край ты мой заброшенный край ты мой пустырь сенокос некошеный лес да монастырь

Сергей Есенин — Край ты мой заброшенный: Стих

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.

Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?

Анализ стихотворения «Край ты мой заброшенный» Есенина

Есенин очень рано покинул родное село и в целях реализации своих поэтических планов и надежд переехал в Москву. Многое в городе не нравилось деревенскому поэту, но он понимал, что только здесь может добиться славы и известности. К тому же он получал возможность прославить родные места на всю страну. Есенин ненадолго возвращался в деревню и с грустью замечал, что его примеру следуют многие молодые люди. Урбанизация вплотную подошла к русской глубинке. Раннее творчество поэта по большей части проникнуто светлыми и радостными чувствами, но в стихотворении «Край ты мой заброшенный…» (1914 г.) автор печально размышляет над неуклонным процессом вымирания деревни.

Произведение написано очень простым и доступным языком. Заметно глубоко личное отношение автора. Он называет родной край пустырем. В тексте даже не упоминаются люди. Лишь по отдельным приметам можно догадаться об их отсутствии («сенокос некошеный»). В деревне осталось всего пять изб, которые «забоченились». Среди жителей остались одни старики, которые уже не способны поддерживать дома в нормальном состоянии и тихо доживают свой век.

Такая безрадостная атмосфера заставляет автора усомниться в реальности «жисти» родного края. Возможно, она просто «сказ ковыля», который поведал его одинокому путнику. Есенин боится, что в следующий свой приезд может вообще не найти человеческих следов. Как бы не притягивала его к себе городская жизнь, он всегда помнил о своих глубоких деревенских корнях. Исчезновение малой родины представлялось ему величайшей трагедией.

Впоследствии предсказание Есенина воплотилось в жизнь. Его село не подверглось физическому уничтожению, но советская власть настолько изменила прежний деревенский уклад, что это можно было считать духовной смертью. Спустя 10 лет поэт не узнал Константиново и ощутил себя тем самым одиноким путником.

Источник

🍂 Край ты мой заброшенный

В большинстве стихотворений раннего периода творчества Сергей Есенин воспевает малую Родину, поёт оду деревни, где родился (Константиново) и провел лучшие годы детства и отрочества. Особняком стоит стих «Край ты мой заброшенный», так как он наполнено грусть и переживаниями за судьбу сельского люда.

Фон написания строк

1914 год, в разгаре Первая мировая война, что больно бьет по деревне, откуда в солдаты уходит много крестьян и земля сиротеет. У самого Есенина уже 2 года, как взрослая жизнь – он сначала работает в мясной лавке, потом устраивается в типографию. Также в 1914 году выходит первое стихотворение Есенина, до вершины поэтического Олимпа далека, но Сергей уже знает, по какой дороге ему идти в жизни.

На фоне этих поворотных в судьбе Сергея и страны событий и пишется стихотворение, которое увидит свет только через несколько лет.

Тема и жанр стиха

Основная тематика стихотворения – это тревога за судьбу Родины в свете деградации и запустения деревень, особенно в русской глубинке. В строках переплетается переживание за будущее опустевших деревень и тоска по малой родине, которую не может заменить суетная городская жизнь.

Первые четыре строфы посвящены описанию деревенского упадка, где всё превращается без хозяина в труху. Много сельчан сейчас на фронте, многим не вернуться назад, а женские плечи не могут вывезти на себе все хозяйство и деревни превращаются в покрывшиеся плесенью миражи:

Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.

Лишь в последней строфе появляется надежда, но она чуть проблескивает между строк и мало отличается от текущего миража запустения.

В этом стихе мы не видим привычных для Есенина описаний деревни с белоснежными березками и черёмухой-невестой, тут все более мрачно, ибо не время гулять свадьбам на деревенских улицах, да и некому.

Это стих-обращение лирического героя к родной деревне, в котором он взглядом опытного хозяина подмечает все изъяны и кручинится от этого, не в силах помочь.

По жанру это пейзажная лирика (хорей), имеющая перекрёстную рифмовку (заброшенный – пустырь – некошеный – монастырь).

Лексика, эпитеты и метафоры

В данном стихотворении хорошо сочетается лексика просторечья и церковных обрядов (например, жисть и забоченясь – окропил и риза). Это помогает передать атмосферу деревни, где в 1914 году влияние церкви пока оставалось доминирующим.

Из метафор отметим «как метель черемуха машет рукавом» и «ветер плесень сизую солнцем окропил», а из эпитетов «заброшенный край», «плесень сизая» и «сенокос некошеный».

Текст

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.

Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?

Слушаем аудио

Источник

Край ты мой заброшенный край ты мой пустырь сенокос некошеный лес да монастырь

Блестит на крапиве.

Прислонившись к иве.

От луны свет большой

Прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья

Как большие свечки.

Сонный сторож стучит

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется – на душе светло.

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,

Сядем в копны свежие под соседний стог.

Зацелую допьяна, изомну, как цвет,

Хмельному от радости пересуду нет.

Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты,

Унесу я пьяную до утра в кусты.

И пускай со звонами плачут глухари,

Есть тоска веселая в алостях зари.

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой вы, луга и дубравы, —

Я одурманен весной.

Радуют тайные вести,

Светятся в душу мою.

Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.

По полю зыбистым бегом

Пеной я цвет разнесу.

Хороша была Танюша, краше не было в селе,

Красной рюшкою по белу сарафан на подоле.

У оврага за плетнями ходит Таня ввечеру.

Месяц в облачном тумане водит с тучами игру.

Вышел парень, поклонился кучерявой головой:

«Ты прощай ли, моя радость, я женюся на другой».

Побледнела, словно саван, схолодела, как роса.

Душегубкою-змеею развилась ее коса.

«Ой ты, парень синеглазый, не в обиду я скажу,

Я пришла тебе сказаться: за другого выхожу».

Не заутренние звоны, а венчальный переклик,

Скачет свадьба на телегах, верховые прячут лик.

Не кукушки загрустили – плачет Танина родня,

На виске у Тани рана от лихого кистеня.

Алым венчиком кровинки запеклися на челе, —

Источник

Стихотворение и анализ «Край ты мой заброшенный…»

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь.

Крыши их запенились

Ветер плесень сизую

В окна бьют без промаха

Как метель, черемуха

Уж не сказ ли в прутнике

Что под вечер путнику

Краткое содержание

край ты мой заброшенный край ты мой пустырь сенокос некошеный лес да монастырь. Смотреть фото край ты мой заброшенный край ты мой пустырь сенокос некошеный лес да монастырь. Смотреть картинку край ты мой заброшенный край ты мой пустырь сенокос некошеный лес да монастырь. Картинка про край ты мой заброшенный край ты мой пустырь сенокос некошеный лес да монастырь. Фото край ты мой заброшенный край ты мой пустырь сенокос некошеный лес да монастырь

С. Круглова. Русь. 2014

Произведение начинается с рассказа о родных местах поэта. Для него отчий дом – это сенокос нескошенный, пустырь, монастырь и лес. Поэт видит, что в родной деревне остались всего лишь пять покосившихся избёнок, их соломенные крыши покрылись налётом плесени. Избёнки представляются ему бесценными. Солома на крышах похожа на священные ризы. В какой-то миг поэту кажется, что всё происходящее не имеет к действительности никакого отношения: он проснётся – и всё изменится к лучшему.

История создания

Произведение увидело свет в 1914 г. Оно отличается от других стихов, написанных Есениным тогда же. Раньше автор писал стихотворные строки, воспевающие радость жизни в деревне: он любовался природными пейзажами села. Это стихотворение совершенно иное: оно буквально пропитано чувством безысходной грусти, переживанием за русскую деревню. По завершении войны деревня пришла в упадок. Поэт долгое время верил в то, что новая власть исправит положение, но быстро утратил эту наивную веру.

Жанр, направление, размер

Стихотворение представляет образец пейзажной лирики. Размер его – хорей с перекрёстной рифмой. Для поэзии Есенина характерно использование разных стихотворных размеров, но именно хорей с перекрёстной рифмовкой помог передать душевное отчаяние, овладевшее лирическим героем при виде родного села.

Композиция

Произведение включает в себя пять строф-четверостиший:

Произведение написано в форме обращения поэта к родной деревне. Он взирает на неё глазами хозяина, не упуская ни единой детали. Автор делает вывод о «беспризорности» села.

Образы и символы

Чтобы передать чувство тоски и безнадёжности от вида заброшенной деревни, Есенин использует широкую образную палитру:

Темы и настроение

Ключевая тема – деревенская разруха, плачевное состояние деревни. Поэт тревожится за будущее своего села. Не случайно, деревенская тема – основная в ранней лирике Есенина. Реалии города, в которых жил поэт, существенно отличались от искренней простоты сельской жизни. Ужиться в чуждой для него городской среде Есенин пытался всю жизнь. За годы войны родное село изменилось в худшую сторону настолько, что при встрече с ним поэт теряет чувство родины, гармонии, уюта.

Основная идея

Основная идея, которую пытался донести Есенин – мысль о том, что любые надежды на лучшее могут рухнуть в любую минуту. Поэт долгое время надеялся, что с приходом новой власти после окончания войны жизнь в родной деревне станет лучше. Но, видя убогую картину малой родины, он убеждается в том, что ошибался.

Средства выразительности

В произведении автором представлены следующие средства выразительности, служащие инструментом для передачи основной темы стихотворения:

Источник

Край ты мой заброшенный…

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.

Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?

край ты мой заброшенный край ты мой пустырь сенокос некошеный лес да монастырь. Смотреть фото край ты мой заброшенный край ты мой пустырь сенокос некошеный лес да монастырь. Смотреть картинку край ты мой заброшенный край ты мой пустырь сенокос некошеный лес да монастырь. Картинка про край ты мой заброшенный край ты мой пустырь сенокос некошеный лес да монастырь. Фото край ты мой заброшенный край ты мой пустырь сенокос некошеный лес да монастырь

Статьи раздела литература

край ты мой заброшенный край ты мой пустырь сенокос некошеный лес да монастырь. Смотреть фото край ты мой заброшенный край ты мой пустырь сенокос некошеный лес да монастырь. Смотреть картинку край ты мой заброшенный край ты мой пустырь сенокос некошеный лес да монастырь. Картинка про край ты мой заброшенный край ты мой пустырь сенокос некошеный лес да монастырь. Фото край ты мой заброшенный край ты мой пустырь сенокос некошеный лес да монастырь

край ты мой заброшенный край ты мой пустырь сенокос некошеный лес да монастырь. Смотреть фото край ты мой заброшенный край ты мой пустырь сенокос некошеный лес да монастырь. Смотреть картинку край ты мой заброшенный край ты мой пустырь сенокос некошеный лес да монастырь. Картинка про край ты мой заброшенный край ты мой пустырь сенокос некошеный лес да монастырь. Фото край ты мой заброшенный край ты мой пустырь сенокос некошеный лес да монастырь

край ты мой заброшенный край ты мой пустырь сенокос некошеный лес да монастырь. Смотреть фото край ты мой заброшенный край ты мой пустырь сенокос некошеный лес да монастырь. Смотреть картинку край ты мой заброшенный край ты мой пустырь сенокос некошеный лес да монастырь. Картинка про край ты мой заброшенный край ты мой пустырь сенокос некошеный лес да монастырь. Фото край ты мой заброшенный край ты мой пустырь сенокос некошеный лес да монастырь

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

край ты мой заброшенный край ты мой пустырь сенокос некошеный лес да монастырь. Смотреть фото край ты мой заброшенный край ты мой пустырь сенокос некошеный лес да монастырь. Смотреть картинку край ты мой заброшенный край ты мой пустырь сенокос некошеный лес да монастырь. Картинка про край ты мой заброшенный край ты мой пустырь сенокос некошеный лес да монастырь. Фото край ты мой заброшенный край ты мой пустырь сенокос некошеный лес да монастырь

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *