в судьбе какого русского мыслителя публикация философического письма сыграла роковое значение

Азбука хорошего тона 2. чаадаев

ПЕТР ЧААДАЕВ. СКАНДАЛЬНОЕ НАЧАЛО РУССКОЙ ФИЛОСОФИЧНОСТИ.

«Философические письма». Само даже название трудов Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1856) звучит как-то неправильно. Почему не «философские»? Философия как институт просто к тому времени в России ещё не сложилась. Пушкин был, Невский проспект был, а философии не было. Чаадаев попробовал первый… и стал, пожалуй, самым неизвестным, непонятым и непонятным из русских знаменитостей «золотого» пушкинского века русской культуры, хотя имя-то его известно любому школьнику по хрестоматийному посланию Пушкина «К Чаадаеву»:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Чаадаев был не только духовным кумиром молодого Пушкина, целое поколение благоговело перед Чаадаевым. Когда в 1821 году он покинул вдруг государственную службу, боготворившая его молодежь пришла в беспокойство, а причины его отставки обросли сплетнями настолько, что это чуть ли не послужило сюжетом комедии Грибоедова «Горе от ума». В черновиках первоначально Чацкий был «Чадским».

Философическое письмо Чаадаева, написанное на французском в 1828 г., опубликованное на русском в 1936 году, по воспоминаниям Герцена «потрясло всю мыслящую Россию». «Это был выстрел, раздавшийся в темную ночь».

Но официальная реакция оказалась прямо противоположной. За публикацией первого «Философического письма» последовали арест, обыск, допросы. К Чаадаеву послали докторов, и официально его объявили сумасшедшим. Два года спустя Николай Первый снял с Чаадаева домашний арест, но при этом и издал указ, чтобы «не смел больше ничего писать».

То, что поразило, вызвало несогласие или возмутило современников в чаадаевском Письме – это характеристика России в сравнении с Европой. Текст письма был воспринят как поношение России и восхваление католицизма (философские словари даже и поныне воспроизведут нечто подобное).

«У нас совершенно нет внутреннего развития, естественного прогресса; каждая новая идея бесследно вытесняет старые, потому что она не вытекает из них, а является к нам Бог весть откуда… Мы подобны тем детям, которых не приучили мыслить самостоятельно; в период зрелости у них не оказывается ничего своего… Именно таковы мы».

Что-то в этом суждении Чаадаева весьма справедливо. Последующая истории, кажется, даже ещё больше развила это отрицание Россией своего прошлого: 1917 год превратил Россию в марксистский СССР, перестройка смела как ветром «советскую эпоху» и расчленила Россию на 15 независимых стран.

Россия слишком величественна

Но дело даже не в частичной правоте Чаадаева, и не в том, что его от нас «прятали». Академик Лихачев, например, писал: «Чаадаева стыдно прятать… Неужели не понять, что Чаадаев писал с болью и эту боль за Россию сознательно растравливал в себе, ища возражений». Даже не в этом дело. Чаадаев совсем не таков, как его заклеймили великосветские сплетники, или заархивировали историки философии.

Первая идея, которую выложил Чаадаев – это отсутствие в России философской культуры. Это «умом Россию не понять» Чаадаевым воспринималось болезненно, он считал обобщение народом своего исторического опыта принципиально важным.

Следующая по важности идея Чаадаева – позорность «рабства». Философ буквально торпедирует крепостное право и в связи с этим предлагает незатейливый силлогизм. Античные философы и даже Аристотель вовсе не возражали против рабства, стало быть, европейские свободы, в том числе отмена крепостничества, происходят из христианства. При этом Чаадаев задается вопросом:

Чаадаев рассматривал публикацию писем как поэтапный проект. Первое письмо, действительно было провокацией, в последующих письмах Чаадаев уже сам формулировал великую миссию «никакой России».

«Сами-то мы не Запад; …Россия если только она уразумеет свое призвание, должна принять на себя инициативу проведения всех великодушных мыслей, ибо она не имеет привязанностей, страстей, идей и интересов Европы».

«Россия слишком величественна, чтобы проводить национальную политику;… её дело в мире есть политика рода человеческого».

Но… философ прослыл «экстремистом», и ему не позволили развернуть перед публикой свой философический взгляд. Оставалось лишь оправдываться в «Апологии сумасшедшего»: «Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с закрытыми устами».

Источник

ЧААДАЕВ ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ

В «Родословной книге князей и дворян российских и выезжих» («Бархатной книге») записано: «Чаадаевы. Выехали из Литвы. Название получили от одного из потомков выехавшего и прозывавшегося Чаадай, но почему, неизвестно«.

Чегодай, или, в русском произношении, Чаадай, имя монгольского происхождения, его носил один из сыновей Чингисхана, он получил во владение огромную территорию, население которой называли чегодаи. [1]

Образование

Получив хорошее домашнее образование, в 1808 году Чаадаев «по надлежащем испытании» поступил в Московский университет [2].

Преподавателями его были профессора Ф.Г. Баузе (один из первых собирателей древнерусской письменности), К.Ф. Маттеи (исследователь рукописей Священного Писания, житий святых), Т. Булле. Последний выделял Чаадаева как одного из самых одаренных учеников.

Характерным недостатком всей системы просвещения в России того времени было то, что лекции читались только на иностранных языках. Русский язык не изучали вовсе. Позднее Чаадаев говорил о себе: «. Мне легче излагать свои мысли по-французски, чем по-русски«.

В университете у Чаадаева складывается дружба с А.С. Грибоедовым и И.Д. Якушкиным.

Современники отмечали утонченный аристократизм и щегольство в одежде Петра Чаадаева.Близко знавший его, впоследствии ставший биографом, М. Жихарев писал, что «искусство одеваться Чаадаев возвел почти на степень исторического значения». Чаадаев слыл самым блистательным из молодых людей в Москве, он пользовался также репутацией одного из лучших танцевальщиков. Явное благоговение перед его личностью впечатляло и самого Петра Чаадаева и развивало в нем черты жестокосердного себялюбия. Интеллектуальное развитие и светская образованность не заполнялись сердечным воспитанием. В дальнейшем, это окажется одним из источников своеобразия и подвижности его философских размышлений.

Военная служба

Весной 1812 года вступил в лейб-гвардии Семеновский полк подпрапорщиком.

Ходил в штыковую атаку при Кульме.

В 1813 году перешел из Семеновского полка в Ахтырский гусарский полк. Будущий декабрист С.И. Муравьев-Апостол объясняет этот поступок Чаадаева простым желанием «пощеголять» в гусарском мундире.

В 19 марта 1814 года русскими войсками был взят Париж. Ближайший друг Чаадаева И. Якушкин писал впоследствии:

в судьбе какого русского мыслителя публикация философического письма сыграла роковое значение. Смотреть фото в судьбе какого русского мыслителя публикация философического письма сыграла роковое значение. Смотреть картинку в судьбе какого русского мыслителя публикация философического письма сыграла роковое значение. Картинка про в судьбе какого русского мыслителя публикация философического письма сыграла роковое значение. Фото в судьбе какого русского мыслителя публикация философического письма сыграла роковое значение
Петр Яковлевич Чаадаев в 1815 году

Весной 1816 года был переведен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк, квартировавшийся в Царском Селе. Через несколько месяцев его произвели в поручики, а еще через год командир гвардейского корпуса Васильчиков берет его к себе адъютантом.

В это время Чаадаев был самым видным и блистательным из молодых людей в Петербурге. Сам он признавался позднее, что был в то время «блестящим молодым человеком, бегающим за всякими новыми идеями. не имея ни одной прочной«.

В 1816 году в доме Н.М. Карамзина в Царском селе Чаадаев познакомился с А.С. Пушкиным, на которого оказал громадное влияние. Oни бeсeдoвaли и нa литeрaтурныe и филoсoфскиe тeмы, и, пo слoвaм иx oбщeгo знaкoмoгo Я. И. Сaбурoвa, влияниe Чaaдaeвa нa Пушкинa былo «изумитeльнo. Oн зaстaвлял eгo мыслить«. Чаадаеву посвящено несколько стихотворений Пушкина («В стрaнe, гдe я зaбыл трeвoги прeжниx лeт» (1821), «К чeму xoлoдныe сoмнeнья» (1824), «К портрету Чаадаева» (1820) и др.).

В 1821 году после поездки в Троппау с докладом Александру I о бунте в батальоне лейб-гвардии Семёновского полка Чаадаев уходит в отставку. Эта отставка молодого человека, которому прочили самую успешную карьеру, была неожиданной, потрясла общество и вызвала множество версий и легенд.

Тайные общества. Отъезд за границу

Еще в 1814 году в Кракове Чаадаев был принят в масонскую ложу и достиг в Петербургской Ложе Соединенных друзей высокой степени «мастера». Однако в 1818 году в своей «Речи о масонстве», Чаадаев, по его собственным словам, «ясно и сильно выразил мысль свою о безумстве и вредном действии тайных обществ вообще«. В 1821 году Чаадаев ушел из Ложи Соединенных друзей, а в 1822 году был издан указ о запрещении в России масонских лож.

В 1821 году вступил в тайное декабристское общество (Северное общество), но деятельного участия в его делах не принимал. По мнению Д.Н. Свербеева, Чаадаев всегда был врагом всяких потрясений требующих крови, в нем всегда жила надежда на мирную революцию, на тихий исход дворцового переворота. Впоследствии он будет негативно отзываться о восстании декабристов, утверждая, что, по его мнению, их порыв отодвинул нацию на полвека назад.

После отставки Чаадаев впал в глубокий духовный кризис. Он продал большую часть своей библиотеки (рационалистическую и деистическую литературу) и начал собирать новую, преимущественно из религиозных и историко-философских сочинений.

В июле 1823 года, в частности, в связи с ухудшением здоровья, Чаадаев уехал путешествовать по Англии, Франции, Швейцарии, Италии, Германии. Перед отъездом, в мае 1822 года, он разделил имущество со своим братом, не намереваясь возвращаться в Россию.

Заграничное путешествие внесло существенные изменения в духовную жизнь Чаадаева и повлияло на становление его философии истории. Он продолжал пополнять свою библиотеку. Пристальное внимание Петра Яковлевича привлекали труды, в которых предпринимались попытки согласовать социально-научный прогресс с христианством. В 1826 году в Карлсбаде Чаадаев познакомился с Шеллингом.

Несмотря на то, что все время занимался лечением, здоровье его только ухудшилось. В июне 1826 года Чаадаев выехал на родину.

Возвращение на родину. «Философические письма»

В пограничном Брест-Литовске Чаадаев был арестован по подозрению в причастности к декабристам. 26 августа 1826 года с Чаадаева по повелению Николая I был снят подробный допрос. С него была взята подписка о неучастии его в любых тайных обществах, причем он категорически отрицал свое участие в Северном обществе. Через 40 дней Чаадаев был отпущен. М. Жихарев писал братьям Тургеневым в Дрезден, что Чаадаев вернулся в Москву «чист как луч солнечный«. Однако в Москве за ним был установлен тайный полицейский надзор.

в судьбе какого русского мыслителя публикация философического письма сыграла роковое значение. Смотреть фото в судьбе какого русского мыслителя публикация философического письма сыграла роковое значение. Смотреть картинку в судьбе какого русского мыслителя публикация философического письма сыграла роковое значение. Картинка про в судьбе какого русского мыслителя публикация философического письма сыграла роковое значение. Фото в судьбе какого русского мыслителя публикация философического письма сыграла роковое значение
Петр Яковлевич Чаадаев в 1820-е годы

В октябре 1826 года Чаадаев переехал на постоянное жительство к тетке в село Алексеевское Дмитровского уезда. Здесь он надеялся найти необходимое уединение, чтобы погрузится в чтение приобретенных заграницей книг и «переварить» полученные впечатления.

В сентябре 1836 в 15 номере журнала «Телескоп» было опубликовано «Первое Философическое письмо» Чаадаева.

Митрополит Серафим откликнулся на публикацию письмом Бенкендорфу, начальнику III отделения:

Сумасшедшим «Письмо» признал и московский митрополит Филарет.

Николай I наложил на «Первое Философическое письмо» резолюцию: «Прочитав статью, нахожу, что содержание оной — смесь дерзкой бессмыслицы, достойной умалишенного». По распоряжению правительства Чаадаев стал считаться сумасшедшим. Журнал «Телескоп» был закрыт, редактор сослан, цензор отставлен от должности. Чаадаева взяли под домашний арест, каждый день к нему являлся доктор для освидетельствования.

Надзор полицейского лекаря за «больным» был снят лишь в 1837, под условием, чтобы он «не смел ничего писать».

Адресат писем, Екатерина Дмитриевна Панова, была помещена в психиатрическую клинику. Судьба ее далее неизвестна.

Появление «Первого Философического письма» и споры вокруг него имели большое значение для развития русской общественной мысли. Оно способствовало началу идейного и организационного оформления славянофильства и западничества, — двух течений определивших развитие русской философской мысли первой половины XIX века.

С 1833 года до самой своей кончины Чаадаев жил в Москве во флигеле на Новой Басманной улице, из-за чего получил прозвище «басманного философа».

Философские идеи

Чаадаев, несомненно, считал себя христианским мыслителем.

Следует подчеркнуть нетрадиционность его христианской философии: в ней не говориться ни о греховности человека, ни о спасении его души, ни о таинствах, ни о чем-либо подобном. Чаадаев сделал умозрительную «вытяжку» из Священного Писания и представлял христианство как универсальную силу, способствующую, с одной стороны, становлению исторического процесса и санкционирующую, с другой стороны, его благое завершение.

Такая сила, по мнению Чаадаева, наиболее выпукло проявилась в католичестве, где развилась и сформулировалась социальная идея христианства, определившая ту сферу, в которой живут европейцы, и в которой одной, под влиянием религии, человеческий род сможет исполнить свое конечное предназначение, т.е. установление земного рая. В католичестве им подчеркнуто двуединство религиозно-социального принципа, «вдвинутость» в историю.

Г.В. Плеханов писал: «Общественный интерес выступает на передний план даже в религиозных размышлениях Чаадаева«.

Толкование Чаадаевым христианства как исторически-прогрессирующего социального развития, и отождествление им дела Христа с окончательным установлением земного царства, послужили ему основой для резкой критики России и ее истории.

Фундаментальную причину такого положения России, Чаадаев видел в том, что обособившись от католического запада в период церковной схизмы «мы ошиблись на счет настоящего духа религии«, выбрав православие. Чаадаев считал необходимым России не просто слепо и поверхностно усвоить западные формы, но впитав в кровь и плоть социальную идею католицизма, от начала повторить все этапы европейской истории.

Таковы выводы «Первого Философического письма».

При всех симпатиях к католичеству Чаадаев всю жизнь оставался православным, регулярно исповедовался и причащался, перед смертью принял причастие у православного священника и был похоронен по православному обряду. Литературовед М.О. Гершензон пишет, что Чаадаев совершил странную непоследовательность, не приняв католичества и формально не перейдя, так сказать, «в католическую веру», с соблюдением установленного ритуала.

Написанная Чаадаевым в ответ на обвинения в недостатке патриотизма «Апология сумасшедшего» (1837) осталась неопубликованной при жизни мыслителя. В ней, Чаадаев пересмотрел свою точку зрения на Россию, отметив, что «…мы призваны решить большую часть проблем социального порядка… ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество, «. может быть, преувеличением было опечалиться хотя бы на минуту за судьбу народа, из недр которого вышли могучая натура Петра Великого, всеобъемлющий ум Ломоносова и грациозный гений Пушкина«.

Кончина

В тот день к нему заехал А.С. Хомяков и застал старого приятеля, сидящего в кресле с закрытыми глазами. Так Хомяков одним из первых узнал о кончине «басманного философа». Горестные слова Хомякова сохранились для потомков:

Награды

Труды

Литература

Использованные материалы

[2] К сожалению, нет точных данных на каком отделении учился Петр Чаадаев, в книге «Чаадаев» Борис Тарасов предполагает, что это могли быть либо словесное либо на этико-политическое отделения.

Источник

Социальная мистика Петра Чаадаева. Почему самый известный русский западник был славянофилом до славянофильства

Петра Яковлевича Чаадаева почитают за духовного отца отечественного либерализма, он — намоленная икона ортодоксального русского западничества. Общепринято, что славянофильство родилось как ответ на чаадаевские выпады. Почему эти суждения о Чаадаеве справедливы, но не истинны? Кем на самом деле был прототип Чацкого и самый известный безумец в истории русской мысли? И о чем, наконец, его «Философические письма»? Рассказывает Кирилл Забелин.

«Басманный философ», как его прозовут современники, родился при Екатерине II, в 1794 году. Интеллектуальное взросление Чаадаева пришлось на правление Александра I, который, как известно, вступал на престол с идеей всеобъемлющей либерализации порядков. Осуществил свою задумку Александр лишь отчасти, но образованное общество уже было взволновано повеявшей свободой. Новое время потребовало новых героев. И «Философические письма» — наделавшие так много шуму, что их автора пришлось объявить умалишенным — пришлись точно по адресу. Что же великого и ужасного эпоха разглядела в фигуре Чаадаева и чем он так пленял современников?

Кому война, а кому — окно в Европу

Вырезать свое имя на теле русской мысли — для этого нужно быть блестящим интеллектуальным маньяком. Но как текст не существует без контекста, так и чаадаевским письменам не на чем было бы проступить, не будь того полотна, на котором развернулся его бескомпромиссный гений. Речь о состоянии русской мысли в первой трети XIX века.

Романтическая растворенность во всем передовом и европейском нередко сочеталась с известной долей наивности, переходящей в восторженность. Всё это уже тогда формировало ум Чаадаева холодным и скептическим.

«Царство блестящего дилетантизма по всем предметам и вопросам, выдвинутым вперед европейской жизнью», — писал об этом времени литературный критик П. В. Анненков.

«Необычайная и страстная влюбчивость в идеи и представления, попадавшие на глаза, сделалась господствующей чертой нашего общества после заграничных войн и заменяла ему настоящее образование. Влюбчивость эта и была главной причиной водворения у нас почти всех явлений европейской мысли и цивилизации, потерявших на новоселье свои природные формы и краски…»

О «европейском брожении» русского общества того времени писал историк литературы Александр Пыпин — кстати, двоюродный брат Николая Чернышевского. Настроения колебались «от крайнего пиэтизма до крайнего политического свободомыслия». И это было общим симптомом.

Чаадаев выходит на арену несколько позже, когда результаты этого «брожения» были налицо. К 1825 году беспокойная русская мысль увенчалась декабристским восстанием, которое было расстреляно ядрами на Сенатской площади Петербурга. В 1826-м Чаадаев возвращается из путешествия по Европам — он странствовал несколько лет, поправлял здоровье на водах Карлсбада, вел беседы с Шеллингом, проматывал свое невеликое состояние и — обогащался новым, религиозно-метафизическим знанием.

Многих декабристов Чаадаев знал лично и был человеком одного с ними круга. Правда, не соглашался в выборе средств: например, отвергал насильственную смену власти. Этот факт, а также географическая удаленность от театра военно-политических действий во время самого восстания и спасли его от серьезных преследований: по возвращении на родину Чаадаева арестовали и допрашивали, но вскоре отпустили.

Нетрудно догадаться, что запечатлелось на душе у молодого франтоватого философа, уже порядком избалованного изысками Запада, по приезде на Родину. Вероятно, некоторая брезгливость. С корабля всеевропейской мысли — на бал идейной вторичности, отдающей самозабвенным плебейством. Сквозь звуки кадрили пробивается лязг закручивающихся гаек. Это было самое начало николаевской эпохи: молодой император еще не получил прозвище Палкин, но уже вступал в свою реакционную мощь. Основание легендарного Третьего отделения Императорской канцелярии для слежения за состоянием умов пришлось как раз на год возвращения Чаадаева.

Что касается местной публики и ее настроений — ко всему этому наш герой и раньше относился более чем снисходительно. Чего стоят его письма к Шеллингу.

«Затерянный в умственных пустынях моей страны, я долго полагал, что я один истощаю свои силы над этой работой или имею, по крайней мере, лишь немного сотоварищей, рассеянных по земле; впоследствии я открыл, что весь мыслящий мир движется в том же направлении; и великим был для меня тот день, когда я сделал это открытие», — писал Чаадаев йенскому романтику, с которым состоял в корреспонденции.

После 1826 года отставной ротмистр лейб-гвардии, участник Отечественной войны 1812 года Петр Чаадаев оседает в Москве и живет затворником. На это время приходится кристаллизация его мировоззрения, которое вскоре сыграет со своим носителем веселую, но злую шутку. Чаадаев уходит с головой в чтение Священного Писания, философской и мистической литературы. Тогда же в его сознании зреет концепция так называемых «Философических писем». С этими «письмами», написанными, кстати, на французском языке — философский русский был еще слабо разработан, — Чаадаев и войдет в историю.

Всего писем было восемь, при жизни опубликовано лишь одно. Пять из них, наиболее нагруженные религиозно-философским содержанием, обнаружились лишь в 1935 году.

Этим отчасти и объясняется некоторая однобокость в понимании того, что хотел сказать Чаадаев. Инерцию такого понимания мы преодолеваем до сих пор.

в судьбе какого русского мыслителя публикация философического письма сыграла роковое значение. Смотреть фото в судьбе какого русского мыслителя публикация философического письма сыграла роковое значение. Смотреть картинку в судьбе какого русского мыслителя публикация философического письма сыграла роковое значение. Картинка про в судьбе какого русского мыслителя публикация философического письма сыграла роковое значение. Фото в судьбе какого русского мыслителя публикация философического письма сыграла роковое значение

Некрополис

С 1829 года молодой философ начинает понемногу выходить в свет. Он посещает московские салоны и, конечно, знаменитый Английский клуб — один из центров общественно-политической жизни.

Правда, саму Москву Чаадаев иначе как городом мертвых и не называет. Обитель безмыслия, «умственная пустыня», одним словом — Некрополис.

Здесь проступает тень того негодования, которое он вскоре обрушит на Россию в целом.

Надо сказать, что уже в это время в салонных беседах еще официально не повредившийся умом философ высказывает многое из того, за что позже ему придется держать ответ. Но, справедливости ради, высказывается не он один. Атмосфера в салонах сохранялась вполне либеральная. «Отсталость России от Европы» обсуждали шутя и пританцовывая. И в общем без особых для себя последствий. Да и сами «Философические письма» давно ходили по рукам.

«Грех» Чаадаева, который расколол историю русской мысли на до и после, заключался в том, что он заявил протест не частно, а «во всеуслышание». Иными словами, дело было не в «что», а в «как» его декларации.

В 1836 году с согласия автора редактор, профессор Московского университета Надеждин печатает на страницах журнала «Телескоп» первое из писем (от 1 декабря 1829-го). Пропитанное желчью оно, по замечанию А. И. Герцена, произвело ощущение «выстрела, раздавшегося в темную ночь». Шокированы даже либеральные круги, не говоря уже о консервативных. И, конечно, грядущий «жандарм Европы» Николай I не мог на это не отреагировать. Материал вышел за подписью цензора на русском языке. Учитывая, что цензура — дело государственное, подписчики журнала получили как бы санкционированный государством контент. Этого вольнодумцу и не простили. Цензор, дозволивший номер к печати, был освобожден от должности, журнал запрещен, а Надеждин выслан в Усть-Сысольск, а затем в Вологду, откуда вернулся только через два года.

Главного виновника по указу государя-императора объявили сумасшедшим. К нему регулярно наведывался доктор и производил освидетельствование. По правилам домашнего ареста больному позволялось раз в день выходить на прогулку. Сам Чаадаев признавал, что «дешево отделался». Через год все запреты были сняты. Все, кроме одного: чтобы «не смел ничего писать».

Удивительно, но после этих событий его никуда не выслали. Чаадаев жил в Москве, философствовал в стол. 1837 годом датирована его работа «Апология сумасшедшего», незаконченная (опубликована в Париже в 1862-м). Нередко «басманного философа» можно было видеть и на политических собраниях местных интеллектуалов, однако держался он особо.

«Печальная и своеобразная фигура Чаадаева резко отделялась грустным упреком на темном фоне московской high life… Как бы ни была густа толпа, глаз находил его тотчас — лета не исказили его стройного стана, его бледное, нежное лицо было совершенно неподвижно…, воплощенным veto, живой протестацией смотрел он на вихрь лиц, бессмысленно вертевшихся около него», — вспоминал Герцен.

У этого печального своеобразия были свои причины.

Уже в «Апологии», непроглядно глубокий для большинства своих современников, Чаадаев меняет риторику.

Вернее сказать, он концептуально докручивает некоторые из своих выводов, которые диалектически переходят в свое иное. И потому меняются на противоположные.

«Выстрелив», Чаадаев раскрылся как ярый западник, и именно эта версия Чаадаева расхватана на цитаты. В большей части своей — это вырезки из первого «Философического письма», то есть цитирование очень выборочное. Однако именно такая позиция получила название «чаадаевской».

«Не через родину, а через истину ведет путь на небо». «Как ни прекрасна любовь к отечеству, но есть нечто еще более прекрасное — любовь к истине», — ссылаются на мэтра русского либерализма. Или вот такое: «Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, — только бы ее не обманывать».

Существует целый корпус подобных текстов и цитат, отражающих лишь одно из умонастроений Чаадаева — самое мрачное.

Философ и в самом деле был поражен «немотой русских лиц» в Некрополисе. После вращения в европейских кругах, в орбите светила европейской философии, Шеллинга, — это и неудивительно. Некоторые строки «письма» явно продиктованы жестоким разочарованием от возвращения на родину, тягостным интеллектуальным одиночеством.

«Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого. Стоя как бы вне времени, мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода».

«Мы принадлежим к числу наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок».

Покаянные речи Чаадаева явились реакцией чуткого ума на сумрачное историческое время, в которое он, как ему казалось, жил. Люди проницательные не могли не ощущать философской и научной беспомощности, возвращаясь из просвещенных Европ в николаевскую Россию. Но верно подметил Осип Мандельштам: «Чаадаев был первым русским, идейно побывавшим на Западе и нашедшим дорогу обратно». И эту «дорогу обратно» почему-то предпочитают не замечать…

Тем не менее возвращение было закономерным. Если дать себе труд посмотреть на личность Чаадаева целостно, не раздирая чаадаевский фрак на лоскутки хлестких афоризмов, — мотивации его катастрофического недовольства раскрываются совсем с иной стороны.

В первую очередь — с метафизической. И здесь начинается то усложнение чаадаевских мыслей, которого современный политический контекст вместить зачастую не может. Известный историк русской философии В. В. Зеньковского говорил:

«Сосредоточение внимания на скептическом взгляде Чаадаева на Россию не только не уясняет нам его мировоззрение, но, наоборот, мешает его правильному пониманию».

Поэтому прежде всего стоит обратиться к истокам его прозрений.

Известно, что Петр Чаадаев испытал сильнейшее интеллектуальное влияние Жозефа де Местра — одного из основоположников политического консерватизма, крайне правого католического философа. Более того, русским де Местром № 1 называли и самого Чаадаева. Знаковой в его интеллектуальной биографии явилось также знакомство с Бональдом — философом-ультратрадиционалистом религиозного толка. Этот религиозный контекст чаадаевских исканий обычно выставляется вон, хотя сам Чаадаев в письмах говорил о себе как о «христианском философе» по преимуществу.

Попробуем разобраться, что он имел в виду и как это связано с его политическим бунтарством. Начнем с антропологии.

«Се человек»

Чаадаевское понимание «двуногого без перьев с плоскими ногтями» глубоко социально. «Без общения с другими созданиями мы бы мирно щипали траву», — пишет философ. С виду — банальная мысль. Но дело вовсе не в том, что социальность сообщает человеку язык, культурные коды и вообще какое-то абстрактное развитие, а если вдруг не сообщила — привет, Маугли.

Социальность понимается Чаадаевым отнюдь не инструментально — не как набор опций для развития индивида. Он идет дальше, природа социальности — глубоко духовна.

«Если не согласиться с тем, что мысль человека есть мысль рода человеческого, то нет возможности понять, что она такое».

Но, по логике Чаадаева, род мог получить мысль — «идеи о добре, долге, добродетели, законе» — только от высшей силы, «совершенной» в своей полноте. Важно прояснить, из какой теоретической предпосылки исходит мыслитель: он отрицает возможность последовательного перехода от идеального начала, которое несет на себе печать бесконечности, к конечному, смертному материальному началу. От «животного» в человеке к «разумному» в нем же «не может быть эволюции». Слишком велика пропасть. Поэтому, «когда философия занимается животным человеком, то, вместо философии человека, она становится философией животных, становится главой о человеке в зоологии». Только высшая онтологическая инстанция способна заполнить этот чудовищный пробел и объяснить, как возможно сочетание конечного и бесконечного. И эта инстанция — Бог.

«В день создания человека Бог беседовал с ним, и человек слушал и понимал, — таково истинное происхождение разума». Грехопадение положило этому общению трагический предел, но воспоминание о божественных словах из памяти человека до конца не стерлось. Почти анамнезис по Платону: знание есть припоминание.

«И этот глагол Бога к человеку, передаваемый от поколения к поколению, вводит человека в мир сознания и превращает его в мыслящее существо».

Грех обособленчества

Чаадаевская интеллектуальная интуиция завязана на антииндивидуалистическом миропонимании.

«В человеческом духе нет никакой истины, кроме той, какую вложил в него Бог» и «вся наша активность есть лишь проявление (в нас) силы, заставляющей стать в порядок общий, в порядок зависимости».

Так, воинствующий индивидуализм, с его точки зрения, — позиция метафизически невежественная, а потому смешная и нелепая. Это лишь порок единичного эмпирического сознания, которое не способно осознать свою сущностную связь с сознанием всеобщим и кичится этой неспособностью, мнит свое уродство — красотой. Только мировое сознание есть настоящий «океан идей». А «пагубное я» — как именует его философ — искусственно «разобщает человека от всего окружающего и затуманивает все предметы».

Отчуждаясь от человечества, человек тем самым отчуждается и от самого себя. Ведь человечество в последовательной смене своих поколений — это и есть один всечеловек. Каждый из нас — «участник работы (высшего) сознания». Отсюда и столь очевидные симпатии к традиционализму, настаивающему на первостепенном значении преемственности для гармоничного развития: «идея становится достоянием всеобщего разума лишь в качестве традиции».

С этими симпатиями связан главный упрек Чаадаева в адрес современной ему цивилизации: в ней подорван принцип единства. С одной стороны, нарушен здравый коллективизм между личностями внутри нации, с другой — нации также враждуют между собой. Таким образом, социальная утопия Чаадаева носит принципиально коллективистский характер.

Если сравнить эти мысли «крайнего западника» с тем, что утверждали самые отъявленные славянофилы от Хомякова до Киреевского, — разница будет пренебрежимо мала. Идеал соборности, который станет одним из столпов славянофильского учения, предвосхищен Чаадаевым исчерпывающе.

«Довести свою подчиненность (высшему свету) до полного упразднения своей свободы» — вот что позволило бы устранить человеку «теперешний отрыв его от природы». Тогда «в нем бы проснулось чувство мировой воли, глубокое сознание своей действительной причастности ко всему мирозданию».

Но вместе с тем человеческое, отпавшее от божественного, определяется и как свободное, ибо оно — ответственно. Ответственно в первую очередь — за историю. «Мы то и дело вовлекаемся в произвольные действия и всякий раз мы потрясаем всё мироздание». И противоречия между свободой и ответственностью здесь нет: божественное провидение направляет лишь к конечным целям, промежуточные же человек волен выбирать сам, а значит — волен и ошибаться.

Воплощение Царства Божия

«Чаадаеву чужд крайний провиденциализм, — замечает Зеньковский, — он оставляет место свободе человека. Но свобода человека не означает его полной самостоятельности, его независимости от Абсолюта: свобода творчески проявляется лишь там, где мы следуем высшему началу, закону всеобщей необходимости. Если же мы от него отклоняемся, тогда раскрывается „страшная сила“ свободы, ее разрушительный характер».

Во время работы над «Философическими письмами» Чаадаев едва ли мог быть знаком с трудами Гегеля (лишь зимой 1836 года он просит А. И. Тургенева прислать ему гегелевские сочинения). Но чаадаевское понимание свободы вполне стыкуется с известной формулой немецкого философа «свобода есть познанная необходимость»:

«Человек постоянно побуждается силой, которой он не ощущает, это правда; но это внешнее действие имеет на него влияние через сознание, следовательно, как бы ни дошла до меня идея, которую я нахожу в своей голове, нахожу я ее там только потому, что сознаю ее. А сознавать, значит действовать. Стало быть, я действительно и постоянно действую, хотя в то же время подчиняюсь чему-то, что гораздо сильнее меня, — я сознаю».

Из антропологии Чаадаева плавно вытекает его историософия. Если человек — абсолютное подлежащее Бога, то «значительная часть (наших мыслей и поступков) определяется чем-то таким, что нам отнюдь не принадлежит; самое хорошее, самое возвышенное, для нас полезное из происходящего в нас, вовсе не нами производится. Все благо, какое мы совершаем, есть прямое следствие присущей нам способности подчиняться неведомой силе».

В социальном плане божественная сила проявляет себя в истории. История — наличная форма божественного бытия. А человек творчески привносит в нее актуальное содержание.

«Основная богословская идея Чаадаева есть идея Царства Божия, понятого не в отрыве от земной жизни, а в историческом воплощении, как Церковь», — пишет Зеньковский.

«Христианство претворяет все интересы людей в свои собственные».

Как уже отмечалось, историософские искания философа отмечены умеренным провиденциализмом — установкой на божественную предопределенность хода истории. Всё в ней прежде промыслено Богом и уже затем — свершается. Цель истории, по Чаадаеву, — Царство Божие. Но оно берется историческим усилием человека.

«На Западе всё создано христианством»

Наибольшего успеха в этом отношении достиг именно западный человек — европейская цивилизация, фундированная католицизмом. И именно поэтому она заслуживает такого почтения. Чаадаев восхищается Европой, где «идеи долга, справедливости, права, порядка… родились из самих событий, образовавших там общество… входят необходимым элементом в социальный вклад». Они формируют «больше, чем психологию: — «физиологию европейского человека». И заслуга эта принадлежит упорядочивающему влиянию мощной римской католической церкви. Конкретно — институту папизма. Именно папизм сосредотачивает христианские идеи для истории, ибо он — «видимый знак единства, а вместе с тем, и символ воссоединения». Потому в европейских странах всё «таинственно повинуется той силе, которая властно царит там уже столько веков». Потому-то, «несмотря на всю неполноту, несовершенство и порочность, присущие европейскому миру…, нельзя отрицать, что Царство Божие до известной степени осуществлено в нем».

Трепет Чаадаева перед Европой — это трепет перед ее обширной религиозной традицией, которая стала возможной благодаря единой и единящей Церкви.

«Он был потрясен и пленен универсализмом католичества и его активной ролью в истории», — писал Бердяев.

Римская церковь достигла высших степеней политико-религиозного единства, через нее божественная сила входит в историческое бытие. И потому Запад в наибольшей мере осуществляет божественный промысел. В православии же философ никакого универсализма не видит, упрекая его в замкнутости, пассивности и «религиозном обособлении».

«Провидение как бы отказалось вмешиваться в наши (русские) дела».

Но что же тогда Россия? Что Бог задумал о ней? Чаадаев констатирует, что по какой-то неведомой причине Россия не вписывается во всеобщий исторический процесс.

«Провидение исключило нас из своего благодетельного действия на человеческий разум, всецело предоставив нас самим себе».

Оно «как бы совсем не было озабочено нашей судьбой». Мыслитель жестоко сокрушается, оплакивает и ругает свою родину, которая «заблудилась на земле». Но вскоре эта печаль сменяется робкой надеждой, а затем и железной уверенностью в высокой миссии отечества. Ведь если исторический процесс универсален, то ни один его элемент не может выпасть из божественного строя. Иными словами, «незатронутость всемирным воспитанием человечества» и является, по Чаадаеву, подлинно провиденциальной в отношении нашей страны.

В 1835 году, еще до публикации первого «Философического письма», Чаадаев пишет к Тургеневу:

«Вы знаете, что я держусь взгляда, что Россия призвана к необъятному умственному делу: ее задача — дать в свое время разрешение всем вопросам, возбуждающим споры в Европе. Поставленная вне стремительного движения, которое там (в Европе) уносит умы…, она получила в удел задачу дать в свое время разгадку человеческой загадки».

Надо сказать, что здесь нет никакого «переобувания в воздухе». Письмо написано до того, как на философа обрушилось недовольство официоза. Да и логика Чаадаева вполне последовательна. Именно «пробел в нравственном миропорядке», в миропорядке, который не совершенен, — и может содержать в себе скрытую возможность преображения этого порядка.

«В России есть преимущество девственности почвы. Ее отсталость дает возможность выбора. Скрытые, потенциальные силы могут себя обнаружить в будущем», — замечал Бердяев. И потому Россия — страна возможностей. В отличие от Запада, ей не предзадана никакая узкая траектория развития: «наша вселенская миссия уже началась»

В том же 1835 году в тех же письмах к Тургеневу западник Чаадаев — эталон дендизма, либерал из либералов — по сути прописывает манифест славянофильства.

Всё великое приходило из пустыни

«…Нам нет дела до крутани Запада, ибо сами-то мы не Запад… Россия, если только она уразумеет свое призвание, должна принять на себя инициативу проведения всех великодушных мыслей, ибо она не имеет привязанностей, страстей, идей и интересов Европы. И почему бы я не имел права сказать и того, что Россия слишком величественна, чтобы проводить национальную политику; что ее дело в мире есть политика рода человеческого; …что император Александр прекрасно понял это и что это составляет лучшую славу его, что провидение создало нас слишком сильными, чтобы быть эгоистами, что оно поставило нас вне интересов национальностей и поручило нам интересы человечества; что все наши мысли в жизни, науке, искусстве должны отправляться от этого и к этому приходить: что в этом наше будущее, в этом наш прогресс… таков будет логический результат нашего долгого одиночества: все великое приходило из пустыни».

Отсюда становится ясна и та патетика, с которой Чаадаев пишет о России в «Апологии сумасшедшего»:

«Мы призваны решить большую часть проблем социального порядка… ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество» и «я счастлив, что имею случай сделать признание: да, было преувеличение в обвинительном акте, предъявленном великому народу (то есть России), было преувеличением не воздать должного (Православной) Церкви, столь смиренной, иногда столь героической».

Политико-метафизические рассуждения Чаадаева послужат отправной точкой для многих позднейших поисков отечественных интеллектуалов. Так, его понимание свободы — предвестье метафизических ходов позднего Вл. Соловьева. А мысли о специфике России — не только предвосхищение славянофильских концептуальных построений.

Отсюда рукой подать и до пушкинской речи о русской всеотзывчивости Ф. М. Достоевского — фигуры правоконсервативного толка, почвенника, чуждого всякого западничества.

Схожесть воззрений Чаадаева и славянофилов отмечал и Чернышевский, прослеживая у них общность идеи русской исключительности и русского превосходства над Западом. Эта исключительность, с одной стороны, порождена огромностью нашей территории, сформировавшей особый характер самоотречения у народа (который «государствовать не хочет»), а с другой — отмечена божественным промыслом.

Но — натура противоречивая и ироничная — Чаадаев позволял себе быть и вне любых корпоративных позиций. Быть свободным, а зачастую — холодно-циничным и даже глумливым. Да и был бы он без этого — Чаадаевым?

Являясь во многом прародителем матрицы славянофильского учения, он не раз от души посмеивался над славянофильничаньем. Правда, эти хлесткие подзатыльники раздавались скорее по поводу пресловутых «перегибов на местах», которые чаадаевский острый ум не мог не замечать. В письме к Тургеневу он пишет:

«Здесь все живы и здоровы; народность преуспевает; по улицам разъезжают тройки с позвонками, лапотный элемент в полном развитии, ежедневно делаем новые открытия, открываем славян повсюду; на днях вытолкаем из миру всё неединокровное».

В едкой иронии Чаадаеву не откажешь. Отвечали ему тоже задорно. Вот как вывел «басманного философа» русский поэт Денис Давыдов:

Старых барынь духовник,
Маленький аббатик,
Что в гостиных бить привык
В маленький набатик.

Если же говорить о Чаадаеве всерьез, то стоит задаться следующим вопросом: как при очевидных славянофильских интенциях стало возможно фанатичное западничество?

Русское ожидание

По-видимому, секрет кроется в сложносочиненной психологии личности русского радикала вообще. По Гегелю (а им зачитывалось не одно поколение отечественных интеллектуалов), дух есть отрицание наличного бытия по преимуществу. В этом — суть его, духа, деятельного развития. Там, где дух, там всегда — мироотрицание, преодоление условностей наличного. Нетрудно догадаться, что наличным бытием для русских интеллектуалов являлась русская жизнь — со всеми ее изломами и вывихами.

И в этом свете Чаадаев предстает абсолютно адекватным тому социальному порядку, которому от него так доставалось. О нем хорошо сказано у Бердяева — блестящего портретиста русской интеллигенции:

«Чаадаев — одна из самых замечательных фигур русского XIX века. Это был человек большого ума и больших дарований. Но он, подобно русскому народу, недостаточно себя актуализировал, остался в потенциальном состоянии. Он почти ничего не написал. Западничество Чаадаева, его католические симпатии остаются характерно русскими явлениями. У него была тоска по форме, он восстал против русской неоформленности. Он очень русский человек высшего слоя петровского периода русской истории. Он искал Царства Божьего на земле, ожидая новой эпохи Св. Духа, пришел к вере, что Россия скажет новое слово миру».

По Бердяеву, русской идее необходимо было пройти через такое психотравмирующее самоотрицание, чтобы сознать себя. Словно бы посмотреться в зеркало и разбить его с досады, поранившись, — чтобы отправиться на поиски лучшего, более чистого отражения. Живой манифестацией этого диалектического самоотрицания в истории русской мысли и явился Петр Чаадаев.

Следуя себе, он еще не раз опрокинет многие из своих убеждений, вернется к ним на новом вираже и откажется опять. Всё отмеренное ему время вплоть до кончины в 1856 году его взгляды будут импульсивно эволюционировать: Чаадаев успеет отвергнуть Гегеля и воспламениться Гегелем, углубиться в христианство и охладеть к нему, разочароваться в России и вновь проникнуться к ней (и да — снова разочароваться).

В своих исканиях он пройдет по кромке рационального и иррационального, мистического и практического, религиозного и научного идеалов — не отдавшись до конца ни одному из них.

И в главном останется верен в себе — разоблачитель навязчивых иллюзий, обладатель тончайшего чутья ко всякой полуправде — Чаадаев не позволит ни одному из своих убеждений убедить себя окончательно, заглушить жажду поиска. Он пройдет по жизни великим скептиком и парадоксалистом, воплощенным стремлением к истине — без права на покой, без права на забвение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *