почему в италии не едят огурцы
Не за солеными огурцами. От чего страдают русские в Италии
Самые отвратительные соленые огурцы, которые я пробовала, были куплены в супермаркете в Калабрии. На вид они были ничего себе — классические огурчики с волнительными пупырышками. Но в каждом из них удивительным образом соединилась вся кислятина этого мира. Их вкус все еще свеж в моем воспоминании. Зачем производить на свет такое вот соленье, мне непонятно до сих пор. С момента той первой баночки в нашем холодильнике гостили еще несколько. Все их содержимое было жутко кислым и вызывало град слез. Эти огурцы не подходили даже для оливье, что едва не сорвало празднование Нового года. Мы их не использовали никак. Покупали баночку, пробовали по огурцу, кривились, рыдали и отправляли назад в холодильник. В оливье, кстати, пришлось добавлять оливки.
Бабушки моей нет на этих итальянцев! Она бы их не только огурцы солить научила, но и в целом жизни.
Соленые огурцы — не единственный продукт, которого нам недостает в Италии. Я, например, больше всего страдаю без гречки и творога.
“Ну неужели, — поначалу думала я. — В стране, где плодоносят даже черенки от лопат, не смогли вырастить гречку?”
Не смогли. Нет здесь гречки. Хоть в Грецию за ней плыви. От нас, кстати, относительно близко до Корфу. Вот, пожалуйста, на полке в магазине чечевица всех цветов радуги, нут такой и сякой, бледный и яркий кускус, про разнообразие риса я вообще молчу. А гречки нет вообще.
Прощай, гречка с овощами! И гречка с подливой тоже прощай! И гусь, нашпигованный щедро гречкой, с тобой мы тоже не увидимся… Будем перебиваться макаронами.
А главная печаль классического сибиряка в Италии — это отсутствие сала. Интересно, ведь калабрийская мясная промышленность процветает, и всех колбас в каком-нибудь местном магазине взглядом не окинуть. Лоснящиеся окорока, нежно-розовая ветчина, сводящие запахом с ума копчености, а сала нет! Сама бы посолила, но и сырое не продается.
С творогом обида тоже раздирает. Обильные, даже зимой зеленые луга не для пузатых ли коров, чьи грустные глаза так и просят превратить их молоко в творог? Да нет же! Вот рикотта, вот сто пятьдесят видов сыра на квадратный метр прилавка. А творога нет! Покупайте-ка, пожалуйста, Fiocci (продукт, похожий на зерненый творог) или что-то йогуртоподобное, кричат нам этикетки. Вкусное все, конечно, но не творог.
Еще здесь продается только вареная свекла. Почему, непонятно. Что постыдного в том, чтобы продать просто корнеплод? Я бы борщ из него сварила. Вареная свекла борщ не красит.
Но тяжелее всего приходится без обычной чайной заварки. Вообще чай здесь есть, но только в пакетиках. И знаете, отношение к нему так себе. Чайным коробочкам в супермаркетах выделяют оскорбительно маленькие полки на периферии в числе каких-нибудь странных напитков, вроде киселя из крыльев неоперившегося тутового шелкопряда или аптечной ромашки. Чай здесь считается скорее лекарством, он не вкусный, и мы его не покупаем. Но мне за него все равно обидно. Вот у кофе — целый стеллаж, а для чая выделена Камчатка какая-то.
Как же мы выживаем в таких условиях? Крутимся, как можем. С чаем, кстати, проблема решается проще всего. Мы пьем привозной чай. А для всего остального здесь есть румынские, украинские, белорусские, русские магазины. Сначала меня смущала вся эта национальная торговля и мы такие магазины игнорировали. Зачем, думала я, в Италии с ее разнообразными кулинарными традициями еще и они? Но со временем русской еды стало не хватать и мы стали все чаще посещать наш румынский магазин. За прилавком в нем — русскоговорящие продавцы. Все в нем прекрасно! И соленья, и творог, и свежая свекла, и даже — вы не поверите — наше родное сало!
different_rome
«If you think education is expensive, try ignorance» Derek Bok
По заказам некоторых читателей предлагаю вашему вниманию длинный, но легкоусвояемый и не нудный пост о питании в Италии. Из него вы узнаете, что итальянцы едят на обед и ужин, как встречают гостей и когда ходят в ресторан.
Едят в Италии по часам, это значит, что обед, завтрак и ужин приблизительно в одно и то же время. Редко кто вообще пропускает обед и тем более ужин, перекусы не приняты.
На обед жители «сапога» едят первое и второе. Первое здесь – это не суп. Супов на большей части Италии практически нет (нет их и в меню ресторанов), а там где есть (например, на севере страны), их едят, в основном, зимой.
Паста с разными соусами. Когда-то хозяйки делали ее сами, сегодня пасту покупают готовую. В северной Италии на первое возможен рис (Милан) или тортеллини (Болонья).
Второе – 1) мясо: котлеты, эскалоп из говядины или стейк, или 2) рыба. Овощной гарнир подается отдельно и едят его, как ни странно, уже после мяса или рыбы. На гарнир подают баклажаны или цукини гриль, артишоки (в сезон), тушеный цикорий или шпинат. Салат, который едят в конце, это свежая зелень с оливковым маслом: рукола, салат-латук, радиккьо (листовой цикорий), сельдерей, морковь. Не используются в принципе в салаты репчатый лук, его зеленые стебли и укроп. Хотя в продаже есть разные типа лука (шалот, красный лук, сладкий лук), но его добавляют только при приготовлении мяса или, например, зажарки для соуса для пасты. Нет в Италии салатов с майонезом с множеством ингридентов. Интересно, что в Италии практически не едят огурцы, следовательно, нет салата из помидоров и огурцов. Не едят еще и свеклу.
На заметку: в ресторанах мясо подают без гарнира и без прикрас (сливочные и другие соусы вообще не приняты). Если вы хотите овощи или же ту же картошку фри, это заказывается отдельно. В Италии вы не получите тарелку с мясом и двумя дольками помидора и кукурузой из банки рядом. А вообще, по сравнению с Россией или Америкой в Италии в целом едят меньше мяса.
Завершают обед сезонные фрукты и кофе эспрессо (стоя за стойкой в баре), а не чай.
В офисах не едят и не пьют чай – не положено по ТБ. Чайников и кружек на столах служащих здесь нет. Но бывают оборудованные комнаты-кухни с холодильником, чайником и микроволновкой, вот там и можно сделать кружку чаю (и там же выпить ее, никак не перед монитором). Есть также автоматы с горячими и холодными напитками и разными снеками. Кофе-пауза возле автоматов – неотъемлемый момент офисной жизни.
У детей в районе пяти часов дня случается перекус. Это могут быть неполезные промышленные сладости или домашний хлеб с нутеллой (шоколадно-ореховый крем), который так же популярен, как, например, в Америке арахисовое масло.
В Италии меньше разнообразия в молочных продуктах: нет привычной русским сметаны, простокваши, кефира и ряженки, но зато много видов сыров (твердых и мягких). Не очень распространены крупы (гречка, геркулес), но много бобовых – фасоль, чечевица, нут (турецкий горох).
Кстати, поскольку едят здесь по часам, то и рестораны открыты тоже только в обеденное время с 12 до 14.30-15.00 и на ужин (19.00 – 23.30). Поесть между 15 и 19 часами можно только в баре или в очень туристическом месте общественного питания.
В гости итальянцы приглашают часто. Еда – главная составляющая. Приглашают тоже по расписанию: на обед или ужин. Не бывает приглашений, скажем, к 16 часам. Потому что это как бы среди дня. Кстати, если итальянец окажется у кого-то в гостях (по другому поводу) между обедом и ужином, и ему предложат угоститься печеньем, конфетой и прочей выпечкой, он может отказаться, ссылаясь на скорый ужин и нежелание перебивать аппетит.
На ужин приглашают к 19.30 – 20.00. Ожидайте достойную смену блюд: закуска, первое, второе, фрукты, десерт, кофе, несколько разных вин и ликеров. На итальянском столе обычно нет мясной нарезки из колбас (разве что если в данном регионе это деликатес) и, как вы уже поняли, салатов с майонезом. Гости садятся за стол, на котором поначалу почти ничего не стоит. Начинают с антипасто (закуски): прошутто, оливки, креветки, салат из осьминога, овощи во фритюре, карпаччо из говядины и рыбы, моцарелла и др. Затем подают пасту. Иногда даже два вида разной пасты. Как вариант может быть лазанья или канеллони (макаронные трубочки с начинкой из мяса либо рикоттой со шпинатом). После первого тарелки сразу уносят и подают второе.
Мясные блюда : рулетики с овощной начинкой, тальята (тонкие ломтики вырезки), saltimbocca ( в южной Италии и особенно в Риме, дословно означает «прыгают в рот», говядина с прошутто и шалфеем).
Десерт обычно приносят приглашенные гости. Это пирожные-миньон или домашнюю выпечку, которые сопровождают десертным вином или ликерами.
На столе ничего не стоит от начала до конца трапезы. Вино к каждому блюду открывают новое. Водку, коньяк и прочие крепкие напитки не пьют. Они для ценителей, под сигару, например, но не за столом.
Между блюдами нет длинных пауз, из-за стола не встают, не выходят покурить на кухню.
После окончания трапезы гости перемещаются на диваны и общаются, желающие пьют кофе, а могут и за столом провести остаток вечера.
Посуду используют лучшую в доме, со всеми видами бокалов, вилок и ножей. Хотя, увы, в некоторых домах можно встретить пластиковые тарелки и стаканчики, возможно, не для всех блюд, но для десерта точно.
Как видите, рацион у итальянцев очень полезный: оливковое масло, овощи и фрукты, вода. Учитывая, что итальянцы по большому счету неспортивная нация, большинство из них все равно в хорошей форме, мужчины тоже. Думаю, несколько десятилетий назад итальянцы были еще более в форме, по-крайней мере женщины. Поскольку за продуктами они выходили на рынок каждое утро пешком, обходили не один прилавок и все несли домой в руках. Многие домохозяйки и сейчас покупают все каждый день или через день на рынке или у местного мясника и зеленщика, но большинство закупается раз в неделю.
У итальянцев много тараканов «правил» по поводу еды. Вы наверняка слышали о том, что капуччино не пьют после 11 утра. А еще вечером не едят апельсины и красный перец – они у них не перевариваются. Итальянцы не торопятся пробовать кухни народов мира, особенно опасаются азиатской кухни. Суши – это для золотой молодежи, обычные же итальянцы в субботу идут в пиццерию. Встречаются, и их немало, те, кто не пьет вино. Вообще. Такие приходят в бар или ресторан с друзьями и заказывают безалкогольный коктейль на весь вечер.
Вообще, тема еды в Италии бесконечна. Я могла бы рассказать, что можно купить в супермаркете и по какой цене, но об этом в следующих постах.
Новое в блогах
Тот самый Бильжо, который сажал солёные огурцы на острове Искья
© Предоставлено: Ginza Project
Андрей Бильжо неуловим для определений. То он доктор, то он писатель, то ресторатор. Не говоря о том, что он художник, и к тому же дизайнер. Его Петрович не просто каляка, как полагают завистники, а скрупулёзно сконструированный концепт, с выверенными до пятки пропорциями. Выпустил «Истории про еду» с изменениями и дополнениями.
С картинками и любовью описал советскую кухню, может не всегда вкусную, но именно на этой еде мы рванули в космос. И если через тысячу лет наши потомки захотят макарон по-флотски, то их матерям больше неоткуда будет взять рецепт, кроме как из книги Бильжо. Короче, наш доморощенный Леонардо. Он и поселился где-то неподалёку – в Венеции. А ещё он живёт в Москве. Где мы его и расспрашиваем.
Овощ десятого сорта
Ваша книга называется «Истории про еду». А на самом деле про гастрономические артефакты. А какое современное блюдо могло бы стать артефактом?
Никакое. Тут дело в отсутствии большого стиля, который распространялся на всё: от архитектуры до мебели. Последним стилем у нас был «стиль 60-х», отрицавший сталинские барокко и ампир. В те годы мир освободился от тоталитарного стиля, и не только у нас. И в Восточной Европе, и во Франции: вспомните обои с «палочками Коха», «Шербурские зонтики», треугольные табуретки, треугольную грушу Вознесенского. Эта лёгкость и освобождение и были последним большим стилем. А сегодня стиль – авторский. То есть стилей много, а значит ни одного. Дизайнерское бесстилье. То же самое случилось с едой. Все кухни смешались: европейская, азиатская – появился стиль «фьюжн», когда повар, если он настоящий художник, начинает смешивать. Иногда получается вкусно. Но выделить блюдо, которое бы несло в себе именно сегодняшнюю реальность, невозможно.
А разве руккола с креветками не стала символом 90-х? Во всех ресторанах подавали.
Вы уверены, что засолка огурцов – это раздел ботаники?
Да, потому что сначала надо научиться выращивать маленькие огурцы, которых в Италии нет. Итальянцы не едят огурцы. Огурец в Италии – это овощ десятого сорта.
Чего, кроме огурцов, не хватает в Италии русскому человеку?
О, русскому человеку может не хватать чего угодно! Вот, например, приносят ему в итальянском ресторане карту вин, а она его не устраивает, кажется слишком маленькой. И он просит принести другую карту, побольше, потому что не сомневается в том, что он хорошо разбирается в вине. А на самом деле он
ищет в этом меню то единственное вино, которое он знает. Да ещё и неправильно произносит его название. И хозяин в ужасе ему говорит: «Посмотрите! Здесь
четыреста вин всех провинций Италии! Четыреста! Но почему вы хотите только это?». Да потому что он русский. Он не хочет ничего из ваших глухих провинций. Он хочет из центра.
Крах калорийной булочки
Сейчас появилось немыслимое количество литературы про всевозможные кухни, гастрономию. Не свидетельствует ли это о появлении в России культуры еды?
Наша гастрономическая культура переживает период пубертатного криза, полового созревания, переходного возраста. Когда всё очень дисгармонично. Она переживает, мучается, познаёт новое. Люди ездят за границу, умные стараются попробовать что-то новое, дураки пытаются найти что-то своё.
А еда – это вообще часть культуры человеческой? А то мы заладили: «Культура, культура». А может, это и не культура вовсе, а просто еда.
Еда – это гигантская часть культуры. Она занимает такое же место как литература, изобразительное искусство. Когда ты понимаешь, как ты ешь, что ты ешь, зачем ты ешь, с кем ты ешь. Книги про еду интересно читать, потому что это один из основных инстинктов. Читать и смотреть про эротику также интересно, как читать и смотреть про еду. И это давно замечено, именно поэтому у Николая Васильевича Гоголя так подробно описано, кто и что ест и пьёт. У Чехова то же самое. Эротика и еда – две вещи, которые заставляют работать даже небогатое воображение. Слона с головой жирафа не каждый может представить. Но голую девочку Таню и котлету с гречневой кашей представит себе любой.
Вот запретят депутаты голую Таню, и все начнут снимать огурцы.
Так и есть. Во Франции, если женщина хочет обидеть мужчину, который, например, подрезал её на дороге, она так ему и говорит: «Корнишон!».
Выросло целое поколение, которое не пробовало советской еды. Новая еда создала нового человека?
Во всяком случае, отношение к еде изменилось: и к повседневной, и к праздничным застольям. Появился фаст-фуд, люди перекусывают, и уже нет никакого ритуала. Если раньше ходили в столовую, брали первое, второе, третье. Булочку с компотом, стакан сметаны. Я работал напротив столовой на Ленинградском шоссе, где останавливались дальнобойщики. Они брали обязательно стакан сметаны гранёный. Такого вообще теперь в столовых нету, чтобы человек ел сметану. Из стакана ложечкой с куском чёрного хлеба. Он брал полную или половину порции борща, часть сметаны из стакана он клал в этот борщ, а примерно две трети съедал потом, как самостоятельное блюдо. Второе шло с двойным гарниром, то есть котлета с двойной порцией картофельного пюре. И, наконец, компот с калорийной булочкой. Вот это был его обед – дальше он садился за руль и двигался в сторону Ленинграда.
Калорийная булочка! Сейчас такое и представить нельзя.
Вот именно! Всё это исчезло, и первым исчез культ калорийности! Калорийную булочку, которая стоила десять копеек: такую загорелую от большого количества яиц, жёлтую на срезе с изюмом, сегодня никто не будет покупать, потому что слово «калорийный» приобрело негативный оттенок. А раньше нужно было всех накормить, прибавить в весе. Пионерский лагерь прибавил в весе. Если мальчик похудел, то это беда. Он должен набрать. Взвешивали до, взвешивали после. Неважно, толстый мальчик или худой. Должен набрать.
Cейчас еду взвешивают, а не мальчиков.
Первое, что спрашивает моя мама, которой девяносто один год: «Ты поел?». Я с этим столкнулся в Китае, где у гостя первым делом спрашивают: «Ты покушал?». Видимо, это общий признак для всех необычных стран. Сегодня уже никто не объедается. Всё сокращается. И появилось много людей, к ним отношусь и я, это охотники за новыми вкусами. Я так много в своей жизни попробовал, что мне интересно поймать новый вкус. Если мне просто нужно утолить голод, то я вполне обхожусь моей любимой гречневой кашей с оливковым маслом, иногда посыпая её сыром пармиджано.
И какой новый вкус вы поймали последним?
Корюшку. Я работал на петербургском телевидении, узнал, что пошла корюшка, и попросил моих знакомых повести меня в лучший ресторан съесть корюшку. Свежая зажаренная корюшка, которая шла по Неве, не копчёная, а вот только-только. Это было очень вкусно! Я и в Москву привёз целую коробку зажаренной свежей корюшки, здесь утром продолжил с итальянским белым вином. Это было потрясение. Я даже стихотворение написал:
«Если на сердце болюшка, если случилось горюшко,
Если с супругой ссорушка, а у ребёнка корюшка,
Если горькая долюшка тянет на дно морюшка,
Спасение только в корюшке».
Я никак не могу понять, почему петербуржцы занимаются японскими ресторанами, там их больше всего, а не рекламируют корюшку в сезон. Поезда должны идти из Москвы в Петербург только ради того, чтобы в ресторанах есть корюшку.
Так то в сезон, а японская кухня – круглый год.
Для меня одна из главных загадок, это появление на рынке японских ресторанов в большом количестве. Почему они заняли столько места в российской культуре? Масса петербуржцев сидит в японских ресторанах и ест из пластмассовой посуды не самую лучшую еду, которую сами японцы никогда не ели.
А разве за границей не то же самое?
Для европейцев – итальянцев, французов – важна своя кухня. Итальянец не может без спагетти. Француз не может без сыра. В Венеции много китайцев, но там нет китайского или японского ресторанов. Там это не приживётся. Культура еды итальянской так высока, что итальянец пробует чужую кухню только за границей. У нас же почему-то влечение к иностранной кухне, мы приглашаем итальянских поваров, как будто у нас своих традиций не было. Они были, в отличие от англичан, например. Борщи, щи – это очень важные блюда. То, что мы едим, нам ещё диктует и климат, в котором мы живём. Я не буду есть в Италии щи из квашеной капусты. Ведь откуда она взялась, эта квашеная капуста. Она хорошо хранится, зимой можно открыть бочку, разбить слой тонкого льда, достать капусту и сварить из неё щи. Которые ещё и полезны, потому что вы круглый год получаете витамины. Это никуда не делось в народе, но этого не встретишь в русских ресторанах высокой кухни.
Народ вообще ест такое, чему мы в своих ресторанах и названий-то не знаем?
О, да! На Дальнем Востоке мне довелось есть блины из красной икры. Не с красной икрой, а из красной икры. Икры так много, что из неё делают муку и пекут такие блины. Кухня в России везде разная и часто совсем не такая, как в Москве.
Город со вкусом каракатицы
Вы наполовину живёте в Венеции. Какая она на вкус?
Вкус каракатицы со спагетти. Чёрные такие спагетти с белым вином – это очень вкусно. И это типично венецианское, больше нигде вам такого не приготовят. А ещё средиземноморская кухня, много рыбы, много пасты с морскими гадами, много белого вина. И венецианцы такие пьяницы, пьют вино и садятся за руль.
Вы в бытность врачом кодировали алкоголиков, может и венецианцев не мешало бы закодировать? Хотя бы некоторых.
А среди итальянцев нет алкоголиков.
Почему, доктор?
Во-первых, они пьют вино, а не водку. А во-вторых, если они и пьют граппу, то пьют её не так, как грузины чачу. Не стаканами, а одну рюмку в конце обеда. Они не выпивают бутылку граппы одну на двоих. А вот чёрные парни в Гваделупе выпивают бутылку пятидесяти пятиградусного рома на двоих, это я видел своими глазами. Но алкоголиками тоже не становятся. Наверное, ром хорошо расщепляется в чёрных парнях. И это единственный крепкий напиток, от которого на жаре не болит голова.
И снова про овощи.
Ваша фамилия сама звучит как название блюда. Если бы вам пришлось его приготовить, вы бы из чего его сделали?
Я думаю, что это было бы что-то овощное с лёгкой добавкой чего-нибудь морского. Что-нибудь близкое к рататую. Я считаю этот фильм гениальным. Авторы что-то поняли про ресторан: дело не в большом тазике с едой, а в маленьком кусочке, который уносит тебя в детство.
Вы говорили, что охотитесь за новыми вкусами, а оказалось – за старыми ассоциациями?
Почему в италии не едят огурцы
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
16 пищевых привычек итальянцев, о которых не знают
Нашла прекрасную статью, перепощу ее целиком, выделив свои комментарии италикой (кстати, вы знаете, что курсивный шрифт называется италикой в честь наклоненной пизанской башни?)
1. Приемы пищи строго по расписанию. Расписание такое: обед с 12:00 до 14:30. Ужин с 19:30 до 22:30. В перерывах между обедом и ужином ресторан закрывается
Да, я об этом писала в статье «Время работы в Италии». Некоторые рестораны еще работают до поздней ночи. до часу-двух, но они закрыты днем.
Да, только чаще не кофе, а капучино, подробнее я писала в статье «Как пьют кофе в Италии»
3. Пиццу итальянцы едят как отдельное блюдо, в ресторане каждый заказывает себе по одной и съедает целиком. Пицца не сочетается с другими блюдами.
4. Паста с курицей не существует.
Да, ни разу не видела и не слышала. У нас же подают с курицей и черносливом, например.
Ну знают, если много путешествуют, но удивляются, почему он считается итальянским. Надо у греков еще спросить, знают ли они о греческом салате.
Переводится как: перед пастой, то есть то, что едят перед основным блюдом
8. Кофе пьется после сладкого, а не вместе.
9. Чай пьют, когда болит живот или горло.
Ага, в баре не всегда понимают, чего от них хочешь, когда заказываешь чай. А перед сном пьют ромашку.
10. Запивать еду принято вином, пивом или водой. Сока или кока-колы в ресторане может и не оказаться.
Действительно, многие удивляются, что нет соков в ресторане. Просто еду не принято портить их вкусами.
Но вообще можно попросить пенне вместо спагетти, например, но действительно соусы продуманы так, чтобы наилучшим образом сочетаться с определенным видом пасты.
Хотя, ни разу под мясо не видела, чтоб белое подавали, или заказывали.
13. Пасту едят вилкой и ножом, а не вилкой и ложкой.
14. Тертым сыром посыпают только не-рыбные блюда.
Можно нарваться на тяжелый осуждающий взгляд, попросив к рыбному блюду пармезана. Писала об этом в статье «Как вести себя в итальянском ресторане»
Масло может быть разным: с веточкой орегано, с перцем, с трюфелем
16. Кофе с молоком (капучино, латте) пьется только на пустой желудок.
История каждого овоща. Про огурцы — очень познавательно!
История овощей начинается на заре современного человечества, когда охотники-собиратели покинули Африку и начали заселять всю планету.
Разводить полезные растения человек стал очень давно, ещё в каменном веке. Сначала люди собирали то, что давала природа и что можно было употребить в пищу — плоды, листья, семена.
Затем стали сохранять отдельные виды деревьев, кустарников, трав, которые давали им пищу. Потом возникло примитивное земледелие, когда люди стали разбрасывать семена полезных растений и собирать урожай.
Невольно древние земледельцы становились и стихийными селекционерами — ведь они отбирали растения с вкусными плодами, высокой урожайностью и другими полезными свойствами. В общем, все овощные растения имеют свои многовековые истории.
Вот некоторые из них:
Картофель.
Картофель появился в Европе сравнительно недавно — в 1565 году. Его привезли из Южной Америки испанские моряки.
Долог был путь этой культуры на наш стол. Сначала её выращивали в садах как декоративное растение, потом варили варенье из зелёных ягод и лишь затем стали употреблять в пищу клубни. Но и в 1800 году в Европе картофель был ещё такой редкостью, что его дарили друг другу в праздники.
Первая попытка распространения новой культуры была неудачной. Крестьяне не знали способности картофеля образовывать клубни и использовали в пищу семенные ягоды, что приводило к массовым отравлениям. Поэтому даже в 1830–1840-х годах случались «картофельные бунты» — крестьян насильно заставляли сажать картофель, который те называли «чёртовым яблоком».
Постепенно картофель завоёвывал новые площади, и в настоящее время его выращивают даже за Полярным кругом!
Помидоры.
Родина помидоров — та же Южная Америка. Дикие формы этого растения до сих пор встречаются в Перу, на Канарских и Филиппинских островах.
Считается, что помидоры в Европу были завезены испанцами в середине XVI века. Долгое время в европейских странах помидоры считались декоративным растением. В Германии горшками с помидорами украшали комнаты, во Франции — беседки, в Англии и России их выращивали в оранжереях среди редких цветов.
Но к середине XIX века помидор стал популярным и широко распространённым овощем.
Морковь.
Морковь — древнейший корнеплод, который человечество употребляет уже 4 тысячи лет. Морковь была известна древним грекам и древним римлянам.
Культивирование моркови продолжалось и в Средние века. Она была почётным блюдом при дворе императора Карла Великого. Но вплоть до XVI века считалась деликатесом.
Лишь в XVII веке европейцы начали разводить морковь повсеместно, и тогда же был выведен один из лучших её сортов — каротель. В это же время появились соусы из моркови, которые по сей день считаются деликатесными у немцев и французов.
Чеснок.
Чеснок, также как и лук, использовался ещё в Древнем Египте, о чём свидетельствует надписи на пирамиде Хеопса: им кормили воздвигавших эту пирамиду строителей. С незапамятных времён чеснок возделывается и в Китае. В китайской азбуке знак, обозначающий чеснок, — один из самых древних.
В Древней Греции чеснок охотно выращивали, но в повседневный рацион не включали, так как чесночный запах считался крайне неприятным, оскорбляющим чувства богов.
В Древнем Риме чеснок употребляли свободные граждане, причисляемые к бедноте. От римлян чеснок перешёл в средневековую Европу. Простой народ, лишенный полноценного питания, видел в чесноке источник здоровья.
Лук.
Лук с незапамятных времен возделывали египтяне, у которых он пользовался всеобщей любовью. В Древней Греции лук считался священным растением: луковица воспринималась как символ устройства Вселенной.
На празднествах в честь бога Пана — защитника лесов и полей — его скульптурные изображения осыпались луком. Однако именитые горожане в Древней Греции считали неприличным употреблять лук в пищу из-за стойкого резкого запаха.
Древние римляне заимствовали лук от греков. В Риме его потребляли люди всех званий и сословий, ежедневно съедая порцию лука. Во избежание неприятно запаха лук заедали листьями петрушки и грецкими орехами.
От римлян лук перешел к древним германцам, которые, желая похвалить или возвеличить человека, сравнивали его с луком. Цветами лука украшали отличившихся в боях героев. В Испании и Португалии лук до сих пор составляет существенный компонент ежедневного рациона.
Фасоль.
Первое упоминание о фасоли встречается в древних китайских летописях, относящихся к 2800 году до нашей эры. В те далёкие времена китайцы варили фасоль с рисом, как это теперь делают в Индии, Японии, Корее и на Филиппинских островах.
Фасоль была известна и древним римлянам. Из неё приготовляли знаменитое в то время косметическое средство, заменявшее римлянам пудру. По их мнению, оно превосходно освежало кожу и разглаживало морщины.
В Америке индейцы с древних времён выращивали фасоль и использовали её в пищу. После открытия Америки блюда из фасоли начали готовиться в Европе.
Из Америки пришли в Европу и декоративные виды фасоли, плоды которых вполне съедобны. Декоративную фасоль разводят в садах как красиво цветущее, причудливо вьющееся растение.
Огурцы.
Родиной огурца считают Индию, где до сих пор встречается один из его диких видов. В Индии огурец вошёл в употребление по меньшей мере за 3000 лет до нашей эры.
Изображения огурца на жертвенных столах, встречающиеся на памятниках древних египтян, доказывают, что и они знали и любили этот овощ. В храме Дахирэль-Барс окрашенные в зелёный цвет огурцы изображены вместе с виноградом. А в Греции во времена Гомера даже существовал город Сикион — «город огурцов».
Древние римляне круглый год выращивали огурцы в парниках и солили их в кадках. Уже в глубокой древности огуречный сок зарекомендовал себя как незаменимое косметическое средство, очищающее и предохраняющее кожу. Толчёные огуречные семена примешивали к пудре, растёртый огурец применяли для разглаживания морщин.
Едва ли не первыми из народов, общавшихся с Византией, разводить огурцы начали славяне. А от них огурец попал к немцам.
Красный перец.
Родиной красного перца принято считать тропическую часть Америки. В Перу в древних захоронениях обнаружены плоды этого растения. Возможно, индейцы почитали перец как священное растение.
До сих пор в зоне тропических лесов Южной Америки красный (чилийский) перец произрастает в диком виде.
Первым европейцем, познакомившимся со жгучим перцем, был Колумб. Судя по записям, которые он сделал в своем дневнике, произошло это 15 января 1493 года на Гаити, где он отведал жгучего соуса из местных плодов.
Перец был привезен Колумбом в Испанию вместе с фасолью, табаком и другими экзотическими овощами. Сначала его выращивали как лекарственное растение, но вскоре оригинальный экзотический овощ попал на кухню и стал употребляться как пряность.
Капуста.
Кочанная капуста — одна из древнейших овощных культур, выращиваемых в Средиземноморье и Южной Европе более 4,5 тысяч лет.
По одному из сказаний, громовержец Юпитер, трудясь над разъяснением двух противоречивых изречений оракула, от страшного перенапряжения обливался потом. Несколько крупных капель скатились с чела отца богов на землю. Вот из этих капель и выросла капуста.
Крестьяне Древнего Рима особенно любили капусту с солониной и бобами. А древнегреческий естествоиспытатель и философ, один из первых ботаников древности Теофраст в знаменитом труде «Исследования о растениях» довольно подробно описал три сорта капусты, которые в те далекие времена возделывали афиняне.
Древние греки и римляне вообще придавали капусте огромное значение, считая её лекарством, излечивающим практически все болезни. А в Средние века интерес к капусте в Европе только возрос: знаменитый учёный, философ и врач Ибн Сина (Авиценна) отвёл капусте довольно много места в своей энциклопедии теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки».
Редька и редис.
Родиной редьки считают Египет и Китай. О культивировании редьки в Древнем Египте говорят надписи на пирамиде Хеопса. Из семян редьки в Египте приготовлялось широко распространённое в древнем мире растительное масло, которое также производили и древние китайцы.
Из Египта редька попала в Древнюю Грецию и, таким образом, в Европу. В дни празднеств, посвященных Аполлону, греки приносили в дар к его алтарю изображение трёх главных, по их понятиям, корнеплодов — редьки, свёклы и моркови.
Редиска — ближайшая родственница редьки, но происхождение её более позднее. Считается, что редиска появилась в Средневековье в результате селекции редьки.
Шпинат.
В диком виде шпинат произрастает в Передней Азии. Его культивирование началось, как принято считать, в Персии. По Великому шёлковому пути он был привезён в Китай, где в середине VII века получил имя «персидского овоща».
В средиземноморском регионе первые сведения о выращивании шпината обнаруживаются в трёх арабских сочинениях XI века. Шпинат был одним из популярнейших овощей арабского мира, которому посвящали специальные трактаты.
Жителям христианской Европы (первоначально Сицилии и Испании) этот овощ стал известен не позднее XIII века. В Средние века возделывалась форма шпината с заострёнными семенами, к нашему времени практически забытая. В Италии XV века этот овощ рассматривался как весенняя зелень, прекрасно подходящая для употребления во время Великого поста.
При французском королевском дворе моду на употребление шпината ввела итальянка Екатерина Медичи. Она требовала, чтобы шпинат подавали к столу во время каждого приёма пищи. Именно в середине XVI века в Европе получил распространение шпинат современного типа — без горечи, с широкими листьями и круглыми семенами.
Свёкла.
Дикорастущая свёкла до сих пор встречается в Иране, на побережье Средиземного, Чёрного и Каспийского морей, а также в Индии и Китае.
За 2 тысячи лет до нашей эры свёкла была известна, но нелюбима в Древней Персии, где её считали символом ссор и сплетен и в основном использовали как лекарственное растение. Лишь за 800 лет до нашей эры в горных районах передней Азии начали разводить свёклу как корнеплодный овощ.
Разводили её и в Древней Греции. Символом ссор считали свёклу также древние римляне, но это не помешало им включить её в число любимейших кушаний. Они употребляли в пищу не только корни, но и листья.
Римский император Тиберий повелел, чтобы покорённые Римом древние германцы поставляли дань в виде свёклы, что способствовало широкому распространению этого овоща на Рейне.
Кабачки.
Кабачок происходит из северной Мексики (Оахакская долина), где первоначально в пищу употреблялись только его семена.
В Европу кабачок попал в XVI веке вместе с другими «диковинами» из Нового Света. Вначале кабачки выращивались в ботанических садах.
В XVIII веке итальянцы первыми стали использовать недозревшие кабачки в пищу.
А теперь его широко применяют в своей кухне многие народы. Например, кабачок часто встречается в средиземноморской кухне. А жители Прованса любят фаршированные цветки кабачков.
Имбирь.
Происходит имбирь из стран Южной Азии. Сегодня этот ароматный корень выращивается в Китае, Индии, Индонезии, Австралии, Западной Африке, Ямайке, Барбадосе.
В Средние века имбирь был завезен в Европу, где использовался в качестве пряности и лекарства. В частности, имбирь считался одним из основных средств для профилактики чумы. Купцы рассказывали, что имбирь растёт на краю света в стране троглодитов, которые зорко его стерегут, чем ещё больше поднимали и без того немаленькую цену на чудодейственный корень.
В начале XVI века имбирь одним из первых был завезён в Америку, и быстро там распространился. Его по сей день используют не только в кулинарии, но и в медицине и даже косметике.
Артишоки.
Артишок был введён в культуру задолго до нашей эры. Родиной артишока считают Средиземноморье.
Культивируемую разновидность артишока стали разводить с XVI века в Италии и Франции. В настоящее время он широко распространен в странах Западной Европы, особенно в Италии, Франции, Греции, Германии, Великобритании, в меньшей степени в США, Канаде и Латинской Америке.
Особенно популярным артишок стал во Франции, где его посевы ежегодно занимают свыше 10 тысяч гектаров. Французы уже несколько веков демонстрируют приверженность этому растению. В этой стране выведены и лучшие его сорта.