в каком соборе венчались на царство русские цари
В каком соборе венчались на царство русские цари
На протяжении XVI века в церемонию вносились некоторые дополнения, связанные с ростом престижа царской власти. Так, царю Федору Иоанновичу кроме креста, золотой цепи, барм и шапки Мономаха был вручен скипетр. После того, как во время венчания царь Борис Годунов получил из рук главы церкви державу, процесс формирования комплекса царских регалий был завершен.
К 1613 году, ко времени венчания на царство первого представителя династии Романовых Михаила, в состав регалий, вручавшихся царю, входили: крест, золотая цепь, бармы и шапка Мономаха, скипетр и держава. Российских самодержцев венчали на царство по установленному обряду до конца XVII столетия. Последним венчанием было совместное возведение на престол малолетних правителей Ивана и Петра Алексеевичей в 1682 году.
Венчания на царство всегда были пышными праздниками. В Успенском соборе собиралось не только духовенство, но и огромное количество самых именитых бояр. За церемонией следовал пир в Грановитой палате. В течение трех дней в Кремле и по всей Москве не смолкали колокольные звоны. Для народа выставлялось угощение. Объявляли амнистии.
При Петре I, когда Россия была провозглашена империей, вместо венчания на царство был введен обряд коронации. Несмотря на то, что столица России официально была перенесена в Петербург, коронации по-прежнему проводились в Успенском соборе Московского Кремля. Первой на российский престол короновалась императрица Екатерина I – жена Петра I. Последней была коронация императора Николая II в 1896 году.
СОДЕРЖАНИЕ
© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального некоммерческого использования, а также использования в образовательных целях и для распространения в СМИ. Перепечатка материалов допускается только по согласованию с музеем. При цитировании ссылка на сайт обязательна. Содержание настоящего сайта не может быть воспроизведено целиком или частично в любой форме без предварительного письменного разрешения музея.
Чин венчания на царство русских царей
Венчание на царство — торжественное, носившее сакральный (священный) характер принятие монархом символов принадлежащей ему власти.
В Россию и Западную Европу обряд венчания на царство перешел из Византийской империи, где он был известен с V века. По описанию византийских историков, венчание на царство первых византийских императоров соединяло в себе все особенности вступления на престол прежних римских императоров. В X веке Византийская церковь провозглашала императора святым — освященным в своей власти для царствования; внешнее действие этого освящения проявлялось в чине миропомазания.
Первые русские князья были язычниками, и над ними обряд венчания на царство не совершался. Обряд княжеского «посажения на стол» в общих чертах был схож с обрядом византийского венчания, исключая миропомазание. При монгольском иге «поставление» русских князей на княжество происходило в Орде.
Среди древнейших атрибутов этого чина — золотая шапка с меховой опушкой, получившая при Иване IV Грозном название «Мономахова наследственная шапка золотая». В чине поставления на великое княжение фигурировали также другие символы власти: бармы (драгоценные оплечья, украшенные изображениями религиозного характера и золотой пояс. При великом князе Василии I к ним был присоединен крест, на котором русские государи давали крестное целование при венчании на царство.
Первым дошедшим до нас письменным официальным документом стало свидетельство о великокняжеском венчании Дмитрия Ивановича, внука Ивана III, на «великое княжение Владимирское и Московское, и Новгородское» в феврале 1489 года.
Венчание на царство Ивана IV Грозного произошло в январе 1547 года по чину венчания Дмитрия. В церемонии наряду с другими регалиями использовался деревянный трон, облицованный резными пластинами слоновой кости, повествующими о добродетели, мудрости и храбрости израильского царя Давида.
В официально закрепленной при Иване IV доктрине божественного происхождения царской власти монарх был назван наследственным государем, продолжателем древней династии, восходящей к римским и византийским царям. В соборной грамоте 1561 года был утвержден сан царя на Руси, а также изложен весь порядок чина венчания на царство.
Впервые обряд венчания на царство в целостном виде по чину венчания византийских императоров был совершен в 1584 году при венчании на царство Федора Ивановича. Главной составной частью церемонии был «великий» выход государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля. Внутри Успенского собора со стороны западных дверей было устроено специальное царское место для возложения митрополитом царского венца на голову царя. Тогда же впервые в качестве коронационной регалии русскому государю была присвоена держава («яблоко державное») с навершием в виде креста как символ власти над всеми землями православного мира. Название произошло от древнерусского «държа» власть.
Также митрополит Дионисий впервые дал в руки царю символ верховной царской власти скипетр — щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической гербовой фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов. После миропомазания и причащения в алтаре состоялось шествие государя из Успенского в Архангельский собор.
В сентябре 1598 года состоялось венчание на царство Бориса Годунова. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования.
Венчание на царство Лжедмитрия I проходило в июле 1605 года. Сначала в Успенском соборе на него был возложен венец патриархом Игнатием и вручены скипетр и держава, затем в Архангельском соборе архиепископ Арсений венчал его шапкой Мономаха.
В мае 1606 года патриарх Игнатий вопреки протесту архиепископа Гермогена совершил миропомазание и венчание на царство Марины Мнишек, которая отказалась от крещения и причащения по православному обряду.
В июне 1606 года митрополит Новгородский Исидор венчал на царство Василия Шуйского.
Из за отсутствия патриарха обряд венчания на царство Михаила Романова в июле 1613 года совершил митрополит Казанский Ефрем.
В 1645 году патриарх Иосиф венчал на царство Алексея Михайловича.
При венчании на царство в июне 1676 года Федора Алексеевича вновь был тщательно регламентирован обряд венчания в соответствии с чином венчания византийских императоров.
Летом 1682 года состоялось венчание на царство двух братьев соправителей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича (впоследствии Петра I). Для этого обряда был специально изготовлен двойной серебряный трон, для Петра Алексеевича сделана по образцу шапки Мономаха так называемая шапка Мономаха второго наряда. При венчании на царство Ивана и Петра Алексеевичей скипетр и державу получил из рук высшего церковного иерарха Иван Алексеевич как старший брат.
С принятием Петром I титула Императора Всероссийского обряд венчания на царство был заменен коронацией, что повлекло существенные изменения. Императорская мантия или порфира с цепью ордена Святого Андрея Первозванного заменила древнюю царскую одежду с бармами и золотой цепью, императорская корона — шапку Мономаха. Образцом для первой русской короны из позолоченного серебра и драгоценных камней стала корона византийской империи, составленная из двух полушарий, символизирующих единство восточной и западной частей Римской империи.
После замены представительства церкви в лице патриарха соборным представительством синода значительно изменился и обряд венчания на царство. Если раньше главенствующая роль при совершении обряда принадлежала патриарху или митрополиту, то теперь она перешла к самому коронующемуся. До Петра I царские регалии возлагались на царя высшим духовным лицом. Это лицо восседало рядом с царем на чертожном месте и обращалось к царю с поучением. Согласно новому чину, государь восседал на троне не с первенствующим епископом, а с государыней. Он сам возлагал на себя корону и сам же возносил ее на голову государыни.
Первое коронование было совершено в 1724 году над Екатериной I, супругой Петра I. В Успенском соборе Московского Кремля были поставлены два престола. После торжественного шествия под звон колоколов и звуки полковых оркестров император возвел супругу на трон. Когда императрица произнесла Символ Веры, а архиерей прочитал молитву, император возложил мантию на императрицу. Увенчав ее короной и вручив державу, Петр I подвел Екатерину к Царским Вратам для совершения миропомазания и причащения Святых Таин.
Этот день в истории: 1547 год — первое венчание на царство на Руси
25 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля впервые состоялась торжественная церемония венчания на царство. Великий князь Московский Иван Васильевич стал первым официальным русским царем Иваном IV.
Идея венчания на царство принадлежит не самому Ивану, а митрополиту московскому Макарию, которую он высказал в декабре 1546 года. Правда предложение духовного пастыря Великому князю не могло не понравится. Дело в том, что все его предки (начиная с Василия I) уже мнили себя царями, несмотря на то, что формально находились под властью Орды.
А после падения Константинополя и женитьбы Ивана III (деда Грозного) на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, Москва и вовсе объявила себя Третьим Римом. И соответственно Великие князья московские становились преемниками византийских базилевсов.
Так что сама мысль о том, чтобы закрепить всё это официально в Москве зрела уже давно, поэтому предложение митрополита 16-летний Иван Васильевич встретил благосклонно. В итоге, венчание на царство состоялось уже через месяц после того, как митрополит завел об этом разговор.
Весь ритуал также был разработан Макарием. 25 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля митрополит возложил на Ивана знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха. Иван Васильевич был помазан миром, благославлен митрополитом и торжественно «венчан бысть на Царство Русское», что означало официальное принятие юным государем царского титула.
Это венчание для России актом большого политического значения. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. К тому же, царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или «великий герцог». Титул же «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император». Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи.
В историю первый русский царь Иван IV (прозванный Грозным) вошел как очень противоречивая личность. Он провел земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы — единые органы управления. При нем был составлен Судебник — свод русских законов. Он сочинял церковные песнопения «стихиры» и музыку, хорошо играл в шахматы. В его правление началась торговля с Англией.
Но также Иван IV ввел опричнину, которая сопровождалась разорением земель, массовыми репрессиями и террором против собственного населения, что пагубно сказалось на экономике государства. Поэтому спор об исторических итогах правления первого русского царя Ивана Васильевича идёт уже не одно столетие.
Венчание на царство
Венчание на царство как церемония существовало в XVI-XVII веках. Они всегда проходили в Успенском соборе Московского кремля и сопровождались чередой празднеств и торжеств. В статье речь пойдет о символах власти и важнейших элементах этого ритуала.
Первое венчание на царство
Первое венчание на царство состоялось в 1547 году. На престол взошёл Иоанн IV Васильевич.
Царь Иоанн IV
Его венчание на царство организовали в соответствии с канонами, существовавшими в Византийской Империи. Византийская церемония стала главным образцом, на который ориентировались авторы первого чина венчания на царство. Этот чин известен в двух редакциях: краткой, созданной в 1547 году и более пространной, разработанной спустя примерно 10 лет — в 50-е годы XVI столетия.
Первый русский царь венчался на царство в Успенском соборе. Церемония включала в себя торжественное шествие в храм, возложение регалий, миропомазание и причастие.
Венчание на царство Ивана IV в Успенском соборе
Безусловно, в Московии знали о коронациях в Западной Европе. Там существовал иной порядок. Вначале совершалось миропомазание и причастие и только затем интронизация, то есть возложение регалий на правителя. У нас приняли обратный порядок. Миропомазание и причастие следовали за венчанием. Это означает, что власть царя лишь тогда принимает сакральный характер, когда сопровождается важными церковными ритуалами: миропомазанием и причастием венчанного государя.
Регалии русских государей. Шапка Мономаха
Комплекс символов власти русский царей создавался постепенно. Изначально важнейшей регалией стал драгоценный крест с частицей животворящего древа. Крест находится в Оружейной палате. В XVI веке златокузнецы создали для него драгоценный оклад. Крест возлагали на государя. Согласно старинным источникам крест возлагался на выю, то есть на шею царя.
Венчание на царство. Крест с частицей животворящего древа
К символам власти русского государя также принадлежат бармы.
Важнейший знак власти государя — это шапка Мономаха. Древний венец, вероятно, привезли в Москву ещё в XIV веке. В XVI столетии его стали называть «шапкой Мономаха» в соответствии со «Сказанием о князьях Владимирских». Название венца, данное по этой легенде, утверждало царскую родословную правителей России.
В Сказании о князьях Владимирских говорится, что драгоценная золотая шапка, цепь и бармы привезли на Русь из Константинополя в XII веке. Эта легенда утверждала русского государя в качестве наследника императора Византии. В Средние века царская родословная была важнейшим условием авторитета правителя. Благодаря легенде о византийском происхождении шапки Мономаха, Москва осознавалась как третий центр православия. «Москва — Третий Рим, четвёртому не быти.» Соответственно, московские цари являлись наследниками византийских императоров и римских цезарей. Наследственность власти как раз и олицетворяла золотая шапка Мономаха, которая возлагалась на голову всех русских царей на протяжении почти 150 лет до конца XVII столетия. Последним государем, венчанным на царство шапкой Мономаха, стал старший брат Петра I Иван Алексеевич.
К знакам царской власти относятся и золотые цепи. Их также возлагали на государя.
Златая цепь
В начале XVII столетия при венчании на царство Михаила Фёдоровича Романова в число царских регалий уже входили такие символы как держава и скипетр.
Михаил Фёдорович Романов
Венчание на царство Михаила Фёдоровича Романова
Самый древний сохранившийся трон находится в Оружейной палате. Это персидский трон Бориса Годунова. Его доставили в Москву в 1604 году и позже использовали во время венчания на царство Михаила Фёдоровича.
Сохранилась лицевая книга об избрании на царство Михаила Фёдоровича Романова. На одной из гравюр представлено шествие в Успенский собор.
Там же изображена торжественная трапеза по случаю венчания на царство нового государя. Её всегда устраивали в Грановитой палате.
Венчание на царство. Держава и скипетр
Это символы власти, которые постепенно включили в комплекс царских регалий. Известно, что у Ивана Грозного был скипетр. Однако в церемонии венчания на царство его не использовали. Скипетр включили в число регалий в ходе венчания на царство последнего Рюриковича — сына Ивана IV Фёдора Иоанновича.
Держава появилась ещё позже. Её впервые использовали во время венчания на царство Бориса Годунова. В время церемонии глава Русской православной церкви патриарх Иов сказал следующие слова: «Сие яблоко (держава) — знамение царствия твоего. Как яблоко в руке держишь, так держи и всё царствие, данное тебе от Бога.»
Венец времён Михаила Фёдоровича (Стамбул). Скипетр и держава времён Бориса Годунова (мастерские Рудольфа II).
Шапка Мономаха второго наряда
Митрополит, а позднее патриарх играл важнейшую роль в церемонии венчания на царство. Именно он возлагал на голову царя шапку Мономаха.
В коллекции ГОП хранится драгоценный венец, именуемый «шапкой Мономаха второго наряда». Его сделали к церемонии 1682 года. Тогда на престол вступили сразу два юных государя: сыновья царя Алексея Михайловича Иван Алексеевич и Петр Алексеевич. Для младшего из них Петра и создали этот золотой венец.
Шапка Мономаха второго наряда
На золотых пластинах этого венца нет тончайшего сканного узора, украшающего подлинную шапку Мономаха. Этот венец использовали лишь единожды, поскольку в начале XVIII века возникает новый ритуал — коронация российских императоров.
Двойной серебряный золочёный трон, также представленный в ГОП, создали не для венчания на царство Ивана и Петра, а несколько позже. Его использовали во время различных торжественных событий, в том числе на приёмах иноземных послов.
Комплекс символов власти русских царей включал шесть предметов:
В таком порядке их возлагали на государя.
Статья написана на основе лекции методиста Музеев Московского Кремля Юлии Николаевны Уваровой.
ЦЕРЕМОНИИ И ОБРЯДЫ В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ
Успенский собор был не только общерусским соборным храмом, но и важнейшим общественным зданием, где проводились парадные церемонии и обряды, имевшие общегосударственное значение.
Четвертого февраля 1498 года в Успенском соборе впервые был совершен чин венчания на великокняжеский престол, во время которого Иван III торжественно возложил древние регалии – бармы и Шапку Мономаха – на своего внука Дмитрия. До этого на Руси не существовало подобного чина: великокняжеский титул передавался по наследству вместе с вотчиной, а в период монголо-татарского ига ярлык на великое княжение вручался князьям в Орде.
Ключевым событием русской истории стало венчание на царство юного Ивана IV, совершившееся в Успенском соборе 16 января 1547 года. В чине венчания Ивана IV были впервые торжественно и официально приняты титулы царя и самодержца, а в число регалий включены наперсный крест, что свидетельствовало о святости царской власти, а также скипетр и цепь. Позже, при венчании на царство сына Ивана IV Федора, было введено таинство миропомазания – символ богоизбранности царской власти. Во время венчания Бориса Годунова 1 сентября 1598 году ему, вместе со скипетром, была вручена держава или, как ее именовали тогда, «яблоко державное» – древняя инсигния власти византийских императоров. Последним венчанием было совместное возведение на престол малолетних правителей Ивана и Петра Алексеевичей в 1682 году.
В 1721 году царь Петр I принимает титул императора, объявляет Россию империей и вводит обряд коронации. Впервые этот обряд был проведен при коронации Екатерины I, жены Петра I, который сам возложил на нее корону. Последним в Успенском соборе 14 мая 1896 года короновали императора Николая II.
В кафедральном Успенском соборе поставляли глав Русской церкви – митрополитов и патриархов. До середины XV столетия русские митрополиты должны были ездить к патриарху константинопольскому на поставление в сан. В 1448 году митрополит Иона впервые был избран здесь собором русских епископов, что фактически положило начало независимости русской митрополии от Константинополя. Двадцать шестого января 1589 года в Успенском соборе совершилось поставление в первые русские патриархи Иова Иеремией II, патриархом Константинопольским, в присутствии царя Федора Ивановича.
В XIV – XVII веках собор служил усыпальницей глав Русской Православной церкви. Здесь в драгоценных раках покоится прах московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа II и Гермогена.
В Успенском соборе проводились и другие действа. Издавна повелось, что у гроба митрополита и чудотворца Петра, а также перед главной русской святыней – иконой Владимирской Богоматери – удельные князья и «все чины» присягали на верность великому московскому князю, а впоследствии царю; воеводы и князья получали благословение перед важнейшими военными походами и отмечали свои триумфы торжественными молебнами.
В Успенском соборе происходило освящение елея и мира – благовонных масел, использовавшихся в священных таинствах при соборовании умирающих, крещении, рукоположении священников, а также миропомазании царя при его венчании на царство.
Ежегодно 17 декабря в Успенском соборе совершалось театрализованное представление «Чина пещного действа» в память о трех вавилонских отроках Анании, Азарии и Мисаиле. Как повествует библейское сказание, они были брошены в огненную печь по приказу царя Навуходоносора за отказ поклониться языческим идолам и спасены посланным Господом ангелом, усмирившим огонь, который «попалил» их мучителей – «халдеев». Для этого чина в центре собора устанавливалась деревянная печь, а из-за иконостаса спускался изображенный на пергаменте ангел. По окончании действа невредимые отроки и «халдеи» приглашались в покои патриарха, где их ждали угощение и дары.
Здесь же проводились другие чины и священнодействия, например «чин православия», то есть возглашение анафемы отступникам, еретикам и государственным изменникам и поминание «ревнителей христианского благочестия». А в четверг на Страстной неделе совершался чин омовения ног, когда патриарх по образу Христа, омывшего в знак смирения и братской любви ноги апостолам, возливал воду из особой лохани на правую ногу двенадцати архимандритам – главам монастырей. Водой из лохани кропили и прихожан.
Бракосочетания совершались, как правило, в домовой великокняжеской церкви Благовещения; лишь те из них, которым придавалось государственное значение, проводились в Успенском соборе. Так, в 1391 году митрополит Киприан обвенчал здесь великого князя Василия Дмитриевича с литовской княжной Софьей Витовтовной. В 1472 году, как уже упоминалось, состоялось торжественное бракосочетание Ивана III и Софьи Палеолог, в 1505 году Василий III обвенчался с Соломонией Сабуровой, а в 1526 году, вторично, с Еленой Глинской, матерью Ивана Грозного. Восьмого марта 1606 года, в период Смуты и польско-литовской интервенции, в Успенском соборе были обвенчаны Лжедмитрий с Мариной Мнишек. В 1721 году здесь происходило венчание Петра I с Екатериной I и одновременно ее коронация.
© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»