в период нового времени распространила свое влияние школа юридического позитивизма в какой системе
Юридический позитивизм и естественно-правовая теория. Их влияние на современную юридическую науку и правопонимание.
Юридический позитивизм и его влияние на развитие юриспруденции
Как одно из важных течений в правовой науке возник в первой половине XIX в. Его прародителем считается английский правовед Джон Остин. Впоследствии его основные положения были разработаны в трудах К. Бергбома (Германия), Кабанту (Франция), А. Эсмена (Франция) и других исследователей.
Джон Остин не относил к разряду позитивного закона распоряжения оккупационных властей, даже если они и имели наименование закона. К этому же разряду им относились: правила, устанавливаемые негосударственными структурами (общественным мнением), в том числе и международными организациями; правила моды и этикета; понятия чести. Эти нормы поведения он называл «позитивной моралью». По его мнению, право в широком смысле включало в себя: богооткровенное право, позитивное право и позитивную мораль. Джон Остин решительно отвергал естественно-правовые принципы и обоснования о признании прав личности. В целом позитивистское правопонимание негативно относилось к теоретико-правовым конструкциям, допускающим помимо издаваемого государством массива законодательства и некое идеальное (эталонное) право, с наличием которого государству надо считаться («Лучше капля силы, чем мешок права»). Подобное отношение распространялось и на концепции естественных и неотчуждаемых прав личности.
В наибольшей степени позиция этого ученого на сущность права заключалась в следующей формуле: «закон есть закон». В XX в. теоретические взгляды Джона Остина были широко использованы в практике государственного строительства стран с антидемократическими политическими режимами. Другой представитель юридического позитивизма, немецкий юрист К. Бергбом в своей работе «Юриспруденция и философия права» (1892 г.) отмечал, что «сущность любого права состоит в том, что оно действует. Поэтому прекраснейшее идеальное право не может не оставаться позади самого жалкого позитивного права, подобно тому, как любой калека видит, слышит и действует лучше, чем самая прекрасная статуя».
Следует отметить, что представители школы юридического позитивизма довели до совершенства разработку способов толкования законов и особенно таких методов, как логический, грамматический и систематический.
Теория естественного права и ее влияние на развитие юриспруденции
Представители данной теории считают, что существуют высшие, не зависимые от государства нормы,принципы. ЕП это право, переданное человечеству извне и имеющее приоритетное значение по отношению к человеческим установлениям. Оно является первичным по отношению к нормам позитивного права.
Римские юристы и философы почти всегда обращали особое внимание на то, что в ряде случаев положительное право почти неизбежно вступает в противоречие с естественным. Одно из таких противоречий проявляется, например, в том, что естественное право исходит из свободы и равенства всех людей, из того, что среди них нет и не может быть различий по классовому и другим социальным признакам, нет и не может быть рабов и господ, а положительное право как раз и базируется на таких различиях.
Естественное право в этот период рассматривается как некий образец, которому должно следовать и которым должно заменить существующее, во всех отношениях несовершенное право. Оно представлялось в виде кодекса правил, образующих некий идеал. Причем заранее устанавливалось, что все то, что хотя бы в малейшей степени не согласуется с этим кодексом, должно быть как противное разуму изменено или упразднено. При такой постановке вопроса обнаруживалась революционная направленность теории естественного права. Тесная связь школы естественного права с революционными тенденциями XVIII в. вызвала неприязнь к ней и гонения.
В РФ Е.-п.т. фактически принята в качестве официальной государственно-правовой доктрины. Хотя Конституция РФ не содержит прямого упоминания о естественном праве(как в ряде зарубежных конституций), на естественно-правовой подход указывает, например, положение ч. 2 ст. 17 о том, что осн права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Это непосредственно означает, что никакая законодательная власть не может в принципе отменить ни одного из «общепризнанных» прав человека.
Естественные права это те права которые даны человеку с рождения (Личные) например : Право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на достоинство личности.
Естественно – правовая юриспруденция.
Долгое время доминировал естественно-правовой подход. Его сторонники – те, кто исповедовал договорную теорию возникновения Г: Дж. Локк, Т. Гобс, Ж.-Ж. Руссо, Гуго Гроций, Дени Дидро, Н.А.Радищев.
Право не устанавливается Г, а появляется вместе с человеком. Появляется человек разумный (гомосапиенс), тогда и появляется право, т.е. в догосударственный период, в период первобытного О. Человек родился и с ним появились его права и свободы– они вечны, неотчуждаемы. Г не может их отобрать, ликвидировать.
Естественные права – право на жизнь, имя, ч/с, ч/жизнь (если человек не публичный), право на создание семьи.
Возрождение естественного права произошло и после 2 мировой войны (реакция на геноцид, концентрационные лагеря). Оно связано с именем ГуставаРатпруха.
Этатисты эту теорию критикуют и сравнивают со статуей, что это не право, это идеи права. Но таким право д/б. Если взять МеждП – это вошло в пакты, конвенции, в демократических Г это закреплено зак-вом.
Точка отсчета 30-е гг. 19в. Считается, что позитивизм появился в 1832г. в книге Остина «Чтение по юриспруденции».
Взгляды Джона Остина:
— право- это приказ, исходящий от суверенной власти.
— за нарушение приказа предусмотрена санкция (наказание). Поэтому нормы права должны соблюдаться.
Права и свободы исходят от Г. Право исходит от Г. Нет естественного права, есть только приказы Г.
Можно ли сказать что право – это приказ? Да, с оговоркой. Т.к.этатисты любой приказ, исходящий от Г, трактуют как право.Т.е. любые акты, являются правом. Многие ученые с этим не согласны, в том числе и Поц.
В.М. Сырых сравнивает естественное право и позитивизм: «любой калека (позитивизм) видит, слышит и действует лучше, чем самая красивая статуя» (естественное право).
Ганс Кельзен – австрийский ученый, эмигрировавший в США – автор «Чистого учения о праве». Изучать «чистое право», значит изучать право в текстах, независимо от морали, религии, географ положения. Практикующий юрист не должен задаваться вопросом, почему статьи, санкции именно такие, юрист имеет дело с текстом.
Юридический позитивизм: история и современность
Юридический позитивизм является одной из самых распространенных научных категорий общей теории права, выражающей собой доминирующий тип правопонн- мапия современной юридической доктрины.
Исходя из данного посыла, представляется целесообразным обратиться к этимологии самого понятия «пози-
тивизм» и проследить некоторые вехи в истории формирования юридического позитивизма, раскрыть его рациональные и уязвимые стороны.
Следует заметить, что впервые термин «позитивизм» (положительное знание) ввел в научный оборот О. Конт для обозначения как своей философии, так и своей социальной теории (социальная физика). Позитивное знание — это наблюдаемое, исчисляемое и проверяемое иа опыте знание. Что касается юридического позитивизма, то его история более ранняя. В зависимости от того, какой аспект позитивизма используется как основной признак, историю возникновения юридического позитивизма можно отнести либо к творчеству английского ученого Й.
как такового порождает проблемы, связанные с определением основ его зарождения и времени появления первых упоминаний о нем.
Как отмечает В. В. Лапаева. «формирование легистско- го позитивизма в Европе берет свое начало в первые столетия в торого тысячелетия христианства, в период зарождения западных правовых систем нового времени — системы канонического права и соперничавших с нею правовых систем, создаваемых европейскими королевствами и другими государственными образованиями. Большой вклад в формирование и развитие легизма внесла школа глоссаторов, которая на основе толкования источников римского права разработала методологию анализа и синтеза положительного права, позволявшую объяснять смысл отдельных законов, логически связно излагать учения о праве и систематизировать полученные знания, не выходя за рамки законных источников права. При этом проблему соотношения права и закона, справедливости и позитивного права при наличии противоречий между ними глоссаторы решали в пользу официального законодательства. н в этом смысле они были законниками, стоящими у истоков средневекового легизма.
пряжен с волей государства, которое при помощи им же создаваемой нормативной системы выражает и защищает интересы лиц, находящихся у власти. В этом прослеживается крайний нормотворческий волюнтаризм государства, основанный на принципе целесообразности, понимаемой исключительно через интересы правящей элиты.
В. А. Воротилин указывает, что «зарождению позитивистской юриспруденции предшествовал довольно продолжительный период, когда ее отдельные положения и принципы формировались в рамках иных теоретических направлений. Подобного рода идеи вызревали в классических учениях школы естественного права XVII-XVIII вв. Идеологи ранних буржуазных революций, пересмотрев догматы церковных вероучений, дополнили теорию естественного нрава положениями о договорном происхождении государства, что коренным образом изменяло содержание правової! доктрины». Это обстоятельство со всей очевидностью указывает, что позитивное право крепло и «обрастало» своими легистскими признаками по мере формирования правящего класса и дальнейшего усиления его позиций.
В распространении легалистских представлений о нраве значительную роль сыграл английский моралист Й. Бет ам — виднейший представитель философии утилитаризма’.
Б. А. Воротилин пишет: «В теории Й. Бентама право рассматривается как совокупность законов, установленных суверенной государстве иной властью. С этих позиций он подверг основательной критике учения о естественном праве и договорном происхождении государства.
По мнению А. В. Пищулина, усилиями Д. Остина в конце первой половины XIX в. в Англии было положено
Таким образом. Д. Остии допускает, что правовая система содержит высшие нормативные принципы, содержанием которых являются нравственные истины. Эти принципы позволяют удерживать иерархически)! порядок- норм, и в случае коллизии принципов с нормами победу одерживают первые. Поэтому, как указывают И. И. Царьков и Г. А. Кабардина, «стремление отделить право от морали не означало, что сторонники юридического позитивизма отрицали факт влияния морали на развитие права. Современный позитивист Харт констатирует, что Й. Бснтам никогда нс отрицал тот исторически)! факт, что
развитие правовых систем проходило иод мощным влиянием моральных воззрений и что, наоборот, право оказало глубокое влияние на моральные стандарты, что содержание многих правовых норм отражало моральные нормы и принципы. Дело заключалось в другом. Позитивисты настаивали на том, что на определенной стадии законотворческой процедуры основные иредзакониые права политически легитимируют создание закона, но после этого «политика» закапчивается и уже более ничего не существует, кроме «узаконенных» прав. После принятия закона сувереном никакие моральные оценки недопустимы»’.
Таким образом, юридический позитивизм настойчиво стремился отмежеваться от каких-либо моральных обязательств и нравственных обременений в праве, вступавших в конфликте «особым» статусом суверена.
Г. Кельзеи объявил свою теорию «чистой», потому что стремился подчеркнуть позитивистскую идею о том, что право абсолютно автономно и самодостаточно и его действенность определяется исключительно юридическими нормами, а не нравственными принципами или какими-то иными духовными ценностями’.
Сфера распространения юридического позитивизма значительно расширилась во второй половине XIX в., когда позитивистские доктрины утвердились в правоведении европейских стран. К этому же времени относится формирование позитивизма в России.
По мнению В. А. Воротнлниа юридический позитивизм претерпел в данный период ряд существенных изменений.
«Во-первых, позитивисты второй половины XIX в. стремились расширить философско-методологическое обоснование своих концепций, в том числе за счет положений, воспринятых из позитивистской философии О. Конта. Г. Спенсера и др. догматическое изучение права в таких концепциях дополнялось принципами социологического подхода к исследованию политических и правовых институтов.
Во-вторых, последователи юридического позитивизма к концу XIX в. отказались от многих положений имие-
ративной теории права и разрабатывали идеи правового самоограничения государства. Согласно этому учению нормы позитивного права обращены нс только к подвластным. но и к самому государству. В связи с этим наметилась тенденция к сближению юридического позитивизма с концепциями правового государства и господства права.
В царской России интерес к легизму был стимулирован реформами 60-70-х г. XIX в., потребовавшими серьезной работы но систематизации действующего законодательства. соответственно, и ио развитию юридической догматики. В числе видных представителей сложившейся к началу 80-х г. XIX в. школы российского юридического позитивизма следует в первую очередь отмстить Г. Ф. Шсршснсвича, чей четырехтомный курс общей теории права как формально-догматической дисциплины до сих пор считается вершиной юридического позитивизма в России. Всякая норма, утверждал Г. Ф. Шсршеиевич. приказ, а «норма нрава — это требование государства». Трактуя право как требование государства, Г. Ф. Шер- шеиевпч подчеркивал, что государство, являясь источником права, очевидно, нс может быть само обусловлено правом. Государственная власть оказывается над правом, а не под нравом. Государство есть явление первичное,
право — вторичное. Такова теория первенства государства, на которой строится определение права по признаку принудительности. Однако по мерс общекультурного прогресса, в ходе которого чувство законности, считал он. будет все глубже проникать в психологию человека, а подчинение закону станет неотъемлемой чертой общества. характер государственной власти трансформируется под влиянием права.
Помимо работ Г. Ф. Шершеневича, заметный вклад в развитие легистского позитивизма в российской юриспруденции внесли также работы С. В. Нахмана. А. X. Голь* мстсна, Д. И. Азаревича и других ученых.
В постсоветской юридической литературе по теории государства и права проблема генезиса юридического позитивизма рассматривается М. И. Байтиным, который определяет право как выраженную в законе государственную волю общества. Повое в такой трактовке нормативного понимания государственной воли, отмечает М. И. Байтин, «проистекает из признания необходимости познания права нс только с классовых, но и с общечеловеческих позиций, раскрытия его понятия с учетом сочетания в нем одновременно и общесоциальных, и классовых
Р. Г. Мннннахметов полагает, что право и закон не должны противопоставляться, а только соединяться как форма с содержанием. «Нужно не противопоставлять закон и право, а видеть их неразрывное единство, — пишет он. Законы не следует объявлять неправовыми (непра
Правовой закон — это как сосуд с чистой водой, из которого приятно и безопасно пить. И человек, для которого он предназначен, может быть уверен, что не отравится, что государство в него не подмешало ничего вредного, угрожающего его жизни или здоровью.
В современном юридическом позитивизме необходим баланс между законом и правом, они должны уравновешивать друг друга своим разноаспектным содержанием. Закон должен избавлять право от излишней абстрактности, исконкрстности, а право должно нс допускать злоупотребления властью в законе, что было бы равноценно потере нравственных ориентиров в деятельности государства.
Грань между позитивизмом и естественным правом находится в плоскости нравственности — этических соображений власти по вопросу ограничения естественного права позитивным. Здесь главное — это не злоупотребить властью и не нанести непоправимого ущерба естественным нравам и свободам человека.
Профессор Г. В. Мальцев условно разделяет юридический позитивизм на три большие группы учений, теорий, доктрин, существующих в разных странах и возникших в разное время: государственно-институциональный (этатическнй), социологический н антропологический (психологический и биологический).
Этатическнй позитивизм «за исходное берет опыт функционирования государственных институтов», когда право мыслится как «порождение и инструмент государства». «форма осуществления государственной политики». Социологический позитивизм «претендует па проникновение в более глубокие пласты правового опыта, стремится вскрывать социальные истоки государственных актов и действий», когда право «опосредует связь между обществом и государством, верховенствует и там. и здесь». Антропологический позитивизм, по мнению Г. В. Мальцева, «требует поиска константных черт, общезначимых чело-
всчсских качеств», т.с. всего того, что является «объектом естественно-научного знания в области психологии, психиатрии. медицины, биологии, генетики II Т.Д.».
Как пишут Т. II. Радько и II. Т. Медведева, в науке принято различать два основных направлення позитивизма: юридический и социологический. Выделяют также исторический, антропологический, психологический, биологический, натуралистический позитивизм и др.
И. И. Царьков и Г. А. Кабардина выделяют три направления позитивизма: легнзм, социологический и антроно- легнеткий. Исторически первым и основным но своей значимости направлением позитивистской юриспруденции является легистскнй подход к пониманию права, в рамках которого право отождествляется с законом, т.е. с предписанным публичной властью общеобязательным правилам поведения, обеспеченным политико-властным принуждением (слово «закон» используется здесь в широком смысле. включающем в себя судебный прецедент и правовой обычай). Позднее сложились и иные направления позитивистского правопонимания. которые можно опозна
ем.: Радько Т Я.. Медведева И. Т. Указ. соч. С. 5-12.
чить как социологическое и антропологическое (эти типы правопонимания не следует смешивать с одноименными подходами к изучению права, представляющими собой соответствующие направления междисциплинарных исследований правовых явлений)
Таким образом, сутью лсгистского типа правопонимания является отождествление права и закона, отрицание сущностной специфики права как особого социального явления, обладающего самостоятельной социальной ценностью, отсутствие критериев отличия права от произвола, признание в качестве главного признака права его производного от государства принудительного характера, трактовка права как инструмента в руках государства.
Как указывает В. В. Сорокин, несомненным минусом позитивизма является то, что апологетика позитивного законодательства превращает право в человеческое
изобретение, механическую конструкцию, которую общество создает для своей пользы, для решения задач, определяемых им самим. Следовательно, любые изменения права законны. По тогда писаное законодательство лишается подлинно правовой основы, что и случилось во многих странах. Для позитивистского типа правопонимания законна любая революция, силой отвергающая традиции, законно и отрицание нравственной нормы, если таковое одобряется обществом или государством. Так, если современное общество не считает аборт убийством. он нс является таковым и юридически. Апологеты позитивного права полагают, что общество может нарушать вечные истины, законы природы, а любой закон государства признают легитимным уже в силу его существования.
Т. II. Радько и И. Т. Медведева справедливо указывают, что «с учетом критики, которой в последние десятилетия был подвергнут легистскнй подход к право- пониманию в отечественной юриспруденции, а главное, под влиянием перемен, происходящих в стране в постсоветский период, он заметно сдал свои прежние позиции в юридической науке. По в настоящее время отношение юристов к позитивной теории права существенно меняется, и она не воспринимается больше только как правовая доктрина прошлого, имеющая исключительно
Следует согласиться с позицией Т. II. Радько и ІІ.Т. Медведевой, что «позитивная теория предполагает эволюционное поступательное развитие общества. Она нацелена на охрану прав и свобод человека и гражданина, общественного порядка, на обеспечение личной и общественной безопасности, па создание сбалансированных интересов личности, общества, государства, достижение и поддержание общественного согласия и социальной стабильности, необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения, гарантирующих их безопасность» *.
В этой связи обращает на себя особое внимание че- ловекоцентристскнй подход В. М. Шафирова. Ученый указывает, что «. рассмотрение нрава с позиции человеческого измерения позволяет объединить конкурирующие между собой теории правопонимания (в особенности естественного права и юридического позитивизма), увидеть как логику исторического развития нрава в виде трех ступеней естественное право, позитивное право, естественно-позитивное право, так и его перспективы, приближение к идеальной картине, для которой характер
ны такие проявления, как правовое государство, правовой закон, правозакониость, правовая активность и др.»*.
Думается, что с принятием Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., с утверждением в практике государственного строительства демократических ценностей развитие нрава вплотную приблизилось, используя терминологию В. М. Шафнрова. к своей третьей ступени — естественно-позитивному нраву, нраву эффективному, действенному, обращенному к благу его единственной ценности — человеку.
В то же время, следует особо подчеркнуть, что юридический позитивизм являет собой, прежде всего, нормативное понимание права, поскольку данный тип иравононимания без нормы нрава, устанавливаемой государством, не мыслим. В. В. Лазарев считает, что «нормативное понимание права лучше всего служит для отражения его инструментальной роли. Определение нрава как совокупности охраняемых государством норм позволяет гражданам и другим исполнителям правовых предписаний знакомиться с содержанием последних но тексту нормативных актов и соответственно сознательно избирать вариант своего поведения. Уже но одной этой причине нельзя отвергать данный подход».
В. В. Лазарев выделяет положительные и отрицательные черты нормативного подхода к праву. «Вначале о положительном: 1) нормативный подход больше, чем какой-либо другой, подчеркивает определяющее свойство права — его нормативность. Иметь в виде руководства общее правило — это благо, особенно если оно всеобщее и устойчивое: 2) нормативность в данном подхо-
дс органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться правовыми требованиями; 3) фнксирован- ность средств государственного принуждения в случаях нарушения нрава; 4) противостояние режиму произвола и беззакония; 5) косвенная ориентация на необходимость возведения в закон надлежащей (справедливой, моральной, нрої ресспвной и т.п.) воли; 6) ориентация на подзаконное нормативное регулирование общественных отношений в ходе юридической практики; 7) признание широких возможностей государства влиять на общественное развитие»’.
По мнению С. С. Алексеева, положительными сторонами нормативного подхода является определенность по
содержанию и государственная обеспеченность, гарантированность, которые «дают возможность в той или иной степени исключить из общественной жизни произвол и своеволие, в какой-то мере гарантировать стабильность, социальный мир. исключить хаос в людском поведении, произвол в отношении личности».
Схожие по своему содержанию рациональные и уязвимые позиции юридического позитивизма называет Л. А. Морозова. Так. анализируя позитивистский подход, Л. А. Морозова указывает, что его достоинства видятся в следующем: «. фиксирует посредством норм
С. II. Кожевников считает, что «нормативное понимание нрава не потеряло своей значимости, нс исчерпало своих возможностей и в современных российских условиях. Эта концепция и в настоящее время занимает важное место в процессе правопонимания, используется в научных исследованиях, представлена в учебниках и учебных пособиях по правоведению. При этом в понятие права включаются лишь главные, существенные признаки. И нужно заметить: акцепт делается именно иа таких свойствах нрава, как общеобязательность, формальная определенность, нормативность, обеспеченность государственным принуждением. Соответственно такому так называемому узконормативному подходу право рассматривается как система общеобязательных формально определенных юридических норм (правил поведения), установленных
11а мой взгляд, нормативное понимание права способно служить обществу, защищать безопасность личности, что является, бесспорно, его сильной стороной, ио нс имея достаточно четких внутренних ограничителей для произвола воли государства, такое право не создает долгосрочной безопасной нормативной системы и ввергает общество в состояние постоянного беспокойства в связи с возможными социально-политическими изменениями.
Нормативное понимание права, которое предлагает юридический позитивизм, прежде всего, создает тот необходимый нормативный каркас, на котором выстраивается всё юридическое право. Без него просто невозможна правовая регламентация общественных отношений. А вот каким станет наполнение этого юридического права, зависит от конкретного исторического момента, от соотношения политических сил в обществе и других объективных її субъективных детерминирующих обстоятельств. К сожалению, на мой взгляд, необходимо констатировать. что уязвимым местом юридического позитивизма является то обстоятельство, что данный тин иравононимания характеризуется достаточно нейтральным своим содержанием, допускающим возможность быть и орудием политической расправы, и действенной системой защиты нрав и свобод человека и гражданина. В таком широком диапазоне таится угроза для
стабильности общественного развития и безопасности человека.
11а мой взгляд, право нс может быть абсолютно свободным при определении нормативов поведения для членов социума. В противном случае оно мало чем отличается от произвола и самоуправства. Право, в особенности цивилизованное право, всегда должно иметь ориентиры и систему внутренних ограничений, основанных на осознании непреходящих общечеловеческих ценностей. Только таким образом ограниченное право создаст необходимый иммунитет для нормотворческого своеволия и правотворческого произвола государственной власти. Именно в таком нраве человек и общество смогут отыскать ту надежную защиту, которая сможет обеспечить их безопасность, стабильность и предсказуемое развитие.