животные на православных иконах

Святой Христофор Псеглавый — почему мученика изображали с головой собаки?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Время: первая половина XIX века.

Где написали икону: Урал, город Невьянск.

Город Невьянск находится на Среднем Урале. По переписи 1832 года 43% невьянцев назвали себя старообрядцами. В этот регион ехали в основном те, кто не хотел попадаться властям.

животные на православных иконах. Смотреть фото животные на православных иконах. Смотреть картинку животные на православных иконах. Картинка про животные на православных иконах. Фото животные на православных иконах

Мученик Христофор

До крещения его звали Репрев, жил он на рубеже III–IV веков в Северной Африке, которая в то время была частью Римской империи. Он был сильным и высоким человеком, служил в императорской армии. Перед походом на гóтов император Деций потребовал от солдат принести жертву идолам, но Христофор отказался, объявив себя христианином. За это его мучили, а затем обезглавили.

В западной традиции есть предание, что Христофор до крещения начал искать самого сильного Бога. Он пошел к царю, но тот боялся демонов. Изучал демонологию, но демоны боялись Христа. А Христа он обрел в виде Мальчика, который попросил перенести Его через реку. На середине брода могучий Репрев понял, что Мальчик стал невероятно тяжел. В этот момент ему открылся Христос, сказав: «Иди, с Моей помощью обязательно перейдешь». И после этого стал невидим.

Христофор — значит «носящий Христа». Имя перекликается с преданием о явлении Христа Христофору в виде мальчика, которого святой нес через реку. Этот сюжет изображали многие великие художники: Босх, Мемлинг, Виц и другие.

Почитание на Руси

Почитание святого Христофора на Руси начинается с XIII–XIV веков. Образ с головой пса становится особо популярным: пишется много икон, строятся несколько храмов в честь мученика.

В 1666 году в Москве проходит церковный Собор, который утверждает реформы Патриарха Никона, после которых начинается старообрядческий раскол. Также запрещается изображение мученика Христофора с головой пса. Старообрядцы не принимают решения этого Собора и продолжают изображать святого как раньше.

Запрет на изображение святого Христофора с головой пса относится к созданию новых изображений. В некоторых храмах и монастырях старинные иконы и росписи оставили как было (Успенский монастырь, г. Свияжск), а где-то написали поверх песьего новый, человеческий лик (Спасо-Преображенский собор, Ярославль).

В западной традиции святой Христофор считается покровителем паломников. Изображение святого можно встретить на кольцах и медальонах. Паломник во время путешествия к святому месту должен идти с молитвой и таким образом нести в себе Христа. А изображение святого Христофора напоминает ему об этом.

животные на православных иконах. Смотреть фото животные на православных иконах. Смотреть картинку животные на православных иконах. Картинка про животные на православных иконах. Фото животные на православных иконах

Откуда взялась голова пса

Святого Христофора рано стали изображать с головой пса. Причин для этого несколько. В те времена верили, что люди с собачьими головами действительно существуют — об этом писали путешественники (например, Марко Поло) и даже историки (Геродот). И если первые таким образом просто привлекали к себе внимание, то историки кое-что похожее действительно видели: это были полудикие племена берберов в Западном Египте, которых охотно брали в армию Римской империи. Во время боя для устрашения они надевали на себя шкуры и головы животных. Скорее всего, святой Христофор был родом из этого племени.

животные на православных иконах. Смотреть фото животные на православных иконах. Смотреть картинку животные на православных иконах. Картинка про животные на православных иконах. Фото животные на православных иконах

О происхождении головы пса есть и такое предание: император Деций, пытаясь добиться от Христофора поклонения идолам, подослал к нему двух блудниц. И святой, будучи очень красивым, просит Бога обезобразить свою внешность. Поэтому на иконе святого Христофора изображают не только с головой пса, но и как очень уродливого человека.

Источник

Животные на изображениях святых: Зачем св. Элигию лошадиная нога, почему св. Бригитта всегда с лисой и другие странности

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

животные на православных иконах. Смотреть фото животные на православных иконах. Смотреть картинку животные на православных иконах. Картинка про животные на православных иконах. Фото животные на православных иконах

Мужчина с лошадиной ногой

Святой Элигий, живший во Франции в VI-VII веках, сделал головокружительную карьеру от мальчика из бедной семьи, сумевшего устроиться учеником ювелира, до изготовителя украшений лично для короля Хлотаря II и мастера его монетного двора. Тем не менее, своё ремесло он в конце концов оставил ради духовной карьеры и умер епископом городов Нуайон и Турне. В то время среди франков было ещё много язычников, и Элигий посвящал много сил проповедям среди них.

Естественно, его изображают в основном с предметами ювелирного мастерства, но есть и более интересные изображения – с лошадиной ногой в руках возле трёхногой лошади, например. По преданию, когда Элигий пытался подковать лошадь, в неё вселился дьявол и она бесновалась и не давалась. Тогда святой спокойно отрезал ей ногу, подковал копыто отдельно от лошади и приставил обратно. Нога чудом приросла на место.

животные на православных иконах. Смотреть фото животные на православных иконах. Смотреть картинку животные на православных иконах. Картинка про животные на православных иконах. Фото животные на православных иконах

Женщина с гусем

Святая Фараильда ещё девочкой дала обет безбрачия, но родители не отнеслись к этому серьёзно. Они выдали её замуж. Фараильда сохраняла верность обету, и это очень злило мужа, который настаивал на том, что считал своими супружескими правами. В результате он неоднократно избивал жену. Посещать церковь Фараильда тоже могла только тайком от него, поздней ночью.

Через несколько лет (довольно быстро) муж умер, и Фараильда полностью посвятила себя молитвам и благотворительности. Обычно её изображают с гусем в руках или у ног. По легенде, одним из её чудес было воскрешение уже изжаренного и почти полностью съеденного гуся – оставались только кожа и кости.

животные на православных иконах. Смотреть фото животные на православных иконах. Смотреть картинку животные на православных иконах. Картинка про животные на православных иконах. Фото животные на православных иконах

Мужчина, топчущий ворона

По преданию, святой Экспедит был урождённым армянином, сделавшим себе карьеру в римской армии. Однажды он уверовал в Христа и решил принять крещение. Но вокруг него принялся летать ворон, твердящий слово «завтра» (cras на латыни). Так дьявол пытался отложить крещение, чтобы потом найти способ предотвратить его совершенно. Однако Экспедит ворона слушать не стал, а поймал его, кинул оземь и твёрдо сказал: «сегодня!» Вот почему святого изображают не только с крестом в одной руке и пальмовой ветвью в другой (символы христианства и миролюбия), но и с вороном под одной ногой.

животные на православных иконах. Смотреть фото животные на православных иконах. Смотреть картинку животные на православных иконах. Картинка про животные на православных иконах. Фото животные на православных иконах

Собака над мужской головой

В 870 году датские язычники-викинги под предводительством Ивара Бескостного и Уббоя Рагнарссона высадились на берегу Восточной Англии, где правил христианский король Эдмунд. Король поспешил дать отпор датчанам прежде, чем они углубятся в его земли, но потерпел поражение. Его схватили, привязали к дереву и стреляли в него из лука, причиняя множество мучений. Напоследок датчане лишили короля головы и закинули её в заросли тёрна.

Когда викинги уплыли восвояси и англичане пришли за телом своего короля, они услышали собачий вой неподалёку. Пойдя на звук, подданные Эдмунда увидели волкодава, охранявшего королевскую голову. Не было сомнений, что ночью собака отгоняла от неё волков. Волкодава никто не опознал, откуда он взялся, было неясно, так что произошедшее объявили однозначно чудом, а Эдмунда стали изображать с лежащей отдельно головой и волкодавом над ней.

животные на православных иконах. Смотреть фото животные на православных иконах. Смотреть картинку животные на православных иконах. Картинка про животные на православных иконах. Фото животные на православных иконах

Женщина и лиса

Не все традиции изображения святых относятся к иконографии. Некоторые звери – постоянные спутники, появляющиеся только на картинах и рисунках мирян. Например, святую Бригитту с лисой можно нередко увидеть на современных изображениях, в то время, как на иконах и витражах она будет с другими атрибутами.

Святая (преподобная) Бригитта почитается как католиками, так и православными, поскольку жила до раскола в христианстве. Она была дочерью ирландского короля-язычника по имени Лейнстер и его рабыни-христианки родом из пиктов. Мать Бригитты обратил в христианство сам святой Патрик. Сама Бригитта была крещена в возрасте около пятнадцати лет. Она славилась добротой и всегда готова была накормить голодных. Несмотря на то, что её мать была рабыней, сама Бригитта воспитывалась как принцесса.

животные на православных иконах. Смотреть фото животные на православных иконах. Смотреть картинку животные на православных иконах. Картинка про животные на православных иконах. Фото животные на православных иконах

Медведь, таскающий мужчине палки

Другой пример неиконографической традиции изображения – то, в каком виде предстаёт святой Галл на гербах городов Швейцарии, Германии и Австрии. Возле него рисуют медведя, несущего то ли сук, то ли полено. По легенде, когда Галл начал строить свою молельню, ночью к нему пришёл медведь. Святой приказал ему достать древесину для огня и строительства и за труд кормил медведя хлебом. По другой легенде, медведь согласился работать на Галла после того, как святой вынул из его лапы колючку. После чудесного спасения лапы медведь также везде следовал за святым, как слуга за хозяином.

животные на православных иконах. Смотреть фото животные на православных иконах. Смотреть картинку животные на православных иконах. Картинка про животные на православных иконах. Фото животные на православных иконах

Женщина с оленем

Использовала животный труд и свята Ида Герцфельдская. В её атрибуты официально входит стоящий возле неё олень. Сама Ида была родственницей императора Карла Великого, выросла при его дворе под его личным надзором. Он же подыскал ей мужа, герцога Эгберта, преподнеся Иде в качестве свадебного подарка обширные поместья. Брак Иды и Эгберта был счастливым, но муж умер первым, и Ида поселилась над его могилой.

Ида почитается как первая строительница каменной церкви в своём краю. По легенде, на стройке ей помогал олень, которого она своим плащом укрыла до того от охотников. Он носил на своей спине тёсаные камни.

животные на православных иконах. Смотреть фото животные на православных иконах. Смотреть картинку животные на православных иконах. Картинка про животные на православных иконах. Фото животные на православных иконах

Мужчина с паучком

Святителя Конрада традиционно изображают с чашей в руке, на которой сидит паук. Конрад был священников и однажды во время таинства евхаристии ему в чашу с вином упал паук. Выливать вино, уже ставшее кровью Христа, было нельзя, и Конрад выпил его с пауком. Но паук остался цел и невредим и благополучно выбрался из рта святителя, после чего его с миром отпустили. И даже не заставили ничего строить.

животные на православных иконах. Смотреть фото животные на православных иконах. Смотреть картинку животные на православных иконах. Картинка про животные на православных иконах. Фото животные на православных иконах

Мужчина со львом

Однажды лев осла не устерёг, и его украли разбойники. Монахи потребовали, чтобы теперь лев перевозил дрова вместо осла. Иероним устроил и это. Через некоторое время лев увидел краденого осла в караване, отбил весь караван и торжествующе привёл его в монастырь.

Текст: Лилит Мазикина.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Животные на иконах: добрые, мудрые, очеловеченные

Ребята и зве­рята – одна весе­лая ком­па­ния: любовь к малым сим пре­об­ра­жает дет­ство. Но ста­нет ли для наших детей хоро­шим уро­ком доб­роты оче­ред­ной поход в зоо­парк, где можно посмот­реть на уны­лых зве­рей в неволе? Есть идея: отпра­вимся на про­гулку в музей икон, где в доб­ром сосед­стве со свя­тыми водятся кра­си­вые и пре­об­ра­жен­ные живот­ные. Рас­смат­ри­вая их, можно пого­во­рить с малы­шами не только о зоо­ло­гии, но и о хри­сти­ан­стве в его про­стых и чита­е­мых символах.

Совре­мен­ные ико­но­писцы в своём кругу лас­ково назы­вают ико­но­пис­ных зве­рей «зве­рики», и этим не только выра­жают лич­ное к ним тепло, но и по-бого­слов­ски точно осмыс­ляют их место и роль в икон­ном пространстве.

животные на православных иконах. Смотреть фото животные на православных иконах. Смотреть картинку животные на православных иконах. Картинка про животные на православных иконах. Фото животные на православных иконахЕсли чело­век на иконе изоб­ра­жен свя­тым, обо­же­ным и пре­об­ра­жен­ным, то и живот­ные при­под­няты над своим звер­ским состо­я­нием до сво­его рай­ского про­шлого – то есть немного оче­ло­ве­чены и оду­хо­тво­рены. Их милые мор­дочки – никак не лики, но это уже не и не морды, ско­рее, что-то близ­кое к лицам. И их закон­ное место – рядом с человеком.

Как жирафы стали жирафами

Звери, зем­но­вод­ные и птицы жили до гре­хо­па­де­ния в Раю, «как в Раю» – то есть в совер­шен­ном мире, пони­ма­нии и согла­сии, «пита­ясь про­из­расте­ни­ями» ( Быт. 1:30 ).

животные на православных иконах. Смотреть фото животные на православных иконах. Смотреть картинку животные на православных иконах. Картинка про животные на православных иконах. Фото животные на православных иконахВ Книге Бытия живот­ные появ­ля­ются в про­цессе тво­ре­ния раньше чело­века, но всю бытий­ную пол­ноту при­об­ре­тают только после встречи с ним. Почему?

Иерей Олег Мумри­ков, бого­слов, био­лог, счи­тает, что наре­че­ние зве­рей ( Быт. 2:20 ) не было нужно ни для обще­ния чело­века и Бога, ни для самого чело­века. Что это было сде­лано именно для живот­ных, ведь «есть еще один важ­ный аспект назы­ва­ния в биб­лей­ской тра­ди­ции: «Вещь окон­ча­тельно обре­тает своё бытие лишь тогда, когда ей дается насто­я­щее имя… Мало создать вещь: нужно ещё обес­пе­чить воз­мож­ность её бытия в насто­я­щем и буду­щем в связи с дру­гими окру­жа­ю­щими её живыми существами».

Поэтому име­но­ва­ние Ада­мом живот­ных – это не только «инфор­ма­ци­он­ный» труд, но и его чело­ве­че­ский вклад в про­мыс­ли­тель­ное дей­ствие Божие.

«Поиме­ную – зна­чит, полюблю», – ска­зал один совре­мен­ный поэт. Выбрав имена, пер­вый чело­век сде­лал зве­рей сво­ими не только по закону вла­ды­че­ства над ними, но и по любви. Полю­бив «малых сих» (именно в момент наре­че­ния имен живот­ным) Адам почув­ство­вал, что каж­дой твари по паре, а он один, и ему про­сто необ­хо­дим дру­гой чело­век – «подоб­ный ему» помощ­ник. И вскоре появи­лась Ева…

Уподобясь «скотам полевым»

Нет, звери в Раю не были веч­ными, как люди, но, как пред­по­ла­гает о. Олег Мумри­ков, их уход в небы­тие не был болез­нен­ным, как сей­час. Бла­жен­ный Авгу­стин так гово­рит об изна­чаль­ной смерт­но­сти среди живот­ных: «Богу угодно было отне­сти это бла­го­сло­ве­ние ( Быт 1:22 ) к про­из­во­ди­тель­но­сти, кото­рая обна­ру­жи­ва­ется в пре­ем­стве потом­ства, так что, будучи сотво­рены сла­быми и смерт­ными, [живот­ные] сохра­няют свой род путем рож­де­ния в силу именно этого благословения».

Что про­изо­шло, когда пер­вые люди отпали от Бога?

Сопо­став­ляя гены чело­века и обе­зьяны, наука счи­тает их род­ствен­ными. Не отри­цая этого факта, хри­сти­ан­ство рас­став­ляет свои акценты. О. Олег Мумри­ков кон­ста­ти­рует: «…чело­век не БЫЛ, но СТАЛ похож на обе­зьяну после изгна­ния из Рая». Пре­по­доб­ный Гри­го­рий Синаит (XIV в.) утвер­ждает, что люди «соде­ла­лись из разум­ных скот­скими и из боже­ствен­ных звер­скими». «Тело его было вполне под­чи­нено зако­нам доб­ро­вольно избран­ной скот­ской жизни», – гово­рит прп. Мак­сим Испо­вед­ник об Адаме. Чело­век стал подо­бием «ско­там полевым».

Изме­ни­лась не только био­ло­ги­че­ская при­рода изгнан­ного Адама, но и всё вокруг.

«Были ли тлен­ными живот­ные, рас­те­ния во все­лен­ной до гре­хо­па­де­ния чело­века? Обра­ща­ясь к Свя­щен­ному Пре­да­нию, мы можем найти раз­но­об­раз­ные свя­то­оте­че­ские мне­ния», – гово­рит автор и при­во­дит выска­зы­ва­ния духов­ных авто­ри­те­тов. Вот раз­мыш­ле­ния свя­ти­теля Фео­фана Затвор­ника: «Все­дер­жи­тель понуж­ден был поста­вить ее [тварь] в сие состо­я­ние [тлен­но­сти] паде­нием главы ее – человека».

Пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов пишет: «Затем и все твари, когда уви­дели, что Адам изгнан из рая, не хотели более пови­но­ваться ему, пре­ступ­нику Но Бог сдер­жал все эти твари силою Своею, и по бла­го­у­тро­бию и бла­го­сти Своей не дал им тот­час устре­миться про­тив чело­века, и пове­лел, чтобы тварь оста­ва­лась в под­чи­не­нии ему, и сде­лав­шись тлен­ною, слу­жила тлен­ному чело­веку, для кото­рого создана, с тем, чтобы когда чело­век опять обно­вится и сде­ла­ется духов­ным, нетлен­ным и бес­смерт­ным, и вся тварь, под­чи­нен­ная Богом чело­веку в работу ему, осво­бо­ди­лась от сей работы».

Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) гово­рит об этом так: «Живот­ные утра­тили пови­но­ве­ние и любовь к чело­веку, утра­тив­шему пови­но­ве­ние и любовь к Богу. Оста­вив пищу, сна­чала для них пред­на­зна­чен­ную, ощу­тив изме­не­ния в есте­стве своем, кото­рое при­об­щи­лось к про­кля­тию, пора­зив­шему землю, они вос­стали друг на друга, начали пожи­рать друг друга».

Так что, если у ваших детей уже воз­ник резон­ный вопрос, почему в муль­ти­ках и книж­ках волк гоня­ется за зай­цем, а кот за мышон­ком, ответьте им веско – с хри­сти­ан­ской точки зрения.

Живые символы Христовы

животные на православных иконах. Смотреть фото животные на православных иконах. Смотреть картинку животные на православных иконах. Картинка про животные на православных иконах. Фото животные на православных иконах

Среди ико­но­пис­ных «зве­ри­ков» осо­бое место зани­мают те, кото­рые изоб­ра­жают Самого Хри­ста. Часто встре­ча­е­мый в ката­комб­ной сим­во­лике зна­чок «рыба» изоб­ра­жался одной чер­той. Знак рыбы – это Сам Хри­стос, ведь слово «рыба» (ихтис) на гре­че­ском – это аббре­ви­а­тура «Иисус Хри­стос, Сын Божий, Спа­си­тель». Также изоб­ра­жа­лись и духовно род­ствен­ные Хри­сту веру­ю­щие – хри­сти­ане, «малые рыбы».

Тер­тул­лиан счи­тает образ очень удач­ным и легко чита­е­мым: водами кре­ще­ния люди вхо­дят в новую сти­хию и плы­вут ко спа­се­нию вслед за «рыбой-Спа­си­те­лем». В этом же смыс­ло­вом ряду – и свя­тые апо­столы, по роду заня­тий мно­гие из кото­рых были рыба­ками, и три еван­гель­ских чуда, свя­зан­ные с рыбой и хле­бом (когда два­жды Гос­подь накор­мил толпу и когда по Вос­кре­се­нии явился уче­ни­кам на берегу – дал им доб­рый улов и при­го­то­вил трапезу).

животные на православных иконах. Смотреть фото животные на православных иконах. Смотреть картинку животные на православных иконах. Картинка про животные на православных иконах. Фото животные на православных иконахВ этом смысле очень инте­ре­сен кит, погло­тив­ший Иону. На ико­нах он не вполне рыба и не вполне зверь, стран­ное, но все-таки не злое суще­ство, испол­ня­ю­щее волю Божию о свя­том. И все-таки, его дво­я­кая при­рода ближе к рыбе, а его роль в биб­лей­ской исто­рии – бла­гая и про­мыс­ли­тель­ная, что отсы­лает нас снова к ихтису – сим­волу Христову.

Ягне­нок, или агнец – еще более чита­е­мый сим­вол Хри­ста – «Вот Агнец Божий, Кото­рый берет на Себя грех мира» ( Ин. 1:29 ). Этим тро­га­тель­ным и доро­гим дет­скому сердцу «ягняче-ове­чим» обра­зом про­ни­зан весь Вет­хий Завет.

Навер­няка Вы смот­рели вме­сте с детьми муль­тик «Исто­рии Вет­хого Завета в 35 сериях»? Если да, то вспом­ните кро­шеч­ную фигурку овечки, кото­рая явля­ется немым участ­ни­ком или наблю­да­те­лем всех собы­тий и неиз­менно появ­ля­ется в каж­дой серии.

животные на православных иконах. Смотреть фото животные на православных иконах. Смотреть картинку животные на православных иконах. Картинка про животные на православных иконах. Фото животные на православных иконах

Вот так и в Свя­щен­ном Писа­нии образ агнца посто­янно при­сут­ствует – начи­ная от гибели пра­отца Авеля, затем к Авра­аму, гото­вому отдать Богу самое ред­кое, луч­шее и един­ствен­ное – сына, а затем и к Рож­де­ству Хри­стову и Рас­пя­тию, когда Бог-Отец жерт­вует Сыном.

Один из Все­лен­ских собо­ров запре­тил изоб­ра­жать Спа­си­теля на ико­нах в виде агнца. Но образ никуда не исчез: он часто встре­ча­ется в ико­но­гра­фии Иоанна Кре­сти­теля как малень­кая овечка на его руках.

животные на православных иконах. Смотреть фото животные на православных иконах. Смотреть картинку животные на православных иконах. Картинка про животные на православных иконах. Фото животные на православных иконахПетух и пели­кан в созна­нии ран­них хри­стиан также прочно ассо­ци­и­ро­ва­лись со Хри­стом, обо­зна­чая и жертву, и Евха­ри­стию. Моза­ики и фрески вре­мен пер­вых веков и Визан­тии сохра­нили этот дра­ма­тич­ный сюжет. Спа­са­ю­щий птен­цов от уку­сов змеи пели­кан дает им свою кровь как про­ти­во­ядие, для чего само­от­вер­женно раз­ры­вает себе грудь. Подоб­ная жертва в пред­став­ле­ниях пер­вых хри­стиан очень точно сим­во­ли­зи­рует жертву Христову.

Петух ещё тес­нее свя­зан со Хри­стом и обра­зом, и смыс­лом – он будит нас от житей­ского забы­тья во грехе к пока­я­нию и веч­ной жизни, а еще про­буж­дает мир от язы­че­ства к хри­сти­ан­ству и воз­ве­щает нам Вто­рое при­ше­ствие. Есть и дру­гая важ­ная смыс­ло­вая ниточка, кото­рая их род­нит: петух в нашем пред­став­ле­нии – самая «сол­неч­ная» птица, а Спас в цер­ков­ной тра­ди­ции часто упо­ми­на­ется как Солнце Правды.

животные на православных иконах. Смотреть фото животные на православных иконах. Смотреть картинку животные на православных иконах. Картинка про животные на православных иконах. Фото животные на православных иконахГлядя на нари­со­ван­ного или напи­сан­ного петушка, вме­сте с детьми мы можем наглядно пред­ста­вить себе того кочета, кото­рый горько уяз­вил сердце Петра, отрек­ше­гося от сво­его Спа­си­теля. Правда, на иконе мы вряд ли его встре­тим – ско­рее, в про­из­ве­де­ниях народ­ных про­мыс­лов, по тех­нике близко сто­я­щих к ико­но­писи и зача­стую повто­ря­ю­щих её образы – в Палехе, Хох­ломе, Мстёре.

Также тесно свя­заны со Хри­стом голубь, телец и лев. Голубь, как и агнец, тоже про­ни­зы­вает всё Свя­щен­ное Писа­ние как устой­чи­вый сим­вол Духа Свя­того – от повест­во­ва­ния о Ное­вом ков­чеге до собы­тий Бого­яв­ле­ния. Телец с вет­хо­за­вет­ных вре­мен прочно ассо­ци­и­ро­вался с жерт­вой Богу.

Но самый яркий и огне­нос­ный сим­вол Хри­стов во Славе Его – конечно, цар­ствен­ный лев. Не только ико­но­писцы, но и мно­гие цер­ков­ные и свет­ские авторы исполь­зо­вали этот образ в своих тру­дах и про­из­ве­де­ниях. Нам с детьми он осо­бенно памя­тен по «Хро­ни­кам Нар­нии» К. Лью­иса и тому моменту сказки, где при­но­сит себя в жертву ради сына Адама сол­неч­но­гри­вый лев Аслан.

животные на православных иконах. Смотреть фото животные на православных иконах. Смотреть картинку животные на православных иконах. Картинка про животные на православных иконах. Фото животные на православных иконах

«С ними золотой орел небесный…»

Свя­щен­ник Афа­на­сий Гуме­ров, насель­ник Сре­тен­ского мона­стыря пишет: «Свя­тым апо­сто­лам-еван­ге­ли­стам со II века усво­ены сим­волы: ангел, лев, телец (бык), орел. Вос­хо­дят они к про­ро­че­ским виде­ниям четы­рех живот­ных. Про­року Иезе­ки­илю было явлено: «Подо­бие лиц их – лице чело­века и лице льва с пра­вой сто­роны у всех их четы­рех; а с левой сто­роны лице тельца у всех четы­рех и лице орла у всех четы­рех» ( Иез.1:10 ). Виде­ние таин­ствен­ных живот­ных было и апо­столу Иоанну Бого­слову: «…Пер­вое живот­ное было подобно льву, и вто­рое живот­ное подобно тельцу, и тре­тье живот­ное имело лице, как чело­век, и чет­вер­тое живот­ное подобно орлу летя­щему» ( Откр. 4: 6–7 ).

Апо­сто­лов изоб­ра­жали в виде живот­ных с ран­них веков хри­сти­ан­ства. Пер­вые дошед­шие до нас арте­факты – это моза­ика начала 5 века в Риме и после­ду­ю­щие фрески и изображения.

“Эволюция” змея

В ико­но­гра­фии все гады зем­ные – и змей-иску­си­тель в Раю, и дра­кон из чуда Геор­гия о змие – реп­ти­лии одного смыс­ло­вого ряда. Змея в икон­ном про­стран­стве – одно­значно чита­е­мый сим­вол зла, гре­хо­па­де­ния и смерти, и изоб­ра­жа­ется она соот­вет­ственно, то есть непри­вле­ка­тельно. При­чем вари­анты таких изоб­ра­же­ний очень при­чуд­ливы и раз­но­об­разны – вот где могла в пол­ной мере разыг­раться фан­та­зия ико­но­писца, при­учен­ного к копи­ро­ва­нию образ­цов и неот­ступ­ному сле­до­ва­нию кано­нам. В отно­ше­нии змия кано­нов не сло­жи­лось – вот и пишут его, кто как горазд, под­чер­ки­вая в образе скольз­кое, лжи­вое и отталкивающее.

животные на православных иконах. Смотреть фото животные на православных иконах. Смотреть картинку животные на православных иконах. Картинка про животные на православных иконах. Фото животные на православных иконахЕсли вме­сте с детьми вы зай­дете в сто­лич­ный Музей Рус­ской иконы в Гон­чар­ном пере­улке напро­тив рус­ского подво­рья одного афон­ского мона­стыря, чтобы рас­смот­реть его луч­шие образцы, и заин­те­ре­су­е­тесь именно обра­зом змия, то можете сде­лать очень инте­рес­ный вывод. Иконы рас­по­ло­жены в экс­по­зи­ции от ран­них к позд­ним, и чем дальше под­ни­ма­ешься с пер­вого этажа и ХIV века наверх, в сто­рону века ХХI, тем более заме­ча­ешь – с «ходом веков» икон­ные змеи сильно видо­из­ме­ня­ются, при­чем не в луч­шую сто­рону, при­об­ре­тая все боль­шее сход­ство с неиз­вест­ными науке дино­зав­рами и вир­ту­аль­ными монстрами.

Нет, лучше и не задер­жи­вай­тесь вме­сте с малы­шами на верх­нем этаже у позд­них и совре­мен­ных обра­зов свя­того Геор­гия и змия, в них при­сут­ствует некая адо­пис­ность – по-зве­ри­ному оска­лен­ные морды, ост­рые зубы и когти, чешуй­ча­тые хво­сты.

Лучше задер­жи­тесь вме­сте с малень­кими зри­те­лями у древ­них обра­зов животные на православных иконах. Смотреть фото животные на православных иконах. Смотреть картинку животные на православных иконах. Картинка про животные на православных иконах. Фото животные на православных иконахдорас­коль­ного ико­но­пис­ного пери­ода, а затем у более позд­них – ростов­ских южных и нов­го­род­ских и псков­ских север­ных икон, на кото­рых дра­коны и змии – вовсе не исча­дья ада, а малень­кие и без­за­щит­ные ред­кост­ные звери с испу­ган­ными и нестраш­ными мордочками.

Веро­ятно, в вос­при­я­тии наших пред­ков из Сред­не­ве­ко­вья зло именно такое – не пуга­ю­щее, а, ско­рее, вырож­да­ю­ще­еся как вид, скорб­ное, оттал­ки­ва­ю­щее и жал­кое, как неиз­вест­ная при­роде рептилия.

«Житийные» звери и птицы

Рай­ский язык иконы вня­тен взрос­лым и детям. Оче­видно, что он может научить наших малы­шей новому духов­ному и душев­ному опыту и напи­тать их пре­крас­ным. Успо­ко­ить гипе­р­ак­тив­ных и уми­ро­тво­рить немир­ных. Вос­пи­тать не очень вос­пи­тан­ных. Заин­те­ре­со­вать и увлечь рас­се­ян­ных и равнодушных.

Соб­ственно, и мы, взрос­лые, при сопри­кос­но­ве­нии с миром иконы полу­чим нема­лую пользу. Только всмот­ри­тесь: в икон­ном про­стран­стве люди и звери легко собе­се­дуют безо вся­кого язы­ко­вого барьера, потому что этот все­об­щий язык души и сердца испол­нен любо­вью.

животные на православных иконах. Смотреть фото животные на православных иконах. Смотреть картинку животные на православных иконах. Картинка про животные на православных иконах. Фото животные на православных иконах

Осо­бенно он читаем на ико­нах хри­сти­ан­ской Африки, «колы­бели чело­ве­че­ства», где связь чело­века с живот­ными гораздо тес­нее в при­роде, чем на нашем кон­ти­ненте. Наив­ный стиль этих экзо­тич­ных ико­но­пис­ных изоб­ра­же­ний очень внятно пере­дает пони­ма­ние и любовь между людьми и зве­рями, взять хотя бы копт­ские и эфи­оп­ские образы Рож­де­ства Христова.

животные на православных иконах. Смотреть фото животные на православных иконах. Смотреть картинку животные на православных иконах. Картинка про животные на православных иконах. Фото животные на православных иконахНо и на при­выч­ных нам рус­ских ико­нах дей­ствует тот же закон – мед­веди и львы не охо­тятся на свя­тых, а по-доб­рому жмутся к ним, ищут тепла и ласки, покорно слу­жат в ожи­да­нии буду­щего века, когда их участь тоже изменится.

«Исаак Сирин назы­вает свя­тых «мило­сти­вые сердца, кото­рые пла­ме­неют любо­вью ко всему твар­ному миру… к пти­цам, к зве­рям, ко всей твари». И дикие живот­ные мирно живут около свя­тых, как в то время, когда Адам давал им имена» (В. Лос­ский).

Ико­но­пис­ный мир густо насе­лен оду­хо­тво­рен­ной и пре­об­ра­жен­ной живностью.

Птицы небес­ные встре­ча­ются нам в обра­зах празд­ни­ков Пре­свя­той Бого­ро­дицы. При­ле­тают они на ико­нах к свя­тому Сер­гию Радо­неж­скому как про­об­раз его духов­ных детей.

животные на православных иконах. Смотреть фото животные на православных иконах. Смотреть картинку животные на православных иконах. Картинка про животные на православных иконах. Фото животные на православных иконахМед­веди пре­по­доб­ных Сера­фима и Сер­гия при­ту­ли­лись рядыш­ком с ними, и ради этого сосед­ства готовы питаться одним хлебом.

Свя­той Гера­сим Иор­дан­ский и выле­чен­ный им лев на иконе при­вет­ливо улы­ба­ются и бес­ко­нечно рады друг другу.

Люби­мый в народе свя­той Вла­сий на своих обра­зах повсюду изоб­ра­жён с домаш­ней ско­ти­ной, кото­рой нежно сочув­ствует и покровительствует.

Сокол свя­того Три­фона не хочет уле­тать с руки.

Флор и Лавр пишутся с пре­крас­ней­шими былин­ными конями, и с дру­гих обра­зов словно кивают им крот­кие и мило­вид­ные лошадки Бориса и Глеба, кото­рыми так уми­ленно вос­хи­ща­ется поэт Б. Чичи­ба­бин в соимен­ном им сти­хо­тво­ре­нии (вот его отрывки):

«Ночью чер­ни­гов­ской с гор араратских,

шерст­кой ушей доста­вая до неба,

чад упа­сая от мило­стынь братских,

ска­чут лошадки Бориса и Глеба…

Пусть же вер­шится весе­лое чудо,

слу­жится крас­ками звон­кая треба,

в рай­ские кущи от здеш­него худа

ска­чут лошадки Бориса и Глеба…

Ныне и присно по кру­чам Синая,

по полю рус­скому в рус­ское небо,

ни колоска под собой не сминая,

ска­чут лошадки Бориса и Глеба…»

животные на православных иконах. Смотреть фото животные на православных иконах. Смотреть картинку животные на православных иконах. Картинка про животные на православных иконах. Фото животные на православных иконах

Вгля­ди­тесь в эти образы вме­сте с детьми. Посмот­рите, как эти тро­га­тель­ные и оду­хо­тво­рен­ные живот­ные на ико­нах с надеж­дой загля­ды­вают нам в глаза. Они ждут от нас, что своим пока­я­нием и готов­но­стью созна­тельно жить в Боге одна­жды мы изме­ним их при­роду в бла­гую сторону.

Вален­тина Киденко

Фото из откры­тых источников

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *