замысел учения с пояснительной запиской по пожарной безопасности в школе
Программа пожарной безопасности образовательного учреждения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Директор МОБУ «СОШ № 64»
_______ Т. З. Столярова
«____» _________2016 год
Программа обучения пожарной безопасности в школе
Ежегодно в Российской Федерации происходит свыше 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 14 тысяч человек, в том числе около 800 детей.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что работа по противопожарной пропаганде среди детей и подростков требует постоянного внимания и улучшения. Борьба с огнем требует от человека больших усилий. В этой борьбе выявляется сила, характер, эмоционально-волевая стойкость человека. Поэтому в работе по пожарной безопасности особое внимание следует уделять психологической подготовке пожарных, всего населения и в первую очередь детей и подростков.
Работа по противопожарному воспитанию обучающихся в МОБУ «СОШ № 64» имени Ю. А. Гагарина осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности.
Данная программа разработана с учетом психолого-физиологических возрастных особенностей учащихся при личностно ориентированном обучении правилам пожарной безопасности.
Противопожарная учеба и воспитание проводится на всех этапах обучения в образовательном учреждении, используя адекватные тому или иному возрасту детей психолого-педагогические методы передачи знания и формирования навыков пользования огнем. При таком подходе даже дети младшего школьного возраста могут усвоить необходимые противопожарные знания. В работе с учащимися необходимо использовать игровые методы обучения. Ситуационно – ролевые познавательные игры позволяют проводить учебно-воспитательную работу по ППБ с учащимися по интенсивной технологии в нетрадиционной форме, отказавшись от преимущественного объяснительного способа сообщения знаний. В играх используется принцип демократизма, равенства участников, роли распределяются по жребию. В играх участвуют различные группы учащихся, при этом развивается навык общения, творческая активность личности, умение оценивать себя и окружающих. Для расширения объема информации и с учетом быстрой утомляемости младших школьников, на уроках ППБ проводятся игровые занятия, которые стимулируют важный процесс перехода от любопытства к любознательности, способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей, а также снижают психические и физические нагрузки. Игры по ППБ способствуют закреплению прочных навыков и умений по безопасному обращению с огнем.
Предлагаемая программа поможет привить школьникам культуру безопасности и сохранения здоровья и осознать, в чем заключается ценность человеческой жизни.
Изучение правил пожарной безопасности ставит перед собой достижение следующих целей и задач.
Цель: Привить устойчивые навыки по соблюдению правил пожарной безопасности и безопасного поведения в быту, в школе, на природе, сформировать культуру безопасного поведения.
1. Сформировать понятийную базу по пожарной безопасности.
2. Развивать мотивацию по безопасному обращению с огнем.
3. Прививать учащимся устойчивый навык правильного поведения при возникновении пожароопасной ситуации.
4. научить оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим на пожарах.
5. освоить навыки применения первичных средств пожаротушения.
6. воспитывать личностные качества учащегося, способствующие предупреждению и преодолению опасных ситуаций.
Занятия по данной программе проводятся 1 час в месяц. Уровень полученных знаний и умений учащихся контролируется администрацией учебного заведения путем проведения тестов, входящих в программу.
Требования к уровню подготовки выпускников начальной школы
(1-4 классы), обучающихся по данной программе
Предметно-информационная оставляющая образованности:
1. Знать причины пожароопасных ситуаций в школе, дома, на природе;
2. Знать основные правила пожарной безопасности;
3. Знать назначение и оборудование пожарного щита;
4. Знать телефон вызова пожарной охраны.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
1. Умение правильно вызвать по телефону пожарную охрану;
2. Умение предвидеть пожароопасные ситуации в школе и дома;
3. Умение правильно и безопасно выходить из задымленной квартиры;
4. Умение использовать первичные средства пожаротушения;
5. Умение оказывать первую помощь пострадавшим при отравлении угарным газом и при ожогах.
Ценностно-ориентационная составляющая образованности :
1. Способность к принятию правильных решений в пожароопасной ситуации;
2. Ответственное поведение и осознание ценности жизни человека при соблюдении правил пожарной безопасности;
3. Бережное отношение к окружающей природе.
План проведения противопожарной тренировки
Ежегодно во время пожаров на планете погибает немалое количество населения. Большинство смертей происходят из-за паники. При обнаружении огня люди теряются, отключается логическое мышление и вместо спокойного покидания опасной зоны начинают метаться, создавая заторы, перекрывая выходы.
Для наработки навыков поведения при пожаре, психологической подготовки к чрезвычайным ситуациям проводятся практические учения. На них отрабатываются правила поведения, точная реакция персонала, управленческие навыки руководителей учреждения.
Виды противопожарных тренировок
Тип практического занятия определяется несколькими факторами:
План проведения противопожарной тренировки
Этот документ готовится на основании Методических рекомендаций МЧС штабом по исполнению практических занятий под руководством его начальника, назначаемого приказом по учреждению.
План проведения тренировки по эвакуации людей при пожаре состоит из нескольких подразделов.
На заметку. Пример документа можно скачать на нашем сайте и адаптировать образец под нужды своей организации.
Пояснительная записка
В этой части указывается тема практического занятия. Например, эвакуация учащихся и сотрудников из здания образовательного учреждения при возникновении возгорания.
Требуется указание цели проведения обучения. Как правило, такие тренировки проводятся для совершенствования навыков персонала и воспитанников или посетителей по своевременной и безопасной эвакуации из горящего объекта.
Должна быть назначена дата и час начала учебной тревоги, а также указано место дислокации занятий.
Прогнозируется время, в которое должны уложиться все запланированные мероприятия.
Основная информация
План проведения противопожарной тренировки разместим в таблице.
Время | Действия руководителя | Обязанности ответственных за ПБ | Функции начальников подразделений | Действия персонала |
Часы. Минуты Подача сигнала о возгорании | Дает старт учениям | Проверяет получение сообщения о пожаре всеми подразделениями | Оповещают сотрудников | Прекращение работ |
Контролирует действия подчиненных | Отключает энергоснабжение здания | Сбор персонала и распределение обязанностей | Для детских образовательных учреждений: построение воспитанников | |
Пресечение паники | Для музеев, торговых центров: сбор посетителей | |||
Обесточивание помещений | Исключение панических настроений | |||
Указание периода эвакуации людей с объекта | Контроль выхода сотрудников, воспитанников и посетителей | Сообщает о пожаре в МЧС | Отслеживают действия подчиненных по самостоятельному покиданию здания и выводу людей | Эвакуация посетителей и подопечных |
Отслеживание времени по секундомеру | Встречает пожарных на подъезде к объекту | Закрытие дверей и окон в помещении | ||
Для детских садов: воспитатели должны взять журнал с отмеченными детьми и аптечку; каждая группа сопровождается минимум двумя воспитателями; один идет впереди, второй в конце Сначала выводят или выносят, завернув в одеяла младший состав, затем средний, после чего эвакуируют старшую возрастную группу | ||||
Дети и посетители размещаются в безопасной точке, удаленной от зоны возгорания | ||||
Свободные сотрудники приступают к ликвидации огня при помощи огнетушителей, гидрантов | ||||
Временной период | Сбор информации об эвакуации | Контролирует отсутствие людей в здании | Принимают данные по списочному наличию сотрудников и подопечных | Докладывают о проделанной работе |
Выставляет посты безопасности, пресекающие попытки проникнуть в опасную зону | Контролируют наличие всех сотрудников | Для ДОУ, СОШ, лечебных и социальных учреждений: проверяют по спискам подопечных | ||
Докладывают руководителю о проведении эвакуации | Оказывают необходимую помощь |
План противопожарных тренировок расписывается подробно по минутам с указанием конкретных фамилий ответственных, периодов, выделенных на определенные действия.
Каждый сотрудник до начала учений оповещается об обязанностях, возложенных на него во время мероприятий. При необходимости перед занятиями проводится дополнительная подготовка.
Ход тренировки
Тренировки по эвакуации людей при пожаре, периодичность таких тренировок проводится регулярно в обязательном порядке. В обозначенную дату и время подается сигнал опасности, после чего каждый на своем месте начинает действовать согласно программе проведения противопожарной тренировки.
Существует отличие в осуществлении практических занятий на предприятии и в офисных, учебных, лечебных учреждениях, многофункциональных центрах и других организациях, где может находиться множество посторонних людей, детей.
В таких случаях обучение персонала направлено на организацию вывода подопечных из опасной зоны. Назначаются ответственные за каждый участок:
В задачу этих работников входит организация движения потока в сторону безопасной зоны, вскрытие дверей, увеличение проемов путем открывания створок, контроль психологического настроя потока.
Разбор тренировки
Последним этапом учений является анализ проведенного мероприятия.
Для получения итоговой оценки тренинга определяется:
После тренировки проводится итоговое совещание, на котором обсуждаются допущенные ошибки, отмечаются сотрудники и подразделения, безошибочно сработавшие. Затем в протоколе выставляется общая отметка. При неудовлетворительных результатах руководитель обязан назначить дополнительное обучение и повторные практические занятия.
Календарный план-график
Все мероприятия по подготовке и проведению практических учений необходимо планировать заранее, так как требуется дать теоретические знания работникам, организовать занятия для освоения первичных средств пожаротушения. Для этого составляются планы учений, которые называются план-график. Он состоит из следующих пунктов:
В документе должно быть предусмотрено место для отметок об исполнении пунктов и указано его действительное время.
Ответственный за разработку плана
Начальник штаба по эвакуации людей в период пожара назначается руководителем организации приказом. Кандидатура этого человека выбирается из числа заместителей директора компании или среди ответственных за пожарную безопасность на предприятии.
Начальник штаба изучает нормативные акты, в соответствии с которыми разрабатывает план проведения занятий. Созданный и подписанный документ утверждается руководителем предприятия, который несет ответственность за выполнение плана мероприятия наравне с начальником штаба.
Стоит отметить важность тщательной проработки графика противопожарных учений. Чем детальнее он разобран и расписан, тем успешнее результаты тренировки по эвакуации людей при пожаре. Если каждый сотрудник на своем месте понимает, какие действия он должен предпринять в чрезвычайной ситуации, ущерб от возможного пожара будет минимизирован.
Противопожарные тренировки в школе и ДОУ
Время чтения: 9 мин
В этой статье мы затронем очень важную тему, могущую спасти жизни – тренировки по пожарной безопасности в школе и ДОУ.
Техническая информация для проведения занятий (инструктажа) с участниками противопожарной тренировки
Пожар – это неконтролируемое горение, в результате которого наносится материальный ущерб имуществу и вред здоровью (жизни) человека.
Люди по-разному ведут себя при пожаре. Поведение зависит от нескольких факторов, таких как:
Если человек не видит явных признаков возгорания, то, согласно статистике, оповещение о пожаре воспринимается им скептически. И этот фактор часто приводит к трагическим последствиям.
При осознании опасности пожара поведение человека меняется.
Одними из основных опасных факторов пожара являются открытое пламя и задымленность. Частой причиной гибели людей является именно удушье из-за пониженной концентрации кислорода.
При возникновении пожара нужно руководствоваться основным правилами:
При возникновении пожара время для оценки ситуации очень ограничено. Нужно быстро принять решение, что и в каком порядке делать: спасать людей, тушить пожар, эвакуироваться самому и т.д.
Прежде всего, сотруднику необходимо определить способы эвакуации из горящего здания: самостоятельно выбираться из помещения или ждать помощи со стороны.
Если открытое пламя и задымленность позволяют человеку или группе людей самостоятельно выйти наружу из здания/помещения, то:
Если открытое пламя и задымленность в соседнем помещении не позволяют человеку или группе людей самостоятельно выйти из своего помещения/кабинета наружу, то:
Все эти простые действия позволят пожарным обнаружить вас и спасти вам жизнь!
Задачи и порядок проведения противопожарных тренировок
Безопасность персонала при возникновении пожара напрямую связана с уровнем противопожарной подготовки. При слабой подготовке сотрудника вероятность оказаться пострадавшим очень велика.
Одной из важнейших задач руководителя предприятия, в том числе школы, ДОУ, медицинского учреждения, является организация проведения противопожарных тренировок и качественной подготовки персонала на случай возникновения пожара на объекте, а также обучение персонала коллективной эвакуации. Именно во время противопожарных тренировок у персонала отрабатываются верные действия в условиях пожара и необходимые навыки по применению средств пожаротушения.
Периодичность проведения тренировок по пожарной безопасности устанавливается самой организацией с учетом ее специфики.
Пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» установлено на объекте защиты с массовым пребыванием людей не реже 1 раза в полугодие обеспечивать проведение практических тренировок по эвакуации лиц, а также посетителей, покупателей, других лиц, находящихся в здании, сооружении.
Для обучения персонала действиям при пожаре можно использовать разные методы:
Поговорим подробнее о практических занятиях.
Тренировки по пожарной безопасности в ДОУ и школе проводят согласно утвержденному руководителем объекта графику.
Тренировочные занятия делятся на объектовые, структурные и совместные с привлечением Государственной противопожарной службы МЧС России (ГПС) и индивидуальные.
Руководителем противопожарной тренировки в школе и ДОУ является начальник штаба (лицо, назначенное приказом учреждения). Согласно заранее разработанному плану он организует проведение практических занятий для персонала, а именно:
Началом проведения противопожарного тренировочного занятия служит звуковой сигнал, после чего все участники начинают действовать согласно инструкции.
По окончании обучающего занятия в присутствии всего персонала подводятся итоги и оценивается правильность всех действий персонала. Анализ действий персонала должен содержать следующие пункты:
Если поставленные задачи и цели не были достигнуты, то на данном объекте проводятся повторные противопожарные тренировки.
Выделяют три основных этапа проведения тренировки по пожарной безопасности в школе и ДОУ:
В каждой школе и ДОУ составляется и утверждается руководителем годовой график проведения противопожарных тренировок с указанием даты и вида (темы) проведения мероприятия.
Перед началом противопожарных тренировочных мероприятий рекомендуется проводить повторные инструктажи в школе и ДОУ для лучшего усваивания полученного материала. Руководитель занятия собирает всех участников и озвучивает цели и задачи планового мероприятия.
При проведении тренировочных занятий все категории участников должны иметь знаки отличия:
Условный пожар рекомендовано имитировать заранее условленными предметами. Например, для этого можно использовать флажки: красный флажок – зона очага возгорания, синий флажок – зона задымления. Также для имитации применяют фонари или генераторы дыма.
Внимание! Применять на тренировках средства, способные вызвать пожар, запрещено.
Учебная эвакуация при пожаре должна проходить для всех сотрудников организации и в соответствии с утвержденным планом эвакуации при пожаре.
План эвакуации – это схема движения людей в стороны выхода из здания при возникновении пожара.
Схема эвакуации при пожаре должна быть максимально проста и понятна, а также должна сочетать в себе текстовую часть и графическое изображение зон. План эвакуации оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12 2.143-2009.
План пожарной эвакуации составляется ответственным специалистом по пожарной безопасности.
Государственный стандарт устанавливает несколько видов эвакуационных планов – этажные, локальные, секционные, сводные или общие.
Существуют определенные технические требования к оформлению плана эвакуации при пожаре.
План эвакуации при пожаре должен содержать обязательную информацию:
Схемы эвакуации рекомендуют устанавливать на освещенных участках. Расстояние между схемами должно быть не больше 60 метров.
Документы, оформляемые при подготовке и проведении тренировки по эвакуации при пожаре
Стоит напомнить еще раз, что любые действия должны быть документально оформлены.
Существует единый для всех организаций порядок проведения тренировочных мероприятий:
Все тренировочные занятия утверждаются приказом руководителя. В приказе должны быть отражены:
План проведения тренировочных занятий можно сделать в виде приложения к приказу.
В плане проведения тренировок по пожарной безопасности в ДОУ и школе должны быть отражены:
Календарный график проведения тренировок составляется на год. В нём указывается тема тренировки, дата, время и место проведения.
В акте с итогами проведения тренировок указываются:
Вот, пожалуй, и все важные аспекты нашего обзора. Надеемся, статья поможет правильно провести тренировку по пожарной безопасности и грамотно оформить сопутствующие документы.
Методическая разработка раздела учебной программы «Пожарная безопасность»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
гимназия №44 им.Деева В.Н.
Методическая разработка раздела учебной программы
Цели и задачи раздела
Ожидаемые результаты освоения раздела программы
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и усвоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями
Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий методов и форм организации деятельности учащихся
Система знаний и система деятельности
Поурочное планирование по разделу
Разработка подготовлена с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. При ее подготовке использованы материалы примерной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности», авторы В.Н. Латчук, рекомендованной Министерством образования РФ в 2006 г. В разработке реализованы требования Конституции РФ и Федеральных законов «О пожарной безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан».
В данной разработке выделены следующие образовательные темы: «Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде», «Правила безопасного поведения в природной среде», «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера», «Основы медицинских знаний и оказания первой помощи».
Предлагаемый материал и его объем является достаточным для формирования у учащихся 5-9 классов основных понятий в области пожарной безопасности.
Ситуации, связанные с воздействием на личность, угрозами и опасностями, в психологическом и практическом отношении всегда трудны для человека, так как сопряжены с повышенными, предельными и даже запредельными нагрузками, ответственностью, разного рода рисками, которые чреваты нежелательными последствиями. Успех действий человека в таких ситуациях возможен только при условии его полноценной и высокой подготовленности. Поэтому главной функцией программы является ее ориентация на личную безопасность человека в среде обитания, путем выработки у него навыков и умений применить правила (алгоритмы) безопасного поведения в условиях угроз и опасностей, связанных с пожарами. Ориентация на личную безопасность отвечает духу и букве закона РФ «О безопасности» в котором становится на первое место обеспечение безопасности личности. В связи с этим логика построения программы заключается в том, чтобы школьники научились правильно оценивать обстановку и умели действовать в системе следующих понятий:
Опасность → причина опасности → последствие опасности → действие.
Под опасностью понимается ситуация, в которой возможно возникновение явлений или процессов, способных поражать людей, наносить материальный ущерб, разрушительное действие на окружающую среду.
Причина опасности – это событие, предшествующее и вызывающее другое опасное событие, явление или процесс, именуемый следствием.
Последствие опасности – негативное изменение, вызванное причиной.
Действие – это то, что надо или не надо делать в ситуации, когда существует угроза жизни или здоровью.
При изучении данного раздела школьники получают знания об опасных и экстремальных ситуациях, связанных с пожарами в бытовой, природной среде, о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения.
В разработке также уделено внимание изучению способов и приемов оказания первой помощи пострадавшим от поражающих факторов пожара.
Разработка данного раздела программы рассчитана на 12 часов: 5 кл. – 3 ч., 6 кл. – 2 ч., 7 кл. – 3 ч., 8 кл. – 4 ч., что предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций по следующим направлениям:
Формирование способностей к предвидению ситуации, опасной для человека, общества и окружающей среды и правильного поведения в случае их возникновения.
Ознакомление с необходимыми индивидуальными мерами безопасности в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного характера, с мероприятиями проводимыми государством по защите населения.
Освоение правил и навыков защиты, позволяющих минимизировать ущерб личности, обществу и окружающей среде в типовых опасных и чрезвычайных ситуациях.
Понимание причин возникновения и развития новых опасностей для людей от собственной жизнедеятельности.
Формирование знаний о тесной взаимосвязи сознания и жизнедеятельности личности и общества.
Использования для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и т.д.
Самостоятельная организация учебной деятельности, оценка своего поведения, черт своего характера, физического и эмоционального состояния.
Формирование знаний о правах и обязанностях члена общества и учебного коллектива.
Реализация методической разработки раздела учебной программы предусматривает использование учебно-методического комплекта, включающего учебную программу, учебники и учебные пособия, методические, учебные, наглядные и электронные пособия.
Цели и задачи раздела.
Познавательные – освоение учащимися знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях, связанных с пожарами и основах безопасного поведения при их возникновении, причинах и последствиях пожаров, мерах пожарной безопасности в быту, в природе, о правилах безопасного поведения и способах эвакуации из горящего помещения.
Развивающие – развитие качеств личности школьника, необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Воспитательные – воспитание у учащихся чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностному отношению к своему здоровью и жизни.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
В результате изучения раздела программы «Пожарная безопасность» по основам безопасности жизнедеятельности учащийся должен знать :
Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.
Способы безопасного поведения в природной среде, бытовой (городской) среде, способы добывания огня, способы разведения костра.
Причины пожаров и факторы влияющие на распространение огня.
Действовать при возникновении пожара в жилище, в населенном пункте, на природе.
Использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания.
Пользоваться первичными средствами пожаротушения.
Оказать первую помощь при ожогах и отравлении продуктами горения.
Пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогаз, респиратор, ватно-марлевой повязкой, медицинской аптечкой).
Вести себя в местах большого скопления людей.
Действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!» комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей, продуктов питания в случае эвакуации населения.
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Для обеспечения личной безопасности в доме, на улице, в общественных местах.
С целью соблюдения мер предосторожности и правил поведения на природе.
При пользовании бытовыми приборами и инструментами.
С целью повышения бдительности при угрозе террористического акта.
При обращении в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и усвоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.
Пожар – это одно из наиболее распространенных опасных явлений, возникающих в результате беспечного обращения людей с огнем, детских шалостей. Борьба с ним требует от человека больших усилий. В этой борьбе выявляется сила, характер, эмоционально-волевая стойкость. Поэтому в работе по пожарной безопасности особое внимание следует уделить психологической подготовке населения и в первую очередь детей и подростков. К сожалению этой проблеме уделяется мало внимания. Именно поэтому, борьба против детских шалостей с огнем сводится лишь к запретам, после этого дети продолжают упорно искать ярких впечатлений в той же недозволенной игре. Дети часто включают огонь в игровые ситуации. Видимо, тяга людей к огню имеет глубокие генетические корни – она свойственна природе человека с момента рождения и закреплена в психологической деятельности в форме безусловно рефлекторной реакции. У детей безусловно-рефлекторные, инстинктивные реакции выражены очень сильно и для контроля над ними необходимо специально организовать выработку новых условно-рефлекторных связей, закладывающих основу формирования умений и навыков жизни в обществе.
Исходя из этого в тематические планы включены занятия по изучению и практической отработке с детьми правил пожарной безопасности при обращении с газовыми, отопительными и электробытовыми приборами
Дети любят принимать участие в играх с огнем. Эти особенности психики детей разного возраста при отсутствии целенаправленной учебно-воспитательной работы могут привести и приводят к возникновению пожаров в результате неумелого поведения с огнеопасными предметами, разжигание костров в недозволенных местах (на чердаках домов, построек из сгораемых материалов).
Следует обратить внимание на особенность реакции детей школьного возраста в угрожающей ситуации. Наиболее распространенной является пассивно-оборонительная реакция, вследствие чего ребенок в пылающем доме прячется под кровать, в шкаф или другое укромное место и замирает от страха, не делая никаких попыток чтобы спастись.
Знание описанных возрастных особенностей детей должно определять методику и технику противопожарной работы с ними. С этой целью необходимо проводить занятия с учащимися младших классов по изучению возможных путей эвакуации из здания школы, в жилых домах, а также практические отработки эвакуации детей, причем наибольший эффект будут иметь занятия, проводимые старшими школьниками. На занятиях необходимо разъяснять элементарные способы защиты органов дыхания, а также меры, предотвращающие термические травмы. Противопожарную учебу и воспитание следует проводить на всех этапах школьной жизни, используя адекватные тому или иному возрасту детей психолого-педагогические методы передачи знания и формирования навыков пользования огнем. При таком подходе даже младшие школьники могут усвоить необходимые противопожарные знания.
Практика показывает, что школьники не обладают достаточными знаниями по пожарной безопасности и пользованию пожарной техникой. Большинство детей не имеют представления как пользоваться огнетушителем, для какого горящего материала используют тот или иной огнетушитель. В этом плане, мало просто рассказать, какие бывают первичные средства пожаротушения, но и показать их на практике. Важно, чтобы каждый ученик попробовал сам тушить огонь или сымитировали свои действия, так как знания не будут действенными, если они не превращаются в умения и навыки, способы поведения.
Учить детей гасить огонь, эвакуироваться в случае пожара следует как можно раньше. Уже в школе они должны знать, что огонь можно залить водой, знать как можно погасить на себе одежду и как оказать первую помощь при ожоге. Кроме того, уже в 5-м классе ученик, обнаруживший пожар, должен знать и уметь сообщить об этом в пожарную службу.
В работе с детьми младшего школьного возраста лучше использовать игровые методы обучения. Психолого-педагогические исследования показывают, что игровые методы обучения, чем словесные, более способствуют усвоению знаний о предметах и явлениях окружающего мира. Например, для закрепления у детей навыков действия при пожаре, целесообразно практически отработать эти действия. В данной игровой ситуации надо учитывать необходимость эвакуации в первую очередь детей, больных, престарелых, это воспитывает у детей чувство ответственности не только за себя, но и за других, которые нуждаются в помощи.
Большое значение в профилактической деятельности имеет экономическая оценка происходящих пожаров, поэтому в работе со школьниками целесообразно использовать вводные элементы на уроках математики, физики, химии, рисования.
Нет такой отрасли знания, с которой бы не был связан вопрос пожарной безопасности. Проблема детской шалости с огнем возникла не случайно, она обусловлена большими материальными потерями, а также устойчивой динамикой нарастания негативных явлений. Большое значение приобретает изучение в школах правил пожарной безопасности и формирование у учащихся навыков их неукоснительного выполнения. К проведению бесед, экскурсий, практических занятий учителя предметники могут привлекать представителей Госпожтехнадзора, профессиональных пожарных частей.
Занятия с учащимися 5-6 классов нужно проводить в классных комнатах и на специальных площадках, с необходимым оборудованием и учебно-наглядными пособиями. Для наглядности целесообразно использовать слайды, диафильмы, яркие запоминающиеся плакаты, рисунки учащихся. Формы проведения занятий следует выбирать с учетом возрастных особенностей, для младших школьников игры, викторины, чтение рассказов по противопожарной безопасности, демонстрация фильмов, конкурсы рисунков и т.д. Некоторые занятия можно проводить в форме экскурсий в местные пожарные части, где школьников познакомят с пожарной техникой, средствами связи и другим оборудованием.
Занятия с учащимися 7-9 классов могут быть проведены в специально-оборудованных кабинетах, предназначенных для этой цели площадках, где имеются снаряды, предназначенные для проведения соревнований по наглядно-прикладным видам спорта. Могут быть также использованы спортивные площадки и учебные классы военизированных и профессиональных пожарных частей. Учащиеся этой возрастной группы наряду с ранее предложенной наглядностью, должны знакомиться с памятками, плакатами, буклетами, брошюрами. При проведении занятий рекомендуется демонстрация короткометражных фильмов, организация викторин КВН, утренников, экскурсий, соревнований по пожарно-прикладным видам спорта и другие формы работы, которые должны способствовать популяризации среди молодежи данных видов спорта, формировать навыки борьбы с огнем, готовить к службе в вооруженных силах.
Работу по противопожарной профилактике среди детей не следует ограничивать только рамками школы. Элементы профилактической работы в форме деловых игр, кукольных спектаклей, чтения стихотворений и рассказов целесообразно включить в планы воспитательной работы. Есть необходимость проводить профилактическую работу с родителями, так как только при совместном подходе школы, семьи, общественности к вопросам пожарной безопасности можно добиться положительных результатов.
Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий методов и форм организации деятельности учащихся
Одной из форм организации коллективной учебно-познавательной деятельности школьников на уроках ОБЖ, в ходе которой происходит овладение обучающимися знаниями, формирование у них умений и навыков, является групповая работа: работа малыми группами, работа в микрогруппах. Данная форма организации учебно-познавательной деятельности школьников относится к личностно-ориентированным технологиям обучения, ставящим в цент внимания личностное развитие каждого школьника с учетом его индивидуальных возможностей. Школьники учатся вместе получать знания, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь. По результатам психолого-педагогических исследований, в тех классах где применялась групповая форма работы, ученики становятся друзьями не только на уроке, но и в повседневной жизни. У детей формируются такие личностные качества, как дружелюбие и доброжелательность. Учащиеся становятся более ответственными, относящимися с уважением к чужому мнению. За счет организации коллективного познавательного процесса происходит интенсификация учебного процесса, повышается производительность труда школьников, их самостоятельность и познавательная активность. В групповой работе происходит осознанное и более прочное усвоение учащимися учебного материала, их самооценка повышается объективность в оценке себя и других. Целью обучения в малых группах является не только овладение каждым учеником знаниями, умениями и навыками на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития, не менее важен процесс социализации, формирования коммуникативных умений у учащихся.
Технология групповой работы.
Технология групповой работы выглядит следующим образом:
1. Подготовка к выполнению группового задания:
■ постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
■ инструктаж о последовательности работы;
■ раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа:
■ знакомство с материалом, планирование работы в группе;
■ распределение заданий внутри группы;
■ индивидуальное выполнение задания;
■ обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
■ обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
■ подведение итогов группового задания.
3. Заключительная часть:
■ сообщение о результатах работы в группах;
■ анализ познавательной задачи, рефлексия;
■ общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели;
■ дополнительная информация учителя.
Виды групповой работы
Групповая работа по содержанию заданий может быть:
По составу групповая работа подразделяется на:
■ работу в малых группах постоянного состава;
■ работу в малых группах переменного состава.
Кроме этого, группы могут получать разные задания, но работающие на общий результат (проработка каждой группой отдельных вопросов темы).
Отметим, что групповая работа может быть включена в урок как отдельный этап или как способ организации урока в целом.
Организация групповой формы работы:
Организация учебно-познавательной деятельности заключается в том, что:
■ класс на уроке делится на несколько групп (по 3-6 чел.) для решения конкретных учебных задач;
■ каждая группа получает конкретное задание, которое может быть как одинаковое для всех групп, так и дифференцированное;
■ в результате индивидуального вклада каждого члена группы в работу достигается общая цель, поставленная перед школьниками;
■ задание выполняется под руководством учителя или лидера группы (капитана, командира, консультанта) таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
■ состав группы может быть непостоянный (подбирается по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по предмету, психологической совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга, максимально реализовывать свои возможности) и постоянный (подбирается с учетом психологической совместимости учащихся, уровня их обученности).
В учебно-воспитательном процессе по ОБЖ групповая форма работы может применяться для решения практически всех дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна такая организация работы при проведении практических работ, ролевых игр, на которых происходит как овладение новыми знаниями, формирование новых умений, так и закрепление изученных и освоенных (например, отработка навыков оказания первой медицинской помощи).
Групповая форма работы возможна при изучении всех разделов курса и сопровождается интенсивной самостоятельной работой, обменом мнениями, совместным поиском истины. Так же эффективна групповая работа при подготовке и проведении тематических учебных конференций, посвященных какой-либо проблеме, диспутов, а также нетрадиционных уроков (урок-суд, интегрированный урок, урок-путешествие и пр.).
При организации групповой работы учитель выполняет разные функции: контролирует ход работы в группах, консультирует, оказывает помощь как отдельным членам группы, так и группе в целом, отвечает на возникающие вопросы, регулирует споры, порядок работы. Естественно, что во многом эффективность и результативность учебно-познавательной деятельности школьников зависят от педагога, от знания класса (не только уровень обученности каждого учащегося, но и особенности межличностных отношений в классе), частоты проводимых уроков с групповыми формами работы, систематических консультаций лидеров групп.
Успех групповой работы школьников зависит от мастерства педагога, от его умения распределять внимание на уроке таким образом, чтобы каждая группа и каждый ее участник в отдельности ощущали внимание учителя, его личную заинтересованность в успехе каждого обучающегося, в содействии благоприятного психологического климата в классе.
В современной зарубежной педагогической литературе работу в малых группах, называют обучением в сотрудничестве
Такая форма организации обучения распространена в школах США, Англии, Канады, Японии, Израиля и других развитых стран и имеет следующие разновидности групповой работы:
1. Обучение в команде:
При реализации данного вида групповой работы большое внимание уделяется общим целям и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы всех участников группы (команды), каждого ее члена. Учебно-познавательная деятельность каждого школьника осуществляется при постоянном взаимодействии с другими членами группы. Перед каждым школьником стоит задача не только сделать что-то вместе, а познать что-то новое вместе. При этом вся команда должна знать, чего достиг в совместной работе каждый ее член.
Учащиеся работают в группе из четырех человек разного уровня обученности. После объяснения учителем нового материала, учащиеся закрепляют его, работая в группе. Группам дается определенное задание, необходимые опорные материалы. Задание дается либо по частям (каждый ученик работает над своей частью), либо по «вертушке» <каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный, либо слабый). Выполнение любого задания объясняется учеником вслух и контролируется всей группой. По окончании работы учащимся предлагаются индивидуальные тесты (соревнуются не сильные со слабыми, а каждый учащийся проверяет свои знания).
Учащимся после объяснения учителем нового материала предлагаются соревновательные турниры. Для этого организуются «турнирные столы» по три ученика за каждым столом, равных по уровню обученности (слабые со слабыми, сильные с сильными). Победитель каждого стола приносит своей команде одинаковое количество баллов, при этом не учитывается «планка» стола. В этой деятельности слабоуспевающие учащиеся имеют равные шансы на победу наряду с сильными учащимися.
Индивидуальная работа в команде
Школьники получают индивидуальное задание по результатам проведенного тестирования и далее обучаются в собственном темпе, выполняя каждый свою работу. Каждая из команд выполняет разные задания, члены команды помогают друг другу. После выполнения заданий учитель проводит итоговое индивидуальное тестирование.
Учащиеся формируются в группы по шесть человек для работы над учебным материалом, который предварительно разбит на фрагменты (смысловые или логические блоки). Каждый член группы находит материал по своей теме, тщательно его прорабатывает. После этого ученики из разных групп, изучающие одну и ту же тему, встречаются и обмениваются информацией по данному вопросу в качестве экспертов («встреча экспертов»). Затем они возвращаются к своей группе и обучают ее членов всему, чему они научились и узнали сами, Каждый член группы в свою очередь излагает информацию на свою часть задания, темы. Таким образом, знания становятся цельными, как зубцы одной пилы. В заключение отчитывается каждый член команды и вся команда в целом.
Класс делится на разнородные (по уровню обученности) группы по три-пять человек. Каждая группа получает одно задание, которое является частью большой темы, над которой на уроке работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение нового материала. Внутри группа сама определяет, что делает каждый ее член, контролирует правильность выполнения задания. Учителем контролируется как успешность выполнения школьниками задач учебно-познавательной деятельности, так и культура их общения.
4. Исследовательская работа
Учащиеся работают индивидуально или в группах по три-шесть человек, при этом акцент делается на их самостоятельную деятельность. Школьники выбирают подтему общей темы, над которой предстоит работать всему классу. После этого в малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для каждого ученика. Таким образом, каждый вносит свой вклад в решение общей задачи. Кроме этого, в группах организуются дискуссии, обсуждения, которые позволяют каждому члену группы познакомиться с работой другого.
Во всех рассмотренных видах обучения в сотрудничестве происходит активное общение учащихся друг с другом и учителем, при этом школьники выполняют разные социальные роли; лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д. Безусловно, все рассмотренные варианты групповой работы применимы в процессе преподавания курса ОБЖ.
Немаловажным условием успешности проведения урока ОБЖ с групповыми формами работы является умение учителя грамотно спроектировать предстоящее учебное занятие, подготовить его с учетом всех вышеназванных особенностей.
Применяя методику проектирования, можно представить процедуру проектирования урока ОБЖ с групповой формой работы:
1. Анализ темы и содержания учебного материала, структурирование содержания, выделение в нем отдельных блоков, частей, элементов.
2. Формулирование заданий для учащихся по освоению каждого элемента содержания (общих или дифференцированных).
3. Выбор вида групповой работы (по составу участников и по содержанию заданий).
4. Определение способа формирования групп (непостоянный или постоянный состав членов групп) и выбор (назначение) лидера (капитана) группы.
5. Разработка форм выдачи заданий, инструкций для учащихся, алгоритмов деятельности, памяток и т.п.
6. Продумывание возможных затруднений учащихся при выполнении заданий и способов их устранения.
7. Определение способа и последовательности подачи результатов работы групп.
8. Обдумывание содержания урока: форму обобщения результатов работы группы, выделение главного, расстановку акцентов.
9. Определение критериев и формы оценки деятельности школьников (самооценка, взаимная оценка, оценка учителя).
10. Продумывание способов использования внешних условий образовательного процесса: учебно-материальной базы, социального, природно-климатического окружения, нравственно-психологического климата в классе.
11. Подготовка необходимого для урока оборудования и материалов.
12. Распределение времени на каждый вид учебно-познавательной деятельности школьников.
13. Составление подробного проекта урока.
14. Мысленное проигрывание разработанного урока, внесение в него корректив.
15. Консультирование лидеров групп.
Проводя уроки по ОБЖ с групповыми формами работы, учитель решает не только образовательные задачи, но и приучает школьников к самостоятельности, делает их более активными, воспитывает чувство коллективизма. Ребята начинают сотрудничать друг с другом при выполнении общей работы, у них формируются социально значимые качества личности.
Система знаний и система деятельности
Как известно, базовое содержание общего образования включает четыре основных компонента: знания, умения, навыки, эмоционально-ценностные ориентации и опыт творческой деятельности.
Познавательная деятельность учащихся представляет собой единство теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется во всех видах учебной деятельности и взаимоотношений учащихся.
Составными компонентами познавательной деятельности являются: объект, на который направлено действие; знание объекта действия (его состава и состояния в данный момент); понимание его сущности; знание способов действия; перенос действия в новые ситуации.
Ключевым понятием учебной деятельности является учебная задача — цель деятельности, сформулированная в виде обобщенного задания, для выполнения которого требуется определенная последовательность учебных действий.
Для учащегося поставить и решить учебную задачу означает выполнить систему учебных действий, заключающихся в осознании и практическом преобразовании изучаемого объекта с целью открытия новых способов действия в данной области.
Знания, как отражение действительности, имеют различную психологическую структуру.
Отличительной особенностью знаний как представлений об изучаемом предмете является их конкретный характер: представления всегда отражают в нашем сознании изучаемые предметы и явления в их живой образной форме; это всегда представления о внешних особенностях изучаемого предмета, познаваемых в результате его воздействия на наши органы чувств. Знания в форме представлений требуют наглядного метода обучения.
Понятия являются отражением уже не внешней формы изучаемых явлений, а их сущности, тех объективных законов, которым они подчиняются.
Формирование умений оперировать образами предметов или их частей связывают с развитием наглядно-образного мышления. Оно характеризуется тем, что решение определенных задач может быть осуществлено в плане мыслительных представлений, без участия практических действий.
Память. В среднем и старшем школьном возрасте постепенно развивается и совершенствуется словесно-логическая память. Материалом, который запоминается все в большей степени, становятся отвлеченные понятия, отражающие существенные связи между явлениями. Этому помогает смысловая обработка учебного материала перед его заучиванием: учащиеся овладевают приемами анализа учебного материала, выделения в нем наиболее существенного, пользования точными определениями и т. д.
Внимание. Постепенному развитию устойчивости внимания и способности ребенка произвольно удерживать его содействуют определенные приемы организации внимания учащихся со стороны учителя.
Условия развития понятий.
Средства, обеспечивающие правильность восприятий:
— учёт источников предварительных представлений;
— упражнения, уточняющие восприятие;
— точное и образное слово учителя.
Средства, обеспечивающие правильность представлений:
— зарисовка по памяти;
— упражнения по узнаванию и различению.
Средства, обеспечивающие образование понятий:
— логика изложения; учебного материала учителем;
— вопросы, требующие обобщений;
— упражнения в сравнении, классификации, определении, умозаключении;
— система повторения, связывающая старые знания с новыми;
— вопросы, требующие обобщений и связывающие знания с практическим их применением.
Организация учебного места имеет важное значение для учащихся, т. к. без правильно организованного рабочего места деятельность учащихся на уроке не может быть достаточно эффективной.
Работа с литературой предусматривает получение информации из текстовых источников.
Общение на уроке как еще один вид обще учебной деятельности позволяет каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Поурочное планирование по разделу
Причины пожаров. Меры пожарной безопасности
Правила безопасного поведения при пожаре в доме
Способы эвакуации из горящего здания. Первичные средства пожаротушения.
Правила и способы добывания огня. Разведение костра.
Виды костров, их назначение. Соблюдение мер пожарной безопасности.
Природные пожары (лесные, степные, торфяные)
Последствия пожаров. Предупреждение пожаров.
Правила безопасного поведения в зоне лесного пожара
Опасные факторы пожара.
Процесс горения. Условия, способствующие распространению огня.
Пожары и паника. Правила безопасного поведения при пожаре.
Тема : Правила безопасного поведения при пожаре в доме.
Тип урока : комбинированный
о мерах пожарной безопасности в быту;
о правилах поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения.
правильно действовать в случае пожара в доме;
эвакуироваться из горящего здания.
об основных поражающих факторах пожара, воздействующих на людей.
Оборудование и материалы к уроку :
Компьютер как источник учебной информации, план эвакуации из здания, наглядность с изображением причин пожаров, картины с опасными ситуациями в доме, памятка учащимся для разработки плана предстоящей деятельности по выходу из ЧС, индивидуальные карточки контроля, памятки.
Подготовительная часть (1 мин.)
Организационный момент (создание групп, назначение в них старших, раздача карточек контроля и памяток) (2 мин.)
Просмотр фрагмента видеофильма с примерами пожаров в домах и учреждениях (5 мин.)
Выполнение заданий в группах и заполнение карточек контроля (15-20 мин.)
Коллективное обсуждение выполненных заданий в группах, углубление и расширение знаний по теме (15 мин.)
Подведение итогов урока (3 мин.)
Домашнее задание (2 мин.)
В зависимости от наполняемости класса учащиеся делятся на несколько групп по 3-4 учащихся в группе. В группу входят учащиеся разного уровня обученности: повышенного (1), среднего (2), низкого (3), могут быть группы одного уровня обученности. Каждой группе предлагается выполнить ряд заданий (как индивидуальных, так и групповых). В группах назначаются старшие, которым выдаются дидактические материалы. Результаты выполнения заданий учащимися фиксируются в индивидуальной карточке контроля, которая выдается каждому из учащихся.
Каждой группе выдается памятка, которой они могут пользоваться при разработке проекта возможных действий по выходу из чрезвычайных ситуаций.
Ставится цель урока, настроить учащихся на просмотр фильма, особое внимание уделить действиям людей при возникновении пожара, во время пожара и способам эвакуации при возникновении чрезвычайной ситуации.
Урок начинается с показа фрагмента видеофильма «Пожары и их последствия», а так же рассматриваются случаи эвакуации людей из горящих зданий, а также поведение людей, когда эвакуация из здания по каким либо причинам невозможна. Особое внимание уделяется тому, что неправильно организованная и не вовремя начатая эвакуация приводит к большим человеческим жертвам.
После этого внимание учащихся обращается на рисунки, выполненные учащимися. Кратко анализируются работы, кратко делается общий вывод о том, что во многом спасение людей при пожарах в здании зависит от их знаний и умений, а также умелых действий. Просмотренный фрагмент фильма и исторический опыт свидетельствуют о том, как важно знать опасные факторы пожара, последствия их воздействия на людей и уметь действовать при угрозе и в случае их возникновения. Эти вопросы мы и будем рассматривать на нашем уроке.
При выполнении индивидуальных заданий каждый ученик отвечает на один, указанный уме старшим группы, вопрос.
Задания для учащихся группы:
Назовите основные причины пожаров в жилище?
Назовите основные правила пожарной безопасности в квартире?
Почему в городе пожары возникают чаще, чем в селе?
Назовите основные причины гибели людей при пожаре?
Определите основные причины пожаров в жилых зданиях:
а) нарушение правил при пользовании электробытовыми и электронагревательными приборами
б) отсутствие первичных средств пожаротушения
в) неосторожное обращение с огнем
г) неисправность внутренних пожарных кранов
д) нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей
е) беспечность и небрежность при обращении с огнем
ж) неисправность телефонной лини
и) неосторожное обращение с пиротехническими изделиями
к) неисправность системы водоснабжения
1. Что необходимо сделать, если в квартире начинается пожар? Укажите правильные ответы в необходимой последовательности:
а) попытаться потушить огонь, используя первичные средства
б) открыть окно для удаления дыма
в) немедленно покинуть помещение, плотно закрыв за собой дверь
г) позвонить на работу руководителям и сообщить о пожаре
д) позвать на помощь взрослых
е) если нет взрослых, позвонить в пожарную охрану и сообщить о пожаре
Ваш младший брат прибежал из соседней комнаты и сказал, что уронил спичку, пытаясь зажечь бенгальский огонь. От ее пламени загорелась оконная занавеска. Когда вы заглянули в комнату она была заполнена дымом, ничего разглядеть не удалось. Выход на лестничную площадку пока свободен. Подумайте и ответьте:
а) Какие действия и в какой последовательности надо предпринять?
б) Чего ни в коем случае нельзя делать при возгорании в квартире?
в) По каким причинам чаще всего случаются пожары в новогодние праздники?
Такие задания можно для каждой группы или для каждой группы свои задания.
После выполнения группового задания в индивидуальных карточках контроля выставляется оценка за урок на основе оценок, выставленных каждым учащимся и его группой.
Завершив работу, каждая группа отчитывается о проделанной работе, организуется коллективное обсуждение разработанных проектов деятельности по выходу из ЧС, закрепляются и углубляются знания по слабоизученным вопросам. При этом акцентируется внимание учащихся на то, что разработанные проекты служат для школьников ориентиром, т.к. в чрезвычайной ситуации каждый будет действовать индивидуально, с учетом своих знаний и умений.
В конце урока целесообразно задать вопрос по достижении цели:
Раздать заготовленные памятки о порядке действий при возникновении чрезвычайной ситуации в квартире.