задачами методического сопровождения процесса обучения является
Методические рекомендации «Организация методической работы в образовательном учреждении»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Рекомендации по организации методической работы с педагогами
Цели, задачи, функции и направления деятельности
методической работы общеобразовательного учреждения
Цель методической работы – повышение профессионального уровня педагогов, формирование педагогического мастерства, творчества для обеспечения качества образования.
Основные функции методической работы:
Ø восстановительная (воспроизведение тех знаний, которые могли быть утрачены по каким-либо причинам);
Ø компенсаторная (преодоление пробелов в профессиональной подготовке учителей);
Ø коррекционная (внесение коррективов в практические умения и навыки учителей);
Ø адаптационная (приспособление к меняющимся социальным условиям, запросам общества);
Ø развивающая (осуществление качественного, творческого роста педагогов);
Ø опережающая (профессиональная подготовка педагогов с учетом прогнозов развития системы образования).
Содержанием методической работы являются:
— совершенствование образовательного процесса (контроль, диагностика, анализ, коррекция результатов учебно-воспитательной работы);
— повышение профессиональной подготовки педагогов на основе использования современных образовательных и информационных технологий;
— разработка учебно-методической документации;
— организационно-методическое обеспечение научно-исследовательской работы, инновационных процессов;
— технологическое обеспечение образовательного процесса;
— организация работы педагогов по самообразованию;
— выявление, обобщение и распространение эффективного опыта работы педагогов;
— проведение профессиональных смотров, конкурсов;
— аттестация педагогических работников.
Основные направления деятельности
Функции, принципы, формы методического сопровождения
В современной системе образования от квалификации педагога, его личностных качеств и профессионализма зависит решение многих проблем. Очень часто педагоги недооценивают процесс повышения профессиональной компетентности, что отрицательно влияет на процесс развития образовательной организации в целом. Одной из задач методического сопровождения является организация оптимально комфортных условий, форм методического сопровождения, которые позволили бы максимально реализовать потенциал педагогов.
Методическая работа в образовательной организации – это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, обеспечивающая профессиональный рост педагогических работников, развитие их творческого потенциала, и, в конечном итоге, повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья учащихся.
Для эффективной методической деятельности необходимо организовать индивидуально ориентированный подход в организации методической работы; организовать сочетание разнообразных активных форм деятельности; обеспечить стимулирование творческого роста педагогов; обеспечить непрерывность и преемственность методического сопровождения.
Очень важно обеспечить правильный подход к профессиональному развитию педагога через формирование индивидуальной траектории развития (программы развития) педагога, ориентированной на требования профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых.
Назовем актуальные направления деятельности методической службы образовательной организации:
В современной педагогической литературе существуют разные подходы, определяющие количество и содержание функций методического сопровождения.
Информационная функция методического сопровождения предполагает сбор и обработку информации по организации и проблемам методической деятельности, выявление и создание различных банков данных, отражающих актуальные направления деятельности образовательной организации.
Аналитическая функция направлена на изучение фактического состояния методической деятельности и обоснованности применения способов, средств, воздействий по достижению целей на объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние.
Планово-прогностическая функция направлена на выбор как идеальных, так и реальных целей и разработку программ их достижения. Качество методического сопровождения зависит от точности ее планирования и прогнозирования.
Проектировочная функция направлена на разработку содержания и создание различных проектов деятельности образовательной организации.
Организационно-координационная функция методической службы предполагает создание и организацию работы структур, которые обеспечивают деятельность методической службы.
Обучающая функция методического сопровожденияпредполагает повышение квалификации педагогов, и направлена на повышение профессионального уровня в осуществлении образовательного процесса.
Контрольно-диагностическая функция реализуется по отношению к педагогам. Организация контроля позволяет определить соответствие функционирования и развития методической деятельности учреждения. Педагогическая диагностика предполагает изучение и оценивание педагогических процессов, а так же их регулирование и коррекцию.
Для организации эффективного процесса методического сопровождения необходимо правильно применять различные формы. В педагогической литературе по способу организации формы методического сопровождения классифицируются на коллективные, групповые, индивидуальные. По степени активности: пассивные и активные.
Пассивные формы методического сопровождения обеспечивают репродуктивную мыслительную деятельность и опору на зону актуального развития педагогов. Примеры пассивных форм методического сопровождения: теоретический семинар, психолого-педагогический семинар, проблемный семинар, семинар-практикум, научно-практическая конференция, дни науки, психолого-педагогические чтения и др.
Активные формы методического сопровождения стимулируют исследовательскую деятельность педагогов, формируют интеллектуальную культуру и культуру саморазвития. Примеры активных форм методического сопровождения: деловая игра, тренинг, педагогический КВН, мозговой штурм, методический фестиваль, защита проекта и др.
Л.П. Татаринова и С.Д. Аюпова выделяет три группы форм методической работы (классификация на основании цели):
В процессе управления методической службой применяются следующие технологии:
Оценка качества методической службы зависит от удовлетворения потребностей руководителей и педагогов в методических услугах. Эффективность деятельности методической службы организации дополнительного образования оценивают с помощью контрольно-измерительных материалов, которые могут содержать следующие направления.
Актуальность: степень соответствия стратегическим направлениям образовательной политики; ориентация на решение наиболее значимых для педагога и образовательного учреждения проблем.
Новизна: степень новизны и прогрессивность идей, положенных в основу модели, инновационные принципы, подходы, методы, технологии работы и т.д.; использование новых идей и современных технологий в организации методической работы; объективно новые результаты, их качественное отличие от прежних результатов (достижение результатов с затратой меньшего объема ресурсов, за счет использования более эффективных способов деятельности).
Целенаправленность: направленность на решение актуальных для образовательного учреждения проблем; полнота действий, планируемых для достижения поставленных целей; согласованность связей между ними.
Научность: достаточное и четкое научное обоснование критериев, вводимых в качестве педагогических оснований; соответствие предложенных идей современному уровню науки; научная разработанность системы управления (разработка идеи в научных концепциях и методических предложениях; экспериментальная проверка, определенное распространение в практике и общественное признание).
Системность: единство целей, задач, содержания и результатов; системное описание содержания, структуры, этапов, технологии реализации управления методической работой.
Систематичность: последовательность; преемственность; охват педагогов разными формами методической работы в течение всего учебного года; интеграция методической работы с системой непрерывного образования.
Конкретность: практическая направленность; связь с практикой работы конкретных образовательных учреждений.
Реализуемость: соответствие между целями и необходимыми для их достижения средствами; наличие в описании модели таких целей и мер по их достижению, которые для данного комплекса решаемых проблем и при имеющихся ресурсах позволяют получить максимальный полезный эффект.
Перспективность: инновационный потенциал.
Таким образом, деятельность методической службы в учреждении дополнительного образования детей ориентирована на достижения и поддержание высокого качества образовательного процесса, основанного на современной педагогической парадигме, новом педагогическом мышлении, индивидуальном стиле профессиональной деятельности педагога, а также современных педагогических технологиях.
Методическое сопровождение педагогического процесса в ДОУ
Наталья Черемных
Методическое сопровождение педагогического процесса в ДОУ
Современное дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) – это многогранная социально-педагогическая, развивающаяся система, охватывающая разные виды деятельности.Среди них: воспитание, обучение и развитие детей. Также в этот список можно включить социально-психологическое обеспечение и правовая защита, материально-техническое, кадровое и методическое обеспечение, повышение профессионального уровня педагогов, формирование педагогического коллектива.
Понятие «методическое сопровождение» отличается от термина «методическая работа». М. М. Паташник разбирает методическое сопровождение как нестандартную деятельность, на основе которой педагоги обеспечивают организацию педагогического процесса с помощью планирования и организации, сконцентрированного на достижении образовательных целей. Если внедрить методическое сопровождение в дошкольное учреждение, то возникает вопрос обучения непосредственно самого педагогического состава, а также возможности и важности повышения квалификации и профессионального мастерства. При этом в дошкольном образовательном учреждении важно учитывать эффективность и оптимальность содержания методического сопровождения. Результаты практики методической работы подтверждают актуальность такого выбора.
Работа с педагогами рассматривается с позиции передачи работникам дошкольных учреждений немного новых знаний о социальной ситуация развития, зоне ближайшего развития, а значит эта работа несколько ограниченна. Из-за этого вопросы воздействия педагогов на самих себя остаются неизученными. Последствия такого положения дел являются неумение понять индивидуальность воспитанников, отсутствие навыков конструктивного взаимодействия с детьми, родителями, коллегами, администрацией. В связи с этим основным преимуществом в работе с педагогами должно быть создание условий для реализации потенциала их личности.
Повышение квалификации педагогов, пополнение их практических и теоретических знаний можно осуществить различными способами.Это разнообразна работа с кадрами: педагогический совет, семинары- практикумы и т. д. С целью повышения мастерства педагогов ДОУ используются разнообразные технологии, которые могут помочь раскрыть потенциал педагога, обычно это тренинги, дискуссия, деловая игра. В другом случае метод анкетирования позволяет выявить уровень подготовки педагога, уровень его способностей. Повышения уровня педагогов заключается в формировании ключевых компетенций. Профессиональная компетенция- это совокупность знаний и качеств, которые обеспечивают эффективность образовательного процесса. Получить необходимые знания можно систематически, используя метод коллег, путем самообразования, и т. д. Существует также проектный метод активизации педагогов. Высоким показателем педагога является умение им пользоваться. Успех этого проекта заключается в умении создать подходящий психологический климат во время проведения курсов повышения квалификации. Оптимальный психологический климат – социально-психологические условия, при которых в максимальной степени реализуются интересы коллектива и личности.
Особую роль играет такой фактор как стимулирование деятельности педагогов. Для этого должны быть следующие факты чтобы создать систему стимулирования.
• на высоком уровне стоят психологические условия, административное управление, методическая работа
В педагогическом коллективе лучше всего стимулируют сотрудников к эффективной работе справедливая оценка руководства качества их работы и соответствующая оплата труда. Использование морально- психологического стимулирования остается наиболее значимым.
Из исследований в данной области Лосевым П. Н и Белой К. Ю, следует, что методическую работу необходимо рассматривать как аспект управления. Она является деятельностью, направленной на обеспечение качества образования в ДОУ.
Основные задачи методической работы в ДОУ:
• управление образовательным процессом
• организация работы с родителями
• организация повышения квалификации педагогов
• содействие изучению и использование современных технологий
• содействие поддержке педагогов, стремящихся к инновационным идеям
Современному педагогу предъявляют более высокие требования.В этот список входят:
• владение методами и формами мониторинга
• знание теории и методики воспитательной работы
• организация свободного времени воспитанников
• знание и использование современных педагогических технологий продуктивного, развивающего обучения
На основе различных исследований выявили, что существуют различные модели методического сопровождения. Но наиболее приемлемой является модель Белой К. Ю, которая определяет, что методическая работа может быть построена в структуре от прогнозирования до анализа.
Сейчас новые образовательные стандарты формируют состояние педагогической деятельности. Эти образовательные стандарты предопределяют новый социальный заказ, а значит, и обновляются требования к самой системе дошкольного образования. Подготовка учащихся и воспитанников к дальнейшей жизни, где он сможет чувствовать себя уверенным и самостоятельным является главной задачей современной образовательной системы. В качестве первоначальной образовательной системы дошкольное образование отвечает за подготовку воспитанника к обучению в школе, при этом единые образовательные стандарты дают равнозначные возможности для познания всем детям. Таким образом, можно с уверенностью говорить о необходимости организации методического сопровождения педагогов в каждом дошкольном учреждении для оказания своевременной педагогической помощи и поддержки в организации педагогического процесса.
2. Майер, А. А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ: методическое пособие / А. А. Майер. —Москва: ТЦ Сфера, 2012. 128с.
Методическое сопровождение молодых педагогов в ДОУ «Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не окончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив,.
Моделирование педагогического процесса. Речевое творчество «Моделирование педагогического процесса. Речевое творчество» «Моделирование педагогического процесса. Речевое творчество» Пословица В тесноте,.
Анализ диагностики педагогического процесса Анализ диагностики педагогического процесса в МБДОУ № ___ ___ за ___ учебный.
Методическое сопровождение деятельности педагога ДОУ в процессе оформления портфолио Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы. Культурологическое образование является.
Методическое сопровождение формирования навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация. Статья посвящена.
Методическое сопровождение педагогов ДОУ согласно ФГОС в дошкольном образовании С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого.
Методическое сопровождение педагогической компетентности педагогов как фактор повышения качества экологического образования В настоящее время активно осуществляется процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем. В условиях введения ФГОС.
Методическое сопровождение педагогов как компетентность старшего воспитателя ДОУ Методическое сопровождение – это специально организованное систематическое взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя, направленное.
Методическое сопровождение – это комплекс мер, направленный на поддержку педагогов, обладающих разным уровнем квалификации. Именно такое определение использовалось раньше в научной литературе. С течением времени образовательный процесс и вся педагогическая система существенно усложнились. Сегодня повсеместно идет модернизация учебной деятельности, внедряются различные образовательные технологии. У участников процесса появляются новые возможности и абсолютно новые потребности. Все это приводит к существенному усложнению содержания методического сопровождения деятельности преподавателей.
Вам будет интересно: Метод расчета молярной массы сульфата бария
Историческая справка
Такие понятия, как «методическая служба», «методическая работа», стали использоваться в начале 20 столетия. Однако некоторые сведения о зарождении этих форм деятельности можно обнаружить в источниках 19 века. К примеру, в Положении о гимназиях 1828 г. рекомендуется формировать педсоветы для обсуждения методов и содержания обучения.
Во второй половине 20 века стали созываться так называемые съезды учителей. К ним подготавливались выставки дидактического материала, педагогических трудов, выполненных учащимися и преподавателями. На таких съездах участники зачитывали доклады о своих успехах, делились с коллегами проблемами. Кроме того, анализировались уроки, которые посещали попечители образовательных учреждений. Все это говорит о том, что уже в те годы стали определяться ключевые составляющие методической деятельности. Тогда же начали появляться предметные секции – прообразы существующих сегодня объединений педагогических работников.
Вам будет интересно: Что такое косвенная речь и как она используется?
С конца 20 в. в литературе стали использовать термин «методическое сопровождение».
Истоки создания системы
Знаменательным событием в истории формирования основ учебно-методического сопровождения стал Всероссийский съезд, посвященный вопросам народного образования и проходивший с 5 по 16 января 1914 г. На нем впервые было заявлено о необходимости формирования службы педагогов-инструкторов. Они должны были получить теоретическую и практическую подготовку и избираться учительскими организациями. В обязанности таких педагогов-инструкторов входили поездки по разным школам, демонстрация перед преподавателями новейших методов и приемов обучения, чтение докладов, а также проверка результатов, достигнутых образовательными учреждениями.
Вам будет интересно: Необычные прилагательные: примеры, прилагательные-комплименты
В 1920-х гг. советская власть объявила курс на ликвидацию безграмотности. В школы хлынул поток неспециалистов, и методическое сопровождение педагогов приобрело особую актуальность. Руководство такой деятельностью было возложено на специализированные «бюро». Впоследствии они были преобразованы в методические кабинеты, некоторые из которых стали институтами усовершенствования учителей.
Создание организационной базы
В 1930-х гг. в первых редакциях Положений о педагогических (методических) кабинетах были отражены обязанности методических работников. Они включали в себя следующее:
К 1960 годам сформировались формы методической работы, ставшие впоследствии традиционными. В этот же период стали появляться первые связанные с ними серьезные научные исследования. Так, к примеру, в своей диссертации В. Т. Рогожкин выделил 3 ключевые организационные формы:
Новый виток в развитии системы
В конце 20-го – начале 21 века произошла смена научной парадигмы. Сегодня методическое сопровождение – это ключ к осмыслению инновационных идей, сохранению и упрочению педагогических традиций, стимулированию новаторского поиска, совершенствованию педагогического мастерства. Преподавательская деятельность в условиях модернизации образовательной системы весьма многогранна. Она тесно связана с проведением ЕГЭ, введением профильного обучения, совершенствованием не только структуры, но и содержания образования. В качестве одного из ключевых направлений модернизации системы выступает внедрение психологических методов в педагогический процесс.
Задачи и цели
Как показывает анализ историко-педагогических изданий, главная цель системы методического сопровождения – это повышение профессионального уровня педагогического работника. Проблема недостаточной квалификации преподавательского состава не теряет актуальности и сегодня.
Вам будет интересно: Как быстро выучить казахский язык самостоятельно?
Одна из важнейших задач методического сопровождения – это реализация новых программ, направленных на реформирование образовательной системы.
Компонентный состав системы
В структуре методического сопровождения образовательного процесса выделяются следующие аспекты:
Методический блок, в свою очередь, включает в себя следующие модули:
Информационно-методическое сопровождение предполагает обеспечение педагога необходимыми сведениями о современных образовательных технологиях, оказание консультативной помощи и пр.
Стадии реализации методических программ
Внедрение научно-методических разработок должно осуществляться поэтапно. Только в этом случае можно ожидать положительного эффекта от работы. Основными этапами реализации программ по методическому сопровождению являются:
Формы работы
Программно-методическое сопровождение осуществляется через:
Методическое сопровождение ребенка (как полноправного участника образовательного процесса) может осуществляться с помощью современных обучающих технологий, в том числе дистанционным методом, через диалог, игру, фокус-группы и пр.
В последнее время стала популярной такая форма, как «скайп-сопровождение». Она предполагает удаленное пошаговое индивидуальное обучение. Такая форма методического сопровождения образовательного процесса не ограничивается количеством сеансов. Каждая последующая встреча начинается с проверки домашнего задания. Если оно не выполнено либо выполнено неверно, то сеанс не проводится.
Ключевые условия
Эффективность методического сопровождения и в ДОУ, и в общеобразовательных учреждениях обеспечивается за счет:
Роль методического сопровождения в современной образовательной системе
Сегодня к выпускникам школ и вузов предъявляются повышенные требования. Воспитать человека, способного быстро адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях жизни, успешно самореализовываться, могут только высококвалифицированные педагоги. Это означает, что учителя должны обладать не только психолого-педагогическими, дидактическими, предметными умениями и знаниями, но и достаточным потенциалом, ключевыми составляющими которого являются внутренние убеждения, ценности, установки.
Именно на развитие всех этих качеств, знаний, умений и направлена методическая работа в образовательном учреждении. Ключевым условием ее эффективности является активное участие самого педагога в процессе саморазвития и самореализации.
Научно-методическое сопровождение обеспечивает социализацию и адаптацию преподавателя. Так, принимая активное участие в процессе, учитель получает определенный статус и закрепляет его за собой. Более того, он получает возможность решить проблему, связанную с профессиональным самосохранением, преодолением отставания достигнутого уровня профессионализма от новых требований, предъявляемых к образовательному процессу. Методическое сопровождение помогает педагогу избавляться от устаревших взглядов, способствует повышению его восприимчивости к изменениям, происходящим в обществе. В результате учитель становится более конкурентоспособным.
Главное в методическом сопровождении – это оказание действенной, реальной помощи. Она представляет собой комплекс практических мероприятий, основывающихся на научных достижениях, передовом педагогическом опыте. Методическое сопровождение направлено на всестороннее повышение профессионального мастерства и компетентности педагога, реализацию творческого потенциала каждого учителя в отдельности и всего коллектива образовательного учреждения. В конечном итоге это приведет к росту уровня воспитанности, образованности и культурного развития обучающихся.
Требования к современному учителю
Модернизация отечественной педагогической системы, обновление всех элементов образовательного процесса. В настоящее время педагог творчески, комплексно, на высоком профессиональном уровне должен уметь решать сложные задачи, в частности:
Все эти требования определяют роль современного педагога не как обычного «предметника», но как исследователя, психолога, технолога. В связи с этим методическая работа приобретает особое значение и способствует развитию педагогического мастерства.
Заключение
В связи с тем, что методическая деятельность может оказывать существенное влияние на качество воспитания и обучения, на итоговые показатели работы учебного заведения, ее можно рассматривать как один из важнейших факторов управления педагогической системой. Сопровождение и поддержка связаны главным образом с преодолением конкретных сложностей, возникающих у субъектов образовательного процесса. Методическая деятельность предполагает заранее спланированную непрерывную работу, направленную на предупреждение проблем при освоении новых образовательных технологий. При этом субъект образовательного процесса самостоятельно определяет, нужна ему поддержка или нет.