превентивная консервация музейных коллекций
Превентивная консервация музейных коллекций
[1] Ст. 3 Устава – см. Международный совет музеев ИКОМ. Кодекс профессиональной этики. Издание Советского комитета ИКОМ, 1989 г.
Среди основных направлений музейной деятельности на первом месте после «приобретения» находится именно «хранение». В любом виде музейной деятельности мы должны руководствоваться принципом сохранности объекта. Ответственность за хорошее состояние коллекций несут все и каждый. Общество доверило нам культурные и исторические ценности, мы должны передать их последующим поколениями в неповрежденном виде. Сохранить прошлое для будущего – вот наша главная задача.
Хранение, сохранение, превентивная консервация, консервация (профилактика), реставрация фондов
Понятие «музейное хранение» достаточно широкое и включает в себя систему учета музейных предметов и программу их сохранения. Меры по сохранению фондов могут быть разделены на три категории: превентивная консервация, консервация (профилактика) и реставрация.
Значение превентивной консервации
Термин «превентивная консервация» введен в 60-е годы американскими специалистами, хотя сама идея достаточно стара. В программу превентивной консервации «входят действия, предпринимаемые для задержания или для предотвращения повреждения объектов культурного наследия путем обеспечения оптимальных условий содержания, хранения, использования». [1]
Задачи превентивной консервации – замедлить процесс разрушения музейных предметов, стабилизировать их состояние.
.1 «Кодекс этики», стр.39.
В программу превентивной консервации входят следующие шаги:
· Создание и постоянное поддержание стабильного музейного микроклимата.
· Исследование фондов с точки зрения их сохранности, составление паспортов сохранности на каждый музейный предмет.
· Составление списков очередности и срочности реставрации.
· Фазовая консервация: помещение «больных» объектов в специальные защитные приспособления: микроклиматические контейнеры, папки, коробки и футляры из нетоксичных материалов (например, из картона и бумаги т.н. «архивного качества»). Эти меры помогут отделить объекты плохой сохранности от «здоровых», защитить их от дальнейших механических и климатических повреждений.
Соотношение превентивной консервации и реставрации
Правильный контроль окружающей среды представляет собой то основание, на котором держится вся остальная деятельность по обеспечению сохранности фондов. Если музейные предметы будут продолжать храниться в неподходящих условиях, все остальные меры не будут иметь абсолютно никакого значения.
Реставрация не является панацеей. Никакая реставрация – даже самая осторожная и тщательная – не дает гарантии долговечности объекта, если он опять будет помещен в неправильные условия хранения. Большинство механических и химических повреждений объектов в принципе необратимо. Легче болезнь предупредить, чем лечить.
Программа сохранения музейных фондов
Общие меры безопасности
· Охрана прилегающей территории и здания
· Предупреждение преступного и антиобщественного поведения
· Меры безопасности в экспозиционных залах
· Обеспечение безопасности фондов
Меры, направленные на поддержание сохранности
· оценка факторов, которые могут стать причиной нарушения режима хранения;
· планирование мер готовности к стихийным бедствиям:
· оценка состояния фондов и составление плана консервации и реставрации:
· составление списков предметов, нуждающихся в реставрации,
Консервация в музеях
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 00:22, курсовая работа
Краткое описание
Цель работы: изучить роль консервации и научной реставрации в музеях.
Задачи работы:
1. Изучить цели и задачи консервации;
2. Изучить цели и задачи научной реставрации;
3. Рассмотреть основные методы консервации и реставрации;
4. Сделать выводы о проделанной работе.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………. 3
Глава I. Консервация в музеях………………………………………..5
• §1. Превентивная консервация музейных коллекций……………..5
• §2. Значение музейной консервации………………………………..9
•2.1 Режимы хранения при консервации…………………………….11
•2.2. Полевая консервация археологических находок……………..13
2. Глава II. Научная реставрация…………………………………….14
•§1.Предпосылки формирования реставрации в России…………..14
•§2. Значение научной реставрации в музеях……………………….18
Заключение……………………………………………………. 23
Список литературы…………………………………………………….25
kursovaya_Terekhova (1).docx
Глава I. Консервация в музеях………………………………………..5
• §1. Превентивная консервация музейных коллекций……………..5
• §2. Значение музейной консервации………………………………..9
•2.1 Режимы хранения при консервации…………………………….11
•2.2. Полевая консервация археологических находок……………..13
2. Глава II. Научная реставрация…………………………………….14
•§1.Предпосылки формирования реставрации в России…………..14
•§2. Значение научной реставрации в музеях……………………….18
Сохранение культурного и исторического наследия — одна из важнейших проблем, стоящих перед мировым сообществом. Во всём мире отмечается значительный рост посещений музеев и организаций передвижных выставок. Огромный пласт объектов культуры, хранящихся в музеях, в связи с этим подвергается дополнительным нагрузкам, и в этих условиях задача их сохранения становится особенно актуальной.
Деятельность современных социокультурных институтов — музеев, библиотек, архивов направлена не только на собирание и изучение памятников, но и на продление их существования как материальных объектов. Очевидно, что проблема сохранения музейных предметов возникла одновременно с появлением музеев.
Опыт музейного хранения неизбежно должен был привести к исследованиям, связанным с необходимостью замедлить процессы старения экспонатов.
Цель работы: изучить роль консервации и научной реставрации в музеях.
Объектом исследования данной работы являются консервация и научная реставрация в музеях.
Предмет исследования: значение консервации и научной реставрации.
Методы исследования: в качестве основного был использован описательный метод исследования, включающий приемы анализа и обобщения.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении мы определили цель работы, задачи, объект и предмет исследования. В первой главе мы исследуем цели и задачи музейной консервации и определим основные способы консервации музейных предметов. Вторая глава посвящена научной реставрации музейных предметов. В заключении представлены выводы о проделанной работе.
Глава I. КОНСЕРВАЦИЯ В МУЗЕЯХ.
§1. Превентивная консервация музейных коллекций.
В настоящее время нет, пожалуй, ни одной области знания, которая не обращалась бы к проблемам сохранения и использования культурного наследия. Гуманитарные науки рассматривают культурное наследие как феномен и как предмет культурологического осмысления. Интерес естественных наук направлен, главным образом, на объекты материальной культуры, что, в первую очередь, выражается в обеспечении их физической сохранности.
Не следует преуменьшать значимость этой области деятельности, потому что именно физическое существование объектов материальной культуры даёт возможность для их изучения и осмысления как духовного опыта предшествующих поколений. Наследуя культурное достояние, современное общество также принимает и задачи его сбережения.
Ранний пример обращения к проблеме сохранения музейных ценностей можно обнаружить в работе гамбургского учёного Каспара Фридриха Найкеля «Музеография», изданной в 1727 году и ставшей одним из первых примеров своеобразного руководства для музеев, галерей и библиотек Европы. 1 В ней автор даёт инструкции, как избежать проблем влажности, выставляя объекты в помещениях с юго-восточной ориентацией, и как защититься от насекомых-вредителей.
Область исследования, связанную с проблемами среды нахождения объектов культуры, хранящихся в музеях, в последние десятилетия называют «музейная климатология», или «превентивная консервация». Само появление этих терминов во второй половине прошлого века свидетельствует о признании того факта, что для сохранения музейных предметов важна среда их нахождения, или музейный микроклимат.
Однако начало формирования научных основ этой важнейшей области музейной деятельности по сохранению коллекций было положено в 1967 году, после проведения Интернациональным институтом консервации исторических и культурных объектов конференции по музейной климатологии в Лондоне, где обсуждались вопросы воздействия влажности воздуха, света, загрязнителей воздуха на музейные предметы.
В нашей стране со второй половины 1960-х гг. научно-исследовательская работа по изучению оптимальных условий хранения ведётся во Всесоюзном научно-исследовательском институте реставрации (ВНИИР) (Сейчас ГосНИИР). Здесь был создан сектор музейной климатологии, который в 1981 году преобразован в лабораторию музейной климатологии. Изучение параметров микроклимата музеев и памятников культовой архитектуры проводится в лаборатории по двум основным направлениям: температурно-влажностный режим и световой режим.
В 1970−1980-х гг. в крупнейших российских музеях появляются отдельные сотрудники, которые занимаются вопросами музейной климатологии. И, как результат нового понимания существующей проблемы, их исследования приводят к созданию секторов, лабораторий, отделов музейной климатологии. Примером здесь могут служить такие крупные музеи, как Государственный Эрмитаж и Государственный Русский музей.
Развитие музееведения как научной дисциплины не обходит своим вниманием и проблемы «среды обитания» музейных экспонатов. Теория тезаврирования включает в себя исследования, связанные с задачей охраны музейных предметов путём создания определённого режима хранения — температурно-влажностного, светового, биологического и т. д.
В последние годы, говоря о режиме хранения экспонатов, в музейном мире всё чаще используют термин «музейный микроклимат». В 2007 году Комитет по консервации ICOM и Национальный музей Дании организовали Международную конференцию по музейному микроклимату. Доклады участников охватывали практически все вопросы, связанные с воздействием на произведения искусства окружающей среды — от изменений температуры и влажности воздуха в музейных помещениях до хранения экспонатов в замкнутых объёмах без кислорода для замедления процессов старения.
Комплексное рассмотрение проблематики музейной климатологии невозможно без определения того, что же такое микроклимат музея. Согласно ГОСТ 30494-96, «микроклимат помещения — состояние внутренней среды помещения, оказывающее воздействие на человека, характеризуемое показателями температуры воздуха и ограждающих конструкций, влажностью и подвижностью воздуха». 2 Для задач музейного хранения правомерно будет сказать, что микроклимат музейного помещения — это состояние его внутренней среды, оказывающее непосредственное воздействие на экспонаты.
В настоящее время состояние внутренней музейной среды, или музейный микроклимат, определяют следующими характеристиками:
— температура и влажность воздуха,
— биологическое состояние музея,
— температура и влажность ограждающих конструкций музея,
Обращаясь к составляющим музейного микроклимата, мы считаем важным отметить, что представление о нём применительно к задачам музейного хранения несколько шире традиционного понимания микроклимата помещений.
Целью создания оптимального режима хранения является замедление процессов старения материалов, а значит, и продление существования музейных коллекций. Поддержание благоприятных условий хранения не предполагает активных воздействий на объект, что важно для сохранения его исторической и художественной подлинности. И здесь особое значение имеет профилактический характер мер по сохранению, то есть по консервации объектов.
Исследования в области сохранения объектов культурного наследия в последние десятилетия привели к возникновению среди специалистов понятия «превентивная консервация». Этим термином, в отличие от известных ранее терминов «консервации» и «реставрации», обозначается особая сфера деятельности по предупреждению старения и разрушения объектов культуры и искусства.
Именно предупредительный характер такой деятельности и привёл к появлению термина « превентивная консервация» (Prevent(англ.) — предотвращать, предупреждать).
В составе ICOM-CC существовали рабочие группы по световому и климатическому контролю, контролю биоповреждений и контролю перевозок произведений искусства, которые в 1993 году были объединены в рабочую группу по превентивной консервации. В 1996 году в её состав вошла группа по предупреждению катастроф.
Таким образом, понятие «превентивная консервация» охватывает довольно большую область профилактической деятельности по сохранению объектов культурного наследия, и оно, пожалуй, несколько шире, чем понятие «музейная климатология», потому что выходит за рамки, ограниченные микроклиматическими условиями хранения в музее.
§2. Значение музейной консервации.
В современном музееведении понятие «консервация» имеет два аспекта рассмотрения:
2) консервация как различного рода охранительные меры.
Консервация и сохранение музейных ценностей – задача хранителей. Увы, иногда даже в тех случаях, когда экспонаты передавались в музеи и хранились в правильно оборудованных помещениях, никто не может с уверенностью сказать, сохранился ли, например, первоначальный цвет или фактура предмета.
Музейная консервация отличается от архивной и библиотечной, в первую очередь, следующими факторами:
Работа хранителей – предупредить проблему старения и разрушения экспонатов, чтобы ее не пришлось решать экстренным вмешательством. При этом в их обязанности также входит принятие важных своевременных решений о чистке экспоната или его частичном ремонте, а также тщательная подготовка документации на экспонат и протоколирование работ, проводимых над ним.
Консервация должна заключаться в том, чтобы создать такие условия для предмета, в которых разрушительные процессы будут устраняться или хотя бы тормозиться, приостанавливаться; вместе с этим будет замедляться и естественное старение предмета.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ ПРЕВЕНТИВНАЯ КОНСЕРВАЦИЯ МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ И ЕЕ РОЛЬ В СОХРАНЕНИИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
1 Ю. Ю. Оганесова ПРЕВЕНТИВНАЯ КОНСЕРВАЦИЯ МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ И ЕЕ РОЛЬ В СОХРАНЕНИИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Статья посвящена малоизученной проблематике сохранения культурного наследия в музее. Превентивная консервация является необходимым условием физической сохранности музейных коллекций. В статье кратко характеризуется история проблемы, систематизируется терминология, даётся характеристика микроклиматических параметров и обобщаются методы по оптимизации музейного микроклимата. Ключевые слова: превентивная консервация, музейная климатология, музейный микроклимат, хранение в музеях. Ju. Oganesova PREVENTIVE CONSERVATION OF MUSEUM COLLECTIONS AND ITS ROLE IN THE PRESERVATION OF CULTURAL HERITAGE The article regards the issues of the conservation of cultural heritage in museums. Preventive conservation is a necessary condition for the physical preservation of museum collections. The article gives a brief summary of the history of the problem, systematizes terminology, describes microclimatic parameters and summarizes the methods for optimizing museum microclimate. Keywords: preventive conservation, museum climatology, museum microclimate, conservation in museums. В настоящее время нет, пожалуй, ни одной области знания, которая не обращалась альной культуры даёт возможность для их физическое существование объектов матери- бы к проблемам сохранения и использования культурного наследия. Гуманитарные предшествующих поколений. Наследуя куль- изучения и осмысления как духовного опыта науки рассматривают культурное наследие турное достояние, современное общество как феномен и как предмет культурологического осмысления. Интерес естественных также принимает и задачи его сбережения. Деятельность современных социокультурных институтов музеев, библиотек, наук направлен, главным образом, на объекты материальной культуры, что, в первую очередь, выражается в обеспечении их физической сохранности. архивов направлена не только на собирание и изучение памятников, но и на продление Не следует преуменьшать значимость этой их существования как материальных объектов. области деятельности, потому что именно 363
2 Сохранение культурного и исторического наследия одна из важнейших проблем, стоящих перед мировым сообществом. Во всём мире отмечается значительный рост посещений музеев и организаций передвижных выставок. Огромный пласт объектов культуры, хранящихся в музеях, в связи с этим подвергается дополнительным нагрузкам, и в этих условиях задача их сохранения становится особенно актуальной. Очевидно, что проблема сохранения музейных предметов возникла одновременно с появлением музеев. Опыт музейного хранения неизбежно должен был привести к исследованиям, связанным с необходимостью замедлить процессы старения экспонатов. Ранний пример обращения к проблеме сохранения музейных ценностей можно обнаружить в работе гамбургского учёного Каспара Фридриха Найкеля «Музеография», изданной в 1727 году и ставшей одним из первых примеров своеобразного руководства для музеев, галерей и библиотек Европы [6]. В ней автор даёт инструкции, как избежать проблем влажности, выставляя объекты в помещениях с юго-восточной ориентацией, и как защититься от насекомых-вредителей. Примечательно, что проблемы, поднятые в «Музеографии», и по сей день остаются актуальными для сохранения культурного наследия. Область исследования, связанную с проблемами среды нахождения объектов культуры, хранящихся в музеях, в последние десятилетия называют «музейная климатология», или «превентивная консервация». Само появление этих терминов во второй половине прошлого века свидетельствует о признании того факта, что для сохранения музейных предметов важна среда их нахождения, или музейный микроклимат. Первое упоминание термина «музейная климатология» можно найти в работе Дж. Г. Плендерлиса и П. Филиппота «Климатология и хранение в музеях». Авторы определяют музейную климатологию как науку, изучающую условия, совокупность которых создаёт климат музея, и призванную ответить на вопрос, какое состояние воздуха является наиболее благоприятным, чтобы надолго сохранить предметы искусства и культуры [5, c. 249]. Однако начало формирования научных основ этой важнейшей области музейной деятельности по сохранению коллекций было положено в 1967 году, после проведения Интернациональным институтом консервации исторических и культурных объектов (International Institute for Conservation of Historic and Artistic Works (IIC)) конференции по музейной климатологии в Лондоне, где обсуждались вопросы воздействия влажности воздуха, света, загрязнителей воздуха на музейные предметы [2]. В нашей стране со второй половины х гг. научно-исследовательская работа по изучению оптимальных условий хранения ведётся во Всесоюзном научно-исследовательском институте реставрации (ВНИИР) (Сейчас ГосНИИР). Здесь был создан сектор музейной климатологии, который в 1981 году преобразован в лабораторию музейной климатологии. Изучение параметров микроклимата музеев и памятников культовой архитектуры проводится в лаборатории по двум основным направлениям: температурно-влажностный режим и световой режим. В х гг. в крупнейших российских музеях появляются отдельные сотрудники, которые занимаются вопросами музейной климатологии. И, как результат нового понимания существующей проблемы, их исследования приводят к созданию секторов, лабораторий, отделов музейной климатологии. Примером здесь могут служить такие крупные музеи, как Государственный Эрмитаж и Государственный Русский музей. Развитие музееведения как научной дисциплины не обходит своим вниманием и проблемы «среды обитания» музейных экспонатов. Теория тезаврирования включает в себя исследования, связанные с задачей охраны музейных предметов путём создания определённого режима хранения темпера- 364
4 ва, которые в 1993 году были объединены в рабочую группу по превентивной консервации. В 1996 году в её состав вошла группа по предупреждению катастроф. Таким образом, понятие «превентивная консервация» охватывает довольно большую область профилактической деятельности по сохранению объектов культурного наследия, и оно, пожалуй, несколько шире, чем понятие «музейная климатология», потому что выходит за рамки, ограниченные микроклиматическими условиями хранения в музее. Можно сказать, что музейная климатология часть превентивной консервации объектов культурного наследия. Возвращаясь к теме микроклиматических условий хранения, мы считаем необходимым подчеркнуть важность и объёмность деятельности по превентивной консервации объектов культуры, находящихся в музеях. Именно музеи являются важнейшими социокультурными институтами, обеспечивающими сохранение и трансляцию культурных ценностей, предметов и памятников национального наследия, поэтому микроклимат это совокупность условий среды, которые воздействуют на музейный предмет, независимо от того, где он находится в фондохранилище, в постоянной экспозиции, на выставке или в транспортировочном ящике во время перевозки. Значимость этой области музейной деятельности трудно переоценить, следовательно, возрастает не только практическое значение, но и научная актуальность разработки проблем музейной климатологии. В последние годы отмечается рост заинтересованности музейных сотрудников в знаниях, связанных с микроклиматическими условиями хранения экспонатов. Этой теме посвящены обучающие семинары в отделе музейной климатологии Государственного Русского музея для сотрудников музеев России. В лаборатории музейной климатологии ГосНИИР проводится обучение хранителей и студентов, даются рекомендации по нормализации микроклимата музеев. Опыт, накопленный в этой области, даёт основания предположить, что организация микроклиматического контроля в музее сводится к следующим задачам: определение характеристик микроклимата и микроклиматических норм хранения; выбор необходимых измерительных приборов и методов замеров; организация обработки и оценки результатов измерений; оптимизация музейного микроклимата. Первые три задачи можно условно отнести к «климатологической» деятельности музея, так как она связана, в первую очередь, с контролем микроклимата. Создание оптимальной среды хранения в музее самая объёмная и сложная задача музейной климатологии, которая, кроме общеизвестных приёмов, часто требует нестандартных, специфических решений для каждого конкретного музея. Различия в проблемах создания благоприятных микроклиматических условий могут быть связаны с архитектурными особенностями зданий, с используемыми в них инженерными системами, с самими материалами хранимых экспонатов (металлы, кость, дерево, бумага, ткани и др.). Оптимизация микроклимата любого музея заключается в мерах по защите экспонатов от разрушающих факторов и созданию благоприятной среды хранения с помощью технических средств, приборов, материалов и пр. Эмпирический и теоретический уровни осмысления изучаемой проблематики позволяют выделить основные способы оптимизации музейного микроклимата, которые являются общими для всех музеев. В приведенной ниже таблице представлены микроклиматические характеристики и меры по их поддержанию на оптимальном уровне. 366
5 Превентивная консервация музейных коллекций и ее роль в сохранении Микроклиматическая характеристика Световая среда Температурно-влажностный режим (ТВР) Температура и влажность ограждающих конструкций Подвижность воздуха Загрязнение воздуха Биологическая среда Звук и вибрация Методы оптимизации 1. Защита от естественного света. 2. Выбор безопасного осветительного оборудования 1. Защита от неблагоприятного воздействия наружного воздуха путём регулировки естественной и принудительной вентиляции. 2. Использование СКВ и систем отопления для создания благоприятного ТВР. 3. Использование локальных средств климатизации (увлажнители, осушители, кондиционеры воздуха, сорбенты) 1. Периодический контроль температуры и влажности стен здания, особенно в холодную половину года. 2. Своевременный ремонт гидроизоляции, фасадов, кровли, водостоков. 3. Изоляция экспонатов от наружных стен с помощью специальных вставок, фальшстен и т. д. 1. Регулировка СКВ, систем отопления для уменьшения воздушных потоков. 2. Выбор безопасных мест размещения экспонатов 1. Использование музейного оборудования, не выделяющего вредных веществ. 2. Использование витрин, чехлов и т. д. для защиты экспонатов от пыли. 3. Использование сорбентов поглотителей газовых загрязнителей. 4. Установка защитных экранов в форточки при проветривании. 5. Своевременная замена фильтров в СКВ. 6. Регулярная уборка помещений и обеспыливание экспонатов 1. Соблюдение ТВР, препятствующего росту грибов (Т 6 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. ГОСТ Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях Введ М.: Изд-во стандартов, с. 2. Contributions to the London Conference on Museum Climatology / Ed. by G.Thomson. London: International Institute for Conservation of Historic and Artistic Works, p. 3. Guichen G. Preventive conservation: a mere fad or far-reaching change? // Museum International. Paris, Vol P Museum Microclimates, contributions to the Copenhagen Conference November 2007/ e d. by T. Padfield and K. Borchersen. Copenhagen: National Museum of Denmark, p. 5. Plenderleith H. J., Philippot P. Climatology and conservation in museums //Museum. Paris, Vol. XIII. 4. Р SeroArt: Lambert S. Italy and the history of preventive conservation [Электронный ресурс] /Lambert, S., 2010 Режим доступа: свободный. Загл. с экрана. REFERENSES 1. GOST Zdanija zhilye i obshchestvennye. Parametry mikroklimata v pomewenijah Vved M. : Izd-vo standartov, s. 2. Contributions to the London Conference on Museum Climatology / Ed. by G.Thomson. London: International Institute for Conservation of Historic and Artistic Works, p. 3. Guichen G. Preventive conservation: a mere fad or far-reaching change? // Museum International. Paris, 1999.Vol P Museum Microclimates, contributions to the Copenhagen Conference November 2007 / Ed. by T. Padfield and K. Borchersen. Copenhagen: National Museum of Denmark, p. 5. Plenderleith H. J., Philippot P. Climatology and conservation in museums // Museum. Paris, Vol. XIII. 4. R SeroArt: Lambert S. Italy and the history of preventive conservation [Elektronnyj resurs] /Lambert, S., 2010 Rezhim dostupa: svobodnyj.. Zagl. s ekrana. 368 Е. М. Смирнова ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В «РЕСПУБЛИКЕ УЧЕНЫХ» Рассмотрены основные технологии, применяемые в производстве научных фактов. Приведен краткий обзор развития практик научных исследований в Англии XVII в. и в России XVIII в. Проведен анализ норм и процедур, определяющих модель функционирования сообщества ученых, и показано, что в социальной организации науки можно обнаружить проявление основных принципов республиканского строя. Ключевые слова: институционализация науки, эксперимент, опыт, практика. EXPERIMENT PRACTICES IN THE «REPUBLIC OF SHCOLARS» E. Smirnova The article studies the main technologies applied in the process of scientific facts production. A brief review of the practices of scientific investigation both in England of XVII century and in Russia of XVIII century is given. It is argued that in the social organization of science based on the adherence to certain norms it is possible to trace the main principles of the republican social structure. Keywords: institutionalization of science, experiment, republicanism, practice.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В «РЕСПУБЛИКЕ УЧЕНЫХ»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. ГОСТ 30494-96. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях Введ.1999-03-01. М.: Изд-во стандартов, 1999. 13 с. 2. Contributions to the London Conference on Museum