заброшенные храмы воронежской области
Воронежский исторический форум
История, Архитектура, Краеведение
Крутчик. Заброшенная церковь Иоанна Богослова
Крутчик. Заброшенная церковь Иоанна Богослова
Сообщение Валерон » 06 мар 2020, 11:14
Крутчик. Заброшенная церковь Иоанна Богослова
Сообщение Валерон » 06 мар 2020, 11:15
Крутчик. Заброшенная церковь Иоанна Богослова
Сообщение Natalia » 06 мар 2020, 22:31
Крутчик. Заброшенная церковь Иоанна Богослова
Сообщение Людмила-С » 07 мар 2020, 10:05
Крутчик. Заброшенная церковь Иоанна Богослова
Сообщение Валерий » 07 мар 2020, 12:27
Крутчик. Заброшенная церковь Иоанна Богослова
Сообщение grm3 » 07 мар 2020, 12:58
Крутчик. Заброшенная церковь Иоанна Богослова
Сообщение Людмила-С » 07 мар 2020, 13:09
Крутчик. Заброшенная церковь Иоанна Богослова
Сообщение Людмила-С » 07 мар 2020, 13:12
Крутчик. Заброшенная церковь Иоанна Богослова
Сообщение collector53 » 07 мар 2020, 13:29
Людмила-С, темные силы можно встретить и на иконах. Вот например
НИКИТА, ПОБИВАЮЩИЙ БЕСА, ИКОНА КОНЦА XVIII ВЕКА
Крутчик. Заброшенная церковь Иоанна Богослова
Сообщение Валерий » 07 мар 2020, 13:33
Вот что нашел на одном сайте
8. Нечисть на иконах изображается всегда в движении и всегда в профиль. Нечисть вообще на иконах изображается крайне редко, и только в определённых сюжетах. Бесы на иконе никогда не будут смотреть прямо.
Крутчик. Заброшенная церковь Иоанна Богослова
Сообщение Людмила-С » 07 мар 2020, 14:33
Крутчик. Заброшенная церковь Иоанна Богослова
Сообщение Natalia » 07 мар 2020, 16:30
Крутчик. Заброшенная церковь Иоанна Богослова
Сообщение Людмила-С » 07 мар 2020, 20:16
Легенды Воронежа. Богоявленская церковь, спрятанная под горой
Легенды Воронежа. Богоявленская церковь, спрятанная под горой
Очередной выпуск спецпроекта – о Богоявленской церкви, которая находится по адресу: улица 25 Октября, 17а. Это одна из старинных воронежских церквей – она ведет свою историю с XVII века. Большая часть здания не оштукатурена, и открытая старинная кирпичная кладка дает возможность проследить этапы его строительства. Воронежский историк Павел Попов называет Богоявленский храм наглядным учебником по истории строительства храмов. В нем сохранились старинная колокольня, высокие подвалы, древние ступени и двери.
Пушкари и беломестные
История Воронежа началась с 1586 года, когда на месте нынешнего главного корпуса ВГУ построили военную крепость, призванную защитить Русское государство от набегов татар и черкасов.
– Воронеж на тот момент представлял собой два кольца крепостных стен: город (внутреннее) и острог (внешнее). За внешними стенами начали формироваться слободы. На месте нынешнего Богоявленского храма в XVII веке располагалась Пушкарская слобода. Здесь поселились пушкари, которые несли военную службу в воронежской крепости, обслуживали артиллерийские орудия. В каждой слободе в то время строили церковь. Свой храм в 1648 году построили и пушкари. Изначально он был деревянным, – рассказала краевед Ольга Рудева.
По соседству с пушкарями, на холме, где сейчас Покровская церковь, была так называемая Беломестная слобода, где жило особое сословие казаков. В социальной иерархии они занимали более высокую ступень, чем простые пушкари.
– Беломестные казаки имели больше преимуществ. Название «беломестный» пошло от «белого места», то есть освобожденного от налогов. Кроме того, беломестные казаки жили выше и на более высоком холме построили свой храм, Покровский, – отметил Павел Попов.
Андрей Архипов (из архива)
По его словам, Богоявленский храм был построен вторым ярусом после Покровской церкви. В этом проявляется интересный принцип градостроительства, который применялся в старых русских городах:
– Ярусами строили и другие воронежские церкви. Так, главный храм – Благовещенский собор – построили на самой высокой точке города, а остальные церкви – Ильинскую, Спасскую, Никольскую – ярусом ниже.
Загадки строительства
В 1703 году деревянный Богоявленский храм уничтожил пожар. В 1705-м его восстановили и вновь освятили. А в 1733-м начали строительство каменной трапезной (помещение между колокольней и четвериком) с престолом во имя Сергия Радонежского. Но в ночь на 10 мая 1748 года в Пушкарской слободе вновь был пожар, церковь сгорела. Историки-краеведы прошлых лет считали, что уцелел только придельный храм в трапезной.
Постепенно храм стали отстраивать, уже полностью в камне. Строительство шло десять лет. В июле 1763 года восстановленная церковь была освящена. Ее построили в стиле барокко. В последующие годы здание несколько раз перестраивалось.
Павел Попов вместе со своими студентами, будущими архитекторами-реставраторами, много лет исследует этапы строительства храма.
– Хорошо видно, что каждая его часть была построена в разное время. Менялись и стили – сначала храм был выстроен в стиле барокко, затем его фасады оформили элементами классицизма. Мои коллеги – преподаватели и реставраторы – приходят к мысли, что храм было бы хорошо и оставить с частично открытой кладкой. Если его покроют штукатуркой и краской, то кирпичной кладки разных эпох видно не будет. Люди устали от новодела и хотят видеть подлинную старину, – заметил историк.
Но и для профессионалов Богоявленский храм таит множество загадок. Например, долгое время было неизвестно, какая часть современной церкви самая древняя.
– Храм стали строить до пожара. Известно, что каменная церковь не могла полностью сгореть. Осталась ли в современном здании самая старинная часть храма, нам было непонятно. Мы провели исследования и выяснили, что наиболее ранняя часть церкви – трапезная. Это заметно по кирпичной кладке, – добавил Павел Попов.
Еще один архитектурный ребус связан с проектом перестройки храма в XIX веке. К тому времени церковь обветшала, в кирпичной кладке появились трещины. Здание требовало восстановления. В 1854 году в Воронеже утвердили проект перестройки Богоявленской церкви, который выполнил городской архитектор Михаил Клейнер. Но был ли реализован этот проект, историки не знали.
Эту загадку вместе со студентами разгадал Павел Попов. Им удалось установить, что по проекту Клейнера перестроили основную часть храма – четверик, – причем в тех же размерах, что и раньше. Апсида же – более ранняя часть церкви, алтарная, – перестроена не была.
– Четверик – исконно русский тип постройки со времен Древней Руси, это деревянный сруб – четыре стены. По этой же технологии строили и храмы. Традиции были продолжены и при возведении каменных храмов. В XVII веке патриарх Никон призывал строить простые храмы с четырьмя стенами и отказаться от сложных шатровых. В Воронеже консервативных настроений придерживался и святитель Митрофан, призывая строить четвериковые храмы, – пояснил Павел Попов.
Оставалась неизвестной и дата строительства колокольни – свидетельств не оставили ни первый историк Воронежа Евгений Болховитинов, ни церковный историк, архимандрит Димитрий Самбикин.
– Недавно Российский государственный исторический архив опубликовал документ, который свидетельствует, что колокольня Богоявленского храма была построена в 70-е годы XVIII века. Кирпичная кладка на колокольне разная: ее нижний ярус мы предварительно датировали серединой XVIII века, то есть тем же временем, что и трапезную, но два верхних – концом XVIII – началом XIX века. Почему так – еще одна загадка, которую нам предстоит разгадать. Не исключено, однако, что все ярусы колокольни построили одновременно, но кирпичи сортировали и укладывали по-разному, – сообщил Павел Попов.
В конце XIX века храм переоформили во второй раз: штукатурку сбили, барочный и классицистический декор заменили новым оформлением в формах эклектики.
Зачем храмы засыпали солью?
В начале 1930-х годов Богоявленский храм закрыли. В здании разместился швейный цех Городского промышленного комбината. Во время Великой Отечественной оно не пострадало. После войны там снова разместилась текстильная фабрика со швейным производством.
– Здесь работала мама моей подруги. Как-то раз она сказала: «Пойдем к маме на работу – надо ключи забрать». Когда зашли внутрь, я увидела, что в здании бывшей церкви стоят рабочие столы и лежат стопки бюстгальтеров, которые здесь шили, – вспомнила Ольга Рудева.
Настоятель церкви, отец Евгений, рассказал, что позже на фабрике стали изготавливать пальто. На чердаке здания он до сих пор находит много пуговиц и оверлочных отходов производства.
– Вообще, церкви в советские годы часто использовали под склады и амбары, хранилища соли. Это делали неспроста: соль притягивает влагу, в результате здание быстрее разрушается. Некоторые храмы специально засыпали слоем соли высотой полметра-метр. После этого использовать здание было очень тяжело – появлялась сырость, влага скапливалась в стенах и фундаменте. И эта влага до сих пор остается проблемой для многих настоятелей. В нашем храме, чтобы отвести влагу, мы делали гидроизоляцию, – отметил отец Евгений.
В советские годы в здании ремонта и реставрации не было.
Завершение храма – маленький восьмерик, который возвышался над четвериком и был покрыт луковичной главой (разновидность купольного покрытия в форме луковицы), – утрачено. Как и верхний восьмерик на колокольне.
В 2000-е здание церкви передали епархии. Порядок в нем навели ребята из молодежного отдела Воронежской епархии, они же стали восстанавливать храм. С января 2009 года здесь проходят регулярные богослужения.
Отец Евгений поделился забавной историей: когда храм вернули в ведение епархии, на фасадной стене церкви была дыра диаметром 1,5 м. Как оказалось, ее выклевали голодные воробьи. Дело в том, что в древности в раствор для скрепления кирпичей добавляли яичный желток, и для птиц он не потерял вкуса даже спустя сотни лет.
Отец Евгений пришел настоятелем в Богоявленский храм в апреле 2013 года. Для богослужения в то время уже все было готово:
– В трапезной и храмовой части только пришлось оштукатурить стены. Перед тем как укладывать плитку, мы решили посмотреть культурный слой – выкопали землю на глубину 1,5 м. Обнаружили там два слоя гари – оплавленное стекло. Думаю, это отголоски пожара, который произошел в XVIII веке.
Возле церкви находилось заросшее болото. Раньше дождевая вода уходила по ливневым стокам, но, когда на территории храма построили одноэтажные службы, воде стало некуда уходить. Настоятель принялся за осушение болота.
Отец Евгений признается: оштукатурить храм мешают финансовые сложности. Когда в церкви необходим ремонт, приходится экономить: например, в старинные проемы пришлось вставить не дорогие дубовые окна, а пластиковые.
– Когда есть пожертвования, передо мной всегда встает выбор: заменить окна или потратить деньги на организацию горячего питания для бездомных людей. Мы исходим из того, что, если Богу будет угодно, он пошлет человека, который поможет реставрировать храм, – добавил отец Евгений.
Следы барокко и колокольня
В трапезной части храма можно увидеть красивые очертания старинных наличников, – кирпич окаймляет окна красивой волнистой линией. Этот декор в XIX веке был сбит – именно тогда храм переоформили и сделали новые наличники в стиле классицизма. Первоначальные восстановили пока на одном окошке и, как говорит Павел Попов, не совсем точно.
– Наличники очень интересные – волнообразные, в стиле воронежского барокко, – это наша местная архитектурная школа. Такие же сохранились на Ильинской церкви. Со стороны улицы Первомайской их восстановили в формах классицизма XIX века. Хочется, чтобы следы хотя бы одного срубленного наличника в стиле барокко оставили в таком виде, как сейчас, и стены не штукатурили, – подчеркнул историк.
На окнах храма сохранились старинные чугунные решетки.
При входе в храм – древние ступени, старинные металлические двери, которые вместе образуют арку. Отец Евгений пояснил: в советские годы двери использовали в качестве пола.
Пожалуй, самая интересная часть храма – частично восстановленная миниатюрная колокольня. Несколько лет назад для нее изготовили купол, но при демонтаже старого металлического купола обвалился свод. Пришлось заново реставрировать свод и купол. Его укрепили, армировали, карниз выложили специальным каленым кирпичом. Реставрация колокольни обошлась в 1,5 млн рублей и больно ударила по бюджету церкви.
На колокольню, как и 200 лет назад, ведет узенькая темная лестница, по которой сможет взобраться только худой человек – полный просто не втиснется.
В церкви есть звонарь, но играть на колоколах может и отец Евгений. Дергает за веревочки, и пространство наполняется перезвоном.
– Сейчас здесь пять колоколов. Не хватает самого большого – благовеста, который крепится наверху, – рассказал священник.
С колокольни открывается вид на старинный холм, с которого в XVI веке началось зарождение крепости Воронеж.
– Раньше при въезде в город были видны купола храмов. А сейчас храмы полностью закрыты высотками, – констатировал отец Евгений.
На территории церкви сохранились высокие старинные подвалы, в которых вполне можно жить. Внутри виден древний фундамент, который делали из каменных глыб, не скрепляя их раствором.
Раньше сюда можно было попасть с двух улиц – 25 Октября (в старину – Большая Богоявленская) и Первомайской (Малой Богоявленской). Ольга Рудева отметила, что во дворе храма сохранилась часть разрушенной арки, которая вела на территорию храма с улицы Большой Богоявленской:
– К сожалению, разрушенные церковные ограды мы видим даже в наше время, когда, казалось бы, научились беречь такие вещи. Совсем недавно исчезла ограда возле Никольского и Тихвино-Онуфриевского храмов. А здесь, на радость нам, она жива.
Кирпичная калитка, через которую входили прихожане, замурована в стене одноэтажных кирпичных служебных помещений, тянущихся вокруг храма. Их построили в советские годы.
Сердечное отношение
С самого начала среди прихожан Богоявленского храма были воронежцы, которые хотели избавиться от зависимости, освободившиеся из тюрем и бездомные. Постепенно в церкви сложился свой приход.
– Редко бывает, чтобы кого-то из пришедших на воскресное богослужение я не знал по имени и в лицо. Очень хорошо, когда в церкви есть общинность, чувствуется домашняя обстановка. Люди знают друг друга. Наш приход – живой. На службе всегда отмечаешь, что к священнику здесь всегда сердечное отношение, – поделился настоятель.
При Богоявленской церкви действует социальное бюро для людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Здесь же базируется некоммерческая организация «Адаптспорт», которая помогает адаптации детей-инвалидов с ментальными расстройствами. А для бездомных в трапезной каждый день готовят обеды.
Отец Евгений руководит несколькими направлениями реабилитации при Воронежской епархии: помогает вернуться в нормальную жизнь наркозависимым, служит в тюрьмах и занимается реабилитацией бывших заключенных. В Центре ресоциализации при Богоявленском храме уже победившие наркозависимость мужчины проходят последний этап возвращения в социум. Живут в кельях при храме. На территории церкви настоятель планирует создать и площадку для женской реабилитации – швейный цех, подобный тому, который был здесь в советское время.
При храме есть даже своя видеостудия, где записываются видеобеседы с пастырем, которые затем по внутрикабельному телевидению транслируются во все тюрьмы Воронежской области.
– В тюрьме люди ожесточаются и зачастую не понимают своей вины. Сейчас в следственном изоляторе №1 у нас, священников, появилась возможность общаться с заключенными в режиме реального времени. Это как радио: сидишь в радиорубке, слушаешь вопросы, которые тебе задают люди, отвечаешь на них, – добавил отец Евгений.
По его словам, после реабилитации освободившихся из тюрем учат, как найти работу, правильно проходить собеседования:
– У тех, кто проходит реабилитацию, всегда большие амбиции. Они хотят зарабатывать серьезные деньги, но это невозможно. Мы объясняем, что им никто ничем не обязан. Настраиваем, что нужно опираться на свои силы, самому отвечать за свою жизнь. Когда человек осознает это, у него все получается.
ser-rubtsov.ru
Региональная заброшкофилия и путешествия
Село Губарево расположено примерно в 20 км от города Воронежа, я бы, наверное, не стал бы включать данное место в свой маршрут, потому что здесь из интересного мне сохранился только заброшенный храм (есть еще усадьба, но в ней сейчас располагается школа). Я же оказался тут только из-за того, что по этой дороги можно было попасть из заброшенной дачи Башкирцева в Семилуках в усадьбу Староживотинное (о ней будет позже), при этом не возвращаясь в Воронеж.
Как я уже упомянул выше, в Губарево я заехал в заброшенный Богоявленский храм, который был расположен всего в трехсот метрах от моего основного маршрута, причем дорога там асфальтированная и является чуть ли не на центральной улице поселения.
Известно, что сохранившийся каменный храм был построен в 1800 году на средства Ивана Невежина. В архитектуре прослеживались черты классицизма и барокко. К сожалению, это все, что мне удалось отыскать об этой церкви в доступных мне источниках.
Храм, как это водится, был в Советское время закрыт и сейчас стоит заброшенным, не смотря на то, что в селе вокруг кипит жизнь, и явно нет нехватки возможных прихожан.
Закрепленный не металлической решетки крест:
Сделали новую колонну, видимо, люди в храм ходят и поэтому решили его немного обезопасить:
Можно свободно попасть внутрь, хотя там почти ничего не сохранилось:
Одна из дверей заложена двумя типами кирпичей:
Взгляд на свод, видно, что он уже начал разрушаться:
Немного читаются остатки росписей:
Иконы и свечи, видимо, иногда внутри походят богослужения:
Для меня остается загадкой, почему здесь храм все еще в таком состоянии, я еще понимаю то, что в урочищах или селах с парой сохранившихся домов восстанавливать храм никому не надо, но тут история совершенно другая. Только пока я снимал данное место в храм пришло несколько человек, но при этом он до сих пор стоит с ужасном состоянии. Загадка.
Координаты храма в Губарево: 51.763750, 39.034939
Аж мурашки по коже – самые жуткие места Воронежской области
Осенняя хандра не накрыла вас с головой, а вид из окна не кажется слишком мрачным? «Вести-Воронеж» нашли места, где станет не по себе любому скептику.
Таинственный лес
Что: лес
Где: Лискинский район
В Лискинском районе есть предание о привидении-женщине, которое связано с бывшим имением царского генерала Звегинцева, где со времен советской власти находится санаторий имени Цюрупы. По легенде, привидение с отрубленной головой, которую оно носит в руке, ходит в окружающих лесах и охраняет фамильные генеральские сокровища.
Связь потеряна
Что: МРЛС-2 Международного аэропорта «Воронеж»
Где: трасса М4 поворот на аэропорт
Брошенную стационарную метеорологическую радиолокационную станцию можно встретить по дороге в аэропорт. На крыше двухэтажного здания есть шар, внутри которого раньше располагался локатор. Аппаратуры здесь не осталось, оба этажа завалены мусором. Внешние лестницы спилены, поэтому попасть на второй этаж и крышу будет не так-то просто.
Старая мельница
Что: ветряная мельница
Где: Павловский район хутор Ступино
Какие ветра дуют в этом месте, не известно. Да и не важно. Мельница, которая была построена в начале 20 века, примерно во время проведения столыпинской аграрной реформы, давно не в рабочем состоянии. Сохранились жернова и отдельные механизмы. Кстати, сама мельница была построена без единого гвоздя
«Мертвяк»
Что: многоквартирный дом
Что: многоквартирный дом
Где: площадь имени Ленина, 6
Пристанище для бомжей и наркоманов в самом центре города. Фасад завешен красивым принтом, жильцы разъехались, но осталось много мебели и личных вещей от предыдущих владельцев. Доступ в большинство квартир свободный, чем и пользуются личности без определенного места жительства.
Не слышен звон колоколов
Что: Церковь Илии Пророка
Где: село Большой Мартын Панинский район
Была построена в 1821 году. В советское время храм был закрыт и использовался как производственное помещение. В настоящее время – заброшен и состояние его аварийное. Сохранились частично фрагменты росписей. Но мало кто решается заходить внутрь.
Ни единой души
Что: дача И.С. Башкирцева
Где: на юго-восточной окраине города Семилуки
Дом построен в 1820-х годах в формах позднего классицизма. Усадьба успела побывать воинской частью, после — больницей. Потом здесь располагались дом отдыха и общежитие Семилукского огнеупорного завода. В настоящее время от усадьбы сохранились парк, сад и пустующий господский дом. Местные жители в дом заглядывать категорически отказываются. Поговаривают, что ночью в заброшенном доме сам по себе зажигается свет.
Кладбищенская церковь
Что: церковь Богоявления
Где: село Губарево Семилукского района
Церковь, построенная более 350 лет назад, расположена на территории сельского кладбища, на котором еще сохранились дореволюционные могильные плиты.
В 1929 году большевики объявили о закрытии церкви, разгромили внутреннее убранство и подожгли алтарь. Колокола сбросили, но никто не хотел снимать кресты. Наконец, один из большевиков полез наверх. За ним увязался и местный дурачок. Вдруг лестница сорвалась. Парень упал вместе с ней и разбился. В другое время селяне посочувствовали бы этой смерти, но сейчас не захотели даже сколотить бедолаге гроб. Парня похоронили, завернув в обрывок ткани. Кажется, его тень и сегодня должна бродить где-то рядом.