Завета. Кроме того, Св. Писания Ветхого Завета само по себе является не только богословским предметом, послужить основанием и для других богословских наук, которые из него, как из божественного источника, почерпают свои сведения. Отсюда, самое приобретение богословских знаний должно по необходимости обусловливаться изучением Ветхозаветного Слова Божия и оно в ряду других богословских предметов должно занимать одно из первых мест.
Предлагаемое руководство составлено применительно к программе испытаний для лиц, ходатайствующих о допущении к слушанию богословских предметов в духовных семинариях.
Так как среди существующих различных учебников и руководств по Св. Писанию Ветхого Завета нет одного общего учебника, т.е. такого, который заключал бы в себе, хотя бы в кратком виде, сведения о книгах законоположительных, исторических, учительных и пророческих, с необходимыми объяснениями глав и с большим обращением внимания на главные мессианские места их, то желающим изучить Слово Божие по предложенной программе пришлось бы прибегать к различным отдельным руководствам. Таких учебников, по соответствию с четырьмя разрядами книг Св. Писания, потребовалось бы иметь не менее четырех. Это представляло бы большие неудобства, во-первых, в том отношении, что изучающий разбрасывался бы среди многих учебников, и отыскивая в массе материала их ответы на вопросы программы, даром терял бы время; во-вторых, приобретение четырех учебников, стоящих сравнительно дорого, сопряжено было бы для него со значительными денежными затратами.
Цель предпринимаемого печатного руководства и заключалась именно в том, чтобы устранить эти препятствия и облегчить труд для желающих изучать Св. Писание Ветхого Завета. В этом отношении изданный печатный труд может оказать услугу и тем лицам, которые держат экзамены при духовных семинариях на священника или диакона. «Краткое руководство к изучению Ветхого Завета» составлено на основании тех учебников, учебных руководств и пособий по Св. Писанию, которые одобрены Св. Синодом для употребления в духовных семинариях. Из этих пособий выбраны ответы на все вопросы указанной программы.
При составлении своей книги автор имел ввиду то обстоятельство, что готовящиеся быть вольнослушателями богословских классов и желающие держать экзамен на звание священника, благодаря основательному изучению Закона Божия, прохождение курса по Священной истории, хорошо осведомлены в библейско-исторических событиях и не нуждаются в повторительном изложении их. Неотложною необходимостью для них, как будущих питомцев духовных семинарий и пастырей Церкви является изучение Слова Божия по самому тексту Библии, ознакомление с содержанием ее и усвоение смысла божественного священного повествования. На этом автор в учебнике и останавливает свое внимание, стараясь представить мысли священных писателей в подлинной связи и последовательности. При этом пророчески, мессианские места Ветхозаветного Откровения являются предметом особенного рассмотрения, они раскрываются автором с наибольшею полнотою и обстоятельностью.
Из пророческих книг в состав руководства вошли только лишь книги великих пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила. Но рассмотрение указанных книг составляет наибольшую часть содержания учебника. Это объясняется тем, что пророческие книги много содержат в себе мессианских мест. В этом отношении они, за исключением Псалтири, превосходят все другие книги Ветхого Завета, Известно, что пророки предвозвестили в своих пророчествах о всех главных событиях земной жизни Иисуса Христа и с ясностью изложили учение о совершенном Им спасении людей или Церкви. Даже стороны в содержании пророческих книг, не имеющие прямого приложения к временам мессианским, как напр., повествование о событиях современных пророкам, изложение речей обличительного и вообще учительного содержания, тесно соединяются с пророчествами об Иисусе Христе и в них получают свое значение. Словом, содержание пророческих книг всецело сводится к учению о Мессии и Его Царстве. Недаром у св. отцов Церкви пророки называются предуготовителями явления Христова во плоти, а пророк Исаии именуется ветхозаветным евангелистом (блаж. Иероним).
Ввиду такого важного значения пророческих книг в домостроительстве нашего спасения, совершенного воплотившимся Сыном Божиим, автор, счел своим долгом обратить особенное внимание на писания пророков. Oн поставил своею целью рассмотреть пророчества всестороннее, подробнее и обстоятельнее. Чтобы дать возможность учащимся основательно познакомиться с пророческими речами и легче усвоить их смысл, автор излагает содержание каждой пророческой речи по Библии и путем библейско-богословских, свято-отеческих, исторических и церковно-богослужебных объяснений показывает, как надо понимать пророчества.
Вместе с этим обращается особенное внимание на пояснение славянского текста Библии, по которому вообще ведется в руководстве толкование Св. Писания. Раскрытие смысла церковно-славянского текста достигается чрез перевод его на русский язык и чрез объяснение непонятных слов и выражений.
В тех случаях, когда церковно-славянское чтение является темным и вследствие этого затруднительным для понимания смысла Слова Божия, автор прибегает к русскому переводу, сделанному, как известно, с первоначального текста еврейской Библии, и чрез сопоставление одного с другим старается устранить встречающуюся неясность. Если же в некоторых местах между библиями славянской и еврейско-русской встречается разночтение, то по этому поводу в руководстве указывается, что противоречия тут нет, что в том и другом переводе в сущности раскрывается одна и та же истина, только различно передаваемая.
При такой постановке дела вторая часть предлагаемого руководства дает такие сведения по Св. Писанию Ветхого Завета, которыми могут пользоваться и воспитанники семинарий. В особенности же это следует сказать об отделе книг пророческих, так как последние рассматриваются в полном соответствии с программой, установленной Святейшим Синодом для преподавания Св. Писания в IV классе духовных семинарий.
После высказанных соображений едва ли будет справедливо упрекать автора в том, что он при составлении второй половины руководства, именно в отделе о пророческих книгах, пустился в излишние подробности и чрез это уклонился от первоначального своего плана, как бы забыв, что он пишет «краткое руководство». Всестороннее обсуждение предмета с целью представить его в наивозможно полном виде не следует смешивать с излишними подробностями. По нашему же мнению, пророческие книги рассматриваются в руководстве так, как необходимо это для того, чтобы ближе познакомиться с деятельностью пророков и полнее усвоить черты их мессианского пророческого учения. Конечно, трудно было во всем этом соблюсти надлежащую меру и избежать недостатков, но все-таки автор не упускал из виду и следил за тем, чтобы книга его в области пророческих книг по возможности обнимала самое существенное, не нарушая в тоже время очень важных в каждом произведении качеств полноты и обстоятельности.
В заключение автор снова повторяет, что предполагаемый труд не может считаться совершенно свободным от недостатков и пробелов. Но он надеется, что все замеченные недочеты благосклонно будут оправданы новизной, сложностью и трудностью работы, тем более что вести ее приходилось при обстоятельствах не вполне благоприятных для автора.
Понятие о Священном Писании
Под именем Священного Писания разумеются книги, написанные по вдохновению от Святаго Духа нарочито воздвигнутыми для сего Самим Богом мужами, которые обыкновенно называются пророками, евангелистами и апостолами. Таким образом, книги Св. Писания, хотя и написаны людьми, но заключают в себе глаголы Св. Духа. Богодухновенность священных писателей и написанных ими книг засвидетельствована многочисленными местами Писания. Всякое пророчество книжное, говорит, напр., св. апостол Петр, по своему сказанию не бывает. Ни бо волею бысть когда человеком пророчество, но от Святаго Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы ( 2Петр. 20–21 ). Всякое писание богодухновенно, говорит о книгах св. Писания св. апостол Павел ( 2Тим. III, 15 ). Тоже Божественное Откровение, которое пророками и апостолами передано было людям словом и примером и лишь после богопросвещенными преемниками их святыми отцами и учителями Церкви записано, называется священным Преданием.
Наименование Божественного Откровения Священным Писанием взято Церковью из самого же этого Откровения. Так, ап. Павел в послании к Тимофею пишет: из млада Священная Писания умееши ( 2Тим. III, 15 ). Кроме того, в нем же самом оно называется и просто Писанием (Mф. XXI, 42: Иоан. V, 39 ; Деян. VIII, 32 ), а также и Словесами Божиими ( Римл. III, 2 ) или просто Словом Божиим ( Лук. XI, 28 ). У св. Отцов Церкви наиболее употребительно наименование «Святая Библия» или просто «Библия». Слово «Библия» есть греческое, оно оставлено без перевода и означает: книги. Это наименование усвояется св. книгам для означения их превосходства, как книг богодухновенных, пред всеми прочими книгами человеческого произведения. Авторитет и достоинство книг св. Писания, как книг Божественного происхождения, так велики, что все остальные книги в мире, как книги человеческого происхождения – результат деятельности слабого и часто впадающего в заблуждения ума человеческого и в сравнение идти с ними не могут, а только одни книги св. Писания заслуживают именоваться книгами, а все остальные как бы и не книги.
Главный предмет всего Священного Писания
Разделение священных книг по времени написания и по содержанию их
Книги св. Писания разделяются различно, смотря по тому, что считать за начало этого разделения и чем руководиться при их распределении. Если иметь ввиду время происхождения их, то всю совокупность их можно разделить на две части – на книги, написанные до Рождества Христова, и книги, написанные после Рождества Христова. Первые называются книгами Ветхого Завета, или короче, Ветхим Заветом, последние же называются книгами Нового Завета, или кратко, Новым Заветом. Такое наименование библейских книг взято из самого же свящ. Писания. Слово «Завет» в первый раз упомянуто в книге Бытия для обозначения союза, заключенного между Богом и человеком после потопа (IX, 9); потом этим же именем Завета назван союз, заключенный Богом с человеком чрез Авраама (Быт. XYII, 1–2 стр.). Из книги Исход видно, что такой же союз Господь заключил чрез Моисея со всем Еврейским народом, при этом условия этого союза, записанные Моисеем, названы книгою Завета ( Исх. XXIV, 7–8 ). После этим именем стали называться у священных писателей и все первые пять книг, написанные Моисеем (1 Царств. XXIII. 2. Сирах. XXIV, 25 и 37). Св. апостол Павел в послании к Коринфянам назвал все священные книги, написанные до Рождества Христова, Ветхим Заветом ( 2Кор. III, 14 ). Соответственно с этим впоследствии и книги новозаветный, написанные апостолами, стали называть «Новым Заветом». Наименование это помимо своего библейского происхождения, имеет очень важное значение в том отношении, что оно указывает на главный предмет содержания Библии – на то, что главным предметом ее содержания служит союз или завет Бога с людьми, который иначе называется религией.
Если руководиться при разделении книг слова Божия содержанием их, то с этой стороны их следует разделить на четыре разряда: книги законоположительные, исторические, учительные и пророческие.
Законоположительными книгами называются такие, в которых повествуется об основных законах, определявших жизнь ветхозаветного народа как в церковно-религиозном, так и гражданско-политическом отношении. Таковыми считаются первые пять книг Библии, написанные Моисеем, книги: Бытие, Исход, Левит, Числ и Второзаконие.
Исторические книги изображаюсь историю жизни Еврейского народа со времени вступления его в землю обетованную до последних времен пред пришествием Спасителя. Сюда относятся следующие книги: Иисуса Навина, Судей, Руфь, четыре книги Царств, первая и вторая книги Паралипоменон, первая книга Ездры, Неемии, вторая книга Ездры, Товита, Иудифь, Есфирь, первая, вторая и третья книги Маккавейские, третья книга Ездры.
Учительными книгами В. 3. называются такие, которые заключают в себе учение веры и нравственности. Научая человека правилам и средствам к благочестивой по закону Божию жизни, эти книги являются раскрытием и разъяснением основных законов Завета, находящихся в книгах законоположительных, в приложении их к нуждам и потребностям жизни. Книги эти следующие: книга Иова, Псалтирь, Притчи Соломоновы, Екклезиаст, Песнь Песней, книга Премудрости Соломона и книга Иисуса Сына Сирахова.
Пророческими книгами В. 3. называются такие, которые содержат в себе древние предсказания о Мессии и Его царстве и откровения о будущих судьбах Церкви новозаветной. Это книги четырех великих пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и двенадцати малых пророков.
Еще книги св. Писания разделяются по сравнительной важности и достоинству своего содержания – на канонические и неканонические Название это происходит от греческого слова καν ὠ ν кaнон, которое имеет следующие значения: 1) правило, образец, 2) постановление или определение высшего лица или общества, 3) список, каталог. Отсюда каноническими книгами называются такие, которые признаются Церковью в собственном смысле священными и божественными, т.е. написанными по откровению от св. Духа и потому содержащими в себе источники веры и нравственности. Как богодухновенные, книги эти тщательно отделялись от книг небогодухновенных определениями соборов и отцов Церкви и вносились в каталог книг подлинно пророческих и апостольских, будучи таким образом ограждаемы от всяких посторонних привнесений. Неканоническими книгами называются те которые, хотя и вошли в состав Библии, но такого богодухновенного достоинства не имеют, а посему и не могут быть божественным, всегда обязательным правилом веры и нравственности. Книги эти однако удержаны Церковью в составе священных книг, как особенно полезные, добрые и назидательные для чтения желающим огласиться словом благочестия.
Источник: Краткое руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. / Л.И. Бриллиантов. – Могилев. Губ. Изд.: Тип. И.Б. Клаза и М.Л. Кагана. 1914. – 398 с.
Лекция 4. Тема сегодняшней лекции: «Происхождение Пятикнижия, или Торы. Литературно-критический анализ текста»
Пятикнижие (по-еврейски Тора) представляет собой комплекс, состоящий из пяти ветхозаветных книг, объединенных общим сюжетом и замыслом. Это краеугольный камень Библии как Св. Писания. В Пятикнижии изложены основы ветхозаветной религии, и христианство также черпает здесь свои законоположительные и нравственные начала. Именно поэтому Христос Спаситель, обращаясь к ученикам, сказал, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить его.
В Пятикнижие входят следующие книги (все книги в еврейской Библии имеют название по первым своим словам):
Септуагинта Масоретский перевод Бытие (Генезис) В начале (Берешит) Исход (Эксодос) Вот имена (Елле-Шемот) Левит (Левитикон, Левитикус) И воззвал (Вайкра) Числа (Нумери) В пустыне [Бемидбар (Вай-Едаввер)] Второзаконие (Дефтерономион) Вот слова (Еллегаддебарим) Вам нужно знать эти названия на русском языке, но неплохо запомнить и еврейские названия.
Уже за несколько веков до Рождества Христова сложилось мнение, согласно которому Пятикнижие целиком было написано одним Моисеем. Справедливость этого мнения не оспаривалась и христианами, и долгое время оно не подвергалось критическому анализу. Когда впервые было высказано мнение, что не один Моисей писал эти книги, оно было встречено во многих кругах с некоторой враждебностью: казалось, что посягать на авторство Моисея – все равно что посягать на авторитет самого Пятикнижия, самого закона. Однако религиозное значение этих книг ни в коей мере не может быть поколеблено тем предположением, что их писал не один автор. Профессор Карташев говорит так: «Ветхозаветная Церковь отбирала и канонизировала книги, т.е. признавала их богодухновенными иногда не без долгих споров и колебаний, по их внутренней ценности и поучительности, а не по славе авторских имен». Мы знаем, что многие древние писания носили авторство Моисея, Илии, Еноха, Соломона. Но в канон эти книги не вошли. Церковь приняла именно то, что было необходимо иметь как свидетельство Живого Бога, Его слова, обращенного к человеку устами определенного лица – скажем, Моисея.
Вопрос о том, был ли Моисей автором всего Пятикнижия, вопрос научно-исторический, а не религиозный. Что же входило в Пятикнижие и кто был автором всех пяти книг?
Вот перед вами современная Библия, Ветхий Завет. Представьте себе, как выглядела первая ее часть – Пятикнижие Моисеево. Это мельчайший текст, который можно читать с лупой. Такой бумаги не было, такого текста не было. Какой объем должно было все это занимать во времена Моисея? Мы уже говорили о том, что во времена Моисея была клинопись – таблицы и камень. Сохранились некоторые памятники той эпохи, которые могут нам показать, что представляли собою книги, написанные в то время. Это большие камни, на которых были выдавлены знаки. Такие камни сохранились, и если бы вся книга Бытие или все Пятикнижие были написаны на каменных скрижалях, то, конечно, не хватило бы ни ковчега, ни самой скинии, чтобы вместить такое количество камня. Это чисто психологический момент.
Мог ли Моисей написать все, что мы сейчас читаем. Допустим, мы открываем Бытие и читаем 36-ю главу, 31-й стих: «Вот цари, царствовавшие в земле Едома, прежде царствования царей у сынов Израилевых». Эту фразу мог написать только человек, который жил во времена царей Израильских. И таких мест, которые являются несоответствиями по духу и времени, здесь очень много.
Впервые сомнения в авторстве Моисея возникли у талмудиста Ибн Эзры, который изложил свои соображения, зашифровав их. В начале 17 века было выдвинуто предположение, что некоторые части Пятикнижия могли быть написаны после Моисея. Но первой серьезной попыткой подвергнуть критике это мнение стало исследование философа Спинозы. Он выделил в Пятикнижии много мест, говорящих о том, что они написаны после Моисея. Во-первых, в Пятикнижии о Моисее говорится в третьем лице и даже повествуется о его смерти, хотя о смерти своей мог говорить и сам Моисей – Господь мог открыть ему, своему помазаннику, избранному человеку, о том, что его ожидает. Taм сказано, что он погребен на такой-то горе, а место его погребения неизвестно. Моисей не мог знать о том, как его погребут, и ясно, что писали это уже после его погребения. Во-вторых, указывается время царей, хотя во времена Моисея царей еще не было. Есть указания на хананеев, которые был изгнаны, упомянуты также и названия городов, которые появились после завоевания Палестины Их во времена Моисея еще не было, а они уже здесь упомянуты. Спиноза сказал, что Ездра – священник, живший в 4 веке до Р.Х., – собрал истории различных авторов или просто списал все из других источников, составив общий свод.
Аналогичные мысли высказывал английский философ Гоббс в своей работе «Левиафан», который утверждал, что Моисею принадлежит лишь небольшая часть текста, носящего его имя. Кроме того, существуют наблюдения Виктора Иострюка, который в 1911 году отметил, что в Пятикнижии чередуются обозначения Божества тетраграммой Яхве (Иегова) и словом «Бог» («Элогим»). Такое наблюдение привело к мысли о том, что составитель Пятикнижия пользовался нескольким источниками. Один из них называется условно «Ягвист», а другой – «Элогист». В дальнейшем теорию фрагментов и источников развивал некий Эвальд, который доказывал, что один и: «Элогистов» принадлежит еще более поздней эпохе и происходит из кругов еврейского духовенства Этот источник получает название Жреческого кодекса; эта книга составляет ядро книги Левит и можно условно обозначить его буквой «Р». Можно так обозначить: «Ягвист» (Я), потом «Элогист» (Е), затем Жреческий кодекс (Р), а потом выделено отдельно как самостоятельное произведение «Второзаконие» (Д). Вот примерное количество источников, которые послужили для создания всего Пятикнижия.
Работы над исследованием Библии были систематизированы в книге протестантского историка и богослова Вельгаузена «Введение в историю Израиля», вышедшей в 1878 году. Это был блестящий литературный анализ Библии, который окончательно сформулировал так называемую документальную гипотезу. Вельгаузен указал на внутренние различия в различных источниках и обосновал позднюю датировку ветхозаветных книг которые были написаны окончательно, по его мнению, только в вавилонском плену.
Итак, документальная история, которая носит имя графа Вельгаузена, в основном сводится к следующему: Пятикнижие есть синтез источников – «Ягвиста», который излагает священную историю; «Элогиста», второго варианта священной истории, появившегося на столетие позже (который мы обозначили буквой «Е»); примерно в 7 веке возникает основная часть Второзакония (буква «Д»), в плену был написан Священнический кодекс («Р»), который переработал священную историю в духе теократии и ритуального регламентирования жизни.
В своей основе эта конструкция остается сильна и сегодня. Однако благодаря успехам археологии в эту схему внесен ряд документальных поправок. Современные открытия археологии показали, что основные источники Пятикнижия, о которых я говорил, были лишь записью очень древней устной традиции, передававшейся на протяжении многих и многих поколений. Некоторые исследователи Библии говорят о том, что устная традиция существовала буквально до самого вавилонского пленения. Как доказательство приводится факт, что Второзаконие было опубликовано только при царе Иосии. Как же относиться нам ко всему вышеизложенному?
Считается, что Пятикнижие – это прежде всего труд, который создавался на протяжении многих столетий. Начало ему было положено пророком Моисеем. Вероятнее всего, это первый вариант Декалога (Десять заповедей). В сущности, все написанное потом – это расширенный комментарий к закону или история, которая передавалась из уст в уста. Таким образом, мнение о том, что Моисей является автором всего Пятикнижия, оспаривается, но духовный авторитет Моисея настолько высок, что мы называем его творцом Пятикнижия.
Второе – древнее благословение Ноя, которое он дал после Потопа своим потомкам ( Быт. 9:24 ). Очевидно, к этому же периоду относится создание устной традиции о творении Богом мира и человека и несколько позже о праотцах Израиля – Аврааме, Исааке, Иакове. Сюда же можно отнести сказание об Иосифе. Вот то, что является в Пятикнижии самым древним. Все это, естественно, до Моисея. Вторая часть – период Исхода и завоеваний. Сюда входит прежде всего песнь Моисея ( Исх. 15:1 ),. описание битвы с Амаликом и, конечно, центральная часть – Декалог (Десять заповедей).
Ко времени Судей можно отнести повествование о обетовании праотцев ( Быт. 12:27; 13:14 и далее), благословение Иакова своим сыновьям ( Быт. 49 ), изречение пророка Валаама ( Чис. 23:24 ), благословение Моисея, малый ритуальный кодекс ( Исх. 34:10 ), древнейший Символ веры, кредо Израиля ( Втор. 26:5 ). Третья по древности часть, которая входит в Пятикнижие, это время царей. Сначала – период до пленения. В книге Чисел упоминается Книга священных войн Ягве (21:14), а также многочисленные отрывки из Пятикнижия – из книги Бытия, книги Числ и книги Второзаконие. Основная масса текста возникла в период до вавилонского пленения.
Сказание «Ягвиста» уделяет много внимания колену Иуды и вообще южным областям. Больше всего оно говорит о Хевроне, Эдоме. Только здесь есть сказание о Содоме, о Каине, пророчество об Эдоме ( 2Цар. 18:12 ). Показывается, что Идумея уже подчинена Израилю, а это уже эпоха царей. Эдом был покорен Давидом, а пал при Соломоне. При этом «Ягвист» нигде не содержит даже намека на то, что царство Израильское разделилось на северное и южное, на Израиль и Иудею. Это позволяет нам датировать «Ягвиста» примерно временем царя Соломона. Некто из современников царя Соломона записал устное предание, которое мы называем ягвистическим. Место написания, очевидно, Иудея.
После разделения царств на севере появляется нужда в своем Св. Писании. Вы помните, что иудеи разделились, многие израильтяне не могли ходить в Иерусалим, но им хотелось иметь свое Св. Писание. К этой эпохе относится появление второй священной истории, которая носит название «Элогист». Это предание имеет свои ярко выраженные особенности как в языке, так и в содержании. Допустим, оно употребляет вместо названия горы Синай название Хорив, вместо хананеев –амориты, Имя Божие «Элогим» предпочитает Имени «Яхве».
Именно «Элогист» говорит нам об Аароне – брате Моисея, которого не упоминает древнее ягвистическое предание. «Элогист» также утверждает, что патриархи до Авраама были язычниками (помните историю с Иаковом и Лаваном?) и что Имя Божие Яхве было открыто только одному Моисею. Свою историю «Элогист» начинает с Авраама.
После падения северного царства (722 год) многие образованные религиозные учителя Израиля находят убежище в Иудее. Именно в это время происходит объединение двух вариантов в одно целое повествование – уже после 722 года. Полное слияние этих двух источников произошло во времена Ездры. Кроме того, северные учителя закона принесли в Иудею правовые кодексы, сложившиеся в Израиле. Таким образом, сложилась новая книга закона – Второзаконие (Повторение закона). Первоначально оно включало в себя главы с 12 по 26. Обнародована эта книга была при царе Иосии в 622 году. Иудейские священники также разработали ряд сакральных предписаний, которые составили закон святости – центральную часть книги Левит. Она отражает в себе идеи иерусалимского духовенства накануне плена.
В первые годы пленения (примерно 580-е годы) неизвестный иудейский автор приводит Второзаконие в его нынешнюю, известную нам форму. Вместе все было собрано («Ягвист», «Элогист», «Второзаконие» и Священнический кодекс) в одну книгу под названием «Тора», или «Закон», священником Ездрой, который вернулся в Иерусалим из плена и опубликовал Тору Моисееву. Это уже все Пятикнижие (444 год).
Построенное на основе Декалога и древнейших преданий, все Пятикнижие называется Моисеевым в том смысле, что Моисей определяет ее дух и основное содержание. Иными словами, мы признаем духовное авторство Моисея.
В нашей богословской литературе были попытки разъяснить те или иные положения в отношении этих источников, но полной работы проведено не было. Однако католические богословы задавались такой целью. Сначала это было полностью отвергнуто, но в дальнейшем все-таки пришли к выводу, что Моисей является духовным автором Пятикнижия и что эти источники следует принять как реально существующие. Выводы были следующими:
«Будучи не в состоянии проследить, как формировалось Пятикнижие, как в нем сошлись столько традиций, однако мы вправе утверждать, что несмотря на разнохарактерность текста ягвистского и элогистского, в них по существу идет речь об одном и том же. Обе традиции имеют общее происхождение. Кроме того, эти традиции соответствуют условиям не той эпохи, когда они были окончательно письменно зафиксированы, а эпохи, когда произошли описываемые события. Их происхождение восходит к эпохе образования народа израильского и в то же время можно сказать о Пятикнижии: перед нами гражданское и религиозное право Израиля, и оно эволюционировало вместе с общиной жизнь которой регулировала по своему происхождению и восходит ко временам возникновения народа».
Итак, первооснова Пятикнижия, главные его элементы указывают на авторство Моисея. Над всеми центральными, ключевыми местами Пятикнижия доминирует образ Моисея как организатора, религиозного вождя и первого законодателя. Поэтому важно признать, что традиции, о которых мы говорили, и все источники восходят к Моисею как к первоисточнику. Вот что следует себе уяснить, говоря о литературно-критическом подходе к Пятикнижию.
Краткое содержание книг Пятикнижия
Книга Бытия («Берешит», что означает «В начале») повествует о происхождении мира, первых людей и первого общества патриархального времени. Описание сотворения мира преследует не научную, а религиозную цель; оно показывает, что Бог есть первопричина всего сущего. Мир и все что его наполняет, возникло не случайно, но по воле Творца. Человек не просто животное – он носит в себе бессмертную душу по образу и подобию Божию. Человек создан для высшей цели: быть владыкой Земли и всей твари и совершенствоваться в добродетели. Виновником падения человека является диавол как источник зла в мире. Бог постоянно проявляет заботу о человеке и направляет его жизнь ко благу.
Вся книга подразделяется условно на три части:
1. История создания мира (гл. 1,2). Сюда входит сотворение вселенной, создание земли и сотворение человека.
2. Первоначальная история человечества (гл. 3–11). Основные темы этой части – грехопадение и его последствия, история Каина и Авеля, праотцы – от Адама до Ноя; всемирный потоп, история Вавилонской башни, родословие народов и родословная потомков Сима до Авраама.
3. Патриархи: Авраам, Исаак, Иаков и Иосиф.
Повествования о четырех патриархах переходят на протяжении всей книги одно в другое, поэтому их нельзя разделять, скажу только, что это главы с 12 по 37 и с 37 по 50. Все это – история патриархов. Всего в книге 50 глав. Книга Исход. Написана в Синайской пустыне по мере получения Моисеем откровений от Бога. Период времени, который она охватывает, – примерно с 1500 года до 1300 г. до Р.Х. Книга Исход имеет две части:
1. Историческая. Здесь описываются страдания народа израильского в египетском рабстве, рассказывается о путях Промысла Божия в жизни Моисея, призвании его на служение пророческое и о спасении еврейского народа. Далее повествуется о том, как Господь готовил евреев к освобождению от рабства и путь от Египта до Синайской горы.
2. Законодательная. Здесь дается общая установка Синайского законодательства, свод религиозных и гражданских законов, скрепленный вступлением евреев в завет, или союз, с Богом. Далее идет свод церковно-богослужебных законов об устройстве скинии и священстве (гл. 25–31). Книги Левит и Числа повествуют нам также о событиях, происходивших в период странствования по Синайскому полуострову. Книга Левит содержит свод законов о служении потомков Левия в ветхозаветном храме; здесь изложен чин ветхозаветного богослужения, приводятся чинопоследования жертвоприношений, учреждается само понятие священного чина через посвящение Аарона и его сыновей, а также различные законы и правила служения при скинии и храме.
Книга Числ начинается с исчисления еврейского народа. Кроме повествования исторического о странствовании по пустыне, книга Числ содержит много законов, отчасти новых, отчасти повторяющихся, о которых мы знаем из книг Исход и Левит, но повторенных по необходимости. Многие обряды и законы этого периода утратили свое значение в наше время. Позднее мы будем о них говорить, чтобы иметь полное представление об этих книгах.
Как нам говорит впоследствии» апостол Павел, все ветхозаветные жертвы были прообразом искупительной жертвы на Голгофе, которую принес Господь наш Иисус Христос. Об этом также писал пророк Исаия (гл. 54). Все те одежды, о которых говорится в книгах Левит и Числа, жертвенник, семисвечник и другие принадлежности, сделанные по указанию Моисея, как бы проецируют служение неба на земле. В духовном плане как бы Сам Господь совершает служение перед народом Своим, и Ангелы участвуют в нем. Не случайно Херувимы изображались на алтарной завесе, которая отделяла скинию от святая святых. Последняя книга – Второзаконие. Она вкратце повторяет свод ветхозаветных законов. В ней также излагается ряд подробностей и событий, о которых не упоминалось в предыдущих книгах. Почему эта книга возникла? Одно из мнений: к концу жизни Моисея почти никого не осталось в живых из тех, кто вышел вместе с ним из земли Египетской и кто был свидетелем дарования закона на горе Синай. С того времени прошло почти 40 лет, многие уже умерли, остались их дети и внуки. Именно для них был повторен Моисеем закон, который в основном вошел в книгу Второзаконие.
Эта книга содержит в себе краткое повествование об истории странствования от Синая до Иордана (гл. 1–3), далее содержится призыв к соблюдению закона Божия и упоминается о наказании за отступление. Затем идет подробное повторение тех законов, о которых говорилось в книге Исход, к соблюдению которых призывал Моисей (гл. 12–26). А в конце говорится о последних распоряжениях Моисея для утверждения закона Божия в израильском народе, дается завещание Моисея и описывается его кончина.
В Пятикнижии существует ряд мест, которые мы будем называть мессианскими местами. По мере изучения Пятикнижия мы будем к ним возвращаться, а пока я просто вкратце назову их.
Мессианские места Пятикнижия
2. Пророчество о том, что в потомках Авраама благословятся все народы земли ( Быт. 22:16–18 ).
3. Пророчество о том, что Мессия придет на землю в то время, когда колено Иудино утратит свою гражданскую власть ( Быт. 49:10 ).
4. Пророчество о Мессии в образе восходящей звезды, о котором говорил Валаам ( Чис. 24:17 ).
5. Пророчество о Мессии как о величайшем пророке ( Втор. 18:15–19 ).
Вернемся к книге Бытия и вспомним о том, что мы имеем несколько источников. Один из них «Ягвист», другой «Элогист». То есть по-разному называется Имя Божие. Имен Бога в Библии очень много. Некоторые Имена Бога нужно знать.
Имена Божии
Слово «Эль» означает просто «Бог», независимо от того, к кому относится. Это может быть и Ваал, и какое-то другое божество. Для нас важно, что производное от него – «Элогим». Это имя встречается во всем Ветхом Завете приблизительно 2700 раз. Можно поэтому предположить: если это множественное число, значит, оно как бы указывает прикровенно на троичность Бога в Лицах. «Элогим» – «Бог» во множественном числе.
Второе Имя – «Иегова», или «Яхве». Имя Бога, которое Он открыл Своему избранному народу через Моисея, так называемая тетраграмма – 4 буквы. Ведь Имя Божие нельзя было произносить, оно было свято. Только раз в году его произносил первосвященник, который приносил великую жертву за весь народ, с кровью входя во святая святых. Видимо, одно время Имя было известно, а затем правильное его произношение было утеряно с момента вавилонского пленения, когда прекратились жертвоприношения и было прервано отчасти ветхозаветное священство. Поэтому чтобы не писать полностью Имя Бога, писали четыре согласных звука, опуская гласные. В немецкой Библии, как и в древнегреческом переводе Септуагинты, это Имя переводится как «Господь», (по-гречески «Кириос»). При чтении Библии вслух Имя Божие нельзя было произносить, поэтому оно заменялось на слово «Адонаи» («Мой Господь»). Употребляется в основном в значении: человек благословляется Богом.
«Эль Шаддай» («Бог Всемогущий»). Это выражение мы встречаем в основном только во времена патриархов. Оно означает Бога Вседержителя, Который содержит в руке Своей все происходящее в истории мира и людей и Которому все должно служить для осуществления Его планов.
Еще одно Имя Бога – Бог Саваоф («Бог воинств небесных»). Эммануил – «С нами Бог».
Элион – «Возвышенный», «Всевышний». Этим названием подчеркивается, что Господь есть Владыка неба и земли. Такие Имена Бога содержатся в Библии, и все они относятся к единому Богу.
Вот такая типология по отношению к имени «Адам».