крематорий донского монастыря в москве
Желание – после смерти быть сожженным
На рубеже XIX – XX веков в Москве появилось сразу несколько новых кладбищ: они были устроены с внешней стороны стены некоторых московских монастырей, в которых к тому времени хоронить умерших уже было практически негде. Тогда на южной окраине Москвы, у стены обширного Донского монастыря была огорожена территория, равная приблизительно монастырской. На ней архитектор З.И. Иванов построил в 1904–1914 годах церковь Серафима Саровского и Анны Кашинской. Причем под церковью архитектор предусмотрел обширные пространства – сорок склепов для особо почетных и состоятельных покойных. И вот благодаря этой-то архитектурной особенности Серафимовского храма судьба и самого храма, и всего нового Донского кладбища оказалась самой необычной среди всех московских храмов и кладбищ.
Р еволюция сделала новое Донское самым необычным кладбищем во всей России. Существуют свидетельства, что еще в 1918 году Ленин велел приобрести за границей печь, или даже несколько печей, для кремирования трупов. Это вполне вероятно, потому что предсовнарком был решительным ненавистником всяких исконных русских традиций, а уж тем более связанных с верой и обрядами. До революции же похороны считались именно религиозным обрядом. Не случайно кладбища тогда разделялись по конфессиональному и национальному признаку. А по русской православной традиции новопреставленный должен быть непременно предан земле, кроме случаев, когда это невозможно сделать (гибель на море, в огне и т.д.). Потому что в час страшного суда, как учит церковь, «гробы разверзнутся» и умершие восстанут перед Христом «во плоти». Естественно, Ленин и ленинцы, отвергающие сами такой «обскурантизм церковников», очень хотели и в массы внедрить «материалистическое» отношение к смерти и к погребению. Поэтому кремация, введенная новой властью, имела не столько гигиеническое, сколько идеологическое, политическое значение. В самый тяжелый год гражданской войны – в 1919-й – был объявлен конкурс на проект крематория. Победил в конкурсе талантливый архитектор–конструктивист Дмитрий Петрович Осипов. Он предложил неожиданное, а главное экономичное решение, – в ту пору это было особенно важно. По его проекту, крематорием, после незначительной переделки, должна была стать только недавно построенная Серафимовская церковь на новом Донском кладбище. Оказалось, что под этой церковью были обширные подвальные помещения, вполне пригодные для установки там кремационной печи. Действительно, Осипову и не потребовалось особенно переделывать здание: самой существенной конструкционной переменой стало возведение вместо купола квадратной в плане башни метров двадцать высотой, застекленной вертикальными витражами. Все прочие изменения касались в основном лишь декоративных элементов постройки. В результате здание, выкрашенное под «мокрый бетон», приобрело строгий, подчеркнуто «траурный» вид. В крематории было установлено оборудование – раздвижной помост, лифт для подачи трупа к печам и самые печи – германской фирмы «Топф». Как писали в те годы, обе кремационные печи могли при максимальной нагрузке сжигать до 35 трупов в сутки. Любопытно заметить, что печами этой же самой фирмы – «Топф» – были оснащены крематории Освенцима.
В советской печати тогда широко развернулась агитация за кремацию. Многие большие люди призывали сограждан поддержать своим доброхотным участием прогрессивную идею власти. Так председатель ЦИК СССР М.И. Калинин отечески советовал всем трудящемся отправляться в печь. Такое мнение всесоюзный староста подкреплял обещанием самому последовать в свое время туда же: «Ко мне обратились с просьбой дать свой отзыв о значении кремации. Могу сказать лишь одно: мое желание – после смерти быть сожженным», – говорил он в интервью журналу «Коммунальное хозяйство». Не оставались в стороне от агитационной кампании и инженеры человеческих душ, – писатели. Кому же как ни им – художникам слова, рупорам эпохи – убеждать массы поддерживать политику пролетарского правительства! Так А.С. Серафимович красочно взывал: «Чудовищно отнимать у живых радость, здоровье, их жизнь по кусочкам громадными пространствами гниющей, дымящейся тлением земли. Вместо этой зараженной земли надо всюду развести трепещущую жизнью, радостью, молодой свежестью зелень. Когда я умру, я должен быть обязательно сожжен». Обратим внимание, что ни Калинин, ни Серафимович сожжены не были: оба преданы земле, как теперь говорят, «гробом» – один у кремлевской стены, другой на Новодевичьем.
Предварительное испытание действия московского крематория было произведено 29 декабря 1926 года. Об этом с натуралистическими подробностями рассказывал тот же журнал «Коммунальное хозяйство»: «Было сожжено два трупа женского пола в сосновых гробах. Чистый вест первого сожженного трупа равен 50,4 кг, второго – 38,35 кг. Процесс сожжения, считая с момента ввода гроба в печь до момента выемки металлического сосуда с пеплом, продолжался для первого трупа 1 ч. 30 м., для второго – 1 ч. 40 м. Остатки горения трупа (пепел) представляют собой небольшой величины белые пористые части костей, легко рассыпаемые при легком трении их между пальцами рук. Белый цвет остатков костей указывает на то, что сожжение было произведено в струе раскаленного чистого воздуха с одной стороны и при полном сгорании – с другой. В общем можно сказать, что пепел был высокого качества и представлял собою на вид приятную массу. Вес пепла для первого трупа получился равным 1,9 кг. = 3,8 % от веса трупа. Для второго трупа он оказался равным 1,8 кг. = 4,7 % от веса трупа. Топливом для кремационной печи служил кокс из угля донецкого происхождения». Заметим, что труп сжигается в крематории не собственно на угле, а в струе раскаленного воздуха, подаваемого из печи, где горит топливо в особую камеру с установленным там гробом с покойным. И еще любопытно! – система кремации была устроена таким образом, что горячий воздух, вырабатываемый печью, одновременно обогревал немалое внутреннее пространство крематория: видимо, проходил по каким-то воздуховодам, отдающим тепло в помещения, наподобие китайского кана.
Массовая же кремация москвичей началась почти через год после испытательного сожжения. Аккурат на десятую годовщину великого Октября крематорий заработал на полную мощность. Газета «Вечерняя Москва» в те дни писала: «В Москве состоялось первое собрание учрежденного Общества распространения идей кремации в РСФСР. Общество объединяет всех сочувствующих этой идее. Годовой членский взнос составляет 50 копеек. Общее собрание решило организовать рабочие экскурсии в крематорий в целях популяризации идей кремации и привлечения новых членов. ». И продолжалась здесь такая языческо–атеистическая утилизация членов общества кремации и сочувствующих этой идее до 1973 года. Это была запоминающаяся, прямо-таки бухенвальдская картина: из мрачной квадратной башни, господствующей над местностью, отовсюду хорошо заметной, день и ночь поднимался черный дым. Жильцы в соседних домах обычно не развешивали на балконах белье, – ветер мог принести на него сажи.
Многие годы трамвайная остановка, что на юго-западном углу Нового Донского кладбища так и называлась «Крематорий». Автор очерка еще застал в первой половине 1970-х забавное по-своему объявление водителя в 39-м трамвае: «Остановка – «Университет Дружбы народов». Бывшая – «Крематорий».
В годы работы Донского крематория через него прошли десятки тысяч трупов. Одних только солдат Великой Отечественной, умерших в московских госпиталях, здесь было кремировано и похоронено в братской могиле пятнадцать с лишним тысяч человек. Все погребенные в кремлевской стене до 1973 года были преданы огню здесь же. В период репрессий с Лубянки, из Лефортова, из других мест сюда грузовиками свозили трупы казненный или замученных. И сейчас на территории нового Донского кладбища погребен прах В.К. Блюхера, А.И. Егорова, М.Н. Тухачевского, И.П. Уборевича, И.Э. Якира, А.В. Косарева, С.В. Косиора, А.М. Краснощекова, П.П. Постышева, М.Н. Рютина, А.И. Угарова, Н.А. Угланова, В.Я. Чубаря, Павла Васильева, Сергея Клычкова, Михаила Кольцова, Всеволода Мейерхольда и многих других.
Здесь же был сожжен и предан земле известный деятель белого движения генерал Евгений Карлович Миллер (1867 – 1937). Во время гражданской войны Колчак назначил его главнокомандующим войсками Северной области, а затем и «Главным начальником края», в сущности, – диктатором. Столицей Миллера в 1919 году был Архангельск, в начале 1920-го – Мурманск. В Мурманске белые продержались до седьмого марта. В 1930-е годы Миллер возглавлял в эмиграции Русский Общевоинский Союз – организацию, ставившую целью свержение большевистской власти в России. НКВД провел тогда лихую операцию: Миллер был схвачен прямо на парижской улице, контрабандно вывезен из Франции и доставлен в Москву – в самую Лубянку. Рассказывают, что в Лубянке, в ожидании казни, Миллер попросил, чтобы ему дали Евангелие. Но чрезмерно взыскательному аристократу, привыкшему жить в комфорте, было отказано в его просьбе, – возможно, во всем НКВД не нашлось Евангелия, но, скорее всего, чекисты не сумели и не захотели понять, – что это за блажь такая генеральская? – читать всякие антинаучные, бессмысленные книжки. Здесь не Париж.
В глубине кладбища, на перекрестке двух дорожек, стоит обелиск в память о жертвах репрессий, а вокруг него в землю воткнуты десятки табличек с их именами. Такую табличку здесь может установить каждый, у кого был репрессирован кто-то из близких.
С момента пуска крематория основным типом захоронения на новом Донском стала урна с прахом, установленная в колумбарии или в самой кладбищенской стене. Иногда пепел кремированного хоронят в землю. И до самого последнего времени здесь не погребали умерших гробами, как это делалось в докремационный период.
В значительной степени именно поэтому новое Донское кладбище, начавшее свою историю, как вполне православное, русское, впоследствии сделалось кладбищем преимущественно «инородческим», как раньше говорили. Здесь сразу бросается в глаза непропорционально великое, по сравнению с другими московскими кладбищами, количество еврейских захоронений. Иногда на памятниках выбиты соответствующие символы, изредка встречаются надписи на иврите, но чаще всего еврейские захоронения узнаются просто по именам и фамилиям погребенных. Объясняется это опять же спецификой кладбища. Русские люди, во всяком случае, в основной массе, даже в годы наибольшего распространения атеистических и антиправославных идей предпочитали хоронить умерших традиционно, то есть предавать тело земле. Для евреев же это, по всей видимости, не имеет существенного значения, и поэтому они легко, без ущерба для традиций, кремируют своих умерших.
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
100 лет храму Серафима в Донском: церковь — крематорий — церковь
В начале XX века
Решение об устройстве на землях Донского монастыря кладбища с храмом-усыпальницей было принято по указу Николая II. Одобренный в начале XX века проект предполагал строительство ограды вокруг новой территории монастыря, а также устройство здесь особого храма-усыпальницы.
Проект храма был разработан архитектором Иваном Сергеевичем Кузнецовым и предполагал строительство двухуровневого здания. Под верхним храмом, имевшим центральный неф и два боковых притвора, и состоявшим из алтарной части, трапезной и колокольни, был ещё один – подземный, в котором располагались склепы-усыпальницы.
Храм святых Серафима Саровского и Анны Кашинской. Современный вид
Верхний храм с самого начала работ предполагалось возвести в честь святого Серафима Саровского; это была первая церковь в Москве, посвящённая этому святому, канонизированному в 1903 году.
Решение о посвящении нижнего храма пришло по ходу строительства. Когда в 1909 году произошло восстановление почитания Анны Кашинской, некогда деканонизированной в ходе полемики со старообрядцами, нижний храм-усыпальницу решено было посвятить ей.
Чертежи строящегося храма. 1903 год
Строительство храма велось долго. Известно, что первые материалы для него монастырь закупал ещё в 1903 году, однако потом дело затормозилось сначала болезнью архитектора, после – нехваткой средств. В итоге готовый, отделанный храм со всем внутренним убранством был освящён лишь 26 мая 1914 года.
Из внутреннего убранства того времени не сохранилось ничего, однако известно, что в нижнем храме были установлены три фарфоровых иконостаса, специально изготовленных товариществом М.С.Кузнецова, а иконы для них писались здесь же – в иконописной мастерской монастыря.
Эскиз внешнего облика строящегося храма. 1903 год
Превратить храм в… крематорий
В 1918 году земли Донского монастыря были конфискованы. И если на старой территории монастырская жизнь продолжалась вплоть до середины 1920-х годов и некоторое время функционировал антирелигиозный музей, благодаря которому удалось в целом сохранить архитектурный ансамбль, на бывшем монастырском кладбище новая власть хозяйничала вовсю.
В середине 1920-х годов было решено переоборудовать Серафимовский храм в крематорий. В объявленном конкурсе приняло участие несколько проектов, однако лучшим был признан вариант перестройки, предложенный Дмитрием Петровичем Осиповым.
План храма и подземной усыпальницы. 1903 год
Согласно этому плану, основной объём храмового здания оставался без изменений. Подлежала сносу колокольня, вместо которой возвели бетонный параллелепипед; наиболее сильной перестройке подверглась западная стена со входом.
Перегородки и склепы в нижнем храме также были разобраны. (Все имевшиеся к тому времени захоронения перенесли оттуда в некрополь Донского монастыря на старой территории). В восточной части нижнего храма установили печь, а весь верхний переоборудовали под ритуальный зал и колумбарии.
Строящийся крематорий. 1920-е годы
Общество… распространения кремации
Доставленное в СССР оборудование для «самого прогрессивного вида погребения» было немецким, его монтаж закончили в 1926 году, а в 1927 состоялись несколько «пробных пусков».
Торжественное открытие крематория произошло накануне десятой годовщины Октябрьской революции. (Сначала хотели официально открыть его именно 7 ноября 1927 года, но вовремя спохватились, решив, что общественное мнение может неправильно истолковать подобное мероприятие). Однако пользоваться «прогрессивным способом захоронения» москвичи упорно не спешили.
Фото 1930-х годов. На переднем плане нынешняя братская территория Донского монастыря. За горизонтальной стеной — новая территория Донского монастыря, переоборудованная в кладбище с крематорием.
Тогда в прессе началась активная пропаганда нового способа захоронения. Её инициаторами были «Союз воинствующих безбожников» и специально образованное «Общество распространения идеи кремации».
Статьи и фельетоны на своеобразную тему появлялись так часто, что упоминания о ней попали даже в «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова и «Мастера и Маргариту» М.А.Булгакова.
Интерьер алтарной части в 1980 году
И всё же на полную мощность московский крематорий заработал лишь в 1930-е – с началом репрессий. В войну здесь же сжигали трупы умерших в госпиталях – из опасения эпидемии.
В итоге по современному Новому Донскому кладбищу можно изучать историю России XX века – мемориал погибшим в Великой Отечественной войне здесь соседствует с братскими могилами жертв репрессий, на которых уже в наши дни родственниками были установлены индивидуальные таблички.
Захоронение жертв политических репрессий 1937-1943 годы на Новом Донском кладбище. (Современные индивидуальные таблички поставлены родственниками погибших)
Крематорий на Новом Донском кладбище продолжал работать до 1972 года, дальше начались протесты москвичей, указывавших на то, что жилая застройка вплотную подошла к бывшей монастырской территории. Отдельные сожжения проводились здесь до 1982, а потом ещё несколько лет проходили церемонии прощания.
Мемориал погибшим в Великой Отечественной войне на Новом Донском кладбище. (На стенах — фамилии похороненных здесь бойцов, списки до сих пор уточняются и пополнются).
В 1992 изуродованный храм был возвращён возрождённому Донскому ставропигиальному мужскому монастырю.
Снова храм
В первые годы жизнь монастыря была настолько сложной, что ресурсов на поддержание сразу старой и новой территории не хватало. Поэтому первые работы по приспособлению Серафимовского храма для богослужебных нужд были проведены лишь в конце 1990-х.
Здание крематория (начало 1990-х годов)
Тогда в нижнем храме были демонтированы печи, разобран венчавший крышу бетонный параллелепипед и устроена небольшая колокольня в западной части здания. Западная стена перестроена с частичным восстановлением исторического облика.
Крестный ход вокруг здания (конец 1990-х годов)
В самом помещении храма убрали перенесённый сюда некогда из лютеранской церкви орган, установили иконостас и декоративную перегородку, отделяющую помещение храма от колумбариев, которые до сих пор сохраняются в пристройках советского времени.
Первые службы (конец 1990-х)
С начала 2000-х в храме проходят регулярные богослужения, и вот уже несколько лет – крещения и венчания. Захоронения из храмовых приделов, хоть и почти не видные за перегородкой, постепенно продолжают переносить. Подготовлен проект реставрации, который поможет вернуть храму былую красоту.
Разборка венчающей части крематория (конец 1990-х годов)
Сегодня, сто лет спустя после первого освящения, на торжественную храмовую литургию с удивлением поглядывает из-за перегородки Дмитрий Петрович Осипов. По иронии судьбы, автор проекта превращения храма в «комбинат прогрессивного погребения» похоронен здесь же; теперь мимо его бюста священники идут в алтарь. Что он об этом думает, – Бог весть.
Донской крематорий: как создавали первый московский крематорий
Появление первого крематория в Москве — важное событие в жизни общества советского времени. Какую роль в истории сыграл Донской крематорий читайте в статье.
Единого мнения по строительству первого крематория не было. Многие москвичи выступали против, а некоторые охотно поддерживали идею. Сейчас расскажем об этом поподробнее. Начнем с того, как в России появился первый опыт процедуры сожжения мертвого тела.
Историческая подоплека
Как все мы знаем, Церковь исторически была сильно связана с политикой, поэтому так яро выступала против составления документа, разрешающего открытие крематория. Но, когда создавалось новое государство, церковь от власти отделили.
И теперь она не имела права вмешиваться в законы, где указаны условия для организации похорон и других обрядов. Власть задумалась о том, чтобы создать новые ритуалы, которые поддержал бы народ. Эта была одна из важнейших причин, почему вопрос об открытии крематория снова стал действительным.
Предпосылки создания крематория в Москве
Вот, наконец, задумались о кремации. В начале 20 века стали распространять информацию об этом явлении. Средства массовой информации писали различные статьи, которые убеждали людей, что так будет лучше для страны, и, что в этом нет ничего плохого.
Так и был создан Московский крематорий. Кстати, он был не первым в России. Несколькими годами ранее существовал крематорий в Петрограде. Это сооружение было сделано «на скорую руку». Поэтому там была всего одна печь, но потом все развалилось и место было не пригодно.
Открытие первого крематория в Москве было вопросом, который обсуждали не только москвичи. Об этом говорили и в других регионах. Власти столицы хотели обратить внимание на то, что кладбищ везде крайне мало, они хотели добиться того, чтобы остальные регионы не прислушивались к Церкви, а поступали разумно.
Строительство Московского крематория
После создания указа о создании крематория, сразу началась застройка. Для строительства решили выбрать территорию района Шаболовки. А как вы думаете, как определились с моделью и планом постройки? На Донском кладбище находилась церковь. Ее должны были переделать в крематорий.
В двадцатых годах 20 века устроили конкурс, где участники должны были представить свои проекты строительства крематория. Те, кто отбирал победителей, обращали внимание на такие критерии, как уникальность здания, простота застройки и минимальные затраты при застройке.
Строительство сооружения начали после отбора самого подходящего проекта по всем пунктам.
Здание содержало в себе один этаж и подвал. На этаже построили зал для прощаний и помещение, где хранились все урны с прахом. В зале для прощаний стоял орган. В подвале были две печи. Кстати, они были очень качественные и служили долго. Также в подвале сделали два небольших помещения, в одном мыли трупов, в другом был морг.
Первая кремация в Москве
К концу 1926 стройку закончили, в этом же году провели первую кремацию. Официальные представители хотели распространить информацию так, чтобы это привлекло как можно больше людей. В журналах и газетах публиковали все подробности и детали первого погребения огнем в России. В статье в основном говорилось о том, сколько весил труп до и после кремации, сколько длилось погребение, и какие инструменты использовали при данной процедуре.
Крематорий во время смертных казней в 1930-х гг
Открытие крематория, безусловно, стало важнейшим событием того времени, и не потому что он был первым, а потому что именно в его стенах погребали тех, кого приговаривали к смертной казни. Это было официально разрешено. В первой половине 1935 года был создан документ. Кстати, стоит отметить, что казненных сжигали еще задолго до того, как был открыт первый крематорий в Москве. Это подтверждали обычные свидетели. В музее были представлены отрывки из дневника одного мирного жителя. Он писал, что получал информацию от источника, что каждую ночь к Донскому крематорию подвозят расстрелянных и погребают с помощью огня.
А еще информация поступила в музей и от лиц, которые допрашивали первого директора крематория. Он жил недалеко от здания. Дом его семьи находился на том же кладбище, что и крематорий. Когда его арестовали в начале сороковых, во время допроса он и рассказал некоторые подробности огненного погребения казненных. Все эти сведения находятся на выставке.
А какой факт для нашей редакции показался самым интересным, так это то, что казненных приказывали сжигать в крематории без очереди. Представители НКВД составляли специальный документ, который передавался директору крематория. Трупов привозили по ночам и оставляли прямо на улице около здания. Далее сотрудники крематория их забирали и относили в подвал, там засовывали в печь. (Кстати, директор помогал работникам). После этого нужно было обязательно составить и подписать документ, который подтверждал, что процедура кремации прошла успешно.
Лиц, приговоренных к расстрелу, иногда было много. Но не более сорока в день. В музее также хранятся свидетельства, которые подтверждают, что не всех трупов погребали с помощью огня. Некоторых закапывали в землю. До сих пор неизвестно, на какой территории они похоронены, но думаю, далеко они не ушли, скорее всего их похоронили на том же Донском кладбище.
Прах казненных тоже хоронили. Но, где именно, тоже неизвестно. Письменных подтверждений, конечно, нет, но если верить на слово Комитету государственной безопасности, было замечено только 3 захоронения пепла казненных на Донском кладбище. Работники этого кладбища утверждают то же самое.
В начале девяностых на кладбище появились памятные знаки и публикации для почета жертв несправедливой казни.
Также существовало общество жертв несправедливой казни. Его члены создали памятные книги, где были размещены отрывки о жизни расстрелянных, о том, кем они были. Также была книга, где была опубликована информация о том, что прах казненных был захоронен на Донском кладбище. Эти письменные памятники сначала хранились в крематории, затем их отдали сотрудникам другого центра.
Сколько просуществовал Донской крематорий
Несмотря на все старания власти, в советские годы идеи кремирования не приобрели значительно много сторонников. Что сыграло решающую роль? Трудно сказать однозначно, возможно те казни 30-х, возможно психологическая неготовность населения. Но в 90-х крематорий закрыли.
Здание, в стенах которого был крематорий, опять отдали Церкви. В конце девяностых возобновились религиозные службы. Но помещение, где хранился прах умерших, не закрыли. Оно до сих пор там находится, но допуска туда нет практически ни у кого. Зато на новом Донском кладбище есть колумбарий, куда пропускают всех. Там находится более семи тысяч урн.
Донской крематорий в наши дни
Сотрудники кладбища и крематория сейчас хотят немного усовершенствовать внешний вид своих территорий или сооружений. Но этот вопрос несколько раз откладывался, ибо перенести урны в другое место сейчас очень трудно.
В наши дни продолжают проводить различные мероприятия, посвященные истории Донского крематория. Например, в прошлом году прошла выставка, где был показан фильм об огненном погребении, продемонстрированы снимки крематория изнутри и выдержки из различных статей, где упоминались списки незаконно казненных лиц.
В заключение
Открытие первого Московского крематория было очень спорным вопросом. После долгой борьбы государственных деятелей и Церкви первые все-таки одержали победу. Это событие внесло огромный вклад в историю развития России. И несмотря на то, что это дело развивалось медленнее, чем на Западе, власти не переставали пропагандировать советскую идеологию.
Бесплатная помощь РИТУАЛ МФЦ
Специалисты Ritualmfc.ru готовы протянуть руку помощи в оказании бесплатной консультации! Наша цель — поддержать каждого, кто потерял близкого человека
✔ Решение любых ритуальных вопросов
✔ Помощь для всех жителей Москвы и МО
✔ Звоните прямо сейчас +7 (495) 018-3456