заоникиевский монастырь вологодская область
Богородице-Владимирская Заоникиева пустынь
Официальная страница Богородице-Владимирской Заоникиевой пустыни Вологодской Епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
Адрес: Деревня Лучниково Вологодского района. Вологодской области.
Дата основания: 1589 год
Показать полностью.
Дата закрытия: 1921 год
Дата передачи территории и храмов в ведение Русской Православной Церкви: 2019 год
Адрес: 160531, Вологодская область, Вологодский р-н, д. Лучниково, Заоникиева Богородице-Владимирская мужская пустынь.
Игумен обители иеромонах Паисий (Новожёнов)
Контакты: 89108371182 иеромонах Паисий (Новожëнов)
Расписание: Праздничные богослужения совершаются каждое воскресенье в 9:00. Накануне, в субботу вечером, служба начинается в 17:00. О богослужениях предстоящих в будние дни можно узнать на странице сообщества.
Братья и сëстры, в нашем монастыре вы можете заказать молебны, панихиды, сорокоусты, полугодовые и годовые поминания о здравии или упокоении своих близких.
Направляйте имена для поминания игумену обители иеромонаху Паисию (Новожëнову). Сумма пожертвования за требы условная, по желанию.
Пожертвования за требы в Заоникиевой пустыни осуществляются на карту сбербанка 2202201014440446
или по телефону 89108371182
Богородице-Владимирская Заоникиева пустынь запись закреплена
Дорогие братья и сёстры, сообщаем Вам, что в настоящее время создан новый официальный сайт и новая официальная страница Заоникиевского Богородице-Владимирского мужского монастыря. Сайт и страница ВК переведены на новые адреса. Если Вы заинтересованы получать официальные новости о жизни нашей обители от лица монастыря, то предлагаем Вам ссылки на наши страницы:
Показать полностью.
Только здесь, в группе ВК, и на нашем официальном сайте заоникиева-пустынь.рф Вы сможете получить всю актуальную информацию о расписании богослужений и подавать имена своих близких для поминания за Литургией. На наших страницах Вы сможете наблюдать за всеми событиями и мероприятиями, происходящими в нашей обители.
Страница «Прихожан мужского монастыря Заоникиева Богородице-Владимирская пустынь», на которую Вы были подписаны до сего дня, остальные страницы и сайты, с аналогичными названиями, с 6 сентября 2021 года перестали быть официальными источниками сведений о внутренней жизни обители, лишены благословения священноначалия, и мы не можем нести ответственности за достоверность транслируемых на них материалов.
С уважением, игумен Богородице-Владимирского мужского монастыря, иеромонах Паисий (Новожёнов)
Богородице-Владимирская Заоникиева пустынь запись закреплена
4 ноября в нашей Заоникиевой пустыни совершится служба Казанской иконе Божией Матери.
В 9:00 Литургия. Исповедь 8:40
Накануне, 3 ноября в 17:00 Всенощное бдение.
Показать полностью.
Празднование Казанской иконы Божией Матери отмечают два раза в году: 21 июля и 4 ноября. 21 июля Православная церковь отмечает явление ее образ, день обретения иконы. Это событие произошло в 1579 году. А вот 4 ноября отмечать праздник стали с 1649 года.
Казанская икона Богоматери – одна из самых почитаемых в России. В церковном календаре ей посвящено сразу два праздника.
Первый праздник отмечается 21 июля. В этот день православные верующие вспоминают само обретение иконы. Это произошло в 1579-м году, во время большого пожара в Казани, когда до тла выгорали целые кварталы.
На пожарище в Казани девятилетняя христианка Матрона нашла не тронутый огнем лик. Предание гласит, что точное место, где лежала святыня, ей указала сама Богородица, которая явилась к девочке во сне. Икона лежала на пепелище, но была не тронута огнем. Это событие случилось 8 июля – по старому стилю. По-новому – 21 июля. В 2021 году отмечают 442-летие со дня обретения иконы.
Второй праздник, посвященный иконе Казанской Богоматери Церковь установила в честь освобождения Москвы от польских интервентов в 1612-м году.
Освобождение произошло под предводительством Минина и Пожарского. Перед решающим штурмом, ополчение во главе с этими полководцами всю ночь молилось перед найденным в Казани образом. Именно Божией Матери верующие приписывают помощь русскому войску, вошедшему в столицу 4 ноября. В наши дни 4 ноября в России отмечают государственный праздник Дня народного единства.
Заоникиева Богородице-Владимирская пустынь
Страница прихожан «Мужского монастыря Заоникиева Богородице-Владимирская пустынь д. Лучниково Вологодского района Вологодской области Вологодской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»
Дата основания: 1588
Дата начала восстановительных работ: 2019
Храни всех вас Господь!
Адрес: 160531, Вологодская область, Вологодский р-он, д. Лучниково, Заоникиева Богородице-Владимирская мужская пустынь
Заоникиева Богородице-Владимирская пустынь запись закреплена
История связанная с Вологдой и с нашим Заоникиевым, история о возвращении чтимого чудотворного образа Спаса Всемилостивого (Обыденного), произошедшая пять лет назад в Петербурге.
Этот образ был подарен в 1831 году вологодскими купцами в храм Успения Божьей Матери на Сенной площади в Санкт-Петербурге, где проводились до революции Вологодские Литургии в память о избавлении города Вологды от морового поветрия середины XVII века.
Показать полностью.
Чем же был так примечателен этот Образ Христа Спасителя и почему служилась в Спасе на Сенной в Санкт-Петербурге Вологодская Литургия?
В историко-статистических данных о святынях храма на Сенной (так называли храм чаще всего в народе) написано следующее:
«Образ Христа Спасителя, в серебряной, вызолоченной ризе, вставленный в особом иконостасе на южной стороне большой церкви, на местах для женщин. Он замечателен не столько дороговизной, сколько тем, что устроен вологодскими гражданами, в благодарение Господу Богу за избавление Вологды от моровой язвы в 1655 году. Вологодские граждане, временно или постоянно в Санкт-Петербурге проживающие, ежегодно собираются в здешнюю церковь 18 октября к Литургии, а накануне торжественно совершается пред иконой Всенощное бдение с акафистом Христу Спасителю, икона нарочно вынимается из иконостаса и возлагается среди храма на аналое».
А дальше рассказывается как современные петербургские прихожане храма на Сенной нашли этот образ и узнали о вологодских литургиях:
«Во время работы в архивах Санкт-Петербурга шесть лет назад с денежно-приходскими книгами храма, натолкнулись на любопытный факт. Среди однообразных скучных и крайне скупых на подробности записей о снятых кружках, выплатах, проданных свечах – в этих книгах ежегодно 18 октября несколько листов уделялось так называемой Вологодской Литургии и особых молебнах перед образом Христа Спасителя (Обыденного). Каллиграфическим почерком, подробно описывалось – кто сослужил за этой Литургией, кто из архиереев приезжал, какие пели хоры, что происходило, кто выходил накануне вечером на Всенощной на Литию. Ни о каких других подобных событиях не было таких подробных отчетов, хотя согласно историко-статистическим данным в храме существовали традиционные молебны, касающихся и других особо почитаемых образов.
Занимаясь поисками в Интернете информации о событиях в Вологде, которые положили начало многовековой традиции, существовавшей в нашем храме, мы неожиданно натолкнулись на статью в вологодской газете «Премьер» от 24 мая 2016 года. Статья называлась «Вернуть реликвию». 22 августа 2016 года поздно ночью мы отправили ссылку на эту статью о. Михаилу Малюшину. Она произвела на него такое же неизгладимое впечатление, как и на нас. В ней сотрудник отдела по древнерусскому искусству Третьяковской галереи Левон Нарсесян писал, что обнаружил в антикварной галерее семьи Орлер в Венеции ни больше, ни меньше как список с чудотворного Вологодского Спаса Обыденного с пространной надписью, рассказывающей о чуде 1655 года, который выставлен на продажу за четыре с половиной тысячи евро.
По словам Габриэля Орлера, скорее всего, икона пришла в их семейную коллекцию от польских поставщиков и, возможно, была вывезена из России в революционное время. На сайте галереи икона была датирована XIX веком, но Левон Вазгенович, как специалист предположил, что на самом деле она исполнена в середине – второй половине XVIII века: «Думаю, что ее могли заказать к юбилею чуда, и причем, скорее всего, икона была исполнена в самой Вологде. На ней удивительным образом сохранился отпечаток какого-то очень личного отношения, живые следы бытования, хотя антикварный рынок всегда стирает все индивидуальные черты с вещи! И хотя я известен тем, что обычно выступаю за полный контроль за произведениями древнерусского искусства со стороны музейных сотрудников, в данном случае икону можно было бы отдать в действующий храм. И если найдутся желающие, я готов оказать содействие: встретить, познакомить с владельцами, помочь провести переговоры».
В статье также приводились слова представителей пресс-службы областного краеведческого музея в Вологде и информационного отдела Вологодской епархии, которые сожалели о том, что, несмотря на большой интерес к этой иконе, финансовых средств для приобретения и возвращения списка на Родину у них нет.
У Прихода тоже не было таких средств, но о. Михаил очень вдохновился мыслью о возможности возвращения образа в наш храм. Прочитав все это той же ночью, он сразу же дал распоряжение своей помощнице Анастасии Жуковой узнать, какова юридическая процедура ввоза подобных культурных ценностей через границу, какие нужны будут экспертизы. Он попросил также связаться с Вологодским краеведческим музеем, чтобы проверить факты, указанные в газете «Премьер», а я через своих знакомых наводила на следующей день справки про сотрудника Третьяковской галереи Левона Нарсесяна. Батюшка так попросил и нашего старинного друга и историка Михаила Талалая, долгие годы живущего в Италии, созвониться с антикварной лавкой Орлера, в Венеции, чтобы узнать, а не купили ли уже эту икону.
Утром после Литургии о. Михаил рассказал тем немногочисленным прихожанам, которые собрались в часовню, и о Вологодской Литургии, и о почитаемом образе и о том, что в Венеции найден список, который непременно должен вернуться на Родину. Он так искренне сожалел, что образ томится в какой-то заграничной антикварной лавке, что после его пламенной проповеди к нему подошла хрупкая маленькая женщина по имени Валентина и сказала: «Батюшка! Пожалуйста, верните Спасителя к нам на Родину. Я дам необходимую сумму на то, чтобы Вы выкупили икону и оплачу Ваш проезд, но, пожалуйста, сделайте это, как можно скорее».
И вот особенный Божий промысел о возвращении Спаса Всемилостивого (Обыденного) на Сенную площадь! Деньги нашлись сразу же. Икона ждала нас в Венеции, никто ее не выкупил, несмотря на то, что информация была опубликована в мае, а статья была прочитана нами лишь в конце августа. Михаилу Талалаю на его запрос об иконе владелец галереи Габриэль Орлер ответил вопросам: «Так Вам ее отложить?» И Михаил ответил: «Да!», еще не зная, что финансовый вопрос решен.
Дата покупки была назначена на 7 сентября, в разгар Венецианского кинофестиваля – ни билетов на самолет, ни свободных мест в отелях… Матушка Елена в отчаянии искала самые разные варианты. В итоге ей чудом удалось, и забронировать места в гостинице, и выкупить неожиданно образовавшиеся места в самолете. Выяснилось также, что именно 7 сентября, на один день в Венецию приедут хорошие знакомые о.Михаила – Светлана и Стефано, являющийся сотрудником городского муниципалитета Венеции, и помогут о. Михаилу, который не говорит на итальянском, вести переговоры.
Но самое удивительное ждало нас впереди. Изучая фотографию иконы, с которой специально сняли для нас редкой работы фалежный оклад – мы обнаружили по позему дополнительную надпись, которая заставила сердца стучать в десять раз сильнее, чем обычно. Ни на одном из вологодских списков Спаса Всемилостивого (Обыденного), которые хранятся в Вологодском краеведческом музее, такой надписи нет: «Истинное изображение с достоверного образа во граде Вологде что у Спаса на Сенной площади». Вряд ли такую надпись стали бы делать для Вологодских храмов. И потом, ни разу нигде не встречалось нам, чтобы Всеградский собор в Вологде называли «Спас на Сенной», хотя он и стоял у них тоже на Сенной площади. «Спас на Сенной» – это обиходное название нашего Петербургского храма: скорее всего, икона писалась для петербуржцев или по заказу петербуржцев. Полпервого ночи звонили мне о. Михаил и матушка Елена, которые под лупой рассматривали эту надпись и радовались, как дети.
Но радость от того, что так все удачно и молниеносно складывается, была бы неполной, если бы не начались искушения. Для признания иконы культурной ценностью требовалась особая экспертиза. Для этого галерея должна была прислать фотографии образа не только с лицевой, но и с обратной стороны. Сроки приближались, о.Михаил должен был вылетать, имея в руках готовую экспертизу, а к телефону в галерее никто не подходит, по электронной почте пишут: «Сейчас пришлем фотографию», но никто ничего не присылает. Выяснилось, что Габриэль Орлер в отъезде, администратор, который назначил дату покупки на 7 сентября, ушел в отпуск, а тот, кто его замещает, вообще не в курсе, что на это число назначены какие-то переговоры. Такая вот итальянская безалаберщина…
11 сентября утром о. Михаил приехал в часовню пораньше, чтобы подготовить встречу иконы Всемилостивого Спаса (Обыденного). На площади у закладного каменного креста на том месте, где все мы чаем возрождения варварски разрушенного Собора Успения Пресвятой Богородицы (Спас на Сенной) собрался народ. Мы с Настей и Виталием Михайловичем должны были торжественно привезти икону на Сенную. О. Михаил торопил, звонил… Когда машина вырулила на площадь, он устремился навстречу и, не дожидаясь, когда мы донесем ее до аналоя – встал перед Спасителем на колени… Дождь мелкий, буквально водяная взвесь… Господь одождил в тот момент свою Благодать на людей, собравшихся ради этого чудесного события. Икону внесли в алтарь, и началась Литургия, по окончании которой на площади был отслужен акафист Иисусу Сладчайшему, и яркое солнце прорвалось сквозь серые петербургские небеса на Сенную площадь. Все, кто хотел, смогли пройти под иконой и приложиться к Всемилостивому Лику, еще не понимая до конца, какое историческое событие произошло 11 сентября 2016 года.
А 31 (18) октября 2016 года, впервые со времени закрытия Спаса на Сенной, была отслужена Вологодская Литургия, продолжившая традиции, которые завещали нам наши предки.»
И сегодня в Санкт-Петербурге была отслужена Вологодская Литургия. (прилагается небольшое видео со службы)
PS: наш вологодский святой Александр Крайнев имеет непосредственное отношение к храму Спаса на Сенной, но об этом позже.
Независимое СМИ
об архитектурном
наследии
Заоникиевская Владимирская печаль
Недавние откровения вологодской прокуратуры о незавидной судьбе Корнилиева-Комельского монастыря заставляют приглядеться к другим сообщениям о жизни старинных обителей почтенной области. Сегодня – день Заоникиевской Владимирской пустыни, основанной в XVI столетии.
В отличие от Комельского монастыря, пустынь обитаема. Только оптимизма это обстоятельство не прибавляет ни путникам, ни жителям.
Уцелевшие монастырские здания заняты специальной (коррекционной) школой-интернатом. Здесь учатся 49 детей В бывшей гостинице для паломников – спальный корпус. В другом доме – учебные классы с партами. В помещении с заложенными «готическими» окнами – спортзал. Эти здания, как говорят обитатели, «ветшают на глазах», но хотя бы не разваливаются. Директор школы-интерната Светлана Кузнецова рассказывает журналистам: «Снаружи у нас проблема в том, что мы не можем сделать своими силами — отремонтировать фасады здания. Потому что очень много приезжает летом, особенно паломников. Хотелось бы нам переехать в другое здание, специализированное для наших ребят, чтобы современное здание было, но, скорей всего, пока это невозможно».
В монастырских стенах проломы и трещины, башни полуразрушены, одна и вовсе держится на честном слове вопреки всем законам физики и геометрии. Причем уже не один год.Планов по реставрации монастыря у школы интерната нет, потому что нет денег. Как уверяют, пустынь не числится памятником архитектуры. Что вроде бы не удивительно, поскольку комплекс XIX века мог под охрану и не попасть. Однако в советские годы охранный статус был, и работники охраны памятников занимались фотофиксацией монастыря еще в 1940-е годы.
Как бы то ни было, диагноз вологодских коллег справедлив: «Если реставрацию не начать в самое ближайшее время, то Заоникиевская пустынь может лишиться части построек».
Нет планов восстановления, как сообщается, и в Вологодской митрополии. Ведь Заоникиевская пустынь Церкви не передана, а чтобы ее передать, нужно вывести куда-то коррекционную школу, а для нее во всем Вологодском районе не находится помещения.
При монастырской реформе 1764 г. обитель была оставлена «за штатом», т.е. без государственного содержания. Однако во второй половине XIX века монастырь стал привлекать множество паломников, желавших поклониться чудотворной иконе Богоматери. Тогда и был создан ансамбль новых каменный зданий, окруженный изящной оградой с башнями. Он был дополнен на рубеже XIX-ХХ вв. при архимандрите Серафиме. На территории монастыря появился даже пруд с мостиком и беседкой над водой.
В 1920-е годы монастырь был закрыт. В 1930-е в нем было «спецпоселение» для сосланных крестьян, вероятно, из Западной Украины и Белоруссии, которых местное население называло «крестоватики». В начале Великой Отечественной войны на территории монастыря был размещен 740-й летный отряд: здесь ремонтировали, собирали и «обкатывали» самолеты перед отправкой на фронт. С 1964 года в Заоникиевской пустыни помещается «вспомогательная» школа. Трудами первых поколений ее учеников полуразрушенные здания были отремонтированы и приспособлены к новой жизни.
Большинство сохранившихся построек относятся ко 2 половине XIX в.
Заоникиевская пустынь 1947 год
И ещё один экспонат будущего Вологодского музея архитектуры в Доме архитекторов на Благовещенской.
Севернее Вологды, по старой Кирилловской дороге недалеко от деревни Обухово родины Преподобного ИОСИФА ЗАОНИКИЕВСКОГО находится монастырь, в районе современной деревни Дубровское.
Общий вид монастыря.
Юго-западная и северо-западная башни и стены.
Богородицкий собор и гостиничный корпус.
Западное крыльцо Богородицкого собора.
Главные ворота монастыря.
Гостиничный корпус и северо-восточная башня.
Корпус братских келий и пруд.
Корпус братских келий.
Корпус братских келий.
Корпус настоятельских келий и общий вид монастыря.
Корпус настоятельских келий.
Привратный дом монастыря.
Макет Богородицкого собора.
Монастырский детектив
Вологодская митрополия удалила со своего сайта публикацию о пропавшем священнике
На прошлой неделе из мужского монастыря Заоникиевской Богородице-Владимирской пустыни, расположенной рядом с Вологдой, пропал иеромонах Паисий (Новоженов).
Страницы священника в соцсетях, на которых он рассказывал о монастырской жизни, местных детях и животных, оказались заблокированы. На вопросы журналистов о судьбе отца Паисия в метрополии сообщили, что он вернулся в Тверскую область.
Именно из этого региона святой отец прибыл на служение в нашу область. В июле этого года его назначили настоятелем мужского монастыря Заоникиевской Богородице-Владимирской пустыни.
По словам друзей отца Паисия, дела в пустыни на задались сразу. У священника наметился конфликт с насельниками монастыря.
— Грустно как-то. Не могу смолчать о безобразии произошедшем позавчера в моëм монастыре. Все знали, что у меня были питомцы, жизнерадостные котята, у которых уже открылись глаза. Но люди, у которых ещë не открылись духовные глаза, пришли и похитили всех моих котят из монастырской трапезной. Они были в безопасности, и поспособствовать похищению могли только те, кто живëт со мной под одной крышей. Знали, конечно, что я отлучился в город. Теперь остались от котят только фотографии и весëлые видеоролики. Тишка, Солнышко, Герца. Дети прибегали к ним каждый день и приносили корм. Имею надежду, что все таки котят не закопали, а спрятали, не верится, что у близких к церкви людей поднялась бы рука.
Конфликт разгорался и 5 сентября в пустынь по поручению митрополита разбираться на месте приехала комиссия.
Отца Паисия в этом конфликте поддержали местные жители и староста посёлка Лучниково, в котором располагается Заоникиева пустынь.
По итогам заседания члены комиссии предложили сторонам конфликта найти компромисс и продолжить служение. Отец Паисий, видимо, не обретя поддержки среди священослужителей, решил покинуть пустынь.
Все это время Вологодская епархия не выносила сор из избы, но сегодня на сайте митрополии появилась новость о ситуации в монастыре.
Накануне вечером отец Паисий опубликовал на своей странице видео с двумя котятами, которых ему все-таки вернули: