зарождение педагогической мысли в философских учениях древней греции

Зарождение педагогической мысли в философских учениях Древней Греции

В публичных выступлениях и трудах древнегреческих ученых и философов Сократа, Платона, Аристотеля и Демокрита содержатся ценные мысли о воспитании и обучении.
Сократ (469—399 гг. до н. э.) — философ-идеалист. Несмотря на свое демократическое происхождение (сын бедного ремесленника-ваятеля), он был идеологом консервативной земельной аристократии, что отразилось в его философских и педагогических воззрениях. Он считал, что строение мира, физическая природа вещей непознаваемы, что люди могут познать только себя самих, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия.
Целью воспитания, по мнению Сократа, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности.
Сократ — философ-трибун, вел беседы по вопросам нравственности на площадях и в других общественных местах, побуждал своих слушателей путем вопросов и ответов отыскивать «истину» самим, не давая им готовых положений, выводов. Этот метод был назван сократическим, откуда позднее развилась сократическая беседа методом наводящих вопросов.
Платон (427—347 гг. до н. э.)— философ-идеалист, ученик Сократа, создатель теории объективного идеализма. Он считал первичным «мир идей», а мир чувственных вещей — вторичным, развивал мысль о существовании бестелесных форм вещей, которые называл «видами» или «идеями». Он делил мир на мир идей и мир явлений. По его мнению, идеи вечны и неизменны. Вещи для него лишь тени мира идей.
Платон, представитель афинской аристократии, выдвинул теорию о вечном господстве аристократии. Сконструировал идеальное аристократическое государство, в котором должны существовать три общественные группы: философы, воины, ремесленники и земледельцы. Философы управляют, воины охраняют государственный порядок, а третья группа трудится и содержит две первые.
В этом государстве сохраняются и рабы. Бесправны как рабы, так и ремесленники и земледельцы. Им свойственна только низменная, чувственная часть души и добродетель умеренности и послушания.
Цель этого государства, по Платону, — приближение к высшей идее блага; она осуществляется главным образом путем воспитания, которому и придается особо важное значение.
Воспитание, говорит Платон, должно быть организовано государством и соответствовать интересам господствующих групп — философов и воинов. В своей педагогической системе Платон стремился объединить в единую систему удовлетворявшие его идеям черты спартанского и афинского воспитания.
Дети с 3 до 6 лет под руководством назначенных государством воспитательниц занимаются на площадках играми. Игре как средству воспитания малолетних детей Платон придавал большое значение, равно как и тщательному выбору материала для рассказывания детям. Он был сторонником общественного воспитания детей с самого младшего возраста.
С 7 до 12 лет дети посещают государственную школу, где обучаются чтению, письму, счету, музыке и пению, с 12 до 16 лет — школу физического воспитания—палестру с обычными гимнастическими упражнениями. После палестры юноши до 18 лет изучают арифметику, геометрию и астрономию, преимущественно с практическими целями (для подготовки воинов). С 18 до 20 лет — эфебия, т. е. военно-гимнастическая подготовка. С 20 лет юноши, не проявившие склонности к умственным занятиям, делаются воинами. Меньшая часть юношей, проявившая способности к отвлеченному мышлению, проходит до 30 лет третью, высшую ступень образования, изучая философию, а также арифметику, геометрию, астрономию и теорию музыки, но уже в философско-теоретическом плане. Они готовятся к государственным должностям. Немногие, проявившие исключительные дарования, продолжают философское образование еще 5 лет (до 35-летнего возраста), после чего с 35 до 50 лет становятся правителями государства.

Источник

Педагогические идеи античных философов.

Вначале педагогическое знание развивалось в философской мысли. Оно стало основой обобщения опыта воспитания, выделения теоретических начал, которые в последующем и дали начало педагогике как науке. Педагогические идеи развивались в философских учениях древнегреческих мыслителей Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, древнеримских мыслителей Цицерона, Сенеки, Квинтилиана и других античных философов, в трудах которых отражены идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.

Материалистическая теория познания Демокрита, согласно которой началом знания являются ощущения («темное познание»), а истина постигается разумом (теоретическое мышление), который свои доказательства берет из ощущений, имела значение при решении им вопросов умственного воспитания.

По дошедшим до нашего времени фрагментам сочинений Демокрита можно отметить, что он разрабатывал все отрасли знания того времени: известны его труды по философии, математике, физике, биологии, медицине, психологии, искусству.

Демокрит высказал и ряд педагогических идей:

Нравственным человеком Демокрит считал человека умеренного, действующего по долгу перед обществом, способного участвовать в общественной и политической жизни.

Демокрит одним из первых выдвинул идею природосообразности воспитания.

Педагогическими принципами Сократа являлись отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным способом в обучении и воспитании.

Платон(427-347 до н.э.) излагал свои мысли о воспитании в своих политических и философских трактатах «Государство» и «Законы».

В идеальном обществе, которое представлено в «Законах», руководитель дела образования является первым лицом государства. Государство опекает будущих матерей, заботясь, чтобы они вели здоровый образ жизни. Платон провозглашает принцип всеобщего обязательного (минимум трехлетнего) обучения: «Стар и млад должны по мере сил получить образование». В программе он сделал попытку соединить достоинства спартанского и афинского воспитания, соблюдая при этом «золотую середину», Платон полагает, что при обучении следует обеспечить «свободу призвания», т.е. учитывать личные склонности и соблюдать принцип воспитывающего обучения («Самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание»).

Платон неустанно разъяснял огромное значение воспитания, привлекая к нему внимание общества и законодательных органов. Он утверждал, что воспитание необходимо человеку, так как только оно делает его «кротким и достойным созданием». В воспитании молодого поколения должно быть особенно заинтересовано государство, которое в результате получит хороших воинов, государственных деятелей, философов.

Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека: «В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь». Платон требовал разностороннего воспитания для всех, кто его мог получить, будь то мудрецы или воины.

Воспитание, считал Платон, должно сообразовываться с природой души ребенка. Человек изменяется с детских лет и до старости. Поэтому и воспитание не может быть одним и тем же на всех ступенях развития подрастающего человека.

Особое значение как средству воспитания он придавал играм. Платон также требовал, чтобы взрослые следили за детскими играми: дети должны строго выполнять правила игры, не вносить в них каких-либо новшеств; иначе, приучившись к этому в игре, они захотят внести изменения и в законы рабовладельческого государства, а этого допустить нельзя. Платон считал в то же время, что «все науки надо преподавать детям не насильно, играючи», ибо «свободный человек никакой науке не должен учиться рабски». Платон также называл важным средством воспитания чтение и рассказывание детям литературных произведений. мифов. При этом он считал необходимым установить законодательно, что именно нужно читать и рассказывать маленьким детям. Большое место в воспитании он отводил песням и танцам.

Отметим, что Платон впервые рассматривал вопросы воспитания маленьких детей в системе, что было очень важно для дальнейшего развития теории дошкольного воспитания.

Платон рассматривал воспитание как могучий, но не всесильный способ формирования личности. Педагогическое воздействие ограничено сложной и противоречивой природой человека, в которой сплетены воедино «свет и тень», «добро и зло».

Аристотель(384-322 до н.э.) отразил вопросы воспитания в своих сочинениях «Политика» и «Этика».

Педагогические воззрения Аристотеля связаны с его учением о душе, ее трех видах: растительной, животной, разумной. этим трем видам души соответствуют три стороны воспитания: физическая, нравственная, умственная, которые, по убеждению философа, неразрывны.

Наиболее системно взгляды Аристотеля на воспитание и образование изложены в трактате «Политика».

Аристотель придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию. Он полагал, что всякая форма государственности нуждается в соответствующем воспитании как в первой необходимости. При этом утверждал ась целесообразность равного («однородного», «тождественного») воспитания для свободного населения в идеальном государстве. Аристотель дал философско-психологическое обоснование практики афинского воспитания, направленного на всестороннее развитие личности.

Одним из первых Аристотель сделал попытку дать возрастную периодизацию:

Аристотель уделял большое внимание воспитанию этических добродетелей. Он считал, что добродетель не дается людям от природы, хотя природа способствует этому. Осуществляется эта возможность через усилия самого человека, его деятельность и общение. Особая роль в формировании прекрасного отводилась музыке.

Умственное воспитание, по мнению Аристотеля, осуществляется путем изучения грамматики, арифметики, рисования, предметов, полезных в житейском обиходе и имеющих практическое применение. Однако детей следует обучать этим наукам не столько в интересах получаемой от этого пользы, сколько потому, что такое обучение расширяет умственный кругозор, подготавливает учеников к восприятию дальнейших знаний.

Аристотель продолжил исследование проблемы факторов, влияющих на формирование человека, начатое еще Платоном. Он выделял три основных фактора: внешний, окружающий человека и воспринимаемый органами чувств мир; внутренние силы, развивающие в человеке присущие ему задатки; целенаправленное воспитание, развивающее способности человека в необходимом для общества-государства направлении.

Аристотель занимался и непосредственно педагогической деятельностью в основанной им в Афинах для молодых представителей рабовладельческой знати знаменитой философской школе Ликея (335 г. до н. э.), просуществовавшей несколько столетий.

Аристотель оказал определяющее влияние на философскую и педагогическую мысль Античности и Средневековья. Его трактаты служили учебными пособиями в течение многих столетий.

Педагогическая мысль Древнего Риманашла отражение в сочинениях Цицерона, Сенеки, Квинтилиана.

Марк Туллий Цицерон(106-43 до н.э.) был оратором, политическим деятелем, философом, педагогом. Свои педагогические идеи он изложил в целом ряде трактатов: «Оратор», «Об обязанностях», «О природе Добра и Зла».

Цицерон считал, что единственным путем для достижения истинно-человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и самообразование. Оратору прежде всего следует освоить общую для того времени культуру получить «универсальное образование». Книги Цицерона широко использовались в школах эпохи Средневековья и Возрождения.

Вопросы нравственного воспитания были рассмотрены им в таких произведениях, как «Письма на моральные темы», «Нравственные письма к Луцилию».

Главной задачей воспитания провозгласил моральное совершенствование человека.

Основным предметом школьного обучения он считал философию, овладев которой можно постичь природу и самого себя, и которая является средством нравственного самосовершенствования человека.

Сенека был сторонником энциклопедического образования, не считал «семь свободных искусств» основными школьными дисциплинами.

Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искусством оратора («поэтами родятся, а ораторами становятся»). Квинтилиан открыл в Риме свою риторскую школу, которая пользовалась широкой известностью и приобрела статус государственного учебного заведения. В школе Квинтнлиана основательность широкого общего образования сочеталась с глубоким изучением ораторского искусства времен античного классицизма. Как и многие другие философы и педагоги античности Квинтилиан исповедовал идеи и принципы гуманистической, ненасильственной педагогики.

Он полагал, что от природы дети обладают всеми физическими и духовными данными, чтобы успешно овладевать знаниями и получать необходимое образование. Но для этого педагог должен внимательно изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого из своих питомцев, четко ориентируясь на возрастную специфику их развития.

Квинтилиан критиковал семейное воспитание в высших слоях римского общества, где дети допускались на пиршества и становились свидетелями неблаговидного поведения взрослых; осуждал родителей за потворство детям и недооценку важности периода детства для становления личности человека. Квинтилиан требовал от родителей, кормилиц и нянь, чтобы они помнили, что ребенок очень восприимчив и в нем легко укореняется как хорошее, так и «дурное»; следует учитывать это и при выборе товарищей-сверстников и педагогов. Справляться с «дурными» наклонностями помогает воспитание. Чтобы достичь хороших результатов, считал Квинтилиан, необходимо соединить природную доброту человека и воспитание.

Квинтилиан настаивал на необходимости образования полезного обществу. Цель воспитания он видел в серьезной Подготовке молодого человека к исполнению гражданских обязанностей. Идеалом человека-гражданина Квинтилиан считал афинского политического деятеля Перикла.

Римский педагог дал методические советы по обучению детей грамоте. Он настаивал на одновременном ознакомлении их с видом и названием букв с помощью наглядных пособий (буквы из слоновой кости), настаивал на соблюдении систематичности и последовательности в обучении.

Лучшим средством воспитания оратора Квинтилиан считал разучивание стихотворении, которые способствовали бы и нравственному воспитанию. Он заложил основу методики разучивания стихотворений: стихотворение прочитывают целиком, разбивают на логические части и заучивают частями, в заключение оно декламируется целиком.

В истории развития педагогической мысли Квинтилиан занимает важное место как автор первого специального педагогического труда, заложивший основы дидактики и методики, систематизировавший требования к воспитанию детей дошкольного возраста.

Квингилиан теоретически обосновал и применял в своей практике три метода в обучении и воспитании, которые считал наиболее действенными: подражание, наставление и упражнение. По его убеждению, общественное (школьное) образование имеет больше достоинств по сравнению с индивидуальным (домашним).

Идеи Квинтилиана приобрели большую популярность в эпоху Возрождения и оказали значительное влияние на многих деятелей того времени.

Источник

2.3. Зарождение педагогической теории в философских учениях древнегреческих мыслителей

В Древней Греции зародились первые в истории педагогики педагогические теории. Они еще не выделяются отдельно, а находят свое место в философских учениях древних мыслителей.

Демокрит (460-370 гг. до н. э.). Представитель материалистического направления в древнегреческом философии. Написал около 70 произведений, но до сих пор сохранились лишь их обрывки.

Демокрит предоставлял воспитанию чрезвычайно большое значение. Он считал, что внешние воздействия (воспитания) играют ведущую роль в развитии человека. До главных воздействий такого рода относил: обучение, положительный пример взрослых и упражнения.

Он одним из первых указал на важную роль труда в воспитании и обучении. Именно обучение мыслитель рассматривает как серьезную трудовую деятельность (“Обучение производит прекрасные вещи только на основе труда“).

Демокріту одном из первых в мире принадлежит мысль о необходимости воспитания в соответствии с природой ребенка (в дальнейшем эта идея развивается как “принцип природосообразности в воспитании“). Он указывает, что “природа и воспитание подобные“. А именно воспитание, идя по пути природы, “перестраивает человека, создавая ей вторую природу“.

Сопоставляя важность сообщения детям разнообразных знаний с развитием у них мышление, философ отдает предпочтение второму, поскольку, как указывает он, “значительная часть багатознайок не имеют разума“.

Сократ (469-399 гг. до н. э.). Родился в семье скульптора вблизи Афин. Большую часть жизни посвятил философской творчества и педагогической деятельности. Стоял на философских позициях о невозможности для человеческого разума познания мира и вещей. По его мнению, человек может познать только саму себя (“Познай самого себя“).

Считал себя специалистом, прежде всего, в вопросах этики. Из этических соображений выводил цель воспитания, которая заключается в личном нравственном самосовершенствовании, освобождении интеллекта от всех негативных внешних воздействий.

Ничего неизвестно о его произведения. Сократ пользовался исключительно устным методом изложения своего учения. Он собирал большую аудиторию на афинских улицах и площадях и проводил беседы с желающими его слушать.

Главные педагогические принципы Сократа: отказ от принуждения и насилия, признание наиболее действенным воспитательным средством убеждения.

Платон (427-347 гг. до н. э.). Ученик Сократа. Занимался педагогической деятельностью в Афинах, где при гімнасії Академия основал философскую школу. Свое философское учение и педагогические взгляды изложил в произведениях “Государство“ и “Законы“.

Отстаивает государственное, общественное воспитание детей. В связи с этим Платон первым в истории пришел к мысли о необходимости введения государством детских дошкольных учреждений.

Для наиболее способных юношей, которым уготовано быть философами и правителями, существует высшее образование. Она имеет два цикла: первый десятилетний (21-30 лет), второй пятилетний (31-35 лет). Возраст 35-60 лет для философов Платоном определяется как подготовка к вступлению в мир идей и участие (до 50 лет) в управлении государством.

Для представителей третьей касты (ремесленники и земледельцы) воспитание осуществляется в процессе практической жизни.

Платон крайне негативно относился к физическому труду. Обучение, по его мнению, не должно носить трудового характера. Особенно важную роль в воспитании отводит игре детей. “Ни одну науку свободный человек не должна изучать как раб, потому насильно не выкладывай детям науки, а через игру“.

Аристотель (384-322 г. до н. э.). Философ-диалектик, ученик Платона. Аристотель много лет занимался педагогической деятельностью в основанной им философской школе “Ликей“ при одноименном гімнасії. Он воспитывал малолетнего будущего завоевателя Александра Македонского.

Педагогические идеи мыслителя изложенные в его философских произведениях: «Политика», «Нікомахова этика», «Метафизика», «О душе» и др. Произведения Аристотеля охватывают все отрасли знаний того времени.

Он допускает одновременное и нераздельное существования материальных вещей и нематериальных идей в едином мире. Они взаємовідносяться между собой соответственно как вещество i форма, которые в единстве характеризуют определенную вещь.

В отличие от Платона, Аристотель обосновывает большое значение деятельности в воспитании и обучении. “Когда учатся, то не играют“, поскольку “молодежь нужно воспитывать не для забавы“. Всю жизнь человека должно носить деятельный характер. Но мыслитель имеет в виду не физическую работу, а деятельность души по совершенствованию определенных добродетелей.

Аристотель отделяет физический труд от занятий вільнонароджених людей, поскольку это их унижает и отнимает время для развития интеллектуальных сил. Он исключает любую профессионализацию всех учебных дисциплин, поскольку это делает из человека ремесленника.

Источник

Зарождение педагогической теории в Древней Греции

зарождение педагогической мысли в философских учениях древней греции. Смотреть фото зарождение педагогической мысли в философских учениях древней греции. Смотреть картинку зарождение педагогической мысли в философских учениях древней греции. Картинка про зарождение педагогической мысли в философских учениях древней греции. Фото зарождение педагогической мысли в философских учениях древней греции зарождение педагогической мысли в философских учениях древней греции. Смотреть фото зарождение педагогической мысли в философских учениях древней греции. Смотреть картинку зарождение педагогической мысли в философских учениях древней греции. Картинка про зарождение педагогической мысли в философских учениях древней греции. Фото зарождение педагогической мысли в философских учениях древней греции зарождение педагогической мысли в философских учениях древней греции. Смотреть фото зарождение педагогической мысли в философских учениях древней греции. Смотреть картинку зарождение педагогической мысли в философских учениях древней греции. Картинка про зарождение педагогической мысли в философских учениях древней греции. Фото зарождение педагогической мысли в философских учениях древней греции зарождение педагогической мысли в философских учениях древней греции. Смотреть фото зарождение педагогической мысли в философских учениях древней греции. Смотреть картинку зарождение педагогической мысли в философских учениях древней греции. Картинка про зарождение педагогической мысли в философских учениях древней греции. Фото зарождение педагогической мысли в философских учениях древней греции

зарождение педагогической мысли в философских учениях древней греции. Смотреть фото зарождение педагогической мысли в философских учениях древней греции. Смотреть картинку зарождение педагогической мысли в философских учениях древней греции. Картинка про зарождение педагогической мысли в философских учениях древней греции. Фото зарождение педагогической мысли в философских учениях древней греции

зарождение педагогической мысли в философских учениях древней греции. Смотреть фото зарождение педагогической мысли в философских учениях древней греции. Смотреть картинку зарождение педагогической мысли в философских учениях древней греции. Картинка про зарождение педагогической мысли в философских учениях древней греции. Фото зарождение педагогической мысли в философских учениях древней греции

Древнегреческие ученые и философы Сократ, Платон и Аристотель в своих трудах весьма отчетливо выразили свои мысли о воспитании и обучении.

Целью воспитания, по мнению Сократа, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности.

Сократ вел беседы по вопросам нравственности, побуждая слушателей путем вопросов и ответов отыскать «истину» самим, не давая им готовых положений, выводов. Этот метод беседы был назван «сократическим». Он сыграл положительную роль в развитии методики обучения.

Большое значение Платон придавал физическому воспитанию женщин, подобно тому как это было в Спарте.

1. растительная, которая проявляется в питании и размножении,

2. животная, которая сверх свойств растительных проявляется в ощущениях и желаниях,

3. разумная, которая сверх растительных и животных свойств характеризуется еще мышлением или познанием. В человеке животная часть души, поскольку она подчинена разуму, может быть названа волей.

Трем родам души, по Аристотелю, соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное.

Аристотель сделал первую в истории педагогической мысли попытку установить возрастную периодизацию. Он делит жизнь подрастающего человека на три периода:

1. до 7 лет. До 7 лет дети должны воспитываться в семье. Он указывал на необходимость кормить ребенка соответствующей его возраста пищей, на гигиеническую важность движений, на желательность постепенного закаливания ребенка.

зарождение педагогической мысли в философских учениях древней греции. Смотреть фото зарождение педагогической мысли в философских учениях древней греции. Смотреть картинку зарождение педагогической мысли в философских учениях древней греции. Картинка про зарождение педагогической мысли в философских учениях древней греции. Фото зарождение педагогической мысли в философских учениях древней греции

2. с 7 до 14 лет (наступление половой зрелости). В этом возрасте ребенок должен посещать государственную школу. Физическое воспитание должно предшествовать умственному. Аристотель считает, что физическое, нравственное и умственное воспитание взаимосвязаны друг с другом. Во время начального обучения, кроме гимнастики, следует, по его мнению, обучать чтению, письму, грамматике, рисованию и музыке. Юноши должны получить в школе серьезное образование: изучить литературу, историю, философию, математику, астрономию и музыку.

3. от наступления половой зрелости до 21 года.

Женщины, природа которых, по мнению Аристотеля, отличается от природы мужчин, не получают такого же как они образования.

В области нравственного воспитания Аристотель придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках.

Для выработки добродетели необходимы продуманные упражнения в справедливом и хорошем, нужна привычка, постоянное действие, а из привычки, из навыка образуется нравственное поведение.

Вершиной древнегреческой философии явились взгляды философа-материалиста Демокрита (460-370 гг.до.н.э.) (создатель атомистической теории). Он много внимания уделяет в своих трудах вопросам воспитания, обращается к законам природы, к подлинному знанию, которое разрушает суеверие и страх.

Одним из первых Демокрит выдвинул вопрос о природосообразности воспитания. Он первый подчеркнул огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения.

Источник

Зарождение педагогической теории в Древней Греции

Педагогика развивалась как часть единой тогда науки — философии и занимала видное место в учениях античных мыслителей: Сократа, Платона, Демокрита, Аристотеля и др.

Одним из наиболее выдающихся древнегреческих философов был Сократ (ок. 470 до н.э. — 399 до н.э.). Сын ваятеля, он проповедовал на улицах и площадях, ставя своей целью борьбу с софистами и воспитание молодежи. Беседы его касались вопросов о сущности общих понятий: добра, красоты, любви, бессмертия души, достоверности знания и прочего. Сократический метод вести диалог строился на дедуктивном приеме, состоявшем в определении понятий путем исключений, и в дальнейшем его стали называть сократичим.

Сократ не оставил после себя каких-либо сочинений; важнейшими источниками сведений о его жизни и учении являются сочинения его учеников — Ксенофонта и Платона.

Педагогические взгляды Демокрита. Демокрит был выдающимся древнегреческим философом-материалистом, создателем атомистической теории. На ее основе Демокрит выдвинул материалистическую концепцию развития личности. Демокрит считал, что становление личности человека зависит от его природы и воспитания. Вот некоторые из его высказываний на эту тему: «Никто не достигнет ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться», «Большинство людей становятся хорошими благодаря упражнению, а не природе», «Иногда молодым людям присущ разум, а старцам — безрассудство, ибо разуму учит не время, а надлежащее воспитание и природа».
Огромное значение Демокрит придавал среде, примеру взрослых, словесному воздействию, воспитанию «убеждением и «доводами», приучению к труду. В дошедших до нас фрагментах трудов Демокрита отражено требование начинать воспитание детей с малых лет.

Педагогические идеи Платона. Древнегреческий философ-идеалист, Платон был автором многочисленных сочинений. Во многих из них он высказывал мысли о воспитании. Свою систему взглядов на организацию воспитания он изложил в трактатах «Государство» и «Законы».

В целях укрепления рабовладельческого государства Платон рекомендовал свою систему воспитания, в которой сочетались некоторые моменты воспитательного опыта Спарты и Афин.

Воспитание, по мнению Платона, обозначает воздействие взрослых на детей, формирование в детях нравственности и добродетели. В понятие «учение» он включал приобретение знаний посредством изучения наук, а главное свойство науки, по Платону, состоит в том, что она «будит душу пользоваться мышлением для истины».

Особое значение он придавал играм, а также чтению и рассказыванию детям литературных произведений, мифов. При этом он считал необходимым установить законодательно, что именно нужно читать и рассказывать маленьким детям.

Платон также требовал, чтобы взрослые следили за детскими играми: дети должны строго выполнять правила игры, не вносить в них каких-либо новшеств. Иначе, приучившись к этому в игре, они захотят внести изменения и в законы рабовладельческого государства, а этого допустить нельзя. Платон считал в то же время, что «все науки надо преподавать детям не насильно, а играючи», ибо «свободный человек никакой науке не должен учиться рабски». Большое место в воспитании он отводил песням и танцам.

В «Государстве» Платон выдвинул идею общественного воспитания детей с самого младшего возраста и предложил определенную систему ее организации. С 3 до 6 лет всех детей всех жителей города или поселка нужно собирать в особых местах для игр. При этом специально назначенные стражами закона женщины должны следить за порядком и руководить играми. С 6 до 12 лет дети в государственной школе учатся читать, писать, считать, а также петь и играть на музыкальных инструментах. С 12 до 16 лет они посещают палестру, где главное внимание уделяется разностороннему физическому воспитанию.

С 16 лет юноши изучают арифметику, геометрию, астрономию, преимущественно с практическими целями (предвоенная подготовка). С 18 до 20 лет они в эфебии должны получить специальную военно-физическую подготовку. На этом этапе заканчивается образование тех юношей, которые по своим возможностям должны остаться в разряде воинов, ремесленников, земледельцев и купцов. Только лица, у которых разумная часть души, до 30 лет изучают философию, развивают отвлеченное мышление, изучая в этих целях геометрию, арифметику, астрономию, теорию музыки, и готовятся к государственной деятельности. Выделившиеся в этой группе самые сильные в интеллектуальном отношении молодые люди продолжают свои занятия и, овладев философией, становятся правителями государства.

Воспитание женщин, считал Платон, должно быть таким, как было в Спарте. Дети рабов к образованию не допускаются.

Большое внимание Аристотель уделял воспитанию в дошкольном возрасте. «Ко всему, к чему можно приучить ребенка, лучше приучить его непосредственно с пеленок»,— говорил он. До 7 лет дети должны воспитываться в семье. Следуя своему принципу природосообразности, Аристотель дал общую характеристику дошкольного возраста. До 7 лет, считал он, в детях преобладает растительная жизнь, поэтому надо в первую очередь развивать их организм. Главное для маленьких — питание, движение, закаливание. Дети должны заниматься подходящими их возрасту играми, им полезно слушать рассказы и сказки, детей следует обучать речи. С 5 лет родители должны готовить их к школе.

В 7 лет мальчики переходят в государственные школы (женщинам, считал философ, не нужно давать такого образования, как мужчинам). Аристотель подчеркивал, что школы должны быть именно государственные, а не частные, потому что воспитание граждан — забота государственная.

Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках — частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, которые должны быть продуманными и умеренными. Такое уравновешенное поведение можно считать добродетельным. Заниматься нравственным воспитанием детей должны главным образом родители.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *