креативность 31 способ заставить мозг работать
Креативность 31 способ заставить мозг работать
Креативность: 31 способ заставить мозг работать
Редактор А. Маркелова
Главный редактор «Альпина. Дети» Л. Богомаз
Руководитель проекта М. Шалунова
Корректоры Н. Витько, Т. Редькина, О. Улантикова
Компьютерная верстка О. Макаренко
Художественное оформление и макет Д. Левицкая
Иллюстратор А. Хозина
© И. М. Намаконов, 2019
© ООО «Альпина Паблишер», 2019
Все права защищены. Данная электронная книга предназначена исключительно для частного использования в личных (некоммерческих) целях. Электронная книга, ее части, фрагменты и элементы, включая текст, изображения и иное, не подлежат копированию и любому другому использованию без разрешения правообладателя. В частности, запрещено такое использование, в результате которого электронная книга, ее часть, фрагмент или элемент станут доступными ограниченному или неопределенному кругу лиц, в том числе посредством сети интернет, независимо от того, будет предоставляться доступ за плату или безвозмездно.
Копирование, воспроизведение и иное использование электронной книги, ее частей, фрагментов и элементов, выходящее за пределы частного использования в личных (некоммерческих) целях, без согласия правообладателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.
Последняя глава. Для родителей
Я креативный директор, предприниматель, однажды разработал систему по развитию креативного мышления «Кроссфит мозга» и теперь ещё называю себя тренером творческих состояний. Знаешь, сколько помню, всегда придумывал себе должности: был и сказочником, и креативным идеологом, и архитектором коммуникаций. Мне казалось, что это отличный способ выделиться и добавить эмоций в повседневность. А сегодня все вокруг только и говорят о профессиях будущего и используют необычные словосочетания, будто бы пересмотрели на выходных Star Trek, например: адвокат по робоэтике, digital-комментатор культуры, космический гид, куратор личных данных, дизайнер по восстановлению окружающей среды, специалист по талантам. Но нет, это реальность ближайших 10–20 лет, к которой начали готовить людей футурологи и исследователи. На сайте проекта Сколково «Атлас новых профессий» заявлено почти 200 новых профессий к 2030 году.
Пару десятков лет назад многих существующих профессий, таких как блогер, теггер, киберспортсмен, UX-дизайнер, тренд-вотчер, майнер и другие, не было. И эти названия тоже напоминали плод фантазии пересмотревшего Star Trek киномана.
Но сильнее всего меня будоражит тот факт, что бóльшая часть профессий будущего даже ещё не придумана. И, скорее всего, ты будешь именно тем человеком, которому достанется какая-нибудь несуществующая профессия. А как насчёт того, чтобы самому придумать себе профессию? Да чего там! Как насчёт того, чтобы придумать себе всю свою жизнь?
Твоё будущее полностью в твоих руках. Но нужно быть готовым создавать и пересоздавать его. В школах и университетах этому не учат. А я научу. Да так, что байк, косуха и усы покажутся абсолютно проходными идеями.
Часть первая. Для тех, кому 16 и младше
Я РОЗОВАЯ ОВЦА В СЕМЬЕ.
ВООБРАЖЕНИЕ – ЭТО ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЛЮБОГО ЧЕЛОВЕКА, ПОТОМУ ЧТО ТЫ МОЖЕШЬ СДЕЛАТЬ ТОЛЬКО ТО, ЧТО МОЖЕШЬ СЕБЕ ПРЕДСТАВИТЬ.
ЛУЧШИЕ ИДЕИ НАЧИНАЮТСЯ С РАЗГОВОРОВ.
В первой части мы будем разговаривать и делать, делать и разговаривать. И, конечно, связано это будет исключительно с развитием твоего креативного мышления.
К тому моменту, когда ты начнёшь активно работать, так же как твои родители сегодня, принципиально важным конкурентным преимуществом в мире будет способность создавать идеи. Не в порыве вдохновения – когда снизойдет муза, а системно и предсказуемо, сродни выпеканию хлеба. В 2019 году LinkedIn поставил креативность на первое место среди надпрофессиональных компетенций, которые востребованы крупнейшими работодателями по всему миру. Это не удивительно, ведь компаниям всё больше нужны люди, которые будут создавать новые ценности и продукты в активно меняющемся мире.
Не ради прикола, а ради твоего будущего успеха мы начинаем погружение в поистине невероятный и интригующий мир развития креативного мышления. Я постарался сделать это погружение весёлым, продуктивным и неожиданным. С этим настроем вдохни поглубже, и… ныряем!
или как работает «кроссфит мозга»
Есть только два вопроса в этой книге, ответы на которые тебе нужно знать наизусть:
1. Что такое креативность?
2. Как работает система развития креативности «Кроссфит мозга»?
В качестве иллюстрации-пояснения я использую работы американского фотографа Стивена Макменами, который берет два привычных предмета и соединяет их ради получения непривычного третьего.
Настала твоя очередь веселиться по-макменамовски. Дорисуй банан, торс и ноги так, чтобы каждый раз получалось что-то новое и неожиданное. Главное правило – не повторяться. Не обязательно заполнять сразу все заготовки (по 4 экземпляра каждого изображения) своими вариантами. Как почувствуешь усталость – остановись, попозже вернёшься сюда, чтобы закончить. А начни с трёх соединений для каждого предмета.
Текст книги «Креативность»
Автор книги: Игорь Намаконов
Жанр: О бизнесе популярно, Бизнес-Книги
Текущая страница: 1 (всего у книги 5 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]
Игорь М. Намаконов
Креативность: 31 способ заставить мозг работать
Редактор А. Маркелова
Главный редактор «Альпина. Дети» Л. Богомаз
Руководитель проекта М. Шалунова
Корректоры Н. Витько, Т. Редькина, О. Улантикова
Компьютерная верстка О. Макаренко
Художественное оформление и макет Д. Левицкая
Иллюстратор А. Хозина
© И. М. Намаконов, 2019
© ООО «Альпина Паблишер», 2019
Все права защищены. Данная электронная книга предназначена исключительно для частного использования в личных (некоммерческих) целях. Электронная книга, ее части, фрагменты и элементы, включая текст, изображения и иное, не подлежат копированию и любому другому использованию без разрешения правообладателя. В частности, запрещено такое использование, в результате которого электронная книга, ее часть, фрагмент или элемент станут доступными ограниченному или неопределенному кругу лиц, в том числе посредством сети интернет, независимо от того, будет предоставляться доступ за плату или безвозмездно.
Копирование, воспроизведение и иное использование электронной книги, ее частей, фрагментов и элементов, выходящее за пределы частного использования в личных (некоммерческих) целях, без согласия правообладателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.
Последняя глава. Для родителей
https://youtu.be/aBXk9T8PfHc[1] 1
Родитель, перейдите по ссылке и посмотрите видео.
Я креативный директор, предприниматель, однажды разработал систему по развитию креативного мышления «Кроссфит мозга» и теперь ещё называю себя тренером творческих состояний. Знаешь, сколько помню, всегда придумывал себе должности: был и сказочником, и креативным идеологом, и архитектором коммуникаций. Мне казалось, что это отличный способ выделиться и добавить эмоций в повседневность. А сегодня все вокруг только и говорят о профессиях будущего и используют необычные словосочетания, будто бы пересмотрели на выходных Star Trek, например: адвокат по робоэтике, digital-комментатор культуры, космический гид, куратор личных данных, дизайнер по восстановлению окружающей среды, специалист по талантам. Но нет, это реальность ближайших 10–20 лет, к которой начали готовить людей футурологи и исследователи. На сайте проекта Сколково «Атлас новых профессий» заявлено почти 200 новых профессий к 2030 году.
Пару десятков лет назад многих существующих профессий, таких как блогер, теггер, киберспортсмен, UX-дизайнер, тренд-вотчер, майнер и другие, не было. И эти названия тоже напоминали плод фантазии пересмотревшего Star Trek киномана.
Но сильнее всего меня будоражит тот факт, что бóльшая часть профессий будущего даже ещё не придумана. И, скорее всего, ты будешь именно тем человеком, которому достанется какая-нибудь несуществующая профессия. А как насчёт того, чтобы самому придумать себе профессию? Да чего там! Как насчёт того, чтобы придумать себе всю свою жизнь?
Твоё будущее полностью в твоих руках. Но нужно быть готовым создавать и пересоздавать его. В школах и университетах этому не учат. А я научу. Да так, что байк, косуха и усы покажутся абсолютно проходными идеями.
Часть первая. Для тех, кому 16 и младше
Я РОЗОВАЯ ОВЦА В СЕМЬЕ.
ВООБРАЖЕНИЕ – ЭТО ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЛЮБОГО ЧЕЛОВЕКА, ПОТОМУ ЧТО ТЫ МОЖЕШЬ СДЕЛАТЬ ТОЛЬКО ТО, ЧТО МОЖЕШЬ СЕБЕ ПРЕДСТАВИТЬ.
#ВстречаемКнигу: «Креативность: 31 способ заставить мозг работать» Игорь Намаконов
В класс зашёл директор. Мы все встали.
— Здравствуйте, ребята! Садитесь. Как вы, наверное, уже слышали, сегодня мы проводим конкурс среди учеников средних и старших классов на самую интересную идею герба для нашей школы. Таким было моё первое официальное задание на разработку креатива.
Это случилось в пятом классе, и тогда я ещё не использовал слово «креатив». Зато мне нравилось рисовать, у меня это получалось, и я всерьез намеревался выиграть конкурс. Помню, как 40 минут рисовал раскрытую книгу в перспективе, на горизонте поднималось сияющее солнышко, а над всем этим летел голубь.
Со всем старанием я прорисовал линии объектов своего герба, раскрасил изображение и, гордясь собой, сдал работу по окончании отведённого времени. Несколько недель директор принимал решение, а я с нетерпением ждал результаты. В голове рисовались картинки, как меня называют победителем, как я поднимаюсь на сцену и получаю приз за свою идею, как мой герб вешают на входе в школу, как собравшиеся аплодируют и вся слава мира разом обрушивается на меня.
Но директор выбрал другой эскиз. Без объяснений. Какой-то старшеклассник оказался изобретательнее и нарисовал что-то более интересное. Я не знал, почему выбрали не меня. Уверен, директор сам не знал, почему выбрал то, что выбрал, потому как объяснений нам никто не дал. Нас просто поставили перед фактом. Позднее я понял, что мало что-то себе представить — нужна ещё инструкция для достижения результата, маршрут действий. Система «Кроссфит мозга» даёт эти инструкции.
Наверняка моя история про герб знакома тебе. Наверняка ты тоже участвовал в творческих конкурсах в школе. Наверняка кто-то его выиграл и это был не ты. А если даже и ты, то тебе не до конца понятно, почему выбрали твою идею. Давай разберемся с этим.
Есть творчество, сутью которого является интерпретация окружающего мира, природы. Работает это так. Ты смотришь по сторонам, что-то видишь, чувствуешь и переносишь это на бумагу ввиде образа, слова или создаёшь физический объект из глины, пластилина, металла и др. Или передаёшь свои эмоции от увиденного через танец. Или любым другим способом раскрываешь свое чувство, понимание, видение окружающего мира.
А есть творчество, сутью которого является решение конкретной задачи. Как в моём случае с гербом. Такое творчество называется прикладным, то есть, буквально, применимым к насущной теме, вопросу, проблеме. Синоним прикладного творчества— креативность. Если бы тогда, в пятом классе, мне кто-то объяснил разницу этих подходов, то я бы совсем иначе рисовал свой герб, и у меня было бы несколько вариантов, а не один.
А мерилом прикладного творчества (креативности) является решение поставленной задачи. Вот так мне в свое время поставили креативную задачу, в которой важны были исходные детали, позволяющие ещё до начала полета мысли и фантазии определить неотъемлемые составные элементы идеи:
• ЧТО ДИРЕКТОР ХОЧЕТ СКАЗАТЬ СВОИМ ГЕРБОМ УЧЕНИКАМ И РОДИТЕЛЯМ;
• КАКИЕ ВАЖНЫЕ ЦЕЛИ ПРЕСЛЕДУЕТ;
• КАКОЙ ВИЗУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ХОЧЕТ ПОДЧЕРКНУТЬ;
• ЧЕГО ПОКАЗЫВАТЬ НЕЛЬЗЯ; и другое.
Но ничего этого нам не сказали, потому что никто не понимал разницы. И креативы про герб нескольких десятков школьников оценили субъективно, с позиции привлекательности конкретной авторской интерпретации. Типа мы тут Моне, Пикассо и Поллоки, а директор выбирает самый привлекательный вариант кота. Так и сегодня повсеместно школьники получают креативные задачи, а оценивают результаты их работы с позиции привлекательности субъективной правды.
ТЕПЕРЬ ТЕБЕ ЕСТЬ О ЧЁМ ПОГОВОРИТЬ С УЧИТЕЛЕМ. КАК СЧИТАЕШЬ?
Жаркий диалог предвижу я. Но это полезный разговор, который приведёт всех к важному выводу: креативность позволяет решать повседневные задачи через осмысленный, последовательный процесс. Не нужно ждать озарения или шаманить на сошествие музы. Нужно взять лист бумаги, ручку и начать действовать.
Похожие книги на Креативность: 31 способ заставить мозг работать. Навыки будущего для подростков
Прочитав эту книгу, ты обретешь суперсилу, которая называется здоровая самооценка. Она поможет тебе ценить свою личность, доверять своим желаниям и уверенно идти вперед, отбросив сомнения. Для читателей от 8 лет и их родителей.
Ужасная история жутких болезней, рассказанная грязными паразитами и переносчиками инфекции! Эта забавная и увлекательная книга заразит вас. знаниями. Станьте свидетелями величайших научных открытий и познакомьтесь с великими учеными, нашедшими лекарство против страшных болезней. Присоединяйтесь к войне с микробами и посмотрите, как наука сражается с болезнями в современном мире.
Эта удивительная книга показывает ребенку бесчисленные, не заметные на первый взгляд нити, которые связывают нас с миром природы. Все мы в начале жизни были одной-единственной клеточкой, как и все существа на Земле. Наши тела растут так же, как растут деревья. Мы пьем ту же воду, что и миллионы лет назад пили динозавры. Мы, как и вся наша планета, — потомки взорвавшейся миллиарды лет назад звез.
В этой книге преподаватель искусства и художественного творчества, мать двоих дочерей Рашель Дорли рассказывает родителям, воспитателям и и всем, кто имеет дело с детьми-дошкольниками, о том как развить в ребенке творческое начало и умение нестандартно мыслить. Начинает она с советов о том, как создать правильную обстановку для занятий, своеобразную творческую мастерскую, а затем переходит к описа.
Креативность входит в топ-3 самых востребованных навыков современности. Профессиональный креативщик, автор методики развития креативного мышления Игорь М. Намаконов научит подростков творить прямо сейчас и под запрос, а не когда получается. Необычные упражнения помогут: • Подмечать новые детали в окружающем мире • Выделяться среди сверстников • Мыслить нестандартно • Искать вдохнове.
Как великие женщины справлялись с обычными проблемами? Чувство вины, давление сверстников, отсутствие веры в свои силы. или даже с чувством того, что она не достаточно красива. Перед тобой книга, которая расскажет истории 25 самых харизматичных девушек мира: от политических лидеров до выдающихся ученых, художниц и актрис. Прочти ее и увидишь, что вы очень похожи. У вас может быть разный цвет ко.
Виктория Шиманская – доктор психологии и автор первой в России запатентованной методики развития эмоционального интеллекта – уверена, что именно искусство коммуникации делает обычного человека выдающимся. Но самое главное – хорошим коммуникатором может стать каждый.Она подготовила простые, но эффективные упражнения на каждый день. Чтобы выполнять их, не требуется специальных ситуаци.
Книга «Рисуем по клеточкам и точкам» — отличный подарок для будущего первоклассника. Предложите малышу обводить по клеточкам и точкам орнаменты и узоры через прозрачные страницы — такие занятия формируют графические навыки, развивают мышление, внимание и воображение. Выполняя интересные упражнения, ваш ребенок тренирует пальчики, учится рисовать красиво и аккуратно, мыслить творчески.
Данное издание подготовлено для детей 4-5 лет с целью формирования первоначальных этических и коммуникативных норм поведения. Пособие построено в виде рабочей тетради, которая содержит задания по закреплению материала в виде вопросов, логических и творческих упражнений. Предлагаемые упражнения способствуют развитию любознательности, творческой активности, воспитанию патриотизма, развитию реч.
В книге представлены приемы массажа, игры и упражнения для развития мелкой моторики, которые можно использовать уже с первых дней жизни ребенка. Стимулирующее влияние тонких движений пальцев рук на формирование речи отмечают все специалисты, изучающие развитие детей. Важно, чтобы к году ребенок научился достаточно свободно владеть всеми пальцами и совершать ими активные движения. Для родителей дет.
или чего ради ты читаешь
Мой ответ – «Ивкубе» (то есть тройное «И»).
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Ты уникален (дальше будут пруфы), но так ли это заметно остальным? Друзьям, родителям, учителям?
С прокачанной креативностью ты будешь заметен всем. Так же, как невозможно не заметить прокачанный бицепс даже под курткой. Это будет выражаться в твоих идеях, предложениях и поступках. Ты знал, что люди с прокачанной креативностью очень активны по жизни?
ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ
Вот ты способен найти новое и лучшее решение в любой жизненной ситуации?
С подтянутой креативностью ты будешь ждать вызовы и ситуации для того, чтобы показать свою креативную силу. Как бодибилдер, который ждёт возможности снять верхнюю одежду и продемонстрировать свою физическую форму.
ИММУНИТЕТ
Ты знаешь, что стареешь? Да-да, стареешь!
С каждым днем ты приближаешься к тому моменту, когда твой мозг перестанет гибко и живо реагировать на всё новое. Это доказано научными исследованиями. Об одном из таких я рассказываю в своей первой книге «Кроссфит мозга»[3] (глава «Носки в холодильнике»). Он станет ленивым и мало реагирующим на тренды, новинки, свежак. Думаешь, это случится не скоро? Ближе к 20 годам процесс уже начнётся.
Прокачивая креативность, ты сформируешь способность противостоять этим переменам. Выработаешь иммунитет к закостенелости.
ВОТ ТЕБЕ ЕЩЁ ДЛЯ РАЗМИНКИ.
Дорисуй «Ивкубе» в ячейках – разомнись в поисках новых вариантов. Только каждое «Ивкубе» должно быть не похожим на предыдущие. Чем более странными они будут, тем лучше.
В класс зашёл директор.
– Здравствуйте, ребята! Садитесь. Как вы, наверное, уже слышали, сегодня мы проводим конкурс среди учеников средних и старших классов на самую интересную идею герба для нашей школы.
Таким было моё первое официальное задание на разработку креатива.
Это случилось в пятом классе, и тогда я ещё не использовал слово «креатив». Зато мне нравилось рисовать, у меня это получалось, и я всерьез намеревался выиграть конкурс.
Помню, как 40 минут рисовал раскрытую книгу в перспективе, на горизонте поднималось сияющее солнышко, а над всем этим летел голубь.
Со всем старанием я прорисовал линии объектов своего герба, раскрасил изображение и, гордясь собой, сдал работу по окончании отведённого времени.
Несколько недель директор принимал решение, а я с нетерпением ждал результаты. В голове рисовались картинки, как меня называют победителем, как я поднимаюсь на сцену и получаю приз за свою идею, как мой герб вешают на входе в школу, как собравшиеся аплодируют и вся слава мира разом обрушивается на меня.
Но директор выбрал другой эскиз.
Какой-то старшеклассник оказался изобретательнее и нарисовал что-то более интересное. Я не знал, почему выбрали не меня. Уверен, директор сам не знал, почему выбрал то, что выбрал, потому как объяснений нам никто не дал. Нас просто поставили перед фактом.
Позднее я понял, что мало что-то себе представить – нужна ещё инструкция для достижения результата, маршрут действий. Система «Кроссфит мозга» даёт эти инструкции.
И ДЛЯ НАЧАЛА.
Разомни воображение на маршрутах монохромной карты московского метрополитена. Найди 3 разные фигуры знакомых тебе существ или предметов, затем обведи линии любым цветом и закрась, если нужно.
Важное условие: для создания рисунка можно использовать только существующие на карте линии и пересечения. Я нашел осьминога. А кого найдешь ты?
Дисс на творчество
Наверняка моя история про герб знакома тебе.
Наверняка ты тоже участвовал в творческих конкурсах в школе.
Наверняка кто-то его выиграл и это был не ты. А если даже и ты, то тебе не до конца понятно, почему выбрали твою идею.
Давай разберемся с этим.
Есть творчество, сутью которого является интерпретация окружающего мира, природы. Работает это так.
Ты смотришь по сторонам, что-то видишь, чувствуешь и переносишь это на бумагу в виде образа, слова или создаёшь физический объект из глины, пластилина, металла и др. Или передаёшь свои эмоции от увиденного через танец. Или любым другим способом раскрываешь свое чувство, понимание, видение окружающего мира.
А есть творчество, сутью которого является решение конкретной задачи. Как в моём случае с гербом. Такое творчество называется прикладным, то есть, буквально, применимым к насущной теме, вопросу, проблеме. Синоним прикладного творчества – креативность.
Если бы тогда, в пятом классе, мне кто-то объяснил разницу этих подходов, то я бы совсем иначе рисовал свой герб, и у меня было бы несколько вариантов, а не один.
Таким образом, мерилом традиционного творчества является авторский почерк, субъективная правда. Вряд ли ты спутаешь кота в изображении Моне, Пикассо или Поллока.
А мерилом прикладного творчества (креативности) является решение поставленной задачи. Вот так мне в свое время поставили креативную задачу, в которой важны были исходные детали, позволяющие ещё до начала полета мысли и фантазии определить неотъемлемые составные элементы идеи:
● ЧТО ДИРЕКТОР ХОЧЕТ СКАЗАТЬ СВОИМ ГЕРБОМ УЧЕНИКАМ И РОДИТЕЛЯМ;
● КАКИЕ ВАЖНЫЕ ЦЕЛИ ПРЕСЛЕДУЕТ;
● КАКОЙ ВИЗУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ХОЧЕТ ПОДЧЕРКНУТЬ;
● ЧЕГО ПОКАЗЫВАТЬ НЕЛЬЗЯ;
Но ничего этого нам не сказали, потому что никто не понимал разницы. И креативы про герб нескольких десятков школьников оценили субъективно, с позиции привлекательности конкретной авторской интерпретации. Типа мы тут Моне, Пикассо и Поллоки, а директор выбирает самый привлекательный вариант кота.
Так и сегодня повсеместно школьники получают креативные задачи, а оценивают результаты их работы с позиции привлекательности субъективной правды.