живое созерцание абстрактное мышление практика
Суть учения Ленина 25 установок
Хорошо известны ленинские лозунги: «Мир народам!», «Хлеб голодным!», «Долой самодержавие!», «Землю крестьянам!», «Фабрики рабочим!», «Власть Советам!».
Но Ленин написал 57 томов, каковы же основные установки ленинизма? Вот вам 25 выделенных мной тезисов.
Материя первична – ощущения вторичны
Материя есть то, что, действуя на наши органы чувств, производит ощущения. Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении. «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности».
Любая философия это политика
Беспартийной философии не бывает. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. По этому любая философия открыто или скрыто выражает интересы какой то общественной группы. Философия материализма обязывает при оценке события открыто становиться на точку зрения определенной общественной группы. Материалист должен бороться против чуждых ему воззрений, но вместе с тем видеть и использовать полезное, что может в них содержаться.
Невозможно быть нейтральным
В капиталистическом обществе нельзя воздержаться от участия в обмене продуктов или рабочей силы. А обмен неминуемо порождает экономическую борьбу, а вслед за ней и борьбу политическую. Равнодушие к борьбе не является, отстранением от борьбы или нейтралитетом. Равнодушие есть молчаливая поддержка того, кто силен, того, кто господствует.
Социальная справедливость при капитализме не возможна
Пока средства производства остаются в руках капитала, пролетарий будет продавать свою рабочую силу, чтобы выжить. Ни о какой социальной справедливости в этих условиях не может быть и речи. Только последовательная борьба за свои интересы делает рабочих «классом для себя».
При капитализме не может быть демократии
Все нации придут к социализму, это неизбежно, но все придут не совсем одинаково. Социализм не может победить одновременно во всех странах. Он победит первоначально в одной или нескольких.
Империализм есть канун социалистической революции
По мере развития капитализма происходит концентрация финансового капитала, полное сращивание корпораций с государством и возникает империализм, его основные признаки таковы :
— монополии играют решающую роль в хозяйственной жизни;
— финансовый капитал становиться сильнее промышленного;
— приоритет вывоза капитала перед вывозом товаров;
— появляются транснациональные монополии, делящие мир между собой;
В этих условиях вся болтовня о «свободе» и «демократии» служат одной цели – отвлечь внимание и обдурить народ. Стремление олигархии к прибыли и углубление противоречий при империализме и приводит к войне. Войны при империализме неизбежны. Таким образом империализм готовит почву для социалистической революции.
Для революции не достаточно, чтобы угнетенные массы осознали невозможность жить по-старому, и потребовали перемен; для революции необходимо, чтобы угнетатели не могли жить и управлять по-старому. Лишь тогда, когда “низы” не хотят жить по старому и когда “верхи” не могут жить по-старому, лишь тогда революция может победить.
Возникает в результате ликвидации капиталистической частной собственности в ходе социалистической революции, установления диктатуры пролетариата и обобществления основных средств производства. В интересах всего общества, для бескризисного развития экономики, ликвидации безработицы, инфляции, бедности и социального не равенства.
Историю двигают массы
Исторические события осуществляются НЕ “критически мыслящей” личностью, решающая роль принадлежит народным массам, передовому классу. Однако социалистическое сознание возникает не стихийно. Оно вносится в пролетарские массы революционной партией.
выборность всех государственных органов власти снизу доверху;
подотчетность их народу;
обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих.
Сплочённость и дисциплина
Опора на реальность
Социалистическая интеллигенция только тогда может рассчитывать на плодотворную работу, когда покончит с иллюзиями и станет искать опоры в действительном, а не желательном развитии России, в действительных, а не возможных общественно-экономических отношениях. Нет смысла ныть о том, что люди не такие какими бы мы хотели их видеть. «Нужно уметь работать с тем человеческим материалом, который есть в наличии. Других людей нам не дадут».
Романтика это стремление к идеалу, красоте, свободе и духовному совершенству. А так же культ подвига и героя.
«Мы не можем обойтись без романтики. Лучше избыток ее, чем недостаток. Мы всегда симпатизировали революционным романтикам, даже когда были не согласны с ними».
Не доверяй чиновникам и юристам
«Юристов надо брать ежовыми рукавицами и ставить в осадное положение, ибо эта интеллигентская сволочь часто паскудничает».
Рай на земле важнее рая на небе
Нужно защищать русский язык
«Русский язык мы портим. Иностранные слова употребляем без надобности. Употребляем их неправильно. К чему говорить «дефекты», когда можно сказать недочёты, или недостатки, или пробелы. Не пора ли нам объявить войну употреблению иностранных слов без надобности?»
Есть продолжение его достоинств. Но если достоинства продолжаются больше, чем надо, обнаруживаются не тогда, когда надо, и не там, где надо, то они являются недостатками.
Не так опасно поражение, как боязнь признать своё поражение
Только тогда мы научимся побеждать, когда мы не будем бояться признавать свои поражения и недостатки, когда мы будем истине, хотя бы и самой печальной, смотреть прямо в лицо. Честность в политике есть результат силы, лицемерие — результат слабости.
Не впадай в крайности
Всякая крайность нехороша; все благое и полезное, доведенное до крайности, может стать и даже, за известным пределом, обязательно становится злом и вредом
Некультурный пролетариат будет съеден более культурной буржуазией, которая победит «мирно» силами своего культурного превосходства. А потому следует учиться, учиться и ещё раз учиться. «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество».- утверждал Ленин.
Культура и наука принадлежит всем
Права на интеллектуальную собственность умерших авторов должны принадлежать не частным лицам, а всему обществу. И быть в свободном доступе.
Учёные, писатели и политики о Ленине
Формула единства материи и духа. Модель мира
Эпиграф «От живого созерцания
к абстрактному мышлению и
от него к практике – таков диалектический путь познания истины…»
В.И.Ленин (т.29, стр.152-153)
Данная работа содержит материал, который являет модель и идею строения мира.
В ленинской формуле (см. выше) это занимает второй этап на пути к истине.
В данном случае «абстрактное мышление» автора создало идеальный образ – модель реального мира.
Исходным материалом в построении модели послужили элементы, заимствованные (в основном) из работ Гегеля, Ленина, Ильенкова.
В идейном плане было обогащение Учением Живой Этики, трудами
Е.П. Блаватской.
Сущностной основой или «душой» работы является д и а л е к т и к а, которую
В.И Ленин охарактеризовал как единство логики, гносеологии и теории познания.
В процессе работы мне пришлось отсеять большое количество второстепенного материала и собрать в единое и не противоречивое целое только существенное и главное.
Несмотря на то, что работа содержит формулы и идею единства мира, но в ней нет математики (как таковой), нет метафизики и не видно самой философии.
Это мне удалось достичь благодаря глубокому пониманию СУТИ ДИАЛЕКТИКИ и ее законов, отражающих ВНУТРЕННЮЮ ЛОГИКУ РАЗВИТИЯ реального МИРА и МЫШЛЕНИЯ.
Только на основе перестроенного в себе мышления и при полном осознании истины единства мира, мне удалось сформулировать для самого себя ясную и четкую картину этого мира.
Построение модели и описание ее, на основе усвоенных идей, явилось уже делом чисто технической работы.
Понимание написанного также не составит большого труда для читающих.
Хотелось бы предостеречь «неофитов» и тех кто не сумеет постичь всю глубину и значение этого знания, не торопиться с выводами и скоропалительной критикой в мой адрес.
Эта простая на вид триединая формула, которая может поместится на ладони человеческой руки, заняла у меня времени ровно в 1 человеческую жизнь.
Сегодня я ее публикую впервые для тех, кто способен ее понять и взять себе на вооружение. – Автор –
1) ЭЛЕМЕНТЫ модели и их внешняя связь.
2) Построение модели.
3) ОБЗОР модели в целом.
4) Обобщение целого.
5) Выводы.
6) ПРИЛОЖЕНИЕ.
7) Заключение.
***
Часть 1. ЭЛЕМЕНТЫ модели и их внешняя связь
Базовыми носителями смысла в построении модели я выбрал условные знаки,
которые взял у Гегеля.
1). Символ Е – охватывает собой весь материальный мир снизу, отображая
его «атомарную основу».
Смысловое прочтение: Единичное = отдельное = нечто обособленное.
«Кирпичик» построения физического мира.
Это, так сказать, начальное понимание этого символа.
Математический знак эквивалентный этому символу: 1.
3). Между этими двумя противоположными символами-понятиями лежит некое «связующее звено»: Особое.
Часть 2. ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ
А теперь я постараюсь выстроить свою образную схему символов и понятий,
то есть построю свою (математическую) модель.
Считаю эту модель моим открытием в области идейного построения ОБРАЗА- МИРА как ЦЕЛОГО в соотношении его ЧАСТЕЙ.
А соответствие этой модели реалиям мира, можно будет посмотреть, сравнивая ее с действительностью, т. е. с п р а к т и к о й. Но это уже выходит за рамки этого труда.
Итак, взятые мной знаки-символы, которые указаны в части 1, есть тот строительный материал, из которого строю СВОЮ МОДЕЛЬ МИРА.
Замечание1. Я не говорю что это атом! Возможно, и атом подпадает под это понятие.
Здесь и сейчас это лишь логический элемент любого уровня, но обязательно соответствующий своему существенному качеству, имеющегося у этого элемента.
Давайте отвлечемся от реалий и будем строить абстрактную модель!
Логично предположить, что если у нас (как у строителей) есть строительный материал, почему бы не построить некое «здание» имя которому МИР.
И как из отдельных кирпичей строят здание, которое представляют собой некую сумму кирпичей, связанных определенным образом между собой, так и у нас пусть будет создано некое новообразование, состоящее из отдельных единичных элементов, как составных частей.
Назовем это новообразование неким ОСОБЫМ.
Для краткости обозначим символом О (начальная буква Особое).
Качественной характеристикой ОСОБОГО является: «состоящий из отдельных элементов» и не более того.
ПРИМЕРЫ. Город можно рассматривать как некое ОСОБОЕ, состоящее из отдельных составляющих его элементов или ЕДИНИЦ: домов, людей и т. д.
Если сравнить дом и город (в котором находится этот дом), то город есть некое ЦЕЛОЕ, а дом есть его часть или его элемент.
Также и ОСОБОЕ относится к ЕДИНИЧНОМУ как некое целое к его составной части.
Это важное качество соответствия и взаимосвязи.
Однако, считая ОСОБОЕ неким ОБЩИМ по отношению к ЕДИНИЧНОМУ, нельзя говорить, что оно есть ВСЕОБЩЕЕ. Понятие всеобщего лежит довольно далеко от рассматриваемой «плоскости». Хотя некоторое приближение Е к W как направление действия осуществляется. Именно на этом основании (учитывая направление действия) мы можем записать кратко суть в виде формулы:
W(Е) = О.
Смысл этой записи (для лучшего понимания сути написанного читаем справа): ОСОБОЕ есть некое всеОБЩЕЕ единичного.
Чтобы Вы не теряли нить моего рассказа, покажу всю символьную цепочку:
Е-О-W.
Нетрудно догадаться, что, осуществляя аналогичный подход к ВСЕОБЩЕМУ со стороны ЕДИНИЧНОГО, мы также получим некое новообразование, лежащего ближе в сторону единичного, т. е. будет являться неким ОСОБЫМ. Однако это особое будет некой частью всеобщего, как бы некий элемент всеобщего.
Имеем на символах: Е(W) = О
Поясняю. Подход к формуле справа: Особое есть некоторая часть (элемент) всеобщего.
Однако, ОСОБОЕ в первом случае и во втором это разнокачественные понятия и, чтобы их не путать между собой, введем знаки отличия. Пусть в первом случае это будет О1, а во втором случае О2.
Тогда мы имеем две формулы: W(Е)=О1 и Е(W) = О2.
Для завершающей полноты следует добавить, что в реальной действительности имеет место быть:
О1 = О2.
Часть 3. ОБЗОР МОДЕЛИ В ЦЕЛОМ.
Вот модель в целом.
Начало Е-О-W
Средина W(Е)=О1 и Е(W) = О2
Конец О1=О2
Для полноты изложения и ясности понимания, хотелось бы показать и некую «геометрию» формы, где четко показан сам вектор мысли, указывающий общее направление течения смыслообразующего потока.
Теперь модель полностью готова и ее можно сравнить, как она описывает те самые реалии мира, из которых мы ее получили и которые она должна отражать.
Часть 4. ОБОБЩЕНИЕ ЦЕЛОГО.
Первая фигура логики: Е-О-W это чистые символы, с указанием их внешней связи.
1) Формула W(Е) = О1 выражает все многообразные построения в физическом мире «из простого сложное»: как сложение, соединение, объединение отдельных элементов в целостные материальные «вещи»- от атома до галактики и далее. с всепроникающей силой единства духа W, как ведущего принципа процесса интеграции, самодвижения и развития.
2) Формула Е(W) = О2 область духа, где Е(W)-частица духа, а О2 – сознание (субъекта).
3) Формула О1 = О2 выражает наличие и соответствия определенной формы сознания (О2) в соответствующем материальном носителе (О1). Формула соответствия (как закон «единства противоположностей» в диалектике). Одно без другого не существует.
Это новое, рожденное единство противоположностей (материи и духа), отображаемое данной моделью (через эти простые формулы), позволяет взглянуть на мир, как на эволюционирующую сложную систему, пронизанную единой связью, с внутренним источником энергии самодвижения(!), способного к саморазвитию в неограниченном пространстве и бесконечном времени. Этот новый взгляд на мир, через призму «формульной» модели и есть основа нового мировоззрения 21 века третьего тысячелетия от Р.Х.
Все это, описанное языком слов и знаков, при понимании смысла, может кратко (без слов) записано
3 короткими формулами, которые могут вместиться на ладони руки.
6) ПРИЛОЖЕНИЕ.
О практической стороне и смысле знаков в формулах
Чтобы оценить значимость и целесообразность применения данных формул в области научных и философских исследований, необходимо полнее и глубже разобраться в сущности самих знаков, а также в сущностной подоснове, которая заложена в данные формулы.
Без понимания этого невозможно правильно пользоваться этими формулами.
Это можно сравнить с ситуацией, когда человек впервые садится на велосипед или машину и не знает, как и что надо делать, чтобы ехать на этой машине.
Известно, что каждый человек способен научится управлять и ездить на машине. Но далеко не все это делают. Во-первых, необходимо желание научится этому.
И пока мы не освоим и не научимся ездить на этой «МАШИНЕ» или «МЕХАНИЗМЕ», который называется МЫШЛЕНИЕ, до той поры мы далеко не уедем.
Показываю суть «педалей».
1 педаль: это Е = 1 (употребляется везде и во всем).
В смысловом обозначения они взаимно-противоположны.
Знак Е – «ДРОБИТ» все и вся на мелкие кусочки до предела (!) и берет самый малый, но имеющий смысл!
Примеры.
а) Е = 1 человек (разумная единица Мирового Разума );
б) может быть еще и такое: Е = 1 клетка (любого живого или растительного
организма!);
в) а может быть и такое: Е = 1 атом (любого химического элемента на Земле!)
Улавливаете универсализм этого значка? Но надо учесть одно важное качество, которое никогда нельзя нарушать при употреблении Е = 1: его нельзя отрывать от СМЫСЛА (. ) БЫТИЯ.
Вторая важная величина, это W- всеобщее, бесконечное. Эта величина есть полная противоположность значка Е. Причем, как по СМЫСЛУ, так и по ЗНАЧЕНИЮ.
Если «Е» дробил все и вся на мелкие кусочки (вплоть до атома, клетки, человека), то знак «W» наоборот все объединяет, синтезирует, интегрирует и ДАЖЕ » ЖИВИТ», то есть оживляет все вокруг! Такова его «природа», заложенная в нем ИЗНАЧАЛЬНО!
Продвинутый читатель, наверное, уловил мою МЫСЛЬ о могуществе этого знака, имя которому можно дать Бог! (А как по-другому прикажете понимать бесконечное вечное и все оживляющее единство Мира?)
Но мы не будем пользоваться этим именем, но будем в чистом виде пользоваться его СВОЙСТВАМИ!
Далее.
Совместное сочетание знаков «Е» и «W», решает очень ВАЖНУЮ задачу: выражает собой направленный ПРОЦЕСС ДВИЖЕНИЯ (развития).
Посмотрите: «W» притягивает Е, (Е движется в сторону к W).
Это будет выглядеть так: W(Е).
Смысл: W «снимает» обособленность «Е» и притягивает его к себе, то есть ИНТЕГРИРУЕТ его с другого рода отдельными элементами «Е». (Без указания самого механизма этого объединения).
Поэтому знак «Е» мы ставим в скобки, этим самым показываем, что самостоятельная его «жизнь» закончилась, и он попадает в сферу влияния и преобразующего действия знака «W».
Это, надеюсь, понятно.
Итожу суть знаков сочетания.
ОНИ отображают САМ ПРОЦЕСС ПЕРЕХОДА, КАК НЕ ЗАВЕРШЕННАЯ СТАДИЯ!
ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕССА ВЫРАЖАЮТ другие знаки: О1 и О2.
Процесс Е(W) = О2 выражает снижение уровня Мирового Духа до человеческого!
А процесс W(Е) = О1 выражает объединение элементов материи до уровня ОРГАНИЗМА.
Причем их единство О1 = О2 выражает совместное существование в одном целом.
Человек, как сложный организм, обладает сознанием (духом), в «усеченном» виде от мирового духа.
7) Заключение.
Возвращусь к началу данной работы, к той мысли, которая выражена в эпиграфе, для того, чтобы оценить целостно этот труд.
Эпиграф «От живого созерцания
к абстрактному мышлению и
от него к практике – таков диалектический путь познания истины…»
В.И.Ленин (т.29, стр.152-153)
Спасибо всем, кто ознакомился с этим моим трудом.
Живое созерцание абстрактное мышление практика
Не секрет, что сегодня далеко не все молодые люди смогут сказать, кто такой В.И. Ленин и какую роль он сыграл в судьбе нашего государства. Однако с его высказыванием согласились все учащиеся колледжа факультета информационных технологий.
С философской точки зрения практика является важнейшим видом человеческой деятельности. Она представляет собой чувственную материальную деятельность, направленную на преобразование окружающего нас мира, природы и общества, лежит в основе всех других видов общественной и духовной деятельности, в том числе процесса познания. Именно практика делает возможным познание и позволяет отделить истинное знание от ложного.
На текущей неделе учащиеся колледжа факультета информационных технологий в рамках дисциплины «Выполнение работ по профессиям рабочих, должностям служащих» приступили к изучению устройства персонального компьютера. Учащиеся получили возможность ознакомиться с устройством системного блока компьютера, используя материальную базу лаборатории вычислительной техники. Каждый студент получил индивидуальное задание по подбору комплектующих и сборке системного блока. Не все получается с первого раза. Тем более что проблемы возникают не только из-за упущений в теории, но и из-за отсутствия навыков работы с инструментами и приспособлениями. Но наиболее терпеливые и трудолюбивые учащиеся успешно справляются с заданием и оказывают помощь отстающим.
Занятия, в ходе которых студенты не только применяют теоретические знания для решения практических вопросов, но и имеют возможность претворить свои решения в жизнь, безусловно, будут способствовать их успешному становлению как специалистов.
Заведующий кафедрой вычислительной техники факультета информационных технологий, кандидат технических наук, доцент А.В. Тихоненков
«От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике»
«От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике»
Не секрет, что сегодня далеко не все молодые люди смогут сказать, кто такой В.И. Ленин и какую роль он сыграл в судьбе нашего государства. Однако с его высказыванием согласились все учащиеся колледжа факультета информационных технологий.
С философской точки зрения практика является важнейшим видом человеческой деятельности. Она представляет собой чувственную материальную деятельность, направленную на преобразование окружающего нас мира, природы и общества, лежит в основе всех других видов общественной и духовной деятельности, в том числе процесса познания. Именно практика делает возможным познание и позволяет отделить истинное знание от ложного.
На текущей неделе учащиеся колледжа факультета информационных технологий в рамках дисциплины «Выполнение работ по профессиям рабочих, должностям служащих» приступили к изучению устройства персонального компьютера. Учащиеся получили возможность ознакомиться с устройством системного блока компьютера, используя материальную базу лаборатории вычислительной техники. Каждый студент получил индивидуальное задание по подбору комплектующих и сборке системного блока. Не все получается с первого раза. Тем более что проблемы возникают не только из-за упущений в теории, но и из-за отсутствия навыков работы с инструментами и приспособлениями. Но наиболее терпеливые и трудолюбивые учащиеся успешно справляются с заданием и оказывают помощь отстающим.
Занятия, в ходе которых студенты не только применяют теоретические знания для решения практических вопросов, но и имеют возможность претворить свои решения в жизнь, безусловно, будут способствовать их успешному становлению как специалистов.
Заведующий кафедрой вычислительной техники факультета информационных технологий, кандидат технических наук, доцент А.В. Тихоненков
Живое созерцание абстрактное мышление практика
Познание человеком материальной действительности начинается с чувственных ощущений, вызываемых воздействием предметов окружающего мира на органы чувств, начинается с показаний наших органов чувств. Однако чувственное познание даёт нам лишь случайное, эмпирическое знание ближайшей чувственной обстановки и внешних ограниченных связей. Оно ещё не даёт отображения объективного мира в его многоразличных отношениях, внутренних связях и в его цельности. Подлинная же задача познания состоит в осознании законов действительности. Это осознание достигается на почве обобщения тех чувственных ощущений, которые мы получаем в процессе взаимодействия с этой действительностью. Результатом обобщения и переработки в сознании материала непосредственного созерцания являются понятия. Это уже момент логического познания. Разумеется, что чувственная и логическая стороны познания не разделены между собой. Они проявляются всегда вместе, начиная с первичных ощущений. Больше того, мышление возникает из представлений, вне связи с которым оно не существует и не может развиваться. Содержанием нашего знания является объективный мир. С этим объективным миром связывают нас непосредственно наши ощущения. Поэтому только на основе чувственных представлений возможно логическое познание объекта, т. е. мышление.
Однако нельзя отождествлять друг с другом чувственный и умственный моменты познания. Чувственное познание не идёт дальше отображения единичных вещей и внешних связей между ними, в то время как познание, опосредованное мышлением, схватывает внутренние связи предметов, отображая их в их объективном единстве.
Марксистская теория, подчёркивающая решающее значение практики для теоретического познания, является прямой противоположностью прагматизму, — современному идеалистическому течению буржуазной философии, особенно популярному в США. Прагматизм, основоположником которого был Уильям Джемс, основывается на субъективно-идеалистическом понятии истины. Для него истинно не то, что отражает объективную реальность такою, какова она есть, а то, что полезно, целесообразно для нашей практической деятельности. Истинно то, что практически полезно. Полезность — мера истинности. Отсюда прагматизм приходит к релятивистскому учению о множественности истин. Различные воззрения могут быть в равной мере истинными, поскольку они наилучше служат интересам определённой эпохи, народа, общественной группы, индивида. Эта философия служит оправданием всякой лжи, мракобесия, поскольку они полезны для практики господствующих классов. В конце концов прагматизм приводит к открытой поповщине. «Если окажется, — говорит Джемс, — что религиозные идеи имеют ценность для жизни, то с точки зрения прагматизма они будут истинными, поскольку они пригодны для этой цели».
Позиция марксизма диаметрально противоположна прагматизму. Исходя из объективной истины и отвергая релятивизм, марксизм считает не то истинным, что полезно, а полезным то, что истинно. В материальной революционно-критической практике рождается и закаляется объективное познание мира, способствующее его дальнейшему преобразованию.
Величайшей победой, достигнутой Марксом и Энгельсом, является распространение материалистического познания на человеческое общество. Даже наиболее последовательные материалисты до Маркса не распространяли свой материализм на познание процессов общественного развития, ограничиваясь философским и естественно-научным материализмом. Это не было исторической случайностью, а обусловливалось классовой сущностью старого материализма. Открыть истину социальной жизни, обнаружить глубинные противоречия и движущие силы — это было не по плечу идеологам эксплоатирующего класса, каким бы революционным он ни был. Эта задача — превратить историю человеческого общества в науку, в предмет материалистического познания — могла быть осуществлена только творцами философии пролетариата.
Сенсуализм французских материалистов подводил вплотную к материалистическому пониманию общества, к пониманию того, что общественная среда, социальное бытие людей определяет их мышление, желания, интересы. Но французские материалисты скатывались к историческому идеализму, поскольку общественное бытие они объясняли мнениями и убеждениями людей.
Фейербах, несмотря на наличие у него отдельных прозорливых замечаний, оставался идеалистом «сверху», не пошёл дальше этического понимания общества. Называя свою философию антропологизмом, т. е. сделав человека центром философии, он не понял общественного человека. Подобно материалистам XVII–XVIII вв. Фейербах полагал, что существует некая вечная и всеобщая «природа человека», особая сущность человека «вообще».
Одни представители старого материализма считали человека добрым по своей природе, другие — злым, давали ему ту или другую характеристику, но все они оперировали понятием абстрактной, неисторической человеческой сущности. Конкретные исторические условия существования людей могли быть «неразумными», расходиться с «человеческой природой», тогда они «увечили» человеческую природу, «портили» людей. Следовало привести общественные отношения в соответствие с «природой человека», сделать их «разумными». Нетрудно обнаружить, что человек, о котором говорили старые материалисты, мыслился ими по образу и подобию буржуа, что человеческой сущностью для них была капиталистическая сущность, что «идеальная природа человека» была лишь воплощением идеала буржуа.