в условиях дошкольного учреждения применяют беседу какую
Методики проведения бесед с дошкольниками в разных возрастных группах
Галина Хорошилова
Методики проведения бесед с дошкольниками в разных возрастных группах
Беседа—организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу.
В беседе педагог:
1) уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в детском саду;
2) воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;
3) приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;4) учит просто и понятно излагать свои мысли. Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали.
В беседах дети приобретают знания, умения и навыки, которые необходимы для обучения в школе. Беседы оказывают большое влияние на всю разнообразную деятельность детей и их поведение.
Содержанием беседявляется программный материал по ознакомлению детей с окружающей действительностью: бытом, трудом людей, событиями общественной жизни, жизнью природы, а также деятельность детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь и т. п.).
Программный материал, который является содержанием бесед, даст возможность осуществить не только познавательные задачи (расширение кругозора детей, но и воспитательные (воспитание правильного отношения к действительности, разнообразных интересов).
Проведение беседы требует от воспитателя подготовки. При очередном календарном планировании работы воспитатель намечает, какой программный материал по ознакомлению с окружающим целесообразнее дать детям в беседе; затем необходимо составить план последовательного хода всего занятия от начала до конца. Нужно продумать, как начать беседу, чтобы быстро собрать внимание детей и возбудить у них интерес к предстоящему занятию, активную умственную деятельность, воздействовать на их чувства. В качестве такого эмоционального средства можно использовать картину, новую для детей загадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к содержанию беседы.
В отдельных случаях целесообразно начать беседу с вопроса, который должен вызвать в памяти детей впечатления о фактах или событиях, связанных с содержанием беседы,например:
В ходе беседы вопросы воспитателя, которые являются основным методическим приемом на этом занятии, раскрывают содержание намеченной темы и, направляя мысль детей, учат их правильно отвечать. Воспитатель должен продумать содержание и формулировку своих вопросов, чтобы они были понятны всем детям.
Если дети не понимают или неправильно понимают вопрос, то они неправильно и отвечают, т. е. дают не тот ответ, какого ожидает воспитатель. Чтобы добиться правильного ответа, нужно поставить вопрос четко и спрашивать детей надо о конкретных фактах и явлениях, которые им известны, по поводу которых они могут высказать какие-либо суждения.
Своими вопросами воспитатель должен направлять мысль детей на существенные, характерные признаки и явления. Нельзя задавать детям вопросы, которые им непосильны, а также такие, которые не способствуют активизации мысли. Все основные вопросы беседы в их логической последовательности должны быть записаны в календарном плане или в конспекте воспитателя.
При проведении беседы в зависимости от ответов детей иногда возникает необходимость задавать дополнительные вопросы, но не следует удаляться от содержания основной темы беседы.
При проведении беседы воспитатель должен стремиться к тому, чтобы все дети были активными ее участниками.Для этого необходимо соблюдать следующие правила: ставить вопрос всей группе, затем вызывать одного ребенка для ответа. Нельзя спрашивать детей в том порядке, в каком они сидят. Это приводит к тому,что часть детей перестает работать: неинтересно ждать очереди, когда знаешь, что до тебя еще далеко.
Недопустимо спрашивать одних и тех же детей (наиболее бойких). Надо стараться вызывать большее количество детей хотя бы для краткого ответа на поставленный вопрос. Если же воспитатель долго разговаривает с одним ребенком, то остальные дети перестают участвовать в беседе. То же происходит, когда сам воспитатель, во время беседы много говорит о том, что детям уже хорошо известно, или без всякой нужды повторяет все, что говорят дети.
Дети во время беседы должны отвечать по одному, а не хором. Но если воспитатель ставит такой вопрос, на который у всех или у многих детей может быть один и тот же простой ответ (например, «были», «ходили», то дети могут ответить хором.
Не следует прерывать отвечающего ребенка, если в том нет прямой надобности; нецелесообразно ценой длительных усилий «вытягивать» ответ, если ребенок не имеет необходимых знаний или еще не преодолел своей застенчивости; в таких случаях можно удовлетвориться кратким, даже односложным ответом.
Ответы детей во время беседы носят характер кратких или более или менее развернутых реплик; допустимы и однословные ответы, если содержание вопроса не требует большего. Небольшие беседы проводятся воспитателем в начале таких занятий, как рисование, лепка, дидактические игры.
В младшей группе беседой сопровождается рассматривание картин, живых объектов.
В младшей группе практикуются занятия в форме игры, где речевая активность детей (ответы на вопросы) занимает основное место.
Методически важен вопрос о соотношении в беседе речи взрослого и детей. Как показывают наблюдения, часто речевая активность педагога превалирует над детской. Иногда воспитатели, ставя вопрос, не дают детям возможности сосредоточиться и подумать, торопятся ответить сами, начиная рассказывать о том, что наблюдали, например, на экскурсии. Детям не остается ничего другого, как пассивно слушать. Другая крайность заключается в «вытягивании» у детей ценой значительных усилий правильных ответов. Эффективность беседы в значительной степени зависит от умения педагога целенаправленно вести за собой детей, направлять детскую мысль и активизировать речевую деятельность.
В методике определено, в каких возрастных группах проводятся занятия-беседы. В отношении младшего дошкольного возраста используется беседа-разговор в процессе получения опыта. Беседой сопровождается рассматривание игрушек, картинок.
В среднем дошкольном возрасте преимущественно используются беседы, которые сопровождают получение новых знаний, сопутствуют наблюдениям (из чего сделаны предметы, наша одежда, умывальные принадлежности) и экскурсиям (что делает почтальон).
В старшем дошкольном возрасте проводятся все виды бесед.
Организация проведения занятий по развитию речи в разных возрастных группах Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Детский сад готовит детей к школе. Речь занимает.
Методики проведения подвижных игр в разных возрастных группах Программное содержание: Важнейшие образовательные ориентиры: • обеспечение эмоционального благополучия детей; • создание условий для формирования.
Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть первая) Доброго времени суток уважаемые коллеги! Сегодня я расскажу как мы (педагоги) в МБДОУ «Дельфин» готовились к Новому Году! Идут дети по дорожке,.
Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть вторая) Доброго времени суток уважаемые коллеги. Спешу продолжить рассказывать о новогоднем оформлении в нашем детском саду «Дельфине». Вот такая.
Особенности экспериментирования в разных возрастных группах Особенности экспериментирования в разных возрастных группах. Не бывает форм экспериментирования, специфических для той или иной возрастной.
Требование к содержанию музыкально-театральных центров в разных возрастных группах МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОВНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЗЕРНЫШКО» ГОРОДА БАЛАШОВА САРАТОВСКОЙ.
Виды бесед, их значение для познавательного и речевого развития детей
Татьяна Беляева
Виды бесед, их значение для познавательного и речевого развития детей
Беседа – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему.
Значение беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми раскрыли в своих работах Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Е. И. Радина, Э. П. Короткова, Н. М. Крылова и др. По их мнению, беседа учит детей логически мыслить, помогает детям постепенно перейти от конкретного способа мышления к простейшему абстрагированию. В ходе беседы дошкольники учатся производить умственные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, давать понятные для окружающих ответы на поставленные вопросы. В беседе развивается связность речи.
Содержанием беседявляется формирование представлений у дошкольников об окружающей жизни: о быте и труде людей, о событиях общественной жизни, о деятельности детей в детском саду.
Тематика бесед определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом сведений, приобретенных в процессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим окружением. Выделяют следующие группы тем для бесед с детьми:
1. Темы,отражающие явления общественной жизни: «»Наш детский сад», «Москва – столица нашей Родины», о школе, о родном городе, о труде людей и т. п.
2. Беседы на бытовые темы: Об игрушках, о школьных и умывальных принадлежностях, об одежде, о посуде, об использовании техники в домашнем труде и др.
3. Беседына природоведческие темы: «Времена года», «Фрукты и овощи», «Зимующие и перелетные птицы», «Домашние животные», «Комнатные растения», «Весна», «Осень» и т. д.
4. Беседына литературную тематику: «О сказках», «С. Я. Маршак – детям», «Книги о животных», о художниках-иллюстраторах.
5. Беседына морально-этические темы: о культуре поведения, «Будь хорошим товарищем», «О добрых делах и поступках».
По назначению беседы классифицируются на:
— вводные (предваряющие, цель которых – создать интерес к предстоящей деятельности, подготовить детей к усвоению новых знаний, умений, навыков. Они должны быть краткими и эмоциональными;
— сопутствующие (сопровождающие). Цель таких бесед – поддержать интерес к наблюдению или рассматриванию, обеспечить полное восприятие предметов и явлений, помочь получить ясные, отчетливые знания. Они проводятся в процессе детской деятельности, экскурсий, прогулок. Специфика этих бесед состоит в том, что они активизируют различные анализаторы и закрепляют полученные впечатления о слове;
— заключительные (итоговые, обобщающие, цель которых – уточнить, закрепить, углубить и систематизировать знания и представления детей.
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).
Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема «Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.
Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.
Конспект познавательного развития «Одеваем куклу Катю» в группе раннего развития Конспект познавательного развития в группе раннего развития «Одеваем куклу Катю» Цель: Продолжать знакомить детей с одеждой и последовательностью.
Консультация для воспитателей «Характеристика содержания познавательного-речевого развития в соответствии с ФГОС ДО» В пункте 2.6. «ФГОС ДО» отмечено, что «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных.
Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.
Перспективное планирование познавательного развития для детей старшей группы Перспективное планирование познавательного развития для детей старшей группы. СЕНТЯБРЬ 1-2 занятие – мониторинг. 3. Занятие Т. И. Гризик.
Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.
Значение раскрасок для развития детей младшего дошкольного возраста Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной.
Методические рекомендации по проведению бесед с детьми дошкольного возраста
Виктория Трипольская
Методические рекомендации по проведению бесед с детьми дошкольного возраста
Методические рекомендации проведения бесед с детьми дошкольного возраста
Следовательно, беседы являются ценным методом, с помощью которого развиваются не только активность, но и способность к сдержанности. Сообщение и уточнение информации развивают и активизируют мыслительную и речевую деятельность ребёнка.
В беседе педагог:
1) формирует, знания и представления детей о природе, о жизни людей, которые они приобрели, под руководством взрослых дома (с родителями) или в детском саду (с воспитателями, через наблюдения или опыт;
2) развивает у ребёнка способность мыслить целеустремлённо, соблюдая последовательность по определённой теме;
3) развивает умение излагать свои мысли в чёткой и доступной форме;
4) воспитывает у детей умение слушать и удерживать устойчивое внимание, отвечать на вопросы, говорить громко и чётко.
Воспитатель средствами бесед формирует у детей предпосылки, которые необходимы для того, чтобы успешно обучатся в школе, что то является очень важным принципом реализации ФГОС ДО.
При выборе тематики бесед с учетом программного материала, воспитателю важно учитывать личный опыт детей, запас знаний и представлений, так как ребёнок может включиться в беседу и принимать активное участие в ней лишь в том случае, когда имеет определённые данные о предмете беседы. Прожитые события и явления, осознанные ребёнком или приобретенные через наблюдения, собственную деятельность, восприятие художественной литературы, являются материалом, на котором строится беседа и сообщаются дополнительные, новые знания детям.
Для того, чтобы беседа была результативной,воспитателю необходима подготовка: подойти к беседе с применением творческих способностей педагога, основываться на программный материал, соблюдать тематическое перспективное планирование, заранее составить план последовательности беседы. Для привлечения и заинтересованного включения внимания детей в беседу, воспитатель продумывает с помощью каких методов и приемов целесообразнее начать беседу. Для активизации умственной деятельности и воздействие на эмоциональные чувства детей группы можно использовать словесные методы (художественное слово, наглядные (картину, иллюстрацию,которые имеют прямое отношение к теме беседы. Например, перед началом беседы об осени, в средней группе, воспитатель демонстрирует репродукцию картины Левитана «Золотая осень». Во время рассматривания картины, в памяти у детей оживятся эмоции, впечатления, которые они приобрели во время прогулки в парке или в лесу. Началом беседы о профессии почтальона, в старшей группе, может быть чтение стихотворения С. Я. Маршака. Беседу о городе Москва актуально начать с демонстрации иллюстраций, на которых изображены исторические места столицы, Кремль, Красная площадь. Использование вопросов во время беседы, которые служат основным методическим приёмом, для того, чтобы правильно направить мысли детей дошкольного возраста, помогает воспитателю раскрыть содержание беседы и помочь детям верно отвечать на них.
Вопросы необходимо строить и формулировать так, чтобы они были понятны детям. Если ребёнок не поймет содержание вопроса, то соответственно и даст неправильный ответ на него. Например,педагог спрашивает: «Какие листья на дубе?»Дети дают ответ: «Дубовые». Воспитатель ожидала, что дети назовут цвет листьев,но для получения ожидаемого ответа от ребят необходимо было правильно сформулировать вопрос: «Какого цвета листья на дубе?» Поэтому, чтобы педагогу услышать правильный ответ от детей, необходимо ставить вопрос о конкретных явлениях и фактах, которые известны детям. Педагог должен задавать вопросы, которые активизируют и направляют мысли детей на характерные признаки предмета или явления.
Для того, чтобы уточнить представления детей о неизвестном им объекте и передать наглядный образ, необходимо использовать наглядный метод,например: игрушку, модель, предмет в натуральном виде. Педагог должен помнить, что именно наглядный материал вызывает значительные эмоции, увеличивает интерес и активизирует умственную и речевую деятельность. В этом случае высказывания детей опираются на непосредственные восприятия и ощущения.
Наглядный материал используется по —разному: одни раздаются каждому ребёнку (картинки, листики деревьев и т. д., а другие показываются педагогом всей группе (репродукция картины, предметы быта и т. д.). Все демонстрационные материалы должны ярко отражать программное содержание темы беседы и готовятся заранее.
В заключительной части беседы полезно закрепить ее содержание путем изложения содержания беседы в кратком рассказе, где делается существенный акцент на самом главном. Так же проводится дидактическая игра (5 минут, например, при беседе об овощах можно в заключении предложить детям поиграть в дидактическую игру «Угадай на ощупь» (в мешочке поместить игрушки-овощи); или исполняется песня, в которой отражена тема беседы. Эти методические приемы позволяют углубить эмоциональное воздействие на детей и помочь запомнить и усвоить тему беседы.
Воспитатель строит ход занятия так, чтобы все воспитанники были задействованы и активно участвовали в процессе беседы. Рекомендовано ставить вопрос перед всей группой детей, а призвать к ответу по одному ребёнку, но не хором. Если спрашивать детей по тому порядку, как они сидят, то это может привести к тому, что у определенной группы детей пропадет интерес, из-за того, что необходимо ждать своей очереди.
В процессе опроса, желательно создать такие условия, которые позволят поучаствовать в беседе не только активным детям, но и застенчивым и робким, дать им возможность ответить на вопрос в краткой форме. Если педагог задержал свое внимание надолго на одном ребёнке, то остальная группа детей прекращает свое участие и отвлекается. То же происходит, в том случае, если воспитатель много раз повторяет и говорит о том, что уже хорошо известно воспитанникам. Если ребенок не имеет необходимых знаний и умения высказать свою мысль, либо растерялся или проявил застенчивость, то не рекомендуется ценой длительного времени и усилий «вытягивать» ответ, следует удовлетвориться кратким высказыванием дошкольника. Подобный процесс делает беседу скучной, нудной и сухой. От детей необходимо добиваться отвечать на поставленные вопросы достаточно отчетливо, громко, бодрым голосом, но не кричать. Если ребёнок говорит тихо, то воспитатель просит еще раз повторить ответ погромче, чтобы все дети услышали отвечающего.
С детьми среднего и старшего возраста, воспитатель проводит беседы в развернутой форме.
Как показывают наблюдения, воспитатель, задавая вопрос, не даёт достаточного времени сосредоточиться ребёнку и подумать, торопятся ответить сами. В этом случае речь педагога превалирует над детской и ребенку не дается возможности активизировать свое мышление и речь, остается только пассивно слушать.
Как грамотно и эффективно выстроить ход беседы, чтобы вести детей и их мысли в правильном направлении, активизировать речевую деятельность, в значительной степени зависит от профессионализма педагога.
Методические приемы при руководстве беседойсводятся к следующему:
1. Не давать детям удаляться от темы.
2. Неуклонно вести к выводам.
3. Не прерывать детей без безусловной необходимости. Относить замечания и поправки к концу.
4. Не требовать полных ответов. Беседа должна вестись естественно и непринужденно. Краткий ответ, раз он логически и грамматически верен, может быть убедительнее распространенного.
5. Не злоупотреблять вопросами. Обходиться без них, если возможно достигнуть той же цели путем краткого указания, напоминания.
6. Побуждать детей к вопросам. Мы знаем, что в определенном возрастедети засыпают вопросами: что это? Почему? Для чего? Когда? и т. д. Это своеобразное проявление детского развития, требующее к себе специального внимания в смысле уяснения, что и как отвечать детям, должно быть использовано в интересах развития речи детей.
7. Привлекать к оценке высказываемых мыслей и их словесного изложения всех детей.
8. Вызывать соревнование высказаться ясно и изысканно.
9. Беседы ведутся индивидуально и коллективно. Начиная со среднего дошкольного возраста коллективные беседы в детском саду преобладают, осложняется их содержание.
Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста «Прогулки с детьми в зимнее время» 1. Многие родители считают, что ребенка надо одевать теплее. Дети, которых кутают, увы, чаще болеют. Особенно опасно слишком тепло одевать.
Методические рекомендации к организации и проведению тематических прогулок с дошкольниками Прогулки-походы. Прогулки-походы представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которой решаются оздоровительные задачи, совершенствуются.
Методические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возраста Сегодня представляю вашему вниманию идеи, как можно использовать пластиковые крышки и какую пользу они приносят дошкольникам. Для начала.
Методические рекомендации по подготовке и проведению спортивных праздников и досугов в детском саду Методические рекомендации. «Активный отдых – физкультурные праздники и досуги» Физкультурно-оздоровительный праздник наиболее приемлемая.
Методические рекомендации по проведению аппликации в младшей группе «Самолёт» Цель: учить детей составлять из нескольких готовых деталей изображение. Задачи: закреплять умение аккуратно наклеивать детали, развивать.
Методические рекомендации по проведению гимнастики после дневного сна в ДОУ Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий, облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве.
Методические рекомендации по проведению прогулки с повышенной двигательной активностью В последнее время мы все чаще слышим тезисы о модернизации системы образования, о приоритетности повышения эффективности мероприятий, связанных.
Методические рекомендации по проведению сюжетно-игровых физкультурных занятий в ДОУ Сюжетно-игровые занятия являются одной из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующей воспитанию интереса.
Методические рекомендации «Заучивание стихотворений с детьми дошкольного возраста» Методические рекомендации по теме: «Заучивание стихотворений с детьми дошкольного возраста». Подготовила: Бузаева Н. И. воспитатель В.